12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабетдинова Зумрат Даминовна161
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны

Практическая работа с языковым материалом для обучающихся 9 класса

Составила: Хабетдинова З.Д., учитель высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 46» г.Набережные Челны.

Цель: обобщение, систематизация знаний и умений учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

Пояснения к выполнению практической работы.

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 1 урок (45 минут). Задания ориентированы на проверку пунктуационной грамотности, подготовку к ГИА по русскому языку (задания 13).

Работа состоит из 2 частей.

Часть 1 проверяет разбор данных предложений с объяснением пунктуации и построением схем.

Часть 2 предполагает конструирование сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, разбор и запись полученных конструкций с постановкой необходимых знаков.

Часть 1.

Задание 1. Запишите предложения. Выделите главное и придаточные предложения. Поставьте вопросы к придаточным предложениям и укажите вид данных придаточных предложений. Начертите их схемы.

1. Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики. (А.П.Чехов)

2. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (А.П.Чехов)

3. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Короленко)

4. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем. (М.Горький)

5.Мне сказали, что войска наши выступили накануне и что лагерь наш находится в 25 верстах от Карса. (А.С.Пушкин)

6. Когда же раздавался выстрел и падала птица, я всякий раз подпрыгивал на месте и даже кричал. (И.С.Тургенев)

7. Когда же я спросил, кто такие эти красавицы барышни, которые пели, отец отвечал мне, что это были крепостные горничные девушки. (Аксаков)

8.Только к вечеру, когда солнышко стало уже садиться, отец мой выудил огромного леща, которого оставил у себя в лодке, чтобы не распугать, как видно, подходившую рыбу. (Аксаков)

9. Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжающие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида, которым она поручена, так глупы или так пьяны, что от них никакого толка нельзя добиться. (М.Ю.Лермонтов)

10. Когда все части снова были оттянуты к шоссе, сюда пришло известие, что Чапаев ранен в голову и что Еланю поручается командование дивизией.

Часть 2.

Задание 2. Составьте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными из данных простых предложений, расставьте знаки препинания в полученных конструкциях.

На просторных полях растаяли снега. Сразу же начались полевые работы. Поздний сев намного снижает урожай.

В сосновом лесу воздух насыщен смолистыми испарениями. Смолистые испарения полезны людям со слабыми легкими. Где-то за могучими кронами восходит солнце.

Вечер художественной самодеятельности был перенесен на субботу. Вечер художественной самодеятельности организовали ребята нашего класса. Члены драмкружка имели время еще лучше подготовить выступления. Не ударить лицом в грязь перед своими товарищами.

По подтаявшему льду осторожно пробирались саперы. Лед ежеминутно грозил провалиться под ногами. Другого пути не было.

Взошло солнце. Со дна долины начал подниматься туман. Клубы тумана медленно ползли по откосам гор.

Пробегал легкий ветерок. Из садиков доносился нежный запах черемухи. Сады тянулись по обеим сторонам улицы.

Метель была сильная. Я с трудом шел по снегу. Снег засыпал всю дорогу.

Было славное весеннее утро. В роще только начали расцветать деревья. Птицы пели звучные гимны солнцу.

Задание 3. Составьте предложения из следующих групп слов. Расставьте знаки препинания.

я увидел

1) что лед уже прошел

2) который загромождал реку

подходя к реке

я увидел

1)потому что никто меня не разбудил

2)что в доме происходила какая-то суматоха

проснувшись довольно поздно

1)прямо перед нами пылал закат

2)и светлая заря освещала розовым светом нашу комнату

из которой гремел по временам глухой гром

еще не закрытая черною приближающеюся тучею

Ариша шла

что уже наступила ночь

1)забывая об усталости, об опасности перехода через болото

2)забывая о том

Петя чувствовал

1)что у него кружится голова

2)и глаза дремотно слипаются

1)глядя на воду

2)утомленные бегом волн


 

Задание 4. Составьте и запишите предложения по указанным схемам.

1.[ ],(где...), (который….).
2.[ ] ,(когда...),(чтобы...).
3.(Когда...),[ ],(хотя...).
4.[ ],(что...),(которые...).
5.(Когда...) и (…),[ ].
6.[ ],(что...),(чтобы...).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 07.02.24 в 23:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, нужный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.