12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

муниципальное казённое учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области

Дополнительная образовательная программа

«Экология растений»

Направленность: эколого - биологическая

Возраст детей – 6-11 лет

Срок реализации программы: (216часов)

Автор - составитель программы

Панагушина Елена Аркадьевна

методист по экологической работе

высшей квалификационной категории

2017

Пояснительная записка

В основе процесса формирования экологической культуры лежит живое общение детей с природой. Содержание программы позволяет экологизировать курс природоведения. Курс программы «Экология растений» изучается в разнообразных формах и видах практической деятельности воспитанников.

Данная программа нацелена на соз­дание условий для развития творческих способностей воспитанников, формирование экологической культуры детей, необходимости показать детям удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, вклю­чать их в такое взаимодействие.

 Отличительной особенностью программы является работа с конкретными природными объектами нашего региона: растениями, животными, формирование умений анализировать особенности произрастания растений, жизнедеятельности животных, наблюдение за живыми объектами. Программа носит практико -ориентированный характер.

Работа по программе даёт возможность воспитания при­родой, создания творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внут­реннего творческого потенциала воспитанников, удовлетворения их эстетических, познаватель­ных и физических потребностей.

Социальная значимость программы предусматривает практико-ориентированную деятельность детей по изучению экологического состояния своего родного края, выполнению социально значимых проектов, участию в природоохранной деятельности, что является мотивационной основой в профессиональной ориентации воспитанников.

Программа предусматривает комплексный подход к освоению детьми методов и способов экологического эксперимента - от теоретических знаний до практических умений и навыков проектно – исследовательской деятельности.

Программа предназначена для детей 6 - 11 лет, рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых задач и уровня активности и заинтересованности в ней воспитанников.

Программа объединения ориентирует на развитие самостоятельности, становления гражданской ответственности, формирование экологически ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью.

Основу программы составляют:

системно – структурный подход в изучении экологии, разработанный Быловой А.М. и Шорниной Н.И. (Экология растений 6 класс),

основные положения изучения региональной экологии, разработанные Ашихминой Т.Я. (Экология родного края)

Практикоориентированный подход к изучению экологии, разработанный И.В. Цветковой.

 

Авторский вклад в разработку программы заключается:

в систематизации и адаптации теоретического материала по экологии для понимания и освоения его детьми младшего школьного возраста;

в разработке и расширении практической составляющей освоения учебных тем;

в разработке и составлении учебно – методического комплекса по всему курсу образовательной программы, адаптированному к региональным условиям.

Концептуальные основы программы

Цель: формирование личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать адекватное решение и активно участвовать в охране природы; создание условий для творческого развития личности, приобретение воспитанниками компетентных представлений о живых организмах, о профессиях в области природопользования и природоохранной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- расширение знаний о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;

- осуществление практического изучения морфологии, систематики и экологии различных групп растений и животных;

знакомство с методами исследования, формирование умений выбирать и использовать конкретные методы и методики в работе;

овладение техникой эксперимента и способностью формулировать проблему исследования с использованием разнообразных форм организации работы;

ознакомление с принципами охраны природы.

Развивающие:

- развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;

поддержка интересов к изучению объектов и явлений природы и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;

создание необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого воспитанника жизненной позиции;

развитие креативного мышления, умения решать нестандартные жизненные ситуации.

Воспитательные:

- воспитание ответственного отношения к окружающей среде;

- воспитание интереса и любви к растениям и животным как важной составляющей живой природы;

- формирование чувства ответственности за судьбу родного края, развитие культуры в формирование умений, навыков, приёмов исследования условий существования животных;

- овладение воспитанниками правилами поведения в природе;

- развитие чувств коллективизма и коммуникативных навыков в общении.

Специальные:

- формирование навыков соблюдения техники безопасности на экскурсиях, при исследовании живых объектов в природе и в лабораториях;

- формирование потребности и желания улучшать окружающую среду;

-осуществление подготовки воспитанников к самостоятельной исследовательской деятельности.

Ведущие принципы

В основе программы деятельности кружка «Природа вокруг нас» лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:

личностно-ориентированный подход;

приобщение к общечеловеческим ценностям;

понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;

обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;

воспитание способности и потребности общения с миром через освоение

гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.

 

Основные методы, формы, виды деятельности воспитанников на занятиях объединения

Методы научного познания:

Информационно-поисковый: изучение научной литературы, обобщение полученных знаний, работа с интернетом.

Исследовательский: наблюдение, анализ результатов наблюдений, систематизация, статистическая обработка результатов, выдвижение предположений, составление исследовательских проектов.

Методы линии развития личности

Познавательное развитие:

стимулирующие развитие позна­вательных и творческих способностей;

развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям, индивидуальные и групповые проек­ты.

Социальное развитие:

развитие самопознания и положительной самооценки;

овладение способами внеситуативно-личностного общения;

развитие коммуникативной компетентности;

осознание функций речи.

Физическое развитие:

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

совершенствование процесса развития двигательных спо­собностей и качеств.

Эстетическое развитие:

углубленное приобщение к природе, многообразию живых объектов;

развитие способности к эстетической оценке окружающей среды и природы;

формирование потребности получать эстетическое наслаждение от общения с природой.

Методы практической направленности развития личности:

объяснительно-иллюстративный;

частично-поисковый, исследовательский;

подготовка сообщения, реферата, проекта, исследовательской работы по материалам изучения и исследования по той или иной теме;

выступление на уроках, конференциях и т. д.;

продуктивная деятельность: защита плакатов, проектов, исследовательских работ;

уход за комнатными растениями, выращивание цветочной рассады;

изготовление гербариев;

уход за домашними животными;

изготовление кормушек;

составление композиций из природного материала;

соблюдение правил поведения в природе.

Ожидаемые результаты

В ходе изучения данной программы в рамках дополнительного образования предполагается сформировать у воспитанников:

Представление о многообразии мира живой природы;

Знание основных принципов охраны природы и правил поведения в природе;

Знания о видах растений и животных, занесённых в Красную книгу Кировской области;

Умение осуществлять простое исследование природных объектов, проводить простые эксперименты в природе;

Умение работать с литературными источниками и найти нужную информацию в интернете;

Желание природосообразного и творческого освоения окружающей среды;

Потребность эстетического восприятия природы;

Желание улучшать окружающую среду.

Воспитанники должны уметь:

1. Получать необходимую информация из литературных источников, справочников и интернета;

2. Работать аккуратно и точно выполнять намеченное;

3. Обрабатывать, обобщать и анализировать информацию;

4. Применять простые методы проектного исследования; проводить анализ, систематизировать, делать выводы на основе полученных результатов;

5. Проводить математическую и компьютерную обработку результатов исследования;

6. Подготовить сообщение по материалам исследования и выступить перед аудиторией;

7. Использовать полученные результаты в природоохранной практике;

8. Различать и узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных в природе.

 

Виды контроля знаний и умений воспитанников объединения

Виды контроля

Краткая характеристика

Предварительный (ориентировочный, диагностический)

Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение знаний перед изучением темы

Текущий

(исполнительный,

операционный,

следящий)

Выявление объёма, глубины и качества восприятия изучаемого материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях по экологии и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности воспитанников и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы.

Стимулирование интереса воспитанников к изучаемому предмету и их активности в познании.

Тематический

(периодический)

Обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка проектов и исследовательских работ

Итоговый

Контроль результативности формирования умений и навыков в соответствии с требованиями программы. Презентация работы и выступления воспитанников на районных, областных и Всероссийских мероприятиях для детей

 

 

Формы проведения занятий

  • Теоритические: лекция; рассказ - презентация; сообщение; познавательное чтение; экологические упражнения, задачи; тренинги.

2. Практические:

- практические занятия; лабораторные (опыты, эксперименты);

- наблюдения (самостоятельные и сезонные);

- экологические экскурсии в природу;

- изготовление гербариев;

- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры –путешествия;

- создание презентаций, слайд - фильмов, видеофильмов, флористических работ, рисунков, плакатов.

Эколого-познавательные массовые мероприятия:

Выпуск Экологической газеты;

Конкурсы и викторины, КВН;

Экологические праздники: «День Земли», «Дни птиц», «Марш парков», «День водно-болотных угодий», «День сохранения биоразнообразия», «День воды», «Дни защиты от экологической опасности»;

Конференции: «Юные исследователи природы», «Я познаю природу», «Человек и природа»;

Выставки «Зеркало природы», «Зимних и рождественских композиций», «Прикладного творчества», «Экологической и природоохранной работы»;

Экологические акции и субботники.

Учебно - тематический план (216 часов)

Темы

Всего

Теория

Практика

1

Введение

6

2

4

2

Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами

10

4

6

3

Сезонные и возрастные изменения у растений

30

10

20

4

Влияние абиотических факторов на жизнь растений.

- Свет в жизни растений

- Тепло в жизни растений

- Вода в жизни растений

- Воздух в жизни растений

- Почва в жизни растений

70

 

10

15

15

15

15

23

3

5

5

5

5

46

6

10

10

10

10

5

Влияние биотических факторов на жизнь растений.

- Растения и животные

- Влияние растений друг на друга

- Грибы и бактерии в жизни растений.

38

20

6

12

11

6

2

3

27

14

4

9

6

Изменение растений в течение жизни

12

3

9

7

Разнообразие условий существования и их влияние на растения

10

3

7

8

Жизненные формы растений

10

3

7

9

Растительные сообщества

24

6

18

10

Охрана растительного мира

6

2

4

 

Итого

216

64

152

 

Содержание программы «Экология растений» (216часов)

Тема

(количество

часов)

Вид

занятия

Содержание темы

Форма

проведения занятия

Подведения

итогов

1

Введение

3часа

Теория-1

Практика-2

Что изучает экология растений. Особенности взаимодействия растений и животных со средой. Способ питания и обмен веществ, подвижность растений, длительность роста, способы защиты

Лекции-презентация. Рассказ. Беседа.

Диагностика начального уровня знаний

2

Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами

(10 часов)

Теория-4

Практика-6

Наблюдение за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных.

Фенология. Фенологические фазы.

Лекции-презентация. Рассказ. Беседа.

Экскурсия: «Определение возраста растений», «Определение жизненных форм растений».

«Растения зимой», «Весенние явления в жизни растений». Составление списков господствующих и сопутствующих видов этих сообществ, описание ярусов, наблюдение за проростками и подростом)»

Практическое занятие:

«Уход за комнатными растениями»

Выявление объёма, глубины и качества восприятия изучаемого материала.

Дневник

наблюдений

Приложение 5

3

Сезонные и возрастные изменения у растений

(30 часов)

Теория-10

Практика-20

Осень и зима в жизни растений. Как растения готовятся к зиме.

Весна и лето в жизни растений. Предвесенье. Ранняя и поздняя весна. Яровые однолетники. Отава.

Изменение растений в течение жизни. Возраст, как его определить.

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний.

Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни.

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев.

Лекция, презентация, рассказ, беседа.

Экскурсия «Растения зимой», «Весенние явления в жизни растений»

Практическое занятие

«Определение возраста растений», «Определение жизненных форм растений».

Практическое занятие:

«Уход за комнатными растениями»

Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы

Дневник

наблюдений

Приложение 5

4

Влияние абиотических факторов на жизнь растений

(70 часов)

Теория-23

Практика-46

Для чего нужен свет растениям. Разнообразие условий освещения на Земле. Ка можно регулировать условия освещения растений.

Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения тенелюбивые и теневыносливые растения. Приспособления растений к меняющим! условиям освещения.

Тепло в жизни растений. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Улучшение температурных условий для растений.

Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температур окружающей среды.

Приспособления растений к высоким и низким температурам. Экологические группы растений по отношению к теплу и холоду (нехолодостойкие, неморозостойкие, льдоустойчивые растения); жаровыносливые растения.

Вода в жизни растений. Для чего нужна вода растениям? Как поступает удерживается вода в растениях, на что расходуется, обеспечение водой.

Экологические группы растений по отношению к воде. Водные влаголюбив растения. Растения, требующие умеренного увлажнения. Засухоустойчивые растения.

Воздух в жизни растений. Газовый состав воздуха в жизни растений. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. Приспособления растений к опылению распространению ветром.

Почва в жизни растений. Что представляет собой почва. Для чего растениям ну> почва. Улучшение почв человеком. Как надо оберегать почву. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

Лекции-презентация. Рассказ. Беседа.

Практические занятия

Практическое занятие:

«Уход за комнатными растениями»

Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы

«Влияние света на рост растений»

«Влияние воды на жизнь растений»

«Влияние тепла, воздуха на растения»,«Влияние состава почв на растения».

Обобщение и систематизация знаний темы

Мини - проекты

5

Влияние биотических факторов на жизнь растений

(38 часов)

Теория-11

Практика-27

Животные и растения. Животные-опылители. Как распределяют плоды и семена люди и животные.

Растения и растительноядные животные. Растения-хищники.

Влияние растений друг на друга прямые и через изменения среды.

Грибы и бактерии в жизни растений. Круговорот веществ. Сожительство растений с грибами и бактериями.

Бактериальные и грибные болезни растений: фитофтороз, рак коры и др.

Лекции-презентация. Рассказ. Беседа.

«Распространение плодов и семян»

Обобщение и систематизация знаний темы

Проект

«Взаимодействие леса с окружающей средой»

6

Изменение растений в течение жизни

(12часов)

Теория-3

Практика-9

Как долго живут растения и как определяют их возраст. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Высшие растения. Вегетативные органы. Репродуктивные органы. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний.

Лекции-презентация. Рассказ. Беседа.

Практическое занятие: Уход за комнатными растениями

«Периоды жизни и возрастные состояния растений»

Мини-проекты

7

Разнообразие условий существования и их влияние на растения

(10 часов)

Теория-3

Практика-7

Место обитания растений, Природные зоны. Как могут меняться размеры растений от условий обитания.

Жизненное состояние растений: высокий, средний и низкий уровни жизненного состояния. Вторичный покой растения

Лекции-презентация. Рассказ. Беседа.

Практическая работа

Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений. Пикировка растений

Обобщение и систематизация знаний темы

Мини-проект

«Человек и лес»

8

Жизненные формы растений

(10 часов)

Теория-3

Практика-7

Классификация жизненных форм.

Разнообразие деревьев. Деревья лесной зоны. Деревья пустынь. Деревья саванн. Деревья вечнозелёных тропических лесов. Деревья - удушители и деревья рощи.

Лекции-презентация. Рассказ. Беседа.

Наблюдения

Обобщение,

Мини-проект

«Сообщества смешанного леса»

9

Раститель-ные сообщества

(24 часа)

Теория-6

Практика-18

Растительные сообщества. Еестественный и искусственный растительный покров. Лес, луг, болото, степи. Природные зоны. Состав растительных сообществ. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Изменение сообществ по сезонам и годам. Смена сообществ.

Влияние сообществ на окружающую среду. Воздействие человека на растительность.

Лекции-презентация. Рассказ. Беседа.

Экскурсия «Знакомство с разными типами растительных сообществ (лес, луг, вода) см.

Практическая работа: Высаживание рассады цветов

Обобщение и систематизация знаний темы

Мини-проект

«Ярусность растительности смешанного леса»

10

Охрана раститель-ного мира

(6 часов)

 

Теория-2

Практика-4

Охрана растений. Редкие и охраняемы растения.. Охраняемые территории и их значение. Заповедники, национальные парки, памятники природы. Редкие и охраняемые растения своей местности .Контроль и наблюдение за состоянием растений. Меры охраны растительного мира. Красные книги.

Лекции-презентация. Рассказ. Беседа.

Экологическая игра-

Растительный мир нашей планеты».

Оформление стендов с изобра-жением редких и охраняемых растений своей местности; памятников природы своего края.

Практическая работа

Уход за рассадой цветов

Мини-проект

«Наши зеленые друзья»

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.