Доклад на тему «Виды и формы самостоятельной работы
на уроках истории»
Плохой учитель сообщает истину,
хороший учит её находить.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег, немецкий педагог-гуманист
Л. Н. Толстой говорил, что «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Старое дидактическое правило «учить детей учиться» актуально сегодня как никогда. В наше время перед учителем стоит важная и сложная задача: он должен не только дать ученикам знания, но и научить их мыслить, рассуждать, анализировать, делать собственные выводы. Учителю постоянно приходится задумываться над тем, как заставить учеников не только слушать и слышать материал, но и добиваться того, чтобы они активно и творчески усваивали его в полном объеме, что нужно сделать для того, чтобы развить ребенка как личность, способную к самообразованию.
Говоря же о человеческой мудрости, Л.Н.Толстой писал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором её нет. «… Для восприятия чужой мудрости, - отмечал он, - нужна, прежде всего, самостоятельная работа».
Под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, основная цель самостоятельной деятельности на уроках — научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться следующей классификацией её типов и видов:
по форме задания (н-р: на узнавание информации, на воспроизведение, на преобразование, на выбор, творческие задания);
по оформлению ответов (н-р: устно и письменно);
по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
по месту выполнения (на уроке, вне урока);
по охвату учащихся (весь класс, группа или группы учащихся, один ученик).
При изучении истории как учебной дисциплины можно выделить следующие основные виды самостоятельной деятельности учащихся.
1. Виды самостоятельной работы с учебником:
а) задания, связанные с поиском информации; например:
– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;
– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;
– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты;
- найти и выписать требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;
- по ходу чтения выполнить тестовые задания;
б) задания, связанные с развитием устной речи:
- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;
- «сжать» и «развернуть» информацию;
- почитав, рассказать о своих впечатлениях;
- составить предложения с новыми терминами;
в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности; например:
- выделить причины явления, события, повод к нему;
- подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;
- придумать к данному тексту вопросы;
- составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);
- заполнить таблицу: сравнительно-обобщающую, хронологическую, систематизирующую;
- составить схему и др.
2. Виды самостоятельной работы с историческими документами:
- объяснить значение понятий из текста документа;
- сравнить текст документа с содержанием параграфа;
- пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
- выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор и др.
3. Виды работы с картой:
- показать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;
- описать геополитическое положение государства;
- сравнить карты 2-3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;
- выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти.
4. Виды самостоятельной работы с иллюстрациями:
- провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;
- пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру;
- составить описательный рассказ по картине;
- разместить в исторической хронологической последовательности учебные картины;
- подобрать иллюстрации по теме;
- озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди, изображённые на картине);
- рассказать, какие исторические легенды или реальные события лежат в основе
картины.
5. Виды самостоятельной работы со статистическими данными:
- словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы;
- найти статистические данные в тексте, построить графики;
- сравнить данные двух статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.
6. Виды самостоятельной работы с дополнительной литературой:
- подобрать литературу по изучаемой теме, оформить её список;
- подготовить сообщение, реферат;
- выполнить творческую работу.
7. Другие виды работы:
- проанализировать ответ товарища;
- письменно оформить выводы по теме;
- составить тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме;
- составить схему пройденного материала, отразить в ней основные понятия по теме, и связи между ними;
- составить характеристику исторической личности или события;
- составить мини-рассуждение по данной теме.
Важное значение имеют формы организации самостоятельной деятельности. В настоящее время существуют общепринятые формы организации самостоятельной работы: урочная и внеурочная.
Кроме того, выделяют следующие формы самостоятельной деятельности учащихся:
Фронтальные самостоятельные работы.
Главное их преимущество - коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной деятельности могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю, что существенно влияет на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. Если весь класс работает над одним заданием, познавательный процесс обретает некоторые черты коллективной деятельности. При обсуждении результатов такой работы быстрее вырабатывается общее мнение, единая позиция по отношению к изучаемому материалу, что создает основу для коллективных переживаний, для формирования взглядов и убеждений школьников.
2. Индивидуальная самостоятельная работа – работа, которая исключает сотрудничество учащихся, но открывает большие возможности для сотрудничества ученика с учителем.
Вот некоторые из вариантов самостоятельных индивидуальных заданий:
1) включение в структуру урока небольших по объему работ, которые учитель предлагает отдельным ученикам и которые выполняются в то время, когда в классе проводится фронтальная работа;
2) каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а самими школьниками. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель.
3) подготовка к уроку опережающих заданий, требующих поисковой деятельности: сообщений, докладов, опытов (на уроках для них выделяется 5—10 минут в процессе изучения нового материала);
4) длительная индивидуальная работа творческого характера, выполняемая теми учениками, у которых сформировался познавательный или профессиональный интерес в процессе изучения того или иного предмета; это может быть проектная деятельность.
3. Заметное распространение в школах имеет групповая форма организации самостоятельной работы, которая привлекает внимание педагогов, прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия.
Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся — работа в парах постоянного состава, применяемая для совместной проработки учебного материала, выполнения практических заданий, взаимной проверки письменных упражнений и др. Такими парами постоянного состава являются два ученика, сидящие за одной партой, поэтому взаимодействие налаживается без особых организационных затруднений и затрат времени. Причём более эффективной парная работа является там, где сотрудничают ученики с разной успеваемостью.
Другая разновидность групповой работы - специальная подготовка консультантов из числа учащихся. Такие консультанты распределяют обязанности между членами группы после ознакомления с материалом, расчленяют общее задание на части, решают, сколько времени необходимо затратить, в каком порядке строить работу, как оформить отчет всей группы, а также руководят обсуждением выдвигаемых гипотез, принимают решения, направляют деятельность членов группы и контролируют ее. Таким образом, функции педагогического руководства частично передаются учащимся, что имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.
В заключении следует отметить, что самостоятельную работу важно организовывать на уроке любого типа, а также на всех его этапах. Самостоятельная деятельность способствует решению так называемых «сверхзадач», связанных с формированием информационно-коммуникативной компетентности: учащиеся учатся работать с различными источниками информации, учатся находить, отбирать, структурировать и оформлять найденный материал с учётом специфики задания.
Самостоятельная работа способствует не только освоению учебного материала, но и формирует практико-ориентированные умения.
Таким образом:
1. Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.
2. Самостоятельные работы помогают решать поставленные педагогические задачи.
3. Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся.
Учитель истории Л.С.Тулупова