Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе»
Дополнительная образовательная программа
«Лепка и аппликация в старшей группе»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Предполагаемый результат
3. Методическое обеспечение
4. Формы и методы работы
5. Условия реализации Программы
6. Дидактический материал и техническое оснащение
7. Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук средняя группа
8. Итоговая диагностика
9. Список литературы
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Цель программы:
Использование такого вида художественной деятельности как изобразительная, включая лепку и аппликацию, обобщение их в целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Основные задачи:
Образовательные:
- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
2. Воспитательные:
- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
- воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.
3. Развивающие:
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
Предполагаемый результат освоения программы:
решение задач данной программы поможет детям:
уметь украшать свою работу различными материалами;
уметь планировать работу по реализации замысла;
предвидеть результат и достигать его;
мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.
развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
уметь находить новые способы для художественного изображения;
передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.
Методическое обеспечение
Продолжительность занятия в старшей группе 20-25 минут, 1 раза в неделю. Длительность программы – с 01.10.2020 по 28.05.2020г.
Формы и методы работы
- Дидактические игры и игровые упражнения
- занимательные задания
- изобразительная и творческая деятельность
- наглядный метод обучения и метод практических действий
- методы проблемно-поискового характера
Условия реализации программы
1. Систематическое проведение занятий
2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода
3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей
4. Совместное взаимодействие педагога с родителями
Дидактический материал и техническое оснащение
- тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
- незавершѐнные композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Праздничная ѐлочка» и т.д.);
- серия альбомов для детского художественного творчества
- материал для аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, ножницы, природный материал, простые и цветные карандаши и т.д.)
- мелкие предметы: игрушки, природный материал, нитки, вата, крупы, "глазки" и т.д.
Перспективный план по кружковой деятельности «Разноцветные ладошки» (Е.Г. Лебедева «Простые поделки»)
Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы |
Сентябрь | |
Огород. Овощи. "Волшебная трубочка", стр. 41 | Продолжать работу с ножницами, соблюдая технику безопасности, познакомить детей с новым материалом, и использованием его в работе. |
Сад. Фрукты. "Яблоко с червяком", стр. 56 | Продолжать учить детей работать с бумагой, вызывать интерес к своей работе. |
Грибы. Ягоды. "Ягоды", стр. 104 | Продолжать учить детей работать с пластилином, учить делать более мелкие детали. |
Октябрь | |
Лес. Деревья. "Цветочное дерево", стр. 50 | Продолжать знакомить детей с новым материалом, использовать правильно его в работе. Вызвать положительный отклик к своей работе. |
Осень. Перелетные птицы. "Птичка", стр. 29 | Учить детей вырезать крупные и мелкие детали, продолжать учить оценивать свои работы. |
Я-человек. "Рисуем мазками", стр 67 | Учить работать с пластилином в новой технике. Продолжать учить соблюдать порядок на столе. |
Предметы гигиены. "Зайчик из салфетки", стр. 47 | Вызывать желание и интерес к своей работе. продолжать воспитывать аккуратность. |
Ноябрь | |
Посуда. Продукты питания. "Тарелка", стр. 94 | Учить лепить из пластилина более точные детали, схожие с оригиналом. |
Детский сад. Игрушки. "Игрушки из полосок бумаги", стр. 26 | Продолжать учить работать с разными видами бумаги и учить заканчивать и оценивать свои работы. |
Домашние птицы. "Пластилиновые картины", стр. 70 | Учить детей создавать полный образ в работе. |
Животные холодных стран. "Волк", стр. 90 | Учить детей лепить из пластилина, схожее с оригиналом. Учить обыгрывать свои работы. |
Декабрь | |
Зима. Зимующие птицы. "Процарапывание по пластилину", стр. 70 | Познакомить детей с новой техникой работы из пластилина. Вызывать интерес и желание заканчивать свои работы. |
Домашние животные и их детеныши. "Поросенок", стр. 82 | Продолжать учить детей работать с пластилином, лепить мелкие детали, а также учить соединять их для получения полного образа. |
Профессии. Инструменты. Орудия труда. "Чашка", стр. 96 | Продолжать учить детей работать с пластилином, воспитывать аккуратность в исполнении работ. |
Животные наших лесов. "Лисичка", стр. 85 | Продолжать вызывать интерес к работе с пластилином. |
Новый год "Колокольчик", стр. 44 | Вызвать интерес к предстоящему празднику, учить заканчивать свои работы, учить аккуратности в работе. |
Январь | |
Зимние забавы. "Пластилиновые картины", стр. 70 (сани) | Учить самостоятельно делать контур в работе. |
Одежда. Головные уборы. Обувь. "Обьемная лепка", стр. 76 (шапка) | Учить делать более сложные детали самостоятельно, продолжать вызывать желание у детей оценивать чужие работы. |
Мебель. Бытовая техника. "Чайник", стр. 98 | Учить украшать свои работы. |
Февраль | |
Моя семья. "Человечек", стр. 18 | Продолжать вызывать интерес в работе с бумагой, учить обводить и вырезать по контуру. |
Животные жарких стран. "Котенок и слон", стр. 79 | Продолжать учить работать с деталями, учить лепить больше одной работы. |
Наша Армия. "Ракета", стр. 111 | Познакомить детей с военной техникой и исполнять ее в работе. |
Транспорт. ПДД. "Машина", стр. 107 | Продолжать знакомить детей с транспортом. Учить работать с большим количеством деталей и правильно распределять их в работе. |
Март | |
Наши мамы "Вертушка", стр. 24 | Прививать любовь к праздникам. Учить работать с мелкими деталями, и правильно распределять их, продолжать учить аккуратности и точности в своих работах. |
Весна. Перелетные птицы. "Паучок", стр. 21 | Познакомить детей с новой техникой работы. Продолжать учить работать с ножницами. |
Россия. Наш город. Моя улица. "Самолет", стр. 12 | Познакомить детей с военной техникой и исполнять ее в работе. |
Мир театра. "Инопланетяне", стр. 113 | Продолжать работать с деталями, из частей собирать полную композицию. |
Животный мир морей и океанов. "Осьминожка", стр. 19 | Учить вырезать тонкие и мелкие детали из бумаги. Продолжать учить аккуратности в работе. |
Апрель | |
Спорт. Здоровье. "Фрукты", стр. 101 | Прививать интерес детям к использованию нестандартных техник в работе. Продолжать воспитывать аккуратность в работах. |
Космос. "Инопланетные цветы, стр. 116 | Познакомить детей с космическим пространством, вызвав интерес к своей работе. |
Комнатные растения. Цветы. "Рисуем мазками", стр.67 | Учить детей закрашивать свои работы пластилином. |
Насекомые. "Бабочка", стр. 32 | Учить детей работать с пластилином, напоминать правила расположения работы на листе и соблюдать порядок действий. |
Май | |
День победы. "Пластилиновые картины", стр. 70 (Салют) | Напомнить детям о Великом празднике. Прививать любовь к своей стране, истории, Родине. Учить использовать разные техники исполнения. Продолжать учить оценивать свои работы и работы других детей. |
Лето. "Пальма", стр.122 | Напомнить детям о прекрасной поре, как "лето". Акцентировать внимание на мелких деталях, и правильно использовать их в работе. Закреплять умения детей доводить свои работы до полного образа. |
Итоговая диагностика
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми.
Аппликация — (от лат. appliccatio — расположенность, присоединение, примыкание) орнамент, рисунок, созданный наложением деталей и фрагментов на основу разными способами. Этот вид деятельности, основанный на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для детей дошкольного возраста. Наблюдение процесса аппликации показывает, что дети испытывают большие затруднения в самостоятельном создании изображений, если не владеют аппликационными умениями и навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает отрицательное отношение к самой деятельности, отказ от нее, недовольство собой.
Диагностическая методика по определению аппликационных навыков и умений включает несколько серий заданий. Может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровней аппликационных умений и навыков, а также чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми. Обследование может проводиться индивидуально с двумя — тремя детьми, с подгруппой в зависимости от содержания задания. Важно обеспечить такую организацию обследования, чтобы дети не повторяли аппликационные работы друг друга.
Задание
Направлено на выявление навыков и умений работы с пластилином.
Тема: «Лепка с натуры»
Цель: выявить умение лепить с натуры игрушек из 3-4 частей, передавать в лепке сходство с натурой (форму, пропорции, расположение частей).
Оборудование: игрушка животного (пластилин, стеки, доска).
Процедура обследования:
1. Перед ребенком стеки, пластилин, игрушка.
Задание дается в следующей последовательности: -Что это? Вылепи такую же.
2.При затруднении: Педагог задает наводящие вопросы: -Из каких частей состоит? Сколько у нее лап,ушей, и т. д. Вылепи такую же.
3.При затруднении: Педагог проводит подробный анализ: -Какой формы туловище (голова,лапы и т. д.)Какой величины? Где расположены? Вылепи такую же.
Оценка результата:
4б Воспринял натуру в целом, самостоятельно провел ее анализ, в лепке передал внешнее сходство, форму, расположение частей, пропорции, используя необходимые приемы лепки.
3б Воспринял натуру в целом, определил составные части после дополнительной словесной инструкции педагога, в лепке передал внешнее сходство (форму,расположение частей, пропорции,используя необходимые приемы лепки.
2б В работе передал сходство с натурой после подробного словесного анализа педагогом, может допустить неточности в передаче формы, пропорций. Не всегда использует необходимые приемы лепки.
1б Передал элементарное сходство с натурой после подробного анализа педагогом. Могут быть грубые нарушения в передаче формы, пропорций. Не всегда использует необходимые приемы лепки.
0б Не смог выполнить работу после подробного анализа педагога; изображение не имеет внешнего сходства с натурой.
Педагогическая диагностика:
"Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста"
старшая группа (5-6 лет)
щие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Самостоятельное создание образов | |||||||||
Развернутость сюжетов в изображении | |||||||||
Передача различных признаков и деталей в изображении объектов. | |||||||||
Владение разными художественными техниками | |||||||||
Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении | |||||||||
Сюжетность в изображении | |||||||||
Коллективная деятельность | |||||||||
Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности | |||||||||
Стремление осваивать новые художественные техники | |||||||||
Освоение новых изобразительных средств | |||||||||
Инициативность | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Список используемой литературы
Программа основана на методических работах Е. Г. Лебедевой «Простые поделки из бумаги и пластилина».