Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Хоровое сольфеджио»

0
0
Материал опубликован 29 November 2022

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №707

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА





ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического совета Директор ____________ Жемчуева К.А.

Протокол № ___ от ______ 2020 года Приказ № ____ от _________ 2020 года












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Хоровое сольфеджио»

Возраст учащихся: 8-9 лет

Срок реализации: 1 год







Разработчики:

Батырова Ирина Ивановна

педагог дополнительного образования













Санкт-Петербург

2020

Особенности организации образовательного процесса

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хоровое сольфеджио» художественной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», проекта «Школа возможностей» Программы развития системы образования в Невском районе Санкт-Петербурга, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях, в поддержку проекта «Художественно-эстетическое воспитание, поддержка конкурсного движения».

Уровень освоения: общекультурный.

Адресат программы: программа разработана для учащихся 2-х классов, второго года обучения по программе.

Цель и задачи программы:

Целью программы является развитие личности ребенка способной к художественному мышлению в музыкальной деятельности.

Реализация поставленной цели требует решение следующих задач:

обучающие:

формировать навыки восприятия и воспроизведения музыки;

изучать основы музыкальной грамоты;

осваивать навык индивидуального и группового пения по нотам;

развивающие:

развивать музыкальный слух, музыкальную память, внимание, чувство ритма, музыкальное мышление и воображение;

развивать координацию слуха и исполнения;

воспитательные:

воспитывать культуру слушателя;

воспитывать художественно-эстетический вкус.

Объем учебного времени составляет 13ч (13 недель), занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу продолжительностью 40 минут.

Форма организации деятельности учащихся:

Программа предусматривает, аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные занятия, которые проводятся по группам и подгруппам. Групповая форма работы от 15 человек, мелкогрупповая от 4 до 10 человек.

Формы проведения занятий:

Основные типы уроков:

урок усвоения новых знаний; урок закрепления, т.е. комплексного применения знаний и умений; урок повторения, т.е. актуализации знаний и умений, урок систематизации и обобщения знаний и умений; урок контроля и оценки знаний и умений; урок коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок.

Уроки могут проводиться в форме игры, урока-путешествия, практикума, тестовой работы и др., могут использоваться методы презентаций, различных игр, диалога, работы в паре, групповой формы работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

развитие памяти, внимания, музыкальных способностей;

расширение музыкального кругозора;

мотивация к систематическим занятиям музыкой.

Метапредметные:

приобщение к мировым художественным ценностям;

воспитание эстетическо-художественного вкуса;

устойчивая потребность в творческой деятельности.

Предметные:

подготовка слуха к исполнению хоровой программы;

воспитание и совершенствование слуховой активности средствами хоровой звучности; координация слуха и исполнения.

К концу обучения дети должны

знать/понимать:

обозначения знаков нотной записи;

строение интервалов, ладов, гамм;

средства музыкальной выразительности;

уметь:

читать с листа хоровые партии;

координировать слух и исполнение;

воспринимать и воспроизводить музыкальный материал.

Формы контроля результатов освоения программы

Предусматриваются следующие формы контроля и отслеживания результатов:

текущий контроль;

зачетные мероприятия.

Формы работы: сольфеджирование, слуховой анализ, интонационные, ритмические упражнения, устные диктанты и т.д. Важное значение имеет использование хоровых упражнений, которые созданы для развития, тренировки и формирования определенных навыков. Упражнения даются в определенной последовательности и способствуют воспитанию различных сторон слуха. Сольфеджирование проводится с соблюдением основ хорового исполнительства: вокальной установки, строя, ансамбля, дикции, динамики. Теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими

Формы текущего контроля: наблюдение, опрос, тестирование, музыкальные диктанты, музыкальная викторина, выполнение творческих заданий.

Текущая контроль проводится с целью отслеживания качества освоения учебного материала, поддержание учебной дисциплины и носит стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется педагогом регулярно, отметки выставляются в дневник учащегося. В них учитываются отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность, качество выполнения домашних заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения.

Зачетные мероприятия проводятся в форме контрольного урока в конце каждой четверти. В конце учебного года проводится итоговый контрольный урок, который включает в себя выполнение творческих заданий, музыкальный диктант.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1 марта

25 мая

12

12

1 раз в неделю

по 1 часу


Учебный план


Название раздела, темы

Кол-во часов

Всего

Форма контроля

Теория

Практика

Вводное занятие.

Вводный инструктаж по ТБ

1

-

1

текущий

Нотная запись

1

-

1

текущий

Ритм и размер

1

-

1

текущий

Знаки альтерации. Тональности.

-

1

1

текущий

Чтение хоровых партий

2

4

6

текущий

Интервалы

1

-

1

текущий

Итоговое занятие

-

1

1

контрольный урок


Итого:

6

6

12



Содержание программы


1. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Знакомство с клавиатурой.

2. Нотная запись. Знать знаки нотной записи и уметь их писать: нотный стан, скрипичный и басовый ключ, ноты первой, второй и малой октав, длительности нот, размер. Уметь писать несложные мелодические и гармонические диктанты.

3. Ритм и размер. Знать длительности и счет нот, размеры 2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8, понятие такт и тактовая черта, строение музыкальной фразы, предложения, трехчастную форму. Уметь простучать ритмические рисунки по нотам и по слуху, а также писать несложные ритмические диктанты. Для развития чувства ритма осваивать игру на инструментах Орф-оркестра.

4. Знаки альтерации. Тональности. Знать понятия тон, полутон, тетрахорд, знаки альтерации: диез, бемоль, бекар, дубль диез, дубль бемоль и уметь их записывать. Знать строение мажорной гаммы и три вида минора (натуральный, гармонический, мелодический), основные ступени лада/ Обзорно познакомиться с тональностями и кварто-квинтовым кругом. Уметь записывать и интонировать гаммы в пределах первой октавы (тетрахордами): C-dur, G-dur, F-dur.

5. Интонирование. Осваивать навык пения музыкальных упражнений по нотам, как индивидуально, так и в паре, группой. Учиться чисто интонировать, координируя слух и голос, выстраивать унисон, читать по нотам хоровые партии.

10. Интервалы. Знать построение интервалов: прима, секунда, терция, тритон, кварта, квинта, секста, септима, октава. Уметь записывать их в тональности C-dur. Учиться определять интервалы по слуху, интонировать их по нотам, писать несложные гармонические и мелодические диктанты.

11. Средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами выразительности музыкальной речи: мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, темп, тембр, динамические оттенки, штрихи. На примерах упражнений и музыкальных произведений учиться слушать, различать и понимать их смысловое предназначение.

12. Зачетные мероприятия. Подведение и анализ результата усвоения пройденного материала проводится в форме контрольного урока в конце каждой четверти. Итоговый контрольный урок проводится в конце четвертой четверти и включает в себя выполнение творческих заданий, музыкальный диктант, музыкальную викторину.


Список литературы


Барабошкина А. Сольфеджио. Пение с листа. 1–4 кл. – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 96 с.

Витковская А. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 кл. – СПб: ООО «Арси», 2020. - 48 с.

Витковская А. Слушание музыки. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 68 с.

Вогралик Т. Метроритмический букварь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть I – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 204 с.

Королева С. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 92 с.

Огороднова-Духанина Т. 500 музыкальных диктантов. Для младших классов ДМШ – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 176 с.

Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Сольфеджио. Учебник. 1 класс. Со звуковым приложением на CD – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 80 с.

Первозванская Т. Теория музыки. Для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. В двух частях. Часть I — Подготовительное отделение и 1-й класс – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 76 с.



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации