Технологическая карта урока по обществознанию
«Виды и формы бизнеса» в 7 классе.
1. Тип урока: открытие новых знаний.
2. Цели:
Образовательная: создать условия для актуализации знаний учащихся о бизнесе.
Развивающая: расширить кругозор и лексикон, продолжить развивать память, внимание, содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной и письменной речи, самостоятельности.
Воспитательная: воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы, воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда.
3.Задачи:
Предметные:
- познакомить учащихся с понятиями «бизнес (предпринимательство)», «производство», «торговля», «финансовый бизнес», «страхование», «посредничество».
- сформировать представление у обучающихся о видах бизнеса, изучить их сходство и различия, определить формы бизнеса.
Личностные:
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- учение приходить к общему решению в совместной деятельности;
- воспитывать внимание к культуре речи;
- способствовать созданию условий для коммуникации и работы в группе;
- развивать навыки сотрудничества.
Метапредметные:
1. Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- устанавливать причинно-следственные связи.
2. Регулятивные УУД:
- соотносить правильность решения с требованиями конкретных задач.
3. Коммуникативные УУД:
- строить связное монологическое высказывание;
- представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
4. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
5. Приемы работы: работа с учебником и со словарем, работа с понятиями.
6. Планируемые результаты:
1) Предметные:
Работа над формированием понятий «бизнес (предпринимательство)», «производство», «торговля», «финансовый бизнес», «страхование», «посредничество».
Формирование у учащихся экономической культуры.
Расширение кругозора обучающихся.
2) Личностные:
освоение приемов работы с социально значимой информацией её осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы;
применение основных обществоведческих терминов и понятий;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
3) Метапредметные:
Планирование своей работы по изучению материала.
Поиск, анализ и выделение необходимой информации.
Умение ориентироваться в учебнике, в словаре.
Формирование умения слушать и воспринимать собеседника.
Осуществление самооценки своей учебной деятельности.
Осуществление контроля и корректировки своей деятельности.
7. Оборудование: УМК: Обществознание. 7 класс: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016; компьютер, проектор, презентация к уроку, маршрутный лист.
8. Применяемые технологии:
личностно-ориентированная технология;
системно-деятельностный подход в обучении;
развитие критического мышления;
элементы игровой технологии.
Этапы урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||
1. Постановка учебной задачи урока. Мотивация к учебной деятельности |
Приветствие. Проверка готовности учащихся, их настроения. Создание благоприятной психологической атмосферы урока.
Опрос домашнего задания.
Целеполагание |
- Здравствуйте, ребята! Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу я вам: «Будет интересно!» Вначале творческая разминка.
- Кто желает устно ответить на вопросы 4 и 5 на стр. 90? (необходимо решить экономические задачи с обоснованием)
- Умнички! Сегодня у нас урок необычный. Мы совершим путешествие по стране Предпринимательство, а как говорят англичане Бизнес (презентация слайд №1). Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут, перед вами карта. Обратите внимание, мы начнем путешествие от Заводского квартала, следующий пункт – Торговая площадь, где мы посетим базар. Затем мы посетим Банк. Следующим этапом нашего путешествия будет Страховая компания. И закончим свое путешествие в Риэлтерской компании. В конце подведем итоги нашего урока. Перед вами не просто маршрутный лист, в него вы будете заносить результаты ваших работ. Выберите название своей группе и запишите в маршрутный лист. Вы готовы отправиться в путь? Тогда вперед! |
Отвечают на поставленный вопрос. При необходимости дополняя друг друга. Согласование действий и правильного ответа
Записывают тему урока, знакомятся с маршрутными листами. Организуют работу в группах |
Регулятивные: - анализ, соотношение правильности выполнения действия с требованием конкретной задачи; - высказывание предположения на основе наблюдения; - формулирование вопроса (проблемы) урока. Личностные: - мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне; - осознание ценности изучаемого материала и практической его важности Коммуникативные: - выражение и аргументация своего мнения; - установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество для решения учебной задачи. |
||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний |
Учащиеся в процессе совместного диалога должны назвать качества, которыми обладает предприниматель. Учитель корректирует высказывания и направляет их в нужном контексте. Ответы обучающихся сравниваются с ответами в презентации. |
- Наше путешествие в мире бизнеса будет сопровождать тот, без кого не мыслим не один из прибыльных видов предпринимательства. Я говорю о предприниматели. Давайте вместе определим качества, которые должны быть у бизнесмена, чтобы ему сопутствовал успех (презентация слайд 2).
|
Ответы учащихся должны звучать так: Способность творчески мыслить; Умение принимать нестандартные решения; Знание своего дела; Правильная постановка целей; Инициативность; Смелость; Стремление создавать что-то новое; Готовность рисковать, неся при этом убытки; Умение видеть перспективу и рассчитывать возможные риски.
|
Регулятивные: умение осуществлять контроль и коррекцию знаний. Логические универсальные действия: синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
||||||||||||||||||||||||||
3. Выявление затруднения в деятельности учащихся, создание проблемной ситуации. Пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности |
Учащиеся выполняют задание, предложенное учителем. Выявляют затруднения. Определяют цель и задачи урока. |
- Выполним задание: определите вид бизнеса и его пример.
Ответы занесите в таблицу:
За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Всего 6 баллов. Затем мы подсчитаем количество баллов, которое вы получили за эту работу и внесем в маршрутный лист. Давайте проверим (Презентация слайд № 3) - Что мы сегодня узнаем на уроке? - Какие задачи мы поставим для успешного достижения цели?
|
Учащиеся выполняют задание. Проверяют с ответами по образцу. Высказывают в чем возникли затруднения при выполнении задания. |
Познавательные: - сравнивание на основе существенных признаков
Личностные: - развитие познавательных интересов.
Регулятивные: -планирование действий в соответствии с поставленной задачей
|
||||||||||||||||||||||||||
4. Открытие новых знаний |
Поиск новой информации и ее фиксирование в тетрадях.
Учащиеся делятся по парам. Работая с учебником стр. 106 – 109, выделяют функции денег. Затем обмениваются информацией. Учащиеся делают записи в тетрадях
|
- Давайте вместе уточним, что такое «бизнес». Для этого в словаре учебника стр. 153 найдем понятие «бизнес» и выпишем к себе в тетрадь. - Ребята, сейчас мы побываем в Заводском квартале и узнаем, что такое производственный бизнес (презентация слайд 4). Сделайте записи к себе в тетради. Производственный бизнес: - Помогает комфортно жить; - Создает и окружает людей вещами, несуществующими в природе: - продукты питания; - одежда и обувь; - техника и т.д.
- Отправляемся дальше в нашем путешествии. Перед нами Торговая площадь. Сделаем записи (презентация слайд 8) Торговый бизнес: - Покупка и продажа товаров: - покупают там, где товар производится; - перевозят туда, где товар будет пользоваться спросом; - продают за большую сумму, чем покупали сами. Один из самых рискованных видов бизнеса, но приносящий самый выгодный доход.
- Продолжим наше путешествие. И перед нами такое знакомое заведение как Банк. Давайте его посетим и узнаем его особенности (презентация слайд 12) - Одна из самых прибыльных, но и одна из самых дорогих сфер предпринимательства; - Купля-продажа финансовых активов на финансовых рынках как внутри государства, так и на международном уровне; - Оказание различных финансовых услуг (денежные переводы, различные банковские операции).
- Иногда от родителей вы слышите слова страховщик, страхование. Сейчас мы поближе познакомимся со страховой компанией (слайд 16): - Производит и реализует услуги страхования; - Страхование призвано обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.
- И завершаем наше путешествие в Риэлтерской компании (слайд 20): - Основная масса всех видов бизнеса состоит из посредников; - Связующее звено между человеком, который предлагает товар или услуги, и человеком, которому это необходимо; - Посредник получает свою прибыль, за счет того, что делает наценку на товар за свою работу.
|
Работают с теоретическим материалом учебника.
Выполняют задание в тетрадях и в маршрутных листах, обсуждая в группе.
|
Познавательные: - извлечение информации из источников информации.
Регулятивные: - осуществление самоконтроля взаимоконтроля.
Личностные: - умение работать в группе.
Коммуникативные: - умение включаться в общую деятельность
|
||||||||||||||||||||||||||
4. Организация детьми усвоения нового способа знаний, практического его применения |
|
- А теперь проверим себя (презентация слайд 6): Прочитайте текст. О каком виде бизнеса говорится в отрывке? Как предприниматели получают прибыль? Савва Морозов был крепостным крестьянином (откупился в 1820г.), пастухом, извозчиком, ткачом-рабочим, ткачом-кустарем, который пешком ходил в Москву продавать свой товар скупщикам, затем владельцем мелкого заведения – раздаточной конторы-фабрики. Умер он в 1862г., когда у него и его многочисленных сыновей были две большие фабрики. В 1890г. на четырех фабриках, принадлежавших его потомкам, было занято 39 тыс. рабочих, производивших изделий на 35 млн руб. (Правильный ответ в презентации слайд 7 - В отрывке говорится о производственном бизнесе. Производство товаров и их сбыт по ценам выше, чем производственные затраты, приносят предпринимателю прибыль. (за верный ответ – 2 балла. В случае частичного неверного ответа – 1 балл. За полностью неверный ответ – 0 баллов)
- Проверим себя (презентация слайд 9): Дополни ответ: 1. Место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок …. 2. Изобретатель конвейера … 3. Денежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг …. Правильные ответы (слайд 11): Рынок Генри Форд Выручка (за все верные ответы – 3 балла)
- Проверим себя (слайд 14 и 15) Подберите пару. 1. М.Т. Калашников А. Ученый-экономист 2. И.Т. Посошков Б. Книгоиздатель 3. А. Смит В. Конструктор оружия 4. А. Страдивари Г. Ремесленник, купец 5. И.Д. Сытин Д. Скрипичный мастер.
- Проверим себя (слайд 18): Выберите правильные ответы из предложенных вариантов: Изготовлением мебели, телевизоров, игрушек занимаются: А) на фабриках; Б) на заводах; В) в ломбарде; Г) салонах сотовой связи; Д) в деревне. А) на фабрике Б) на заводе (за все верные ответы – 2 балла)
- Проверим себя (слайд 22): Составьте синквейн на слово «бизнес» (предпринимательство) (за верно составленный синквейн – 5 баллов)
|
Выполняют задания. Формулируют ответы на вопросы. Используют учебник для решения учебно-практических задач. |
Личностные: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватной самооценки, самоуважения и самопризнания.
Регулятивные: - умение правильно оценивать выполнение действия на уровне адекватной самооценки
Коммуникативные: - свободное изложение своих мыслей, владение монологической и диалогической речью; оказание необходимой взаимопомощи.
|
||||||||||||||||||||||||||
5. Этап рефлексии деятельности на уроке |
Подведение итогов работы на уроке. |
- Вспомните, какие вопросы вы задали в начале урока. - Получили ли вы на них ответ? - Какие трудности встретились? - К каким источникам информации мы можем обратиться при работе с новыми словами? Итак, все в сборе. Сейчас мы с вами будем подводить итоги нашего дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес. Насколько ваши «копилки» полны? Сосчитайте свои баллы в путевых листах, запишите итоговое количество. Оцените работу группы и каждого на уроке. «5» - 23 – 20 баллов «4» - 19 – 16 баллов «3» - 12 – 15 баллов «2» - 11 – 0 баллов Выставление оценок за урок Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой. Значит, наше путешествие в страну «Бизнес» оказалось ненапрасным.
|
Ответы учащихся. |
Регулятивные: - соотнесение цели и результатов деятельности; - осознание качества и уровня усвоения темы урока Личностные: - самооценка результатов своей деятельности, своей группы и всего класса
|
||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. |
Обсуждение домашнего задания. §11, прочитать; Заполнить таблицу:
|
Комментирует, объясняет, отвечает на вопросы. |
Записывают и выбирают домашнее задание из предложенного материала |
Общеучебные универсальные учебные действия: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные универсальные учебные действия: планирование. |
Приложение 1.
Маршрутный лист группы___________________________________ учеников 7 класса
Тема____ Виды и формы бизнеса______________________
Цель путешествия: открыть для себя знания о бизнесе и его видах
Остановка |
Максимальные баллы |
Командный результат |
1. Выявление затруднений |
6 |
|
2. Заводской квартал |
2 |
|
3. Торговая площадь |
3 |
|
4. Банк |
5 |
|
5. Страховая компания |
2 |
|
6. Риэлтерская компания |
5 |
|
|
23 |
|