Доклад: «Создание условий на уроке физкультуры и внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно-познавательной деятельности детей с ОВЗ»
Доклад: «Создание условий на уроке физкультуры и внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно-познавательной деятельности детей с ОВЗ»
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным. Применение современных педагогических технологий помогает в решении поставленных задач, помогает добиться более высоких результатов образовательного процесса, повышая мотивацию обучения и интерес детей к урокам физической культуры и внеурочным занятиям. При этом учитываю возрастные и физиологические и психологические особенности детей.
1. Информационные технологии. (Просмотр фильмов при изучении, закреплении материала, презентации, фото и видео сьемка, раздаточные материалы, рисунки, иллюстрации из книг, журналов). Использование данной технологии помогает сделать занятие интереснее, насыщеннее. Выбор информационной технологии обусловлен необходимостью обучения учащихся с различными источниками информации. Чаще всего данную технологию использую на индивидуально- групповых занятиях. Эффективно применяю на уроке и внеурочной деятельности специальное оборудование и инвентарь, что дополнительно мотивирует детей, занятие проходит интереснее.
2. Игровая технология. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Она является основным видом деятельности в школе на уроках физической культуры, внеурочной деятельности. Кроме того, игры использую в каждом разделе программного материала. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребёнка, в ней формируются его ум, волевые качества. Спортивные и подвижные игры — это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. Главный признак игр — это наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития. В 5, 6 классах в подготовительной части включаю в стандартные упражнения, упражнения с подражанием животных, насекомых использую игры из сказок, что делает урок интересным, увлекательным. Так же в подготовительной части включаю упражнения с имитацией двигательных действий из видов спорта(плавание, лыжи, коньки, волейбол, баскетбол, спортивной борьбы, единоборств), что так же нравится детям и плюс совершенствуются двигательные действия. Дети наши малоинициативные, быстро устают от монотонного выполнения упражнений, игр, поэтому приходиться часто давать разнообразные упражнения и игры. При этом подбираю игры, чтобы было им интересно в них играть.
3. Технология соперничества. После прохождения учебного материала, когда дети приобретают небольшие умения и навыки в определённой деятельности провожу соревнования, эстафеты между учащимися, что детям очень нравится, перед этим провожу беседу о хорошем поведении и взаимопомощи и поддержки друг друга. Команды подбираю равные, при этом почти все участвуют кроме тех, кто себя плохо чувствует. Уроки и внеурочная деятельность они взаимосвязаны. После прохождения раздела спортивные игры (баскетбол, пионербол, настольный теннис, провожу первенство школы по этим видам), дети об этом знают и у них дополнительно появляется мотивация еще лучше овладеть учебным материалом, чтобы потом применять их в соревновании. Так же после изучения разделов уроков физкультуры провожу викторину с вручением грамот, и это я объясняю в начале изучения раздела, что дополнительно мотивирует детей на учебу. Некоторые дети в силу слабых своих физических качеств, показывают слабые результаты в двигательной деятельности, однако хорошие знания показывают в теоретической части раздела. Во внеурочной деятельности у детей хорошая мотивация занятием определенным видом, это попасть в команду школы, чтобы в будущем участвовать в районном, региональном соревновании. Перед проведением уроков и занятий по внеурочной деятельности беседую с детьми какие физические качества у них развиваются от определенной деятельности и какая польза от этого организму в настоящее и в будущем времени. Чтобы проверить умения и навыки детей, а так же для приобретения игровой практики и для интереса обучения и жизни детей, проводим товарищеские игры по футболу с Калиниской СОШ и по возможности с ДЮСШ.
4. Применяю индивидуальные и дифференцированные технологии. Характерной особенностью в школе детей с интеллектуальными нарушениями являются неоднородность состава учащихся как по уровню психического, так и по уровню физического развития. Поэтому оптимизация процесса обучения во многом будет зависеть от реализации принципа индивидуального подхода к детям. Обучающимся со слабой физической подготовленностью упражнения подбираю приемлемые по их подготовке и со слабой дозировкой. А детям например с высокой подготовленностью даю упражнения посложнее и дозировка увеличивается. Все это мотивирует детей заниматься физической культурой.Индивидуальный подход нужен так же при изучении нового материала, закрепления пройденной темы. Особенно если технический элемент сложен и трудно воспринимается учащимися.
Важную роль в мотивации имеет оценивание результатов деятельности обучающихся, оценивание происходит строго индивидуально, с учетом возможностей каждого обучающегося и отношения к медицинской группе. При оценке физической подготовленности учитываю, как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и дисциплину на уроке. Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Временно освобождённые дети присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий. Постоянно ориентирую сильных детей на то, что они должны помогать слабым, предлагаю им шефство над более слабым товарищем.
Учитель физкультуры Чебодаев Э.А.