12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шкуркина Анна Андреевна100
Россия, Хабаровский край

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский эколого-биологический центр «Натуралист»

г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

ДЭБЦ "Натуралист"

Протокол № 4 от 25.05.2016

Председатель ________В.А. Иванов

УТВЕРЖДЕНО

приказом

и.о.директораДЭБЦ "Натуралист"

№___ от"___" ______ 2016 г.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

 

 

Составитель программы:

Шкуркина Анна Андреевна

Заместитель директора по УВР детского эколого-биологического центра «Натуралист»

Амурск 2016

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Лаборатория «Властелины наук»

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский эколого-биологический центр «Натуралист»

682640 г. Амурск Хабаровский край,

пр. Строителей 35

8(42-142)22322, naturalist27@yandex.ru

Автор программы

Шкуркина Анна Андреевна, зам. директора по УВР МБУ ДО ДЭБЦ «Натуралист»

Цель создания программы

Создание образовательного пространства для формирования у детей и подростков познавательного интереса к изучению окружающего мира, углубления и расширения знаний по предметам естественнонаучного направления, выявление и развитие творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности.

Специализация программы

общеразвивающая

Сроки реализации программы

18 дней(1 смена)

Июнь 2016 года

Количество смен в году и количество участников

1 смена с 01.06.15по 22.06.15-15 человек

География участников

Амурский муниципальный район

Адресат программы

Дети 9-14 лет (учащиеся 3-8 классов)

Руководители программы

Иванов В.А. –и.о. директора

Шкуркина Анна Андреевна-зам. директора по УВР

Информационная карточка программы

Название программы

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Лаборатория «Властелины наук»

Направленность программы (техническая / естественнонаучная / физкультурно-спортивная / туристско-краеведческая / художественная / социально-педагогическая)

              естественнонаучная

Ф. И. О. автора (-ов) программы (полностью)

 Шкуркина Анна Андреевна

Ф. И. О. автора программы представляющего педагогическую команду (полностью; указать, даже если является единственным автором)

Шкуркина Анна Андреевна

Электронная почта автора программы, представляющего педагогическую команду

        Е-mail: naturalist27@yandex.ru

 

 

Название региона (области, края и др.)

        Хабаровский край

Полное наименование организации отдыха детей и их оздоровления, где была реализована программа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский эколого-биологический центр «Натуралист» г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

Сокращенное наименование             организации отдыха детей и их оздоровления, где была реализована программа

ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурска

Тематический партнер (при наличии)

-

Возраст детей           

9-14 лет

Специфика целевой аудитории: одаренные дети, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и др. (при необходимости)

-

Минимальный размер группы, осваивающей программу

15 чел.

Максимальный размер группы,      осваивающей программу

25 чел.

Срок реализации программы      (в академических часах)

1 смена-1 июня –22 июня

Тип (-ы) организации отдыха детей и их оздоровления, где может быть реализована программы (загородный оздоровительный лагерь / санаторно-оздоровительный лагерь / лагерь с дневным пребыванием детей / лагерь труда и отдыха / палаточный лагерь)

лагерь с дневным пребыванием детей 

В какой период может быть реализована программы (круглогодично / в период летних / осенних / зимних / весенних каникул)

в период летних каникул

Аннотация программы (краткая характеристика программы, отражающая ее целевые установки, ключевые особенности и отличия от других программ данной направленности, объемом не более 250 слов)

Программа направлена на повышение уровня интереса детей и подростков к занятиям  естественно-научной направленности через проектно- исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность.

Материально-техническая база для исследовательской деятельности использовалась для проведения занятий-экспериментов. Каждое занятие включало: развивающие игры, образовательные квесты, научные мастер- классы, исследовательские практикумы, любопытные факты из мира науки. Учащиеся приобрели навыки исследовательской работы в группе.

Цель программы

Цель: формирование у детей и подростков познавательного интереса к изучению окружающего мира, углубление и расширение знаний по предметам естественнонаучного направления, выявление и развитие творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности.

Задачи программы

Задачи:

• предоставить дополнительные образовательные возможности обу-чающимся, интересующимся естественными науками;

• создать условия для формирования у обучающихся ценности интеллектуального творчества и мотивации к научно-исследовательской работе;

• ознакомить обучающихся с проектной и исследовательской деятельностью;

• ознакомить детей с достижениями науки;

• применить новые педагогические технологии при проведении мероприятий естественно- научного направления;

• создать оздоровительно- образовательную среду, способствующей раскрытию способностей каждого ребенка на основе удовлетворения интересов и индивидуальных потребностей.

• организовать коммуникативное пространство для обучения азам научного мышления, общения, культуре выступлений и проведения дискуссий.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты, направленные на достижения учащихся

• повышение мотивации к научно-исследовательской деятельности;

• повышение интереса к естественнонаучному образованию;

• -развитие организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через участие в совместных мероприятиях научного профиля

• удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,

• укрепление здоровья учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни.

• достижения детей, участие в мероприятиях различного уровня

Результаты, направленные на развитие системы летнего оздоровительного отдыха:

• апробация новой модели лагерной смены

• разработка и апробирование эффективных способов самопрезентации и самореализации учащихся в условиях отряда и внеотрядного образовательного пространства (участие в мероприятиях, конкурсах, в работе органов детского самоуправления);

• внедрение и организация эффективных форм организации отдыха, системы оздоровления и занятости детей.

• повышение уровня педагогического мастерства педагогов;

• апробация модели детского самоуправления в рамках деятельности профильного объединения

• эффективности оздоровления детей на основе сопоставления данных медицинского осмотра в начале и в конце лагерной смены.

• отсутствие правонарушений среди подростков за летний период

Результаты, направленные на удовлетворенность родителей:

Положительные отзывы родителей.

удовлетворённость родителей качеством предоставляемых услуг.

Перечень предусмотренных программой форм, методов и средств обучения, образовательных технологий

Лабораториум- работа в научно- практических лаборатории ( направления -химия, биология, геология пр. в соответствии с тематикой мероприятия)

Творческая лаборатория Hand-Made (мастерские по ДПИ, ИЗО, и др.)

  • Научные Мастер-классы

Исследовательские работы (исследовательские, экспериментальные, практические и пр.)

Образовательные квесты и игры

Научно-практические экскурсии (экскурсия по робототехнике и авиа моделированию в центр детского творчества, экскурсия на высокотехнологическое и наукоемкое предприятие- гидрометаллургический комбинат )

3-D планетарий

Мини- исследовательские экспедиции

Образовательные фильмы

Интерактивные презентации и демонстрации

Требования к месту реализации программы

Кабинет представляет собой экспериментально-исследовательскую лабораторию с необходимым оборудованием. Кабинет должен быть оснащен комплектом мебели ( столы, стулья) по количеству человек, оснащен компьютерным оборудованием( по возможности с проведением сети интернет).

Перечень необходимого оборудования, материалов, инструментов, информационных ресурсов и др.

              1.    Материалы:       канцтовары: ватман, бумага цветная, клей, краски акварельные, гуашь,        масляные краски, фломастеры, карандаши цветные и простые, мел и др.

     2. Игровое оборудование    спортивно-игровой инвентарь: мячи, скакалки, набор для настольного тенниса, бадминтон,

      3.  Технические средства

Наименование

1. Компьютер-1

2. Ноутбуки-8

3. Телевизоры-1

4. Проектор-1

4. Оборудование для исследовательской деятельности

Электронный микроскоп

Микроскопы-8 шт

Колбы

Предметные стекла

Пипетки

Штативы

Микропрепараты.

Экспонаты музея Приамурья

Список методической литературы, используемой при реализации программы

1. Организация исследовательской работы учащихся в школе

Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.

Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

3. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.

4. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова

Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.

Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006

Список литературы, рекомендуемой детям для освоения программы

Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008

Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.

Список авторских методических разработок и дидактических материалов по программе (при наличии)

Образовательный квест «Сокровища подземелья» (Шкуркина А.А.)

Интерактивная игра «эколого-биологический брейн- ринг» (Потеха С.Н.)

Простейшие экологические исследования и наблюдения в условиях летнего оздоровительного лагеря (Иванов В.А., Шаркова М.С.)

Перечень критериев качества реализации программы

Формирование у учащихся навыков проектно- исследовательской деятельности

Укрепление здоровья детей и подростков, наличие осознанного желания вести здоровый образ жизни

Формирование социально активной личности участников смены

Удовлетворенность качеством образовательных услуг всех участников образовательного процесса

Перечень способов оценки качества реализации программы и используемых диагностических средств

Анкетирование

Опросники

Анализ качественных и количественных показателей

Риски при реализации программы и способы их преодоления

1)Недостаточность квалификации педагогов в применении современных форм и методов обучения по естественно-научному профилю-организация обучения педагогов (семинары, курсы, педсоветы, методические объединения)по данной проблеме

2) Травматизм -Инструктаж по технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, бдительность и ответственность за здоровье и жизнь детей.

3)Недостаточность оборудования-Своевременное и достаточное обеспечение.

4)Пассивность и отсутствие интереса к занятиям - Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников программы: стимулирование мотивации.

5)Утомляемость учащихся - организация мероприятий, чередование интеллектуальной деятельности с творческой, игровой, спортивной.

Кадровый состав, необходимый для реализации программы в организации отдыха детей и их оздоровления (количество работников различных должностей, например: «педагог дополнительного образования –1»)

Медицинский работник- 1 человек.

Педагоги дополнительного образования-4 чел.

Из них:

Руководители объединения- 2 человека

Воспитатели-2 человека

Требования к квалификации работников, задействованных в реализации программы

 

Должность

Руководитель профильного объединения

Образование (уровень и специальность или направление подготовки)                                              

            Образование: высшее

Специальность: педагогика

Опыт работы

Не менее 3 лет

Должностные обязанности       работника в рамках реализации программы

Должностные обязанности

1.1. Руководитель профильного объединения отвечает за организацию деятельности учащихся в профильном объединении в соответствии с учебной программой, планами работ.

1.2. Руководитель профильного объединения:

• планирует работу своего профильного объединения;

• организует ежедневную работу учащихся, обеспечивает учащихся необходимыми объемами работ;

• проводит ежедневный инструктаж по технике безопасности с учащимися перед выполнением ими различных видов работ, делая соответствующие записи в журнале инструктажа;

• ежедневно представляет начальнику смены лагеря отчет о проделанной работе;

• несет ответственность за жизнь и здоровье детей;

• немедленно информирует начальника смены лагеря о происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.

Профессиональные компетенции, необходимые работнику:

Должен знать

Должен уметь

Должен владеть

Другие компетенции

Руководитель профильного объединения должен знать:

• локальные акты Учреждения по вопросам организации летнего отдыха школьников, лагеря с дневным пребыванием;

• правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты

Специалист, владеющий на высоком уровне

следующими умениями: организационными,

умениями лидерства, коммуникативными

умениями, аналитическими умениями,

прогностическими умениями, умениями вести

деловые профессиональные переговоры.

Должность

Воспитатель

Образование (уровень и специальность или направление подготовки)

Образование: высшее или среднее профессиональное

Специальность: педагогика, психология, экология

Опыт работы

Не менее 2 лет

Должностные обязанности работника в рамках реализации программы

Должностные обязанности

1.1. попечение, воспитание и надзор за детьми во время их нахождения в объединении:

1.2. организация и проведение учебно-досуговой работы в группе:

 

Профессиональные компетенции, необходимые работнику:

Должен знать

Должен уметь

Должен владеть

Другие компетенции

Воспитатель должен знать и уметь применять на практике:

- правила противопожарной безопасности;

- правила электробезопасности;

- правила санитарии и гигиены;

- правила оказания первой доврачебной помощи;

- действия при эвакуации при чрезвычайных ситуациях

-современные формы и методы обучения учащихся, предусмотренных образовательной программой

Должность

Медицинский работник

Образование (уровень и специальность или направление подготовки)

Медицинское (высшее, детский педиатр)

Опыт работы

Не менее 5 лет в медицинском учреждении

Должностные обязанности работника в рамках реализации программы

Должностные обязанности

1.1проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода;

  1. осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в объединении, соблюдением режимных моментов.

    своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам объединения.

