Доклад «Взаимоотношение духовного и телесного в человеке»
Доклад «Взаимоотношение духовного и телесного в человеке»
Духовность – это высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря духовности равнозначна потере человечности. Длительный кризис духовности у отдельной личности ведёт к её деградации. Духовность несовместима с черствостью, эгоизмом, ориентацией на материальные выгоды. Духовность может быть осознанной, осмысленной как проявление интеллигентности. Может быть частично неосознанна – о таком человеке говорят: сердечный, добрый, искренний от природы. Т.е. духовность – это человечность.
У каждого из нас есть высшие нравственные чувства. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий. Это то духовное, что закладывается в нас с самого детства. Нас учат помогать родителям, оберегать слабых. Всем знакомо и такое понятие как душа. Невозможно дать определение, что же это такое. Дело в том, что каждый по-разному чувствует эту самую душу. Часто говорят: «Душа болит» или «На душе легче стало». Так что же все-таки такое душа? Спросите, и каждый даст вам свой ответ. В словаре же «душа» - термин, которым обозначают совокупность высших психических явлений, а также сознание отдельной личности.
У каждого есть свои желания, влечения, потребности. В этом проявляется наше «телесное». Желание побуждает человека что-либо осуществить. В случае невозможности достигнуть желаемого может возникнуть состояние фрустрации (состояние нарастающего внутреннего напряжения, связанное с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели). Телесное – это те чувства, эмоции, желания, влечения, которые находятся в нашем бессознательном. Духовное же (родительские и социальные ценности) стремится не допустить выхода из бессознательного наших чувств, желаний, которые могут повлечь за собой нарушение норм и правил, существующих в обществе.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мылить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания. С помощью сознания человек видит окружающий мир и себя в нём, способен рассуждать и мыслить логически. Познавая себя и окружающий мир через сознание человек приобретает определенные знания и использует их для контроля за своим поведением, т.е. для управления им.
Сознание – интегративное выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Мышление, как психический процесс, включено в сознание. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без неё данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими,
способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом.
Вторая психологическая характеристика сознания – мысленное представление и воображение действительности. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, кода они порождаются и изменяются усилием воли человека. Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей, выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания.
Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они
отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Благодаря сознанию человек выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определённым образом относится к ней. Сознание позволяет воспринимать мир в его объективных формах, выходить за рамки субъективной значимости. Объектом сознания выступает и внутренний мир человека. На основе сознания развивается и самосознание. Самосознание можно считать основным свойством личности. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует своё поведение, берет на себя ответственность за свои поступки. Развитие сознания – это не только интегративное усложнение и формирование восприятий, мышления, эмоций, воли, чувств, интересов, но вместе с тем и процесс развития ответственности и профессиональной пригодности, умения предвидеть последствия своих действий, общаться, осуществлять самовоспитание.
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет.
Благодаря сознанию воспринимаемые предметы, явления приобретают для личности определенный смысл и значение. Ошибочно считать, что сознание – это какая-то сумма психических процессов, состояний и свойств личности.
Для анализа сознания определенное значение имеет идея И. Канта о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток информации, поступающей от органов чувств и организующих его определенным образом.
Есть основания говорить о сознании ученого, оперирующего профессиональными знаниями, о сознании художника, использующего богатство разнообразных образов. Сознание человека, который имеет дело с будничными, повторяющимися ситуациями и событиями (слесарь, водитель и т.д.), всё же может обладать значительной познавательной ценностью, о чем свидетельствуют такие его описания, как «здравый смысл», «народная мудрость» и др.
Индийские мыслители обосновывали положения о том, что ментальное сознание не охватывает всех диапазонов сознания, и пытались доказать существование сверхсознательного и даже космического сознания: все наши мысли исходят из всеобщего Разума, сознание – это сила и радость.
Сегодня сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие идет с ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с социально – экономической революцией, которая переросла в революцию культурно – нравственную. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и соответственно, сознание людей.
Список литературы
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М., 2003.
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. – 4-е изд. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2001.