12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44397
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
18

Домашняя работа № 8 по теме «Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными»

Домашняя работа № 8 по теме

«Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными»



Пояснительная записка



Домашняя работа ставит своей целью проверить знания учащихся пунктуации в СПП с несколькими придаточными, употреблять такие предложения в речи, подготовить учащихся к собеседованию. Материал может быть использован при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся.

Материал составлен на основе повести современной писательницы Марии Ботевой «Немного о черепашестве».


Повторим теорию!

В СПП с несколькими придаточными запятая ставится между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами. Если же между однородными придаточными стоит сочинительный союз, то запятая не ставится ни до союза, ни после него. Это правило действует и в том случае, если при втором придаточном нет подчинительного союза или союзного слова. Если же сочинительный союз повторяется, то запятая между однородными придаточными ставится.

Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за придаточной частью нет второй части двойного союза то, но или так. Речь идет о союзах если…то, что…то, когда…то, хотя…но, как…так. Если же второй части двойного союза нет, т.е. если придаточное присоединяется одиночным союзом, то запятая ставится.

Упражнение 1.

Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя буквы. Подчеркните грамматические основы. Составьте горизонтальные схемы предложений.

1) Наверно какие(то) бури в космосе происходят потому(что) мне вдруг ни с того ни с сего опостыл..ло абс..лютно всё так что даже на физру было (не)охота идти.

2) Как только я попыталась выйти в к..ридор чтобы свалить с физры меня заметила завуч ЭмСи посмотрела своим фирме(н,нн)ым взглядом на часы которые в..сели на ее шее как бусы у туземца и которые были знакомы каждому ученику в нашей школе и мне пришлось повернуть в разд..валку.

3) Федос рассказал ей о том что у Льва тяг..стные мысли о здоровье и что если мы не поб..режемся нам (не)чего делать в арх..ологической эксп..дици...


Упражнение 2.

Внесите в таблицу требуемые данные: грамматические основы, виды придаточных и цифры, на месте которых должны стоять запятые. Переписывать предложения не нужно.


п/п

Грамматические основы

Вид придаточного

Цифры на месте запятых

0.

Неловко


обст. условия

124

Когда жуешь

Кто-то смотрит


обст. причины

Еда-процесс

1.




2.




3.




4.





Образец:

0) 1Неловко (1) 2когда жуёшь (2) а (3) 3кто-то смотрит (4) 4ведь еда - интимный процесс.

1) И он полез в палатку за миллиметровой бумагой и карандашами (1) потом вылез (2) и начал объяснять Катерине (3) как нужно рисовать (4) и (5) как рисовать нельзя (6) что (7) должно быть (8) обязательно изображено (9) и от чего следует отказаться.

2) Целый день Лев гонял по коридорам (1) будто (2) ему кто придал ускорения (3) гонял так энергично (4) что глаза его сверкали (5) и лысина блестела (6) а редкая седина (7) топорщилась во все стороны.

3) Кто-то даже засвистел (1) но (2) когда директор привстала со своего места (3) то тут же перестал (4) хотя (5) все еще шумели.

4) Меня никто не любит (1) особенно (2) Ирка терпеть не может (3) говорит (4) что признаёт только совершенство (5) или (6) хотя бы (7) того (8) кто к этому совершенству движется.



Упражнение 3. Прочитайте текст. Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в тексте, так, чтобы полученный текст не превышал 30-35 слов.


После ужина темно, слава богам! Совсем не хочется вечер посвящать копанию. Вообще-то мне нравится, но только не в темноте. Хотя со Льва станется под фонарями копать. А если Дизеля к этому привлечь, он с фантазией подойдёт – факелов наделает, воткнёт по периметру раскопа. Было уже такое, я помню. Но не сегодня, это если бы учитель нашёл что-нибудь интересное. Или чуйка бы включилась, так он говорит, когда ему не сидится, только бы копать, копать. В такие дни, когда у него чуйка, мы и правда что-то интересное находим. Бусины, кости. Ну, такое.

А мне сегодня как-то неохота ночью в земле рыться. Пусть уж лучше Дизель поёт, что ли. Ирка опередила его, говорит: «Спой, Дизелёк, а то после такого ужина как-то тоскливо». А я только хотела встать, пойти в гости к креженцам. Теперь подожду немного, а то подумает, что я на неё внимание обращаю. «Нормальный ужин, ты чо», — сказал Дизель, а сам уже гитару настраивает сидит. Сейчас он споёт одну песню, тогда пойду. Да. Надо тарелку свою вымыть, а то до завтра вот это жирное замёрзнет, совсем противно будет возиться. Я зачерпнула немного горячей воды из котла, смотрю, а у Дизеля уже чистая посуда. Когда успевает всё?

t1628868067aa.jpg

Коган-Шац Матвей Борисович. На отдыхе. 1971 г.

Адрес изображения

https://l-art.kiev.ua/image/catalog/1071.1.jpg


Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 13.08.21 в 18:35 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за помощь коллегам!
Легоцкая Вера Сергеевна, 13.08.21 в 18:37 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание, Наталья Алексеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.