Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе»

0
0
Материал опубликован 24 April 2022

Дополнительная образовательная программа

«Лепка и аппликация в старшей группе»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Предполагаемый результат

3. Методическое обеспечение

4. Формы и методы работы

5. Условия реализации Программы

6. Дидактический материал и техническое оснащение

7. Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук средняя группа

8. Итоговая диагностика

9. Список литературы

























Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.

Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

 Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.



Цель программы:

Использование такого вида художественной деятельности как изобразительная, включая лепку и аппликацию, обобщение их в целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.


Основные задачи:


Образовательные:

формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;

освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;

- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.

- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.


2. Воспитательные:

- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;

- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;

- воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.

3. Развивающие:

- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;

- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;

- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.



Предполагаемый результат освоения программы: 


решение задач данной программы поможет детям:

уметь украшать свою работу различными материалами;

уметь планировать работу по реализации замысла;

предвидеть результат и достигать его;

мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.

развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

уметь находить новые способы для художественного изображения;

передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.



Методическое обеспечение

Продолжительность занятия в старшей группе 20-25 минут, 1 раза в неделю. Длительность программы – с 01.10.2020 по 28.05.2020г.

Формы и методы работы


- Дидактические игры и игровые упражнения

- занимательные задания

- изобразительная и творческая деятельность

- наглядный метод обучения и метод практических действий

- методы проблемно-поискового характера


Условия реализации программы


1. Систематическое проведение занятий

2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода

3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей

4. Совместное взаимодействие педагога с родителями



Дидактический материал и техническое оснащение


- тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);

- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);

- незавершѐнные композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Праздничная ѐлочка» и т.д.);

- серия альбомов для детского художественного творчества

- материал для аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, ножницы, природный материал, простые и цветные карандаши и т.д.)

- мелкие предметы: игрушки, природный материал, нитки, вата, крупы, "глазки" и т.д.





Перспективный план по кружковой деятельности «Разноцветные ладошки» (Е.Г. Лебедева «Простые поделки»)

Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Сентябрь

Огород. Овощи.

"Волшебная трубочка", стр. 41

Продолжать работу с ножницами, соблюдая технику безопасности, познакомить детей с новым материалом, и использованием его в работе.

Сад. Фрукты.

"Яблоко с червяком", стр. 56

Продолжать учить детей работать с бумагой, вызывать интерес к своей работе.

Грибы. Ягоды.

"Ягоды", стр. 104

Продолжать учить детей работать с пластилином, учить делать более мелкие детали.

Октябрь

Лес. Деревья.

"Цветочное дерево", стр. 50

Продолжать знакомить детей с новым материалом, использовать правильно его в работе. Вызвать положительный отклик к своей работе.

Осень. Перелетные птицы.

"Птичка", стр. 29

Учить детей вырезать крупные и мелкие детали, продолжать учить оценивать свои работы.

Я-человек.

"Рисуем мазками", стр 67

Учить работать с пластилином в новой технике. Продолжать учить соблюдать порядок на столе.

Предметы гигиены.

"Зайчик из салфетки", стр. 47

Вызывать желание и интерес к своей работе. продолжать воспитывать аккуратность.

Ноябрь

Посуда. Продукты питания.

"Тарелка", стр. 94

Учить лепить из пластилина более точные детали, схожие с оригиналом.

Детский сад. Игрушки.

"Игрушки из полосок бумаги", стр. 26

Продолжать учить работать с разными видами бумаги и учить заканчивать и оценивать свои работы.

Домашние птицы.

"Пластилиновые картины", стр. 70

Учить детей создавать полный образ в работе.

Животные холодных стран.

"Волк", стр. 90

Учить детей лепить из пластилина, схожее с оригиналом. Учить обыгрывать свои работы.

Декабрь

Зима. Зимующие птицы.

"Процарапывание по пластилину", стр. 70

Познакомить детей с новой техникой работы из пластилина. Вызывать интерес и желание заканчивать свои работы.

Домашние животные и их детеныши.

"Поросенок", стр. 82

Продолжать учить детей работать с пластилином, лепить мелкие детали, а также учить соединять их для получения полного образа.

Профессии. Инструменты. Орудия труда.

"Чашка", стр. 96

Продолжать учить детей работать с пластилином, воспитывать аккуратность в исполнении работ.

Животные наших лесов.

"Лисичка", стр. 85

Продолжать вызывать интерес к работе с пластилином.

Новый год

"Колокольчик", стр. 44


Вызвать интерес к предстоящему празднику, учить заканчивать свои работы, учить аккуратности в работе.

Январь

Зимние забавы.

"Пластилиновые картины", стр. 70 (сани)

Учить самостоятельно делать контур в работе.

Одежда. Головные уборы. Обувь.

"Обьемная лепка", стр. 76 (шапка)


Учить делать более сложные детали самостоятельно, продолжать вызывать желание у детей оценивать чужие работы.


Мебель. Бытовая техника.

"Чайник", стр. 98

Учить украшать свои работы.



Февраль

Моя семья.

"Человечек", стр. 18

Продолжать вызывать интерес в работе с бумагой, учить обводить и вырезать по контуру.

Животные жарких стран.

"Котенок и слон", стр. 79

Продолжать учить работать с деталями, учить лепить больше одной работы.

Наша Армия.

"Ракета", стр. 111

Познакомить детей с военной техникой и исполнять ее в работе.

Транспорт. ПДД.

"Машина", стр. 107

Продолжать знакомить детей с транспортом. Учить работать с большим количеством деталей и правильно распределять их в работе.

Март

Наши мамы

"Вертушка", стр. 24


Прививать любовь к праздникам. Учить работать с мелкими деталями, и правильно распределять их, продолжать учить аккуратности и точности в своих работах.

Весна. Перелетные птицы.

"Паучок", стр. 21

Познакомить детей с новой техникой работы. Продолжать учить работать с ножницами.

Россия. Наш город. Моя улица.

"Самолет", стр. 12

Познакомить детей с военной техникой и исполнять ее в работе.

Мир театра.

"Инопланетяне", стр. 113

Продолжать работать с деталями, из частей собирать полную композицию.

Животный мир морей и океанов.

"Осьминожка", стр. 19

Учить вырезать тонкие и мелкие детали из бумаги. Продолжать учить аккуратности в работе.

Апрель

Спорт. Здоровье.

"Фрукты", стр. 101

Прививать интерес детям к использованию нестандартных техник в работе. Продолжать воспитывать аккуратность в работах.

Космос.

"Инопланетные цветы, стр. 116

Познакомить детей с космическим пространством, вызвав интерес к своей работе.

Комнатные растения. Цветы.

"Рисуем мазками", стр.67

Учить детей закрашивать свои работы пластилином.

Насекомые.

"Бабочка", стр. 32

Учить детей работать с пластилином, напоминать правила расположения работы на листе и соблюдать порядок действий.

Май

День победы.

"Пластилиновые картины", стр. 70

(Салют)

Напомнить детям о Великом празднике. Прививать любовь к своей стране, истории, Родине. Учить использовать разные техники исполнения. Продолжать учить оценивать свои работы и работы других детей.

Лето.

"Пальма", стр.122

Напомнить детям о прекрасной поре, как "лето". Акцентировать внимание на мелких деталях, и правильно использовать их в работе. Закреплять умения детей доводить свои работы до полного образа.





Итоговая диагностика


Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми.

Аппликация — (от лат. appliccatio — расположенность, присоединение, примыкание) орнамент, рисунок, созданный наложением деталей и фрагментов на основу разными способами. Этот вид деятельности, основанный на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для детей дошкольного возраста. Наблюдение процесса аппликации показывает, что дети испытывают большие затруднения в самостоятельном создании изображений, если не владеют аппликационными умениями и навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает отрицательное отношение к самой деятельности, отказ от нее, недовольство собой.

Диагностическая методика по определению аппликационных навыков и умений включает несколько серий заданий. Может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровней аппликационных умений и навыков, а также чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми. Обследование может проводиться индивидуально с двумя — тремя детьми, с подгруппой в зависимости от содержания задания. Важно обеспечить такую организацию обследования, чтобы дети не повторяли аппликационные работы друг друга.

Задание

Направлено на выявление навыков и умений работы с пластилином.


Тема«Лепка с натуры»

Цель: выявить умение лепить с натуры игрушек из 3-4 частей, передавать в лепке сходство с натурой (форму, пропорции, расположение частей).

Оборудование: игрушка животного (пластилин, стеки, доска).

Процедура обследования:

1. Перед ребенком стеки, пластилин, игрушка.

Задание дается в следующей последовательности: -Что это? Вылепи такую же.

2.При затруднении: Педагог задает наводящие вопросы: -Из каких частей состоит? Сколько у нее лап,ушей, и т. д. Вылепи такую же.

3.При затруднении: Педагог проводит подробный анализ: -Какой формы туловище (голова,лапы и т. д.)Какой величины? Где расположены? Вылепи такую же.

Оценка результата:

Воспринял натуру в целом, самостоятельно провел ее анализ, в лепке передал внешнее сходство, форму, расположение частей, пропорции, используя необходимые приемы лепки.

Воспринял натуру в целом, определил составные части после дополнительной словесной инструкции педагога, в лепке передал внешнее сходство (форму,расположение частей, пропорции,используя необходимые приемы лепки.

В работе передал сходство с натурой после подробного словесного анализа педагогом, может допустить неточности в передаче формы, пропорций. Не всегда использует необходимые приемы лепки.

Передал элементарное сходство с натурой после подробного анализа педагогом. Могут быть грубые нарушения в передаче формы, пропорций. Не всегда использует необходимые приемы лепки.

Не смог выполнить работу после подробного анализа педагога; изображение не имеет внешнего сходства с натурой.


Педагогическая диагностика:

"Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста"

старшая группа (5-6 лет)

щие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка










Самостоятельное создание образов










Развернутость сюжетов в изображении










Передача различных признаков и деталей в изображении объектов.










Владение разными художественными техниками










Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении










Сюжетность в изображении










Коллективная деятельность










Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности










Стремление осваивать новые художественные техники










Освоение новых изобразительных средств










Инициативность










Итого:










Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень






Список используемой литературы


Программа основана на методических работах Е. Г. Лебедевой «Простые поделки из бумаги и пластилина».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.