Классный час на тему «Домик дружбы» (1 класс)
Нравственное направление
Домик дружбы
Автор: Карбышева Анна Александровна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №34
2022
Пояснительная записка
Тематическое направление - нравственное направление.
Тема воспитательного мероприятия – «Домик дружбы». Актуальность выбора темы мероприятия состоит в том, что ученики первого класса, приходя в школу, не всегда могут найти себе друзей. В современном мире ребенок окружен как положительными, так и отрицательными источниками, которые влияют на формирующуюся среду нравственности.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия – 1 класс (7 – 8 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Выбор данной темы вытекает из целей, поставленных на год классным руководителем в плане воспитательной работы. Становление дружбы классного коллектива и налаживание хороших отношений между воспитанниками. Это первое мероприятие из цикла нравственных мероприятий, заложенных в плане работы на год.
Цели, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия. Цель – формирование дружеских взаимоотношений у детей и положительного отношения к себе и окружающим. Задачи: дать определение понятия «дружба», «правила дружбы»; учить искать в себе и окружающих те качества, которые заставляют людей быть друзьями. Способствовать развитию познавательных УУД через умение анализировать, сравнивать и делать выводы; регулятивных УУД – через умение работать с дидактическим материалом. Проявление коммуникативных универсальных учебных действий через умение слушать окружающих, вести диалог и беседу, доказывать свою точку зрения. Личностные УУД – хорошо относиться к окружающим, быть ответственным за свои слова и поступки.
Планируемые результаты.
Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
- разбираться в своей системе знаний: свободно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи в один шаг, делать выводы на основе обобщения заключений.
Коммуникативные.
- строить свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых состояний;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
- слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, если она достоверна.
Регулятивные.
- формулировать цели занятия после предварительного обсуждения вместе с классом, с помощью учителя обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения отдельной учебной задачи, работая по плану.
Личностные.
- придерживаться норм общения и сотрудничества при совместной работе;
- делать выбор, как себя вести.
1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия – классный час. Классный час такой тематики является традиционным мероприятием для поступивших в школу, согласно плану воспитательной работы.
1.7 Педагогическая технология / методы / приемы, использованные для достижения планируемых результатов.
Педагогические технологии – технология сотрудничества, ИКТ, создание проблемной ситуации, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
Методы обучения – наглядный, словесный, практический и игровой.
Приемы обучения – беседа, диалог, упражнение, игра.
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия. Презентация, ноутбук, экран, аудиозапись, раздаточный дидактический материал. Проведение бесед на нравственную тему.
1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Данное мероприятие отлично подойдет в качестве одного из первых и важных классных часов, когда первоклассники только знакомятся друг с другом. Учителю сразу нужно в данном мероприятии сделать акцент на то, как нужно выбирать друзей. Это мероприятие способствует формированию толерантного отношения друг к другу.
Основная часть
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.
При подготовке данного мероприятия были охвачены все обучающиеся первого класса. Многие ребята заучивали пословицы, стихотворения и песни про дружбу. Используемый материал подбирался с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия.
Классный час
Организационный момент.
Учитель - Добрый день, мои дорогие ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Ведь, как известно, обычная улыбка может поднять настроение человека. Я хочу, чтобы мы провели сегодня наш классный час только с хорошим настроением.
Введение в тему классного часа.
Учитель – Ребята, к нам сегодня на урок пришел гость (учитель выставляет игрушку кота Леопольда с письмом в руках). Ой, смотрите, у него в руках что-то есть. Да это письмо. Написано – «Ученикам 1 класса». Неужели нам это письмо? Давайте прочитаем?
Ученики – Да.
Учитель – «Здравствуйте, уважаемые мальчишки и девчонки. Пишет Вам кот Леопольд. Вы меня, наверное, знаете. Пишу я Вам не просто так. Сам по себе я очень дружелюбный кот. Но вот, к моему большому сожалению, звери, которые меня окружают, иногда не могут жить дружно. Я решил им помочь. Сделать для них «Домик дружбы». Я хочу, чтобы в таком домике жили только дружные зверята. Но как это сделать? Как понять и вычислить дружелюбного человека и зверя? Ребята, а Вы знаете? Может Вы тогда мне поможете? Я очень надеюсь на Вашу помощь. С уважением, кот Леопольд».
Учитель – Ребята, чего же хочет кот Леопольд?
Ученики – Создать домик дружбы, чтобы в нем жили дружелюбные звери.
Учитель – Поможем ли мы коту Леопольду?
Ученики – Да!
Учитель – А я хочу, чтобы не только у кота Леопольда был такой Домик дружбы (на доску учитель вывешивает макет дома). Давайте создадим и свой такой дом. Но что-то с ним не так.
Ученики – он пуст. Нет в нем ничего.
Учитель – я предлагаю нам сегодня совместными усилиями создать домик дружбы. Выполняя различные упражнения, наш домик будет собираться. Если мы все правильно сделаем, то Домик Дружбы нашего первого класса будет готов. Мы тогда и с радостью ответим коту Леопольду, как нам удалось это сделать.
Постановка цели и задач мероприятия.
Учитель – Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Ученики - О дружбе.
Учитель - Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Дружба удивительное, волшебное слово! Давайте хором произнесем и внимательно вслушаемся в это слово – дружба.
Ученики (хором) – Дружба.
Учитель – Наш домик мы будем собирать из кирпичиков. Каждый кирпичик вы будете получить за правильно выполненное задание. Я желаю Вам удачи.
Основная часть.
Учитель – Давайте начнем строительство дома.
Задание 1. (Цель – сформулировать понятие «дружба»)
Учитель – А что же такое дружба? Попробуйте сформулировать определение.
Ученики – Это когда человек может чем-то поделиться. Когда человек помогает тебе. Когда помогает тебе в трудную минуту. Никогда с тобой не ссорится, не дерется.
Учитель – Вы правы. Давайте попробуем найти термин «дружба» в толковом словаре Ожегова.
(один ученик подходит к словарю, открывает на заранее подготовленной странице и читает)
Ученик – Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (слайд 1)
Учитель – Как вы точно смогли мне сказать, что же такое дружба.
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
Учитель – Дружба – это мир планеты. За правильно выполненное первое задание вы получаете первый кирпичик.
Задание 2. (цель – дать представление, с кем можно дружить)
Учитель – Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба. А без чего дружба не может быть?
Ученики – без друзей.
Учитель – Конечно, без друзей.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Учитель - а у кого из вас есть друг? Поднимите руку. Кого можно назвать своим другом?
(слайд 2)
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Учитель – Каким же должен быть настоящий друг? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, сыграв в игру «Чудо-мячик». Я бросаю мячик, кто ловит его, кот должен досказать слово в фразе «Настоящий друг должен быть …».
Ученики – Настоящий друг должен быть хорошим, верным, добрым, открытым …..
Учитель – Какие вы молодцы. Вы сами смогли определить, какими чертами должен обладать друг. За это вы получаете второй кирпичик.
Физминутка
Учитель – Давайте дальше немного отдохнем. Сделаем физминутку «Дружба это не работа» (видео на слайде)
Продолжение работы по теме урока
Задание 3 (цель – познакомить с УНТ про дружбу)
Учитель – Вы знаете, что про дружбу очень сказано. Существует множество различных стихотворений, рассказов, сказок про дружбу (выставка книг). Дружба не только между людьми, между животными, между животными и людьми. Посмотрите, как много писателей затрагивали тему дружбы. Еще существует и много пословиц и поговорок про дружбу и друзей. Некоторые из них вам хорошо известны. Давайте сейчас поработаем в мини-группах. Вы видите на столе 2 конвертика. В одном из них лежит первая часть пословиц, а в другом – вторая. Ваша задача – соотнести начало и конец, собрать пословицы. (в каждой группе сидит хорошо читающий ученик. Если у детей возникают проблемы с чтением, учитель помогает).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Старый друг лучше новых двух
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью
Друг познается в беде
(слайд 4 – правильные варианты высвечиваются на экране)
Учитель – и с этим заданием вы справились отлично! Вот вам и третий кирпичик.
Задание 4. (цель – выявить законы дружбы)
Учитель – Мы сегодня много раз говорили о том, что дружба – это труд. И чтобы дружба была правильная, обязательно нужно знать ее законы. А вы знаете? Сейчас попробуем вместе выявить законы дружбы.
Что нужно делать, когда вы с кем-то дружите?
Ученики:
Уважать друг друга.
Не обманывать.
Выть верным другом.
Помогать другому.
Не высмеивать друга.
Уметь остановить друга, если он хочет сделать что-то плохое.
Уважать друга.
Учитель – какие хорошие законы дружбы у вас получились. Мне они так понравились, что я их записала и хочу прикрепить на наш классный уголок, чтобы вы всегда помнили законы дружбы. Именно тогда вы сможете быть чьим-то другом. Молодцы, вы получаете четвертый кирпичик.
7. Подведение итогов.
Учитель – ребята, наш дом построен. Но чего-то не хватает.
Ученики – крыши.
(входит из-за двери Кот Леопольд с рисунком крыши в руке)
Кот Леопольд (ученик) – ребята. Прошу сразу меня простить. Я очень застеснялся, чтобы сразу к вам прийти и все рассказать. Поэтому написал вам письмо. А сам в это время встал за дверь и подслушивал все то, о чем вы говорили. И знаете, мне так понравилось. Вы такие молодцы. Вы смогли точно определить, что такое дружа, смогли сказать, кого можно назвать другом. От вас я даже узнал, что есть пословицы и поговорки про дружбу. Судя по всему, вы очень дружные ребята. Поэтому я вам принес подарок – недостающую часть домика – крышу. Я теперь с точно могу сказать, что вы все здесь – дружные ребята! Своими ответами вы помогли мне понять, как же построить домик дружбы. У вас он очень хороший получился.
Учитель – спасибо, кот Леопольд Наши ребята, правда, дружные и добрые ребята. Так ведь?
Ученики – Да!
Учитель – Нам с вами нужно помнить, что класс – это семья. А в семье должны все относиться друг к другу хорошо. Быть добрыми, верными и дружелюбными. Именно тогда наш класс будет самым дружным.
Рефлексия
Учитель – ребята, а вам понравилось сегодня строить домик?
Ученики – да!
Кот Леопольд – Какие вы молодцы. Вы даже дружно отвечаете. А Давайте в заключении нашего занятия также дружно споем мою любимую песню «Если добрый ты»
(дети поют песню)
Учитель – спасибо, ребята, вам за занятие. Вы сегодня показали не только мне и коту Леопольду, что вас смело можно назвать дружными. Только самое главное – не останавливаться на достигнутом!