Домашняя работа № 6 по теме «Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными»
Домашняя работа № 6 по теме
«Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными»
Пояснительная записка
Домашняя работа ставит своей целью проверить знания учащихся пунктуации в СПП с несколькими придаточными, употреблять такие предложения в речи, подготовить учащихся к собеседованию. Материал может быть использован при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся.
Материал составлен на основе повести современной писательницы Александры Зайцевой «Я, не я и Жанна».
Повторим теорию!
В СПП с несколькими придаточными запятая ставится между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами. Если же между однородными придаточными стоит сочинительный союз, то запятая не ставится ни до союза, ни после него. Это правило действует и в том случае, если при втором придаточном нет подчинительного союза или союзного слова. Если же сочинительный союз повторяется, то запятая между однородными придаточными ставится.
Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за придаточной частью нет второй части двойного союза то, но или так. Речь идет о союзах если…то, что…то, когда…то, хотя…но, как…так. Если же второй части двойного союза нет, т.е. если придаточное присоединяется одиночным союзом, то запятая ставится.
Упражнение 1.
Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя буквы. Составьте горизонтальные схемы.
1) Вот внутри у тебя плещ..тся бездо(н,нн)ое море шириной от горизонта до горизонта но если стан..шь его опис..вать изо рта выскак..вают только пластма(с,сс)овые игрушечные кубики синего цвета.
2) Внутри бурлили восторг и ужас когда я выскочила из школы под тёмно(лиловое) небо когда мы гл..тнули холода и понеслись к ближайш..й станции метро.
3) Я набрала (по)больше воздуха для того что(бы) раз и (на)всегда отшить наглеца но повернулась ровно в тот момент когда он откинул одеяло и когда его ноги пок..зались из постел...
Упражнение 2.
Внесите в таблицу требуемые данные: грамматические основы, виды придаточных и цифры, на месте которых должны стоять запятые. Переписывать предложения не нужно.
№ п/п | Грамматические основы | Вид придаточного | Цифры на месте запятых |
0. | Неловко | обст. условия | 124 |
Когда жуешь | |||
Кто-то смотрит | обст. причины | ||
Еда-процесс | |||
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
Образец:
0) 1Неловко (1) 2когда жуёшь (2) а (3) 3кто-то смотрит (4) 4ведь еда - интимный процесс.
1) Вплотную подходить к раздатке я не рискнула (1) потому что младшеклассники сделаны (2) исключительно (3) из вопящих глоток и острых локтей (4) и (5) потому что (6) они только на вид человеческого племени, а на деле – стая мартышек.
2) Померещилось (1) или (2) когда мы ввалились в класс (3) Ксюша переглянулась с Римским?
3) Если нельзя доходчиво объяснить ребёнку (1) что опасно доверять незнакомцам (2) и (3) что садиться в чужую машину не следует(4) то (5) без жёсткого запрета не обойтись.
4) Вы никогда не слышали (1) как мамаша (или папаша) кроет ребёнка матом за то (2) что тот (3) ругается матом (4) и (5) как родители с сигаретой в зубах объясняют (6) что курить нельзя?
Упражнение 3. Рассмотрите фото картины современного художника Александра Аверина «На лугу». Составьте предложения, соответствующие схемам:
1) [ ], (что…) и (что…).
2) (Когда…) и (когда…), [ ].
3) ) [ ], (что (если…), то…).
Адрес изображения
https://img-fotki.yandex.ru/get/9743/132639772.1e2/0_f12de_d83150d0_orig.jpg
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна