Домашняя работа по русскому языку в 9 классе по теме «Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными»
Домашняя работа № 5 по теме
«Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными»
Пояснительная записка
Домашняя работа ставит своей целью проверить знания учащихся пунктуации в СПП с несколькими придаточными, употреблять такие предложения в речи. Материал может быть использован при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся.
Материал составлен на основе повести современной писательницы Александры Зайцевой «Я, не я и Жанна».
Повторим теорию!
Среди СПП с несколькими придаточными выделяют СПП с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.
СПП с однородным подчинением –это такие предложения, в которых
все придаточные относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном, отвечают на один и тот же вопрос, являются придаточными одного вида. Придаточные при этом могут быть связаны с помощью сочинительных союзов или без союзов, только при помощи интонации. Если однородные придаточные связаны при помощи союза И, то запятая не ставится ни перед И, ни после И.
СПП предложения с параллельным подчинением- это такие предложения, в которых все придаточные относятся к одному и тому же главному предложению, но поясняют в этом предложении разные слова, а значит, отвечают на разные вопросы и являются придаточными разных видов. Придаточные при параллельном подчинении могут иметь одинаковое значение, но относятся они к разным словам в общем главном предложении.
СПП с последовательным подчинением – это такие предложения, в которых каждое последующее простое зависит от предыдущего предложения. Каждое предыдущее предложение является главным для последующего. При этом вид придаточных не имеет значения.
Упражнение 1.
Прочитайте предложения. Составьте горизонтальные схемы предложений. Укажите вид подчинительной связи в каждом из предложений.
1) Я высказывалась теперь не столько для Жанны, сколько для всех этих людей, которые паслись на моей странице, так что пусть понервничают.
2) Если бы у нас были комнатные растения и если бы эти растения буйствовали разными красками, они давно бы завяли от натянутого дружелюбия в нашей квартире.
3) Когда Жанна повернулась к раковине и начала тереть кастрюлю мыльной губкой, я собрала со стола тарелки, которые поставила в мойку, и осталась рядом.
Упражнение 2.
Прочитайте и проанализируйте предложения. Расставьте запятые, выпишите цифры, на месте которых вы поставили запятые.
1) Я вращала колёсико мышки с такой силой (1) что на подушечке пальца осталась красная (2) долго не проходящая (3) вмятина (4) и глаза не успели погрузиться в текст. Так и есть (5) на Плутарха налетела толпа обиженных (5) оскорбленных (6) и (7) униженных (8) которые сыпали и сыпали гневные комментарии.
2) А чего мы хотели (1) когда кругом бескультурье? Раньше с детского сада учили Родину любить (2) теперь все грубо (3) потому что дети сами по себе болтаются (4) смотрят фильмы про убийства и секс (5) потому что на всём готовом живут (6) и (7) наконец (8) потому что ни войны (9) ни голода не знают!
3) Удивительно (1) что я теперь в курсе общей бецветности Лунги (2) и (3) что мне он (4) несмотря на это (5) нравится (6) потому что врезалась в его взгляд на полном ходу (7) и даже услышала фантомный металлический скрежет (8) от внезапного столкновения (9) будто две баржи соприкоснулись бортами.
Упражнение 4. Рассмотрите фото картины современного художника Александра Аверина «Этюд». Составьте предложения, соответствующие схемам.
1)
2)
3)
Адрес изображения
https://vestiinfo.ru/wp-content/uploads/2020/06/Etjudy.jpg
Адрес схем
http://ruslita.ru/sintaksis/374-tipy-podchineniya-v-spp
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна