Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию «Маленькие мастера»
Дополнительная образовательная программа
по художественно – эстетическому развитию
"Маленькие мастера"
Пояснительная записка
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего детства. Занятия изобразительной деятельностью не только помогают овладеть элементарными приемами лепки, рисования и аппликации, но и благотворно влияют на общее развитие младших дошкольников: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, развивают творческие способности, фантазию, воображение, учат детей оценивать свои работы и работы сверстников.
Развитие ребенка в изобразительной деятельности направлено на создание условий для развития эстетического отношения к окружающему миру, для приобщения дошкольников к миру искусства. Занятия художественным творчеством позволяют знакомить детей с различными средствами воплощения художественного замысла, обучают различным техникам изобразительного творчества, демонстрируют произведения искусства различных видов и жанров.
На каждом занятии решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».
Рекомендации для педагогов по организации занятий
с детьми младшего дошкольного возраста
1. Предоставлять детям больше самостоятельности, разнообразить занятия для поддержания интереса к изобразительной деятельности.
2. Не критиковать неумелые действия детей, чтобы не подорвать веру ребенка в собственные силы.
3. Выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться лучшего результата в своих работах.
4. Занятие должно быть организовано в форме игры либо содержать игровые ситуации и действия.
5. Разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское утомление.
6. Во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за посадкой детей во время занятия.
Цель программы: Формирование у детей эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными способами рисования.
Вызвать интерес к лепке, аппликации.
Обогащать сенсорный опыт, способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.
Учить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
Продолжать знакомить детей с цветом и расположением в пространстве;
Развивать эстетическое восприятие и расширять знания об окружающей действительности;
Развивать мелкую моторику рук;
Закреплять аккуратность в работе.
Ожидаемый результат:
Значительное повышение уровня творческих способностей. Расширение и обогащение творческих способностей.
Дети научатся создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельно, что поспособствует развитию воображения и фантазии.
Дети освоят правильное использование изобразительных инструментов и действий с ним.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Перспективный план работы
Сентябрь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Розовый букет» | Рисование тычками Познакомить детей с «тычком» Формировать умение у детей рисовать тычками, развивать мелкую моторику рук, координацию движений. |
2. | «Кап-кап дождик» | Рваная аппликация Формировать умение у детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого листа, аккуратно приклеивать на картон. |
3. | «Божья коровка» | Аппликация с использованием пластилина Формировать умение у детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. |
4. | «Помидорки на грядке» | Рисование Формировать умение у детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру. |
Октябрь
№ | Занятие | Цель | ||
1. | «Урожай яблок» | Аппликация с использованием пластилина Формировать умение у детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. | ||
2. | «Дорожка для ежика» | Лепка Формировать умение у детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии. | ||
3. | «Осенние листочки» | Аппликация с использованием салфеток Формировать умение у детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. | ||
4. | «Овощи» | Лепка Формировать умение у детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму. |
Ноябрь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Волшебные листочки» | Рисование Формировать умение у детей закрашивать вырезанные формы. |
2. | «Далматинец» | Аппликация с использованием пластилина Формировать умение у детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. |
3. | «Оладушки для мишки» | Лепка Формировать умение у детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку. |
4. | «Первый снег» | Рисование тычками Формировать умение у детей рисовать тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге. |
Декабрь
№ | Занятие | Цель |
1. | «В гости к елочке» | Аппликация с использованием пластилина Формировать умение у детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. |
2. | «Дед Мороз» | Аппликация с использованием салфеток Формировать умение у детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. |
3. | «Зажигаем огоньки» | Рисование Формировать умение у наносить яркие мазки на темный фон. |
4. | «Новогодняя открытка» | Аппликация Формировать умение у детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. |
Январь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Снеговик» | Аппликация Формировать умение у детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. |
2. | «Новогодний подарок» | Лепка Формировать умение у детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку. |
3. | «Рождественские колокольчики» | Аппликация с использованием пластилина Формировать умение у детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. |
Февраль
№ | Занятие | Цель |
1. | «Валентинки» | Аппликация Формировать умение у детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. |
2. | «Открытка к 23 февраля» | Аппликация Формировать умение у детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика. |
3. | «Погремушки» | Лепка Формировать умение у детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски» и «мячики», соединять их между собой. |
4. | «Веселый цирк» | Аппликация Формировать умение у детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка. |
Март
№ | Занятие | Цель |
1. | «Открытка для любимой мамочки» | Аппликация Формировать умение у детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. |
2. | «Мимоза» | Рисование тычками Формировать умение у детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
3. | «Весенняя капель» | Рваная аппликация Формировать умение у детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. |
4. | «Куклы неваляшки» | Лепка Формировать умение у детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями. |
Апрель
№ | Занятие | Цель |
1. | «Подснежники» | Рисование тычками Формировать умение у детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
2. | «Распустились первые листочки» | Аппликация с использованием пластилина Формировать умение у детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . |
3. | «Веселый клоун» | Аппликация Формировать умение у детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна. |
4. | «Узор на полоске» | Аппликация Формировать умение у детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию. |
Май
№ | Занятие | Цель |
1. | «Мать-и-мачеха» | Рисование тычками Формировать умение у детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
2. | «Мать-и-мачеха» | Лепка Формировать умение у детей отщипывать от большого куска очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски».И составлять из них цветок. |
3. | «Домик» | Лепка Формировать умение у детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик. |
4. | «Шарики воздушные - ветерку послушные» | Рисование Формировать умение у детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру. |
Июнь.
№ | Занятие | Цель |
1. | «Фрукты и овощи на тарелочке» | Лепка Формировать умение у детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму. |
2. | «Разноцветная поляна» | Рисование тычками Формировать умение у детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
3. | «Салют цветов» | Лепка Формировать умение у лепить цветочки из лепешек, разных цветов с одинаковыми серединками. |
4. | «Зайчик» | Аппликация Формировать умение у детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру зайчика. |
Литература:
1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
3.«Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2005
4. Дудко Е.А. «Рисуй со мной». – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2018.
5. Янушко Е.А. «Лепка», издательство «Мозаика-Синтез» 2007г.
6. Янушко Е.А. «Рисование», издательство «Мозаика-Синтез» 2007г.