Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое и ансамблевое исполнительство»
Ангарский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
«РАССМОТРЕНО» Педагогический Совет Протокол № 1 от 30.08.2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ № 9» ________________Е.В. Филатова Приказ от 31.08.2018г. № 366 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хоровое и ансамблевое исполнительство»
Возраст обучающихся – 7-13 лет.
Срок реализации 6 лет.
Составитель: Хохлова Татьяна Петровна
педагог дополнительного образования
Ангарск 2018 г.
Раздел № 1. Основные характеристики программы
1. 1 Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по хоровому и ансамблевому исполнительству реализуется в художественно-эстетической направленности. Предусматривает начальный этап формирования всех основных вокально-хоровых навыков(дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Успешной реализации поставленных целей и задач можно добиться, исходя из принципа: от простого к сложному.
Актуальность программы
Актуальность программы «Хоровое и ансамблевое исполнительство» заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным. Данная программа создана с учетом запросов детей и родителей, а также, в целях возрождения хорового искусства. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Программа разработана на основе обучающей программы: многоуровневая обучающая программа В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» 2015г.
Педагогическая целесообразность
Всем известно, что вокальное искусство является частью мировой музыкальной культуры, отражая общий культурный уровень каждого народа.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Используя эти краски, выдающиеся представители русской вокальной школы достигали небывалых художественных высот; "звучание любого музыкального инструмента не может соперничать с красотой и теплотой человеческого голоса" (Ю. Якушенко - солист Большого театра).
Детский голос – тончайший хрупкий инструмент, еще не завершенный в своем формировании. Роль педагога в этой области аналогична роли врача: "Помогая - не навредить".
Голос ребенка формируется постепенно в течение длительного периода на фоне физического, психического и гормонального развития. Отрезок времени, когда у ребенка меняется голос, происходит мутация, может протекать резко или незаметно на протяжении от одного года до четырех лет и более. В результате подобной "ломки" тембр голоса перестраивается от детского к взрослому. В связи с этим обучение вокалу является процессом длительным, трудоемким, рассчитанным на много лет; требующим от исполнителя терпения; воспитывающим трудолюбие, веру в свои силы, видение перспективы дальнейшей цели
В основу обучения по данной программе положена классическая постановка голоса, включающая в себя: разогревание голосовых связок с помощью специальной дыхательной гимнастики и укрепление диафрагмальной мышцы; озвучивание естественных природных резонаторов и их фокусировка; активизация дикции и улучшение артикуляции; округление вокального звука и владение им.
Отличительная особенность программы от уже существующих программ
Данная программа разработана с учетом того, что в коллективе обучаются все желающие. Отбор по музыкальным способностям не ведется.
В целях качественного осуществления индивидуального подхода, а также, учитывая возрастные особенности детей, формируются малочисленные (12-15 человек) группы.
- предусмотрена деятельность для детей, не обладающих явными вокальными данными
- предусмотрена содержательная дифференциация занятий
Адресат программ
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 13 лет.
Формы обучения и режим занятий
Основная форма - коллективное пение, пение в ансамбле. В целях качественного осуществления индивидуального подхода, а также, учитывая возрастные особенности детей, формируются малочисленные (12-15 человек) группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.
Объем программы
1 год обучения – 68 часов
2 год обучения – 68часов
3 год обучения – 68 часов
4 год обучения – 68 часов
6 год обучения – 68 часов
Итого: 408 часов.
Срок освоения программы обучения: 6 лет. Образовательная программа обучения хоровому пению детей рассчитана на 4 года (с 1-4 класс). Далее предполагается работа с ансамблем более подготовленных детей 5-7 класса.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения хоровому пению.
Задачи программы:
обучающие
обучить правилам пения и охраны голоса, с учётом возрастных особенностей детей;
обучить умению петь в хоре, в ансамбле, петь без сопровождения, понимать дирижёрский жест и следовать указаниям руководителя хора;
обучить основам музыкальной и вокальной грамоты
сформировать вокальные навыки
обучить приемам самоконтроля
развивающие
развить музыкально-певческие способности: музыкальный слух, расширить диапазон голоса, музыкально- исполнительские навыки
совершенствовать речевой аппарат
развить произвольное и непроизвольное внимание,
развить интерес к хоровому творчеству
развить творческий потенциал
способствовать укреплению физического здоровья
воспитательные
привить детям любовь к хоровому пению, раскрыв его многообразие и красоту и выработать потребность в систематическом, коллективном музицировании;
воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость через создание атмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела, приобщение к миру искусства.
Привить навыки культурного общения и поведения в обществе
Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения. Темы взаимосвязаны между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего.
1.3. Методологические положения
Для достижения цели дополнительной общеобразовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:
постепенность в развитии природных способностей детей;
строгая последовательность в развитии музыкальных способностей
систематичность и регулярность занятий;
целенаправленность учебного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
2.1. Основные разделы программы
Вводные занятия
Вокально-хоровые упражнения
Слушание музыки.
Пение произведений
Культурно-просветительская и воспитательная работа
2.2. Комплекс основных характеристик программы
Вводные занятия.
Прослушивание обучающихся и определение их на соответствующий уровень. Объяснение целей и задач занятий хоровым пением. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
2.Вокально-хоровые упражнения.
Дыхательная вокальная гимнастика.
Дыхательная гимнастика по системе В.В. Емельянова проводится для младшего возраста в игровой форме. Увеличение объема дыхания, навыки его задерживания с различной протяженностью.
Распевание.
Разогревание голосовых связок с помощью упражнений с различными техническими задачами. Развитие мелодического и гармонического слуха. Работа над дикцией и артикуляцией. Применение "Фонопедического метода развития голоса" В.В. Емельянова.
Вокально-ритмические упражнения.
Использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного ритма, синкопы в виде ритмической игры. Исполнение – одновременно ( с многократными повторами) и по цепочке.
Дикционные упражнения.
Дикция. Развитие дикционных навыков, с использованием пальчиковой гимнастики. Пение скороговорок. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных. Соотнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Соблюдение выравнивания гласных при произнесении текста.
Работа над звуковедением.
Навыки legato (распевание слогов) и других штрихов. Совершенствование активного дыхания на non legato и staccato в вокальных упражнениях, попевках. Пропевание отдельных музыкальных фраз на «legato» и «non legato», стремление к напевному звуку, кантилене. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса. Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций. Внедрение навыка пения a cappella.
3.Слушание музыки.
Научить воспринимать музыку и расширять кругозор обучающихся. Использование руководителем вокально-хорового материала, а также инструментальных произведений для углубления восприятия музыки, более активного введения их в многообразный богатый мир художественных музыкальных образов. Обсуждение особенностей музыкально-выразительных средств. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
4.Работа над произведениями.
Ознакомление с содержанием, характером произведения. Работа над музыкальным и поэтическим текстом. Драматургия произведения. Пение мелодии на различные слоги. Развитие творческой индивидуальности, фантазии учащегося с помощью проигрывания сюжетных этюдов. Работа над мимикой и жестами.
Работа над художественным образом.
Вычленение кульминационных разделов. Выявление идейно-эмоционального смысла, работа над художественным образом. Использование дополнительных средств в исполнении. Использование приемов запева солиста (или группы солистов) с хором, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Использование других различных шумовых и музыкальных инструментов помимо фортепиано. Исполнительскому воплощению произведений, яркости, праздничности концерта-действа всячески способствует использование элементов театрализации. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы, не превращаясь в развлечение или в способ демонстрации «эффектов», отвлекающих от музыки.
Работа с хоровым репертуаром.
Грамотный разбор произведения. Формообразование: фраза, предложение, цезура, повторность, изменяемость. Звуковысотность: направление движения мелодии, повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. Ритмическая организация музыки: пульс, темп, динамические оттенки, штрихи.
5.Культурно-просветительская и воспитательная работа.
Беседы об этике, эстетике. Посещение фестивалей, конкурсов, концертов. Проведение тематических концертов, в подготовке которых активное участие принимают обучающиеся. Беседы о выдающихся исполнителях, композиторах, поэтах. Встречи с другими творческими коллективами.
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Обучающиеся всех уровней приобретают опыт регулярных концертных выступлений в праздничных мероприятиях. Наиболее подготовленные из них, принимают участие в конкурсах и фестивалях детского творчества различного уровня.
Работа с обучающимися и создание для них наиболее благоприятных условий развития может осуществляться разными путями с использованием различных методов и приемов, выбор которых связан с интересом самого педагога и его мастерством.
2.3 Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки.
Первый-второй год обучения
Обучающийся получит возможность научиться петь в диапазоне (ДО1) - ДО2. Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Руки опустить или положить на колени (при пении сидя). Петь с мягкой атакой. Петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха. Знать, что певческий голос надо беречь. Уметь правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса; правильно и ясно выговаривать слова песни.
Третий-четвертый год обучения
Обучающийся получит возможность научиться петь чистым, естественным звуком, легко, нежно-звонко, мягко в диапазоне си (ля) малой октавы – ре(ми) второй. Сохранять индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и произносить согласные. Соблюдать при пении певческую установку.
Пятый-шестой год обучения.
Вокальные навыки: петь в диапазоне: ля(соль) малой октавы – ми (фа) второй октавы. Соблюдать при пении певческую установку. Петь мягкой и твердой атакой. В зависимости от характера произведения - естественно, легко, нежно-звонко, мягко, твердо, стремясь сохранить индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко, точно произносить согласные, не утрируя произношение.
2.4 Прогнозируемые результаты.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Хоровое и ансамблевое исполнительство» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
Первый-второй год обучения
Уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре простую песню, соблюдая пройденные в течение года правила пения.
Правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В подвижных песнях уметь делать быстро, активно вдох. Уметь точно повторять мелодию.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с сопровождением и без него. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
Третий-четвертый год обучения
Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть» звук. Видеть свои недостатки и стремиться исправить их. Уметь звуковысотно чисто и ритмически четко самостоятельно спеть несложную песню. Импровизировать в ритмических играх.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны. В упражнениях слышать двухголосные интервалы, определять простейшие функции. Без сопровождения уверенно петь нетрудные, протяжные, одноголосные песни. Петь песни, написанные в медленном темпе, имеющие простую по строению мелодию, в основной тональности и в близких к ней без абсолютных названий звуков. Понимать и следовать дирижерским жестам, обусловленным изучаемым репертуаром. Знать средства музыкальной выразительности.
Уметь чисто и слаженно петь одноголосные песни. В упражнениях слышать двухголосие, пропевать в них любые звуки по заданию.
Уметь петь чисто и слаженно одноголосие, подголосочное двухголосие с сопровождением и без него. Следовать за дирижерскими указаниями во всех произведениях из репертуара хора.
Петь наиболее простые песни и произведения.
Знать исполнительские средства выразительности.
Уметь при содействии руководителя хора делать исполнительский анализ.
Пятый-шестой год обучения.
Уметь петь на одном дыхании. Быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон легато и стаккато.
Уметь самостоятельно спеть выразительно-осмысленно песню.
Хоровые навыки. Уметь чисто и слаженно петь элементы двухголосия. В упражнениях слышать трехголосные аккорды, пропевать звуки по заданию. Точно следовать дирижерским указаниям. Уметь делать исполнительский анализ.
2.5Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
1. материально-технические:
техническое оборудование (магнитофон, микрофоны, микшер, акустическая система)
2. методические:
нотная библиотека;
фоно- и видеотеки;
различный методический материал
Система отслеживания результатов.
Наблюдение. Фронтальный и индивидуальный опрос.
Творческие задания
Выступление на вокально- хоровых конкурсах различного уровня.
Учет результатов работы обучающихся проводится педагогом в виде качественно-словесной оценки на основе текущих знаний, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, региональных мероприятиях. Качество обучения прослеживаются через творческие достижения участников коллектива.
Контроль знаний и умений обучающихся проводится на текущих занятиях и концертных выступлениях.
Оценочные материалы.
Контрольные требования к точкам отчётности:
- обязательное участие во всех концертных выступлениях хорового коллектива;
- сценическая активность и высокий уровень исполнительского мастерства в концертных выступлениях;
- отсутствие пропусков хоровых репетиций без уважительной причины;
- активная и плодотворная работа на занятиях;
- уверенное знание своей партии в каждом произведении хорового репертуара;
Оценочный лист (заполняется педагогом)
ФИО обучающегося | Чувство ритма | Музыкальный слух | Чистота интонации | Музыкальная память | артистичность | Владение музыкальной терминологией | выполняет единые требования к правилам поведения на занятиях хорового пения, на сцене |
| | | | | | | |
С – средний уровень
Н – низкий уровень
Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)
Планируемые выступления
День Учителя
Посвящение в первоклассники
Муниципальный конкурс патриотической песни
Муниципальный конкурс «Хоровичок»
День матери
Покровская ярмарка
Муниципальный фестиваль «Накануне Рождества»
Праздничная программа, посвященная 8 марта
Масленица
Прощание с Букварем
День Победы
Переводные линейки в начальной школе
Учебный план
Учебный план программы характеризуется единством тем и разделов, гибкостью перераспределения учебного времени и репертуарного плана и допускает в процессе его реализации необходимые рациональные изменения и дополнения.
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов | Количество обучающихся | Форма промежуточной аттестации |
1 год обучения | 2 | 33 | 66 | 12 – 15 | Участие в концертах, фестивалях, конкурсах |
2 год обучения | 2 | 34 | 68 | 12 – 15 | Участие в концертах, фестивалях, конкурсах |
3 год обучения | 2 | 34 | 68 | 12 – 15 | Участие в концертах, фестивалях, конкурсах |
4 год обучения | 2 | 34 | 68 | 12 – 15 | Участие в концертах, фестивалях, конкурсах |
5-6 год обучения | 2 | 34 | 68 | 12 – 15 | Участие в концертах, фестивалях, конкурсах |
Календарный учебный график
Год обучения | Количество часов в неделю | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1 год обучения | 2 | 18ч | 14ч | 18ч | 16ч |
2 год обучения | 2 | 18ч | 14ч | 20ч | 16ч |
3 год обучения | 2 | 18ч | 14ч | 20ч | 16ч |
4 год обучения | 2 | 18ч | 14ч | 20ч | 16ч |
5-6 год обучения | 2 | 18ч | 14ч | 20ч | 16ч |
1 год обучения
№ | Базовая тема | кол-во часов | Формы промежуточной аттестации |
1 | Прослушивание, подбор репертуара | 6 | Входная диагностика Текущий контроль. Подготовка номеров для школьных мероприятий. Проведение отчетного концерта коллектива |
2 | Вводные | 5 | |
3 | Слушание музыки | 8 | |
4 | Вокально-хоровые упражнения | 20 | |
5 | Работа над произведениями | 24 | |
6 | Репетиции, концертная деятельность | 3 | |
| Итого: | 66 |
2 год обучения и последующие
№ | Базовая тема | кол-во часов | Формы промежуточной аттестации |
1 | Вводные | 5 | Входная диагностика Текущий контроль. Подготовка номеров для школьных мероприятий, конкурсов и фестивалей. Проведение отчетного концерта коллектива |
2 | Слушание музыки | 10 | |
3 | Вокально-хоровые упражнения | 20 | |
4 | Работа над произведениями | 28 | |
5 | Репетиции, концертная деятельность | 5 | |
| Итого: | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№ | Дата проведения | Раздел программы | Тема | Количество часов |
| Прослушивание, подбор репертуара | | 6 | |
| Введение | Основы хорового пения | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Охрана голоса. Певческая установка. | 2 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Пальчиковые игры и попевки. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Основы интонирования. | 2 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и дыханием. | 2 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| ВВедение | Унисон. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Расширение диапазона. | | |
| Вокально-хоровые упражнения | Развитие внутреннего слуха. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над ритмом. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дыханием совместно с дирижерским жестом. Ауфтакт. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Основы интонирования в сочетании с дыхательными упражнениями. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Интонационно-фонетические упражнения. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. Тембровый ансамбль. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дыханием. Цепное дыхание. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над динамическими оттенками. | 1 | |
| Работа над произведением | Создание художественного образа. | 1 | |
| Введение | Дирижерский жест. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Пальчиковые игры и попевки. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Ритмические игры. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и унисоном. | 1 | |
| Работа над произведением | Создание художественного образа. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Введение | Дыхание и его типы. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Чистота интонирования. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Пение попевок. Формирование гласных. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звукообразованием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звуковедением. Легато. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над ритмом. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Участие в концертах | Создание художественного образа. | 1 | |
| Введение | Развивающие голосовые игры. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Интонационно-фонетические упражнения. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дыханием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и унисоном. | 1 | |
| Работа над произведением | Создание художественного образа. | 1 | |
| Участие в концертах. | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Пальчиковые игры и пение попевок. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Пение попевок. Интонационно-фонетические упражнения. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над чистотой интонирования. Унисон. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звукообразованием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Участие в концертах. | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Всего | | | 66 час. |
Примерный репертуарный план 1 класс:
«Осень-раскрасавица»
муз. А. Пахмутовой , сл. Ю. Черных «Кто пасется на лугу?»
«Мама» Верижников
муз. и сл. Е. Гомоновой «Пингвиненок»
Кукутики «Утренняя зарядка»
А. Ермолов «Веселая песенка»
муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой «Слово на ладошках»
муз. и сл. Е. Гомоновой «Частушки внучат»
Заходер «Азбука»
«Зверобика»
Репертуарный план может измениться.
