Дополнительная образовательная программа «Юная мастерица» (4–6 классы)

3
0
Материал опубликован 2 December 2016 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

Данная программа – это работа в области интеграции таких видов деятельности, как духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и обучение художественным навыкам. Она представляет собой систему целенаправленного педагогического воздействия и является эффективным средством воспитания и обучения детей. Освоение различных видов творчества, таких как работа с текстильным лоскутом, вышивка лентами, вязание, вышивка нитями и бисером, текстильная скульптура заключают в себе органичное соединение различных направлений деятельности, образования и воспитания, образования и досуга, общения и игры, творческие и практические занятия. В процессе реализации образовательной программы дети получают новые знания, происходит некое слияние, путем интеграции видов художественного творчества, так и интеграции с общеобразовательными предметами (в данном случае историей, литературой, краеведением). Результатом изучения данной программы являются не только знания, умения и навыки, а воплощение ребенком этих знаний в реальный продукт деятельности – декоративно-художественное изделие.

Данная модифицированная образовательная программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», типовых программ Министерства образования РФ для внеурочной деятельности.

Новизна программы состоит в применении интеграции с образовательными предметами, в данном случае – историей, литературой, краеведением и дополнительного образования в процессе обучения работы с различными видами материалов. При изготовлении поделок, обучающиеся не просто осваивают технологию их изготовления, а в полном объеме знакомятся с историей развития народной игрушки, с историей культуры родного края, с традициями и фольклором.

Сегодня, когда остро ощущается потребность в духовности, в изучении и знании национальной культуры, необходимо большое значение уделять пропаганде и возрождению угасающих видов народного вида декоративно-прикладного и художественного творчества. Занимаясь с обучающимися созданием народных изделий, мы имеем возможность передать мастерство последующим поколениям, а главное, передать драгоценные крупицы многовековой мудрости и красоты нашего народа. А также, изучение истории родного края, народных сказок, песен, преданий – все это способствует воспитанию высоко духовно-нравственной личности. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с текстильным лоскутом и различными материалами, обучающиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от создания сопричастности в преобразовании обычного в художественное произведение.

Цели и задачи

Программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста в процессе вовлечения их в продуктивную творческую деятельность. Программа не только прививает умения и навыки в области различных техник декоративно-прикладного творчества, а также способствует развитию художественных способностей, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка.

Задачи:

Обучающие:

Дать основы понятий о различных видах материалов при работе в творческом объединении (текстильный лоскут, пряжа, нити, бумага, картон, ленты, синтепон и т.д.).

Познакомить обучающихся с различными техниками в области декоративно-прикладного творчества (лоскутная пластика, аппликация, вышивка лентами, вязание и т.д.).

Обучить навыкам безопасной работы с материалами, инструментами и приспособлениями.

Обучить детей использованию в речи правильной терминологии.

Воспитательные:

Приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких и культурных ценностях.

Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности).

Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувство собственного достоинства, самоуважения.

Воспитывать уважительные отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к людям труда.

Формировать потребность к саморазвитию.

Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

Развивать природные задатки, художественный вкус, фантазию, наблюдательность.

Развивать положительные эмоции и волевые качества.

Результаты интеграции для обучающихся:

- увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности ребенка

- расширяет тематику изучаемого материала

- демонстрирует способности, невостребованные основным образованием

- повышает роль самостоятельной работы

- реализует лучшие личностные качества

Отличительные особенности программы

Основным и главным направлением данной программы является художественно-творческая деятельность, что дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах декоративно-художественного творчества и максимально реализовать свои возможности в них.

Художественно-творческая деятельность непосредственно связана с повседневным окружением человека, и призвана эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Необходимо отметить, что параллельно обучению азам декоративно-прикладного творчества происходит ознакомление, изучение истории развития народных ремесел и фольклора, культуры и обычаев родного края. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного, патриотического и духовного воспитания. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, традициям и обычаям. Занятие творчеством способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность, умение наблюдать, а также видеть в реальных предметах искусства новизну и элементы сказочности. Творческие особенности обучающихся при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в различных направлениях:

- в продумывании образа, опираясь на теоретические знания в области истории, литературы;

- в создании предметов декоративного характера;

- умение найти способ создания и оформления изделия.

Развитие детского творчества во многом зависит от умения обучающихся работать с различными материалами.

Данная программа состоит из трех больших блоков, плавно вытекающих один из другого. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: обучающиеся, создавая каждое свое изделие, вместе составляют общую композицию. При создании коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться, учитывать интересы друг друга, действовать согласованно.

Сроки реализации программы дополнительного образования

Программа «Юная мастерица» разработана на три года обучения. Она предусматривает ознакомление и изучение необходимых теоретических сведений в области истории культуры, фольклора, народных сказок, преданий и декоративно-прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме в форме беседы, рассказы, диспута. На теоретическую часть отводится не более тридцати процентов общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.

Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки обучающегося. Занятия творчеством развивают мелкую моторику рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Чередование занятий разных видов творчества дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к занятиям. Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Обучающиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к праздникам.

Особенности возрастной группы

Содержание программы рассчитано на возможности детей 7-15 лет без предъявления особых требований. Состав группы постоянный и составляет - 12-15 человек. В группе занимаются одновременно мальчики и девочки. Формы занятий – групповые. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями обучающихся.

5. Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по два учебных часа с группой первого года обучения, и 2 раза в неделю по три учебных часа или 3 раза в неделю по два учебных часа с группами второго и третьего годов обучения. Объем часов в год составляет 144 часа для детей первого года обучения и 216 часов для второго и третьего годов обучения. Занятия проводятся на базе образовательных учреждений.


 

Планируемые результаты освоение дополнительной образовательной программы

После каждого года обучения обучающиеся должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимопомощь.

Знать:

- правила техники безопасности

- историю возникновения и развития народной куклы и историю вышивки

- общие сведение о материалах, их свойствах

Уметь:

- подбирать подходящий по цвету и фактуре материал

- точно и аккуратно выполнять все технологические процессы

- оформлять изделия, передавая задуманный образ

Применять на практике:

- знания и умения при изготовлении подарков, сувениров, открыток к праздникам и на выставки

Метапредметные результаты

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности, ее мотивом и результатом учения, ради чего она осуществляется;

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

-ценностно-смысловая ориентация учащихся в знании моральных норм, умении соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, в умении выделять нравственный аспект поведения;

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.


 

Тематический план

1-го года обучения

Наименование и содержание темы

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Вводное занятие. Общие сведения о материалах, их свойствах, инструментах.

Инструктаж по технике безопасности.

2

6

8

2

Народные куклы. Работа с текстильным лоскутом, нитями, лыком.

22

8

30

3

Вышивка лентами.

40

20

60

4

Сувениры. Смешанные техники.

20

6

26

5

Экскурсии

8

-

8

6

Конкурсы, мероприятия и выставки

8

2

10

7

Итоговое занятие

2

-

2

Всего 102 42 144

Учебно-тематический план

Содержание программы 1-го года обучения

Тема 1. Вводное занятие (8 ч)

Инструктаж по технике безопасности.

Цели и задачи творческого объединения «Юная мастерица».

Выставка поделок, изготовленных обучающимися ранее. Правила поведения в творческом объединении.

Общие сведение о материалах, их свойствах, инструментах.

Понятие текстильный лоскут.

Свойство пряжи, нитей.

Инструменты и приспособления.

Понятия о цветности и фактуре, физические свойства тканей.

Практика

Определение видов нитей и тканей.

Тема 2. Народные куклы ( ч)

Теория. Понятие о народной кукле. Виды народных кукол. Беседа «История создания народных кукол». Знакомство с технологией изготовления кукол из пряжи.

Практика. Изготовление куклы-стригушки, как основы. Кукла «Веснянка». Кукла «Мордовочка» (с акцентом национальности). Кукла «Татарочка» (с акцентом национальности). Выполнение мини-проекта «Кукла-стригушка» - оберег для моего дома».

Тема №3

Вышивка лентами. Знакомство с азами рукоделия «Вышивка лентами».

Беседа: «История возникновения и развития вида рукоделия «Вышивка лентами».

Виды лент, ниток, дополнительных приспособлений.

Виды орнаментов.

Изучение различных видов швов, техник исполнения.

Разновидности стежков, вышивка отдельных элементов.

Практика

Выполнение несложных композиций из цветов: розы, ромашки, нарциссы, колокольчики.

Мини-проект: композиция «Полевые цветы».

Тема №4

Сувениры. Смешанные техники.

Беседа «Экскурс в мир сувениров».

Понятия: бросовый материал, смешанная техника исполнения.

Практика

Выполнение работ:

- Брошь «Цветок»

- Заколка «Бабочка»

- Браслет из лент

- мини-проект «Открытка по случаю»

 

Тема №5

Экскурсии.

Посещение учрежденческих и городских выставок детского творчества и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Тема №6

Конкурсы, мероприятия и выставки.

Принятие участия в конкурсах и выставках различного уровня, включая Интернет-конкурсы.

Тема №8

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы.

Проведение мини-выставки в творческом объединении «Юная мастерица» под названием «Наш вернисаж».

Планируемые результаты реализации программы

К концу первого года обучения обучающиеся должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимопомощь.

Знать:

- правила техники безопасности

- историю возникновения и развития народной куклы и историю вышивки

- общие сведение о материалах, их свойствах

Уметь:

- подбирать подходящий по цвету и фактуре материал

- точно и аккуратно выполнять все технологические процессы

- оформлять изделия, передавая задуманный образ

Применять на практике:

- знания и умения при изготовлении подарков, сувениров, открыток к праздникам и на выставки

Уровни достижения результатов первого года обучения

- познавательные – ставить цель, работать с информацией

- регулятивные – правильно ставить перед собой задачу и найти более простой способ её решения

- коммуникативные – уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь

- личностные – умение сопереживать, оценивать себя и свои поступки

Тематический план

2-го года обучения

Наименование и содержание темы

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Вводное занятие. Повторение сведений о материалах, их свойствах, инструментах.

Инструктаж по технике безопасности.

6

3

9

2

Народные куклы. Этнографическая кукла.

30

12

42

3

Вышивка лентами.

60

39

99

4

Сувениры. Смешанные техники.

30

12

42

5

Экскурсии

9

-

9

6

Конкурсы, мероприятия и выставки

12

-

12

7

Итоговое занятие

3

-

3

Всего 150 66 216

Содержание программы 2-го года обучения

Тема №1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

Цели и задачи творческого объединения «Юная мастерица».

Выставка поделок, изготовленных обучающимися в прошлый учебный год. Правила поведения в творческом объединении.

Повторение сведений о материалах, их свойствах, инструментах.

Знакомство сновыми материалами, их видами, свойствами.

Инструменты и приспособления.

Повторение понятий о цветности и фактуре, физических свойствах тканей.

Практика

Определение видов нитей и тканей.

Тема №2

Этнографические куклы. Познакомившись на первом году обучения с технологией изготовления кукол из пряжи и нитей, приступаем к знакомству и изучению огромного мира кукол из ткани и смешанной техники.

Беседа: «Скоро сказка сказывается, да не скоро куклы делаются».

Практика

Изготовление куклы-закрутки, как основы.

Кукла «Берегиня».

Кукла «Мордовочка» (с акцентом национальности).

Кукла «Татарочка» (с акцентом национальности).

Кукла «Масленица».

Кукла «Боярыня».

- мини-проект «Кукла «Свадебная».

Тема №3

Вышивка лентами.

Виды орнаментов, композиций.

Изучение различных видов швов, техник исполнения.

Разновидности стежков, вышивка отдельных элементов.

Практика

Выполнение сложных композиций из цветов с применением других материалов: «Фиалки», «Нарциссы», «Геоцинты».

Мини-проект: композиция «Лужок».

Тема №4

Сувениры. Смешанные техники.

Беседа «Национальные сувениры».

Понятия: фурнитура, смешанная техника исполнения.

Практика

Выполнение работ:

- Амулеты

- Заколки, браслеты, пояса

- мини-проект «Сувенир по случаю»

 

Тема №5

Экскурсии.

Посещение учрежденческих и городских выставок детского творчества и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Тема №6

Конкурсы, мероприятия и выставки.

Принятие участия в конкурсах и выставках различного уровня, включая интернет-конкурсы.

Тема №8

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы.

Проведение мини-выставки в творческом объединении «Юная мастерица» под названием «Наш вернисаж».

Предполагаемые результаты реализации программы второго года обучения

К концу второго года обучения обучающиеся должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимопомощь.

Знать:

- правила техники безопасности

- историю возникновения и развития этно- куклы, историю вышивки и сувениров

- общие сведение о материалах, их свойствах

Уметь:

- подбирать подходящий по цвету и фактуре материал

- точно и аккуратно выполнять все технологические процессы

- оформлять изделия, передавая задуманный образ

 

Применять на практике:

- знания и умения при изготовлении подарков, сувениров, открыток к праздникам и на выставки

 

 

Тематический план

3-го года обучения

Наименование и содержание темы

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Вводное занятие. Повторение сведений о материалах, их свойствах, инструментах.

Инструктаж по технике безопасности.

6

3

9

2

Народные куклы. Текстильная кукла.

30

12

42

3

Вышивка лентами при оформлении одежды и предметов быта.

60

39

99

4

Сувениры. Смешанные техники.

30

12

42

5

Экскурсии

9

-

9

6

Конкурсы, мероприятия и выставки

12

-

12

7

Итоговое занятие

3

-

3

Всего 150 66 216

Содержание программы 3-го года обучения

Тема №1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

Цели и задачи творческого объединения «Юная мастерица».

Выставка поделок, изготовленных обучающимися в прошлый учебный год. Правила поведения в творческом объединении.

Повторение сведений о материалах, их свойствах, инструментах.

Знакомство сновыми материалами, их видами, свойствами.

Инструменты и приспособления.

Повторение понятий о цветности и фактуре, физических свойствах тканей.

Практика

Определение видов нитей и тканей.

Тема №2

Текстильные куклы. Познакомившись на втором году обучения с технологией изготовления кукол в смешанной технике, приступаем к знакомству и изучению мира текстильных кукол и способов их изготовления.

Беседа: «Виды национальных костюмов».

Практика

Изготовление текстильной куклы, как основы.

Кукла «Мордовочка» (с акцентом национальности).

Кукла «Татарочка» (с акцентом национальности).

Кукла «Масленица».

Кукла «Боярыня».

- мини-проект «Кукла по творческому замыслу

Тема №3

Вышивка лентами при оформлении одежды и предметов быта.

Виды орнаментов, композиций.

Изучение различных видов швов, техник исполнения.

Разновидности стежков, вышивка отдельных элементов.

Практика

Выполнение сложных композиций на подушечках, сумках, косметичках, футболках, шапочках, шляпах, тапочках.

Тема №4

Сувениры. Смешанные техники.

Беседа «Национальные сувениры народов мира».

Понятия: национальные символы и атрибуты, смешанная техника исполнения.

Практика

Выполнение работ:

- Амулеты

- Заколки, браслеты, пояса

- Исследовательский проект «Дружат дети всей земли»

 

Тема №5

Экскурсии.

Посещение учрежденческих и городских выставок детского творчества и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Тема №6

Конкурсы, мероприятия и выставки.

Принятие участия в конкурсах и выставках различного уровня, включая интернет-конкурсы.

Тема №8

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы.

Проведение мини-выставки в творческом объединении «Юная мастерица» под названием «Наш вернисаж».

Предполагаемые результаты реализации программы третьего года обучения

К концу третьего года обучения обучающиеся должны свободно общаться в группе, осуществлять взаимоподдержку, взаимопомощь.

Знать:

- правила техники безопасности

- свойства различных материалов

- технологию изготовления кукол и сувениров в смешанной технике

- историю развития текстильной куклы

- элементы национальных костюмов

- понятие коллаж

Уметь:

- правильно составлять композицию

- подбирать материалы по свойствам и видам

- создавать сюжет

- выполнять изделия до их логического завершения

Применять на практике знания и умения:

- при изготовлении поделок к праздникам

- при выполнении исследовательских проектов

Учебно-методическое обеспечение программы

Основные формы и методы организации учебного процесса

Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и обучающихся по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию обучающихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка.

Для изложения теоретических вопросов используются следующие методы:

- рассказ с показом изделия

- беседа в форме диалога с просмотром и анализом информации (история, сказка)

Практическая работа включает в себя составление композиций и изготовление поделок на основе изученных приемов.

Материально-техническое обеспечение программы

- методические пособия для учреждений дополнительного образования;

- литература по аппликации, народные куклы, вышивке ленточками, изготовление цветов из текстильного лоскута и др.;

- разработанные сценарии массовых мероприятий;

- специальная и художественная литература по изготовлению поделок из, ткани, меха и др.;

- образцы поделок.

При организации учебного процесса планируется применение компьютерных технологий (иллюстративный и справочный материал), помощь обучающимся в доступе к дополнительным источникам знаний, ресурсам интернета, возможность интерактивной формы работы. Для проверки знаний обучающихся предусмотрен контроль в форме фронтальной проверки и индивидуальной беседы. Контроль может быть проведен по темам, полугодовой и итоговый.

Участие в конкурсах и выставках тоже будет способствовать доказательством значимости и необходимости данной программы.

При оценке знаний и умений учитывается стабильность посещения занятий и интереса к работе в объединении, факт участия в конкурсах и выставках. Также учитывается динамика личных достижений и удовлетворенности обучающихся и родителей на основе собеседований.

Список литературы

общий:

Андронова Л.А., “Лоскутная мозаика”. Москва. “Школа-Пресс”. 2009 г.

Дельченкова Л.В.,“Вышивка ленточками”, М.,«Эксмо-Пресс», 2010 г.

Котова И.Н., Котова А.С.,“Русские обряды и традиции. Народная кукла”, С-Петербург, 2003 г.

Лоскутное шитье(1553). Изд.2015. Автор неизвестен.

для педагога:

1. Кульневич С.В., « Педагогика личности», Воронеж , 2008 г.

Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта, Москва ,“Просвещение” 2007 г.

Подласый И.П., Педагогика начальной школы, 2008 г.

Якушева С.Д., Основы педагогического мастерства, 2008 г.

для учащихся:

Фролова Т.О., “Подарок своими руками”, М., 2001 г.

Нагибина М.И., “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль. 2000 г.

Максимова М., Кузьмина М., “Лоскутики”, М., «Эксмо-Пресс», 2001 г.

Сборник “Лучшие идеи вышивок”, Минск, 2010 г.

Журнал “Народное творчесво”, №1-12, 1995г., №1-12, 2000г.

М. А. Ануфриева., Большая энциклопедия рукоделия, 2010 г.

Т. Мазурик., Лоскутное шитье, 2011г.

Интернет-источники:

http://ozon.azurewebsites.net/

http://www.rucodelnica.ru/

http://www.silk-ribbon.ru/

http://detochki-doma.ru/applikatsii-iz-tkani/

http://www.vmdpni.ru/

http://www.rukukla.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации