Домашняя работа по русскому языку № 1 «Повторение в начале года. 9 класс»
Домашняя работа № 1 по теме «Повторение в начале года. 9 класс»
Пояснительная записка
Домашняя работа ставит своей целью обобщить и систематизировать, а также проверить знания девятиклассников в начале учебного года. Также одно из заданий готовит девятиклассников к собеседованию. Материал может быть использован при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся, т.к. содержит ключи.
1. Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
(1) Отсчет дней в неделе стал единообразным далеко не сразу. (2) В разных государствах выделяли разные циклы, например, у кельтов неделя состояла из девяти дней, у египтян — из 10, а у древних германцев — из 14.
(3) Семидневную неделю придумали на Древнем Востоке. (4) Там каждому дню соответствовала одна из планет, которые астрономы видели на небе. (5) К ним тогда причисляли еще и Солнце с Луной.
(6) Цикл в семь дней существовал и у древних евреев: согласно Библии Бог создавал мир на протяжении шести дней, а в седьмой — отдыхал.
(7) Популярной семидневная неделя стала благодаря римлянам. (8) Такой цикл ввел Юлий Цезарь в I веке до нашей эры. 9) Юлианский календарь, который по приказу Цезаря придумал астроном Созиген, включал в себя привычные и сегодня 12 месяцев и 365 дней. 10) Когда римляне завоевали Европу, они ввели юлианский календарь, семидневную неделю и двадцатичетырехчасовой день во всех своих провинциях. 11) Этой системой пользовались до XV века, а затем папа римский Григорий XIII заменил юлианский календарь на григорианский.
12) На Руси семидневного недельного цикла стали придерживаться после принятия христианства. 13) Однако юлианский календарь ввел только Петр I в 1700 году. 14) На григорианский календарь в России перешли после революции. 15) Он был введен Владимиром Лениным 14 февраля 1918 года. 16) С 1929 года в СССР параллельно действовала еще одна система времяисчисления — советский революционный календарь. 17) Неделя в нем состояла не из семи, а из пяти дней. 18) А в году было только 360 дней, оставшиеся пять дней считались государственными праздниками и не включались в недели. (По А.Войко)
Анастасия Войко - автор портала «Культура.РФ»
1. Укажите верные утверждения
1. ПРИЧИСЛЯЛИ (предложение 5) пишется приставка ПРИ-, потому что имеет значение «приближение».
2. НА ПРОТЯЖЕНИИ (предложение 6) пишется на конце И, потому что у существительных на -ИЕ в предложном падеже пишется И.
3. двадцатичетырехчасовой (предложение 10) прилагательные, образованные на основе словосочетания, пишутся слитно
4. ВВЕДЕН (предложение 15) в краткой форме прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной.
5. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ (предложение 16) - в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется НН.
2. Укажите верные варианты ответов.
1. В предложении 2 грамматическая основа одной из частей ВЫДЕЛЯЛИ ЦИКЛЫ.
2. В одной из частей предложения 4 есть составное именное сказуемое.
3. В одной из частей предложения 11 есть однородные члены.
4. 16 предложение осложнено обособленным приложением.
5. В предложении 18 две грамматические основы.
3. Из предложений 1-4 выпишите все относительные прилагательные.
4. Из предложений 3-5 выпишите все числительные.
5. От глагола ЗАВОЕВАЛИ из предложения 10 образуйте все возможные формы причастий.
6. Из предложений 6-9 выпишите все производные предлоги.
7. Определите стиль прочитанного текста. Приведите не менее трех аргументов вашей позиции.
8. Рассмотрите и устно (не менее 10 предложений) опишите фотографию. Старайтесь, чтобы в Вашем рассказе преобладали сложные предложения или простые осложненные. Используйте средства выразительности.
Материал для справок
1. Любите ли Вы осень? Что в осени особенно трогает Вашу душу?
2. Какие краски использует автор для изображения листопада?
3. Чем интересен листопад? На какие мысли он Вас наталкивает?
4. Какова роль дороги и лавочки в композиции фото?
5. Какие события, происходившие осенью, Вам особенно запомнились? Почему?
Из словаря эпитетов:
О характере погоды (температуре, влажности и т. п.); о наличии листвы, ее окраске, нарядности. Багряная, безлиственная, ведренная, ветренная, влажная, гнилая, грязная, дождевая, дождливая, желтая, златая (устар.), золотая, золотистая, крепкая, крутая, малооблачная, мозглая (просторен.), мокрая, морозная, нарядная, ненастная, облачная, пламенная, погожая (разг.), прозрачная, промозглая (разг.), пышная, северная, серая, слякотная, студеная, сухая, сырая, темная, теплая, туманная, холодная, хрустальная, царственная, цветистая, цветная, червонная, ядреная (просторен.), янтарная, яркая, ясная.
Ключи
1. 135
2. 45
3. Разных, семидневную.
4. Одна.
5. Завоевали - завоевавший, завоеванный.
6. Согласно, на протяжении, благодаря.
7. Это текст научного стиля, потому что его отличает информативность, точное, логичное и однозначное выражение мыслей, использование терминов, глаголов в форме мн.ч., прямой порядок слов.
Использованная литература
1. Почему в неделе именно 7 дней и почему в сутках именно 24 часа? А. Войко. Культура.РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/s/vopros/chasy-sutki-nedeli/ (Дата обращения 01.08.2021)
2. Адрес изображения
https://site.igis.ru/blog/media/12038/1537249516904263.jpg
3. К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. Словарь эпитетов русского литературного языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scicenter.online/russkaya-literatura-scicenter/osen-69606.html (Дата обращения 01.08.2021)
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна