Домашнее задание для отработки темы «Разделительные ъ и ь знаки» (Русский язык, 2 класс)
Нестандартное домашнее задание
Пояснительная записка
Тема домашнего задания: Разделительные ъ и ь знаки
Класс: 2
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об употреблении разделительных ъ и ь знаков; определять в слове место написания разделительного ъ и разделительного ь знаков и обосновывать свое мнение; разграничить способ применения разделительных знаков.
Степень сложности – средний
Тип задания - индивидуальный
Рекомендуемое количество времени на выполнение – 20 минут
Инструкцию к выполнению проверки – игровая форма – правильность расставления и подбор аналогичных заданий.
Для работы предлагается два домашних задания. 1. В игровой форме. 2. В виде кроссворда.
Задания направлены на отработку правил:
Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.
Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (БУЛЬОН, СИНЬОР, ГИЛЬОТИНА). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].
Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.
Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: БЕЗАВАРИЙНЫЙ, КОНТРАТАКА, ТРАНСАРКТИЧЕСКИЙ.
Исключение составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА) и сложные слова, пишущиеся через дефис (ПОЛ-ЮРТЫ). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.
1. Предлагается игра «Составь поезд». Ранее, на уроках труда мы с учениками сделали поезд с вагонами. Теперь дома у ребят есть возможность отрабатывать различные темы. Покажу интересный способ на основе темы «Разделительные ъ и ь знаки».
На первом поезде выставляется карточка с разделительным твёрдым знаком, а на другом – с разделительным мягким знаком (рис.1). Далее на дом выдаются отдельные карточки, с пропущенными знаками(рис.2). Ученики вставляют полученные карточки в свои вагоны (рис.3) и далее «присоединяют» состав к нужному поезду.
Данная работа позволяет учащимся в игровой форме обогатить свой словарный запас и поработать над орфографической зоркостью, для выявления ошибкоопасных мест в дальнейшей работе.
Рис. 1
Рис. 2
Рис.3
После того, как дома ученики выполняют работы, вставляя пропущенные буквы, они придумывают свои слова. Принося работы в школу, ученики закрепляют пройденный материал.
2. Так как тема «Разделительный ъ знак, разделительный ь знак» всегда нуждается в тщательной проработке, ученикам предлагается следующее задание в виде кроссворда.
Вопросы
По вертикали:
2. «…Стебель его был очень слабенький, он не мог высоко поднялся от земли, поэтому стелился по ней во влажной зеленой тени. Цветки … - розовые граммофончики - издавали нежный аромат, но не могли привлечь в глубь травы ни пчел, ни шмелей, ни бабочек…».
3. Дождливая, пасмурная или бурная погода
4. «…… снега летели так медленно… рассмотреть мог снежинку каждую…»»
5. «… Висит … у наших ворот: «Собака нужна сторожить огород» …»
9. Знак водителей стращает,
… машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
10. «…Он стоит. Его нагнуться
Просит вежливо сестра.
— Мы не можем дотянуться!
… доктора…»
По горизонтали:
1. «…Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…»
6. Это удивительное слово.
В нём есть солнца свет,
Ребенка смех,
Над Отчизной небо голубое,
Мамина улыбка и успех
7. «…Могучи деревья
В родимом краю,
Характеры дедов
По ним узнаю…»
8. «… И понемногу …
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!...»
В данном кроссворде Мы используем отрывки из различных произведений, с некоторыми из которых они не знакомы. Данный прием способствует активизации познавательной активности, а также помогает расширить «читательский кругозор».