Домашнее задание по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс)
Работа на конкурс
«Нестандартное домашнее задание на уроках русского языка и литературы»
Тема конкурсной работы: Нестандартное домашнее задание по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Выполнила: учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №23 г.Екатеринбурга Миниахметова Галия Игоревна
Пояснительная записка
Как сделать изучение литературы в школе интересным и увлекательным? Ответ на этот вопрос давно привлекает внимание учителей и методистов. Можно использовать яркие красочные презентации, необычный дидактический материал. Главное, чтобы в погоне за этой необычностью не потерялось основное назначение уроков литературы в школе – формирование читательской культуры ученика и одновременно с этим формирование его личности. В процессе обучения школьник учится формулировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать ее. Развитие читательской культуры происходит как на уроке в школе, так и дома. Использование нестандартных, вызывающих интерес домашних заданий помогает превратить скучную работу по выполнению пресловутой «домашки» в увлекательный процесс с использованием современных технологий, в том числе и компьютерных, которыми так хорошо владеют современные школьники. Непривычное задание вызывает удивление, заинтересованность в процессе работы, пробуждает интерес не только к изучаемой теме, но и к литературе как учебному предмету в целом.
Предлагаемое задание по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе я рекомендую дать ученикам после изучения повести, на предпоследнем уроке, который посвящен теме углубления понятия о художественном образе-характере, становлении личности героев. Данное домашнее задание послужит отличной подготовкой к заключительному уроку (урок развития речи) по подготовке к домашнему сочинению.
Домашнее задание основано на дифференцированном подходе к обучению, имеет проблемно-поисковый характер.
Тема: А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
Класс: 8 класс.
Цели: проверить знание содержания текста, умение анализировать художественный текст, а также развивать навык сопоставительного анализа.
Степень сложности: задание имеет несколько уровней сложностей.
А – базовый (min)
В – продвинутый (средний)
С – творческий (высокий), оценивается отдельно.
Тип задания: индивидуальное.
Рекомендуемое время выполнения: уровень А – 15 мин, уровень В – 15-25 мин, уровень С – 25-45 мин.
Способ проверки: -дискуссия на уроке подготовки к сочинению, -обязательная проверка у ребят из «группы риска», -взаимная проверка «сильными» учащимися друг друга заданий уровня С.
Описание задания
Уровень А.
Попробуйте себя в таком непростом деле как составление психологического профиля человека. Из приведенных ниже морально-психологических качеств выберите те, которые подходят каждому из героев повести. Для удобства данные можете оформить в виде таблицы.
Моральные качества: гордость, тщеславие, умение прощать, чувство вседозволенности, трусость, преданность, надежность, завистливость, малодушие, благородство, подлость, храбрость, целомудренность, самоотверженность, бессердечие, скромность, искренность, прямота, отзывчивость, эгоизм, стяжательство, верность, простота, хамство, жеманство, корыстолюбие
Герои повести: Пугачев, Петр Гринев, капитан Миронов, Савельич, Маша, Швабрин, Екатерина II.
Уровень В.
Попробуем потренироваться в сравнительном анализе образов героев. Напоминаю, что данный вид задания присутствует на ОГЭ по литературе.
Пары для сравнительной характеристики: Маша Миронова и Екатерина II, Петр Гринев и Пугачев, Петр Гринев и Андрий Бульба, семья Гриневых и семья Мироновых.
Данное задание можно оформить в виде памятки – раскладушки по сравнительному анализу.
Приведем примерный план анализа образа героя:
-имя, портрет героя, его место в системе персонажей
-способ введения героя в произведение
-принадлежность к социальной группе, воспитание, речь героя
-предыстория, герой за рамками произведения
-ситуация, раскрывающая характер героя
-поступки героя и его мотивы
-самооценка героя (если есть) и ее динамика
-оценка героя другими персонажами
-авторское отношение к герою
-герой в читательской оценке. Споры вокруг образа.
Уровень С.
Анализ композиции произведения. Проследите симметричность композиции повести по следующим критериям:
-2 сюжетных линии: историческая и частная
-2 мира героев: народный и дворянский
-сопоставление сюжетных ситуаций (например, Маша попала в беду и Петр Гринев оказался предателем. Что послужило причиной, как герои повели себя, в чем оказалось спасение для них и т.п.)
Желаю успеха в выполнении заданий!
Легоцкая Вера Сергеевна
Миниахметова Галия Игоревна
Горбачёва Марина Юрьевна