Статья «Формирование творческого читателя через использование активных форм во внеклассной работе по литературе»
Условия возникновения опыта.
Общаясь с педагогами-словесниками, коллегами из начальной школы, я пришла к выводу, что с каждым годом все более тревожной становится ситуация не только с падением интереса к книге и чтению, но и резким снижением культуры и стиля этого чтения. Основная масса читателей находится на низком уровне восприятия текста – уровне сюжетно-событийного его понимания.
Военно-патриотическая, научно-популярная и культуроведческая литература почти совершенно вытеснена из их чтения, а классика пока еще “держится на плаву”, благодаря школьным программам.
Проведя анкетирование среди учащихся и родителей, я выявила, что всё меньше становится читающих семей, отсутствуют домашние библиотеки, забыта традиция вечерних семейных чтений.
Проведенный анализ помог мне увидеть проблему, требующую безотлагательного решения.
Воспитательная работа школы построена таким образом, чтобы человек читающий стал авторитетен, а книга была не только источником знаний, но и интересным собеседником.
Но самую важную роль, на мой взгляд, в решении этой проблемы играют уроки литературы, в большей степени уроки внеклассного чтения и внеклассная работа по предмету.
Где есть поветрие на чтенье,
В чести там грамота, перо,
Где грамота – там просвещенье,
Где просвещенье – там добро.
П.А.Вяземский.
Эти слова известного поэта стали определяющими в моей работе. Я поставила перед собой цель: формировать творческого читателя, используя активные формы во внеклассной работе по литературе.
Актуальность проблемы опыта.
Одним из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности, является книга. Чтение имеет исключительное значение для развития всех качеств и способностей человека – его интеллекта, воли, характера, психики.
Чтение является базовым компонентом образования. Грамотное, качественное чтение нужно для того, чтобы учащиеся могли эффективно изучать все школьные предметы.
Кроме этого, очень важна коммуникативная и социальная роль чтения в школе, связанная с обсуждением прочитанного, познанием себя через читаемые тексты.
В процессе чтения, в пространстве его свободы, ребенок обогащается новыми впечатлениями, которые, соединяясь с опытом переживаний и знаний, и одновременно с реальным миром, создают единственный в своем роде уникальный сплав образов, звуков, картин, идей. Аналогии, ассоциации, мечты, возникающие в момент чтения вопросы, и многое другое – все это элементы читательского творчества.
Развитие творческого чтения помогает:
- сформировать читательскую позицию и получить больше удовольствия от чтения;
- расширить читательский кругозор;
- поделиться впечатлениями от прочитанной книги.
Таким образом, я считаю, что на основе создания системы формирования творческого читателя можно перейти к тому, что чтение станет основой самообразования и дальнейшего образования моих учащихся, а досуговое чтение станет их любимым занятием.
Теоретическая база опыта.
Мой опыт основан на технологии «Управления формированием навыка чтения школьника». Основоположником её является Зикингер. Приверженцами этой идеи были Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев и С.Т.Шацкий.
В основе данной технологии лежат задачи:
- мотивация учения школьников на разных этапах познания;
- формирование специальных знаний, умений, навыков;
- организация самостоятельной познавательной деятельности школьников.
При этом формирование ведущего навыка – навыка чтения – является основополагающим.
Кроме этого меня заинтересовала идея Немова Р.С. о развитии творческих способностей. Он, рассматривая проблему способностей, говорит, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление, использование на практике. Немов Р.С. выдвигает ряд требований наиболее важных для деятельности развивающей способности:
Деятельность должна носить творческий характер, то есть должна быть связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний, обнаружения в себе новых возможностей».
Деятельность должна быть оптимально трудной, то есть должна находиться на пределе возможностей ребёнка.
Технология опыта и пути реализации ведущей педагогической идеи и её компонентов.
Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у преподавателя, тем больше шансов увлечь учеников. С удовольствием поделюсь своим опытом и расскажу о некоторых формах внеклассной работы по литературе, которые вызывают интерес не только у моих учеников, но и их родителей, классных руководителей, библиотекаря.
Работу планирую на год с учётом интересов и творческих способностей учащихся. Посвящаю, как правило, знаменательным датам, событиям литературной жизни.
Формы внеклассной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными, такими, как утренники и вечера, жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к словесному искусству.
Чтобы увлекать, заинтересовывать, расширять начитанность учащихся, осуществлять нравственное, патриотическое воспитание, активизировать познавательную и мыслительную деятельность, развивать творческие способности использую разные формы работы:
- сочинение стихов, рассказов, басен, песен;
- сочинения, направленные на рефлексию читательского опыта;
- написание отзывов о книгах;
- ведение читательских дневников;
- защита читательских формуляров;
- выпуск газет-реклам с пропагандой книг;
- выставки книг;
- литературные вечера;
- литературно-музыкальные композиции;
- поэтические гостиные;
- поэтические прогулки;
- читательские конференции;
- инсценировки по литературным произведениям;
- составление кроссвордов, ребусов на литературные темы;
- оформление суперобложек для книг;
- конкурсы чтецов;
- конкурсы рисунков-иллюстраций к произведениям;
- интеллектуальные игры;
- изготовление поделок;
- проекты памятников литературным героям;
- оформление стендов, раскладушек по творчеству писателей;
- проведение старшеклассниками игр для младших классов и др.
Очень кропотливо работаю над обучением выразительному чтению. Сама я часто читаю вслух (выразительно и с явным удовольствием) свои любимые эпизоды, стихи. Известный педагог П. П. Блонский взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”.
Эмоциональный рассказ учителя в сочетании с выразительным чтением художественного текста и создаёт бесценную ситуацию сопереживания героям, без которой нет воспитания литературой. Однако практика показывает, что учащиеся готовы «взахлёб» слушать выразительное чтение, но сами очень часто не умеют выразительно читать.
Самые увлечённые ребята, желающие этому научиться, занимаются в кружке «Художественное слово».
Приобретённые знания и умения показывают на конкурсах чтецов, концертах, митингах к 9 Мая, в День памяти и скорби. В прошлом году школьный конкурс чтецов был посвящён 100-летию со дня рождения героя-земляка С.А. Лычакова. Кроме произведений известных поэтов прозвучало стихотворение о подвиге, написанное ученицей нашей школы. В этом году конкурс «Строки, опалённые войной» посвятили 65-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Отметили, что в этом году исполняется 110 лет со дня рождения русского поэта-песенника М.В.Исаковского и 100 лет со дня рождения русского поэта А.Т.Твардовского. Конечно, читали их стихи. Победители принимают участие в районных конкурсах чтецов.
Подготовка инсценировки по произведениям трудный, но практикуемый в нашей школе вид работы. Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому «претворению» литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых, инсценирование позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование обостряет внимание к художественному тексту. Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. В описании быта дворянства и русской интеллигенции первой трети XIX века можно найти множество таких примеров. Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли (и зрителя и актера) являются для развития ребенка очень значимыми.
На специальных занятиях, предваряющих представление, дети учатся выразительному чтению, занимаются упражнениями для развития внимания, памяти, фантазии, воображения. Доминирует на занятиях работа над текстом. Его читают вслух сначала в целом, потом по ролям, пропускают через себя, обсуждают замысел, характеры героев, мотивы тех или иных поступков и действий. После этого дети учат текст и начинаются репетиции. Декорации и костюмы дети делают сами.
Преимущество театрализации перед другими видами читательского творчества состоит в том, что она
– отвечает потребности ребенка в перевоплощении;
– побуждает к интенсивному, творческому чтению инсценируемого произведения;
– посредством заучивания наизусть текста роли стимулирует развитие памяти ребенка;
– развивает психологическую культуру через проникновение в глубину характера играемого персонажа;
– дает навык коллективного творчества и общения с партнерами по сценическому действию;
– через участие в создании декораций, костюмов, грима развивает разнообразные творческие способности.
Ребята инсценируют самые разные произведения во время недели литературы, КВНов, концертов, конкурсов. В этой деятельности также заинтересован наш сельский библиотекарь. Поэтому мы объединяем усилия. Интересно проходят «поэтические прогулки», задачей которых является развитие художественной наблюдательности уч-ся, приобщение их к родной природе. По рекомендации учителя учащиеся готовят чтение художественных произведений, посвященных описанию природы. Во время экскурсий стараюсь разбудить дремлющие чувства учащихся, помочь им увидеть в природе не замеченное другими, почувствовать ее трепетную жизнь. На помощь приходят заученные на память стихи Ф. Тютчева, А. Кольцова, С. Есенина, рассказы и повести С. Аксакова, И. Бунина, К. Паустовского, М. Пришвина и др. художников слова. Звучат также стихи местных поэтов, посвященные природе родного края. А некоторые ребята тут же пробуют сочинять свои стихи, рассказы.
Ещё одно направление внеклассной работы основано на краеведческой деятельности. С ребятами мы занимаемся сбором местного материала во время туристических походов, бесед со старожилами, используем газетные публикации, краеведческие сборники, книги писателей земляков, приглашаем местного писателя-краеведа Нечаева В.И.. В результате собранные материалы пополняют школьный краеведческий музей. Моя цель не только познакомить учащихся с историей края, нравами и обычаями, но ориентировать их на сбор и сохранение для будущих поколений ценного материала.
Моим ученикам очень нравятся литературные игры. Практически в любой литературной игре присутствует элемент творчества, однако его значение может быть различным – есть игры, где творчество является основополагающим принципом, в других творческий элемент стремится к нулю. По этому критерию, литературные игры можно разделить на две группы:
1) основанные в первую очередь на эрудиции (знании существующих литературных текстов);
2) творческие.
К играм, основанным на эрудиции, относятся многочисленные литературные конкурсы, в которых нужно:
- угадать прозаическое или стихотворное произведение по отрывку;
- назвать литературного героя по краткому (иногда поэтапному) описанию; - указать источник цитат, приводимых в тексте известного автора;
- ответить на вопросы по литературному произведению, творчеству известного писателя, и т.д.
Литературные конкурсы, основанные на творчестве классиков русской литературы – достаточно распространенный развлекательно-познавательный элемент моей внеклассной работы. Литературные конкурсы провожу по сценарию известных телевизионных игр, таких как «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером?»
Творческие конкурсы требуют более тщательной подготовки, поэтому провожу их вместе с библиотекарем. В них всегда задействованы родители, учителя других предметов. Недавно прошёл конкурс «Мама и я – книжкины друзья». На наших глазах состоялось соревнование самых находчивых и начитанных, самых умных и решительных команд.
У нас тесный контакт с библиотекарем, воспитателем детского сада.
К подготовке и проведению внеклассных мероприятий привлекаю заинтересованных, талантливых, влюбленных в идею людей: учителей, библиотекаря, учащихся и родителей. Чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, работаем в цепочке «учитель литературы – библиотекарь – учащиеся – родители – классные руководители».
Радует, что учащиеся стали добиваться неплохих результатов. И что, на мой взгляд, очень важно, с удовольствием и интересом участвуют в мероприятиях не только классного, но и школьного, районного, областного уровня, одерживают победы в конкурсах, объявленных детскими журналами «Простоквашино», «Читай-ка» и др.
Моё глубокое убеждение, что именно после урока, когда дети приходят добровольно и чувствуют себя раскрепощено и уверенно, создается среда для свободного самовыражения ребенка, рождается атмосфера творчества и фантазии. А все успехи ребёнка в школе начинаются с его любви, уважения, вдумчивого обращения к книге.
Закончить своё выступление мне хочется словами А.Н.Толстого: «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
Литература.
Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М.: Просвещение, 1998г.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологический сочинения. – М.: Просвещение, 1979г.
Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. – М.: Просвещение, 1990г.
Смелкова З.С. Литература как вид искусства. Книга для учителя и учащихся. – М.: Флинта, Наука, 1997г.
Шамаева С.Е. Классная и внеклассная работа по зарубежной литературе в 5-8 классах: Книга для учителя: из опыта работы. /Под ред. С.В.Тураева. – М.: Просвещение, 1999г.
Мусорин Н.П. В сельской школе после звонка: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989г.
Янина С. Без чтения нет настоящего образования. //Воспитание школьников. – 2003. - №2.
Новосельцев В. Новые подходы к пропаганде книги и развитию литературных интересов учащихся.//Воспитание школьников.- 2003. - №3.
Пранцова Г.В. Развитие творческих способностей в 5-6 классах.//Литература в школе. – 1989. - №1.