Дополнительная образовательная программа «Экология растений» (6-11 лет)
муниципальное казённое учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области
Дополнительная образовательная программа
«Экология растений»
Направленность: эколого - биологическая
Возраст детей – 6-11 лет
Срок реализации программы: (216часов)
Автор - составитель программы
Панагушина Елена Аркадьевна
методист по экологической работе
высшей квалификационной категории
2017
Пояснительная записка
В основе процесса формирования экологической культуры лежит живое общение детей с природой. Содержание программы позволяет экологизировать курс природоведения. Курс программы «Экология растений» изучается в разнообразных формах и видах практической деятельности воспитанников.
Данная программа нацелена на создание условий для развития творческих способностей воспитанников, формирование экологической культуры детей, необходимости показать детям удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включать их в такое взаимодействие.
Отличительной особенностью программы является работа с конкретными природными объектами нашего региона: растениями, животными, формирование умений анализировать особенности произрастания растений, жизнедеятельности животных, наблюдение за живыми объектами. Программа носит практико -ориентированный характер.
Работа по программе даёт возможность воспитания природой, создания творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала воспитанников, удовлетворения их эстетических, познавательных и физических потребностей.
Социальная значимость программы предусматривает практико-ориентированную деятельность детей по изучению экологического состояния своего родного края, выполнению социально значимых проектов, участию в природоохранной деятельности, что является мотивационной основой в профессиональной ориентации воспитанников.
Программа предусматривает комплексный подход к освоению детьми методов и способов экологического эксперимента - от теоретических знаний до практических умений и навыков проектно – исследовательской деятельности.
Программа предназначена для детей 6 - 11 лет, рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых задач и уровня активности и заинтересованности в ней воспитанников.
Программа объединения ориентирует на развитие самостоятельности, становления гражданской ответственности, формирование экологически ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью.
Основу программы составляют:
системно – структурный подход в изучении экологии, разработанный Быловой А.М. и Шорниной Н.И. (Экология растений 6 класс),
основные положения изучения региональной экологии, разработанные Ашихминой Т.Я. (Экология родного края)
Практикоориентированный подход к изучению экологии, разработанный И.В. Цветковой.
Авторский вклад в разработку программы заключается:
в систематизации и адаптации теоретического материала по экологии для понимания и освоения его детьми младшего школьного возраста;
в разработке и расширении практической составляющей освоения учебных тем;
в разработке и составлении учебно – методического комплекса по всему курсу образовательной программы, адаптированному к региональным условиям.
Концептуальные основы программы
Цель: формирование личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать адекватное решение и активно участвовать в охране природы; создание условий для творческого развития личности, приобретение воспитанниками компетентных представлений о живых организмах, о профессиях в области природопользования и природоохранной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- расширение знаний о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
- осуществление практического изучения морфологии, систематики и экологии различных групп растений и животных;
знакомство с методами исследования, формирование умений выбирать и использовать конкретные методы и методики в работе;
овладение техникой эксперимента и способностью формулировать проблему исследования с использованием разнообразных форм организации работы;
ознакомление с принципами охраны природы.
Развивающие:
- развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;
поддержка интересов к изучению объектов и явлений природы и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;
создание необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого воспитанника жизненной позиции;
развитие креативного мышления, умения решать нестандартные жизненные ситуации.
Воспитательные:
- воспитание ответственного отношения к окружающей среде;
- воспитание интереса и любви к растениям и животным как важной составляющей живой природы;
- формирование чувства ответственности за судьбу родного края, развитие культуры в формирование умений, навыков, приёмов исследования условий существования животных;
- овладение воспитанниками правилами поведения в природе;
- развитие чувств коллективизма и коммуникативных навыков в общении.
Специальные:
- формирование навыков соблюдения техники безопасности на экскурсиях, при исследовании живых объектов в природе и в лабораториях;
- формирование потребности и желания улучшать окружающую среду;
-осуществление подготовки воспитанников к самостоятельной исследовательской деятельности.
Ведущие принципы
В основе программы деятельности кружка «Природа вокруг нас» лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:
личностно-ориентированный подход;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;
обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;
воспитание способности и потребности общения с миром через освоение
гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.
Основные методы, формы, виды деятельности воспитанников на занятиях объединения
Методы научного познания:
Информационно-поисковый: изучение научной литературы, обобщение полученных знаний, работа с интернетом.
Исследовательский: наблюдение, анализ результатов наблюдений, систематизация, статистическая обработка результатов, выдвижение предположений, составление исследовательских проектов.
Методы линии развития личности
Познавательное развитие:
— стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей;
— развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям, индивидуальные и групповые проекты.
Социальное развитие:
развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
развитие коммуникативной компетентности;
осознание функций речи.
Физическое развитие:
развитие осознанного отношения к своему здоровью;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.
Эстетическое развитие:
углубленное приобщение к природе, многообразию живых объектов;
развитие способности к эстетической оценке окружающей среды и природы;
формирование потребности получать эстетическое наслаждение от общения с природой.
Методы практической направленности развития личности:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый, исследовательский;
подготовка сообщения, реферата, проекта, исследовательской работы по материалам изучения и исследования по той или иной теме;
выступление на уроках, конференциях и т. д.;
продуктивная деятельность: защита плакатов, проектов, исследовательских работ;
уход за комнатными растениями, выращивание цветочной рассады;
изготовление гербариев;
уход за домашними животными;
изготовление кормушек;
составление композиций из природного материала;
соблюдение правил поведения в природе.
Ожидаемые результаты
В ходе изучения данной программы в рамках дополнительного образования предполагается сформировать у воспитанников:
Представление о многообразии мира живой природы;
Знание основных принципов охраны природы и правил поведения в природе;
Знания о видах растений и животных, занесённых в Красную книгу Кировской области;
Умение осуществлять простое исследование природных объектов, проводить простые эксперименты в природе;
Умение работать с литературными источниками и найти нужную информацию в интернете;
Желание природосообразного и творческого освоения окружающей среды;
Потребность эстетического восприятия природы;
Желание улучшать окружающую среду.
Воспитанники должны уметь:
1. Получать необходимую информация из литературных источников, справочников и интернета;
2. Работать аккуратно и точно выполнять намеченное;
3. Обрабатывать, обобщать и анализировать информацию;
4. Применять простые методы проектного исследования; проводить анализ, систематизировать, делать выводы на основе полученных результатов;
5. Проводить математическую и компьютерную обработку результатов исследования;
6. Подготовить сообщение по материалам исследования и выступить перед аудиторией;
7. Использовать полученные результаты в природоохранной практике;
8. Различать и узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных в природе.
Виды контроля знаний и умений воспитанников объединения
Виды контроля |
Краткая характеристика |
Предварительный (ориентировочный, диагностический) |
Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение знаний перед изучением темы |
Текущий (исполнительный, операционный, следящий) |
Выявление объёма, глубины и качества восприятия изучаемого материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях по экологии и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности воспитанников и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы. Стимулирование интереса воспитанников к изучаемому предмету и их активности в познании. |
Тематический (периодический) |
Обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка проектов и исследовательских работ |
Итоговый |
Контроль результативности формирования умений и навыков в соответствии с требованиями программы. Презентация работы и выступления воспитанников на районных, областных и Всероссийских мероприятиях для детей |
Формы проведения занятий
-
Теоритические: лекция; рассказ - презентация; сообщение; познавательное чтение; экологические упражнения, задачи; тренинги.
2. Практические:
- практические занятия; лабораторные (опыты, эксперименты);
- наблюдения (самостоятельные и сезонные);
- экологические экскурсии в природу;
- изготовление гербариев;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры –путешествия;
- создание презентаций, слайд - фильмов, видеофильмов, флористических работ, рисунков, плакатов.
Эколого-познавательные массовые мероприятия:
Выпуск Экологической газеты;
Конкурсы и викторины, КВН;
Экологические праздники: «День Земли», «Дни птиц», «Марш парков», «День водно-болотных угодий», «День сохранения биоразнообразия», «День воды», «Дни защиты от экологической опасности»;
Конференции: «Юные исследователи природы», «Я познаю природу», «Человек и природа»;
Выставки «Зеркало природы», «Зимних и рождественских композиций», «Прикладного творчества», «Экологической и природоохранной работы»;
Экологические акции и субботники.
Учебно - тематический план (216 часов)
№ |
Темы |
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Введение |
6 |
2 |
4 |
2 |
Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами |
10 |
4 |
6 |
3 |
Сезонные и возрастные изменения у растений |
30 |
10 |
20 |
4 |
Влияние абиотических факторов на жизнь растений. - Свет в жизни растений - Тепло в жизни растений - Вода в жизни растений - Воздух в жизни растений - Почва в жизни растений |
70
10 15 15 15 15 |
23 3 5 5 5 5 |
46 6 10 10 10 10 |
5 |
Влияние биотических факторов на жизнь растений. - Растения и животные - Влияние растений друг на друга - Грибы и бактерии в жизни растений. |
38 20 6 12 |
11 6 2 3 |
27 14 4 9 |
6 |
Изменение растений в течение жизни |
12 |
3 |
9 |
7 |
Разнообразие условий существования и их влияние на растения |
10 |
3 |
7 |
8 |
Жизненные формы растений |
10 |
3 |
7 |
9 |
Растительные сообщества |
24 |
6 |
18 |
10 |
Охрана растительного мира |
6 |
2 |
4 |
Итого |
216 |
64 |
152 |
Содержание программы «Экология растений» (216часов)
№ |
Тема (количество часов) |
Вид занятия |
Содержание темы |
Форма проведения занятия |
Подведения итогов |
1 |
Введение 3часа |
Теория-1 Практика-2 |
Что изучает экология растений. Особенности взаимодействия растений и животных со средой. Способ питания и обмен веществ, подвижность растений, длительность роста, способы защиты |
Лекции-презентация. Рассказ. Беседа. |
Диагностика начального уровня знаний |
2 |
Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами (10 часов) |
Теория-4 Практика-6 |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Фенология. Фенологические фазы. |
Лекции-презентация. Рассказ. Беседа. Экскурсия: «Определение возраста растений», «Определение жизненных форм растений». «Растения зимой», «Весенние явления в жизни растений». Составление списков господствующих и сопутствующих видов этих сообществ, описание ярусов, наблюдение за проростками и подростом)» Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями» |
Выявление объёма, глубины и качества восприятия изучаемого материала. Дневник наблюдений Приложение 5 |
3 |
Сезонные и возрастные изменения у растений (30 часов) |
Теория-10 Практика-20 |
Осень и зима в жизни растений. Как растения готовятся к зиме. Весна и лето в жизни растений. Предвесенье. Ранняя и поздняя весна. Яровые однолетники. Отава. Изменение растений в течение жизни. Возраст, как его определить. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев. |
Лекция, презентация, рассказ, беседа. Экскурсия «Растения зимой», «Весенние явления в жизни растений» Практическое занятие «Определение возраста растений», «Определение жизненных форм растений». Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями» |
Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы Дневник наблюдений Приложение 5 |
4 |
Влияние абиотических факторов на жизнь растений (70 часов) |
Теория-23 Практика-46 |
Для чего нужен свет растениям. Разнообразие условий освещения на Земле. Ка можно регулировать условия освещения растений. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения тенелюбивые и теневыносливые растения. Приспособления растений к меняющим! условиям освещения. Тепло в жизни растений. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Улучшение температурных условий для растений. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температур окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Экологические группы растений по отношению к теплу и холоду (нехолодостойкие, неморозостойкие, льдоустойчивые растения); жаровыносливые растения. Вода в жизни растений. Для чего нужна вода растениям? Как поступает удерживается вода в растениях, на что расходуется, обеспечение водой. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные влаголюбив растения. Растения, требующие умеренного увлажнения. Засухоустойчивые растения. Воздух в жизни растений. Газовый состав воздуха в жизни растений. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. Приспособления растений к опылению распространению ветром. Почва в жизни растений. Что представляет собой почва. Для чего растениям ну> почва. Улучшение почв человеком. Как надо оберегать почву. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. |
