Доклад «Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности: продуктивность и разнообразие занятий»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ "Лицей "Эрудит"
Ташкинова Елена Анатольевна
«Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности:
продуктивность и разнообразие занятий»
1 слайд
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".
2 слайд
На основе этого в лицее была разработана программа внеурочной деятельности и поставлены задачи её реализации, определены основные направления, исходя из которых, строится внеурочная деятельность. С задачами программы вы можете ознакомиться на слайде. В классе реализуется 5 направлений внеурочной деятельности.
Среднее количество часов, отводимое на внеурочную деятельность 8.6.
Финансирование часов осуществляется в пределах бюджетного финансирования (региональный бюджет и бюджет города
3 слайд
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях.
Среди модулей огромное значение имеет модуль "Духовно-нравственного развития, который тесно связан с реализуемым проектом "Лицейская символика - гордость лицеиста".
4 слайд
В духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в лицее проводится с детьми немало различных мероприятий: недели эстетики, классные часы "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", беседы на этические темы, коллективное чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев.
5 слайд
В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса я пришла к решению строить внеурочную работу как знакомство учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Поэтому был выбран элективный курс «В мире слов». Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, участвовать в театральных инсценировках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. На занятии «Золотые россыпи народной мудрости»дети самостоятельно смогли дать определения таким понятиям как «пословица», «поговорка», выделили отличия пословицы от поговорки, тем самым подтвердили слова В.И.Даля «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Соприкасаясь с народным творчеством, ребёнок не только наглядно видит мудрость, созданную веками, но и соучаствуя в этом, получает духовный опыт.
6слайд
Изучение традиций русской народной культуры я реализую в форме творческой мастерской. Дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и своё место в мире, с традициями языковой культуры. Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива.
7 слайд
Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения. В этом направлении дети с удовольствием посещают кружок «Дорогами славы», знакомятся с историческим прошлым нашей страны, героями исторических эпох.
8слайд
В рамках кружка проводились викторины, заочные путешествия, где дети активно проявляли свои способности.
9 слайд
Хочется отметить, что в прошлом году дети приняли участие во всероссийской викторине «Юный патриот России».
Результат участия: 7 первых мест
10слайд
В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования и моделирования. В настоящее время в арсенале внеурочных средств прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.
11 слайд
На кружке « Я – исследователь» под руководством педагогов исследовались самые разные темы «Сам себе я помогу и здоровье сберегу», «Наши домашние питомцы», «Зимующие птицы», «Жизнь леса» и другие .Практический выход наших проектов можно наблюдать при оформлении стенда для младших школьников «Экология души». Дети видят творчество своё и своих одноклассников, что побуждает их проявить свою индивидуальность. Особенно хочу отметить творческие начинания наших детей, посвящённые «Дню матери». Дети с особой любовью и трепетом писали о своих мамах о их любви и заботе.
Для продуктивного планирования и проведения учебных занятий в лицее созданы условия:
-каждый кабинет оснащён компьютерами, что позволяет и детям и учителю пользоваться современными средствами поиска информации;
- школьный музей;
- ресурсы медиатеки.
Внеурочная деятельность проводится с целью мотивации школьников достижения трёх уровней результативности:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение всех уровней свидетельствует об эффективности работы по реализации модели, исходя из этого большое внимание уделяется оценке эффективности реализации программы.
Основной формой учёта внеурочной деятельности является портфолио учащегося
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность внеурочной деятельности, системный, содержательный и организационный характер.
Показатели достижения целей Программы, критерии оценки эффективности деятельности определяются следующим образом:
№ п/п |
Критерии |
Индикаторы |
Показатели |
1 |
Сохранность контингента учащихся, посещающих занятия внеурочной деятельности |
Учащиеся, выбравшие модуль "Духовно-нравственного развития" |
90-100% |
2 |
Преемственность программы |
Программа реализуется 1-4 классы |
100% |
3 |
Удовлетворённость родителей, учащихся |
Анкетирование |
80%-90% |
4 |
Усиление влияния самоуправления в классе на решение реальных вопросов(реализация проекта "Лицейская символика - гордость лицеиста" |
Доля учащихся, участвующих в работе классного и лицейского самоуправления |
90% |
5 |
Связь с УДО |
Доля учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования |
80% |
6 |
Участие в конкурсах (духовно-нравственного направления) |
Доля учащихся, награждённых грамотами, дипломами конкурсов различных уровней |
«Планета Земля» 1мест-4 2 мест-3 «Патриоты России» 1мест-7 Литературный конкурс 1 мест - 1 Гран -при конкурса - 1 |
7 |
Познавательная активность учащихся |
Доля учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью; |
80% |
8 |
Поведение учащихся соответствует установленным ценностям – нормам внутрилицейской и социальной жизни (отсутствие правонарушений) |
Доля учащихся, совершивших правонарушения |
0% |
9 |
Наличие площадок для свободного самовыражения |
Стенд "Экология души" |
Выставка творческих работ учащихся |
10 |
Работа школьного музея |
Кружок "Дорогами славы" |
60% |
11 |
Психологический аспект |
- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); - диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); - диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); - письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»; - диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок); - диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); - диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. |
100% |
12 слайд
Научить ребёнка бескорыстно делать добро, надо как можно раньше, с самого детства. Я не знаю, кем станут в будущем наши выпускники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.
Осуществляя оценку реализации модуля Духовно-нравственного развития мы непосредственно подходим к портрету выпускника начальной школы.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
13 слайд
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.
Хотелось бы закончить своё выступление притчей.
14 слайд
Притча Разумное воспитание
Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец.
— Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.
И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
15 слайд
Спасибо за внимание!
Учитель, и, видно, дано нам судьбой
Малышей в мир открытий вести за собой,
Понимать, что в руках наших зреет, растет
Жизни будущей нашей прекрасный народ.
И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,
Но, зато, каждый день, столько радостных чувств
Я читаю в глазах своих милых детей
Удивленье, восторг, сотню разных идей!
Завтра снова привычной тропинкой с утра
В класс придет дорогая моя детвора,
Снова буду я самой счастливой на свете,
Улыбнувшись, скажу я им: Здравствуйте, дети! (Суркова С.В.)