Доклад «Развитие социальной адаптации детей с нарушениями слуха на уроках и во внеурочное время»

1
0
Материал опубликован 17 November 2018 в группе

ГБОУ Стерлитамакская КШИ

 

Сообщение на тему:

«Развитие социальной адаптации

детей с нарушениями слуха

на уроках и во внеурочное время»

 

Подготовила учитель

начальных классов

Хабирова И.В.

С целью социальной адаптации детей с нарушениями слуха моего класса я стараюсь создавать условия для постепенного усвоения ими социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры с учетом личных интересов и возможностей детей. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения, его взаимоотношения с окружающим миром. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку.

Формирование основ нравственности происходит на всех занятиях и во внеурочное время. Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания организовываю коллективную деятельность, пронизанную нравственными отношениями. Коллективный труд на пришкольном участке, уборка в классе, равносильное распределение обязанностей сплачивает детский коллектив. Дети становятся дружнее, забывают про ссоры и неприятности, когда видят, что они равны, видят положительный результат общего труда.

Также достижению этих целей способствуют уроки литературного чтения, развития речи. В ходе чтения, обсуждения содержания текстов при помощи презентаций, вопросов, наглядностей, в ходе выполнения письменных работ дети учатся анализировать поведение людей, «примеряют его на себя», учатся переносить положительные поступки персонажей, героев произведений в свою жизнь.Таким образом, происходит приобщение детей к нормам социальной жизнедеятельности, формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности, инициативности. Закладываются основы нравственных представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого общения и уважительного отношения к окружающим.

Важно помнить, что воспитывают не только содержание, методы и организация обучения, педагоги, их личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на занятиях, стиль отношений педагога и детей, качество отношений детей друг к другу. Воспитывает себя и сам ребенок, становясь субъектом воспитания.

Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. На данных уроках и не только, учу детей вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает детям с нарушениями слуха лучше понимать устную речь окружающих людей. 

Формирование устной речи играет в этом свете особую роль, поэтому стараюсь организовывать:

- мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;

-формировать у детей потребности в речевом общении;

- поддерживаю все проявления речи ребенка, каким бы ни был их уровень;

- побуждаю детей к активному применению речи;

- использую остаточный слух как необходимое условие формирования устной речи и общения;

- контролирую звукопроизношение, речь детей на всех уроках, во внеурочной деятельности и в естественных ситуациях.

Особую роль в приобретении практических навыков играют уроки окружающего мира, природоведения, технологии, математики. При подборе заданий, задач стараюсь подобрать именно те, что способствуют приобретению жизненных навыков. Это работа с часами, линейкой, календарём, деньгами. Детям нравится включаться в те процессы, которые им понятны, они видели своих родителей в данных жизненных ситуациях. Начинается «живое» обсуждение этих ситуаций.

Вообще родители первые помощники педагога и наоборот. Для них я подбираю необходимую литературу, провожу беседы, родительские собрания. Объясняю им, что родителям нужно воспитывать в ребенке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребенка надовоспитывать. Например, можно отнести вместе с малышом угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече - поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения.Постепенно из относительно узкого круга знакомых ребенок переходит в значительно более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала ребёнок просто идет в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребенку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь, который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придет ребёнок с нарушением слуха. В этом случае ребенка правильно поймут, а не сделают замечание из-за неправильного произношения.

Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное - помочь им преодолеть трудности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации