Статья «Доминирующие стороны профессионального выгорания педагогов»
ДОМИНИРУЮЩИЕ СТОРОНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ (НА ОСНОВЕ ОПРОСОВ УЧИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РУССКАЯ ШКОЛА»)
В современном мире человек живет в режиме постоянного стресса из-за перенапряжения, отсутствия баланса между работой и отдыхом. Всем известное сочетание «сгорел на работе» - не просто метафора, а синдром, о котором заговорили еще в 70-х годах прошлого столетия. В его основе лежит эмоциональное выгорание, под которым мы, вслед за В. В. Бойко, понимаем некий механизм психологической защиты личности, который вырабатывается в ответ на психотравмирующее влияние и проявляется в виде частичного и полного отсутствия эмоций [1].
Исследователи Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский и С.А. Подсадный первым «критерием риска» развития «выгорания» выделяют именно принадлежность к профессии, где сотрудник вынужден общаться с большим количеством людей. Это медицинские и социальные работники, преподаватели, консультанты и т.п. [2]. Таким образом, можно говорить о более узком направлении эмоционального выгорания – профессиональном выгорании. Н. В. Самоуткина определяет его как «синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека»[3].
По словам С. Н. Пака, педагогическая деятельность стоит в первом ряду по эмоциональному выгоранию своих сотрудников, потому что их работа связана с высокой психологической нагрузкой. Вследствие изменяющихся условий образования учитель постоянно должен повышать свой уровень квалификации, а из-за низкой оплаты труда брать на себя больше учебных часов. Все это у многих педагогов сопровождается чувством неудовлетворения от своей работы, несмотря на все старания учителя, уровень знаний учеников не всегда бывает высоким[4].
По мнению С. М. Шингарева, профессиональное выгорание у педагогов проявляется в постоянной усталости, бессоннице, скуке, чувстве безразличия, эмоциональном истощении, нервных срывах, нарастающем негативном отношении к коллегам и ученикам, невыносимой сложности в выполнении обычных рабочих обязанностей, смене творческой деятельности на формальное выполнение обязанностей и. т.д. Всё это приводит к личностной отстраненности и эмоциональной сухости педагога, а также игнорировании индивидуально-психологических особенностей учащихся, что в свою очередь сказывается на продуктивном процессе обучения[5].
Заметим, что профессиональное выгорание – это результат долгого процесса, который проходит несколько основных стадий. Так О. М. Кирилюк выделяет три:
Первая стадия формируется на притяжении 3-5 лет и характеризуется легкими «провалами в памяти» и незначительных затруднениях в выполнении некоторых движений. Также наблюдается приглушенность эмоций и чувств, отстраненность в отношении членов семьи;
Вторая стадия формируется в период от 5 до 15 лет. Основные черты: снижение интереса к работе; нарастание апатии к концу рабочей недели; нежелание общаться, как с коллегами, так и с близкими людьми; рост раздражительности;
Третья стадия формируется от 10 до 20 лет и знаменует личное выгорание. На этом этапе меняются жизненные установки и ценности, полностью пропадает интерес к работе, преобладает эмоциональное безразличие. Встречи с друзьями и семьей заменяются общением с природой и животными[6].
В связи с этим у профессионального выгорания проявляются свойственные только ему симптомы. Н. Водопьянова, Е. Старченкова выделяют три основные «ядра» этого синдрома:
Эмоциональное истощение – базовое компонент «выгорания». Человек чувствует себя опустошенным и использованным, нарастает равнодушие, идет потеря сил, энергии и яркости эмоционального фона.
Деперсонализация (цинизм) – межличностный компонент синдрома, максимально отстраненная и негативная реакция на общение с другими людьми. Прежде всего, это ответ на эмоциональное истощение, как защитная реакция организма.
Редукция профессиональных достижений – самооценочный компонент, который проявляется в неуверенности специалиста в собственной компетенции, занижении своих профессиональных достижений. Человек ощущает бессилие и думает, что его преследуют неудачи[7].
Для выявления «выгорания» у педагогов используют различные методики диагностики. Самая популярная из них принадлежит американским психологам К. Маслач и С. Джексон. Их методику диагностики профессионального выгорания для русских коллег адаптировала Н. Е. Водопьянова. Цель методики – выявить тяжесть эмоционального выгорания и определить, в какую сторону идет больший перевес: эмоционального истощения, деперсонализации или редукции личных достижений. Это опрос, состоящий из 22 вопросов, на каждый из которых респондент выбирает один из вариантов ответа: 1) никогда, 2)очень редко, 3)иногда, 4) часто, 5) очень часто, 6)каждый день. Ответы оцениваются от 0 до 6 баллов. Эмоциональное истощение начинается с 25 баллов и выше; деперсонализация с 11 баллов, а высокий уровень редукции личных достижений стартует с отметки 30 и ниже (Приложение 1).
Мы провели опрос учителей средней образовательной школы №6 для того, чтобы определить доминирующую сторону профессионального выгорания, так как такое исследование может помочь выявить основную причину выгорания в целом. В анкетировании принимали участие 27 педагогов, работающих с детьми начальной и основной школы, а также с учениками старших классов (Приложение 2).
В результате исследования высокий уровень эмоционального истощения выявился у 13 педагогов, умеренный – у восьми и низкий – у шести. Это говорит о том, что 48 процентов учителей испытывают сильное психологическое истощение, а 29 процентов – начинают ощущать потерю сил и ослабление эмоционального фона.
Более позитивная ситуация обстоит с редукцией личных достижений: высокий уровень наблюдается у девяти человек, умеренный – у 11 и низкий – у семи. Исходя из этого, можно сказать, что только 25 процентов педагогов удовлетворены результатами своей работы, остальные – либо только начинает чувствовать, что их профессиональных навыков и возможностей не хватает для выполнения работы (40%), либо полностью потеряли веру в свои силы и испытывает из-за этого напряжение (33%).
Высокий уровень деперсонализации замечен только у 6 респондентов, умеренный – у 11, низкий – у десяти. Такие результаты показывают, что 40 процентов педагогов замечает за собой отстраненное поведение и негативные мысли, однако многие (37%) сохраняют позитивный настрой в общении с коллегами и учениками. В зоне риска – 22 процента опрошенных, у которых в результате эмоционального истощения начинает проявляться цинизм к работе (Приложение 3).
Таким образом, доминирующими сторонами профессионального выгорания у учителей МОБУ «Русская школа» являются эмоциональное истощение и редукция личных достижений. Это в первую очередь связанно с психологическим перенапряжением работников, как следствие рабочих перегрузок и столкновений с конфликтными ситуациями. Профессиональную самооценку в свою очередь занижают такие факторы, как отсутствие профессионального роста и социальной поддержки на работе, постоянно растущие требования к результатам труда[7]. Проработка и устранение первопричин профессионального выгорания со всех ее сторон – залог здорового коллектива и продуктивной деятельности специалистов на протяжении многих лет.
Литература:
Бойко В. В. Диагностика эмоционального выгорания личности // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Березовская Л. Г., Слабинский В. Ю., Подсадный С. А. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научн. статей / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. - Курский Государственный Университет, 2007 - с. 17-19.
Самоукина Н. В. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс] // 7я. – URL: Режим доступа: http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=4143 (дата обращения: 02.07.2019).
Пак С.Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – URL: Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25469 (дата обращения: 02.07.2019).
Шингарев С. М. Профессиональное здоровье педагогов [Электронный ресурс] // Здоровье педагогов: проблемы и пути решения. – URL: Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/zdoroviepedagoga/3-sekcia/singaev (дата обращения: 02.07.2019).
Кирилюк О. М. Профессиональное выгорание у специалистов социальной работы [Электронный ресурс] // CORE. – URL: Режим доступа: https://core.ac.uk/display/42057258 (дата обращения: 02.07.2019)
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие [Электронный ресурс] // ЭБС Юрайт. — URL: Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/438406 (дата обращения: 02.07.2019).
Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений
Назначение теста: Изучение степени профессионального «выгорания».
Инструкция к тесту: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».
Тест
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка и интерпретация результатов теста
Опросник имеет три шкалы:
• «эмоциональное истощение» (9 утверждений);
«деперсонализация» (5 утверждений);
• «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
• «никогда» – 0 баллов;
• «очень редко» – 1 балл;
• «иногда» – 3 балла;
• «часто» – 4 балла;
• «очень часто» – 5 баллов;
• «каждый день» – 6 баллов.
Ключ к тесту
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
• «Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
• «Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
• «Редукция личных достижений» – ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Приложение 2
Результаты анкетирования учителей МОБУ «Русская школа»
Участники опроса |
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция профессиональных достижений |
Общее уровень профессионального выгорания |
Педагог 1 |
18 |
13 |
29 |
60 |
Педагог 2 |
29 |
5 |
18 |
52 |
Педагог 3 |
33 |
19 |
37 |
89 |
Педагог 4 |
10 |
3 |
24 |
37 |
Педагог 5 |
9 |
8 |
31 |
48 |
Педагог 6 |
14 |
6 |
44 |
64 |
Педагог 7 |
7 |
7 |
46 |
60 |
Педагог 8 |
7 |
3 |
36 |
46 |
Педагог 9 |
31 |
15 |
20 |
66 |
Педагог 10 |
22 |
11 |
20 |
63 |
Педагог 11 |
32 |
6 |
32 |
70 |
Педагог 12 |
18 |
15 |
37 |
70 |
Педагог 13 |
27 |
4 |
29 |
60 |
Педагог 14 |
36 |
9 |
33 |
78 |
Педагог 15 |
14 |
10 |
30 |
54 |
Педагог 16 |
22 |
2 |
32 |
56 |
Педагог 17 |
33 |
4 |
39 |
76 |
Педагог 18 |
32 |
8 |
29 |
69 |
Педагог 19 |
28 |
6 |
40 |
74 |
Педагог 20 |
30 |
17 |
28 |
75 |
Педагог 21 |
29 |
10 |
34 |
73 |
Педагог 22 |
18 |
2 |
32 |
52 |
Педагог 23 |
22 |
11 |
31 |
64 |
Педагог 24 |
35 |
7 |
37 |
73 |
Педагог 25 |
21 |
5 |
35 |
61 |
Педагог 26 |
16 |
1 |
31 |
48 |
Педагог 27 |
31 |
4 |
34 |
69 |
Приложение 3