Лекции-презентация. Рассказ. Беседа. Практические занятия Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями» |
Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы «Влияние света на рост растений» «Влияние воды на жизнь растений» «Влияние тепла, воздуха на растения»,«Влияние состава почв на растения». Обобщение и систематизация знаний темы Мини - проекты |
5 |
Влияние биотических факторов на жизнь растений (38 часов) |
Теория-11 Практика-27 |
Животные и растения. Животные-опылители. Как распределяют плоды и семена люди и животные. Растения и растительноядные животные. Растения-хищники. Влияние растений друг на друга прямые и через изменения среды. Грибы и бактерии в жизни растений. Круговорот веществ. Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений: фитофтороз, рак коры и др. |
Лекции-презентация. Рассказ. Беседа. «Распространение плодов и семян» |
Обобщение и систематизация знаний темы Проект «Взаимодействие леса с окружающей средой» |
6 |
Изменение растений в течение жизни (12часов) |
Теория-3 Практика-9 |
Как долго живут растения и как определяют их возраст. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Высшие растения. Вегетативные органы. Репродуктивные органы. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. |
Лекции-презентация. Рассказ. Беседа. Практическое занятие: Уход за комнатными растениями |
«Периоды жизни и возрастные состояния растений» Мини-проекты |
7 |
Разнообразие условий существования и их влияние на растения (10 часов) |
Теория-3 Практика-7 |
Место обитания растений, Природные зоны. Как могут меняться размеры растений от условий обитания. Жизненное состояние растений: высокий, средний и низкий уровни жизненного состояния. Вторичный покой растения |
Лекции-презентация. Рассказ. Беседа. Практическая работа Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений. Пикировка растений |
Обобщение и систематизация знаний темы Мини-проект «Человек и лес» |
8 |
Жизненные формы растений (10 часов) |
Теория-3 Практика-7 |
Классификация жизненных форм. Разнообразие деревьев. Деревья лесной зоны. Деревья пустынь. Деревья саванн. Деревья вечнозелёных тропических лесов. Деревья - удушители и деревья рощи. |
Лекции-презентация. Рассказ. Беседа. Наблюдения |
Обобщение, Мини-проект «Сообщества смешанного леса» |
9 |
Раститель-ные сообщества (24 часа) |
Теория-6 Практика-18 |
Растительные сообщества. Еестественный и искусственный растительный покров. Лес, луг, болото, степи. Природные зоны. Состав растительных сообществ. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Изменение сообществ по сезонам и годам. Смена сообществ. Влияние сообществ на окружающую среду. Воздействие человека на растительность. |
Лекции-презентация. Рассказ. Беседа. Экскурсия «Знакомство с разными типами растительных сообществ (лес, луг, вода) см. Практическая работа: Высаживание рассады цветов |
Обобщение и систематизация знаний темы Мини-проект «Ярусность растительности смешанного леса» |
10 |
Охрана раститель-ного мира (6 часов)
|
Теория-2 Практика-4 |
Охрана растений. Редкие и охраняемы растения.. Охраняемые территории и их значение. Заповедники, национальные парки, памятники природы. Редкие и охраняемые растения своей местности .Контроль и наблюдение за состоянием растений. Меры охраны растительного мира. Красные книги. |
Лекции-презентация. Рассказ. Беседа. Экологическая игра- Растительный мир нашей планеты». Оформление стендов с изобра-жением редких и охраняемых растений своей местности; памятников природы своего края. Практическая работа Уход за рассадой цветов |
Мини-проект «Наши зеленые друзья» |