Доклад "Проблемное обучение как современная технология образования"

3
0
Материал опубликован 29 May в группе

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснодонский горный колледж»









Доклад

на тему:

«Проблемное обучение

как современная технология образования»

















Подготовила:

Преподаватель высшей категории,

старший преподаватель Илюхина Т.В.













Проблемное обучение как современная технология образования

Основная задача современного образования в выполнении социального заказа не просто вооружить обучающегося фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, развить способность к овладению способами получения информации, к самооценке и саморазвитию. Одной из педагогических технологий, помогающих решать задачи современного образования, является технология проблемного обучения.

Познакомившись с трудами В.К. Дьяченко, В.Н. Максимовой, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина и Е.И. Снопковой по вопросам проблемного обучения, обобщая накопленный педагогический опыт, приходим к следующим выводам и обобщениям.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность обуча­ющихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие обучающегося, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. Такое обучение формирует и развивает интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы личности обучающегося, а также его индивидуальные способности. При этом основной упор делается на общее развитие обучающегося, а не на передачу ему научных выводов.

Общие функции проблемного обучения:

- усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной практической деятельности;

- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся;

- формирование диалектико-материалистического мышления обучающихся.

Специальные функции проблемного обучения:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Основное различие между проблемным и традиционным обучением состоит в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

Цель проблемного типа обучения – не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности обучающегося и развития его творческих способностей.

По определению М.И. Махмутова, проблемное обучение это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия преподавателя и обучающихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.

Проблемный тип обучения обеспечивает не только достижение результата (усвоение системы знаний), но и овладение обучающимися процессом получения этого результата (усвоение способов деятельности по овладению знаниями).

Проблемное преподавание - деятельность преподавателя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью обучающихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность обучающихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения преподавателя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает обучающимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность на поиск решения проблемы, так что на основе анализа фактов обучающиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью преподавателя определенные понятия.

Обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения. Деятельность обучающегося состоит в том, что он разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

В результате у обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. При проблемном обучении процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения обучающихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знании о предмете, способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

Мыслительная деятельность обучающихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос преподавателя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение обучающихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий.

Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех дисциплин.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для теоретического обоснования.

Дидактические способы создания проблемных ситуаций:

Побуждение обучающихся к теоретическому обоснованию.

Поиск новых путей применения знаний, навыков.

Побуждение к анализу, выдвижению предположений и их опытная проверка.

Организация межпредметных связей.

Условия реализации модели проблемного обучения:

Отбор наиболее актуальных и существенных задач.

Выявление нюансов этого обучения в разных видах учебной работы.

Формирование подходящей системы преподавания.

Изготовление учебников и пособий, методических рекомендаций.

Индивидуальный подход к каждому ученику и высокий уровень преподавательских способностей, которые помогут ребёнку развить активную познавательную деятельность.

Как отмечает исследователь Максимова В.Н., все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучающегося, наличием поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Первый вид чаще всего встречается на занятии, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблем. Второй – на практических занятиях, третий вид – на занятиях при подготовке выпускников к ГИА, где решаются задания углублённого уровня.

Выделяют четыре уровня проблемного обучения (уровень обычной активности, уровень полусамостоятельный, самостоятельный (продуктивный) и уровень творческой активности); каждый из которых складывается из ряда показателей (параметров) таких, как «уровень усвоения» и «уровень обученности».

Уровень проблемности обучения считают основным критерием, отражающим содержание учебного материала. Уровень проблемности определяется двумя показателями: сложностью проблемных задач, вопросов, заданий и соотношением четырех основных типов самостоятельных работ обучающихся:

1) репродуктивного (воспроизводящего);

2) познавательно-практического;

3) репродуктивно-поискового;

4) творческого.

Четыре уровня проблемности:

уровень, обеспечивающий репродуктивную деятельность обучающегося (действия по образцу) – самую низкую степень познавательной самостоятельности;

уровень, обеспечивающий применения прежних знаний в новой ситуации;

репродуктивно-поисковый уровень;

творческий уровень.

Уровень эффективности проблемного обучения отражает процесс усвоения обучающимся новых знаний и способов умственной деятельности. Он характеризуется уровнем усвоения знаний и степенью самостоятельности обучающегося в постановке проблемы и ее решении. Уровень эффективности проблемного учения можно определить по умению обучающегося пользоваться «исследовательскими методами» учения.

Четыре уровня усвоения знаний:

восприятия, осмысления и запоминания;

применение знаний в сходной ситуации;

применение знания в новой ситуации, требующей проявления тех или других характеристик творческой деятельности;

самостоятельное добывание новых знаний путем преодоления противоречий, путем «открытий» при решении учебных проблем.

Полнота этапов проблемного учения зависит от двух факторов:

1) содержания учебного материала и уровня проблемности знаний;

2) наличия (или отсутствия) тех или иных этапов познавательного процесса (процесса постановки проблемы и ее переформулирования, выдвижения предположений и обоснования гипотез, их доказательства и проверки правильности решения учебной проблемы).

В соответствии с числом уровней усвоения знаний и количеством этапов мыслительного процесса, в которых может проявиться познавательная самостоятельность обучающегося, выделяют четыре уровня эффективности проблемного учения.

Первый уровень эффективности характеризуется наименьшей познавательной самостоятельностью обучающегося, связанной с решением частной, учебно-практической и фронтальной проблемы. При сложных типах проблем все этапы познавательного процесса «проходятся» с преподавателем. Обучающийся усваивает приемы логического мышления репродуктивным методом, следуя образцу рассуждения преподавателя (на занятиях этот метод используется, в основном, при изучении нового материала).

Второй уровень характеризуется тем, что преподаватель, создав проблемную ситуацию, указывает учащимся на проблему и вовлекает их в совместный поиск путей ее решения и в процесс самого решения.

Третий уровень эффективности характеризуется тем, что в возникшей ситуации обучающиеся формулируют аналоговую, гипотетическую, эвристическую, неполнозначную проблему и анализируют ее вместе с преподавателем, совместно же выдвигают предположения и обосновывают гипотезу, а доказывают и проверяют решения самостоятельно. На этом уровне эффективности систематически выполняются самостоятельные работы, решаются познавательные задачи.

Четвертый уровень эффективности характеризуется наличием любых типов проблем и полной самостоятельностью обучающихся в их решении. Познавательная деятельность обучающихся охватывает все этапы процесса решения проблемы, которая ими же сформулирована в процессе самостоятельного анализа проблемных ситуаций.

На высоком уровне эффективности могут учиться не все обучающиеся. В зависимости от их индивидуальных особенностей и выбранного уровня (профильный или базовый), преподаватель проводит отбор учебного материала и организует индивидуальный подход.


Литература:

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы [Текст]: книга для учителя/ В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе [Текст]: методическое пособие по спецкурсу/ В.Н. Максимова. Л.: М-во просвещения РСФСР, Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1973. 82 с.

2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М. Матюшкин. М.: Педагогика, 2014.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения/ М.И. Махмутов.  М.: Педагогика, 1977.

4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики/ М.Н.Скаткин. М.: Педагогика, 2014.

5. Снопкова Е.И. Педагогические системы и технологии [Текст]: учебное пособие, 2-е изд. испр. / Е.И.Снопкова. Могилёв: Могилёв. гос. ун-т им. А.А.Кулешова, 2013. 416 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.