Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое и ансамблевое исполнительство»

8
0
Материал опубликован 2 July 2020

Ангарский городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»



«РАССМОТРЕНО»

Педагогический Совет

Протокол № 1 от 30.08.2018г.

«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МБОУ «СОШ № 9»

________________Е.В. Филатова


Приказ

от 31.08.2018г. № 366










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Хоровое и ансамблевое исполнительство»


Возраст обучающихся – 7-13 лет.

Срок реализации 6 лет.










Составитель: Хохлова Татьяна Петровна

педагог дополнительного образования












Ангарск 2018 г.




Раздел № 1. Основные характеристики программы


1. 1 Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа по хоровому и ансамблевому исполнительству реализуется в художественно-эстетической направленности. Предусматривает начальный этап формирования всех основных вокально-хоровых навыков(дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Успешной реализации поставленных целей и задач можно добиться, исходя из принципа: от простого к сложному.

Актуальность программы

Актуальность программы «Хоровое и ансамблевое исполнительство» заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным. Данная программа создана с учетом запросов детей и родителей, а также, в целях возрождения хорового искусства. Приобщение детей к певческому искусству способствует раз­витию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Программа разработана на основе обучающей программы: многоуровневая обучающая программа В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» 2015г.

Педагогическая целесообразность

Всем известно, что вокальное искусство является частью ми­ровой музыкальной культуры, отражая общий культурный уро­вень каждого народа.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инстру­мент, таящий в себе исключительное богатство красок и раз­личных оттенков. Используя эти краски, выдающиеся предста­вители русской вокальной школы достигали небывалых худо­жественных высот; "звучание любого музыкального инструмента не может соперничать с красотой и теплотой человеческого голоса" (Ю. Якушенко - солист Большого театра).

Детский голос – тончайший хрупкий инструмент, еще не за­вершенный в своем формировании. Роль педагога в этой области аналогична роли врача: "Помогая - не навредить".

Голос ребенка формируется постепенно в течение длитель­ного периода на фоне физического, психического и гормональ­ного развития. Отрезок времени, когда у ребенка меняется го­лос, происходит мутация, может протекать резко или незамет­но на протяжении от одного года до четырех лет и более. В ре­зультате подобной "ломки" тембр голоса перестраивается от детского к взрослому. В связи с этим обучение вокалу является процессом длительным, трудоемким, рассчитанным на много лет; требующим от исполнителя терпения; воспитывающим трудолю­бие, веру в свои силы, видение перспективы дальнейшей цели

В основу обучения по данной программе положена классическая постановка голоса, включающая в себя: разогревание голосовых свя­зок с помощью специальной дыхательной гимнастики и укрепле­ние диафрагмальной мышцы; озвучивание естественных природ­ных резонаторов и их фокусировка; активизация дикции и улучше­ние артикуляции; округление вокального звука и владение им.

Отличительная особенность программы от уже существующих программ

Данная программа разработана с учетом того, что в коллективе обучаются все желающие. Отбор по музыкальным способностям не ведется.

В целях качественного осуществления индивидуального подхода, а также, учитывая возрастные особенности детей, формируются малочисленные (12-15 человек) группы.

- предусмотрена деятельность для детей, не обладающих явными вокальными данными

- предусмотрена содержательная дифференциация занятий

Адресат программ

Программа рассчитана на обучающихся 7 - 13 лет.


Формы обучения и режим занятий

Основная форма - коллек­тивное пение, пение в ансамбле. В целях качественного осуществления индивидуального подхода, а также, учитывая возрастные особенности детей, формируются малочисленные (12-15 человек) группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.

Объем программы

1 год обучения – 68 часов

2 год обучения – 68часов

3 год обучения – 68 часов

4 год обучения – 68 часов

5 год обучения – 68 часов

6 год обучения – 68 часов

Итого: 408 часов.


Срок освоения программы обучения: 6 лет. Образовательная программа обучения хоровому пению детей рассчитана на 4 года (с 1-4 класс). Далее предполагается работа с ансамблем более подготовленных детей 5-7 класса.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения хоровому пению.

Задачи программы:

обучающие

обучить правилам пения и охраны голоса, с учётом возрастных особенностей детей;

обучить умению петь в хоре, в ансамбле, петь без сопровождения, понимать дирижёрский жест и следовать указаниям руководителя хора;

обучить основам музыкальной и вокальной грамоты

сформировать вокальные навыки

обучить приемам самоконтроля

развивающие

развить музыкально-певческие способности: музыкальный слух, расширить диапазон голоса, музыкально- исполнительские навыки

совершенствовать речевой аппарат

развить произвольное и непроизвольное внимание,

развить интерес к хоровому творчеству

развить творческий потенциал

способствовать укреплению физического здоровья

воспитательные

привить детям любовь к хоровому пению, раскрыв его многообразие и красоту и выработать потребность в систематическом, коллективном музицировании;

воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость через создание атмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела, приобщение к миру искусства.

Привить навыки культурного общения и поведения в обществе

Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения. Темы взаимосвязаны между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего.





1.3. Методологические положения

Для достижения цели дополнительной общеобразовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

постепенность в развитии природных способностей детей;

строгая последовательность в развитии музыкальных способностей

систематичность и регулярность занятий;

целенаправленность учебного процесса.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


2.1. Основные разделы программы

Вводные занятия

Вокально-хоровые упражнения

Слушание музыки.

Пение произведений

Культурно-просветительская и воспитательная работа


2.2. Комплекс основных характеристик программы


Вводные занятия.

Прослушивание обучающихся и опреде­ление их на соответствующий уровень. Объяснение целей и за­дач занятий хоровым пением. Строение голосового аппарата, тех­ника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

2.Вокально-хоровые упражнения.

Дыхательная вокальная гимнастика.

Дыхательная гимнастика по системе В.В. Емельянова проводится для младшего возраста в игровой форме. Увеличение объема дыха­ния, навыки его задерживания с различной протяженностью.

Распевание.

Разогревание голосовых связок с помощью уп­ражнений с различными техническими задачами. Развитие мелодического и гармонического слуха. Работа над дикцией и артикуляцией. Применение "Фонопедического метода развития голоса" В.В. Емельянова.

Вокально-ритмические упражнения.

Использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного ритма, синкопы в виде ритмической игры. Исполнение – одновременно ( с многократными повторами) и по цепочке.

Дикционные упражнения.

Дикция. Развитие дикционных навыков, с использованием пальчиковой гимнастики. Пение скороговорок. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных. Соотнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Соблюдение выравнивания гласных при произнесении текста.

Работа над звуковедением.

Навыки legato (распевание слогов) и других штрихов. Совершенствование активного дыхания на non legato и staccato в вокальных упражнениях, попевках. Пропевание отдельных музыкальных фраз на «legato» и «non legato», стремление к напевному звуку, кантилене. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса. Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций. Внедрение навыка пения a cappella.





3.Слушание музыки.

Научить воспринимать музыку и расширять кругозор обучающихся. Использование руководителем вокально-хорового материала, а также инструментальных произведений для углубления восприятия музыки, более активного введения их в многообразный богатый мир художественных музыкальных образов. Обсуждение особенностей музыкально-выразительных средств. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

4.Работа над произведениями.

Ознакомление с содержанием, характером произведения. Работа над музыкальным и поэти­ческим текстом. Драматургия произведения. Пение мелодии на различные слоги. Развитие творческой индивидуальности, фан­тазии учащегося с помощью проигрывания сюжетных этюдов. Работа над мимикой и жестами.

Работа над художественным образом.

Вычленение кульминационных разделов. Выявление идейно-эмоционального смысла, работа над художественным образом. Использование дополнительных средств в исполнении. Использование приемов запева солиста (или группы солистов) с хором, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Использование других различных шумовых и музыкальных инструментов помимо фортепиано. Исполнительскому воплощению произведений, яркости, праздничности концерта-действа всячески способствует использование элементов театрализации. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы, не превращаясь в развлечение или в способ демонстрации «эффектов», отвлекающих от музыки.

Работа с хоровым репертуаром.

Грамотный разбор произведения. Формообразование: фраза, предложение, цезура, повторность, изменяемость. Звуковысотность: направление движения мелодии, повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. Ритмическая организация музыки: пульс, темп, динамические оттенки, штрихи.


5.Культурно-просветительская и воспитательная работа.

Бе­седы об этике, эстетике. Посещение фестивалей, конкурсов, концертов. Проведение те­матических концертов, в подготовке которых активное участие при­нимают обучающиеся. Беседы о выдающихся ис­полнителях, композиторах, поэтах. Встречи с другими творчес­кими коллективами.

Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Обучающиеся всех уровней приобретают опыт регулярных концертных выступлений в праздничных мероприятиях. Наиболее подготовленные из них, принимают участие в конкурсах и фестивалях детского творчества различного уровня.

Работа с обучающимися и создание для них наиболее благоприятных условий развития может осуществляться разными путями с использованием различных методов и приемов, выбор которых связан с интересом самого педагога и его мастерством.



2.3 Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки.


Первый-второй год обучения

Обучающийся получит возможность научиться петь в диапазоне (ДО1) - ДО2. Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Руки опустить или положить на колени (при пении сидя). Петь с мягкой атакой. Петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха. Знать, что певческий голос надо беречь. Уметь правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса; правильно и ясно выговаривать слова песни.

Третий-четвертый год обучения

Обучающийся получит возможность научиться петь чистым, естественным звуком, легко, нежно-звонко, мягко в диапазоне си (ля) малой октавы – ре(ми) второй. Сохранять индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и произносить согласные. Соблюдать при пении певческую установку.

Пятый-шестой год обучения.

Вокальные навыки: петь в диапазоне: ля(соль) малой октавы – ми (фа) второй октавы. Соблюдать при пении певческую установку. Петь мягкой и твердой атакой. В зависимости от характера произведения - естественно, легко, нежно-звонко, мягко, твердо, стремясь сохранить индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко, точно произносить согласные, не утрируя произношение.



2.4 Прогнозируемые результаты.

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Хоровое и ансамблевое исполнительство» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.

Первый-второй год обучения

Уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре простую песню, соблюдая пройденные в течение года правила пения.

Правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В подвижных песнях уметь делать быстро, активно вдох. Уметь точно повторять мелодию.

Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с сопровождением и без него. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.


Третий-четвертый год обучения

Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть» звук. Видеть свои недостатки и стремиться исправить их. Уметь звуковысотно чисто и ритмически четко самостоятельно спеть несложную песню. Импровизировать в ритмических играх.

Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны. В упражнениях слышать двухголосные интервалы, определять простейшие функции. Без сопровождения уверенно петь нетрудные, протяжные, одноголосные песни. Петь песни, написанные в медленном темпе, имеющие простую по строению мелодию, в основной тональности и в близких к ней без абсолютных названий звуков. Понимать и следовать дирижерским жестам, обусловленным изучаемым репертуаром. Знать средства музыкальной выразительности.

Уметь чисто и слаженно петь одноголосные песни. В упражнениях слышать двухголосие, пропевать в них любые звуки по заданию.

Уметь петь чисто и слаженно одноголосие, подголосочное двухголосие с сопровождением и без него. Следовать за дирижерскими указаниями во всех произведениях из репертуара хора.

Петь наиболее простые песни и произведения.

Знать исполнительские средства выразительности.

Уметь при содействии руководителя хора делать исполнительский анализ.

Пятый-шестой год обучения.

Уметь петь на одном дыхании. Быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон легато и стаккато.

Уметь самостоятельно спеть выразительно-осмысленно песню.

Хоровые навыки. Уметь чисто и слаженно петь элементы двухголосия. В упражнениях слышать трехголосные аккорды, пропевать звуки по заданию. Точно следовать дирижерским указаниям. Уметь делать исполнительский анализ.


2.5Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необ­ходимы следующие условия:

1. материально-технические:

техническое оборудование (магнитофон, микрофоны, микшер, акустическая система)

2. методические:

нотная библиотека;

фоно- и видеотеки;

различный методический материал



Система отслеживания результатов.

Наблюдение. Фронтальный и индивидуальный опрос.

Творческие задания

Выступление на вокально- хоровых конкурсах различного уровня.

Учет результатов работы обучающихся проводится педагогом в виде качественно-словесной оценки на основе текущих знаний, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, региональных мероприятиях. Качество обучения прослеживаются через творческие достижения участников коллектива.

Контроль знаний и умений обучающихся проводится на текущих занятиях и концертных выступлениях.


Оценочные материалы.


Контрольные требования к точкам отчётности:

- обязательное участие во всех концертных выступлениях хорового коллектива;

- сценическая активность и высокий уровень исполнительского мастерства в концертных выступлениях;

- отсутствие пропусков хоровых репетиций без уважительной причины;

- активная и плодотворная работа на занятиях;

- уверенное знание своей партии в каждом произведении хорового репертуара;


Оценочный лист (заполняется педагогом)


ФИО обучающегося

Чувство ритма

Музыкальный слух

Чистота интонации

Музыкальная память

артистичность

Владение музыкальной терминологией

выполняет единые требования к правилам поведения на занятиях хорового пения, на сцене










В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Планируемые выступления

День Учителя

Посвящение в первоклассники

Муниципальный конкурс патриотической песни

Муниципальный конкурс «Хоровичок»

День матери

Покровская ярмарка

Муниципальный фестиваль «Накануне Рождества»

Праздничная программа, посвященная 8 марта

Масленица

Прощание с Букварем

День Победы

Переводные линейки в начальной школе




Учебный план

Учебный план программы характеризуется единством тем и разделов, гибкостью перерас­пределения учебного времени и репертуарного плана и допус­кает в процессе его реализации необходимые рациональные из­менения и дополнения.



Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов

Количество обучающихся

Форма промежуточной аттестации

1 год обучения

2

33

66

12 – 15

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах

2 год обучения

2

34

68

12 – 15

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах

3 год обучения

2

34

68

12 – 15

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах

4 год обучения

2

34

68

12 – 15

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах

5-6 год обучения

2

34

68

12 – 15

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах









Календарный учебный график

Год обучения

Количество часов в неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 год обучения

2

18ч

14ч

18ч

16ч

2 год обучения

2

18ч

14ч

20ч

16ч

3 год обучения

2

18ч

14ч

20ч

16ч

4 год обучения

2

18ч

14ч

20ч

16ч

5-6 год обучения

2

18ч

14ч

20ч

16ч



1 год обучения


Базовая тема

кол-во часов

Формы промежуточной аттестации

1

Прослушивание, подбор репертуара

6

Входная диагностика

Текущий контроль.

Подготовка номеров для школьных мероприятий.

Проведение отчетного концерта коллектива

2

Вводные

5

3

Слушание музыки

8

4

Вокально-хоровые упражнения

20

5

Работа над произведениями

24

6

Репетиции, концертная деятельность

3


Итого:

66


2 год обучения и последующие


Базовая тема

кол-во часов

Формы промежуточной аттестации

1

Вводные

5

Входная диагностика

Текущий контроль.

Подготовка номеров для школьных мероприятий, конкурсов и фестивалей.

Проведение отчетного концерта коллектива

2

Слушание музыки

10

3

Вокально-хоровые упражнения

20

4

Работа над произведениями

28

5

Репетиции, концертная деятельность

5


Итого:

68








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1 год обучения

Дата проведения

Раздел программы

Тема

Количество часов


Прослушивание, подбор репертуара


6


Введение

Основы хорового пения

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности.

1


Вокально-хоровые упражнения

Охрана голоса. Певческая установка.

2


Вокально-хоровые упражнения

Пальчиковые игры и попевки.

1


Вокально-хоровые упражнения

Основы интонирования.

2


Работа над произведением

Работа над интонацией и дыханием.

2


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


ВВедение

Унисон.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Расширение диапазона.



Вокально-хоровые упражнения

Развитие внутреннего слуха.

1


Работа над произведением

Работа над ритмом.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией.

1


Работа над произведением

Работа над дыханием совместно с дирижерским жестом. Ауфтакт.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности.

1


Вокально-хоровые упражнения

Основы интонирования в сочетании с дыхательными упражнениями.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Вокально-хоровые упражнения

Интонационно-фонетические упражнения.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией. Тембровый ансамбль.

1


Работа над произведением

Работа над дыханием. Цепное дыхание.

1


Работа над произведением

Работа над динамическими оттенками.

1


Работа над произведением

Создание художественного образа.

1


Введение

Дирижерский жест.

1


Вокально-хоровые упражнения

Пальчиковые игры и попевки.

1


Вокально-хоровые упражнения

Ритмические игры.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и унисоном.

1


Работа над произведением

Создание художественного образа.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Введение

Дыхание и его типы.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Вокально-хоровые упражнения

Чистота интонирования.

1


Вокально-хоровые упражнения

Пение попевок. Формирование гласных.

1


Работа над произведением

Работа над звукообразованием.

1


Работа над произведением

Работа над звуковедением. Легато.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Работа над произведением

Работа над ритмом.

1


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Участие в концертах

Создание художественного образа.

1


Введение

Развивающие голосовые игры.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности.

1


Вокально-хоровые упражнения

Интонационно-фонетические упражнения.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Работа над произведением

Работа над дыханием.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и унисоном.

1


Работа над произведением

Создание художественного образа.

1


Участие в концертах.

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Пальчиковые игры и пение попевок.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Вокально-хоровые упражнения

Пение попевок. Интонационно-фонетические упражнения.

1


Работа над произведением

Работа над чистотой интонирования. Унисон.

1


Работа над произведением

Работа над звукообразованием.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Участие в концертах.

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Всего



66 час.



Примерный репертуарный план 1 класс:

«Осень-раскрасавица»

муз. А. Пахмутовой , сл. Ю. Черных «Кто пасется на лугу?»

«Мама» Верижников

муз. и сл. Е. Гомоновой «Пингвиненок»

Кукутики «Утренняя зарядка»

А. Ермолов «Веселая песенка»

муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой «Слово на ладошках»

муз. и сл. Е. Гомоновой «Частушки внучат»

Заходер «Азбука»

«Зверобика»

Репертуарный план может измениться.



2 год обучения


занятия

Дата проведения

Раздел программы

Тема

Количество часов


Введение

Входная диагностика

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности.

1


Вокально-хоровые упражнения

Охрана голоса. Певческая установка.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Слушание музыки

Движение под музыку.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и дыханием.

1


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Вокально-хоровые упражнения

Расширение диапазона.

1


Вокально-хоровые упражнения

Развивающие голосовые игры.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Расширение диапазона.



Работа над произведением

Работа над дыханием совместно с дирижерским жестом. Ауфтакт.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией.

1


Работа над произведением

Работа над ритмом.

1


Участие в концертах

Создание художественного образа.

1


Вокально-хоровые упражнения

Основы интонирования в сочетании с дыхательными упражнениями.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией. Тембровый ансамбль.

1


Работа над произведением

Работа над дыханием. Цепное дыхание.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Введение

Дирижерский жест.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Вокально-хоровые упражнения

Пальчиковые игры и попевки.

1


Вокально-хоровые упражнения

Ритмические игры.

1


Вокально-хоровые упражнения

Развивающие голосовые игры.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и унисоном.

1


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией

1


Работа над произведением

Создание художественного образа.

1


Введение

Динамические оттенки.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над звуковедением. Легато.

1


Работа над произведением

Работа над звукообразованием.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Вокально-хоровые упражнения

Развивающие голосовые игры.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над чистотой интонирования. Унисон.

1


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и унисоном.

1


Работа над произведением

Создание художественного образа.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Введение

Звуковедение и дыхание.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над чистотой интонирования. Унисон.

1


Работа над произведением

Работа над звукообразованием.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над интонацией. Тембровый ансамбль.

1


Работа над произведением

Работа над звуковедением и дыханием.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Всего



68 часов


Примерный репертуарный план 2 класс:

1. И.Крутой «Первоклашки»

2. муз. В.Осошник, сл. Н.Осошник «Хорошее настроение»

3. муз. Е Шашина, сл. Н.Кузьминых «Варись кашка»

4. муз. и сл. Е.Зарицкая «Росиночка-Россия»

5. муз. Е Шашина, сл. Н.Кузьминых «Косички»

6. муз. и сл.Е.Зарицкая «Рождественская песня»

7. Т. Музыкантова «Дружба»

8. муз. и сл.Ж. Колмагоровой «Ручеек»

9. муз. и сл. В. Ударцева «Песенка теплого лета»

10.муз. и сл. Т. Аньина «Победная весна»

Репертуарный план может измениться.


3-4 год обучения


занятия

Дата проведения

Раздел программы

Тема

Количество часов


Введение

Входная диагностика

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности.

1


Вокально-хоровые упражнения

Охрана голоса. Певческая установка.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Слушание музыки

Движение под музыку.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и дыханием.

1


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Вокально-хоровые упражнения

Расширение диапазона.

1


Вокально-хоровые упражнения

Развивающие голосовые игры.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Расширение диапазона.



Работа над произведением

Работа над дыханием совместно с дирижерским жестом. Ауфтакт.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией.

1


Работа над произведением

Работа над ритмом.

1


Участие в концертах

Создание художественного образа.

1


Вокально-хоровые упражнения

Основы интонирования в сочетании с дыхательными упражнениями.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией. Тембровый ансамбль.

1


Работа над произведением

Работа над дыханием. Цепное дыхание.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Введение

Дирижерский жест.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Вокально-хоровые упражнения

Пальчиковые игры и попевки.

1


Вокально-хоровые упражнения

Ритмические игры.

1


Вокально-хоровые упражнения

Развивающие голосовые игры.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и унисоном.

1


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией

1


Работа над произведением

Создание художественного образа.

1


Введение

Динамические оттенки.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над звукообразованием.

1


Работа над произведением

Работа над звуковедением. Легато.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Вокально-хоровые упражнения

Развивающие голосовые игры.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над чистотой интонирования. Унисон.

1


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и унисоном.

1


Работа над произведением

Создание художественного образа.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Введение

Звуковедение и дыхание.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над чистотой интонирования. Унисон.

1


Работа над произведением

Работа над звукообразованием.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над интонацией. Тембровый ансамбль.

1


Работа над произведением

Работа над звуковедением и дыханием.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Всего



68 часов


Примерный репертуарный план:

1. муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина «Сюрприз»

2. муз. В.Осошник, сл. Н.Осошник «Хорошее настроение»

3. муз. Буржоа, сл. Ю.Энтин «Мама – первое слово»

4. Р. Хабибуллин «Планета мира и добра»

5.муз. и сл. Зарицкая «Рождественская песня»

6. муз. и сл. Т. Шуриновой «Звездный дождь»

7. муз. и сл.Т. Музыкантова «Дружба»

8. муз. и сл.Ж. Колмагоровой «Ручеек»

9. муз. и сл. В. Ударцева «Песенка теплого лета»

10.муз. А. Ермолова, сл. М. Загота «Прадедушка»


Репертуарный план может измениться.



5-6 год обучения


занятия

Дата проведения

Раздел программы

Тема

Количество часов


Введение

Входная диагностика

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности.

1


Вокально-хоровые упражнения

Охрана голоса. Певческая установка.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Слушание музыки

Движение под музыку.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и дыханием.

1


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Вокально-хоровые упражнения

Расширение диапазона.

1


Вокально-хоровые упражнения

Развивающие голосовые игры.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Расширение диапазона.



Работа над произведением

Работа над дыханием совместно с дирижерским жестом. Ауфтакт.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией.

1


Работа над произведением

Работа над ритмом.

1


Участие в концертах

Создание художественного образа.

1


Вокально-хоровые упражнения

Основы интонирования в сочетании с дыхательными упражнениями.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией. Тембровый ансамбль.

1


Работа над произведением

Работа над дыханием. Цепное дыхание.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Введение

Дирижерский жест.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Вокально-хоровые упражнения

Пальчиковые игры и попевки.

1


Вокально-хоровые упражнения

Ритмические игры.

1


Вокально-хоровые упражнения

Развивающие голосовые игры.

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и унисоном.

1


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией

1


Работа над произведением

Создание художественного образа.

1


Введение

Динамические оттенки.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над звукообразованием.

1


Работа над произведением

Работа над звуковедением. Легато.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Вокально-хоровые упражнения

Развивающие голосовые игры.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над чистотой интонирования. Унисон.

1


Работа над произведением

Работа над дикцией и артикуляцией.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Слушание музыки

Движения под музыку.

1


Вокально-хоровые упражнения

Артикуляционная гимнастика.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над интонацией и унисоном.

1


Работа над произведением

Создание художественного образа.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Введение

Звуковедение и дыхание.

1


Слушание музыки

Знакомство с произведением. Разбор содержания.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над чистотой интонирования. Унисон.

1


Работа над произведением

Работа над звукообразованием.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Вокально-хоровые упражнения

Упражнения ФМРГ

1


Работа над произведением

Работа над интонацией. Тембровый ансамбль.

1


Работа над произведением

Работа над звуковедением и дыханием.

1


Работа над произведением

Работа над художественным образом.

1


Участие в концертах

Формирование вокальной и сценической культуры.

1


Всего



68 часов

Примерный репертуарный план:

муз. и сл. А Иевлев «Мы-одна семья»

«Частушки»

муз. И. Матвиенко, сл. А.Шаганов «Бабушка»

муз. и сл. Т. Музыкантовой «Спасибо, мамы»

муз. А. Ермолова «Моя Россия»

муз. В. Шаинского, сл. М. Танича «Неразлучные друзья»

7. муз. и сл. Е. Зарицкой «Рождественская песня»

8. Д. Пилов «Дорога детства»

А. Ермолов «Прадедушка»

А. Иевлев «Мечта»


Репертуарный план может измениться.


2.6 Методические материалы

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия).

- наглядный:

- система распевания хора, построенная на тренировке правильного вокального дыхания, формировании вокально-хоровых навыков и музыкальных штрихов, последовательно и планомерно формирующая гармоничное смешанное звучание и понимание дирижерского жеста;

- система ритмических упражнений;

- использование наглядности и образности при объяснении дирижером приемов хорового исполнительства;

- участие в хоровых конкурсах и фестивалях, концертных программах.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач данного предмета и основанных на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.


Первый год обучения является младшим домутационным периодом, в котором у ребенка происходит пе­рестройка голоса от детского "малышового" звучания на более тембрально-устойчивый звук. Поэтому в 1-й и 2-й годы этого уровня (т.е. приблизительно в возрасте 6-8 лет) ребенок требует к себе особого внимания и тонкого индивидуального подхода.

Занятия для этого возраста проводятся в виде игры, шутки, соревнования с педагогом. Сразу даются первые элементарные понятия, которые озвучиваются с помощью спе­циально созданных для этого распевок, построенных на звуко-подражании птицам, насекомым, животным (подражание ку­кушке, жужжанию жука, мычанию коровы и т.д.).

Рекомендуются следующие разделы репетиционной работы:

координационно-тренировочная работа по установлению академической певческой технологии, разогревание и настройка голосового аппарата для певческой деятельности;

интонационно-слуховые упражнения;

разучивание произведений;

вокально-хоровая работа над ранее выученными произведениями;

методические пояснения;

демонстрация аудиозаписи с определёнными заданиями;

проверка выученных хоровых партий;

работа с хоровыми группами и ансамблями;

проведение рабочей и генеральной репетиций;

концертное исполнение произведений.



Список литературы

Егоров, А. Теория и практика работы с хором / А. Егоров – М.: 1951

Емельянов, В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. Наук / В.В. Емельянов – Екатеринбург: 2005.

Емельянов, В.В. Развитие голоса координация и тренинг / В.В. Емельянов – СПб.: 2007

Емельянов, В.В. Методическая разработка с нотным приложением по 1-2 уровню обучения программы «Фонопедический метод развития голоса» / И.А. Трифонова, В.В. Емельянов – ТюмГУ, 2015

Живов, В. Трактовка хоровых произведений / В. Живов – М.: 1986

Живов, В. Исполнительский анализ хоровых произведений / В. Живов – М.: 1987

Живов, В. Теория хорового исполнения / В. Живов – М.: 1998

Краснощёков, В. Вопросы хороведения / В. Краснощеков – М.: 1969

Левандо, П. Проблемы хороведения / П. Левандо – Л.: 1974

Мухин, В. Вокальная работа в хоре. Работа в хоре / Б.М. Тевлин, В. Мухин – 1960

Никольская-Береговская, К. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века / К. Никольская-Береговская – М.: 2003

Пигров, К. Руководство хором / К. Пигров – М.: 1964

Птица, К. Очерки по технике дирижирования / К. Птица – М.: 1948

Птица, К. О музыке и музыкантах / сост. Тевлин Б., Ермакова Л. М.: 1995

Семенюк, В. Заметки о хоровой фактуре / В. Семенюк – М.: 2000

Соколов, В. Работа с хором / В. Соколов – М.: 1961

Хазанов, А. Как разучивать произведения с хором,Работа в хоре. / А. Хазанов –М.: 1960

Чесноков, П. Хор и управление им / П. Чесноков – М.: 1952

Шамина, Л. Школа русского народного пения / Л. Шамина – М.: 1998

Щетинин М. "Дыхательная гимнастика













Приложение


1.Диагностические материалы.


Данная методика предназначена для первичной индивидуальной диагностики обучающихся.

Система тестовых заданий разработана с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и состоит преимущественно из заданий игрового характера. Это позволяет снять психологический зажим, установить непринужденные отношения между педагогом и ребенком.

В ходе тестирования определяются: музыкальная память, слух, чувство ритма, чистота интонации.

Каждое задание оценивается по трехбальной системе, а затем суммируется.

Диагностические исследования направлены на выявление уровня знаний, умений, навыков и представлений о музыкальном искусстве. Диагностическое исследование проводится в начале каждого нового учебного года.

Целью предварительного контроля является выявление и фиксация начального уровня ЗУН обучаемого. В дальнейшем сравнение исходного уровня обученности с конечным позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды о «вкладе» педагога в обученность ребенка.

Тестовые задания.

Игра «Ритмическое эхо».

Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.

Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.

3 балла – точное повторение

2 балла – повторение с ошибкой

1 балл - отсутствие ритма


2. Игра «Звуковой мяч».

Задание позволяет определить: насколько развит у ребенка музыкальный слух.

3 балла – точное повторение мелодии

2 балла – повторение мелодии с ошибкой

1 балл - полное не воспроизведение мелодии


3. Исполнение любимой песни.

Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность исполнения.

3 балла –точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении

2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций

1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала

4. Беседа о музыке.

Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.

3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе

2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы

1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2018/...







2.Пальчиковые игры.

В собственном педагогическом опыте я отдаю предпочтение именно игровым формам организации музыкальной деятельности детей не случайно. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру пальчиковой игры. 


Здравствуй!


Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!    

(дети пальцами правой руки по очереди «здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с  больших пальцев)

(переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)        

Хочу всё знать


Семь вещей у нас в портфеле:                       (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь,                                   (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

Карандаш

Всё нарисует карандаш,                                   (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь.                                   (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди:                                  (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи.                                     (пишут «карандашом» по столу)


Мой дом, мой город, моя республика

Люблю по городу гулять,                                 (дети «шагают» пальчиками обеих рук )

Люблю смотреть,

Люблю  считать                                                (на каждое название достопримечательности

Космонавтов - раз, Ленина - два,                    загибают по одному пальчики)

Улица  Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Белую схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

Осень

Раз, два, три, четыре, пять –                            (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы,                                                 (загибают в ритме каждой строчки

Листья рябины,                                                по одному пальцу)

Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем                         (сжимают и разжимают кулачки)


Дружные ребята


Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики
.  

 Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.    

 Раз, два, три, четыре, пять…    

 Начинай считать опять.                 

 Раз, два, три, четыре, пять…       

 Мы закончили считать.                              

 (пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

(подушечки всех пальцев одной руки одновременно  дотрагиваются до пальцев другой)

  (поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
(поочередное касание)

 (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

Зима

Раз, два, три, четыре                                           (загибают пальцы начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили                              (лепят, меняя положение ладоней)       

Круглый, крепкий, очень гладкий                    (показывают круг, сжимают ладони вместе )

И совсем - совсем не сладкий.                           (грозят пальцем)  

Раз – подбросим, два – поймаем.                       (подбрасывают и ловят «снежок»)

Три – уроним                                                       (роняют воображаемый снежок)

И… ломаем.                                                         (топают).


Моя семья

Знаю я, что у меня                                             (поднимают руку ладонью к себе

Дома дружная семья:                                         и в соответствии с текстом

Это – мама,                                                        в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я,                                                              сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя,                                          средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.


http://vologa.blogspot.com/p/blog-page_60.html

https://zen.yandex.ru/media/fakty/200-skorogovorok-sposobnyh-slomat-tvoi-iazyk--59be202a77d0e664a7b93f6c

https://www.maam.ru/detskijsad/detskii-folklor-malye-folklornye-formy-992612.html











3. Речевая гимнастика, скороговорки.

Первое упражнение, которое мы всегда говорим ПЕРЕД разучиванием или произнесением скороговорки, такое:( которое по сути своей тоже является скороговоркой и прекрасным речевым упражнением)

« Кто хочет разговаривать – тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»

Скороговорки короткие, но яркие:

- От топота копыт пыль по полю летит ( произносится крепкими губами с полушепота - до звонкого произнесения и опять сойти по громкости на "нет" - образ приближающегося и удаляющегося табуна)
-Купи кипу пуха;
-Ткёт ткач ткани на платки Тане;
-Водовоз вез воду из водопровода;
-У ежа и ёлки иголки колки;
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон! ( с мимикой и жестами);
-Все бобры для своих бобрят добры;
-У нас гость унёс трость;
-На дворе трава, на траве дрова;
-Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет ( с мимикой и жестами);
- Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
- У осы – не усы, не усищи, а усики;
-Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
-У ежа - ежата, а у ужа – ужата;
-Шапкой Мишка шишки сшиб;
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке ( мимика в парах);
- Хорош пирожок – внутри творожок! ( со сменой мимики):
а) Ребёнок любит пирожок – мимика радостная;
б) Ребёнок рад пирожку, но не любит творог – мимика меняется во второй части скороговорки;
- Дели с дружком пирожок с творожком;
-Шесть мышат в камыше шуршат;
-Король – орёл, а орёл – король;
-Проворонила ворона воронёнка;
- Мороз мосты мостил, мостил да не вымостил;
- У Дарьи в дому оладьи в меду;
- Дали Глаше простокваши, а у Глаши- каша;
- У Сени и Сани в сетях сом с усами;
-Валин валенок провалился в проталинок;
- Наш Полкан попал в капкан;
- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят;
-Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор;
-Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят;
- У 33 полосатых поросят 33 хвостика торчат;
- Летят три пичужки через три пустых избушки;
- Не клюй, курица, крупку, не кури, Кирилл, трубку;
- Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток;
-Сова советует сове: "Спи, соседка, на софе. На софе так сладко спится – о совятах сон приснится";
- В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка;
- Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала;
- Арина грибы мариновала;
-Марина малину перебирала;
- По траве тропа протоптана;
- Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, шуршишь!» Мышонок шепчет мыше: «Шуршать я буду тише!»


4.Игровые разминки

Самые любимые ребятами!

"Какая у кого песенка"

У ходиков песня такая: Тик- тик- тик ( руки – стрелочки)
У птички –синички – такая: Пик-пик-пик ( ладошки – клювики)
У поросёнка – такая: Рюх –рюх-рюх ( ладошки – «пятачки»)
У ежика песня такая: Плюх-плюх-плюх ( пальчики – «колючки»)
У кисоньки песня такая: - Мяу, мяу ( ладошки гладят шерстку)
А у рыбёшки какая? (приём – «рот на замке», но беззвучный, губки крепкие.)

Карасёнок и Карась

Карасёнку раз карась подарил раскраску 
И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка три весёлых поросёнка,
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

/Движения:
Карась и карасёнок – ладошки – «плавающие рыбки»
Сказка – раскраска ( ладошки – «книжечка»)
Раскрась - перекрасил – движения плавные кистями вверх –вниз)
Поросята – ладошки «пятачки»/


Шмели (речевое упражнение + театральный этюд)

Шмель Шмелю жужжит:
«Друж –ж –ище! На тебе ж пылинок тыщи!
Ты ж –ж пыльцою даж –ж-же вот перепачкал весь ж-живот!»
Поправляя свой жилет, Шмель Шмелю жужжит в ответ:
«Это ж вовсе не пыльца! Это пудра для лица!
На боках и на спине я несу её ж-ж-жене!»

/ Движения: ладошки – крылышки, далее – образы через пальцы рук:
пылинки, живот, жилет, пудра, лицо, спина и тд)

https://www.libfox.ru/143775-elena-anishchenkova-palchikovaya-gimnastika-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov.html

https://heaclub.ru/chistogovorki-dlya-detej-luchshaya-podborka-dlya-razvitiya-rechi




5. Построение занятия.

С детьми первого года обучения доминирующим является игровой метод. Поэтому весь координационно-тренировочный этап развития голоса построен на развивающих голосовых играх.

Структура занятия:

I часть

Артикуляционная гимнастика, речевая гимнастика, пальчиковые игры, скороговорки.

Интонационно-фонетические упражнения (игровые разминки, «страшная сказка», «бронтозаврик», «вопросы-ответы», «самолет», «едем на машине», «выдувание»)

Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации («греемся», «волна», «от шепота до крика», «волна и чайки», «песенка про смех»)

Исполнение попевок («Дин-дон», «Ходит кот у ворот», «Уж как шла лиса», «Едет-едет паровоз, и т.д.»)

II часть

Слушание музыки

Работа над произведением.


Начиная со второго года обучения, так же, в игровой форме дети осваивают второй уровень «Фонопедического метода развития голоса» В.В. Емельянова «Развитие показателей певческого голосообразования».


Структура занятия:

I часть

1. Артикуляционная гимнастика, скороговорки.

2. Тренировочная программа («шепот-голос», «штро-бас», «вибрация губ», «выдувание», «зубы на зубы», «уточка»)


II часть


1. Слушание музыки

2. Работа над произведением.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.