ДОМИНИРУЮЩИЕ ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ

2
0
Материал опубликован 22 August

ДОМИНИРУЮЩИЕ ИСТОЧНИКИ

ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ

(НА ОСНОВЕ ОПРОСОВ УЧИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РУССКАЯ ШКОЛА»)


Сегодня профессия учителя как никогда является социально значимой профессией для любого общества: педагог не только дает необходимые навыки и готовит своих учеников к самостоятельности, но участвует в формировании личности и характера детей, их патриотического сознания и активной общественной позиции. Однако профессия педагога не пользуется популярностью среди представителей молодого поколения, которые заканчивают педагогические вузы. Прослеживается отсутствие мотивации к профессиональной деятельности, которую мы вслед за Клочкиной В. Е. понимаем как причины, стимулирующие человека выбрать данную профессию (специальность) и заниматься ею в течение относительно длительного периода времени [1, с. 11]. Поэтому нам кажется актуальным выделить определяющие источники трудовой мотивации педагогов, которые долгое время остаются в профессиональной среде, чтобы в дальнейшем понять, как привлекать в образовательные учреждения молодых специалистов.

Виханский О. С. и Наумов А. И. рассматривают мотивацию как комплекс внутренних и внешних движущих сил, которые способны побудить человека к деятельности, задать ее границы, формы и придать ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей [2, с. 103]. Развивая это утверждение, мы можем говорить, что мотивация труда тот же комплекс стремлений человека удовлетворить свои потребности, но только посредством трудовой деятельности, по мнению Травина В. В. и Дятлов В. А, именно этот аспект служит различием между двумя терминами [3, с. 108].

Леонтьев А. Н. под «мотивацией» понимал лежащую за мотивом потребность, которая в нем находит свое развитие, содержание и характеристику [4]. Под мотивом вслед за Бордовской Н. В. И Реан А. А. мы подразумеваем побуждение личности к деятельности, связанным с удовлетворением определенных потребностей [5]. Термин «потребность», как нам кажется, проще и понятнее всего описала Бабакова Т. А. как состояние нужды организма в чем-либо, необходимом для нормального его существования [6, с. 41].

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе мотивации лежит потребность, и для того, чтобы определить ее основные источники нам понадобится обратиться к описанию фундаментальных потребностей человека. Самая популярная по сей день модельпирамида потребностей Маслоу А.:

На первом уровнефизиологические или биологические потребности в еде, сне, тепле, доме, одежде во всем, что необходимо для выживания;

На втором уровне потребность в безопасности и защищенности: отсутствие угрозы жизни и здоровью, уверенность в будущем, социальная стабильность;

На третьем уровне потребность в уважении и любви: семейные и романтические отношения, дружба, принятие другими представителями социума, доверие к людям.

На четвертом уровне потребность в признании. Эта потребность осуществляется в двух плоскостях: на одной существует необходимость быть независимым от общества, быть самостоятельным и уважать самого себя; на другой быть частью уважающего тебя значимого окружения.

На пятом уровне потребность в самовыражении, в которую включены: потребность в самоактуализации или в возможности человеку заниматься тем делом, для которого он «был рожден», развить свой потенциал; познавательные потребности стремление к обучению чему-то новому; эстетические потребности стремление к симметрии, завершенности, структуре [7, с. 60-72].

Такие исследователи аспектов мотивации, как Мюррей Х., Аргайл М., Леонтьев А. М., Ломов Б. Ф., Якобсон П. М., Божович Л. И. и др. предлагали свое видение того, какие источники мотивации существуют, но никто не пришел к единой всесторонней классификации. На наш взгляд Бруно Д. и Сколл Р, создали стройную модель основных источников мотивации труда, которая основана на фундаментальных личностных образованиях и собрала в себе подходы различных ученых. Авторы выделяют пять таких источников:

Внутренние процессы: желание получать удовольствие и наслаждение от процессов деятельности.

Инструментальная мотивация: желание осязаемых внешних

вознаграждений, таких как плата, премии и т. п.

Внешняя концепция «Я»: желание принятия и поддержания своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной группы.

Внутренняя концепция «Я»: желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и ценностей.

Интернализация цели: желание достигать целей, соответствующих интернализованным (присвоенным, ставшими внутренними) ценностям [8].

Данная модель удобна тем, что она легла в основу методики определения источников трудовой мотивации, которую на русский язык адаптировала Сидоренко Е. В..

Цель методикиисследовать мотивационную плоскость «человек-организация» и составить на каждого сотрудника или коллектив «мотивационную карту», которая будет отображать все источники мотивации, но в разной степени проявленности. Результаты можно использовать для создания стратегии стимулирования для сотрудников [8].

