Доклад «Реализация воспитательного потенциала модуля "Школьный урок"»
«Реализация воспитательного потенциала модуля «Школьный урок»
«Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н.Толстой
Обучение и воспитание - эти понятия стоят в одном ряду, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Мы не можем на классном часе воспитывать, а на уроке учить. Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу- развитие ребенка.
Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного мирового образования. Важнейшей задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей, соотнесение их с реальными возможностями и развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».
В свою программу воспитания я включаю модуль «Школьный урок», в содержании которого представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Задача модуля: Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработка своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Я, учитель начальных классов, практически на каждом уроке у нас реализуются воспитательные задачи. Совместно с приобретением знаний по предмету ученик получает знания о мире, учится взаимодействовать с миром, овладевает ценностными ориентирами, которые позволяют поднять уровень культуры учащегося и помогает жить в обществе на достигнутом культурном уровне. Всё это я реализую разными способами на своих уроках.
Во-первых, в процессе самого урока мы учимся контактировать со взрослым (учитель – ученик), друг с другом (ученик – ученик). Реализую это при применении работы в паре или группе. Обязательно перед таким видом деятельности получают рекомендации по правильному взаимодействию. Организацию групповой работы начинаю с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке.
Во-вторых, темы определенных уроков позволяют в полной мере реализовать воспитательный потенциал учащегося. Например, уроки литературного чтения, где мы даём оценку поведения героев художественных произведений, их отношению к людям, миру. Воспитываемся на примере положительных героев. Уроки окружающего мира, которые учат нас правильно вести себя в окружающем мире, с заботой относиться к природе. Даже уроки русского язык несут в себе воспитательную направленность. Например, при написании изложений и сочинений. На каждом уроке учитель работает не только с предметным материалом. Открывая учебник, ученик постоянно сталкивается с моментами, требующими разъяснения, в ходе которого учитель имеет возможность использовать воспитательные моменты, заинтересовать и воодушевить ребенка.
В-третьих, это проектная деятельность, которую я использую на каждом уроке. Такие темы проектов как «Моя семья», «Мой дружный класс», «Моя малая Родина» с первого класса вовлекают в воспитательный процесс;
Таким образом, в начальной школе, начиная уже с первого класса процесс воспитания и обучения неразрывно связаны. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку и определять его воспитательные возможности.