12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зезина Марина Олеговна78
В 1986 году окончила ИвГУ , по специальности физик - теоретик, работала в научно - исследовательских институтах города. С 1996 года работаю в школе. С 2001 года имею высшую категорию, неоднократно побеждала на профессиональных конкурсах различного уровня
Россия, Ивановская обл., Иваново
0

Статья «Домашние контрольные работы как форма текущего рейтингового контроля знаний по физике»

Домашние контрольные работы как форма текущего рейтингового контроля знаний по физике.

Зезина Марина Олеговна, учитель физики МБОУ «СШ №64» г. Иваново

В учебном процессе основной деятельностью является познавательная, направленная на овладение знаниями. Оценить уровень достижений учащегося - одна из задач, решаемых учителем в ходе процесса обучения. Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно – познавательных и учебно – практических задач, основанных на изучаемом учебном материале. При деятельностном подходе при обучении физике используется большой арсенал дидактических средств: экспериментальные установки, компьютерные программы и т.д. Но для организации деятельности по распознанию ситуаций, соответствующих различным областям физических знаний основная роль отводится физическим задачам.

Одним из принципов, лежащих в основе современной концепции обучения, является принцип системности. Именно этот принцип лежит в основе оценки динамики формирования предметных результатов обучающихся. Учитель в процессе обучения фиксирует и анализирует данные об уровне сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний на этапах стартовой диагностики, текущего и итогового контроля.

Оценка уровня достижений представляет, таким образом, единую дидактическую систему, наполнением которой являются задания разного типа. Однако судить об уровне достижений наиболее эффективно можно лишь по самостоятельной деятельности учащихся. Самостоятельная работа показывает, насколько сформирована возможность понимать поставленные задачи, делать выбор по использованию способа деятельности, использовать обобщенный алгоритм, как можно реализовать замыслы с помощью схем, чертежей, графиков.

Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса их достижения. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио.

При оценке качества учебных достижений очень важная роль отводится самостоятельной работе учащихся. Совокупность результатов таких работ позволяет ввести рейтинг учебных самостоятельных достижений, что создает максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Рейтинг позволяет оценить результат в комплексе, избежать синдрома боязни отрицательных отметок, стимулирует углубленное изучение материала и позволяет ученикам вносить коррективы в свою работу. Учитель при этом может иметь более объективную картину индивидуального развития обучающегося. Накопления оценок при рейтинговой системе позволяет внести элемент соревнования, снизив при этом роль случайных факторов при оценивании результатов и зафиксировать достижения на всех этапах обучения.

Рейтинг позволяет ввести уровневую шкалу оценки личных достижений учащихся:

Первый уровень – репродуктивный;

Второй уровень – применение знаний по образцу;

Третий уровень – применение знаний в незнакомой или нестандартной ситуации, требующей самостоятельного генерирования идеи решения.

Задания разного уровня имеют при оценивании соответствующий удельный вес, что учитывается при выставлении итоговой рейтинговой оценки.

Система накопительных оценок должна строиться таким образом, чтобы зафиксировать в конце изучения каждой темы очередной рубеж ученика в достижении всего спектра планируемых результатов. Контрольные мероприятия по теме или разделу необходимо подбирать так, чтобы они предусматривали раздельное оценивание разных планируемых результатов.

Одной из форм самостоятельной работы учащихся являются тематические домашние контрольные работы. Их можно проводить и в основной школе, но наиболее целесообразными такие виды работ становятся в старшей профильной школе. Цель учителя при проведении таких работ – оценить уровень личных достижений учащегося в рамках изучаемой темы; цель ученика – дополнительный тренинг, подготовка к тематической контрольной работе. В качестве примера приводится домашняя контрольная работа по теме «Молекулярная физика. Основные положения МКТ.» для 10 физико – математического класса. Задачи, входящие в работу, относятся к двум уровням сложности: повышенного и высокого. За полностью правильно выполненное заданий повышенного уровня ученик получает 3 балла, высокого – 5 баллов. Таким образом, за всю работу можно получить максимально 76 баллов.

Критерии оценивания:

«3» - 51% -65% верно выполненных задач

«4» - 66% - 90%

«5» - 91%- 100%
 

Задачи для домашней контрольной работы по теме «Основные положения МКТ» для 10 физико – математического класса.

  1. Какое количество вещества содержится в слитке серебра массой 5,4 кг?

    Какова масса воды, взятая в количестве 100 моль?

    Сколько атомов углерода содержится в графитовом стержне длиной 10 см и площадью сечения 4 мм2? Плотность графита 1,6 ∙ 103 кг/м3 .

    Какую площадь имеет поверхность золотой фольги массой 1г, если толщина ее составляет 104 молекулярных слоев? Плотность золота 1,93 ∙ 103 кг/м3 .

    Определите число молекул кислорода в 1 м3 , если давление равно 77 кПа, а средняя квадратичная скорость его молекул равна 400 м/с.

    В цилиндре вместимостью 1,2л находится газ под давлением 105 Па. Среднее значение кинетической энергии его молекул равно 6∙10-21 Дж. Сколько молекул газа находится в цилиндре?

    Плотность смеси азота и водорода при температуре 47ᵒ С и давлении 2 атм равна 0,3 г/л.Найдите концентрации молекул азота и водорода в смеси.

  1. В баллоне находится газ при температуре 17ᵒ С. Во сколько раз уменьшится давление этого газа, если 20% его выйдет из баллона, а температура при этом понизится на 10ᵒ?

    В колбе емкостью 100 см3 содержится газ при температуре 27ᵒ С. На сколько понизится давление газа, если из колбы вышло 1020 молекул?

    Вследствие неисправности вентиля из баллона вытекает газ. Найти массу вытекшего газа, если давление в баллоне упало в 3 раза, а первоначальная масса газа составляла 0,3 кг.

    Посредине закрытой с обеих концов трубки длиной 1 м, расположенной горизонтально, находится в равновесии подвижная перегородка. Слева от нее температура газа 100ᵒ С, справа - 0ᵒ С. На каком расстоянии от левого конца трубки установится перегородка, если температуру газа в левой части трубки тоже уменьшить до 0ᵒ С?

    Воздушный шар объемом 8 м3 заполнен гелием. При нормальных условиях он может поднять груз массой 5 кг. Какой массы груз сможет поднять этот же шар при замене гелия на водород при той же температуре?

    В цилиндре под поршнем находится воздух при давлении 2 ∙105 Па и температуре 27ᵒС. Определите массу груза, который нужно положить на поршень, после нагревания воздуха до 50ᵒС, чтобы объем воздуха в цилиндре стал равен первоначальному. Площадь поршня 30 см2 .

    Шар – зонд заполнен газом при температуре 27ᵒ С до давления 105 кПа. После подъема шара на высоту, где давление составляет 80 кПа, объем шара увеличился на 5% и давление в нем стало отличаться от внешнего на 5 кПа. Определите температуру воздуха на этой высоте, предполагая, что температура газа и окружающего воздуха стали равны.

    В цилиндре под свободно перемещающимся поршнем на расстоянии 50 см от дна находится газ. На какое расстояние передвинется поршень, если температуру газа понизить на 50К? Начальная температура газа 400К.

    Во сколько раз увеличится давление газа в закрытом сосуде с температурой 27ᵒС, если температуру в нем увеличили на 100К.

    При изотермическом сжатии газа его объем уменьшился в три раза, а давление повысилось на 2 атм. Чему равны давление газа в начале и конце процесса?

    Давление воздуха в сосуде, закрытом круглой пробкой радиусом 3 см при температуре 27ᵒС равно 0,1 МПа. На сколько надо нагреть газ в сосуде, чтобы пробка вылетела из него, если для того, чтобы ее вытащить, надо приложить силу 0,2 кН?

    В горизонтальной трубке длиной L находится столбик ртути длиной h расположенный посредине. На сколько опустится столбик, если трубку расположить вертикально отверстием вниз? Плотность ртути ρ, давление атмосферы р0 .

    Посредине вертикально расположенной трубки находится столбик ртути высотой 10 см, запирающий столбик воздуха длиной 20см. Трубку помещают в ракету, взлетающую с ускорением а=0,5g. Атмосферное давление нормальное.

Источники информации.

Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл.: учебник для углубленного изучения физики/ Г. Я. Мякишев, А. З. Синяков – М. Дрофа, 2008

Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. / И.Л. Касаткина. – Ростов н/Д: Феникс,2006

Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ Сост. Г. Н. Степанова – М. Просвещение, 2000.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.