2 год обучения
№ занятия | Дата проведения | Раздел программы | Тема | Количество часов |
| Введение | Входная диагностика | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Охрана голоса. Певческая установка. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Слушание музыки | Движение под музыку. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и дыханием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Расширение диапазона. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Развивающие голосовые игры. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Расширение диапазона. | | |
| Работа над произведением | Работа над дыханием совместно с дирижерским жестом. Ауфтакт. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над ритмом. | 1 | |
| Участие в концертах | Создание художественного образа. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Основы интонирования в сочетании с дыхательными упражнениями. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. Тембровый ансамбль. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дыханием. Цепное дыхание. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Введение | Дирижерский жест. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Пальчиковые игры и попевки. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Ритмические игры. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Развивающие голосовые игры. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и унисоном. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией | 1 | |
| Работа над произведением | Создание художественного образа. | 1 | |
| Введение | Динамические оттенки. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звуковедением. Легато. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звукообразованием. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Развивающие голосовые игры. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над чистотой интонирования. Унисон. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и унисоном. | 1 | |
| Работа над произведением | Создание художественного образа. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Введение | Звуковедение и дыхание. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над чистотой интонирования. Унисон. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звукообразованием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. Тембровый ансамбль. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звуковедением и дыханием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Всего | | | 68 часов |
Примерный репертуарный план 2 класс:
1. И.Крутой «Первоклашки»
2. муз. В.Осошник, сл. Н.Осошник «Хорошее настроение»
3. муз. Е Шашина, сл. Н.Кузьминых «Варись кашка»
4. муз. и сл. Е.Зарицкая «Росиночка-Россия»
5. муз. Е Шашина, сл. Н.Кузьминых «Косички»
6. муз. и сл.Е.Зарицкая «Рождественская песня»
7. Т. Музыкантова «Дружба»
8. муз. и сл.Ж. Колмагоровой «Ручеек»
9. муз. и сл. В. Ударцева «Песенка теплого лета»
10.муз. и сл. Т. Аньина «Победная весна»
Репертуарный план может измениться.
3-4 год обучения
№ занятия | Дата проведения | Раздел программы | Тема | Количество часов |
| Введение | Входная диагностика | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Охрана голоса. Певческая установка. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Слушание музыки | Движение под музыку. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и дыханием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Расширение диапазона. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Развивающие голосовые игры. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Расширение диапазона. | | |
| Работа над произведением | Работа над дыханием совместно с дирижерским жестом. Ауфтакт. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над ритмом. | 1 | |
| Участие в концертах | Создание художественного образа. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Основы интонирования в сочетании с дыхательными упражнениями. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. Тембровый ансамбль. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дыханием. Цепное дыхание. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Введение | Дирижерский жест. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Пальчиковые игры и попевки. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Ритмические игры. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Развивающие голосовые игры. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и унисоном. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией | 1 | |
| Работа над произведением | Создание художественного образа. | 1 | |
| Введение | Динамические оттенки. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звукообразованием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звуковедением. Легато. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Развивающие голосовые игры. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над чистотой интонирования. Унисон. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и унисоном. | 1 | |
| Работа над произведением | Создание художественного образа. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Введение | Звуковедение и дыхание. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над чистотой интонирования. Унисон. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звукообразованием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. Тембровый ансамбль. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звуковедением и дыханием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Всего | | | 68 часов |
Примерный репертуарный план:
1. муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина «Сюрприз»
2. муз. В.Осошник, сл. Н.Осошник «Хорошее настроение»
3. муз. Буржоа, сл. Ю.Энтин «Мама – первое слово»
4. Р. Хабибуллин «Планета мира и добра»
5.муз. и сл. Зарицкая «Рождественская песня»
6. муз. и сл. Т. Шуриновой «Звездный дождь»
7. муз. и сл.Т. Музыкантова «Дружба»
8. муз. и сл.Ж. Колмагоровой «Ручеек»
9. муз. и сл. В. Ударцева «Песенка теплого лета»
10.муз. А. Ермолова, сл. М. Загота «Прадедушка»
Репертуарный план может измениться.
5-6 год обучения
№ занятия | Дата проведения | Раздел программы | Тема | Количество часов |
| Введение | Входная диагностика | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор средств муз. Выразительности. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Охрана голоса. Певческая установка. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Слушание музыки | Движение под музыку. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и дыханием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Расширение диапазона. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Развивающие голосовые игры. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Расширение диапазона. | | |
| Работа над произведением | Работа над дыханием совместно с дирижерским жестом. Ауфтакт. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над ритмом. | 1 | |
| Участие в концертах | Создание художественного образа. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Основы интонирования в сочетании с дыхательными упражнениями. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. Тембровый ансамбль. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дыханием. Цепное дыхание. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Введение | Дирижерский жест. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Пальчиковые игры и попевки. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Ритмические игры. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Развивающие голосовые игры. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и унисоном. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией | 1 | |
| Работа над произведением | Создание художественного образа. | 1 | |
| Введение | Динамические оттенки. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звукообразованием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звуковедением. Легато. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Развивающие голосовые игры. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над чистотой интонирования. Унисон. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Слушание музыки | Движения под музыку. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Артикуляционная гимнастика. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией и унисоном. | 1 | |
| Работа над произведением | Создание художественного образа. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Введение | Звуковедение и дыхание. | 1 | |
| Слушание музыки | Знакомство с произведением. Разбор содержания. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над чистотой интонирования. Унисон. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звукообразованием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Вокально-хоровые упражнения | Упражнения ФМРГ | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над интонацией. Тембровый ансамбль. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над звуковедением и дыханием. | 1 | |
| Работа над произведением | Работа над художественным образом. | 1 | |
| Участие в концертах | Формирование вокальной и сценической культуры. | 1 | |
| Всего | | | 68 часов |
Примерный репертуарный план:
муз. и сл. А Иевлев «Мы-одна семья»
«Частушки»
муз. И. Матвиенко, сл. А.Шаганов «Бабушка»
муз. и сл. Т. Музыкантовой «Спасибо, мамы»
муз. А. Ермолова «Моя Россия»
муз. В. Шаинского, сл. М. Танича «Неразлучные друзья»
7. муз. и сл. Е. Зарицкой «Рождественская песня»
8. Д. Пилов «Дорога детства»
А. Ермолов «Прадедушка»
А. Иевлев «Мечта»
Репертуарный план может измениться.
2.6 Методические материалы
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия).
- наглядный:
- система распевания хора, построенная на тренировке правильного вокального дыхания, формировании вокально-хоровых навыков и музыкальных штрихов, последовательно и планомерно формирующая гармоничное смешанное звучание и понимание дирижерского жеста;
- система ритмических упражнений;
- использование наглядности и образности при объяснении дирижером приемов хорового исполнительства;
- участие в хоровых конкурсах и фестивалях, концертных программах.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач данного предмета и основанных на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.
Первый год обучения является младшим домутационным периодом, в котором у ребенка происходит перестройка голоса от детского "малышового" звучания на более тембрально-устойчивый звук. Поэтому в 1-й и 2-й годы этого уровня (т.е. приблизительно в возрасте 6-8 лет) ребенок требует к себе особого внимания и тонкого индивидуального подхода.
Занятия для этого возраста проводятся в виде игры, шутки, соревнования с педагогом. Сразу даются первые элементарные понятия, которые озвучиваются с помощью специально созданных для этого распевок, построенных на звуко-подражании птицам, насекомым, животным (подражание кукушке, жужжанию жука, мычанию коровы и т.д.).
Рекомендуются следующие разделы репетиционной работы:
координационно-тренировочная работа по установлению академической певческой технологии, разогревание и настройка голосового аппарата для певческой деятельности;
интонационно-слуховые упражнения;
разучивание произведений;
вокально-хоровая работа над ранее выученными произведениями;
методические пояснения;
демонстрация аудиозаписи с определёнными заданиями;
проверка выученных хоровых партий;
работа с хоровыми группами и ансамблями;
проведение рабочей и генеральной репетиций;
концертное исполнение произведений.
Список литературы
Егоров, А. Теория и практика работы с хором / А. Егоров – М.: 1951
Емельянов, В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. Наук / В.В. Емельянов – Екатеринбург: 2005.
Емельянов, В.В. Развитие голоса координация и тренинг / В.В. Емельянов – СПб.: 2007
Емельянов, В.В. Методическая разработка с нотным приложением по 1-2 уровню обучения программы «Фонопедический метод развития голоса» / И.А. Трифонова, В.В. Емельянов – ТюмГУ, 2015
Живов, В. Трактовка хоровых произведений / В. Живов – М.: 1986
Живов, В. Исполнительский анализ хоровых произведений / В. Живов – М.: 1987
Живов, В. Теория хорового исполнения / В. Живов – М.: 1998
Краснощёков, В. Вопросы хороведения / В. Краснощеков – М.: 1969
Левандо, П. Проблемы хороведения / П. Левандо – Л.: 1974
Мухин, В. Вокальная работа в хоре. Работа в хоре / Б.М. Тевлин, В. Мухин – 1960
Никольская-Береговская, К. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века / К. Никольская-Береговская – М.: 2003
Пигров, К. Руководство хором / К. Пигров – М.: 1964
Птица, К. Очерки по технике дирижирования / К. Птица – М.: 1948
Птица, К. О музыке и музыкантах / сост. Тевлин Б., Ермакова Л. М.: 1995
Семенюк, В. Заметки о хоровой фактуре / В. Семенюк – М.: 2000
Соколов, В. Работа с хором / В. Соколов – М.: 1961
Хазанов, А. Как разучивать произведения с хором,Работа в хоре. / А. Хазанов –М.: 1960
Чесноков, П. Хор и управление им / П. Чесноков – М.: 1952
Шамина, Л. Школа русского народного пения / Л. Шамина – М.: 1998
Щетинин М. "Дыхательная гимнастика
Приложение
1.Диагностические материалы.
Данная методика предназначена для первичной индивидуальной диагностики обучающихся.
Система тестовых заданий разработана с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и состоит преимущественно из заданий игрового характера. Это позволяет снять психологический зажим, установить непринужденные отношения между педагогом и ребенком.
В ходе тестирования определяются: музыкальная память, слух, чувство ритма, чистота интонации.
Каждое задание оценивается по трехбальной системе, а затем суммируется.
Диагностические исследования направлены на выявление уровня знаний, умений, навыков и представлений о музыкальном искусстве. Диагностическое исследование проводится в начале каждого нового учебного года.
Целью предварительного контроля является выявление и фиксация начального уровня ЗУН обучаемого. В дальнейшем сравнение исходного уровня обученности с конечным позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды о «вкладе» педагога в обученность ребенка.
Тестовые задания.
Игра «Ритмическое эхо».
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.
3 балла – точное повторение
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - отсутствие ритма
2. Игра «Звуковой мяч».
Задание позволяет определить: насколько развит у ребенка музыкальный слух.
3 балла – точное повторение мелодии
2 балла – повторение мелодии с ошибкой
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность исполнения.
3 балла –точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
4. Беседа о музыке.
Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2018/...
2.Пальчиковые игры.
В собственном педагогическом опыте я отдаю предпочтение именно игровым формам организации музыкальной деятельности детей не случайно. Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру пальчиковой игры.
Здравствуй!
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! | (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев) (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой) |
Хочу всё знать
Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)
Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)
Ручка есть, чтобы писать
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
Карандаш
Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)
Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)
Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)
Мой дом, мой город, моя республика
Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук )
Люблю смотреть,
Люблю считать (на каждое название достопримечательности
Космонавтов - раз, Ленина - два, загибают по одному пальчики)
Улица Победы – три.
А четыре - я живу в квартире.
Пять – гуляю в парке я опять.
Шесть – на Белую схожу
И на волны погляжу.
Семь – Дворец культуры,
Красив и огромен
И стоит на площади он.
Восемь – ёлка в Новый год.
Девять – повстречался мне
Памятник большой войне.
Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – наш кинотеатр Октябрь.
В магазине хлеб куплю.
Очень город я люблю!
Осень
Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки)
Будем листья собирать.
Листья березы, (загибают в ритме каждой строчки
Листья рябины, по одному пальцу)
Листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки)
Дружные ребята
Дружат в нашем классе Мы с тобой подружим Раз, два, три, четыре, пять… Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять… Мы закончили считать. | (пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются) (подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой) (поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) (встряхиваем опущенные вниз кисти рук) |
Зима
Раз, два, три, четыре (загибают пальцы начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе )
И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальцем)
Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят «снежок»)
Три – уроним (роняют воображаемый снежок)
И… ломаем. (топают).
Моя семья
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
http://vologa.blogspot.com/p/blog-page_60.html
https://www.maam.ru/detskijsad/detskii-folklor-malye-folklornye-formy-992612.html
3. Речевая гимнастика, скороговорки.
Первое упражнение, которое мы всегда говорим ПЕРЕД разучиванием или произнесением скороговорки, такое:( которое по сути своей тоже является скороговоркой и прекрасным речевым упражнением)
« Кто хочет разговаривать – тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»
Скороговорки короткие, но яркие:
- От топота копыт пыль по полю летит ( произносится крепкими губами с полушепота - до звонкого произнесения и опять сойти по громкости на "нет" - образ приближающегося и удаляющегося табуна)
-Купи кипу пуха;
-Ткёт ткач ткани на платки Тане;
-Водовоз вез воду из водопровода;
-У ежа и ёлки иголки колки;
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон! ( с мимикой и жестами);
-Все бобры для своих бобрят добры;
-У нас гость унёс трость;
-На дворе трава, на траве дрова;
-Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет ( с мимикой и жестами);
- Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
- У осы – не усы, не усищи, а усики;
-Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
-У ежа - ежата, а у ужа – ужата;
-Шапкой Мишка шишки сшиб;
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке ( мимика в парах);
- Хорош пирожок – внутри творожок! ( со сменой мимики):
а) Ребёнок любит пирожок – мимика радостная;
б) Ребёнок рад пирожку, но не любит творог – мимика меняется во второй части скороговорки;
- Дели с дружком пирожок с творожком;
-Шесть мышат в камыше шуршат;
-Король – орёл, а орёл – король;
-Проворонила ворона воронёнка;
- Мороз мосты мостил, мостил да не вымостил;
- У Дарьи в дому оладьи в меду;
- Дали Глаше простокваши, а у Глаши- каша;
- У Сени и Сани в сетях сом с усами;
-Валин валенок провалился в проталинок;
- Наш Полкан попал в капкан;
- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят;
-Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор;
-Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят;
- У 33 полосатых поросят 33 хвостика торчат;
- Летят три пичужки через три пустых избушки;
- Не клюй, курица, крупку, не кури, Кирилл, трубку;
- Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток;
-Сова советует сове: "Спи, соседка, на софе. На софе так сладко спится – о совятах сон приснится";
- В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка;
- Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала;
- Арина грибы мариновала;
-Марина малину перебирала;
- По траве тропа протоптана;
- Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, шуршишь!» Мышонок шепчет мыше: «Шуршать я буду тише!»
4.Игровые разминки
Самые любимые ребятами!
"Какая у кого песенка"
У ходиков песня такая: Тик- тик- тик ( руки – стрелочки)
У птички –синички – такая: Пик-пик-пик ( ладошки – клювики)
У поросёнка – такая: Рюх –рюх-рюх ( ладошки – «пятачки»)
У ежика песня такая: Плюх-плюх-плюх ( пальчики – «колючки»)
У кисоньки песня такая: - Мяу, мяу ( ладошки гладят шерстку)
А у рыбёшки какая? (приём – «рот на замке», но беззвучный, губки крепкие.)
Карасёнок и Карась
Карасёнку раз карась подарил раскраску
И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка три весёлых поросёнка,
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
/Движения:
Карась и карасёнок – ладошки – «плавающие рыбки»
Сказка – раскраска ( ладошки – «книжечка»)
Раскрась - перекрасил – движения плавные кистями вверх –вниз)
Поросята – ладошки «пятачки»/
Шмели (речевое упражнение + театральный этюд)
Шмель Шмелю жужжит:
«Друж –ж –ище! На тебе ж пылинок тыщи!
Ты ж –ж пыльцою даж –ж-же вот перепачкал весь ж-живот!»
Поправляя свой жилет, Шмель Шмелю жужжит в ответ:
«Это ж вовсе не пыльца! Это пудра для лица!
На боках и на спине я несу её ж-ж-жене!»
/ Движения: ладошки – крылышки, далее – образы через пальцы рук:
пылинки, живот, жилет, пудра, лицо, спина и тд)
https://heaclub.ru/chistogovorki-dlya-detej-luchshaya-podborka-dlya-razvitiya-rechi
5. Построение занятия.
С детьми первого года обучения доминирующим является игровой метод. Поэтому весь координационно-тренировочный этап развития голоса построен на развивающих голосовых играх.
Структура занятия:
I часть
Артикуляционная гимнастика, речевая гимнастика, пальчиковые игры, скороговорки.
Интонационно-фонетические упражнения (игровые разминки, «страшная сказка», «бронтозаврик», «вопросы-ответы», «самолет», «едем на машине», «выдувание»)
Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации («греемся», «волна», «от шепота до крика», «волна и чайки», «песенка про смех»)
Исполнение попевок («Дин-дон», «Ходит кот у ворот», «Уж как шла лиса», «Едет-едет паровоз, и т.д.»)
II часть
Слушание музыки
Работа над произведением.
Начиная со второго года обучения, так же, в игровой форме дети осваивают второй уровень «Фонопедического метода развития голоса» В.В. Емельянова «Развитие показателей певческого голосообразования».
Структура занятия:
I часть
1. Артикуляционная гимнастика, скороговорки.
2. Тренировочная программа («шепот-голос», «штро-бас», «вибрация губ», «выдувание», «зубы на зубы», «уточка»)
II часть
1. Слушание музыки
2. Работа над произведением.