12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пышкина Екатерина Валерьевна172
Россия, Владимирская обл.

Муниципальное учреждение «Управление культуры, спорта, молодежной политики и работы с детьми администрации Петушинского района»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Костерево»

 

Дополнительная образовательная программа по лепке:

«Творчество из пластилина и соленого теста»

 

 

Преподаватель дополнительного образования

по изобразительному искусству

Пышкина Екатерина Валерьевна

Срок реализации - 3 года

Возраст детей - 7-10 лет

 

г. Костерево

2012

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

1.2 Актуальность и новизна дополнительной образовательной программы

1.3 Цели и задачи

1.4 Ожидаемые результаты и формы подведения итогов реализации программы

3.Учебно-тематический план дополнительной обра­зовательной программы

4. Содержание дополнительной образовательной про­граммы

4.1 Изучаемые техники и виды лепки

4.2 Содержание образовательной программы первого года обучения

4.3 Содержание образовательной программы второго года обучения

4.4 Содержание образовательной программы третьего года обучения

5. Методическое обеспечение дополнительной обра­зовательной программы

5.1 Методы и формы организации воспитания и обучения

5.2 Дидактический материал, техническое оснащение занятий

5.3 Формы подведения итогов занятий

Заключение

Литература

 

1. Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные или рельефные образы и целые композиции. Лепка входит в жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

- обогащает ребёнка в художественном и творческом плане.

 

По данной образовательной программе большая часть заданий выполняется из пластилина. Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Преимущество работы с пластилином перед другими материалами:

пластика (задано размерами и возможностями материала); 

работа идёт сразу в цвете;

позволяет создавать дополнительные цвета;

возможность создавать объемные, рельефнее изображения, плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;

при соблюдении температурного режима хорошо держит форму.

Также несколько занятий уделено работе с соленым тестом.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки - это очень «теплый»  и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Для законченности и выразительности работы, изделия расписывают красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы, такие как дерево, стекло, ткань, декоративные элементы.

Программа «Творчество из пластилина и соленого теста» является подготовительной основой для дальнейшего обучения детей скульптуре. В течение реализации программы учащиеся осваивают различные техники и способы лепки, знакомятся с материалами и их свойствами. Ученики изучают такие понятия, как скульптура, форма, пропорции, композиция. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще незнакомыми элементами.

 

1.2 Актуальность и новизна дополнительной образовательной программы

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений. Используя полученные знания, ученики уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь шаблонами и схемами. Дети с удовольствием создают объёмные фигурки животных, людей, сказочных героев, машинки, фрукты мебель. Детей увлекает идея создания целых композиций из отдельных фигурок: «Зоопарк», «Чаепитие», «Деревенский пейзаж». Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Наряду с лепкой, ученики получают знания по основам изобразительной грамоты и рисования, истории искусств, декоративно-прикладному искусству, основам дизайна. Важным и ценным является то, что лепка вместе с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

В ходе освоения изобразительной деятельности и взаимодействия с людьми (педагогами, другими взрослыми, детьми) ребенок осваивает не только способы деятельности, но и нормы, правила, ценности, мотивы, отношения, имеющиеся в данном учреждении.

Программа предоставляет каждому обучающемуся свободу для художественно-творческого решения общей задачи. По мере реализации программы способность детей к целенаправленной творческой деятельности должна стать критерием художественного развития обучающихся.

На занятиях в конце года или четверти предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные детские работы, объединенные общей темой четверти, сравнить свои творческие находки с достижениями своих сверстников, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд.

Тематический план программы строится так, чтобы содержание и методы обучения соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка.

 

Организация обучения:

Программа «Творчество из пластилина и соленого теста» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Срок реализации программы - 3 года обучения. Программа рассчитана на 70 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю – 2 урока по 40 минут с переменами по 10 минут.

Первый год обучения (7-8 лет) - 2 урока в неделю по 40 мин.

Второй год обучения (8-9 лет) - 2 урока в неделю по 40 мин.

Третий год обучения (9-10 лет) - 2 урока в неделю по 40 мин.

Форма занятий групповая, в группах по 12 человек.

Для каждой разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы.

 

1.3 Цели и задачи программы

 

Цели программы:

Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Формирование художественного вкуса.

Приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к данному предмету.

Задачи программы:

Обучающие:

Знакомить детей основными с понятиями: скульптура, объем, пропорции, плоскость, декоративность, рельеф, композиция.

Обучение особенностям работы с пластическими материалами: пластилин и соленое тесто, навыкам работы с инструментами и приспособлениями.

Обучение восприятию предмета, анализировать его объем, пропорции, форму.

Обучить умению передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.

Обучение создавать работы с натуры и по памяти.

Развивающие:

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

Развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.

Развивать у детей творческую активность и инициативу.

Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Воспитательные:

Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

Формировать умение работать в коллективе.

Воспитывать аккуратность;

Воспитывать самостоятельность в работе.

Принципы обучения:

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

Принцип доступности обучения.

Принцип наглядности.

Принцип целенаправленности.

 

1.4 Ожидаемые результаты и формы подведения итогов

Ожидаемые результаты программы:

Дети запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.

Свободно владеют пластичными материалами и инструментами.

Оценивают результат работы.

Отмечают выразительность формы, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.

С помощью средств выразительности создают образ в рисунке и лепке.

У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе и в дальнейшем для поступления в высшие и средние учебные учреждения.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

Открытые занятия для родителей;

Участие в мероприятиях разного уровня;

Участие в районных и внутри школьных выставках;

Участие в различных конкурсах детских работ.

 

3. Учебно-тематический план по лепке

 

Первый год обучения:

Название разделов и тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

 

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

1

 

1

 

-

 

2

Вводное занятие. Введение в изучаемый предмет.

1

0.5

0.5

3

Лепка исходных форм.

Шар, цилиндр, конус, жгут.

2

1

1

4

4.1

Предметная лепка.

«Мышка-норушка».

2

0,5

1,5

4.2

«Котик». Лепка комбинированным способом.

2

0,5

1,5

4.3

«Корзиночка с овощами».

2

0.5

1,5

5

5.1

Сюжетная лепка:

Композиция: «Лиса и колобок».

 

2

 

0,5

 

1,5

5.2

«Свинка с поросятами».

2

0,5

1,5

5.3

«Снеговик, мешок с подарками». Композиция на картоне.

2

0,5

1,5

5.4

«Дед Мороз и Снегурочка». Композиция на картоне.

4

1

3

5.5

«Новогодняя елка с игрушками».

2

0,5

1.5

 

5.6

Композиция «Зоопарк»:

«Зебра на прогулке». Объемная композиция на картоне.

 

2

 

0.5

 

1.5

5.7

«Обезьянка на лиане».

2

0.5

1.5

5.8

«Слоненок на арене».

2

0.5

1.5

5.9

«Жираф в зоопарке».

2

-

2

6

6.1

Декоративная лепка.

Лепка по народным мотивам:

Композиция: «Курочка ряба».

 

2

 

0.5

 

1.5

6.2

Композиция «Чаепитие». Самовар, кружки, пряники.

6

1.5

4.5

6.3

«Дымковская игрушка» с накладными элементами.

4

1

3

6.4

«Лошадка Сивка - бурка».

2

-

1.5

7

7.1

Рельефная лепка:

«Бабочки». Композиция на картоне.

4

1

3

7.2

Пейзаж «Зимний лес». Выполнение на картоне.

4

1

3

7.3

«Цветочное солнышко» Композиция на диске.

4

0.5

3.5

7.4

Панно «Аквариум».

4

0.5

3.5

7.5

«Сиреневая веточка».

4

-

4

8

8.1

Лепка из соленого теста:

«Пчелка»

 

4

 

1

 

3

8.2

«Рябиновые бусы».

2

-

2

Итого:

70

15.5

53.5

 

 

Второй год обучения:

Название разделов и тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

 

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2

2.1

Предметная лепка.

Натюрморт «Ваза с фруктами». Лепка в объеме.

 

4

 

0,5

 

3,5

2.2

«Любимый мультипликационный герой».

 

4

-

4

3

3.1

Сюжетная лепка

Лепка по представлению.

Сказочный герой. Лепка в объеме.

4

0.5

3.5

3.2

«Новогодний домик » с элементами экстерьера. Композиция на картоне с декоративными элементами (декоративное стекло, бисер, бусины, контуры по стеклу и керамике, манная крупа).

 

5

 

1

 

4

3.3

Коллективная работа.

Составление композиции «Сказочный городок»

 

1

 

0.5

 

0.5

3.4

«Девушка-Весна». Композиция в объеме.

 

4

 

1

 

3

3.5

Лепка по представлению.

«Паровозик из Ромашкова». Композиция по мультфильму». Контрольный урок.

 

4

 

-

 

4

4

4.1

Декоративная лепка.

Лепка по народным мотивам.

Композиция: «Всадник на коне».

 

2

 

0,5

 

1,5

4.2

Лепка по форме: Ваза с декором» с декоративными элементами.

4

0,5

3,5

4.3

«Барыня в шубке». Композиция на картоне с декоративными элементами (бисер, бусины, контуры по стеклу и керамике)

 

4

 

0,5

 

3,5

5

5.1

Пластилиновая живопись.

Пейзаж: «Золотая осень».

По картине И.И. Левитана «Золотая осень».

 

6

 

1

 

5

5.2

«Букет цветов, бабочка и птичка».

По картине Ф. П. Толстого.

6

-

6

6.

6.1

Рельефная лепка.

«Сказочный терем». С декоративными элементами.

 

6

 

1

 

5

7

7.1

Лепка из соленого теста.

Фигурки-подвески из соленого теста.

3

0.5

2.5

7.2

Рамка для фото.

4

1

3

7.3

«Пасхальный пирог».

4

0.5

3.5

7.4

Панно: «Гроздья рябины».

4

-

4

Итого:

70

10

60

 

 

Третий год обучения:

Название разделов и тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

1

1

-

 

2.

2.1

Предметная лепка.

Лепка с натуры. Лепка овощей.

 

4

 

0.5

 

3.5

2.2

Лепка с натуры. Лепка фруктов.

4

-

4

2.3

Фигура животного с соблюдением пропорций. Скульптурный пластилин.

4

1

3

2.4

Фигура человека с соблюдением пропорций.

Скульптурный пластилин.

4

0.5

3.5

3

3.1

Сюжетная лепка.

«Деревенский пейзаж». Композиция в объеме.

 

6

 

1

 

5

3.2

Интерьер комнаты с мебелью.

6

1

5

3.3

Композиция - фантазия «Неизвестная планета»

 

5

-

5

4

4.1

Декоративная лепка

Народные промыслы - кружевное плетение

 

4

 

0,5

 

3.5

4.2

Кувшин из скульптурного пластилина с декоративными элементами.

6

1

5

4.3

Панно: «Узорные мотивы».

4

-

4

5

5.1

Пластилиновая живопись.

Копия картины художника.

6

0,5

5,5

5.2

Композиция на плоскости: «Вид из окна»

4

1

3

5.3

«Портрет»

6

0.5

5.5

6

6.1

Лепка из соленого теста

Панно «Яблонька».

 

4

 

1

 

3

6.2

«Веночек из одуванчиков».

2

-

2

Итого:

70

9.5

60.5

 

4. Содержание дополнительной образовательной программы

 

4.1 Изучаемые техники и виды лепки

Техника лепки доступна детям любого возраста во всем богатстве и разнообразии способов и приёмов. Классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной работы.

В процессе обучения дети постепенно осваивают следующие техники лепки:

Конструктивный способ. Образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора. Все детали лепятся отдельно (туловище, голова, лапы) и соединяются вместе.

Скульптурный (или пластический) способ. Образ моделируется из целого куска (без деления на части) с помощью разнообразных движений: оттягивание, загибание, скручивание, придавливание, прищипывание, отрезание или процарапывание стекой (ножичком).

Комбинированный способ. Сочетание конструктивного и скульптурного способов. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме.

Лепка на форме. В качестве основы служат готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки. Пластилин в этом случае дополняет и оформляет изделие. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Модульная лепка. Образ создаётся из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей (комочков, шариков, столбиков и пр.). Этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

Рельефная лепка - это создание объёмного лепного изображения на плоскости. Различают три вида рельефной лепки:

барельеф, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма;

горельеф, в котором изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объёма;

контррельеф, в котором изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в неё.

Пластилинография (пластилиновая живопись) - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.  В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, налепами - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков. Работа в данной технике очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Чем разнообразнее техника, тем более интересные творческие работы способен создавать ребёнок в лепке.

По содержанию лепка бывает - предметная, сюжетная, декоративная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок.

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев.

Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

 

4.2 Содержание образовательной программы первого года обучения

Задачи первого года обучения:

Обучающие:

 

Формировать представления об особенностях лепки.

Обучать знанию и выполнению исходных форм любых размеров и пропорций.

Знакомить детей с признаками предметов, явлений природы и человека.

Познакомить детей со скульптурой малых форм, декоративно-прикладным искусством.

Развивающие:

Развивать умение выразительно передавать образы объектов окружающего мира.

Развивать умение использовать цвет, форму для передачи выразительности образа.

Развивать умение композиционно составлять узор.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.

Воспитывать у детей самостоятельность в работе.

 

Содержание образовательной программы:

1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

2. Вводное занятие:

знакомство с материалом – пластилином и его видами (кусковой, восковой, шариковый, скульптурный). Изучение свойства и приемы работы с каждым из них.

экспериментирование - дети осваивают пластичные материалы и делают новые открытия. Исследуют не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал.

3. Лепка исходных форм: знакомство с простейшими геометрическими предметами. Дети выполняют изделия самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Основная задача здесь - научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

4. Предметная лепка: выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Например, при изучении темы «Корзиночка с овощами» применяются все виды доработки исходных форм.

Ученики осваивают передачу формы, пропорции - лепка овощей, фруктов, предметов питания, животных, птицы, простейшие изображения человека. Лепка из целого куска, комбинированным и конструктивным способами, используя приемы оттягивания, соединения частей, прижимая и примазывая их.

5. Сюжетная лепка: полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. В некоторых темах создаются довольно сложные многопредметные композиции: «Дед Мороз и Снегурочка», «Зоопарк».

6. Декоративная лепка. Ученики знакомятся с народными промыслами: со скульптурой малых форм (дымковская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка). Лепка животных и людей по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки.

7. Рельефная лепка. Изучение видов рельефной лепки. Создание объемных композиций на плоскости в разных техниках.

8. Лепка из соленого теста:

изучение специфики и свойств этого материала;

обучение правильной лепке и соединению деталей из соленого теста;

изучение приемов сушки заготовок, а также обработки элементов специальным составом – глазурью;

обучение окрашиванию изделий акриловыми красками и отделке лаком.

 

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения учащиеся:

Проявляют интерес и желание обучаться данному предмету.

Видят свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми.

Обладают достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и умениями, позволяющими создавать выразительные и интересные образы.

Умеют использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;

Умеют пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;

Проявляют самостоятельность и творческую инициативу.

 

4.3 Содержание образовательной программы второго года обучения

Задачи второго года обучения:

 

Обучающие:

Закреплять полученные знания и умения.

Формировать у детей представление о различном подходе в передаче образа.

Знакомить детей с репродукциями картин, скульптурами малых форм, предметами декоративно - прикладного искусства.

Развивающие:

Развивать у детей умение передавать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.

Развивать самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.

Развивать умение пользоваться изобразительными средствами (цвет, композиция, выразительность силуэта) для передачи образа.

Развивать умение лепить из целого куска пластилина, пользоваться стекой.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Воспитывать доброе отношение к окружающим.

Содержание образовательной программы:

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Предметная лепка: прием лепки из целого куска, вытягивания отдельных частей предмета, изображение отдельных частей предмета, изображение овощей, фруктов, животных, человека.

Сюжетная лепка. Лепка по представлению - изображение сказочных образов: умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности - форму, цвет, композицию

Декоративная лепка. Лепка посуды, украшение декоративных пластин при помощи налепа, использование дополнительных элементов для декора изделий – бисер, блестки, бусины, контуры для стекла и керамики, ткань, ракушки.

Пластилинография - создание копий картин художников («Золотая осень И.И. Левитан, «Букет, бабочка, птичка» Ф. П. Толстой») Используется работа пластилиновым мазком, налепами, вливание цвета в цвет.

Рельефная лепка - использование различных техник, дополнительных декоративных элементов (бисер, стразы, контуры по стеклу и керамике).

Лепка из соленого теста - создание более сложных изделий с последующим цветовым решением.

В конце изучения каждой темы дети осваивают композицию - размещение предметов на плоскости (например, в теме «Снежный городок»- из отдельных работ «Новогодний домик», ученики на плоскости выстраивают общую композицию). В разделе пластилинография, по законам композиции осваивается плоскость картины, в теме «Ваза с фруктами» правильно подбираются предметы с учетом их соразмерности.

Ожидаемые результаты

К концу второго года учащиеся:

Передают образ в лепке, учитывая пропорциональность частей, показывая движение; располагает фигурки, создавая сюжет.

Использует стеки в работе и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки.

Умеют самостоятельно работать со схемами, анализировать форму, соблюдать пропорции.

Проявляют самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.

 

4.4 Содержание образовательной программы третьего года обучения

Задачи третьего года обучения:

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с репродукциями картин, скульптурами малых форм, предметами декоративно - прикладного искусства.

Давать представления о скульптуре, архитектуре.

Обучать работе со скульптурным пластилином.

Повторить и закрепить пройденный материал.

Подготовить детей к дальнейшему обучению в старших классах.

Развивающие:

Учить добиваться выразительности образа через форму, пропорцию, позу, существенные детали.

Развивать умение в декоративной лепке сочетать объемные формы и рельефные изображения.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и интерес к данному предмету.

Воспитывать умение работать в коллективе.

 

Содержание образовательной программы:

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Предметная лепка: лепка с натуры овощей, фруктов, посуды (анализ формы, строения, сравнение изображения с натуры во время лепки). Лепка человека, животного скульптурным способом. Передача характерных признаков предметов или живых объектов. Передача сходства в форме, пропорциях, позе, существенных деталях.

Сюжетная лепка. Лепка скульптурных групп из двух-трех фигур, укрепление на общем основании, передача пропорции, движения, характера образа. Создание сюжетных изображений с натуры и по представлению. Умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами.

Декоративная лепка: по мотивам народных изделий. Украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, использование ритма, симметрии в композиции. Использование дополнительного декора - бисер, ленты.

Пластилинография. Ознакомление детей с искусством: рассматривание картин (натюрморты, пейзажи, портреты). Создание картин декоративного и реалистичного характера, плоские и рельефные.

Лепка из соленого теста. Изготовление панно в раме, использование декоративных элементов.

В третьем классе предполагается выполнение сложных изделий. Каждая тема включает в себя изготовление новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей. Главные персонажи композиций усложнены большим количеством деталей трудоемкой формы, требующей применения разнообразных приемов доработки, развитой моторики рук и довольно развитого глазомера. Лепка изделий этих разделов знакомит детей с новым для них использованием исходных форм, расширяет предметный ряд, развивает фантазию и объемное видение. На сложные задания выделяется большее количество часов.

 

Ожидаемые результаты:

К концу третьего года обучения учащиеся:

Воспринимают произведения изобразительного искусства разных жанров (натюрморт, пейзаж, портрет).

В декоративной лепке украшают предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

Передают пластический образ в лепке (движение, пропорции, характерные особенности).

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел

Умеют работать в коллективе.

 

5. Методическое обеспечение дополнительной обра­зовательной программы

5.1 Методы и формы организации воспитания и обучения

Нравственно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию, метод убеждения при формировании проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающих детей к самостоятельным действиям, к творчеству.

Программа предусматривает следующие методы проведения занятий:

- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка)

- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии, видео-уроки);

- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей.

 

Работа на занятиях лепкой по созданию образа ведется по нескольким видам:

1) по памяти (по воображению, представлению)

2) с натуры;

3) по схеме;

4) по рисунку;

5) по нотации (инструкция поэтапного исполнения изделия за преподавателем; разделив все исполнение изделия на этапы, преподаватель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем).

Выбор исполнения работы зависит от вида и сложности задания.

По способу организации детей, работа на занятиях лепкой может быть индивидуальной и коллективной, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности.

Обучение лепке также представляет собой реализацию отношений людей в форме общения. Процесс обучения данному предмету строится на взаимодействии ребенка с преподавателем и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях. Одно из важнейших условий полноценного развития детей в процессе занятий - это осуществление индивидуального подхода, который должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов.

Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.

 

5.2 Дидактический материал, техни­ческое оснащение занятий

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске.

Основное оборудование:

рабочая одежда (фартук, нарукавники)

материал (пластилин), обладающий различными качествами и назначением.

доска для лепки

инструменты для работы (стеки разных размеров, различные приспособления)

цветной картон, гофрированный картон.

приготовленное соленое тесто для изделий.

Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стаканчик для воды, природные материалы (камушки, ракушки), различные декоративные элементы, кисти для увлажнения заготовок из соленого теста, резиновый валик, ножницы, клей ПВА, акриловые краски. Для выдавливания пластичной массы используются пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.

Демонстрационные пособия:

предметы правильной геометрической формы

предметы для лепки с натуры (овощи, фрукты, посуда)

основным наглядным пособием является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.

большая часть дидактического материала изготавливается преподавателем: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

альбомы с образцами, фотографиями.

 

5.3 Формы подведения итогов занятий

Способы определения результативности программы.

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. После каждого урока дается оценка эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Проводятся итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений. По окончанию каждой четверти и в конце учебного года организуется коллективная выставка детских работ.

В конце года полезно систематизировать все интересные находки по развитию творческого воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

Также планируются совместные мероприятия такие, как посещение выставочных залов, музеев, экскурсии, организация районных, внутри школьных выставок, участие в различных конкурсах детского творчества.

 

 

Заключение

 

Лепка из пластилина и соленого теста - как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи.

Реализация программы «Творчество из пластилина и соленого теста» показала, что занятия лепкой помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.

 

Литература

  1. Агапова, И., Давыдова, М. 114 игрушек из всякой всячины./И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009
  2. Коньшева, Н.М. Лепка в начальных классах./Н.М. Коньшева. - М.: Просвещение, 1985
  3. Лыкова, И.А. Мастерилка. Наглядно- методическое пособие./И.А. Лыкова. - М.: Карапуз - дидактика, 2007
  4. Лыкова, И.А. Техника лепки. // Клепа № 1.- М.: Союз-К, 2012
  5. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./Н.М. Сокольникова. – М.: Издательский центр Академия, 2006
  6. Хворостунина, С.А. Оригинальные поделки для дома./С.А. Хворостунина. - М.: Издательство Мир книги, 2010
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.