Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Хоровое сольфеджио»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №707
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета Директор ____________ Жемчуева К.А.
Протокол № ___ от ______ 2020 года Приказ № ____ от _________ 2020 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хоровое сольфеджио»
Возраст учащихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчики:
Батырова Ирина Ивановна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2020
Особенности организации образовательного процесса
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хоровое сольфеджио» художественной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», проекта «Школа возможностей» Программы развития системы образования в Невском районе Санкт-Петербурга, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях, в поддержку проекта «Художественно-эстетическое воспитание, поддержка конкурсного движения».
Уровень освоения: общекультурный.
Адресат программы: программа разработана для учащихся 2-х классов, второго года обучения по программе.
Цель и задачи программы:
Целью программы является развитие личности ребенка способной к художественному мышлению в музыкальной деятельности.
Реализация поставленной цели требует решение следующих задач:
обучающие:
формировать навыки восприятия и воспроизведения музыки;
изучать основы музыкальной грамоты;
осваивать навык индивидуального и группового пения по нотам;
развивающие:
развивать музыкальный слух, музыкальную память, внимание, чувство ритма, музыкальное мышление и воображение;
развивать координацию слуха и исполнения;
воспитательные:
воспитывать культуру слушателя;
воспитывать художественно-эстетический вкус.
Объем учебного времени составляет 13ч (13 недель), занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу продолжительностью 40 минут.
Форма организации деятельности учащихся:
Программа предусматривает, аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные занятия, которые проводятся по группам и подгруппам. Групповая форма работы от 15 человек, мелкогрупповая от 4 до 10 человек.
Формы проведения занятий:
Основные типы уроков:
урок усвоения новых знаний; урок закрепления, т.е. комплексного применения знаний и умений; урок повторения, т.е. актуализации знаний и умений, урок систематизации и обобщения знаний и умений; урок контроля и оценки знаний и умений; урок коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок.
Уроки могут проводиться в форме игры, урока-путешествия, практикума, тестовой работы и др., могут использоваться методы презентаций, различных игр, диалога, работы в паре, групповой формы работы.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие памяти, внимания, музыкальных способностей;
расширение музыкального кругозора;
мотивация к систематическим занятиям музыкой.
Метапредметные:
приобщение к мировым художественным ценностям;
воспитание эстетическо-художественного вкуса;
устойчивая потребность в творческой деятельности.
Предметные:
подготовка слуха к исполнению хоровой программы;
воспитание и совершенствование слуховой активности средствами хоровой звучности; координация слуха и исполнения.
К концу обучения дети должны
знать/понимать:
обозначения знаков нотной записи;
строение интервалов, ладов, гамм;
средства музыкальной выразительности;
уметь:
читать с листа хоровые партии;
координировать слух и исполнение;
воспринимать и воспроизводить музыкальный материал.
Формы контроля результатов освоения программы
Предусматриваются следующие формы контроля и отслеживания результатов:
текущий контроль;
зачетные мероприятия.
Формы работы: сольфеджирование, слуховой анализ, интонационные, ритмические упражнения, устные диктанты и т.д. Важное значение имеет использование хоровых упражнений, которые созданы для развития, тренировки и формирования определенных навыков. Упражнения даются в определенной последовательности и способствуют воспитанию различных сторон слуха. Сольфеджирование проводится с соблюдением основ хорового исполнительства: вокальной установки, строя, ансамбля, дикции, динамики. Теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими
Формы текущего контроля: наблюдение, опрос, тестирование, музыкальные диктанты, музыкальная викторина, выполнение творческих заданий.
Текущая контроль проводится с целью отслеживания качества освоения учебного материала, поддержание учебной дисциплины и носит стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется педагогом регулярно, отметки выставляются в дневник учащегося. В них учитываются отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность, качество выполнения домашних заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения.
Зачетные мероприятия проводятся в форме контрольного урока в конце каждой четверти. В конце учебного года проводится итоговый контрольный урок, который включает в себя выполнение творческих заданий, музыкальный диктант.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1 марта | 25 мая | 12 | 12 | 1 раз в неделю по 1 часу |
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Всего | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ | 1 | - | 1 | текущий | |
Нотная запись | 1 | - | 1 | текущий | |
Ритм и размер | 1 | - | 1 | текущий | |
Знаки альтерации. Тональности. | - | 1 | 1 | текущий | |
Чтение хоровых партий | 2 | 4 | 6 | текущий | |
Интервалы | 1 | - | 1 | текущий | |
Итоговое занятие | - | 1 | 1 | контрольный урок | |
| Итого: | 6 | 6 | 12 | |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Знакомство с клавиатурой.
2. Нотная запись. Знать знаки нотной записи и уметь их писать: нотный стан, скрипичный и басовый ключ, ноты первой, второй и малой октав, длительности нот, размер. Уметь писать несложные мелодические и гармонические диктанты.
3. Ритм и размер. Знать длительности и счет нот, размеры 2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8, понятие такт и тактовая черта, строение музыкальной фразы, предложения, трехчастную форму. Уметь простучать ритмические рисунки по нотам и по слуху, а также писать несложные ритмические диктанты. Для развития чувства ритма осваивать игру на инструментах Орф-оркестра.
4. Знаки альтерации. Тональности. Знать понятия тон, полутон, тетрахорд, знаки альтерации: диез, бемоль, бекар, дубль диез, дубль бемоль и уметь их записывать. Знать строение мажорной гаммы и три вида минора (натуральный, гармонический, мелодический), основные ступени лада/ Обзорно познакомиться с тональностями и кварто-квинтовым кругом. Уметь записывать и интонировать гаммы в пределах первой октавы (тетрахордами): C-dur, G-dur, F-dur.
5. Интонирование. Осваивать навык пения музыкальных упражнений по нотам, как индивидуально, так и в паре, группой. Учиться чисто интонировать, координируя слух и голос, выстраивать унисон, читать по нотам хоровые партии.
10. Интервалы. Знать построение интервалов: прима, секунда, терция, тритон, кварта, квинта, секста, септима, октава. Уметь записывать их в тональности C-dur. Учиться определять интервалы по слуху, интонировать их по нотам, писать несложные гармонические и мелодические диктанты.
11. Средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами выразительности музыкальной речи: мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, темп, тембр, динамические оттенки, штрихи. На примерах упражнений и музыкальных произведений учиться слушать, различать и понимать их смысловое предназначение.
12. Зачетные мероприятия. Подведение и анализ результата усвоения пройденного материала проводится в форме контрольного урока в конце каждой четверти. Итоговый контрольный урок проводится в конце четвертой четверти и включает в себя выполнение творческих заданий, музыкальный диктант, музыкальную викторину.
Список литературы
Барабошкина А. Сольфеджио. Пение с листа. 1–4 кл. – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 96 с.
Витковская А. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 кл. – СПб: ООО «Арси», 2020. - 48 с.
Витковская А. Слушание музыки. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 68 с.
Вогралик Т. Метроритмический букварь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть I – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 204 с.
Королева С. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 92 с.
Огороднова-Духанина Т. 500 музыкальных диктантов. Для младших классов ДМШ – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 176 с.
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Сольфеджио. Учебник. 1 класс. Со звуковым приложением на CD – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 80 с.
Первозванская Т. Теория музыки. Для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. В двух частях. Часть I — Подготовительное отделение и 1-й класс – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 76 с.