Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Азбука здоровья»

0
0
Материал опубликован 17 October 2021 в группе



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г.

Альметьевска Республики Татарстан











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                                               кружка «Азбука здоровья»



Направленность : социально-гуманитарная

Возраст учащихся: с12лет

Срок реализации:1 год



Автор-составитель:

Сакмарова Гузель Расулевна

                                                                                                     учитель физкультуры













Альметьевск 2021год



Пояснительная записка

Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.

В образовании существуют разные программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению по различным видам спорта. Учащиеся среднего школьного возраста эмоциональные, очень подвижные, но мало активны, правильно распределить свое свободное время не могут, не правильно определяют качество здорового образа жизни, поэтому для них подходит больше программа «ЗОЖ». Программа «ЗОЖ» включает в себя спортивные игры, легкая атлетика, лыжи, настольный теннис, а так же теоретические знания о правилах здорового образа жизни, качество питания, закаливания, режима дня и т.п..

Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ федеральными государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «ЗОЖ» для обучающихся 5-7 х классов.

Цель программы: разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Достижение цели возможно через решение следующих задач:

1. Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.

2. Развивать основные физические качества, координационные ориентационно-пространственные способности.

3. Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности;

4. Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

5. Формировать представление о здоровом образе жизни, влиянии движения на состояние организма;

6. Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;

Содержание программы

Занятия проводятся 1 раза в неделю,34 занятий в год.

Группы: 6-8 класс

Продолжительность занятий: 60 мин

Работа направлена на знакомство с основными системами организма человека. Большое внимание уделяется формированию основ валеологического мышления, умения делать выводы и оценочные суждения.

К концу года дети должны:

- знать и называть основные системы организма человека;

- иметь представления о том, что полезно и вредно для здоровья;

- осознанно относится к своему здоровью;

- делать оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье;

- использовать полученные знания в повседневной жизни.


Планируемые результаты освоения программы.

Программа по внеурочной деятельности «ЗОЖ» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

А) ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию упражнений на самочувствие;

Б) ориентироваться в видах спорта;

В) выявлять связь занятий с досуговой и урочной деятельностью;

Г) характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха;

Д) планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;

Е) осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:

1- установка на здоровый образ жизни;

2- основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными играми, спортивными играми;

3- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;

4- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;

5- знание основных моральных норм на занятиях и ориентации на их выполнение;

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

- организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем;

- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время индивидуальных и групповых заданий;

- оценивать правильность выполнения действия;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;

- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при игровых ситуациях;

- организовывать и проводить игры на переменах;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

2. договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;

3. контролировать действия партнёра в парных упражнениях;

4. осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;

5. задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в игре и в сотрудничестве с партнёром.

Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя:

1. соревнования по видам спорта;

2. зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками и первоклассниками;

3. защиту игровых программ и проведение их на переменах и в группах продлённого дня;

4. заполнение в дневника тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности;








Распределение времени прохождения программного материала кружка

П/п

Тема

Кол

часов

1

Опора и двигатели нашего организма.

1

2

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

1

3

Физическая активность и здоровье. Кросс «Золотая осень»

1

4

Сам себе я помогу – сердце свое я сберегу

1

5

Прежде, чем за стол сесть, я подумаю, что съесть

1

6

Наши глаза – зеркало души

1

7

Драгоценные клады (слух, нюх, вкус)

1

8

Стресс-это…

1

9

Мои чувства и настроение

1

10

Вредные привычки

1

11

Утро начинается с дел совсем обычных, нужных и привычных

1

12

1 декабря - День борьбы со СПИДом.

1

13

Окружающая среда и здоровье человека

1

14

Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет

1

15

Движение – жизнь

1

16

Сон- лучшее лекарство

1

17

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься

1

18

«Герои спорта». Кто прославлял страну

1

19

Если хочешь быть здоров…

1

20

«Остров здоровья»

1

21

Каждый человек ценитель своего здоровья

1

22

«Человек и его пороки»

1

23

«Мир реальный и виртуальный»

1

24

Первая доврачебная помощи

1

25

Делай как я..

1

26

Домашняя аптечка

1

27

Кто с закалкой дружит, никогда не тужи

1

28

Доктор – активный отдых

1

29

«Витамины - наши друзья и помощники». Бабушкины рецепты.

1

30

Вот и стали мы на год взрослей

1

31

«Весенний кросс»

1

32

«День здоровья»

1

33

«Природа –источник здоровья».

1

34

Все я знаю-все смогу. Закрепление занятий.

1

Итого

34





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

на 2021 – 2022гг.

Тема

Содержание

Дата проведения



план

факт

1.

Опора и двигатели нашего организма


Дать представление о различных частях тела человека и их назначении. Познакомить с опорно-двигательной системой человека (скелет – опора, мышцы – двигатели).

Учить самостоятельно выполнять упражнения для различных групп мышц.


1.09


2

Если хочешь быть здоров – закаляйся


Дать представление о значении о значении закаливающих процедур для организма человека. Учить называть доступные виды закаливания. Воспитывать стремление к закаливанию и водным процедурам.


8.09


3

Физическая активность и здоровье. Кросс «Золотая осень»

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Кросс в «Комсомольском парке».

15.09


4

Сам себе я помогу – сердце свое я сберегу


Дать элементарные валеологические знания о работе сердца. Формировать осознанное отношение к выполнению игр и упражнений, которые полезны для здоровья. Способствовать развитию основ ЗОЖ.


