ДОМИНИРУЮЩИЕ ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ
ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ
(НА ОСНОВЕ ОПРОСОВ УЧИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РУССКАЯ ШКОЛА»)
Сегодня профессия учителя как никогда является социально значимой профессией для любого общества: педагог не только дает необходимые навыки и готовит своих учеников к самостоятельности, но участвует в формировании личности и характера детей, их патриотического сознания и активной общественной позиции. Однако профессия педагога не пользуется популярностью среди представителей молодого поколения, которые заканчивают педагогические вузы. Прослеживается отсутствие мотивации к профессиональной деятельности, которую мы вслед за Клочкиной В. Е. понимаем как причины, стимулирующие человека выбрать данную профессию (специальность) и заниматься ею в течение относительно длительного периода времени [1, с. 11]. Поэтому нам кажется актуальным выделить определяющие источники трудовой мотивации педагогов, которые долгое время остаются в профессиональной среде, чтобы в дальнейшем понять, как привлекать в образовательные учреждения молодых специалистов.
Виханский О. С. и Наумов А. И. рассматривают мотивацию как комплекс внутренних и внешних движущих сил, которые способны побудить человека к деятельности, задать ее границы, формы и придать ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей [2, с. 103]. Развивая это утверждение, мы можем говорить, что мотивация труда тот же комплекс стремлений человека удовлетворить свои потребности, но только посредством трудовой деятельности, по мнению Травина В. В. и Дятлов В. А, именно этот аспект служит различием между двумя терминами [3, с. 108].
Леонтьев А. Н. под «мотивацией» понимал лежащую за мотивом потребность, которая в нем находит свое развитие, содержание и характеристику [4]. Под мотивом вслед за Бордовской Н. В. И Реан А. А. мы подразумеваем побуждение личности к деятельности, связанным с удовлетворением определенных потребностей [5]. Термин «потребность», как нам кажется, проще и понятнее всего описала Бабакова Т. А. как состояние нужды организма в чем-либо, необходимом для нормального его существования [6, с. 41].
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе мотивации лежит потребность, и для того, чтобы определить ее основные источники нам понадобится обратиться к описанию фундаментальных потребностей человека. Самая популярная по сей день модель – пирамида потребностей Маслоу А.:
На первом уровне – физиологические или биологические потребности в еде, сне, тепле, доме, одежде – во всем, что необходимо для выживания;
На втором уровне – потребность в безопасности и защищенности: отсутствие угрозы жизни и здоровью, уверенность в будущем, социальная стабильность;
На третьем уровне – потребность в уважении и любви: семейные и романтические отношения, дружба, принятие другими представителями социума, доверие к людям.
На четвертом уровне – потребность в признании. Эта потребность осуществляется в двух плоскостях: на одной существует необходимость быть независимым от общества, быть самостоятельным и уважать самого себя; на другой – быть частью уважающего тебя значимого окружения.
На пятом уровне – потребность в самовыражении, в которую включены: потребность в самоактуализации или в возможности человеку заниматься тем делом, для которого он «был рожден», развить свой потенциал; познавательные потребности – стремление к обучению чему-то новому; эстетические потребности – стремление к симметрии, завершенности, структуре [7, с. 60-72].
Такие исследователи аспектов мотивации, как Мюррей Х., Аргайл М., Леонтьев А. М., Ломов Б. Ф., Якобсон П. М., Божович Л. И. и др. предлагали свое видение того, какие источники мотивации существуют, но никто не пришел к единой всесторонней классификации. На наш взгляд Бруно Д. и Сколл Р, создали стройную модель основных источников мотивации труда, которая основана на фундаментальных личностных образованиях и собрала в себе подходы различных ученых. Авторы выделяют пять таких источников:
Внутренние процессы: желание получать удовольствие и наслаждение от процессов деятельности.
Инструментальная мотивация: желание осязаемых внешних
вознаграждений, таких как плата, премии и т. п.
Внешняя концепция «Я»: желание принятия и поддержания своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной группы.
Внутренняя концепция «Я»: желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и ценностей.
Интернализация цели: желание достигать целей, соответствующих интернализованным (присвоенным, ставшими внутренними) ценностям [8].
Данная модель удобна тем, что она легла в основу методики определения источников трудовой мотивации, которую на русский язык адаптировала Сидоренко Е. В..
Цель методики – исследовать мотивационную плоскость «человек-организация» и составить на каждого сотрудника или коллектив «мотивационную карту», которая будет отображать все источники мотивации, но в разной степени проявленности. Результаты можно использовать для создания стратегии стимулирования для сотрудников [8].
Опросник состоит из 30 вопросов, по шесть в каждой из категорий: внутренний процессы, инструментальная мотивация, внешняя концепция «Я», внутренняя концепция «Я», интернализация цели. Участнику опроса предлагается по каждому из пунктов дать ответ: 1) полное «нет», 2) «нет» , 3) скорее «нет», 4) «не знаю», 5) скорее «да», 6) «да», 7) полное «да». Ответы оцениваются от 1 до 7 баллов. По каждой из шести категорий утверждений выводится среднее арифметическое баллов [см. Приложение 1].
Мы решили провести опрос для выявления доминирующих источников трудовой мотивации педагогов МОБУ «РУССКАЯ ШКОЛА», потому что нам кажется, что ответы учителей, которые продолжительное время остаются в своей профессии помогут понять, какие мотивационные мероприятия нужно проводить для того, чтобы привлекать и удерживать новые кадры в образовательных учреждениях.
Мы рассмотрели данные десяти учителей со стажем от 30 до 35 лет, и согласно полученным средним результатам по группе преобладает источник мотивации «внутренняя концепция «Я» – пять целых и пять десятых баллов. Мы можем утверждать, что педагогам важно в работе соответствовать своим внутренним профессиональным стандартам и ценностям. Для мотивирования таких учителей важно давать им возможности для роста и самовыражения, поэтому они будут ценить организованные руководством курсы повышения квалификации, тренинги, а также проекты, где они могут проявить максимально свои навыки.
На втором месте – источник мотивации «интернализация цели» – пять целых и две десятых баллов. Это говорит о том, что для педагогов важно иметь общую цель, например, «воспитывать будущее поколение», и акцентировать на ней внимание, напоминать о важности той работы, которую они делают, как чего-то масштабного. Благодаря такому подходу, они не просто выполняют свои должностные обязанности, они «живут» своей работой и ее целями, потому что внешние стремления общества или образовательного учреждение становятся личными для каждого педагога.
Чуть менее значимой оказался источник мотивации «внутренние процессы» - четыре целых и семь десятых баллов. Исходя из полученных результатов, мы понимаем, что учителя не в полной мере получают удовольствие от самого процесса своей работы. Возможно, кому-то нравится взаимодействие с детьми, но бумажная составляющая деятельности удручает, и многие учителя, которые идут работать в школы ради взаимодействия с учениками и проявления своего творческого начала, разочаровываются.
Следом идет источник «инструментальная мотивация» – четыре целых и четыре десятых баллов. Из этого следует, что педагоги, которые надолго задерживаются в школах, выбирают эту профессию, прежде всего не для зарабатывания денег, такие учителя не работают ради премий и других материальных вознаграждений.
Наименьшую значимость получил источник мотивации «Внешняя концепция Я» - четыре целых и одна десятая баллов. Результаты этой шкалы показывают то, что для педагогов в меньшей степени важна поддержка и внешняя оценка их работы, подтверждение своей компетентности от коллег. Это может говорить о том, что нет сплоченности группы, чтобы своим мнением влиять на работу учителя. Нет в глазах педагога определенной профессиональной значимости самого коллектива [см. Приложение 2].
Таким образом, доминирующими источниками мотивации педагогов МОБУ «РУССКАЯ ШКОЛА», являются «Внутренние концепции «Я» и «Интернализация цели», что говорит о том, что важными причинами, почему педагоги долгое время остаются в своей профессии, выступают самореализация и самоактуализация учителя, как профессионала и влияние общей цели на стремление учителя достигать определенных результатов в своей деятельности. Средние показатели шкалы «Внутренние процессы» доказывают, что для педагогов есть преграды, которые не позволяют ему получать удовольствие от самого процесса своей деятельности, а низкая оценка шкал «Инструментальная мотивация» и «Внешняя концепция «Я» показывают, что учителя не остаются в школах ради денежных вознаграждений или одобрения коллег [см. Приложение 3].
Литература
Клочкина В. Е. Управление мотивацией профессиональной деятельности педагогов [Текст] / В. Е. Клочкина. – Бийск: 2020. – 97 с.
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник [Текст]. – 3-е издание / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: 2003. — 528 с.
Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие [Текст]. – 5-е издание / В. В. Травин, В. А. Дятлов. – М.: 2003. – 272 с.
Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс] // Институт Высшая школа психологии. — URL: Режим доступа: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Leontev-A.N.-Lektsii-po-obshhej-psihologii.pdf (Дата обращения 13.08.2023).
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. — URL: Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0152/1_0152-232.shtml#book_page_top (Дата обращения 13.08.2023).
Бабакова Т. А., Акинина Т. М. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей [Текст] / Т. А. Бабакова, Т. М. Акинина. – Петрозаводск: – 2013. – 64 с.
Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]. – 3-е изд. / А. Маслоу. – Пер. с англ. — СПб.: – 2019. — 400 с.
Барбуто Д. (Barbuto J.), Сколл Р. (Scholl R.) Опросник для определения источников мотивации (Motivation Sources Inventory - MSI) [Электронный ресурс] // Компьютерная психологическая диагностика. — URL: Режим доступа: https://cpd-program.ru/methods/msi.htm (дата обращения: 10.08.2023).
Приложение 1
1.Бланк для ответов
___________________Инициалы_ (М.К.)________________
(например: инициалы, имя; испытуемый 1 и т.п.)
Пол ______________ | Возраст ______________ | Дата ______________ |
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, описывающих отношение человека к работе. Оцените, насколько каждое утверждение отражает вашу точку зрения. Поставьте отметку в соответствующей графе. Здесь нет правильных или неправильных ответов, старайтесь не задумываться над выбором ответа слишком долго.
№ |
Утверждение
| Выбор/баллы | ||||||
Полное НЕТ 1 | НЕТ 2 | Скорее НЕТ 3 | Не знаю 4 | Скорее ДА 5 | ДА 6 | Полное ДА 7 | ||
1 | Я люблю делать только то, что доставляет мне удовольствие | | | | | | | |
2 | Объем моих усилий в процессе работы определяется требованиями этой работы | | | | | | | |
3 | Для меня важно, чтобы другие одобряли мое поведение | | | | | | | |
4 | Мои решения обычно отражают те высокие стандарты, которые я сам для себя установил(а) | | | | | | | |
5 | Я бы не стал(а) работать в компании, если бы не был(а) согласен(на) с ее целями | | | | |
| | |
6 | Если мне не нравится то, что надо делать на работе, я бросаю эту работу | | | | | | | |
7 | Каждый час работы должен быть оплачен | | | | | | | |
8 | Я часто принимаю решение на основании того, что подумают другие | | | | | | | |
9 | Для меня важно работать в такой организации, которая позволяла бы мне использовать мои способности и опыт | | | | | | | |
10 | Я должен(на) поверить в идею, прежде чем начать работать над ее воплощением | | | | |
| | |
11 | Я часто откладываю работу, если можно заняться чем-то более интересным | | | | | | | |
12 | Я работал(а) бы более интенсивно, если бы был(а) уверен(а), что получу более высокую оплату моих усилий | | | | | | | |
13 | Я упорно работаю над задачей, если ее выполнение связано с общественным признанием | | | | | | | |
14 | Я стараюсь добиваться того, чтобы мои решения соответствовали моим личным стандартам поведения | | | | | | | |
15 | Пока я не поверю в идею, я не могу работать по-настоящему упорно | | | | | |
| |
16 | Когда я выбираю работу, то останавливаюсь на той, которая кажется мне наиболее интересной | | | | | | | |
17 | Когда я выбираю работу, то останавливаюсь на той, где больше платят | | | | | | | |
18 | Если я выбираю работу, то ищу такую, в которой успех принесет мне признание | | | | | | | |
19 | Я считаю себя человеком, который сам себя мотивирует | | | | | | | |
20 | Когда я выбираю компанию, то ищу ту, которая поддерживала бы мои убеждения и ценности | | | | |
| | |
21 | Я провожу свое время с теми людьми, с которыми мне интереснее всего | | | | | | | |
22 | Мой любимый день на работе — день зарплаты | | | | | | | |
23 | Те люди, у кого больше друзей, живут более полной жизнью | | | | | | | |
24 | Мне нравится делать то, что дает ощущение личного достижения | | | | | | | |
25 | Для того чтобы я мог(ла) упорно работать, цели компании должны совпадать с моими ценностями | | | | |
| | |
26 | Если выбирать между двумя работами, то критерием для меня будет: «А какая из них интереснее?» | | | | | | | |
27 | Нужно всегда «держать глаза и уши открытыми», чтобы получать информацию о лучших местах работы | | | | | | | |
28 | Я прилагаю максимальные усилия, если мне известно, что это будет замечено наиболее влиятельными людьми в организации | | | | | | | |
29 | Мне нужно знать, что своими умениями и ценностями я вношу вклад в успех организации | | | | | | | |
30 | Если я разделяю цели компании, то не имеет значения, я ли добился успеха | | | | | |
| |
Ключи к опроснику
Внутренние процессы (1, 6, 11, 16, 21, 26);
Инструментальная мотивация (2, 7, 12, 17, 22, 27);
Внешняя концепция Я (3, 8, 13, 18, 23, 28);
Внутренняя концепция Я (4, 9, 14, 19, 24, 29);
Интернализация цели (5, 10, 15, 20, 25, 30).
Бланк для подсчета результатов:
№ | №
Баллы | Выбор/баллы | ||||||
Полное НЕТ | НЕТ 2 | Скорее НЕТ | Не знаю 4 | Скорее ДА | ДА 6 | Полное ДА | ||
1. Внутренние процессы | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
| |
11 |
|
|
|
|
|
|
| |
16 |
|
|
|
|
|
|
| |
21 |
|
|
|
|
|
|
| |
26 |
|
|
|
|
|
|
| |
2. Инструментальная мотивация | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
| |
12 |
|
|
|
|
|
|
| |
17 |
|
|
|
|
|
|
| |
22 |
|
|
|
|
|
|
| |
27 |
|
|
|
|
|
|
| |
3. Внешняя Я-концепция | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
| |
13 |
|
|
|
|
|
|
| |
18 |
|
|
|
|
|
|
| |
23 |
|
|
|
|
|
|
| |
28 |
|
|
|
|
|
|
| |
4. Внутренняя Я-концепция | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
| |
14 |
|
|
|
|
|
|
| |
19 |
|
|
|
|
|
|
| |
24 |
|
|
|
|
|
|
| |
29 |
|
|
|
|
|
|
| |
5.Интернализация цели | 5 | | | | |
| | |
10 | | | | |
| | | |
15 | | | | | |
| | |
20 | | | | |
| | | |
25 | | | | |
| | | |
30 | | | | | |
| |
Приложение 2
Испытуемый | Результаты исследования по шкалам | ||||
Внутренние процессы | Инструментальная мотивация | Внешняя Я-концепция | Внутренняя Я-концепция | Интернализация цели | |
Педагог 1 | 4,7 | 5,2 | 3,8 | 5,3 | 5,3 |
Педагог 2 | 3,7 | 4,5 | 4,8 | 5,5 | 5,2 |
Педагог | 4,7 | 4,7 | 3,8 | 5,3 | 5 |
Педагог 4 | 5 | 3,7 | 4,7 | 5,5 | 5,3 |
Педагог 5 | 4,8 | 5,2 | 4 | 5,4 | 5,4 |
Педагог 6 | 5,7 | 4,5 | 3,8 | 6,2 | 5,5 |
Педагог 7 | 4,4 | 4 | 3,5 | 4,7 | 4,7 |
Педагог 8 | 4,7 | 3,8 | 4,2 | 5,7 | 5,4 |
Педагог 9 | 4,5 | 4,4 | 3,7 | 5,6 | 4,8 |
Педагог 10 | 4,6 | 3,9 | 4,2 | 5,8 | 5,2 |
Средние результаты группы | 4,7 | 4,4 | 4,1 | 5,5 | 5,2 |
Приложение 3
15