Домашнее задание по истории для 9 класса. Шерлок Холмс и не только он

6
2
Материал опубликован 10 October

Пояснительная записка

Хочу предложить вашему вниманию домашнее задание, которое можно предложить ученикам в курсе обучения всеобщей истории в 9 классе. Задание посвящено Великобритании, к истории этой страны девятиклассники обращаются дважды в ходе изучения курса. Сначала изучаются английские события, происходящие в начале и середине XIX века. Затем после исторического путешествия «по странам и континентам» ученике вновь встречаются с британскими реалиями, но уже на новом витке истории – в самом конце XIX и начале XX века. Это создает уникальную возможность разделить домашнее задание на два этапа по характеру выполняемой работы (на первом этапе задание будет скорее относится к преобразованию информации, на втором может приобрести творческо-поисковый характер).

И в том, и в другом случае, задание требует времени на подготовку, поэтому, на мой взгляд, между знакомством с заданием на первом этапе и его первыми итогами должно пройти не менее 10 дней. Второй этап задания, который подразумевает как индивидуальную, так и коллективную работу, может растянуться на месяц. Уже из этого обстоятельства, можно сделать вывод, что задание будет несколько необычным.

Шерлок Холмс и не только он (идеи для домашнего задания)

В исторической науке всегда должны присутствовать научный поиск и работа с источниками. Однако, на школьных уроках не всегда удается воплотить эти два основных принципа. Да и домашнее задание многие ученики воспринимают как абсолютно ненужную потерю времени, связанную с зазубриванием совершенно бесполезных в реальной жизни сведений и дат. Поэтому данное задание, на мой взгляд, даст возможность поработать с историческим источником (да еще каким!), почувствовать себя в роли поисковика, исследователя. Кроме того, задание может своеобразным мостиком к проектной деятельности в рамках данной темы.

На уроке, изучая тему «Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы», мы еще раз вспоминаем промышленную революцию, свершившуюся в Англии в XVIII веке, ее плоды и влияние на дальнейшую историю этой страны. Поэтому не вспомнить изобретения и механизмы, изменившие жизнь европейцев невозможно. Но не только механизмы, но и люди становятся символами эпохи. Безусловно, самым знаменитым англичанином викторианской эпохи является Шерлок Холмс. Благодаря кинематографу, с этим героем знакомы даже те ученики, кто никогда не держал в руках книги А.Конан Дойла. Поэтому в домашнем задании хотелось бы соединить эти две «визитные карточки» эпохи.

Домашнее задание. 1) Прочитав повесть А.Конан Дойла «Собака Баскервилей», назовите все технические изобретения 19 века, которые используют (или собираются использовать) персонажи книги. Укажите любые последствия применения этих изобретений в жизни людей. Ответ может быть представлен как в свободной форме в письменном виде, так и оформлен (на усмотрение учителя) в виде таблицы.

Изобретение

Последствия его применения для жизни людей

Железная дорога

Обеспечивала жителям Англии возможность быстро и относительно комфортно добираться до необходимых городов и населенных пунктов

Телеграф

Позволял быстро передавать и получать информацию, узнавать новости, публиковать их в газетах

Электрическое освещение

Помогало максимально продлить «световой день», сделать более безопасным передвижение в темное время, увеличить продолжительность рабочего дня…

Фотография

Передавала облик знаменитых людей, улиц, городов…Даже относительно небогатые люди с помощью фотографии могли создавать свои семейные портретные галереи.

Печатная машинка

Облегчала работу писателей, конторских клерков, редакторов… Позволяла создать еще одну сферу (наряду с телеграфистками, телефонистками) применения женского труда, что в свою очередь, порождало борьбу женщин за равенство прав

Данные для заполнения правого столбца ученики должны найти в литературном первоисточнике, в фильмах – экранизациях мы обнаружим лишь путешествие героев по железной дороге и фотографию, проливающую свет на прошлое главного злодея. Поэтому в качестве источника о жизни англичан «викторианской эпохи», мы используем только книгу.

Может быть, наши ученики найдут в дополнение к перечисленному еще и упоминание об океанском пароходе, на котором совершат круиз герои практически за пределами повествования. Данные для заполнения второго столбца ученики формулируют сами. Поэтому здесь приводятся примерные ответы, не исключающие иных возможностей. В этом случае школьники применяют умение устанавливать причинно-следственные связи. Обращаем внимание, ученики могут назвать несколько последствий к каждому из данных изобретений.

Как оценить данную работу? Представляется, что в этом случае можно использовать балльную систему. Каждое верно названное изобретение приносит автору работы один балл, каждое корректно указанное последствие также можно оценить в один балл. Верхнего предела в виде максимально возможного количества баллов не предусмотрено, но при этом, конечно, не стоит учитывать однотипные ответы или выраженные в самых общих фразах (например, такие: «Железная дорога упростила жизнь англичан, телеграф упростил жизнь англичан»). Не забываем при этом, девятиклассникам предстоит в конце учебного года сдавать экзамены, где умение четко и конкретно формулировать свои мысли весьма пригодится. Выставление отметки в школьной журнал за данную работу, мне кажется, уместным, но только в том случае, если, мы планируем ставить высокие баллы (4-5). Современные методисты утверждают, что домашнее задание должно быть дифференцированным и вариативным, и с этим нельзя не согласиться. Поэтому данное задание может предлагаться как альтернативное, наряду с другими, более традиционными (чтение параграфа, ответы на вопросы, выполнение тестов и так далее). Еще раз подчеркнем, что выполнение данного задания для школьника должно быть добровольным.

Данное задание можно дополнить, предложив вторую часть для любителей жанра и эрудитов (на усмотрение учителя).

2) Какие еще технические изобретения, появившиеся в 19 веке, помогли Холмсу и Уотсону раскрыть преступления? Назовите изобретение и рассказ, в котором оно встречается.

В этом случае ученики могут назвать автомобиль (рассказ «Его прощальный поклон»), граммофон («Камень Мазарини»), метрополитен («Чертежи Брюса-Партингтона») и другие. Если учителю такая постановка задания покажется поверхностной, то вполне можно будет дополнить это задание просьбой рассказать, когда и где (в какой стране) это изобретение увидело свет и почему именно в Англии оказалось востребованным. Данное задание подразумевает не только внимательное чтение литературных произведений, но и навык работы с интернетом для поиска информации и самопроверки ученика (действительно ли определенное новшество появилось впервые в 19 веке, какая страна была родиной данного новшества). В этом случае также можно применить балльное оценивание работы.

Таким образом, предложенное задание помогает формировать навыки работы с текстом, предполагает поиск новой информации в интернете, работает над развитием логического мышления и установления причинно-следственных связей, пробуждает интерес к литературе конца 19 – начала 20 века и, конечно, делает изучение истории более осмысленным, переводя его в «человеческое измерение». Но, если мы используем испытанную временем классификацию, относящую все учебные задания по сложности к воспроизводящему, преобразующему или творческо-поисковому уровню, то увидим, что наше задание пребывает все-таки на втором уровне сложности. Ученики преобразуют информацию, полученную из разных источников и анализируют ее. Конечно, всегда, хочется перевести поток детской энергии в творческое русло. Поэтому, если задание заинтересует школьников, можно предложить им выполнить третью, более творческую часть задания. Как мне представляется, третья часть задания должна отстоять по времени от первых двух. Если мы работаем на основе учебника Юдовской А.Я. «История Нового времени. 9 класс», то его структура дает нам возможность сначала поговорить о Великобритании в начале и середине 19 века, а затем вновь вернуться к Великобритании уже на рубеже 19-20 веков.

Таким образом, первые два задания уместно использовать при первом рассмотрении британской истории – после изучения темы «Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы», а вот вернуться вновь к нашим литературным героям можно после изучения темы «Великобритания до Первой мировой войны».

3) Представьте, что вы являетесь руководителем виртуального музея Шерлока Холмса. Какие экспонаты могут украсить Ваш музей и рассказать о «викторианской эпохе»? Разработайте тематику залов и наполнение музейных витрин. «Проведите» свою экскурсию по этому виртуальному музею.

Мы видим, что данное задание может стать основой для межпредметного проекта (такого, например, как создание виртуальных музеев литературных героев). Поэтому здесь возможна не только индивидуальная (как в первых заданиях), но и коллективная работа. В рамках этого проекта найдется работа и литераторам, и историкам быта, и дизайнерам, и даже любителям географии и путешествий. Так, например, мои ученики, работая над проектом, создали карту Англии времен Холмса, отметив на ней особыми, самостоятельно придуманными значками, памятные места, связанные с героями книги, а также с жизнью самого писателя. На этой карте разместились знаки с пчелой (предполагаемое пребывание Холмса на покое, где он занялся разведением пчел), с собакой (Гримпенские болота, где, по воле писателя, возникла чудовищная собака Баскервилей).

Музеи, посвященные истории второй половины XIX века вряд ли могут обойтись без дагерротипов, фотографий. Поэтому участники проекта вполне могут найти в свободном доступе и разместить в виртуальных витринах фотографии людей викторианской эпохи, так, например, сохранились фотографии одного из первых исполнителей роли Холмса Уильяма Джилетта, созданный им образ одобрил сам писатель. Кроме того, ранее собранные материалы по техническим новшествам также могут стать материалом для музейных залов. В рамках проекта, как я уже говорила, найдется работа и художникам. Они, например, могут попытаться воссоздать вензель королевы Виктории. Тот самый вензель, «украшавший» обои в доме на Бейкер-стрит, что позволит перекинуть мостик к реальным историческим персонажам, упомянутым в книгах Конан Дойла. Здесь я привожу лишь некоторые идеи, которые могут быть воплощены в работе над проектом.

Возможно, исходным продуктом проекта станет презентация, где каждый слайд станет своеобразным музейном стендом, витриной и позволит, например, «экскурсоводам» отталкиваясь от изображений погружать зрителей в мир Холмса. Может быть, увлеченные ученики не остановятся только на создании виртуального продукта, а создадут некие макеты, демонстрирующие лондонскую квартиру сыщика или мрачные закоулки города. В нашем проекте инициативная группа школьников создала необычный фотостенд, изображавший главных героев на фоне их уютной квартиры. Каждый из «экскурсантов» по окончанию рассказа мог почувствовать себя в роли великого сыщика или его верного друга, и, прильнув к отверстиям в фотостенде, даже сфотографироваться на память в необычном образе. Здесь представлены лишь некоторые идеи по созданию проекта. Естественно, что можно будет определить и другие возможности его воплощения. На этом конкретном примере хотелось показать, что серия последовательно подготовленных и выполненных домашних заданий может стать основой для подготовки творческих проектов.

Таким образом, хочется напомнить, что домашнее задание имеет огромный потенциал. Оно служит не только для тренировки памяти и отработки определенных умений и навыков, но может стать стимулом для раскрытия способностей ученика, его познавательных и творческих возможностей.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

нет публикации

10 October

Что-то не получилось((

10 October