22.09


5

Прежде, чем за стол сесть, я подумаю, что съесть

Дать представление о вкусной и здоровой пище. Расширять и закреплять знания о правилах приема пищи. Воспитывать стремление правильно питаться.

29.09


6

Наши глаза – зеркало души

Познакомить со строением глаза человека, его функциями.Дать знания о том как ухаживать за глазами и сохранить зрение.

Разучить комплекс для профилактики миопии.



6.10


7

Драгоценные клады (слух, нюх, вкус)

Систематизировать знания детей о значении уха, носа и языка у человек. Развивать слуховое восприятие и внимание. Помочь сформулировать правила ухода за ушами и ротовой полостью.


13.10


8

Стресс-это…

Стресс-это… Стрессовые ситуации. Пути выхода из стрессовых ситуаций

20.10


9

Мои чувства и настроение

Расширять знания о нервной системе и ее значении в жизни человек. Совместно выработать правила заботы о психологическом благополучии человека. Продолжать обучать приемам саморасслабления

27.10



10

Вредные привычки

Способствовать формированию у детей мотивационного отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм). Учить преодолевать вредные привычки у себя. Поддерживать желание вести здоровый образ жизни.


10.11


11

Утро начинается с дел совсем обычных, нужных и привычных

Уточнить знания о том, что помогает человеку быть здоровым. Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать режим дня. На основе имеющихся знаний совместно с детьми составить правильный режим дня

17.11


12

1 декабря - День борьбы со СПИДом.

СПИД-чума 21 века. Беседа. Просмотр фильмов. Коллективный рисунок «ВИЧ-чума 21 века».

24.11


13

Окружающая среда и здоровье человека

Учить правильно взаимодействовать с природой, соблюдать безопасность при общении с ней. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для сохранения здоровья. Знать и называть лекарственные растения.


15.12


14

Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет

Расширять знания детей о функции легких у человека. Дать знания о вреде курения.

Учить делать умозаключения, оценочные суждения о факторах, ухудшающих здоровье.

Выработать осознанное отношение к выполнению упражнений на дыхание.


22.12


15

Движение – жизнь

Формировать у детей представление о связи красоты, здоровья и аккуратности. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Катание на лыжах

12.01


16

Сон- лучшее лекарство

Зачем человеку сон и сколько нужно спать. От чего зависит полноценный сон. Гигиена сна.

19.01


17

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Комплекс упражнений на разные группы мышц. Выполнение комплекса упражнений на разные группы мышц.

26.01


18

«Герои спорта». Кто прославлял страну

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Просмотр фильмов о спортсменах и их достижениях.

2.02


19

Если хочешь быть здоров…

Влияние двигательной активности на умственное и физическое развитие ребенка. Комплекс упражнений на разные группы мышц. Выполнение комплекса упражнений на разные группы мышц.

9.02


20

«Остров здоровья»

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Комплекс упражнений на разные группы мышц. Выполнение теста по ОФП.

9.02


21

Каждый человек ценитель своего здоровья

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Доступные виды закаливания.

16.02


22

«Человек и его пороки»

Пропаганда здорового образа жизни; целенаправленное формирование осознанного отрицательного отношения к вредным привычкам; помочь детям .Беседа. Просмотр фильма.

24.02


23

«Мир реальный и виртуальный»

Формировать положительные и отрицательные стороны компьютера. Безопасный компьютер.

Основные правила при работе с

компьютером.

24.02


24

Первая доврачебная помощи

Ушибы, ожоги: твои действия.

Первая помощь при тепловом и солнечной ударах , обморожении.

Виды кровотечений и первая помощь при них.

Переломы, вывихи, растяжения- сумей не навредить

Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев.

Первая медицинская помощь при кровотечении, ушибах, ссадинах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

2.03


25

Делай как я..

Комплекс упражнений для утренней гимнастики  под музыку.

9.03




326

Домашняя аптечка

Составление перечня домашней аптеки

16.03

 

27

Кто с закалкой дружит, никогда не тужи

Формирование потребности в здоровом образе жизни.Целебная сила движений (упражнения для снятия напряжения с мышц).

23.03

 

28

Доктор – активный отдых

Комплекс упражнений по музыку. Понятие активный отдых.

6.04


29

«Витамины - наши друзья и помощники».

Бабушкины рецепты

Понятие «витамины». Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Биологическая роль витаминов и их практическое значение для здоровья человека. Недостаток и избыток витаминов в организме. Приготовление витаминных салатов.

Кулинарные традиции и предпочтения современности и прошлого. Как питались люди на Руси и в России. Кухни разных народов.

13.04


30

Вот и стали мы на год взрослей

Близкие отношения и связанные с ними риски. Семья, брак, функции семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье. Семейные стили воспитания

20.04


31

«Весенний кросс»

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Кросс в «Комсомольском парке».

27.04


32

«День здоровья»

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Весёлые старты

4.05


33

«Природа –источник здоровья».

Значение свежего воздуха,зеленых насаждений для

Здоровья. Прогулка на свежем воздухе

11.05


34

Все я знаю-все смогу. Закрепление занятий.

Уточнить глубину знаний детей о строении организма человека.

Выяснить, понимают ли дети важность здорового образа жизни.

Способствовать формированию у детей целостного восприятия себя и своего организма.

Развивать основы валеологического мышления.


18.05




Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.

«Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.

3. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.

4»Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.

Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.

Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации