Рабочая программа по внеурочной деятельности «Полезные привычки»
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Полезные привычки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №61» г. Чебоксары.
Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ – «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу –
1-4 классы.
Программа "Полезные привычки" придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
В изложенной Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом Минобразования России от 28.02.2000г. № 619, большое внимание уделено роли и значению первичной профилактики.
Целями первичной профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде являются:
изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам.
«Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Цель программы: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
учить детей эффективно общаться.
учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
II. Общая характеристика учебного курса.
Основные компоненты работы:
Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:
социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Методы обучения по программе «Полезные привычки».
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
III. Описание места учебного курса в учебном плане.
На реализацию курса «Полезные привычки» в 4 классе отводится 34 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров
содержания учебного курса.
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
-
-
-
- формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
-
-
-
-
-
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
-
-
-
-
-
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
-
-
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
-
-
-
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию
-
-
и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
-
-
-
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
-
-
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса
Личностные результаты
Обучающийся научится:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность научиться:
Делать здоровый выбор;
Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
Принимать рациональные решения;
Анализировать собственные качества;
Сопротивляться давлению и развитию личностной и социальной компетентности;
Эффективно общаться, взаимодействовать с людьми, неагрессивно отстаивать свою позицию и отказ в ситуации давления;
Самоконтролю, самооценке;
Преодолевать стрессы, тревоги;
Ответственному поведению, снижающему вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;
Преодолевать жизненные трудности в целом;
Самовыражаться через увлечения, развивающие личность.
VI. Содержание учебного курса.
4 класс (34 ч.)
ПДД (13 ч.)
Дорожные знаки. Мой путь от дома до школы.
Безопасность пешеходов.
Как вести себя в автобусе.
Когда ты станешь водителем.
Дорожно-транспортные происшествия.
Дорожные знаки.
Улица полна происшествий.
Железнодорожный переезд.
«Правил дорожных на свете не мало».
Обязанности велосипедистов.
Ответственность за нарушение.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся.
Техника безопасности на летних каникулах.
2. Сангигиена (8 ч.)
Режим дня школьников.
Опорно-двигательная система. Осанка.
Кожа. Болезни кожи. Паразиты.
Пищеварительная система. Гигиена питания.
Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний.
Система кровообращения.
Береги свои глаза.
Основные виды травм и первая помощь при них.
3. Полезные привычки (11 ч.)
Влияние полезных привычек.
Самоуважение.
Привычки.
Дружба.
Учусь сопротивляться давлению.
Учусь говорить «нет».
И снова алкоголь.
Алкоголь в компании.
Использование грубых слов. Клички. Ненормативная лексика.
Табакокурение. Заболевания курильщиков. Пассивные курильщики. Профилактика и борьба с курением.
Наркотики. Наркотическая зависимость. Заболевания наркоманов.
4. Пожарная безопасность (2 ч.)
Краткие сведения о пожарной охране. Тренировочная эвакуация.
Причины возникновения пожаров. Первичные средства пожаротушения.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся.
№ урока |
Тема |
Виды деятельности |
Примечание |
|
1. |
Дорожные знаки. Мой путь от дома до школы. |
Составить схему пути от дома до школы и от школы до дома. |
||
2. |
Режим дня школьников. |
Составить режим дня ученика. |
||
3. |
Влияние полезных привычек. |
Способствовать анализу своих привычек. |
||
4. |
Самоуважение. |
Способствовать развитию самоуважения детей. |
||
5. |
Безопасность пешеходов. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||
6. |
Опорно-двигательная система. Осанка. |
Уточнить основные функции опорно-двигательной системы. Наблюдать за строением скелета человека. |
||
7. |
Привычки. |
Способствовать анализу своих привычек. |
||
8. |
Кожа. Болезни кожи. Паразиты. |
Выявить функции кожи (в группах). Уточнить правила гигиены кожи. |
||
9. |
Как вести себя в автобусе. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||
10. |
Дружба. |
Работать в группах. Беседы о дружбе. Рассмотреть дружбу и влияние друзей. |
||
11. |
Пищеварительная система. Гигиена питания. |
Познакомить с пищеварительной системой человека. Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. |
||
12. |
Краткие сведения о пожарной охране. Тренировочная эвакуация. |
Обобщить знания детей о правилах противопожарной безопасности в быту. |
||
13. |
Когда ты станешь водителем. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||
14. |
Учусь сопротивляться давлению. |
Обсудить давление и способы сопротивления давлению. |
||
15. |
Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний. |
Познакомить с дыхательной системой. Выделить органы дыхательной системы и выяснить их функции. |
||
16. |
Причины возникновения пожаров. Первичные средства пожаротушения. |
Учить соблюдать правила пожарной безопасности. Обучать действиям при возникновении пожара. |
||
17. |
Дорожно-транспортные происшествия. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||
18. |
Система кровообращения. |
Познакомить с системой кровообращения человека. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Работать в группах. |
||
19. |
Учусь говорить «нет». |
Научить отказывать в опасных ситуациях. |
||
20. |
Дорожные знаки. |
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на дороге и следовать им. |
||
21. |
Береги свои глаза. |
Познакомить с органами зрения. Преобразовать извлеченную информацию и составить правила сохранения зрения. |
||
22. |
Улица полна происшествий. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||
23. |
Железнодорожный переезд. |
Повторить правила дорожного движения на железнодорожных переездах. |
||
24. |
И снова алкоголь. |
Повторить информацию об алкоголе и его рекламе. |
||
25. |
«Правил дорожных на свете не мало». |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||
26. |
Алкоголь в компании. |
Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании. |
||
27. |
Использование грубых слов. Клички. Ненормативная лексика. |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценивать как хорошие или плохие. |
||
28. |
Табакокурение. Заболевания курильщиков. Пассивные курильщики. Профилактика и борьба с курением. |
Показать вредное влияние табачного дыма на организм. Дать информацию о вреде пассивного курения. Показать последствия курения на организм. |
||
29. |
Основные виды травм и первая помощь при них. |
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. |
||
30. |
Наркотики. Наркотическая зависимость. Заболевания наркоманов. |
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы. Беседа с медицинским работником. |
||
31. |
Обязанности велосипедистов. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||
32. |
Ответственность за нарушение. |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценивать, как хорошие или плохие. |
||
33. |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||
34. |
Техника безопасности на летних каникулах. |
Интеллектуальная игра. Работать в группах. Создать стенгазету для класса. |
VIII. Описание материально-технического обеспечения
учебного курса.
1. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса в 2 частях. – М.: Баллас, 2012.
2. Вахрушев А. А., Родыгина О. А., Раутиан А. С. Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2012.
3.Энциклопедический словарь Ф.Брокгауз, И. Ефран. Современная версия. М.
4. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования / Министерство образования и науки. – М.: Просвещение, 2010.