Выступление «Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития»

1
0
Материал опубликован 16 June 2022

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития

Посредственный учитель излагает,

Хороший учитель объясняет,

Выдающийся учитель показывает,

Великий учитель вдохновляет.

Уильям Уорд

Любой преподаватель, считающий себя профессионалом, хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием приходили на занятия в колледж. В таком эффекте заинтересованы и родители учащихся. Но часто возникает ситуация, когда приходится наблюдать обстоятельства, в которых студенты не хотят учиться и не проявляют желания к обучению. Что же делать и как быть в такой ситуации?

Развитие мотивов учения идет двумя путями:

1) Через усвоение учениками смысла учения;

2) Через заинтересованность самого студента.

Но не секрет, что студенты, поступающие на первый курс с искренним желанием учиться, нередко к третьему курсу, а случается и раньше теряют желание получать знания, падает интерес, снижается уровень мотивации.  И не всегда виной этому возрастные особенности обучающихся или трудности предметов изучения, иногда и мы, педагоги мало внимания уделяем формированию мотивации учебной деятельности, а сам процесс учебы не всегда строим так, чтобы на всех этапах поддерживать, фиксировать и развивать заинтересованность молодых людей в овладении знаниями. Итак, прежде всего вспомним, что такое мотив?

Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего обучается, тратит время, силы и энергию обучающийся.

Доказано, что учебная деятельность формируется не одним мотивом, а целым комплексом, множеством мотивов. Между собой они способны взаимодействовать, дополнять один другой и находиться во взаимозависимости. Не все мотивы действуют на учебу со схожей эффективностью. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.

Мотивы подразделяются на 2 группы: одни из них порождаются самой учебой, непосредственно связаны с содержанием и процессом обучения, способами усвоения знания; другие лежат, за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо закончить учебное заведение, продолжить обучение в ВУЗе, хорошо работать в будущем и сделать успешную карьеру), так и узколичными: (выделиться в среде одногруппников, занять определенное положение в группе)

Отчего одна группа студентов много и охотно работает над постижением знаний и совершенствованием профессионального мастерства, а трудности только добавляют им азарта, сил и желания быть первыми, в то время как другие, учатся «ни шатко, ни валко», будто бы из-под палки, а самые элементарные сложности подавляют их активность вплоть до сведения желания учиться к нулю?

Одним из наиболее значимых факторов успешного обучения считается обеспечение условий для формирования высокого уровня учебной мотивации обучающихся.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося.

Работая над данной темой, мне захотелось выявить уровень мотивации своих студентов, и я решила провести анкетирование среди обучающихся 2 курсов. Для этой цели я воспользовалась методикой для диагностики учебной мотивации студентов, разработанной А.А.Реаном и В.А.Якуниным. Данный опросник также помогает выявить коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Обучающимся предлагалось оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для них: 1 балл соответствовал минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной. При обработке результатов тестирования подсчитывался средний показатель по каждой шкале опросника.

Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3. Хочу стать специалистом.

4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6. Чтобы не отставать от друзей.

7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в колледже.

10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12. Необходимо окончить колледж, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18. Просто нравится учиться.

19. Попав в колледж, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.

26. Стать высококвалифицированным специалистом.

27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

29. Быть на хорошем счету у преподавателей.

30. Добиться одобрения родителей и окружающих.

31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.

34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

В результате анкетирования выяснилось, что у студентов в большей степени преобладают социальные мотивы, а что касается уровня мотивации, то результаты следующие:

Мотивация минимальная

34%

Мотивация среднего уровня

43%

Мотивация высокого уровня

23%

На основании данного анкетирования, мы можем сделать вывод, о том, что у студентов 2 курсов средний уровень развития мотивации, хотя следует отметить, что в процентном соотношении он не сильно отличается от минимального. К чему ведет снижение мотивации? У студентов формируется отрицательное или безразличное отношение к образовательному процессу, успеваемость снижается, появляются неуспевающие обучающиеся или еще хуже претенденты на отчисление. Поэтому необходимо искать способы, помогающие развивать высокий уровень мотивации учащихся и внедрять их в свою работу.

Итак, на что необходимо делать упор, как вести себя и какими приемами воспользоваться, чтобы мотивировать студентов на формирование положительной мотивации?

Формированию положительной мотивации к учению способствует урок, который был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – преподаватель и студент, и только правильно организованная работа может побуждать учиться. Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия педагога и студента. Урок может проводиться как в традиционной, так и в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные уроки – это занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Такие уроки несомненно способствуют повышению мотивации обучающихся. Чем отличается нетрадиционный урок от традиционного?

Признаки нетрадиционного занятия:

- несет элементы нового,

- изменяются внешние рамки,

- кроме программного используется и внепрограммный материал,

- организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной,

- проводится в нетрадиционном месте или привычный учебный кабинет оригинально оформляется,

- в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование,

- дает возможность обучающимся раскрыться по-новому, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска,

- требует серьезной предварительной подготовки.

Творческие принципы нетрадиционных уроков:

- в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма,

- необходимо максимально вовлечь обучающихся в активную деятельность на уроке,

- основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность,

- важно поддерживать множественность мнений, альтернативность, - нужно развивать отношения взаимопонимания с обучающимися,

- педагог должен уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию, - использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Форм нетрадиционных уроков много. Однако, условно можно представить следующие виды:

1) уроки – экскурсии;

2) уроки – игры (деловые, ролевые (как часть деловой)) (например, уроки – суды);

Деловая игра – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.

Ролевая игра – основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.

3) уроки – дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;

Дискуссия – это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с более или менее определенными правилами, процедурой и с участием всех или отдельных её участников. Её существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения – спора, столкновение различных точек зрения, позиций. Дискуссии бывают групповыми и межгрупповыми.

4) бинарные уроки;

Бинарный урок основывается на межпредметную связь, интеграцию предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развития их мышления. Ведут его два или несколько специалистов предметников.

5) уроки – исследования;

Урок – исследование - это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением обучающихся (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с заранее известным решением, но незнакомым ученикам), ограниченная временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере постановку проблемы, повторение теории, посвященной данной проблематике, подбор инструментов для исследования и практическое владение ими, обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

6) уроки взаимообучения учащихся;

На таком уроке каждый учащийся должен изучить материал вместе с соседом по парте. Ребята будут читать учебник, сами отвечать на вопросы, разбирать представленные в параграфах решения задач, на их примерах решать другие, проверяя друг друга. Первых из подготовившихся пар будет опрашивать педагог. После чего из их числа он назначит помощников, которые примут участие в опросе остальных.

7) уроки – соревнования (викторины, конкурсы, «Умницы и умники»);

8) уроки – семинары.

Кроме того, хотелось бы дать несколько советов, способствующих повышению мотивации обучающихся. Их мы можем использовать как на обычных уроках, так и на нетрадиционных.

- Всегда сообщайте цель урока. Информирование в начале занятия о том, чему студенты научатся, внимательно слушая и выполняя задания, направлено на формирование внутренних стимулов мотивации. Можно даже построить процесс сообщения целей методом «от противного», т.е. «отвлекаясь и невнимательно слушая сегодня, вы никогда не узнаете, что…» Данный способ привлекает даже самых невнимательных студентов.

- При подготовке к уроку делайте акцент на стимулирующее влияние изучаемого материала:

- Встраивайте новый материал в уже имеющуюся систему знаний по вашему предмету и другим дисциплинам — так вы покажите их взаимосвязь и важность отдельного элемента в цельной парадигме.

- Акцентируйте внимание на актуальности и новизне учебного материала.

- Делайте акцент на раскрытии практической и научной значимости знания.

- Указывайте на профессиональную направленность учебного материала, показывайте, где и как студенты воспользуются полученными знаниями. Должна прослеживаться «связь теории с жизнью», которая повышает интерес и внимание студентов.

- Помните о необходимости разъяснять цели той или иной учебной деятельности.

- Четкая структура занятия позволяет легче систематизировать и усваивать материал, что вызывает большее удовлетворение от занятия. Хорошо начинать урок с определения плана и завершать занятие кратким резюме всей лекции/семинара.

- Моделируйте на занятии проблемные ситуации, ставьте информационные и проблемные вопросы. Знание, доставшееся с большим трудом, больше ценится, а сам процесс его получения часто становится студенческим вызовом самому себе.

- Дифференцированная система заданий позволит каждому студенту соизмерить собственный уровень овладения материалом со сложностью предлагаемых заданий. Так, возможен выбор карточек с заданиями, за выполнение которых предполагается получение оценки «3», «4» или «5». Так вы сможете увидеть, как студенты оценивают собственную подготовку.

- Объяснение домашнего задания должно происходить четко и однозначно. Предельно ясная формулировка задания и объяснение его практической значимости повышают мотивацию к его выполнению.

- Организуйте участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, деловых играх. Применить полученные компетенции на практике и получить одобрение не только преподавателя, но еще и независимого жюри, получить знаки внимания и отличия, заявить о себе и выделиться – факторы, обеспечивающие нашу потребность в самореализации, самоактуализации, самосовершенствовании.

- Разбирайте ошибки тестов, самостоятельных, практических и контрольных работ. Хорошая привычка преподавателя - подробно останавливаться на распространенных ошибках студентов, обсуждать недочеты и совместными усилиями находить верные решения.

Одним из стимулов формирования мотивации является оценка:

- Доводите до сведения студентов критерии оценки их деятельности. Ответы у доски, письменные работы, тестирование, практические, лабораторные и контрольные работы, домашнее задание – все формы деятельности студентов подвергают оценке. Важным моментом является объяснение студентам критериев оценки их работ. Это позволит добиться справедливости в системе поощрения и наказания.

- Чаще используйте разные форматы коллективной работы и студенческих объединений: пары, тройки, мини-группы и пр.

Заметно повышает мотивацию учащихся и продуктивный микроклимат на уроке.

- Познавательную активность отлично стимулирует наличие связки студент – преподаватель. Другими словами, если между вами и обучающимся нет никакого контакта, кроме минимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Обучающемуся очень важно, чтобы вы были его наставником, чтобы к вам можно было обратиться за помощью по любому вопросу.

- Постарайтесь выстроить доверительные и уважительные отношения со студентами. Обращайтесь к ним по имени.

- Используйте различные оценочные обращения: замечание, отрицание, согласие, одобрение.

- Хвалите и подбадривайте, не отказывайте в помощи и совете.

- Поддерживайте инициативность студентов, их начинания, стимулируйте задавание вопросов.

- По возможности старайтесь связать изучаемую дисциплину и рассматриваемые на паре вопросы с личным опытом студентов, их интересами и потребностями.

- Сдерживайте свои обещания. Если пообещали показать фильм или сделать интересный тест, провести игру или съездить на экскурсию, необходимо реализовать намеченные цели.

- Отмечайте успехи студентов и не стесняйтесь хвалить их публично. Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненной работы прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата со временем его повышая.

- И, конечно, будьте профессиональны и креативны. Ваши горящие глаза, любовь к предмету и запоминающийся внешний вид вызовут неподдельный интерес и уважение.

В заключение хочется отметить, что проблема повышения мотивации не нова, обращение к ней привлекает психологов, методистов и практикующих педагогов. Хочется надеяться, что описанные в данной статье способы и пути, направленные на применение разнообразных методов обучения, подбор материала соответствующего уровня сложности, обращение к знаниям, опыту и интересам студентов, создание доброжелательной атмосферы на занятиях, действительно позволят повысить мотивацию и поддержать интерес студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болохонцева Н.М. К вопросу о повышении мотивации на занятиях по иностранному языку // Наука и практика. 2014. №3 (60). С. 184-187.

2. Былахиров К. М., Ковтун Т. Ю. Мотивация в учебной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 94–95. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770514.htm.

3. Минеева О.А., Еремеева О.В. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 3.






Мотивация учебной деятельности обучающихся
PPTX / 195.5 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.