Опросник состоит из 30 вопросов, по шесть в каждой из категорий: внутренний процессы, инструментальная мотивация, внешняя концепция «Я», внутренняя концепция «Я», интернализация цели. Участнику опроса предлагается по каждому из пунктов дать ответ: 1) полное «нет», 2) «нет» , 3) скорее «нет», 4) «не знаю», 5) скорее «да», 6) «да», 7) полное «да». Ответы оцениваются от 1 до 7 баллов. По каждой из шести категорий утверждений выводится среднее арифметическое баллов [см. Приложение 1].

Мы решили провести опрос для выявления доминирующих источников трудовой мотивации педагогов МОБУ «РУССКАЯ ШКОЛА», потому что нам кажется, что ответы учителей, которые продолжительное время остаются в своей профессии помогут понять, какие мотивационные мероприятия нужно проводить для того, чтобы привлекать и удерживать новые кадры в образовательных учреждениях.

Мы рассмотрели данные десяти учителей со стажем от 30 до 35 лет, и согласно полученным средним результатам по группе преобладает источник мотивации «внутренняя концепция «Я» – пять целых и пять десятых баллов. Мы можем утверждать, что педагогам важно в работе соответствовать своим внутренним профессиональным стандартам и ценностям. Для мотивирования таких учителей важно давать им возможности для роста и самовыражения, поэтому они будут ценить организованные руководством курсы повышения квалификации, тренинги, а также проекты, где они могут проявить максимально свои навыки.

На втором месте – источник мотивации «интернализация цели» – пять целых и две десятых баллов. Это говорит о том, что для педагогов важно иметь общую цель, например, «воспитывать будущее поколение», и акцентировать на ней внимание, напоминать о важности той работы, которую они делают, как чего-то масштабного. Благодаря такому подходу, они не просто выполняют свои должностные обязанности, они «живут» своей работой и ее целями, потому что внешние стремления общества или образовательного учреждение становятся личными для каждого педагога.

Чуть менее значимой оказался источник мотивации «внутренние процессы» - четыре целых и семь десятых баллов. Исходя из полученных результатов, мы понимаем, что учителя не в полной мере получают удовольствие от самого процесса своей работы. Возможно, кому-то нравится взаимодействие с детьми, но бумажная составляющая деятельности удручает, и многие учителя, которые идут работать в школы ради взаимодействия с учениками и проявления своего творческого начала, разочаровываются.

Следом идет источник «инструментальная мотивация» – четыре целых и четыре десятых баллов. Из этого следует, что педагоги, которые надолго задерживаются в школах, выбирают эту профессию, прежде всего не для зарабатывания денег, такие учителя не работают ради премий и других материальных вознаграждений.

Наименьшую значимость получил источник мотивации «Внешняя концепция Я» - четыре целых и одна десятая баллов. Результаты этой шкалы показывают то, что для педагогов в меньшей степени важна поддержка и внешняя оценка их работы, подтверждение своей компетентности от коллег. Это может говорить о том, что нет сплоченности группы, чтобы своим мнением влиять на работу учителя. Нет в глазах педагога определенной профессиональной значимости самого коллектива [см. Приложение 2].

Таким образом, доминирующими источниками мотивации педагогов МОБУ «РУССКАЯ ШКОЛА», являются «Внутренние концепции «Я» и «Интернализация цели», что говорит о том, что важными причинами, почему педагоги долгое время остаются в своей профессии, выступают самореализация и самоактуализация учителя, как профессионала и влияние общей цели на стремление учителя достигать определенных результатов в своей деятельности. Средние показатели шкалы «Внутренние процессы» доказывают, что для педагогов есть преграды, которые не позволяют ему получать удовольствие от самого процесса своей деятельности, а низкая оценка шкал «Инструментальная мотивация» и «Внешняя концепция «Я» показывают, что учителя не остаются в школах ради денежных вознаграждений или одобрения коллег [см. Приложение 3].


Литература


Клочкина В. Е. Управление мотивацией профессиональной деятельности педагогов [Текст] / В. Е. Клочкина. – Бийск: 2020. – 97 с.

Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник [Текст]. – 3-е издание / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: 2003. — 528 с.

Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие [Текст]. – 5-е издание / В. В. Травин, В. А. Дятлов. – М.: 2003. – 272 с.

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс] // Институт Высшая школа психологии. URL: Режим доступа: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Leontev-A.N.-Lektsii-po-obshhej-psihologii.pdf (Дата обращения 13.08.2023).

Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL: Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0152/1_0152-232.shtml#book_page_top (Дата обращения 13.08.2023).

Бабакова Т. А., Акинина Т. М. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей [Текст] / Т. А. Бабакова, Т. М. Акинина. – Петрозаводск: 2013. 64 с.

Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]. 3-е изд. / А. Маслоу. Пер. с англ. — СПб.: 2019. — 400 с.

Барбуто Д. (Barbuto J.), Сколл Р. (Scholl R.) Опросник для определения источников мотивации (Motivation Sources Inventory - MSI) [Электронный ресурс] // Компьютерная психологическая диагностика. URL: Режим доступа: https://cpd-program.ru/methods/msi.htm (дата обращения: 10.08.2023).






Приложение 1

1.Бланк для ответов


___________________Инициалы_ (М.К.)________________
(например: инициалы, имя; испытуемый 1 и т.п.)


Пол ______________

Возраст ______________

Дата ______________


Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, описывающих отношение человека к работе. Оцените, насколько каждое утверждение отражает вашу точку зрения. Поставьте отметку в соответствующей графе. Здесь нет правильных или неправильных ответов, старайтесь не задумываться над выбором ответа слишком долго. 



п/п


Утверждение


Выбор/баллы

Полное НЕТ

1

НЕТ


2

Скорее НЕТ

3

Не знаю

4

Скорее ДА

5

ДА


6

Полное ДА

7

1

Я люблю делать только то, что доставляет мне удовольствие








2

Объем моих усилий в процессе работы определяется требованиями этой работы








3

Для меня важно, чтобы другие одобряли мое поведение








4

Мои решения обычно отражают те высокие стандарты, которые я сам для себя установил(а)








5

Я бы не стал(а) работать в компании, если бы не был(а) согласен(на) с ее целями







6

Если мне не нравится то, что надо делать на работе, я бросаю эту работу








7

Каждый час работы должен быть оплачен








8

Я часто принимаю решение на основании того, что подумают другие








9

Для меня важно работать в такой организации, которая позволяла бы мне использовать мои способности и опыт








10

Я должен(на) поверить в идею, прежде чем начать работать над ее воплощением







11

Я часто откладываю работу, если можно заняться чем-то более интересным








12

Я работал(а) бы более интенсивно, если бы был(а) уверен(а), что получу более высокую оплату моих усилий








13

Я упорно работаю над задачей, если ее выполнение связано с общественным признанием








14

Я стараюсь добиваться того, чтобы мои решения соответствовали моим личным стандартам поведения








15

Пока я не поверю в идею, я не могу работать по-настоящему упорно







16

Когда я выбираю работу, то останавливаюсь на той, которая кажется мне наиболее интересной








17

Когда я выбираю работу, то останавливаюсь на той, где больше платят








18

Если я выбираю работу, то ищу такую, в которой успех принесет мне признание








19

Я считаю себя человеком, который сам себя мотивирует








20

Когда я выбираю компанию, то ищу ту, которая поддерживала бы мои убеждения и ценности







21

Я провожу свое время с теми людьми, с которыми мне интереснее всего








22

Мой любимый день на работе — день зарплаты








23

Те люди, у кого больше друзей, живут более полной жизнью








24

Мне нравится делать то, что дает ощущение личного достижения








25

Для того чтобы я мог(ла) упорно работать, цели компании должны совпадать с моими ценностями







26

Если выбирать между двумя работами, то критерием для меня будет: «А какая из них интереснее?»








27

Нужно всегда «держать глаза и уши открытыми», чтобы получать информацию о лучших местах работы








28

Я прилагаю максимальные усилия, если мне известно, что это будет замечено наиболее влиятельными людьми в организации








29

Мне нужно знать, что своими умениями и ценностями я вношу вклад в успех организации








30

Если я разделяю цели компании, то не имеет значения, я ли добился успеха









Ключи к опроснику

Внутренние процессы (1, 6, 11, 16, 21, 26);

Инструментальная мотивация (2, 7, 12, 17, 22, 27);

Внешняя концепция Я (3, 8, 13, 18, 23, 28);

Внутренняя концепция Я (4, 9, 14, 19, 24, 29);

Интернализация цели (5, 10, 15, 20, 25, 30).

Бланк для подсчета результатов:


категории


утверждения


Баллы

Выбор/баллы

Полное НЕТ
1

НЕТ

2

Скорее НЕТ
3

Не знаю

4

Скорее ДА
5

ДА

6

Полное ДА
7

1. Внутренние процессы

1

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

2. Инструментальная мотивация

2

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

3. Внешняя Я-концепция

3

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

4. Внутренняя Я-концепция

4

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

5.Интернализация цели

5







10







15







20







25







30

























Приложение 2

Испытуемый

Результаты исследования по шкалам

Внутренние процессы

Инструментальная мотивация

Внешняя Я-концепция

Внутренняя Я-концепция

Интернализация цели

Педагог 1

4,7

5,2

3,8

5,3

5,3

Педагог 2

3,7

4,5

4,8

5,5

5,2

Педагог

4,7

4,7

3,8

5,3

5

Педагог 4

5

3,7

4,7

5,5

5,3

Педагог 5

4,8

5,2

4

5,4

5,4

Педагог 6

5,7

4,5

3,8

6,2

5,5

Педагог 7

4,4

4

3,5

4,7

4,7

Педагог 8

4,7

3,8

4,2

5,7

5,4

Педагог 9

4,5

4,4

3,7

5,6

4,8

Педагог 10

4,6

3,9

4,2

5,8

5,2

Средние результаты группы

4,7

4,4

4,1

5,5

5,2
















Приложение 3

t1724307068aa.gif

15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.