ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «РИСУЕМ ЧЕЛОВЕКА»
Муниципальное казенное учреждение
Отдел образования администрации города Армянска Республики Крым
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества»
города Армянска Республики Крым
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор
МБОУ ДО «ЦДЮТ» МБОУ ДО «ЦДЮТ» г. Армянска
протокол от 25.04.2024 №05 приказ от 25 апреля 2024г.№207
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РИСУЕМ ЧЕЛОВЕКА»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Срок освоения программы: 2 года
ID - номер программы в Навигаторе: 17784
Разработчик программы:
Куракина Екатерина Владимировна –
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. Армянск,
2024 г.
Содержание
Раздел 1. Основные характеристики программы 3
1.1. Пояснительная записка. 3
1.2. Цель и задачи программы 11
1.3. Воспитательный потенциал программы 12
1.4. Учебный план 16
1.5. Содержание программы 16
1.6. Планируемые результаты 19
Раздел 2. Организационно-педагогические условия 21
2.1. Календарный учебный график 21
2.2. Условия реализации программы 21
2.2.1. Кадровое обеспечение 21
2.2.2. Материально-техническое обеспечение 21
2.2.3. Методическое обеспечение программы 22
2.2.4. Информационное обеспечение 26
2.3. Формы контроля (аттестации), оценочные материалы 26
2.4. Список литературы 28
Раздел 3. Приложения
Приложение 1. Календарный учебный график
Приложение 2. Календарно - тематический план
Приложение 3. Оценочные материалы
Приложение 4. Методические материалы
Приложение 5. Лист корректировки
Приложение 6. Календарный план воспитательной работы
Приложение 7. План работы с родителями
Раздел 1. Основные характеристики программы
Пояснительная записка
В системе дополнительного образования детей художественной направленности изучение изображения фигуры является необходимостью, так как роль человека в качестве героя композиции очень важна, а в некоторых жанрах изобразительного искусства она является основополагающей – например в жанре портрета, бытового, батального, исторического, мифологического.
Программа по изобразительному искусству «Рисуем человека» (далее Программа) – это система планомерного изложения элементарных знаний и последовательного развития умений и навыков изображения человека. Большая часть заданий программы выполняются по представлению, по воображению, по подражанию, и только некоторые – с натуры. Во время работы с натуры у обучающихся формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые детали и явления. Применяются кратковременные и длительные наброски и зарисовки, четко определяется время выполнения задания, при этом ставится определенная учебная задача, решить которую необходимо за относительно небольшой промежуток времени.
Задача данного пособия — помочь рисующему разобраться в основных приемах построения изображения фигуры и головы человека, указать пути преодоления трудностей, которые неизбежны в работе, способствовать формированию у обучающихся реалистического мировоззрения, подготовить учащихся к самостоятельной творческой деятельности.
Содержание программы «Рисуем человека» направлено на развитие у детей умения видеть и понимать роль человека в различных сферах окружающего мира. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции);
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции);
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»(в действующей редакции);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 № 510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым»;
Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»;
Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного развития страны»;
Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» города Армянска Республики Крым;
Положение о проектировании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» города Армянска Республики Крым, утвержденного приказом МБОУ ДО «ЦДЮТ» г.Армянска от 21.02.2024 № 89.
Направленность программы
Программа имеет художественную направленность и предполагает ознакомление с основными правилами и законами изображения фигуры человека, закрепление элементарных навыков при работе различными художественными материалами, знакомство с художественным наследием великих мастеров прошлого. Программа составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисованию, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления. Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от изучения схем, пропорций до изображения сложных ракурсов и движения фигур.
Программа является:
- по содержанию - художественно-эстетической;
- по функциональному предназначению - учебно-познавательной, общекультурной;
- по форме организации - индивидуально ориентированной, студийной;
- по времени реализации – двухгодичной.
Актуальность программы прослеживается в необходимости повышения уровня эстетического воспитания детей, которое остро требуется современному социуму. А также продиктована реализацией Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года и подтверждается, как социальным заказом детей и родителей на дополнительное художественное, практико- ориентированное обучение, так и социальным заказом общества, которому необходимы мобильные, гибкие, творческие, способные мыслить неординарно, люди.
Новизна программы заключается в обеспечении обновления содержания и методов обучения Программы в рамках целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей. Программа «Рисуем человека» является продолжением ДООП «Рисую мир» и направлена на более углубленное изучение рисования фигуры человека.
Зачисление на обучения по программе проводится с учетом результатов освоения ДООП «Рисую мир».
Новизна Программы прослеживается по нескольким направлениям:
- представляемая в настоящем модернизированном варианте данная программа – расширенная по тематике, углубленная по содержанию предлагает детям ознакомительное систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства;
- программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы. Разработан ряд новых тем, они органично включаются в учебно-тематический план, расширяются и углубляются традиционно преподаваемые темы. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Отличительной особенностью программы является ее узкая тематика – она направлена только на ознакомление с изображением фигуры человека в разных художественных техниках и материалах, на освоение простейших способов построения фигуры и головы. На занятиях применяется деятельностный подход, который позволяет детям применять полученные знания и навыки в повседневной жизни, на практике, например, участие в конкурсах и выставках разного уровня. Интегрированный подход в обучении дает обучающимся картину целостности мира, служит толчком для творческого развития, а наличие знаний и умений дают свободу выбора и служат надежным гарантом адаптации человека в современном мире.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что методы и формы занятий, средства деятельности соответствуют поставленным целям и задачам, способствуют усвоению обучающимися основ изображения фигуры человека, портрета, созданию художественного образа, развитию творческих способностей.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для нравственного и духовного обогащения, формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества, а также помочь определиться с профессиональным выбором.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 11 - 17 лет. По данной программе формируются разновозрастные группы обучающихся разных возрастных категорий. Допускается разница в возрасте от одного до трех лет.
Средний школьный возраст – 10-14 лет. Средний школьный возраст является благоприятным для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, определять причину и следствие, находить сходство и различие. Обучающиеся среднего школьного возраста не довольствуются схематическим построением изображения; они стремятся любовно передать каждую деталь, каждую особенную черту. Это является специфической особенностью учеников подросткового возраста. В этом также выражается взросление и развитие обучающихся. Зрительное восприятие подростков приобретает более аналитический характер. Обучающиеся уделяют внимание объему, деталям, положению предметов в пространстве и пытаются все это передать в изображениях. Поэтому работы их часто лишены цельности и носят иллюзорный характер. Эту особенность (подростковый «натурализм») следует учитывать и видеть в этом попытку более глубокого изучения и понимания окружающего мира. Педагогу не следует критиковать рисунок за излишнюю детализацию, если даже она неуместна, по мнению учителя. Необходимо выяснить замысел автора, его отношение к собственной работе, и, в зависимости от этого, решать, стоит ли от нее отказываться.
Старший школьный возраст – 15-17 лет характеризуется активизацией поиска смысла жизни, своего места в динамично изменяющемся мире, новыми потребностями интеллектуального и социального порядка. В переходный период от подросткового возраста к юношескому возникает особый интерес к общению со взрослыми, желание проявить себя. Поэтому, задача педагога сформировать доверительные, уважительные взаимоотношения с обучающимися, установить творческий контакт, построить модель содружества и сотворчества для оптимального раскрытия и реализации их потенциала. В этом возрасте начинает формироваться нравственная устойчивость. Этот период является очень важным для развития эстетического восприятия и творчества, нравственного и духовного роста.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Обучающиеся, поступающие в объединение проходят собеседование, направленное на выявление их художественных способностей.
Состав группы – постоянный. Возможен дополнительный набор в группы при наличии вакантных мест.
Изъявившие желание обучаться по программе, могут быть зачислены в группу, по итогам входного контроля. Обучающийся, успешно освоившие ДООП «Рисую мир», имеет право на зачет на обучение по ДООП «Рисуем человека».
Наполняемость групп: первый год обучения – 12 человек, второй год обучения – 12 человек.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: первый год - 11-13 лет, второй год обучения – 14 -17 лет.
Объём и сроки реализации программы
На полное освоение программы требуется два учебных года, 288 учебных часов.
Уровень программы. Данная программа включает в себя базовый уровень обучения.
Базовый уровень.
При реализации программы базового уровня педагог способствует развитию стойких интересов к формированию знаний и умений, навыков в работе изобразительными средствами. На базовом уровне обучающиеся имеют возможность реализовать свои навыки по направлениям графики, живописи, работы с натуры и по воображению; самоутвердиться, проявляя творческую активность, инициативу, самодисциплину, эрудицию. В процессе обучения расширяется спектр специализированных занятий по различным дисциплинам; формируется устойчивая мотивация к выбранному виду деятельности; формируются специальные знания и практические навыки, развиваются творческие способности ребенка.
Формы обучения.
Занятия проводятся в очной форме.
Программа, по необходимости, реализуется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в условиях профилактики, предотвращения и распространения различных инфекций). При переходе на дистанционную форму обучения педагог дополнительного образования адаптирует данную программу, акцентируя содержание на самостоятельную творческую работу детей, определяет новые временные рамки освоения новых компетенций.
Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном Положением об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, утверждено приказом МБОУ ДО «ЦДЮТ» г.Армянска от 31.08.2021 №312, принято на педагогическом совете (протокол от 30.08.2021 №09). Возможность разработки индивидуального учебного плана позволяет обеспечить освоение программы на основе индивидуализации ее содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, в том числе для обучающихся с ОВЗ.
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом.
Группы сформированы по возрасту, состав групп постоянный.
Виды занятий определяются содержание программы и предусматривают практическое занятие, мастер-класс, самостоятельная работа, выставка с обсуждением, пленэр.
Родитель (законный представитель) обязан подать заявку для зачисления на обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе через АИС «Навигатор дополнительного образования Республики Крым».
Режим и расписание занятий
Расписание занятий составляется для каждой группы с учетом обеспечения благоприятного режима труда и отдыха обучающихся в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, согласовывается с пожеланиями обучающихся и их родителей (законных представителей).
Продолжительность учебного занятия соответствует академическому часу и устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, допустимой нагрузки обучающихся и составляет 45 минут.
Режим и расписание занятий
Уровень освоения, год обучения | Количество рабочих недель | Количество в неделю | Количество в год | |||
занятий | число и продолжительность занятий в день | часов/ минут | Занятий | Часов | ||
Базовый уровень 1 год | 36 | 2 | 2 по 45 мин./ 1 по 45 мин. | 3 | 36 | 108 |
Базовый уровень 2 год | 36 | 2 | 2 по 45 мин. | 4 | 36 | 144 |
Итого по программе | 144 |
В целях реализации здоровьесберегающего подхода при организации образовательного процесса во время учебных занятий в обязательном порядке предусматриваются физкультурные паузы, а между занятиями – перемены от 5 до 15 минут.
Реализация программы в каникулярное время.
Программа может реализоваться в течение всего календарного года, включая каникулярное время, в соответствии с календарным графиком и учебным планом. В период летних школьных каникул детское объединение может продолжить работу по реализации краткосрочной программы, представляющей собой практико-ориентированный тематический модуль данной программы.
Язык реализации программы. Обучение по программе ведется на государственном языке – русском.
Участие в профильных конкурсных программах.
Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной деятельности являются важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Программа предусматривает подготовку и участие в профильных конкурсных программах различного уровня, таких как:
- Всероссийский детский фестиваль народной культуры «Наследники традиций»;
- Большой Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества;
- Республиканский конкурс детского творчества «Крым в сердце моем».
Детский коллектив на протяжении 2023-2024 учебного года планирует участие в муниципальных концертных программах ко Дню города, ко Дню защиты детей, к праздничным датам и др.
Организация массовых мероприятий и работа с родителями.
В ходе реализации Программы планируется организация и проведение массовых мероприятий, таких как творческие встречи, отчетные концерты, мероприятия к праздничным датам. Планирование и организационная подготовка массовых мероприятий обеспечивает создание необходимых безопасных условий для совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Мероприятия по совместной работе с родителями направлены на:
- информирование родителей обучающихся:
по вопросам дополнительного образования (родительские собрания, Дни открытых дверей, педагогические беседы и другие мероприятия),
о функционировании информационного портала по ресурсам дополнительного образования «Навигатор дополнительного образования Республики Крым»,
о функционировании сайта МБОУ ДО «ЦДЮТ» г.Армянска в сети Интернет;
- консультирование и сопровождение родителей обучающихся:
- по вопросам развития индивидуальных интеллектуально-творческих способностей детей, их профессионального самоопределения,
- в рамках деятельности регионального модельного центра и муниципального опорного центра (индивидуальные консультации, анкетирование, информационные стенды, буклеты и другие мероприятия);
- привлечение родителей и детей к образовательно - досуговым семейным мероприятиям, направленных на включение детей и родителей в различные форматы деятельности (фестивали, конкурсы, мастер-классы и другие мероприятия).
План работы с родителями представлен в Приложении 7.
Обеспечение прав обучающихся
Обучающимся предоставляются следующие академические права:
- уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
- свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, выставках и других массовых мероприятиях.
Обновление и пересмотр программы
Программа пересматривается, анализируется и обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, потребностей и запросов обучающихся и их родителей, нормативно- правовых документов. Изменения к Программе вносятся в лист корректировки.
Финансовое обеспечение реализации программы
Реализация программы предусматривается бюджетное финансирование.
Предоставление документа об обучении
Обучающимся, успешно освоившим программу, по их желанию, выдается сертификат об обучении по образцу, установленному в МБОУ ДО «ЦДЮТ» г.Армянска.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - совершенствование художественных навыков детей в процессе обучения основам изображения человека.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
Образовательные:
- развивать интерес и включать в познавательную деятельность по изобразительному творчеству;
- познакомить с основными канонами изображения человека в истории;
- закрепить знания о жанрах изобразительного искусства, включающих в себя изображение человека;
- познакомить с основной терминологией и понятиями в изобразительной деятельности;
- дать представление о принципах построения фигуры человека, ее пропорциях в соответствии с возрастом;
Метапредметные:
- способствовать развитию мотивации к изобразительному творчеству,
потребности в саморазвитии,
- развивать природные задатки, творческий потенциал ребенка;
- способствовать развитию самостоятельности, ответственности, аккуратности;
- развивать внимание и наблюдательность, фантазию и креативность;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- формировать образное и пространственное мышление, память, воображение и внимание к деталям;
- воспитывать эстетические потребности и способности их реализации.
Личностные:
- формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
- прививать культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни:
- воспитывать терпение и трудолюбие, умение сохранять учебно- творческую задачу;
- формировать способность вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- развивать интерес к окружающему миру, красоте природы родного края;
- воспитать интерес и любовь к искусству;
- формировать культуру чувств, художественного вкуса учащихся.
- воспитать чувство ответственности за результат работы;
- формировать потребности в творческом самовыражении.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательный потенциал программы направлен на обеспечение благоприятных условий для социально-личностного, духовно-нравственного и гражданско-патриотического роста личности обучающегося. Воспитание является приоритетной составляющей образовательного процесса, так как именно сформированность у обучающихся нравственных ценностей и ориентиров предопределяет содержательную направленность применения ими полученных знаний и умений, конструктивную и благотворную деятельность в социуме.
Цель воспитания – создание условий для воспитания высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.
Задачи:
-приобщать обучающихся к культурному и природному наследию народов России;
-воспитывать социокультурные, духовно-нравственные ценности российского общества и государства, а также формировать у детей общероссийскую гражданскую идентичность, патриотизм;
-воспитывать культуру коммуникативного взаимодействия;
-прививать любовь к родному краю, к родной природе;
-развивать чувственное восприятие мира;
-формировать осознанное понимание общечеловеческих ценностей, утверждение морально-этических и нравственных ориентиров;
-формировать активную гражданскую позицию, патриотическое самосознание, готовность приносить пользу обществу, быть верными своему Отечеству.
Формы воспитательной работы:
-общественно-социальные: творческие встречи, акции;
-познавательные: беседа, обучающие занятия, коммуникативные, интеллектуальные игры, видеопутешествие, экскурсия;
-творческие: творческая выставка, конкурс.
Ожидаемые результаты:
После освоения целей и задач воспитательного потенциала программы обучающиеся
-будут позитивно социализированы в коллективе, в социуме;
-будут позитивно относиться к жизни;
-будут проявлять бережное природоохранное отношение к окружающей среде;
-будут осознанно следовать общепринятым правилам и нормам поведения;
-будут соблюдать обще-этические нормы и правила;
-будут конструктивно взаимодействовать с членами коллектива и взрослыми;
-будут проявлять ценностное отношение к семье, к близким людям;
-будут проявлять патриотическое и гражданское самосознание;
-будут проявлять уважение, почетание к историческим святыням и
памятникам своей страны и своего народа.
Содержание воспитательного компонента программы
№ п/ п | Содержание воспитательной работы | Целевые (ценностные) ориентиры | Ожидаемые результаты |
СОЦИАЛЬНО–ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ | |||
1.1. | Формирование мировоззренческих взглядов для осознанного соблюдения установленных правил поведения в социуме | Доверие к людям и институтам гражданского общества - как осознанное согласие и поддержка ключевых позиций установившегося социального порядка. Законопослушность - осознанное понимание необходимости поддержания общественного гражданского правопорядка Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках общепринятых норм в социуме | -Позитивная социализация обучающихся в коллективе, в социуме; - осознанное следование общепринятым правилам и нормам поведения; - соблюдение общеэтических норм и правил; понимание и поддержания принципов законопослушности; конструктивное взаимодействие с членами коллектива и взрослыми; Стремление к совершенствованию; самоконтроль и адекватная самооценка; доброжелательное отношение к людям; вежливость, бесконфликтность во взаимоотношениях; позитивное отношение к жизни; закрепление установки на здоровый образ жизни; бережное отношение к природе; осознание ценности семьи в жизни человека; повышение общекультурного уровня; эмоциональная устойчивость; |
1.2. | Формирование позитивных межличностных взаимоотношений и сотрудничества | Гуманизм - уважительное отношение к людям, социальный альтруизм. Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия. Ценности семьи - как общности близких людей, неразрывно связанных духовными, физическими, материальными и нравственно-культурными отношениями | |
1.3. | Развитие познавательной активности, стремление учиться и развиваться | Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей | |
1.4. | Формирование устойчивой установки на здоровый образ жизни | Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели. - Ценность здоровья | |
1.5. | Повышение уровня эстетической культуры и культуры взаимоотношений | Ценность красоты - как осознание гармонии и совершенства, приведения красоты в соответствие с идеалом, стремление к нему. Нравственность – как осознание человеческих способностей любить, сострадать, помогать, быть милосердным, отзывчивым, заботиться о слабых. Ценность языка – как великого дара общения | |
1.6. | Формирование экологических основ, природоохранных мировоззрений | Ценность мира - как общего дома для всех жителей Земли; как мирового сообщества, представленного разными национальностями. Ценность природы – осознание себя частью природного мира, ценностное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства | |
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ | |||
2.1. | Воспитание чувств уважения и любви к своему народу, к своей малой родине | Любовь к своему народу – как выражение духовности в осознанном желании служить своему народу Вера в духовные силы своего народа - осознание величия своего народа и стремление быть частью его. Ценность малой Родины– как проявление любви и гордости за свой край, свой народ, осознаннее желание быть причастным ко всему, что тебя окружает. Ценность родного языка – осознание языка, как великого дара общения, духовного единения с корнями своего народа | - осознание себя гражданином страны, ответственным за ее будущее сформированность представления о культурно-исторических традициях своего народа; - потребность в сохранении и передаче культурно-исторических традиций, нравственных устоев; - осознанность общечеловеческих ценностей: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность; - понимание добра и зла; - соблюдение общеэтических норм; - сформированность основ культуры общения; - потребность в созидательной деятельности, творческом развитии; - повышение духовно-нравственного и культурного уровня обучающихся; - закрепление установок на здоровый образ жизни; -становление патриотического и гражданского самосознания обучающихся |
2.2. | Воспитание чувств уважения и гордости за героическое прошлое своего народа и своей страны | Гордость за героическое прошлое - как проявление духовной зрелости, выражающейся в осознанном желании быть сопричастным с историей своей страны | |
2.3. | Приобщение детей к культурным традициям своего народа | Ценность народных традиций– как элемента этнического сознания, в котором сфокусированы исторически сложившиеся нормы, эталонов нравственности, идеалов и образцов лучших черт и качеств человека. Ценности традиционных российских религий - как принятие системных культурологических представлений о религиозных идеалах | |
2.4. | Формирование осознанного понимания общечеловеческих ценностей, утверждение морально-этических и нравственных ориентиров | Нравственные ценности – как осознание высших человеческих способностей любить, сострадать, помогать, быть добрым, верным, милосердным. Ценность семьи - как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка. | |
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ | |||
3.1. | Приобщение к историческому и культурному прошлому России, к славным традициям страны | Преемственность поколений – как неразрывная духовная, историческая и природная взаимосвязь разных возрастных категорий и исторических эпох. Гордость за свою страну - как признание единства своей судьбы с судьбой своей страны, своего народа. | - утверждение социально- активных гражданских позиций; - уважительное отношение к истории страны, к еѐ прошлыми современным достижениям; - проявление уважения, почитания к символам государства, историческим святыням и памятникам; - осознание ценности великих исторических подвигов защитников Отечества; - осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; - повышение социальной солидарности, гражданственности, патриотизма; -проявление мировоз-зренческих установок на готовность к защите Отечества |
Календарный план воспитательной работы представлен в Приложении 6.
1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Базовый уровень, первый год обучения | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Собеседование |
2 | Каноны изображения фигуры человека в истории | 9 | 1 | 8 | Просмотр работ |
3 | Пропорции фигуры | 21 | 1 | 20 | Просмотр работ |
4 | Фигура в движении | 18 | 1 | 17 | Просмотр работ |
5 | Многофигурная композиция | 21 | 1 | 20 | Просмотр работ |
6 | Пропорции головы | 15 | 1 | 14 | Просмотр работ |
7 | Создание художественного образа в композиции | 21 | 1 | 20 | Просмотр работ |
8 | Подведение итогов | 2 | 2 | - | Выставка |
9 | Итого | 108 | | | |
Базовый уровень, второй год обучения | |||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
2 | Фигура человека в пространстве | 28 | 1 | 27 | Просмотр работ |
3 | Композиция портрета | 28 | 1 | 27 | Просмотр работ |
4 | Пейзаж с фигурой человека | 30 | 1 | 29 | Просмотр работ |
5 | Образ человека в иллюстрациях | 24 | 1 | 23 | Просмотр работ |
6 | Сюжетная композиция | 30 | 1 | 29 | Просмотр работ |
7 | Подведение итогов | 2 | 2 | - | Выставка с обсуждением |
8 | Итого | 144 | | | |
1.5. Содержание программы
Базовый уровень первый год обучения
(первый год обучения по программе)
Вводное занятие (1 час)
Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с материалами и инструментами для изобразительного творчества. Знакомство с программой.
Подведение итогов: собеседование.
Каноны изображения фигуры человека в истории (9 часов)
Теория (1 час): знакомство с изображением человека первобытными художниками – наскальная живопись, сюжеты и композиция древних рисунков; знакомство с культурным наследием великих цивилизаций: Древний Египет, Древняя Греция, эпоха Возрождения. Античный идеал красоты человека. Изучение роли человека в изобразительном искусстве различных культур в истории. Знакомство с понятием «канон» изображения фигуры. Становление жанра портрет. Представление о материалах живописи и графики, используемых древними мастерами.
Практическое занятие (8 часов): выполнение тематической композиции в стиле Древнего Египта; создание имитации папируса; использование цветовой гаммы согласно выбранной эпохе; соблюдение канона изображения фигуры.
Подведение итогов: просмотр работ.
Пропорции фигуры (21 час)
Теория (1 час): закрепление понятий «пропорции», «соотношение», «соразмерность»; изучение основных пропорций фигуры человека: соотношения размеров головы с остальными частями тела; профильное и фронтальное изображение фигуры человека. Определение точек опоры, соотношение частей тела. Изучение различий в пропорциях мужской, женской и детской фигур.
Практическое занятие (20 часов: рисование с натуры деревянной модели на шарнирах; рисование схемы фигуры взрослого человека; схематические зарисовки сидящей фигуры человека; рисование по представлению фигур взрослого и ребенка.
Подведение итогов: просмотр работ.
Фигура в движении (18 часов)
Теория (1 час): знакомство с примерами изображений движущихся фигур в картинах великих мастеров; изучение особенностей положения частей тела при движении; закрепление понятия «динамика», «статика», «равновесие»; усвоение способов передачи объема светотеневым моделированием формы; закрепление знаний о передаче силуэта фигуры в одежде.
Практическое занятие (17 часов): схематичное изображение шагающей, бегущей фигуры; тональное решение фигуры в движении; передача силуэтного рисунка фигуры в движении; выполнение тематических композиций «Праздник», «Спорт», «Игра» с движущейся фигурой.
Подведение итогов: просмотр работ.
Многофигурная композиция (21 час)
Теория (1 час): знакомство с выдающимися примерами картин в жанре бытовой, исторической и батальной живописи и графики; закрепление понятий «многофигурная композиция», «масса», «композиционный центр»; представление о способах компоновки нескольких фигур в различных положениях; закрепление понимания этапов последовательного выполнения многофигурной композиции; закрепление знаний о методах выделения главного героя в композиции путем воздушной и линейной перспективы, плановости.
Практическое занятие (20 часов): выполнение тематических композиций «Зимой», «На прогулке»; включение нескольких фигур в пейзаж, интерьер; применение способов выделения главной фигуры по отношению к второстепенным; ведение работы над композицией с использованием простейших приемов изображения фигуры человека; применение грамотного композиционного решения картины, не перегружая ее лишними фигурами.
Подведение итогов: просмотр работ.
Пропорции головы (15 часов)
Теория (1 час): знакомство с закономерностями строения формы человеческой головы и методическая последовательность построения изображения, формирование материалистического мировоззрения. Знакомство с конструктивно-анатомической структурой формы головы и закономерность взаимосвязи ее частей, которые присущ и каждому человеку. Изучение приемов работы над набросками в тоне. Роль освещения в передаче объема. Свет, располагаясь по поверхности объема головы, дает возможность художнику видеть ее пластику: человек воспринимает форму головы очень обобщенно: голову как шар, шею как цилиндр, нос как призму, глаз как шаровидную выпуклость.
Практическое занятие (14 часов): выполнение схемы-построения головы человека в трех разворотах: анфас, профиль, три четверти; рисование головы по воображению; применение базовых знаний пропорций частей головы; легкая светотеневая моделировка головы в различных материалах (карандаш, акварель, гуашь); выполнение тематической композиции в жанре портрет.
Тональные наброски. Последовательное выполнение этапов изображения головы: принцип «от общего - к частному». Использование выразительных возможностей изменения тона для создания образа в рисунке.
Подведение итогов: просмотр работ.
Создание художественного образа в композиции (21 час)
Теория (1 час): знакомство с произведениями великих мастеров, передающих образы героев с определенными характерными чертами (иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина «Царевна-Лебедь» М. Врубель, «Три богатыря» В. Васнецов); закрепление понятий «художественный образ», «персонаж», «характер»; развитие представления об образе героя по мотивам и описанию его в литературном произведении; знакомство с приемами передачи характера героя через черты его внешности и особенности фигуры; представление о значении костюма и деталей наряда персонажа; закрепление понимания важности эмоциональной характеристики цвета; поверхностное знакомство с передачей эмоций через выражение лица персонажа.
Практическое занятие (20 часво): выполнение иллюстраций к литературным произведениям школьной программы, легендам Крыма; применение навыков изображения фигуры и портрета героя композиции; раскрытие характера героя композиции через его художественный образ.
Подведение итогов: просмотр работ.
Подведение итогов (2 часа): просмотр творческих работ.
Содержание задания:
- На просмотр представляются работы всех обучающихся студии.
- Каждый обучающийся по своему выбору представляет работы в любой технике из любой темы программы. Работы могут быть выполнены из различных материалов без ограничений в применяемых способах, методах и техниках выполнения.
Базовый уровень второй год обучения
(второй год обучения по программе)
1.Вводное занятие (2 часа)
Теория (1 час). Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с материалами и инструментами для изобразительного творчества. Знакомство с программой.
Практическое занятие (1 час): организация рабочего места.
Подведение итогов: собеседование.
2.Фигура человека в пространстве (28 часов)
Теория (1 час). Первичные навыки изображения пропорций и движения человека по представлению. Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека. Изучение различий в пропорциях фигуры по возрасту и полу. Закрепление знаний о соотношении размера головы к частям фигуры человека.
Практическое занятие (27 часов). Выполнение графических зарисовок схематичного построения фигуры. Выполнение силуэтных рисунков фигуры в движении. Создание тематических композиций с фигурой человека. Передача объема, освещения, пространства в композиции. Выполнение краткосрочных линейных и светотеневых зарисовок с учетом новых знаний.
Подведение итогов: просмотр работ.
3.Композиция портрета (28 часов)
Теория (1 час). Беседа о портрете. Великие портретные произведения разных эпох. Место и значение портретного образа человека в искусстве Жанр, композиция, художественно-выразительные средства изображения, виды портрета. Знакомство с великими портретными произведениями разных эпох и представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Знакомство с компоновкой фигуры в портрете: головные (изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост; по позе: профильные, портреты анфас, в три четверти поворота направо или налево.
Практическое занятие (27 часов). Определение места будущего изображения в листе; отработка приемов акварельной заливки: заливка изображения большими пятнами цвета с последующим уточнением формы и мелких деталей тонкой кистью.
Подведение итогов: просмотр работ.
4.Пейзаж с фигурой человека (30 часов)
Теория (1 час). Закрепление знаний о пейзажном жанре, о видах пейзажа. Беседа о способах передачи в пейзаже пространства, масштаба, линейной и воздушной перспективы.
Практическое занятие (29 часов). Формирование навыков правильной компоновки, передачи основных пропорций и характера движения фигуры, передачи соразмерности фигуры и окружающих объектов, передачи больших цвето-тональных отношений, лепка формы цветом, посильная передача пространства. Выполнение тематических композиций «В горах», «Городской пейзаж», «Зимние игры».
Подведение итогов: просмотр работ.
5.Образ человека в иллюстрациях (24 часа)
Теория (1 час). История иллюстрации. Демонстрация образцов иллюстраций к литературным произведениям школьной программы. Беседа о способах воплощения творческого замысла в рисунке иллюстратора. Виды иллюстраций по содержанию, по технике исполнения, по размещению на странице.
Практическое занятие (23 часа). Создание тематических композиций к произведениям русской литературы школьной программы. Передача характеров героев через их внешние особенности портрета, фигуры, костюма. Соответствие творческой работы сюжету произведения. Передача автором своих представлений и понимания литературного произведения. Использование навыков работы различными материалами, владения выбранной техникой исполнения.
Подведение итогов: просмотр творческих работ.
6.Сюжетная композиция (30 часов)
Теория (1 час). Развитие творческого опыта в построении тематический композиций, формирование авторской позиции по выбранной теме. Беседа о жанрах изобразительного искусства: бытовой, исторический, портрет. История развития бытового жанра. Демонстрация образцов художников различных эпох в жанре сюжетной композиции (Г.Х. Рембрандт «Возвращение блудного сына», В. Серов «Девочка с персиками»). Средства композиции, передающие замысел художника в раскрытии сюжета картины. Выразительные средства живописи и графики.
Практическое занятие (29 часов). Выполнение копии картины известного мастера (по выбору). Передача сходства в технике исполнения и цветовом решении с выбранным образцом. Создание тематической композиции в бытовом жанре «Мама за работой», «Мое увлечение». Использование для создания композиции полученных умений и навыков работы различными художественными материалами.
Подведение итогов: просмотр работ.
7.Подведение итогов (2 часа)
Форма проведения подведения итогов – выставка с обсуждением.
- Выставка творческих работ проводится по итогам реализации программы «Рисуем человека».
- На выставку представляются работы всех участников объединения.
- Каждый обучающийся по своему выбору представляет 2 работы в разных техниках из любой темы программы. Работы могут быть выполнены различными материалами без ограничений в применяемых способах, методах и техниках выполнения.
- Презентация работ.
1.6 Планируемые результаты
Образовательные результаты
По окончанию базового уровня первого года обучения обучающиеся будут:
знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- отличительные особенности канонов изображения человека в различных культурах древности;
- основные жанры изобразительного искусства, где фигурирует человек или группа людей;
- основные термины и понятия в изображении человека;
- особенности построения схематичного рисунка фигуры человека;
- особенности пропорций фигуры человека, головы, портрета;
- значение передачи художественного образа героя произведения.
уметь:
- самостоятельно организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- слушать и понимать поставленную задачу по выполнению творческой работы; выбирать формат, правильно располагать лист для более удачной компоновки предметов картины;
- визуально определять соотношение частей фигуры человека друг к другу;
- соблюдать последовательность выполнения композиции от эскиза до проработки деталей;
- грамотно использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
применять на практике:
- умение компоновать на плоскости листа основные элементы композиции, дополняя ее второстепенными;
- грамотно использовать возможности художественных материалов (сочетание бумаги и красок, карандашей; техника лессировки в акварельной живописи, а пастозной – в гуашевой);
- грамотно передавать пропорции фигуры человека, соразмерность частей тела и головы;
- передачу объема фигуры с помощью светотени;
- умение выделять композиционный центр различными композиционными, графическими и живописными приемами;
- способы передачи художественного образа героя.
По окончанию базового уровня второго года обучения обучающиеся будут:
знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- роль тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- процесс работы художника над картиной, о смысле каждого этапа работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации.
уметь:
- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественных и творческих задач;
- рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий;
- выбирать формат в зависимости от положения фигуры в листе; грамотно и осознано компоновать изображение в листе;
- последовательно вести работу над наброском и этюдом;
- рисовать фигуру в несложном движении;
- передать объем с помощью тона и цвета.
применять на практике:
- первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владение материалами живописи, графики на доступном возрасту уровне;
- навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
- навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Метапредметные результаты:
- стремиться к совершенствованию результатов своей творческой деятельности;
- проявлять трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
- проявлять устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера, иллюстратора;
- осознанно выполнять правила поведения в различных образовательных ситуациях, публичных выступлениях;
Личностные результаты:
По окончанию обучения по программе обучающиеся будут:
- осознавать себя членом коллектива студии, МБОУ ДО «ЦДЮТ» г.Армянска;
- конструктивно взаимодействовать с другими членами коллектива и взрослыми (проявлять доброжелательность, чувство товарищества, взаимопомощь при выполнении работ);
- осознавать себя гражданином страны, ответственным за ее будущее;
- позитивно относиться к жизни;
- проявлять уважительное отношение к членам своей семьи;
- приобщаться к системе культурных ценностей народов, проживающих в Крыму и за его пределами, к истокам народного творчества;
- показывать воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим.
Раздел 2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график – это составная часть программы, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы. Календарный учебный график представлен в Приложении 1.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Кадровое обеспечение программы
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». По данной Программе может работать педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием и первой квалификационной категорией.
2.2.2. Материально – техническое обеспечение
Сведения о помещении.
Занятия проводятся в кабинете №34 «Рисую мир», расположенном на первом этаже блока «В» «ЦДЮТ» город Армянска. Площадь кабинета 39,8 м2. Материал покрытия пола – линолеум. Стены выкрашены водоэмульсионной краской. Цвет стен – светло-салатовый. Количество окон – 3. Окна выходят на Запад. Вертикальные тканевые жалюзи бежевого цвета защищают от попадания прямых солнечных лучей при работе за столами. Вытяжная вентиляция естественная.
Перечень оборудования учебного кабинета
№ п/п | Оборудование | Количество |
1 | Тумбочка с просветом | 2 |
2 | Стеллаж угловой | 1 |
3 | Шкаф комбинированный | 1 |
4 | Шкаф книжный | 1 |
5 | Шкаф книжный закрытый | 1 |
6 | ТумбаОМ190 бук | 1 |
7 | Стол ОМ100бук | 1 |
8 | Стол ученический аудиторный двухместный | 7 |
9 | Стол ученический аудиторный одноместный | 1 |
10 | Стул ИСО | 1 |
11 | Доска маркерная | 1 |
12 | Стул ученический | 15 |
13 | Тумба | 1 |
Перечень оборудования, технических средств обучения, материалов,
необходимых для занятий
№п/п |
Оборудование(материалы) | Кол-во | |
На коллектив | на1 учаще- гося | ||
1 | Доска маркерная | 1 | - |
2 | Бумаг акварельная А3 | - | 1 папка |
3 | Бумага для черчения А3 | - | 1 папка |
4 | Краски акварельные | - | 1 набор |
5 | Краски гуашевые | - | 1 набор |
6 | Кисти синтетические | - | 1 набор |
7 | Карандаши графитные | - | 1 набор |
8 | Фломастеры | - | 1 набор |
9 | Ручка гелевая черная | - | 1 |
10 | Тушь черная | - | 1 банка |
11 | Точилка | - | 1 |
12 | Ножницы | - | 1 |
13 | Палитра пластиковая | - | 1 |
14 | Бумага цветная | - | 1 набор |
2.2.3. Методическое обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение программы способствует успешной реализации программных задач и достижению образовательной цели.
Для создания благоприятных условий познавательной, практической творческой и социально-активной деятельности обучающихся, их всестороннего развития и становления весьма важны следующие условия: создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Учебно-воспитательный процесс по реализации программы базируется на следующих принципах организации и содержания деятельности: принцип «от успеха – к успеху», принцип личностно-ориентированного обучения, принцип сотрудничества, принцип самоактуализации, принцип многообразия видов и форм деятельности, принцип социальной активности.
В учебно-воспитательном процессе используются следующие педагогические технологии: технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология творческой деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология оценивания в форме выставок и конкурсных программ.
В последовательной реализации программы применяется групповая форма организации деятельности обучающихся, позволяющая педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода.
В образовательном процессе для эффективной реализации программы
подбираются различные методы обучения:
-по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
-по характеру обучения: объяснительно-иллюстративные; исследовательские, игровые, поисковые, проектные;
-по степени взаимодействия педагога и обучающихся: пассивные, активные,
интерактивные.
Особую эффективность для познавательного и творческого развития, личностного роста обучающихся оказывает использование активных и интерактивных методов обучения. Через наблюдение, опыт, размышления, поиск, игру, и непосредственное участие в деятельностном процессе у обучающихся происходит более прочное и осмысленное усвоение материала, формируются коммуникативные качества, самосознание, навыки самоконтроля.
Формы организации учебного занятия моделируется в зависимости от вида и дидактической цели:
по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей мастер-класс, практическая работа, экскурсия, творческая мастерская, конкурс, фестиваль, и т.д.;
по дидактической цели — вводное занятие, занятие по изучению нового материала; занятие по применению и совершенствованию знаний, умений и навыков; комбинированное занятие; занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков; занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Основной формой обучения в изостудии является учебно-практическая деятельность - это процесс решения творческих, образовательных, развивающих задач, требующих применения теоретических знаний на практике. В ходе этой деятельности развивается творческое мышление, формируются необходимые умения и навыки. Главная задача педагога состоит в том, чтобы создать для обучающихся предпосылки для успешного творчества, организовать его деятельность и помочь достичь конечного результата.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия - словесный, наглядный, практический. Практические занятия занимают основное место в обучении.
На занятиях выделяется фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами. Так же на занятиях применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно- воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от способностей и уровня подготовки каждого).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный, объяснительно-иллюстративный и др.
Мастер-класс проявил себя, как наиболее эффективная наглядная форма организации учебного занятия художественной направленности. В ходе такого занятия педагог ведет пошаговое выполнение практической работы, давая теоретическое сопровождение и комментарии к каждому этапу. Обучающиеся имеют возможность наблюдать процесс создания композиции по теме программы и выполнить ее начальные этапы, следуя примеру педагога. Своевременная наглядная иллюстрация слов педагога как нельзя лучше может предотвратить возникающие ошибки, снять момент непонимания, показать наиболее результативный ход выполнения композиции, научить практическому применению материала.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: репродуктивный - выполнение задания по указанному образцу; частично- поисковый - это вопросно-ответная форма обучения, которая предполагает самостоятельный поиск обучающимся новых знаний; игровой – решение образовательных задач путем включения обучающихся в игру по поиску информации и выполнению практических упражнений; объяснительно- иллюстративный - и др.
Особое внимание уделяется методике организации воспитательной работы, т.к. в ходе ее реализации решаются задачи духовно-нравственного, гражданско-патриотического и социально-личностного характера. В качестве формы организации таких занятий используется беседа, встреча с интересными людьми, выставка, игра (викторина, ролевая), конкурс, открытое занятие, праздник, презентация, путешествие, экскурсия, др. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Алгоритм учебного занятия:
- Организационный момент - короткий, но важный этап занятия, который включает приветствие, дает возможность педагогу обеспечить положительный эмоциональный настрой, определить готовность обучающихся к занятию.
- Мотивационная часть - важнейший элемент для развития познавательного интереса и активизации учебной деятельности обучающихся.
- Сообщение темы и цели занятия – информирование обучающихся о конкретной теме и целевых ориентирах занятия.
- Актуализация знаний - этот раздел включает подобранные педагогом эффективные формы для повторения изученного ранее материала, применение их для изучения темы и базирования на их основе новых знаний, умений и навыков. Указывается, какие ранее изученные понятия и действия надо активизировать в сознании обучающихся, чтобы подготовить их к восприятию.
- Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков - в данном разделе раскрывается тема занятия с использованием различных педагогических технологий, методов и приемов, запланированных педагогом при подготовке занятия. Определение познавательных учебных задач занятия с указанием новых понятий и действий, которые вводятся в данную тему. Конкретно намечается, что должны узнать и усвоить обучающиеся, какие действия научаться выполнять и каким способом (конкретные умения и навыки для отработки).
- Закрепление и обобщение изученного материала – описание методов и средств для закрепления изученного материала, действий, умений и навыков (применение на практике). Определяются варианты закрепления изученного материала, методика организации самостоятельной работы, ее объем и формы (по образцу; синхронно с педагогом; самостоятельно; с включением творческих элементов), способы развития интереса обучающихся к изучаемой теме. Включение изученного в систему ранее усвоенных знаний.
- Подведение итогов занятия - анализ и оценивание достижений обучающихся на занятии для стимулирования их активности и развития познавательного интереса.
- Рефлексия- мобилизация детей на открытость в оценивании деятельности. Обсуждение результатов, удовлетворенности работой и общением; результативности работы, причин неудач и ошибок; оценка полезности учебной работы, своего психологического состояния.
Методические и дидактические материалы
№ п/п | Название наглядных пособий, дидактических материалов (плакаты, схемы, альбомы, технологические карты, шаблоны, методические папки, раздаточный материал) | Тема, раздел в ДООП, к которым подготовлены материалы | Кол-во |
1 | Наглядное пособие: композиция «Аквалангист», формат А3, акварель | «Аквалангист» | 1 |
2 | Наглядное пособие «Перспектива куба», формат А3, графитный карандаш | «Городской пейзаж с фигурой человека», «Фигура в интерьере» | 1 |
3 | Альбом с набором иллюстраций «Пейзажи» | «Пейзаж с фигурой человека», «Зима», «Прогулка» | 1 |
4 | Альбом с набором иллюстраций «Портрет. Голова. Фигура» | Темы конкурсных программ | 1 |
5 | Гипсовая голова «Вальтер» | Раздел «Пропорции головы: портрет» | 1 |
6 | Гипсовая форма «Нога Давида» | Раздел «Пропорции фигуры» | 1 |
7 | Деревянная модель «Фигура на шарнирах» | Раздел «Пропорции фигуры» | 1 |
8 | Картонная фигура «Человек на шарнирах» | Раздел «Фигура в движении» | 1 |
2.2.4. Информационное обеспечение
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-esteticheskogo-vospitaniya-v-garmonicheskom-razvitii-lichnosti-rebyonka Быковская М.А., Семенова М.А. Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/05/20/programma_do_risuem_cheloveka_vmeste.pdf
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рисуем человека вместе» Уровень: ознакомительный Возраст обучающихся: 10-12 лет
2.3 Формы контроля (аттестации)
Вид контроля | Цель проведения | Время проведения | Форма проведения |
Входной контроль | определение уровня развития обучающихся на начальном этапе реализации программы | в начале 1-го года обучения (сентябрь) | Устный опрос |
Текущий контроль | определение степени усвоения обучающимися учебного материала, степени сформированности учебных навыков | в течение учебного года | Педагогическое наблюдение |
Тематический контроль | определение степени усвоения обучающимися учебного материала, сформированности конкретных навыков и умений, согласно изучаемой технике и материалов | В конце изучения раздела программы | Выставка работ по темам раздела программы |
Промежуточная аттестация | определение степени усвоения обучающимися учебного материала, определение промежуточных результатов обучения | по окончанию учебного года при переводе обучающегося на следующий год обучения, предусмотренный программой в в конце II семестра (май) | Выставка |
Итоговое оценивание | определение результатов обучения по итогам реализации программы | в конце курса обучения (в конце 4 -го года обучения; май) | Выставка с обсуждением |
Мониторинг для отслеживания результативности обучающихся.
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах: педагогического наблюдения за процессом создания работ и деятельностью обучающегося, совместного анализа (педагог и ребенок) процесса создания композиции и готовой работы; проводится просмотр их творческих работ, который фиксируется в виде фотоотчета и публикуется на странице сообщества изостудии в социальной сети. Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый результат обучения и оценить его.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.
Оценивающие материалы представляют собой систему контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления результатов образовательного процесса, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются и предъявляются в формах: протокола по итогам проведения просмотра, фотоотчета, выставки готовых работ, открытого занятия, поступления выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, грамоты, диплома участия в конкурсах различного уровня.
Оценочные материалы представлены в Приложении 3.
2.4. Список литературы
Для педагога:
1. Абрамова М. А. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1- 4 кл.» / М. А. Абрамова– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с*.
2. Баррингтон, Б. Рисуем фигуру человека. Базовый и продвинутый методы / Б. Баррингтон. - Москва: СИНТЕГ, 2011. - 982 c*.
3. Буйлова Л.Н, Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288с*.
4. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011*.
5. Дроздова С. Б. «Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского.» / С. Б. Дроздова– Волгоград: Учитель, 2008. – 171 с*.
6. Зеленина Е. Л. «Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей» /. Е. Л. Зеленина– М.: Просвещение, 1996. – 64 с*.
7. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. «Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд» / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева– М.: Просвещение, 2008. – 191 с*.
8. Рисование головы человека. Пошаговое руководство для художника. - М.: Арт-Родник, 2013. - 683 c. 2.6*.
Для родителей:
1. Бесчастнов Н.П. «Графика натюрморта» / Н.П. Бесчастнов М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008*
2. Бесчастнов Н.П. «Графика пейзажа» / Н.П. Бесчастнов М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005*
3. Сокольникова Н.М. «Основы композиции» / Н.М. Сокольникова Обнинск, 1996*
Для детей:
Сокольникова Н.М. Художники. «Книги. Дети» / Н.М. Сокольникова М.: Конец века, 1997*
2. Лучшие уроки. Рисуем голову и фигуру человека. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 1982. - 128 *
3. Спайсер, Д. Рисуем портрет за 15 минут / Д. Спайсер. - М.: Рипол Классик, 2014. - 149 c*.
4. Стивен, Чарльз. Учитесь рисовать человека в движении / Чарльз Стивен. - М.: Попурри, 2009. - 290 c*.
5. Тимохович А. Портрет и фигура. Учимся рисовать людей. - М.: Питер, 2012. - 296 c*.
* данная литература не переиздавалась