Рабочая программа по внеурочной деятельности «Полезные привычки»

0
0
Материал опубликован 31 October 2017

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Полезные привычки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №61» г. Чебоксары.

Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу –
1-4 классы.

Программа "Полезные привычки" придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.

В изложенной Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом Минобразования России от 28.02.2000г. № 619, большое внимание уделено роли и значению первичной профилактики.

Целями первичной профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде являются:

изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;

сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.

«Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Цель программы: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

учить детей эффективно общаться.

учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

II. Общая характеристика учебного курса.

Основные компоненты работы:

Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:

социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Методы обучения по программе «Полезные привычки».

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.

Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.

Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

III. Описание места учебного курса в учебном плане.

На реализацию курса «Полезные привычки» в 4 классе отводится 34 часа.

IV. Описание ценностных ориентиров

содержания учебного курса.

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

        • формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
        • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
      1. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;

ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

      1. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию

и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

        • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса

Личностные результаты

Обучающийся научится:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

проводить сравнение и классификацию объектов;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность научиться:

Делать здоровый выбор;

Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

Принимать рациональные решения;

Анализировать собственные качества;

Сопротивляться давлению и развитию личностной и социальной компетентности;

Эффективно общаться, взаимодействовать с людьми, неагрессивно отстаивать свою позицию и отказ в ситуации давления;

Самоконтролю, самооценке;

Преодолевать стрессы, тревоги;

Ответственному поведению, снижающему вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;

Преодолевать жизненные трудности в целом;

Самовыражаться через увлечения, развивающие личность.

VI. Содержание учебного курса.

4 класс (34 ч.)

ПДД (13 ч.)

Дорожные знаки. Мой путь от дома до школы.

Безопасность пешеходов.

Как вести себя в автобусе.

Когда ты станешь водителем.

Дорожно-транспортные происшествия.

Дорожные знаки.

Улица полна происшествий.

Железнодорожный переезд.

«Правил дорожных на свете не мало».

Обязанности велосипедистов.

Ответственность за нарушение.

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся.

Техника безопасности на летних каникулах.

2. Сангигиена (8 ч.)

Режим дня школьников.

Опорно-двигательная система. Осанка.

Кожа. Болезни кожи. Паразиты.

Пищеварительная система. Гигиена питания.

Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний.

Система кровообращения.

Береги свои глаза.

Основные виды травм и первая помощь при них.

3. Полезные привычки (11 ч.)

Влияние полезных привычек.

Самоуважение.

Привычки.

Дружба.

Учусь сопротивляться давлению.

Учусь говорить «нет».

И снова алкоголь.

Алкоголь в компании.

Использование грубых слов. Клички. Ненормативная лексика.

Табакокурение. Заболевания курильщиков. Пассивные курильщики. Профилактика и борьба с курением.

Наркотики. Наркотическая зависимость. Заболевания наркоманов.

4. Пожарная безопасность (2 ч.)

Краткие сведения о пожарной охране. Тренировочная эвакуация.

Причины возникновения пожаров. Первичные средства пожаротушения.

VII. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся.

урока

Тема

Виды деятельности

 

Примечание

1.

Дорожные знаки. Мой путь от дома до школы.

Составить схему пути от дома до школы и от школы до дома.

   

2.

Режим дня школьников.

Составить режим дня ученика.

   

3.

Влияние полезных привычек.

Способствовать анализу своих привычек.

   

4.

Самоуважение.

Способствовать развитию самоуважения детей.

   

5.

Безопасность пешеходов.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   

6.

Опорно-двигательная система. Осанка.

Уточнить основные функции опорно-двигательной системы. Наблюдать за строением скелета человека.

   

7.

Привычки.

Способствовать анализу своих привычек.

   

8.

Кожа. Болезни кожи. Паразиты.

Выявить функции кожи (в группах). Уточнить правила гигиены кожи.

   

9.

Как вести себя в автобусе.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   

10.

Дружба.

Работать в группах. Беседы о дружбе. Рассмотреть дружбу и влияние друзей.

   

11.

Пищеварительная система. Гигиена питания.

Познакомить с пищеварительной системой человека. Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.

   

12.

Краткие сведения о пожарной охране. Тренировочная эвакуация.

Обобщить знания детей о правилах противопожарной безопасности в быту.

   

13.

Когда ты станешь водителем.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   

14.

Учусь сопротивляться давлению.

Обсудить давление и способы сопротивления давлению.

   

15.

Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний.

Познакомить с дыхательной системой. Выделить органы дыхательной системы и выяснить их функции.

   

16.

Причины возникновения пожаров. Первичные средства пожаротушения.

Учить соблюдать правила пожарной безопасности. Обучать действиям при возникновении пожара.

   

17.

Дорожно-транспортные происшествия.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   

18.

Система кровообращения.

Познакомить с системой кровообращения человека. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Работать в группах.

   

19.

Учусь говорить «нет».

Научить отказывать в опасных ситуациях.

   

20.

Дорожные знаки.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения на дороге и следовать им.

   

21.

Береги свои глаза.

Познакомить с органами зрения. Преобразовать извлеченную информацию и составить правила сохранения зрения.

   

22.

Улица полна происшествий.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   

23.

Железнодорожный переезд.

Повторить правила дорожного движения на железнодорожных переездах.

   

24.

И снова алкоголь.

Повторить информацию об алкоголе и его рекламе.

   

25.

«Правил дорожных на свете не мало».

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   

26.

Алкоголь в компании.

Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании.

   

27.

Использование грубых слов. Клички. Ненормативная лексика.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценивать как хорошие или плохие.

   

28.

Табакокурение. Заболевания курильщиков. Пассивные курильщики. Профилактика и борьба с курением.

Показать вредное влияние табачного дыма на организм. Дать информацию о вреде пассивного курения. Показать последствия курения на организм.

   

29.

Основные виды травм и первая помощь при них.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

   

30.

Наркотики. Наркотическая зависимость. Заболевания наркоманов.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы. Беседа с медицинским работником.

   

31.

Обязанности велосипедистов.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   

32.

Ответственность за нарушение.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценивать, как хорошие или плохие.

   

33.

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   

34.

Техника безопасности на летних каникулах.

Интеллектуальная игра. Работать в группах. Создать стенгазету для класса.

   

VIII. Описание материально-технического обеспечения

учебного курса.

1. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса в 2 частях. – М.: Баллас, 2012.

2. Вахрушев А. А., Родыгина О. А., Раутиан А. С. Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2012.

3.Энциклопедический словарь Ф.Брокгауз, И. Ефран. Современная версия. М.

4. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования / Министерство образования и науки. – М.: Просвещение, 2010.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.