Профессиональные компетенции, необходимые работнику:

Должен знать

Должен уметь

Должен владеть

Другие компетенции

Должен знать законы, постановления и решения правительства РФ и РТ по вопросам деятельности детских оздоровительных лагерей, приказы, другие нормативные документы об охране и здоровье детей и подростков

Медработник должен уметь оказать первую медпомощь при несчастном случае.

Введение.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, -

значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент-Экзюпери

Идея образования в летний период – идея создания для ребенка определенных условий, обеспечивающих его адаптацию к обществу и его дальнейшее развитие. Образование в условиях летнего профильного объединения формирует человека не только знающего, но и духовно и телесно развивающегося, т.к. дополнительное образование имеет большие шансы для этого, чем школа. Профильное объединение позволяет осуществлять гуманистический подход к ребенку–свободный, идущий от самостоятельной инициативы ребенка, направленный на усвоение осмысленных элементов личностного опыта. Через игру, через организацию деятельности дети имеют возможность пройти через новый жизненный контекст изученного в школе, получить новые социальные знания и умения.

Оздоровительно-образовательная деятельность является основой функционирования летнего отдыха при ДЭБЦ «Натуралист», а ее специфика определяется направленностью на формирование личностных компетенций.

Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной сфере деятельности летнего лагеря в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Соответственно, основной задачей программы профильного объединения «Лаборатория «Властелины наук» является оптимальное сочетание образования и оздоровления в сфере детского отдыха и оздоровления детей.

Определение профильного объединения как оздоровительно-образовательного на первое место выдвинуло задачу внедрения инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает здоровье ребенка - физическое и психологическое. Комплексное оптимальное сочетание образовательных и оздоровительных технологий определяет и новый характер оздоровительно-образовательной среды - адаптивный и здоровьесберегающий.

Одной из главных задач политики органов местного самоуправленияявляется создание оптимальных условий для полноценного отдыха, занятости и оздоровления максимального количества детей и подростков. Ежегодно принимаются решения об организации на качественно новом уровне работы по максимальному охвату детей и подростков разнообразными формами отдыха, занятости и оздоровления.

. В ходе реализации программы «Лаборатория «Властелин наук» для включения детей в проектно- исследовательскую деятельность, оздоровительную, игровую в важнейшие виды деятельности человека, на территории центра создано оздоровительно- образовательное пространство для детей из разных социальных групп.

1.Пояснительная записка

1.1 Цели и задачи

Целю данной программы является формирование у детей и подростков познавательного интереса к изучению окружающего мира, углубление и расширение знаний по предметам естественнонаучного направления, выявление и развитие творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

• предоставить дополнительные образовательные возможности обу-чающимся, интересующимся естественными науками;

• создать условия для формирования у обучающихся ценности интел-лектуального творчества и мотивации к научно-исследовательской работе;

• ознакомить обучающихся с проектной и исследовательской дея-тельностью;

• ознакомить детей с достижениями науки;

• применить новые педагогические технологии при проведении меро-приятий естественно- научного направления;

• создать оздоровительно- образовательную среду, способствующей раскрытию способностей каждого ребенка на основе удовлетворения интересов и индивидуальных потребностей.

• организовать коммуникативное пространство для обучения азам научного мышления, общения, культуре выступлений и проведения дискуссий.

1.2 Характеристика целевой группы детей

Данная программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе МБУ ДО ДЭБЦ «Натуралист» и рассчитана на детей в возрасте от 9 до 14 лет.Количество детей в группе-15-16 человек.

В ходе реализации программы «Лаборатория «Властелины наук» для включения детей в исследовательскую, оздоровительную, творческую деятельность на территории лагеря создается оздоровительно-образовательное пространство для детей из разных социальных групп:

- дети из социально благополучных семей;

-дети, одаренные в области естественных наук (биология, химия, экология, география)

- дети из многодетных семей;

- дети из малообеспеченных детей;

- дети – сироты, опекаемые дети;

В процессе реализации программы каждый ребенок, подросток может проявить себя во всех видах деятельности.

1.3 Актуальность

Каникулярную занятость детей следует рассматривать как непрерывный воспитательный- образовательный процесс. Перед организаторами детского отдыха и оздоровления новым законом об образовании поставлена четкая и определенная цель внедрения и реализации образовательного компонента в работе с детьми и молодёжью.

Содержание программы соответствует приоритетным направлениям модернизации системы дополнительного образования и в Хабаровском крае

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей и потребностями общества; 

развитие системы дополнительного образования детей в целях сохранения здоровья, развития способностей и талантов с ориентацией на получение профессии, востребованной в крае;

обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей;

реализация приоритетных направлений развития дополнительного образования детей;

обновление содержания образования, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования;

Программа направлена на решение следующих приоритетных задач в области развития системы оздоровления и отдыха в Хабаровском крае:

- развитие системы оздоровления и отдыха детей, обеспечивающей их вовлечение в организованные формы отдыха на территории края;

- повышение качества предоставляемых услуг в сфере оздоровления и отдыха детей;

- внедрение наиболее экономичных и эффективных форм оздоровления и занятости детей через реализацию программ, обеспечивающих их вовлечение в мероприятия разной направленности-по профессиональному ориентированию, формированию здорового образа жизни, безопасного поведения.

1.4 Социальный эффект

Социальный эффект в результате освоения программы будет выражен в следующих параметрах:

- гарантии в получении новых знаний, не предусмотренных программой для начальной и средней школы в области экологии, биологии, географии, химии;

- опыт совместной деятельности обучающихся и педагогов;

- способ мотивации для развития познавательного интереса;

- навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;

1. 5 Основные направления программы:

В организации деятельности летнего лагеря мы применили программно-вариативный подход. Такой подход является наиболее эффективным в условиях оздоровительно-образовательной среды в силу ряда причин:

во-первых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ре-сурсность содержания деятельности. Каждый ребенок имеет возможность выбирать, чем ему заниматься в профильном объединении.

Во-вторых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ре-сурсность оздоровительно-образовательной среды, решить проблему одно-образия жизненных стилей, «застроенности» коммуникативных связей и от-ношений;

в-третьих, вариативно-программный подход обеспечивает ресурсность личности ребенка. При наличии свободы и возможности многократности выбора ребенок попадает в ситуацию выбора, где у него есть возможность самостоятельно принять решение и определиться с направлением деятельности профильного объединения.

Для обеспечения вариативности оздоровительно- образовательного пространство представляет собой структуру деятельности, основанную на двух направлениях:

Естественно- научное

Спортивно- оздоровительное

Спортивно-оздоровительное направление

Целью спортивно- оздоровительного направления профильного объединения является организация активного отдыха и оздоровление детей в летний период.

В ходе работы спортивно- оздоровительного направления были поставлены и решены следующие задачи:

- укрепить здоровье обучающихся и сформировать навыки здорового образа жизни;

-провести профилактические мероприятия по безнадзорности и правонарушениям детьми в каникулярный период;

- организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространённых заболеваний у детей;

- способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;

- раскрыть творческий потенциал детей, проявлению лидерских качеств;

- обучить правилам поведения в экстремальных ситуациях, умению распознавать и оценивать ситуации и вредные факторы, определять способы защиты от них.

Результаты

В процессе деятельности спортивно- оздоровительного направления были получены следующие результаты:

1) Укрепление здоровья воспитанников лагеря - (см. отчет эффективности оздоровления);

2) Повышение интереса обучающихся детей к занятиям физической куль-турой и спортом

3) Развитие коммуникативных способностей, сплоченности обучающихся

4) Отсутствие противоправных действий, нарушений правил дорожного дви-жения воспитанниками лагеря

1. 6 Наличие социальных партнеров

Филиал Болоньский ФГБУ «Заповедное Приамурье»

Городская центральная библиотека

Амурский гидрометаллургический комбинат (Компания «Полиметалл»

Центр детского творчества «Темп»

Городской краеведческий музей

Центр детского юношеского туризма и экскурсий

Городской ботанический сад

2. Инновационное направление деятельности профильного объединения

Инновационная составляющая программы заключается в интеграции предметной профильной деятельности естественно- научной направленности с комплексом оздоровительных и досуговых мероприятий. Погружение детей в профильную среду осуществляется в ходе реализации инновационной проектно- исследовательской деятельности на основе использования возможностей естественных наук- биологии, географии, химии, экологии. Инновационный подход реализуется и в оздоровительной работе с детьми: здоровье и система его обеспечения рассматриваются в качестве значимого ресурса успешной жизненной самореализации. Досуговые мероприятия также окрашены содержательно – предметной тематикой программы.


 

Инновационные формы и методы организации образовательных мероприятий в лаборатории включают в себя:

• Лабораториум- работа в научно- практической лаборатории ( направления -химия, биология, геология пр. в соответствии с тематикой мероприятия)

• Творческая лаборатория Hand-Made (мастерские по ДПИ, ИЗО, и др.)

• Научные Мастер-классы

Работа Пресс- центра(создание собственного номера газеты «Стрекоза» с материалами о работе лаборатории). • Исследовательские работы (исследовательские, экспериментальные, практические и пр.) • Образовательные квесты и игры • Научно-практические экскурсии (экскурсия в центр «Темп»-ознакомление с научно-техническим творчеством, экскурсия на высокотехнологическое и наукоемкое предприятие АГМК)

3-D планетарий • Мини- исследовательские экспедиции • Образовательные фильмы • Интерактивные презентации и демонстрации

Применение инновационных технологий, форм и методов работы в лаборатории «Властелины наук» способствует:

повышению уровня интереса у детей к наукам естественного цикла

популяризации  экспериментальной  и научно-исследовательской деятельности,

расширению доступности естественнонаучных лабораторий и музеев для учащихся , доступности к современному исследовательскому оборудованию.

Ранней профориентацииучащихся с целью продолжения образования в естественно- научной сфере.

3. Педагогические технологии

При реализации программы педагогический коллектив использовал технологии для повышения уровня обучения и оздоровления в условиях временного детского коллектива. Применялись следующие технологии:

1)Здоровье сберегающие технологии. Работа по пропаганде здорового образа жизни в объединении велась систематически. Это оптимальный двигательный режим, гигиенические навыки и правильный образ жизни. Ежедневно в объединении проводились различные мероприятия физкультурной направленности. «Весёлые старты», утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе, исследовательские мини-экспедиции и другие мероприятия способствовали реализации физических способностей каждого ребенка. Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период – одно из направлений по здоровьесбережению в работе объединения.

2)Коллективно-групповая. Участие в мероприятиях, соревнованиях, где дети учатся сплочённой работе в коллективе, планируют свою деятельность, за счёт этого создаётся психологический комфорт в коллективе.

3)ИКТ(Информационно-коммуникативные технологии)способствовали повышению эффективности и качества процесса обучения, активности познавательной деятельности в области естественных наук.ИКТиспользовалось:-для обеспечения наглядности во время проведения занятий (презентации, видеоролики, образовательные видео-фильмы); -для обработки информации (фото и видео-изображений, , обработки анкет); -как средство хранения информации (базы данных объединения, методические разработки фото- и видеоархивы)

- средство развития творческих способностей детей (составление интерактивных игр, презентаций)

4) Личностно-ориентированная технология. Применяя данную технологию, педагоги ориентировались на свойства личности ребенка, формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Уделяли огромное внимание созданию ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности каждого ребенка.

5) проектно- исследовательские технологии. Данная технология стимулирует интерес детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. В работе объединения метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Начало формы

Конец формы

4 Направленность программы

По направленности:

- комплексная (специализированная) – программа с естественно- научным направлением деятельности, ориентированный на обучающихся с разным уровнем овладения проектно-исследовательскими навыками, в том числе детей, одаренных в области естественных наук.

По продолжительности:

краткосрочная– программа реализуется в течении небольшого срока (одна смена- 18 дней).

По авторству:

Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной. Представляет собой форму с изменением со­держания, организационно-педагогических основ и методов оздоровления и воспитания; предложение новых областей знания, внедрение новых педаго­гических технологий;

По форме организации образования и оздоровления

-организационно-деятельностная программа. Продвижение в данных программах основано на проектировании и моделировании реальных «взрослых» ситуаций и проживании в новых нетрадиционных условиях и ролях для себя. Программы предназначены для детей разного возраста - меняются лишь роль и позиция: в зависимости от возраста подростки выступают в качестве организаторов и руководителей, а малыши - участников и исполнителей. Организационно-деятельностная игра предполагает проектирование собственной автономной государственности и организации жизни в ней.


 

5. Механизм реализации программы:

Цель

Задачи

Ответственные

I. Подготовительный этап

Цель: создание условий для эффективной работы летнего профильного объединения

1.1Совещание при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе по организации летнего профильного объединения.

Директор,

Зам. директора по УВР

1.2Создание рабочей группы по подготовке и организации летнего отдыха на базе МБУ ДО ДЭБЦ «Натуралист»

Директор, зам. директора по УВР

1.3Участие в семинарах по организации летнего отдыха для работников летних лагерей , организованных Управлением образования.

Руководитель объединения , педагоги

1.4 Разработка нормативно - правовой документации, регулирующей работу профильного объединения; разработка программы профильного объединения.

Зам. директора по УВР, руководитель профильного объединения

1.5Заключение договоров по оказанию медицинский помощи, закупке игрового оборудования и канцелярских товаров.

Директор, руководитель объединения

1.6 Комплектование отряда профильного объединения

Зам. директора по УВР, руководитель объединения

1.7Медицинский осмотр работников

Директор

1.8Проведение инструктажей с работниками, задействованными в организации летнего отдыха

Зам. директора по УВР, Зам. директора по АХР

1.9Подбор кадров;

Директор

1.10Подготовка основных помещений, задействованных в работе профильного объединения, в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Зам. Директора по АХР, педагоги

II. Организационный этап

Основная цель этого этапа — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего профильного объединения или центра. Дети знакомятся друг с другом, педагоги узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя

  1. Комплектование отряда, составление и уточнение списков детей.

Руководитель объединения

2.2Проведение ознакомительной экскурсии по центру, знакомство с педагогами, вожатыми.

Руководитель объединения ,педагоги

2.3 Разъяснение основных правил и законов лагеря (основные положения устава центра, режим дня, санитарно- гигиенические правила)

Руководитель объединения, педагоги

  1. Проведение вводных инструктажей безопасности, заполнение журналов инструктажей

Руководитель объединения

  1. Организация различных форм работы по сплочению отряда (игры на знакомства, отрядные дела и др.)

Педагоги

  1. Разработка символики отряда (название, песня, девиз, эмблема)

Педагоги

  1. Оформление отрядного уголка

Педагоги

  1. Выявление и постановка целей индивидуально-личностного и коллективного развития

Педагоги

  1. Проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей

Педагоги

2.10 Определение плана работы профильного объединения

Руководитель объединения

III Основной этап

Цель основного этапа - реализация деятельности, спланированной на смену , достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность, создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности

3.1Организация проектно- исследовательской деятельности

Руководитель профильного объединения, педагоги

3.2 Организация коллективно-творческой деятельности

  1. Корректировка межличностных и коллективных отношений

  1. Организация практических занятий согласно учебного плана

  1. Реализация плана массовых мероприятий различной направленности.

 

IV Заключительный этап

Цель: проведение анализа с целью коррекции и осуществления планирования на следующий год

В заключение проводится педагогический анализ результатов, подготовка документов на муниципальный конкурс на лучшую организацию профильного объединения, подведение итогов внутри отряда.

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности профильного объединения в будущем.

Руководитель профильного объединения, Зам. директора по УВР

 6. Необходимые условия реализации (ресурсное обеспечение программы):

а) кадровое обеспечение.

б) материально-техническое (и финансовое) обеспечение.

в) научно-методическое обеспечение

г) нормативно-правовое обеспечение.

6.1 Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность объединения.

Подбор   кадров   осуществляется   директором ОУ. Каждый работник объединения знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.

Руководитель объединения:

- организует, координирует и контролирует работу объединения;

- разрабатывает программу объединения; программу оздоровления

- обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников объединения;

- оформляет необходимые документы на открытие и функционирование объединения;

- руководит работой педагогического и вспомогательного персонала. -составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы

Воспитатель:

- составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.;

- организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.

- обеспечивает реализацию плана работы;

Вожатые-

-организуют оздоровительно-досуговую деятельность в отряде,

-являются руководителями и организаторами отрядных творческих дел, осуществляют учебу актива отряда, несут ответственность  за жизнь и здоровье

детей.

Медицинский работник

- проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода;

-осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в объединении, соблюдением режимных моментов.

-своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам объединения.

Педагогический кадровый потенциал

Должность

Функции педагога

Характеристик функций педагога

Руководитель объединения

Педагог-менеджер

Специалист, владеющий на высоком уровне

следующими умениями: организационными,

умениями лидерства, коммуникативными

умениями, аналитическими умениями,

прогностическими умениями,

Воспитатель

Педагог - воспитатель Педагог- исследователь

• Умения высказывать и отстаивать свои

ценности, нравственные позиции, этические

предпочтения.

• Умения вести дискуссию о ценностях и

отношениях других людей.

• Уважение чужих ценностей, отношений,

позиций.

• Владение толерантным отношением к другим.

Реализация модели «Образование – через исследование» (практикумы, исследовательские проекты и др.)

Развитие исследовательской компетентности

     

6.2Материально-техническое ( и финансовое обеспечение)

6.2.1 Финансовое обеспечение

Источники финансирования

Краевой бюджет

ме­стный бюджет,

фонд социального страхования,

средства родителей

6.2.2 Материально- техническое обеспечение

Для организации работы в лаборатории созданы необходимые материально- технические условия

Помещение

Применение

Материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Место локализации отряда;

игровые комнаты

Материальная база центра.

Руководитель объединения,

технический персонал

Дворовая территория центра

Исследовательская деятельность;

Игровые квесты;

Линейка;

Зарядка;

Проведение подвижных игр на воздухе, спартакиад, спортивных состязаний

Материальная база центра

Руководитель объединения

Актовый

зал

Массовые мероприятия и концерты, Работа детской творческой мастерской

Материальная база центра

Руководитель объединения

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль работы летнего лагеря;

Проведение мероприятий согласно программе оздоровления

Материальная база МБОУ НОШ № 7

Медицинский работник школы

Уголок живой природы

Тематические экскурсии;

Практические занятия;

Исследовательская деятельность

Материальная база центра

Работник уголка, руководитель объединения

Кабинет для работы в творческих мастерских

Проведение мастер-классов;

Организация досуговой деятельности по различным направлениям

Работа в творческих мастерских.

Материальная база центра

руководитель объединения

Методический кабинет

Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей профильных объединений

Работа детского пресс-центра «Стрекоза»

Материальная база центра

руководитель объединения

Музей природы Приамурья

Проведение тематических экскурсий

Проведение и организация музейных квестов, игр.

Материальная база центра

руководитель объединения

Зал для проведения конференций

Проведение интерактивных игр

Просмотр фильмов и мультфильмов

Проведение совещаний при начальнике лагеря

Материальная база центра

руководитель объединения

Экологическая лаборатория

Работа профильных объединений

Проведение естественно- научных мастер- классов и опытов

Материальная база центра

руководитель объединения

Игровая комната

Проведение подвижных и настольных игр;

Организация досуговой деятельности

Материальная база центра

руководитель объединения

Комнаты гигиены

Туалеты;

Места для мытья рук.

Материальная база центра

руководитель объединения,

технический персонал


 

6.3 . Научно-методическое обеспечение:

- составление программы профильного объединения

-отбор экологопросветительских, природосберегающих, здоровьесберегающих, исследовательских, развлекательных КТД детей в летний период;

- комплектация научно-методической копилки специальной литературы по различным направлениям природоохранной, научной, воспитательной, здоровьесберегающей, досуговой деятельности детей в профильном объединении;

- разработка системы диагностики результатов работы профильного объединения, системы подведения итогов, рефлексии;

- формирование пакета диагностических методик.

6.4 Мотивационное обеспечение:

Система стимулирования в лаборатории «Властелины наук»

Цель системы стимулирования: создание условий в профильном отряде для обеспечения и повышения уровня заинтересованности детей в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов деятельности.

Принципы применения поощрений: применение мер поощрения, установленных в объединении, основано на следующих принципах:

- единство требований и равенства условий применения поощрений для всех детей в объединении

- гласность;

- стимулирование эффективности и качества деятельности.

Правила стимулирования

Основные виды стимулирования детей в объединении

Вид стимулирования

Функция

Содержание стимулирования

1

Организационное стимулирование

Организационное стимулирование - стимулирование деятельности, регулирующее поведение ребенка на основе изменения чувства его удовлетворенности деятельностью в организации (коллективе). Организационное стимулирование предполагает привлечение ребенка к участию в делах коллектива, ребенку предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера.

Самоуправление;

участие ребенка в планировании, разработке и проведении мероприятий;

организация соревнования между творческими группами.

2

Творческое стимулирование и развитие рационализаторства

Творческое стимулирование и развитие рационализаторства -

стимулирование, основанное на обеспечении потребностей ребенка в самореализации, самосовершенствовании, самовыражении (повышение квалификации, приобретение и развитие необходимых навыков).

Участие в работе творческих групп;

участие в конкурсных программах индивидуального и коллективного характера.

3

Моральное стимулирование

Моральное стимулирование - это регулирование поведения ребенка на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание, повышающих престиж ребенка.

Вручение наград, дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях*;

объявление благодарности ребенку (родителям) за личные достижения*

публичные поощрения отрядных и индивидуальных достижений;

размещение фотографий на почетном стенде лагеря;

рост горизонтального и вертикального статуса ребенка;

создание ситуации успеха ребенка.

4

Материальное стимулирование

Материальное стимулирование - совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.

Материальное вознаграждение - совокупный материальный доход выплачиваемый отряду за призовые места на мероприятиях- кубки и значки

доход-часть материального вознаграждения ребенка за участие в мероприятиях и за достижение личных результатов в разных видах деятельности. Выплачивается в значках «Властелин Наук», которые переводятся в валюту

5

Эмоциональное стимулирование

Эмоциональное стимулирование - эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.

Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Положительные эмоции: радость, восторг, восхищение появляются в результате совместной деятельности: игра;

ритуалы и традиции отряда, массовые мероприятия, личные достижения.

* Благодарность директора ДЭБЦ «Натуралист» (Благодарственное письмо) объявляется обучающимся профильного объединения за конкретные достижения, связанные с успехами в научной, общественной, спортивной деятельности; за организацию и проведение массовых мероприятий (концертов, праздников, конкурсов, соревнований и т.п.).

Ходатайство об объявлении благодарности может быть представлено руководителем объединения, или педагогом (воспитателем) с указанием конкретных достижений обучающегося.

Благодарственное письмо директора ДЭБЦ «Натуралист» родителям объявляется:

- родителям обучающегося, достигшего высоких показателей в научной деятельности, спорте, творчестве, общественной деятельности;

- родителям, оказавшим большую помощь и поддержку в организации массовых мероприятий.

Грамотами и дипломами поощряются обучающиеся объединения, ставшие победителями или призерами в общелагерных, районных, региональных и Всероссийских конкурсах, конференциях, фестивалях и др.

Система индивидуального рейтинга обучающихся лагеря

В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка, посещающего профильное объединение.

Ребята получают значки за активное участие в каждом направлении деятельности - естественно- научном, , спортивно-оздоровительном, социально- педагогическом. У каждого ребенка есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. В зависимости от этого каждый учащийся может достигнуть определённого звания в научном центре:7-10 значков в определенной деятельности – звание «Мастер», 10 и более значков - звание «Властелин». Выдавать значки учащимся в лагере имеют право «Хранитель»- руководитель объединения, «магистры»-вожатые. При обмене значков на денежную валюту действует система 1значок=1 денежная единица.


 

Личные результаты каждого отмечаются ежедневно на собрании научно-фантастического совета и результаты заносятся в журнал «Летопись науки». За нарушение дисциплины и невыполнение правил снимается по одному бонусу в каждом виде деятельности.

Ежедневно каждый участник может получать значки в различных областях деятельности.

Самым успешным юным Властелинам науки вручаются грамоты, и благодарственные письма родителям.

Подсчёт значков проводиться в конце смены значков и переводиться в денежную валюту.

6.5 Нормативно- правовое обеспечение

В основу концепции программы легли следующие нормативно-правовые документы:
1. Приказы Управления образования.
2. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00.
4. Положение о лагере дневного пребывания .
5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
6. Правила и инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности.
7. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере.
8. Планы работы.
9. Должностные инструкции работников.
10. Заявления от родителей
11.Акт приемки лагеря.


7. Принципы реализации программы:

безопасность жизни и здоровья детей и подростков, защита их прав и личного достоинства;

приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

гуманный характер отношений и оздоровительно -образовательных программ;

конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей и подростков;

единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Личностно-ориентированный подход к организации коллективной жизнедеятельности объединения, признание личности как социальной ценности;

Дифференциация интересов детей с учётом уровня их потребностей, социально значимая направленность деятельности;

Массовость и добровольность участия детей в предлагаемых видах и формах свободного времени;

8. Детское самоуправление

8.1 Особенности самоуправления в условиях лагерной смены

В профильном должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает свою сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно играть участие детей в управлении коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерских качеств.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через участие в решении проблем отряда и объединения дети должны выработать у себя качества, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом.

8.2 Функции самоуправления детей в профильном объединении.

Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.

8.3 Содержание деятельности органов самоуправления.

Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.

Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.

Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.

Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.

Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений.

Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.

8.4 Структура самоуправления

Общий сбор отряда – высший законодательный орган смены при равном представительстве детей и взрослых. Избирается на общем собрании детей и сотрудников объединения, принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает программы, планы. Собирается 3–5 раз в смену.
Совет профильного объединения – детский исполнительный орган самоуправления, состоящий из актива отряда . Собирается один раз в день. Планирует работу на день, подводит итоги дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отряда в течение дня.
Творческие микрогруппы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.


Органы самоуправления профильного объединения «Лаборатория Властелины Наук»

Орган самоуправления

Функции

совет лидеров объединения (совет представителей) «Перспектива»

координация деятельности;

разработка программ (если таковые предполагаются в смене).

творческий совет

разработка и организация разнообразной деятельности (например, конкурсные программы, праздники и т.д.)

разработка общих дел;

информационный совет «Стрекоза»

координация профессиональной деятельности;

редакторская работа над материалами смены.

координация деятельности по созданию информационного продукта (газеты, радиовыпуски и т.д.)

организация обучающих занятий по журналистике.

совет здоровья «Чистюля»

организация спортивно-оздоровительной работы в объединении (совместно с инструкторами по спорту)

организация просветительской деятельности по навыкам ведения здорового образа жизни;

совет хозяев

организация работы по поддержанию чистоты и порядка в корпусе и на территории центра.

Научный совет «Возрождение»

организация научно- исследовательской работы, подготовка и проведение мероприятий естественно- научной направленности.


 

9 .Учебно- тематическое планирование

День

Кол-во часов

Направление

Мероприятия

 

1 « Мы- ученые будущего»

4

Введение

Анкетирование.

Формирование отряд

Проведение инструктажа

Введение в программу

 

2«Магия дружбы»

4

ведение

Открытие смены – праздничный концерт «Созвездие дружбы»

Работа по творческим мастерским:

-Флаг, герб отряда ;

-уголок, символика;

-кричалки, речёвки, девиз, название.

выбор органов самоуправления,

Беседы в отряде «Пожар – чрезвычайная ситуация!»

Учебно-тренировочная эвакуация по сигналу учебной тревоги.

 

1.Волшебная Химия

3 «Властелины воды»

4

Неорганическая химия

Научный мастер-класс «Сила воды»

Работа научно-фантастического совета

Закаливающие процедуры с водой

 

4 «Повелители воздуха»

4

Неорганическая химия

Научный мастер- класс «экспериментируем с воздухом»

Лабораториум « Мыльные пузыри»

 

5 «В лабиринтах науки»

4

Неорганическая, органическая химия

Виртуальная экскурсия «Строение атома»

Игра по станциям «Властелин Наук»

Научный мастер- класс «Что внутри?»

 

2. Властелины Земли

 

6 «Сокровища подземелья»

4

геология

Образовательный квест «Сокровища подземелья»

Спортивные игры на свежем воздухе(вожатская мастерская)

Работа органов детского самоуправления

 

7 «Архиологические раскопки»

4

палеонтология

Экскурсия в краеведческий музей игра «Мы –археологи»

Исследовательская деятельность «Сокровища в скалах»

Подвижные игры на свежем воздухе

 

8 «Загадки земли»

4

почвоведение

Исследовательская деятельность «Жители подземелья» наблюдения за обитателями почвогрунтов

Конкурсно-спортивное мероприятие. «Долина спорта»

Работа трудового десанта «Землекопы»- опытно- экспериментальная деятельность на опытническом участке

 

3.Властелины Жизни

 

9 «Волшебство в науке»

4

Биоинженерия, анатомия

Образовательный фильм «Клон»

Научный мастер класс «Фантастическое животное» -посвящен генной инженерии

Исследования с микроскопом «Занимательная анатомия»

 

10 « Путешествие в микрокосмос»

4

Микробиология

День детского самоуправления «Поколение будущего»

Просмотр образовательных фильмов по микромиру

Исследовательская деятельность : практикум «Жизнь в капле воды»

 

11 «Царство зеленых»

4

Ботаника

Мастер-классы (ДПИ) по изготовлению подарков на дни рождения: открытки, сувениры (метод.копилка воспитателя) с использованием растений (флористика)

»

 

12 «Зооферма»

4

Зоология

Операция «Зоопарк на обеде»

Научный мастер- класс «Выращивание эко-животных»

Проведение игр и бесед по ПДД

 

13 «Зверье моё»

4

Зоология

Проект «Мой пушистый друг»

Интерактивная игра «Мир земноводных и пресмыкающихся»

Мастер класс «Простейшие исследования в зоологии»

 

Экологический калейдоскоп

 

14 «Магия растений»

4

Экология растений

Массовое мероприятие «В плену у зеленых» - маршрутная игра-квест , посвященная растениям.

Научный мастер- класс «Наука на природе»

 

15 «День эколога»

4

Общая экология

Подведение итогов районных эко конкурсов. Экологический праздник «Мы за чистую планету!»

Конкурс рисунков «Планета будущего»

 

16 «городские джунгли»

4

Экология города

Практические исследования «Уровень загрязненности учебных помещений центра»

Мастер класс «Из отходов в доходы»- изготовление поделок из бросового материала»

 

17 «Чудеса анатомии»

4

Экология человека

« Исследование физического состояния учащихся»

Научный мастер- класс «Здоровое питание»

Спортивное мероприятие «Фантастический футбол»

 

18

4

Итоговое занятие

Научно- практическая конференция «Ученый будущего»

Заключительный концерт.

Вручение памятных призов и подведение итогов личного рейтинга.

Заключительное анкетирование детей

 

Итого

72 ч.

     

10. Предполагаемые результаты реализации программы

Участники программы

Предполагаемые результаты

Измерительные методики

 
 

Учащиеся

повышение мотивации к научно-исследовательской деятельности;

повышение интереса к естественнонаучному образованию;

-развитие организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через участие в совместных мероприятиях научного профиля

удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,

укрепление здоровья учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни.

достижения детей, участие в мероприятиях различного уровня

Наблюдение.

Беседы.

Анализ достижений участников программы.

Анализ результатов участия в мероприятиях.

Анализ результатов проведения интеллектуальных акций и викторин.

Анкетирование

 
 

Педагогический коллектив

апробация новой модели лагерной смены

разработка и апробирование эффективных способов самопрезентации и самореализации учащихся в условиях отряда и внеотрядного образовательного пространства (участие в мероприятиях, конкурсах, в работе органов детского самоуправления);

внедрение и организация эффективных форм организации отдыха, системы оздоровления и занятости детей.

повышение уровня педагогического мастерства педагогов;

апробация модели детского самоуправления в рамках деятельности профильного объединения

эффективности оздоровления детей на основе сопоставления данных медицинского осмотра в начале и в конце лагерной смены.

отсутствие правонарушений среди подростков за летний период

Наблюдение.

Анализ достижений участников программы.

Анализ результатов участия в мероприятиях.

Анализ результатов деятельности органов самоуправления.

Анкетирование.

Анализ педагогической документации.

Анализ продуктов деятельности.

Анализ отчета об эффективности оздоровления

 
 

Родители

Положительные отзывы родителей.

удовлетворённость родителей качеством предоставляемых услуг.

Наблюдение.

Беседы.

Анализ высказываний

 

Список литературы

Для педагогов

1. Организация исследовательской работы учащихся в школе

Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.

2. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

3. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.

4. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова

5 Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

6 Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.

7 Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006

Для учащихся

1. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

2. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008

4. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.


 

Диагностические материалы

«Мотивация учащихся к исследовательской деятельности» ( Составлено по методике М.В.Матюхиной «Мотивация учения младших школьников»)

Слушать, когда педагог рассказывает интересные примеры из жизни животных, растений и др.

Выявлять интересные факты о природе в ходе эксперемента.

Делать наблюдения за животными, растениями, природными явлениями.

Узнавать с помощью микроскопа строение разных предметов, живых организмов.

Самому (самой) делать различные опыты и эксперименты.

Решать головоломки и загадки о живой и неживой природе.

Узнавать, почему предмет (или живой организм) называется определенным словом.

Самому (самой) составлять загадки, игры о природе.

Узнавать правила пользованием микроскопом, оборудованием для исследования.

Слушать, когда педагог рассказывает что-то необычное о жизни на планете Земля.

Узнавать о том, как делать разные опыты .

Записывать свои наблюдения после проведения опыта.


Детям было предложено выбрать четыре варианта из списка предложенных вопросов, отметить те действия, которые они больше всего любят.

Перечень вопросов составлен таким образом, что каждый вопрос связан с уровнем возникновения интереса и его содержанием. Так вопросы по 1, 4, 7, 9, 10, 11 – связаны с содержательной стороной, 2, 3, 5, 6, 8, 12 – связаны с процессуальной стороной. В каждой из этих двух групп выделяют подгруппы равных уровней:

Выбор учащимся 1и 10 пунктов – свидетельствует тому, что его привлекает занимательность на занятии;

9 и 11 –факты;

4 и 7 – суть явлений;

3 и 6 – сам процесс действий;

2 и 12- поисково-исполнительская деятельность;

5 и 8 – творческая деятельность.

 

АНКЕТА

«Удовлетворенность детей организацией летнего лагеря»

Фамилия, имя_____________________________________________________

Возраст__________________________________________________________

Ты находишься в лагере впервые?

Да

Нет

Что ты ожидал (а) от летнего лагеря?

Разнообразных мероприятий: игр, соревнований, походов, экскурсий

Новых открытий, того, что не было

Ничего не ждал(а), не знаю

.Что тебе не понравилось в лагере?

Организация условий и соблюдение режима

(жарко в кабинете, скучно, выполнение зарядки, питание)

Организация досуга (разучивание песен, уборка, мало настольных игр, в плохую погоду нечем заниматься)

Некомфортное личностное пространство (нет друзей, обижают, скучно)

Понравилось все

Что тебе понравилось?

Организация досуга (спортивные, развлекательные, познавательные мероприятия)

Активное общение, новые друзья, дружный коллектив

Организация питания

Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?

Да, конечно

Трудно сказать

Думаю, что нет

.Какие из мероприятий лагеря тебе понравились и запомнились?

Спортивные (соревнования, эстафеты, конкурсы)

Развлекательные ( праздники, дискотеки, поездки)

Познавательные (развивающие, настольные, интерактивные игры, посещение музея)

Было ли скучно в лагере?

Да, было скучно

Нет, было интересно и весело

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

Было мало поездок

Поссорился с ребятами

Жалко, что быстро закончился сезон

Что из того, что ты получил(а) в лагере, ты можешь

использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Стал (а) коммуникабельным, умею дружить

Буду заниматься научной деятельностью, проводить опыты и эксперименты.

Полюбил(а) спортивные игры, пойду в спортивную секцию

Понравилось петь и танцевать, запишусь в музыкальное (танцевальное объединении)

Ничего

Что бы ты хотел(а) пожелать себе?

Быть в лагере каждый год

Быть здоровым

Быть добрым и хорошо учиться

Ничего

Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?

Встретиться вновь в лагере

Никогда не ругаться, дружить

Быть здоровыми, заниматься спортом

Ничего

Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?

Здоровья

Быть добрыми и отзывчивыми

Любить свою работу

Ничего

Самое важное событие в лагере, было ли оно?

Открытие и закрытие

У меня появился настоящий друг(подруга)

Праздники

Трудно сказать

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ !!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.