Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» для 5-10 лет

0
0
Материал опубликован 9 November 2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________ С.В. Карпов

« ____ » ______________ 20___г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

(экспериментальная)

Возрастной состав обучающихся – 5 – 10 лет

Продолжительность образовательного цикла – 1 год

Программа разработана и реализуется с 2010 года

Авторы: Куликова И.Д.,

Шубина Н.В.,

педагоги дополнительного образования

Воронеж

2015

Авторы:

Куликова Ирина Даниловна, Шубина Надежда Валерьевна - педагоги дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи

Под редакцией Глущенко Натальи Николаевны, замдиректора по научно-методической работе

 

Образовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. В основе программы лежит изучение различных техник работы с бумагой - аппликация, оригами и др., работа с пластилином и с природным материалом. В программе учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Главная цель программы: развитие творческих способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посредством декоративно-прикладного искусства.

Программа рассмотрена педагогическим советом ДТДиМ от «__»____________20___г, протокол № __, экспертным советом ДТДиМ от «___»___________20___г, протокол №___ и рекомендована к использованию в ДТДиМ.

© Куликова И.Д., Шубина Н.В.

© ДТДиМ

Пояснительная записка

Учеными давно было установлено, что между ручной деятельностью ребенка и развитием его психики и мышления существует непосредственная связь (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова). Маленький ребенок больше всего на свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, ведь именно от них зависит управление движениями руки.

Занятия декоративно-прикладным творчеством, особенно в системе дополнительного образования детей позволяют ребенку своевременно и разносторонне овладевать наибольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. В программе «Умелые ручки», имеющей художественную направленность, особое внимание уделяется развитию движений рук, а именно пальцев кисти, так как существует тесная взаимосвязь между координацией тонких, легких движений пальцев рук и речью. Концепция программы основывается на том, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. А речь ребенка в свою очередь является ярким показателем его интеллекта. Основоположники психологии Блонский П. П., Выготский Л.С. утверждают что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом развитие мелкой моторики влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и, во-вторых, помогает овладеть навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Кроме того, с возрастом многие утрачивают полноту осознания своих ощущений, а дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира.

Руководствуясь современными психолого-педагогическими знаниями, авторы программы «Умелые ручки» за ее основу взяли обучение детей технике работы с бумагой, пластилином, природными материалами, так как данные виды декоративно-прикладного творчества воспитывают художественный вкус ребенка и бережное отношение к культурному наследию, развивают личностный потенциал в ходе творческой деятельности, способствуют осмыслению места декоративно- прикладного искусства в жизни ребенка.

По новизне программа «Умелые ручки» является рационализаторской, так как разработана путем усовершенствования программы дополнительного образования «Цветик-семицветик» в плане расширения содержания и организации основ обучения.

Учитывая, что современному обществу нужны всесторонне развитые, уверенные в себе личности, а личность, как известно, формируется с самого раннего возраста, перед педагогами и родителями возникает проблема адаптационного периода «домашних» детей к детскому саду (начальной школе), недостаток трудового опыта, неумение оценить свои силы часто приводят к тому, что дети сначала теряют уверенность в своих силах, а затем и интерес к творчеству. Программа призвана помочь детям с самого раннего возраста стать уверенными и творчески мыслящими людьми, – в этом состоит её актуальность.

Общеразвивающая образовательная программа «Умелые ручки», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, построена таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать «ситуацию успеха» и выразить себя как личность. Это подтверждает педагогическую целесообразность программы.

 Цель программы: развитие творческих способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, посредством декоративно-прикладного искусства, создание условий для их самовыражения.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

- формирование практических умений и навыков художественно-творческой деятельности;

-развитие мелкой моторики в процессе творческой деятельности;

- развитие эстетической и эмоциональной отзывчивости детей к произведениям искусства, умения понимать и ценить декоративно-прикладное творчество;

- воспитание художественного вкуса, трудолюбия, уверенности в своих силах.

Образовательная программа «Умелые ручки» может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в этом проявляется ее отличительная особенность от других программ. Посещая объединения учреждений дополнительного образования, занимаясь с педагогом, другими воспитанниками, а также самостоятельно, без помощи родителей, воспитанники постепенно приобщаются к миру декоративно-прикладного творчества. В таких условиях ребенок учится работать в группе, развивать свои возможности и в результате раскрывается его творческий потенциал. У него расширяется кругозор, представление об окружающем мире, что способствует его адаптации в обществе. Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья приобщаются к культуре и творчеству, с одной стороны, и интегрируются в общество с другой, становясь его потенциальными членами. Данная программа отвечает потребности общества в инклюзивном образовании, там где ребенок-инвалид включен в образовательный процесс, ему создаются особые условия для его развития и обеспечивается доступ к миру прекрасного.

Образовательная программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет (дошольники), 7-10 лет (младшие школьники), т.е. уровень её реализации - дошкольное и начальное общее образование.

Ведущей деятельностью воспитанников дошкольного возраста является игра – это естественный для ребенка вид деятельности. В игре перерабатываются полученные от окружающего мира впечатления. Дети в этом возрасте эмоционально отзывчивы и искренне сопереживают героям сказочных произведений, поэтому каждое занятие начинается какой-либо историей, а ребенок на каждом занятии чувствует себя участником этих событий.

У детей младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учение, они учатся анализировать, рассуждать, уже могут произвольно концентрировать внимание, но игра по-прежнему значима в их жизни. Игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания и мечты, ему открывается широкий простор для проявления творческой активности. Педагоги учитывают это при выборе приемов, средств, форм обучения. В их арсенале более сложные сюжетные имитационные, ролевые игры.

Количество детей в группе 12 человек. Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ проводятся в группе из 6 человек.

Состав группы постоянный.

Срок реализации образовательной программы каждого варианта - 1 год, программа реализуется в нескольких вариантах:

по 1-му и 2-му варианту программы обучаются дети в возрасте 5-6 лет,

по 3-му варианту программы обучаются дети в возрасте 7-10 лет.

Режим занятий:

по первому варианту программы (дошкольный уровень) - 2 раза в неделю по 1 часу (1ч. – 30 мин.), всего 72 часа в год, что обусловлено медицинскими нормами для данного возраста детей,

по второму варианту программы (дошкольный уровень) - 3 раза в неделю по 1 часу (1ч. – 30 мин.), всего 108 часов в год, что обусловлено медицинскими нормами для данного возраста детей,

по третьему варианту (младший школьный уровень) - 2 раза в неделю по 3 часа (1ч. – 45 мин.), всего 216 часов в год, в соответствии с нормами СанПин.

При обучении используются следующие формы занятий: теоретическая и практическая, фронтальная и индивидуальная.

Фронтальные и теоретические формы занятий используются для объяснения нового материала, при знакомстве с разными видами аппликации (обрывная, симметричная, предметная, объемная), лепки (соленое тесто, глина, пластилин), оригами (одностороннее, модульное, объемное) и др. Индивидуальные формы применяются с детьми с ОВЗ, а также с детьми требующими повышенного внимания. Практические занятия рассматриваются как наиболее эффективная форма обучения и занимают значительно большее количество учебного времени.

Применяются также и сопутствующие формы проведения занятий – выставки работ обучающихся, посещение музеев и выставок, участие в различных конкурсах и мероприятиях, игры.

В педагогическом процессе применяются репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод отображающий деятельность педагога и воспитанника применяется, когда педагогу необходимо сообщить сведения различными способами, а обучающиеся воспринимают, осмысливают и закрепляют их в памяти. Педагог сообщает теоретические сведения о декоративно-прикладном творчестве, возрождении народных традиций путем устной речи. На занятиях широко используются наглядные средства (плакаты с правилами техники безопасности, Символикой России, тематические плакаты к Праздникам, технологические карты – изготовления фигур оригами, лепке из пластилина и соленого теста, образцы работ для каждого занятия). Воспитанники слушают, усваивают информацию, следят, сравнивают новые сведения с ранее изученными и запоминают. 

     Репродуктивный метод используется для усвоения навыков и умений в декоративно-прикладном творчестве. Педагог предлагает задачи, а обучающийся их решает, при этом рассматриваются похожие задачи, составляются проекты и т.д. Воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются важнейшими признаками репродуктивного метода. 

В программе используются игровые технологии и технологии творческой деятельности.

Давно известно, что игра, являясь развлечением и отдыхом, способна перерасти в обучение и творчество. Игровые технологии широко применяются на занятиях, так как игра выступает как средство побуждения и стимулирования обучающихся к творческой деятельности. Целесообразно использовать данные технологии на занятиях в виде игровых приёмов и ситуаций. Например, при изучении темы «Мастерская Деда Мороза» детям предлагается представить себя помощниками Деда Мороза, которые мастерят игрушки к Новому году. Эффективно проводить такие занятия в форме соревнований.

Игра  позволяет  развивать  и  закреплять  у детей   навыки  самостоятельной  работы,  умение  творчески  мыслить,  помогает  непринужденно  взаимодействовать  в  коллективе,  снимает  напряжение. Высокая  активность,  эмоциональная  окрашенность  игры  порождает  открытость  участников.  Ребенок раскрывается,  отбрасывает  в  игре  психологическую  защиту,  теряет  настороженность,  становится  самим  собой. 

В  игровой  деятельности    могут  быть разные  типы  «призов»:  материальный (подарок),  моральный  (поощрение,  грамота,  широкое  объявление  результата),  психологический  (самоутверждение,  подтверждение  самооценки) . Как  отмечает  А.Д.  Андреева,  «обучающая  задача,  поставленная  в  игровой  форме,  имеет  то  преимущество,  что  в  ситуации  игры  ребёнку  понятна  сама  необходимость  приобретения  новых  знаний  и  способов  действия».

На занятиях по программе «Умелые ручки» применяются элементы творческой деятельности. Задания формируются таким образом, чтобы ребенок не был скован жесткими рамками, а мог свободно придумывать, творить. Работа строится таким образом, что основное внимание на первых этапах уделяется не конечному результату (материальному воплощению идеи), а самому течению творческого процесса, самостоятельному поиску ребенка, направленному на решение задач, не имеющих однозначного ответа.

В процессе изготовлении поделки воспитанникам предлагается выбор ее цвета, формы, материала и т. д., что способствует творческому включению в работу и развитию креативности.

Для реализации программы применяются следующие методы воспитания:

- методы формирования сознания (методы убеждения): убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, рассказов, объяснений. На примере образцов работ, педагог показывает воспитанникам, что подарки, сделанные своими руками, в которых вложено тепло и любовь, в наше время ценятся больше чем остальные. Пусть творения детей не всегда являются образцами красоты, но важнее то чувство гордости и радости, которое переполняет их в процессе работы.

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: педагогическое требование предполагает формирование способностей к организованным действиям разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса педагогом и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности. На занятиях дети обучаются организации своего рабочего места, содержании его в чистоте, выполнению правил техники безопасности. Также формируется навык стойкого удержания внимания в процессе изготовления поделки.
- методы стимулирования поведения и деятельности: главное назначение данных методов - дополнительное стимулирование влияния и усиление действия рассмотренных ранее методов, которые принято называть основными. Из методов стимулирования используются поощрение и наказание. Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых.

Успешно выполненная работа, при изготовлении открыток к праздникам, стимулирует ребенка к дальнейшей творческой деятельности, что выражается в желании сделать подарки всем членам семьи. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми.

В свете современных требований ФГОС для дошкольников, условия реализации программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие:

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Художественно-эстетическое развитие:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

По требованиям ФГОС начального общего образования у воспитанников должны быть сформированы следующие результаты:

1.Предметные результаты:

По окончании обучения 2 варианта программы (младший школьный уровень) воспитанники должны знать:

гармоничное сочетание цветов;

основные приемы лепки;

условные знаки оригами;

различные приемы аппликации;

и уметь:

составлять простейшие аппликационные композиции;

выполнять узоры в полосе, квадрате, круге, используя технику аппликации;

уметь читать схемы с условными знаками оригами и выполнять различные приемы складывания;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, лепке, оригами.

2. Личностные результаты:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

3.Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

С позиций компетентностного подхода у воспитанников должны быть сформированы следующие компетенции:

- информационно-познавательная (умение создавать творческие работы и разыгрывать воображаемые ситуации; самостоятельно выбирать интересующий вид деятельности на практических занятиях);

- социокультурная (умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения; любовь к природе, животным, родителям; умение давать правовую оценку поступкам других людей и оценивать свои действия);

- коммуникативная (умение адаптироваться в детском сообществе; слушать и анализировать информацию, получаемую от педагога)

Итоги реализации данной образовательной программы подводятся в следующих формах: городские и областные выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества, конкурсы и праздники.

Учебно-тематический план

1 вариант

п\п

Раздел (тема)

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.«Осенняя фантазия»

1.1.

Вводное занятие

1

1

-

1.2.

Аппликация

8

1

7

1.3.

Лепка из пластилина

8

1

7

1.4.

Оформительская деятельность

5

1

4

Раздел 2. «Зимушка-зима»

2.1.

Мастерская Деда Мороза

9

1

8

2.2.

Искусство оригами

10

2

8

2.3.

Скрапбукинг

10

1

9

 

Раздел 3. «Весеннее настроение»

3.1.

 

Лепка из соленого теста

4

1

3

3.2.

Аппликация из полос цветной бумаги

4

1

3

3.3.

Поделки из ниток

4

1

3

3.4.

Объемные поделки

4

1

3

3.5.

Смешанная техника

4

1

3

3.6.

Итоговое занятие

1

-

1

 

Итого

72

13

59

Содержание тем

1 вариант

Раздел 1. «Осенняя фантазия»

 

Тема 1.1 (1 час).

«Вводное занятие»

Теория: Знакомство с программой объединения. Правила техники безопасности. Используемые при работе материалы и их свойства. Организация рабочего места. Символика РФ: гимн, герб, флаг (1 час).

 

Тема 1.2 (8 часов).

«Аппликация»

Теория: Технология изготовления аппликации из цветной бумаги, аппликация из природного материала, аппликация из салфеток. Понятие о шаблоне. Способы вырезания мелких и симметричных деталей (1 час).

Практика: Изготовление аппликаций из цветной бумаги («Зонтик», «Мухомор», «Заготовки на зиму», «Павлин», «Автомобиль»), из природного материала («Рыбка», «Петушок», «Осенний пейзаж») обрывная аппликация ( «Золотая рыбка», «Листопад», «Осеннее дерево»), аппликация из салфеток («Зайчик», «Котик», «Щенок», «Цыпленок») (7 часов).

Тема 1.3 (8 часов).

«Лепка»

Теория: Рассказ о лепке из пластилина как о виде декоративно-прикладного творчества. Знакомство со основными деталями и формами (1 час).

Практика: Лепка из пластилина с использованием природного материала («Ежик из семечек», «Грибочек из каштанов», «Птица-фантазия», «Осенние овощи», «Осенние фрукты», «Цветок», «Бабочка», плоскостные работы из пластилина – «Черепашка», «Пингвин», «Котенок» (7 часов).

Тема 1.4 (5 часов).

«Оформительская деятельность»

Теория: Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры (1 час).

Практика: «Отпечатки листьев», «Текстура акварелью», «Стенгазета ко Дню матери», «Открытка ко Дню матери» (4 часа).

Раздел 2. «Зимушка-зима»

Тема 2.1 (9 часов).

«Мастерская Деда Мороза»

Теория: Рассказ об истории Нового года, о традиции дарить подарки своими руками (1 час).

Практика: Изготовление поделок («Белый медведь», «Снеговик из ватных дисков», «Сапожок», «Варежка», «Символ года», «Елочка», «Ангелочек», «Часы», «Зимние домики», «Снегирь», «Шарики на елочку», «Зимний пейзаж», «Новогодняя открытка», Снежинка, поделки на свободную тему) (8 часов).

Темя 2.2 (10 часов).

«Искусство оригами»

Теория: Знакомство с основными базовыми формами в технике одностороннего и объемного оригами (2 часа).

Практика: Одностороннее оригами («Щенок», «Домик», «Снежинка», «Грибок»), объемное оригами («Кораблик», «Самолетик», «Коробочка», «Сапожок») (8 часов).

Тема 2.3 (10 часов).

«Скрапбукинг»

Теория: Знакомство с техникой скрапбукинг. Показ образцов открыток и коллажей

(1 час).

Практика: Изготовление открыток «Валентинка», «Дорогому папе», «Любимой маме», коллаж на свободную тему, коллективная работа «Фантазия» (9 часов).

Раздел 3. «Весеннее настроение»

Тема 3.1 (4 часа).

«Лепка из соленого теста»

Теория: Знакомство с составом соленого теста, его свойствами, техникой работы, инструментами (1 час).

Практика: «Домики», «Грибы», «Цветные карандаши», Панно «Цветы», «Подкова на счастье» (3 часа).

Тема 3.2 (4 часа).

«Аппликация из полос цветной бумаги»

Теория: Знакомство с аппликацией из полос цветной бумаги (1 час).

Практика: «Цепочка из колец», «Солнышко», «Ромашка» (3 часа).

Тема 3.3 (4 часа)

«Поделки из ниток»

Теория: Изучение свойств волокнистых материалов, правил работы с нитками (1 час).

Практика: Изготовление поделок «Сердечко», «Весеннее дерево», «Барашек» (3 часа).

Тема 3.4 (4 часа).

«Объемные поделки»

Теория: Беседа об объемных поделках. Показ образцов, знакомство с техникой изготовления (1 час).

Практика: Изготовление объемных поделок «Медвежонок»,

«Пасхальная коробочка», «Цветок из салфеток», «Весенний топиарий» (3 часа).

Тема 3.5 (4 часа).

Теория: Объяснение правил работы в малых группах. Повторение пройденных техник, их сочетание в коллективных работах (1 час).

Практика: Изготовление работ в смешанной технике («Подснежник», «Стенгазета к Дню победы», «Открытка к 9 мая», «Пасхальные яйца из пластилина и бисера», «Ветка сакуры») (3 часа).

Тема 3.6 (1 час).

«Итоговое занятие»

Практика: Подведение итогов за год. Организация выставки работ обучающихся (1 час).

Учебно-тематический план

2 вариант

п\п

Раздел (тема)

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.«Осенняя фантазия»

1.1.

Вводное занятие

1

1

-

1.2.

Аппликация

16

1

15

1.3.

Лепка из пластилина

11

1

10

1.4.

Оформительская деятельность

6

1

5

Раздел 2. «Зимушка-зима»

2.1.

Мастерская Деда Мороза

12

1

11

2.2.

Искусство оригами

16

2

14

2.3.

Скрапбукинг

16

1

15

 

Раздел 3. «Весеннее настроение»

3.1.

 

Лепка из соленого теста

6

1

5

3.2.

Аппликация из полос цветной бумаги

6

1

5

3.3.

Поделки из ниток

6

1

5

3.4.

Объемные поделки

5

1

4

3.5.

Смешанная техника

6

1

5

3.6.

Итоговое занятие

1

-

1

 

Итого

108

13

95

Содержание тем

2 вариант

Раздел 1. «Осенняя фантазия»

 

Тема 1.1 (1 час).

«Вводное занятие»

Теория: Знакомство с программой объединения. Правила техники безопасности. Используемые при работе материалы и их свойства. Организация рабочего места. Символика РФ: гимн, герб, флаг (1 час).

 

Тема 1.2 (16 часов).

«Аппликация»

Теория: Технология изготовления аппликации из цветной бумаги, аппликация из природного материала, аппликация из салфеток. Понятие о шаблоне. Способы вырезания мелких и симметричных деталей (1 час).

Практика: Изготовление аппликаций из цветной бумаги («Зонтик», «Мухомор», «Заготовки на зиму», «Павлин», «Автомобиль»), из природного материала («Рыбка», «Петушок», «Осенний пейзаж») обрывная аппликация ( «Золотая рыбка», «Листопад», «Осеннее дерево»), аппликация из салфеток («Зайчик», «Котик», «Щенок», «Цыпленок») (15 часов).

Тема 1.3 (11 часов).

«Лепка»

Теория: Рассказ о лепке из пластилина как о виде декоративно-прикладного творчества. Знакомство со основными деталями и формами (1 час).

Практика: Лепка из пластилина с использованием природного материала («Ежик из семечек», «Грибочек из каштанов», «Птица-фантазия», «Осенние овощи», «Осенние фрукты», «Цветок», «Бабочка», плоскостные работы из пластилина – «Черепашка», «Пингвин», «Котенок» (10 часов).

Тема 1.4 (6 часов).

«Оформительская деятельность»

Теория: Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры (1 час).

Практика: «Отпечатки листьев», «Текстура акварелью», «Стенгазета ко Дню матери», «Открытка ко Дню матери» (5 часов).

Раздел 2. «Зимушка-зима»

Тема 2.1 (12 часов).

«Мастерская Деда Мороза»

Теория: Рассказ об истории Нового года, о традиции дарить подарки своими руками (1 час).

Практика: Изготовление поделок («Белый медведь», «Снеговик из ватных дисков», «Сапожок», «Варежка», «Символ года», «Елочка», «Ангелочек», «Часы», «Зимние домики», «Снегирь», «Шарики на елочку», «Зимний пейзаж», «Новогодняя открытка», Снежинка, поделки на свободную тему) (11 часов).

Темя 2.2 (16 часов).

«Искусство оригами»

Теория: Знакомство с основными базовыми формами в технике одностороннего и объемного оригами (2 часа).

Практика: Одностороннее оригами («Щенок», «Домик», «Снежинка», «Грибок»), объемное оригами («Кораблик», «Самолетик», «Коробочка», «Сапожок») (14 часов).

Тема 2.3 (16 часов).

«Скрапбукинг»

Теория: Знакомство с техникой скрапбукинг. Показ образцов открыток и коллажей

(1 час).

Практика: Изготовление открыток «Валентинка», «Дорогому папе», «Любимой маме», коллаж на свободную тему, коллективная работа «Фантазия» (15 часов).

Раздел 3. «Весеннее настроение»

Тема 3.1 (6 часов).

«Лепка из соленого теста»

Теория: Знакомство с составом соленого теста, его свойствами, техникой работы, инструментами (1 час).

Практика: «Домики», «Грибы», «Цветные карандаши», Панно «Цветы», «Подкова на счастье» (5 часов).

Тема 3.2 (6 часов).

«Аппликация из полос цветной бумаги»

Теория: Знакомство с аппликацией из полос цветной бумаги (1 час).

Практика: «Цепочка из колец», «Солнышко», «Ромашка» (5 часов).

Тема 3.3 (6 часов)

«Поделки из ниток»

Теория: Изучение свойств волокнистых материалов, правил работы с нитками (1 час).

Практика: Изготовление поделок «Сердечко», «Весеннее дерево», «Барашек» (5 часов).

Тема 3.4 (5 часов).

«Объемные поделки»

Теория: Беседа об объемных поделках. Показ образцов, знакомство с техникой изготовления (1 час).

Практика: Изготовление объемных поделок «Медвежонок»,

«Пасхальная коробочка», «Цветок из салфеток», «Весенний топиарий» (4 часа).

Тема 3.5 (6 часов).

Теория: Объяснение правил работы в малых группах. Повторение пройденных техник, их сочетание в коллективных работах (1 час).

Практика: Изготовление работ в смешанной технике («Подснежник», «Стенгазета к Дню победы», «Открытка к 9 мая», «Пасхальные яйца из пластилина и бисера», «Ветка сакуры») (5 часов).

Тема 3.6 (1 час).

«Итоговое занятие»

Практика: Подведение итогов за год. Организация выставки работ обучающихся (1 час).

Учебно-тематический план

3 вариант

п\п

Раздел(тема)

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.«Осенняя фантазия»

1.1.

Вводное занятие

3

3

-

1.2

Аппликация

33

6

27

1.3.

Лепка из пластилина

9

3

6

1.4.

Оформительская деятельность

24

3

21

Раздел 2. «Зимушка-Зима»

2.1.

Мастерская Деда Мороза

27

3

24

2.2.

Искусство оригами

30

6

24

2.3.

Скрапбукинг

24

3

21

Раздел 3.«Весеннее настроение»

3.1.

Бумагопластика

30

6

24

3.2.

Объемные поделки из бумаги

24

3

21

3.3.

Смешанная техника

9

3

6

3.4.

Итоговое занятие

3

-

3

 

Итого

216

39

177


 

Содержание тем

3 вариант

Раздел 1. «Осенняя фантазия»

Тема 1.1 (3 часа).

«Вводное занятие»

Теория: Цели и задачи программы 2 года обучения. Правила поведения и техники безопасности на занятиях в объединении. Символика РФ: гимн, герб, флаг (3 часа).

Тема 1.2 (33 часа).

«Аппликация»

Теория: Знакомство с различными видами аппликации (обрывная аппликация, аппликация с использование природного материала, аппликация из геометрических фигур, аппликация из ладошек и др.), цветовым кругом, приемами работы (6 часов).

Практика: Обрывная аппликация («Осенний букет», «Зонтики»), аппликация из геометрических фигур ( «Заготовки в банке», «Настроение»), аппликация из природного материала («В стране Листопадии», «Лукошко с грибами»), аппликация из ладошек («Кленовый лист», «Осеннее дерево», «Ежик») (27 часов).

Тема 1.3 (9 часов).

«Лепка из пластилина»

Теория: Разговор о лепке как о виде декоративно-прикладного творчества. Приемы работы с пластилином. Лепка по воображению. Знакомство с техникой растирка. (3 часа).

Практика: Лепка из пластилина фигурок различных животных (собака, кошка, крокодил). Создание композиции «Мышка в сыре» техника растирка (6 часов).

Тема 1.4 (24 часа).

«Оформительская деятельность»

Теория: Как создается коллективное панно. Способы оформления работ на выставку (паспарту, оформление на стенде, рамки) (3 часа).

Практика: Создание коллективного панно («Осень и зима»). Оформление своих работ на выставку, создание коллажа на свободную тему и расписание уроков. Изготовление открыток ко дню Матери, выпуск стенгазеты (21 час).

Раздел 2. «Зимушка-зима»

Тема 2.1 (27 часов).

«Мастерская Деда Мороза»

Теория: Знакомство с традициями и обычаями встречи Нового года в разных странах. Демонстрация образцов работ предыдущих воспитанников на новогоднюю тематику (3 часа).

Практика: Изготовление поделок (« Снежинки», « Новогодняя елка из бумаги и картона», «Рождественские украшения (ангелочки и колокольчики), «Волшебный фонарик», «Сапожок Санты», «Символ Нового года», «Игрушки на елку», «Новогодние открытки» (24 часа).

Тема 2.2 (30 часов).

«Искусство оригами»

Теория: Искусством оригами. Виды и свойства бумаги. Условные знаки и основные приемы складывания («долина», «гора», «молния»). Используемые термины и базовые формы (6 часов).

Практика: Изготовление различных фигур в технике оригами («Сердечко», «Коробочка», «Рубашка», Фотоаппарат», «Птичка», «Котик», «Лягушка») (24 часа).

Тема 2.3 (24 часа).

«Скрапбукинг»

Теория: Техника скрапбукинг, история происхождения данной техники (3 часа).

Практика: Создание скрап-альбома, изготовление рамок для картин и фотографий, открыток к 23 февраля, создание коллективного панно «Мой любимый город», изготовление коробочки для мелких вещей (21 час).

Раздел 3. «Весеннее настроение»

Тема 3.1 (30 часов).

«Бумагопластика»

Теория: Различные виды аппликации: однослойная аппликация, аппликация из бумажных полос и бумажных жгутиков, симметричное вырезание, айрисфолдинг (6 часов).

Практика: Изготовление открыток «С днем 8 марта» в технике айрисфолдинг, однослойная аппликация «Слоник из газеты», аппликация из бумажных полос «Золотая рыбка», аппликация из бумажных жгутиков «Аквариум», симметричное вырезание «Пегас» (24 часа).

Тема 3.2 (24 часа).

«Объемные поделки из бумаги»

Теория: Знакомство с объемной поделкой. Способы изготовления объемной поделки. Конструирование на свободную тему (3 часа).

Практика: Изготовление объемных поделок («Медвежонок», «Лошадка», «Пасхальный сувенир»), открытки к Дню Победы. Конструирование игрушек на свободную тему (21 час).

Тема 3.3 (9 часов).

«Смешанная техника»

Теория: Использование различных техник в работе с бумагой. Сюжетно-тематическая поделки (3 часа).

Практика: Изготовление сюжетно-тематических работ к сказкам (6 часов).

Тема 3.4 (3 часа).

«Итоговое занятие»

Практика: Подведение итогов. Организация выставки работ обучающихся (3 часа).


 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы «Умелые ручки»

1 и 2 варианты

Тема

Формы занятий

Приемы

и методы

Дидактиче- ский материал

Итоги

 

Раздел 1. «Осенняя фантазия»

1.1.

Вводное занятие

Фронтальные (беседа)

Объяснительно-иллюстративный

Фото мероприятий объединения, образцы работ

Обучающихся, иллюстрации по символике РФ

Беседа с обучаю-щимисяпо по ТБ

1.2.

Аппликация

Фронтальные (объяснение) Индивидуальные

(практическая работа)

Выставка

Объяснительно-иллюстративные, репродуктивный

Образцы изделий, открытки, иллюстрации, набор шаблонов, лекал

Выставка работ обучающихся

1.3.

Лепка из пластилина

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, открытки, иллюстрации, набор шаблонов, лекал

Выставка работ обучающихся

1.4.

Оформительская деятельность

Фронтальные (объяснение, рассказ)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный

Образцы изделий, открытки, иллюстрации

Выставка работ обучающихся

Раздел 2. «Зимушка-зима»

2.1.

Мастерская Деда Мороза

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, открытки

Выставка работ обучающихся

2.2.

Искусство оригами

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Игра

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, открытки, иллюстрации, технологические карты

Выставка работ обучающихся

2.3.

Скрапбукинг

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, иллюстрации, технологические карты

Выставка работ обучающихся

Раздел 3. «Весеннее настроение»

3.1.

Лепка из соленого теста

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, открытки, иллюстрации

Выставка работ обучающихся

3.2.

Аппликация из полос цветной бумаги

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, открытки, иллюстрации

Выставка работ обучающихся

3.3.

Поделки из ниток

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, открытки, иллюстрации

Выставка работ обучающихся

3.4.

Объемные поделки

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, открытки, иллюстрации

Выставка работ обучающихся

3.5.

Смешанная техника

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, открытки, иллюстрации

Выставка работ обучающихся

3.6.

Итоговое занятие

Фронтальные

(беседа)

Объяснительно-иллюстративный

Работы обучащихся

Итоговая выставка работ

Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы «Умелые ручки»

3 вариант

Тема

Формы занятий

Приемы

и методы

Дидактиче- ский материал

Итоги

Раздел 1. «Осенняя фантазия»

1.1.

Вводное занятие

Фронтальные (беседа)

Объяснительно-иллюстративный

Фото мероприятий объединения, образцы работ, иллюстрации по символике РФ

Беседа с обучаю-щимися

по ТБ

1.2.

Аппликация

Фронтальные (объяснение) Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, открытки, иллюстрации, набор шаблонов, лекал

Выставка работ обучающихся

1.3.

Лепка из пластилина

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, открытки, иллюстрации

Выставка работ обучащихся

1.4.

Оформительская деятельность

Фронтальные (объяснение, рассказ)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный

Образцы изделий, книги, иллюстрации

Выставка работ обучащихся

Раздел 2. «Зимушка-зима»

2.1.

Мастерская Деда Мороза

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, иллюстрации, технологические карты

Выставка работ обучащихся

2.2.

Искусство оригами

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, иллюстрации, технологические карты

Выставка работ обучащихся

2.3.

Скрапбукинг

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, иллюстрации, технологические карты

Выставка работ обучащихся

Раздел 3. «Весеннее настроение»

3.1.

Бумагопластика

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, иллюстрации, технологические карты

Выставка работ обучащихся

3.2.

Объемные поделки из бумаги

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, иллюстрации, технологические карты

Выставка работ обучащихся

3.3.

Смешанные техники

Фронтальные (объяснение, беседа)

Индивидуальные

(практическая работа)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы изделий, книги, иллюстрации, технологические карты

Выставка работ обучащихся

3.4.

Итоговое занятие

Фронтальные

(беседа)

Объяснительно-иллюстративный

Работы учащихся

Итоговая выставка работ

Учебно-методический комплекс к дополнительной образовательной программе «Умелые ручки»

1. Образовательная программа «Умелые ручки».

2. Учебные пособия для педагогов:

Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. - СПб.: Детство-пресс, 2008. - 32с.

Петрова И.М. Театр на столе. - СПб: Детство-пресс, 2006.-80с.

Полунина В.Н. Искусство и дети. - М.:Просвещение,1979. -234с.

Планы-конспекты учебных занятий.

Календарно-тематическое планирование.

Подбор дидактического материала:

Соколова С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство -пресс, 2008. - 64с.

Соколова С. В. Сказки из бумаги. - СПб.: ЗАО «Валери», 1998. -224 с.

Соколова-Кубай Н.Н. Узоры из бумаги. - М.: Культура и традиции, 2006. - 80 с.

Наглядные средства обучения:

Сценарии праздников: «Город мастеров», «Снегурочкина академия. Веселое новогоднее путешествие», «Этикет»

Иллюстративный материал по изучаемым темам.

Картинки с изображением животных и растений.

Лучшие работы воспитанников предыдущих лет обучения (для демонстрации).

Технологические карты по оригами.

Комплекты открыток по различным темам.

Образцы работ по темам.


 

Средства обучения по программе


 

Перечень учебного оборудования


 

Технические средства обучения

Инструменты и приспособления общего пользования

Инструменты и приспособления индивидуального пользования

Проигрыватель для DVD и CD дисков

Диски с музыкальными произведениями, сказками, мультфильмами

Доска

Стенды

Гербарии

Канцтовары - ножницы

Доска для пластилина


 


 

Перечень расходных материалов

п/п

Тема

Расходные материалы

Количество на 1-го обучающегося

Приме-

чание

Раздел 1. «Осенняя фантазия»

1.1.

Аппликация

Цветная бумага Ватман

Клей-ПВА

Картон

Ткань

Карандаш простой

3 пачки

3 листа

1 флакон

2 пачки

0,4

1шт.

Разных цветов

1.2.

Лепка

Пластилин

Стеки

2пачки

1 шт.

 

1.3.

Оригами

Цветная бумага Белая бумага

Клей-карандаш

2 пачки

40 листов

1 шт.

Двусторонняя

Формат А4

1.4.

Оформительская деятельность.

Изготовление открыток к праздникам

Цветная бумага

Ватман

Клей ПВА

Картон

Гуашь

Кисти

2 пачки

5 листов

1 флакон

6 листов

1 коробка

2 шт

№4,№6

Раздел 2. «Зимушка-зима»

2.1.

Мастерская Деда Мороза

Цветная бумага Ватман

Клей-ПВА

Картон

Ткань

Карандаш простой

2 пачки

3 листа

1 флакон

2 пачки

0,4

1шт.

Двусторонняя

Формат А4

2.2.

Искусство оригами

Бумага белая

Карандаш простой

Линейка

Ножницы

20 листов

2 шт.

1 шт.

1 шт.

 

2.3.

Скрапбукинг

Цветная бумага Ватман

Клей-карандаш

Картон

Карандаш простой

1 пачка

1 лист

1 шт.

1пачка

1шт

 

Раздел 3. «Весеннее настроение»

3.1.

Лепка из соленого теста

Соль

Мука

Картон

200 гр

0.5 кг

5 листов

 

3.2.

Аппликация из полос цветной бумаги

Цветная бумага Ватман

Клей-ПВА

Картон

Ткань

Карандаш простой

3 пачки

3 листа

1 флакон

2 пачки

0,4

1шт.

Двусторонняя

Формат А4

3.3.

Поделки из ниток

Клей-ПВА

Картон

Ткань

Ножницы

Нитки

Карандаш простой

1 флакон

1 лист

0,4

1шт.

4 катушки

4 шт.

 

3.4.

Объемные поделки

Цветная бумага Ватман

Клей-ПВА

Картон

Ткань

Карандаш простой

1 пачка

1 лист

1 флакон

2 пачки

0,4

1шт.

Двусторонняя

Формат А4

3.5.

Смешанная техника

Цветная бумага Клей-ПВА

Картон

Карандаш простой

1 пачка

1 флакон

2 пачки

0,4

1шт.

 

Список литературы

Агапова И. Давыдова М. Аппликация. - М.: «ЛАДА», 2008. - 192с.

Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из бумаги. - М.: Оникс, 2005. - 32 с.

Выгонов В. В. Игрушки и поделки из бумаги. - М.: Издательский дом «МСП», 2006 - 128 с.

Выготский Л. С. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1983.-125с.

Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим, как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998. - 224с.

Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. - СПб.: Детство-пресс, 2008. - 32с.

Петрова И.М. Театр на столе. - СПб: Детство-пресс, 2006.-80с.

Полунина В.Н. Искусство и дети. - М.:Просвещение,1979. -234с.

Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2008 . - 271с.

Соколова С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство -пресс, 2008. - 64с.

Соколова С. В. Сказки из бумаги. - СПб.: ЗАО «Валери», 1998. -224 с.

Соколова-Кубай Н.Н. Узоры из бумаги. - М.: Культура и традиции, 2006. - 80 с.

Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. - М.: Айриспресс, 2007. - 160 с.

Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. - М.: Линка-Пресс, 2004.-200с.

Халезова Н.Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение,1986.-144 с.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации