Домашние задания: 9 полезных привычек
В наше время домашние задания задавать начинают уже в детском саду. Поэтому выработать у ребенка привычку их выполнения никогда не поздно! Это поможет ребенку стать более организованным, а также сократит стресс от занятия домашней работой. Предлагаем несколько интересных идей, которые в преддверие нового учебного будут нелишними.
1. Разделяй и властвуй
Иногда достаточно посмотреть на список домашних заданий на неделю – и всякий энтузиазм испарится. Помогите ребенку планировать выполнение заданий: распределите их на несколько дней, составьте план их выполнения. Это будет особенно полезно, если ребенок возвращается из школы домой, пока вы еще на работе. Такой список поможет ему самостоятельно работать, пока вас нет.
К примеру, если ребенку дали много заданий на пятницу, отведите по несколько минут в день на каждый предмет: чтение, математика, правописание. Или же можно отвести по одному дню на каждый предмет: понедельник – чтение, вторник – математика и т.д.
Не помешает и записывать порядок выполнения заданий, а затем вычеркивать сделанное. Дети любят, когда изменения наглядны – это послужит своего рода мотивацией.
2. Немного сократите объем посещаемых кружков/секций
Согласитесь: после того как заканчиваются занятия в школе, остается не так много времени, которое можно посвятить домашнему заданию. Если ребенок каждый день ходит на различные дополнительные занятия, из-за чего не успевает готовиться к урокам, значит, придется выбирать. Какие-то кружки или секции придется отменить, перенести на другой период или посещать их реже.
3. Выстройте режим
Понаблюдайте за своим ребенком: когда он находится в самом благоприятном состоянии для выполнения домашней работы? Может быть, после того как поест, или только после того как наиграется с любимыми игрушками. Выяснив это, выстройте соответствующий режим. К примеру, сначала обед и 15-20 минут отдыха и игр, а затем – уроки.
Если же ребенок лучше концентрируется сразу после школы, а еда и игры его слишком расслабляют, дайте ему возможность позаниматься сразу после того как он вернется из школы. Главное – не навязывать режим, который будет ребенка только раздражать. Лучше постарайтесь подстроить этот режим под реальный жизненный ритм отпрыска. Так ребенок будет знать, чего ожидать, и его отношение к домашним заданиям будет лучше.
4. Создайте рабочее место
Когда есть тихое и удобное место для выполнения домашней работы, у ребенка вырабатывается правильное отношение к учебе. Где бы вы ни устраивали такое место – на кухне или в собственной комнате малыша – главное, чтобы там было тихо, не было телевизора и других отвлекающих моментов.
5. Домашняя работа должна быть веселой!
Помогите ребенку относиться к домашним заданиям с долей радости и веселья. К счастью, в младших классах это несложная задача: скажем, примеры по математике можно делать более наглядными, используя различные предметы для демонстрации простых математических действий.
Постарайтесь участвовать в домашней работе, поднимая дух ребенку и помогая ему немного расслабиться. Главное – не делайте домашнее задание за ребенка. Безусловно, помочь можно, но не решать все за него.
Кроме того, обязательно проверяйте домашнюю работу, но делайте это творчески. Например, попросите ребенка самостоятельно найти ошибки в работе.
6. Свяжите домашнее задание и реальную жизнь
Учеба становится более интересной, когда приобретаемые знания и умения можно применить в реальной жизни. К примеру, если ребенку задали прочитать какой-то текст, обсудите затронутые в нем проблемы за ужином.
Так домашняя работа станет не каким-то отвлеченным видом деятельности, а источником знаний и умений, которые напрямую связаны с повседневной жизнью.
7. Работайте вместе с ребенком
Дети зачастую склонны трудиться, когда рядом есть взрослый, который готов помочь или ответить на вопрос. Пока малыш делает домашнюю работу, сядьте рядом, займитесь своей работой, почитайте журнал или разберите счета – словом, займитесь чем-то рядом с ребенком, пока он делает уроки.
8. Спланируйте перерывы
Наверняка вы и сами знаете, как важно посреди выполнения работы потянуться и отдохнуть. Иногда достаточно просто встать из-за стола и немного пройтись, чтобы восстановить силы, улучшить настроение и концентрацию. Детям перерывы нужны не меньше, чем взрослым.
Пусть это будет 5-минутная передышка, во время которой ребенок может перекусить, немного поиграть с домашним животным или полить цветы. Таких перерывов должно быть несколько во время работы над домашними заданиями. Не помешает немного пройтись, сделать пару-тройку упражнений (здесь очень полезными станут позы из детской йоги, направленные на улучшение мозговой деятельности). Ученые доказали, что физическая активность улучшает концентрацию и когнитивные функции.
9. Помогите ребенку справиться со стрессом
Некоторым детям учение дается тяжелее, чем другим. В таком случае нужно помочь ребенку бороться со стрессом. Когда вы видите признаки усталости и стресса или когда ребенок испытывает трудности с каким-либо заданием, для начала попытайтесь выяснить, нет ли подобных проблем у других детей: обычно в первом классе за домашней работой ребенок должен проводить не более получаса. Если же дело действительно в ребенке, а не в задании, постарайтесь выяснить, в чем проблема, и посоветуйтесь с учителем.