Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Весёлые нотки»
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Весёлые нотки»
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации программы: 15 рабочих дней
Направленность: художественная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации программы: 1 лагерная творческая смена
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
РАЗДЕЛ № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. | Пояснительная записка | 4 |
1.2. | Цели и задачи программы | 6 |
1.3. | Учебный план | 7 |
1.4. | Содержание программы | 7 |
1.5. | Планируемые результаты | 8 |
РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. | Условия реализации программы | 9 |
2.2. | Формы аттестации | 10 |
2.3. | Оценочные материалы | 10 |
2.4. | Методическое обеспечение | 10 |
2.5. | Рабочие программы | 11 |
2.6. | Список источников | 13 |
РАЗДЕЛ № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1Пояснительная записка
Направленность программы – художественная Направление – Вокальное творчество Тип программы – модифицированная
Уровень программы – стартовый
Форма реализации – очная, групповая
ДООП разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Письмо от 18 ноября 2015 года № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации «По проектированию дополнительных общеразвивающих программах (включая разноуровневые программы)»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. №1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»,
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утв. Приказом Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования
««Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» №383-П от 26 сентября 2019 года;
Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Дворец творчества детей и молодёжи «Северное сияние».
Актуальность программы
В связи с возрастающим интересом детей и родителей к вокальному искусству, возникла потребность в создании программы. Творческая деятельность оказывает на ребёнка не просто развивающий эффект, но и положительное психологическое воздействие. Программа может реализовываться в каникулярное время.
Педагогическая целесообразность
Программа переработана и реализуется с учетом учебно-воспитательных задач и возрастных особенностей обучающихся. В процессе реализации программы у обучающихся формируются начальные знания и навыки в вокальном творчестве, развивается пространственное и творческое мышление, воспитывается культура слушания и исполнения в процессе работы с детьми.
Программа за короткое время знакомит с новыми произведениями и закрепляет вокально-хоровые навыки.
Адресат: Программа рассчитана на обучающихся 7-10 лет, на которую принимаются дети, обладающие вокально-хоровыми навыками. Группа может состоять из обучающихся одного возраста или быть разновозрастной, включать детей 7-10 лет. Количество детей 15 человек.
Характерная особенность этого возраста - ярко выраженная эмоциональность восприятия. В этом возрасте ребенок склонен к творческому воображению, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут за короткое время подготовиться и принять участие в вокальном конкурсе.
Программа предполагает стартовый уровень освоения знаний и практических навыков, а в дальнейшем, обучающиеся смогут продолжить обучение в выбранном направлении.
Объём и сроки усвоения программы, режим занятий
Период | Продолжи тельность занятий | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов всего |
15 рабочих дней | 2час | 5 | 10 | 3 | 30 |
Итого по программе | 30 |
Режим занятий соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Продолжительность образовательного процесса составляет 30 часа. Занятия проходят в группе, 1 раз в день, продолжительность одного занятия
2 академических часа (по 40 минут). В конце каждого часа занятия предусмотрен 10-минутный перерыв (проветривание помещения, отдых детей).
Форма организации занятий: индивидуальная, по подгруппам, групповая.
Формы проведения занятий:
-комбинированное (совмещение теоретической и практической частей занятий; проверка знаний ранее изученного материала; отработка навыков и умений);
-теоретическое (сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы, изложенного нового материала, основных понятий, определений терминов, совершенствование и закрепление знаний);
-практическое (формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике);
-итоговое занятие (проводиться по окончанию освоения программы).
Цели и задачи программы
Цель программы: Организация занятости детей начальной школы в период летних каникул через создание целостной системы, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность
Задачи программы:
Задачи | Результат |
Личностные |
Формировать устойчивый интерес к Вокальному творчеству | Будут проявлять интерес к занятиям по музыке |
Воспитывать трудолюбие, культуру, достижение поставленной цели. | Будет сформирована потребность к труду, достижения поставленных целей. |
Метапредметные | |
Развивать музыкальную память, чистоту интонирования, мелкую моторику рук. | Будут уметь следовать устным инструкциям педагога, запоминать последовательность выполнения задания. Выполнять творческие задания по музыке |
Формировать коммуникативную культуру при совместной работе. | Будут уметь общаться и совместно трудиться с другими детьми |
Предметные | |
Обучить детей песенному исполнению, музыкальной грамоте, терминологии. | Будут эмоционально исполнять музыкальные произведения |
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Наименование раздела, блока, модуля | Количество часов | Формы аттестаци и/контрол я | |||
Всего часов | теория | практи ка | ||||
1. | Вокальное творчество | 10 | 2 | 8 | Концерт | |
2. | Изготовление объёмных цветов | 10 | 2 | 8 | выставка | |
3. | Посещение кино и театров | 10 | 2 | 8 | Беседа | |
итого | 30 | 6 | 24 |
Содержание программы Раздел 1. Вокальное творчество
Теория. Элементарная теория музыки, терминология, правила певческой орфоэпии, выучивание текста произведения
Практика. Распевание, работа над чистотой интонации, определение исполнительского плана, исполнение произведения в характере под аккомпанемент.
Раздел 2. Монотипия
Теория. Материалы для изготовления цветка, карандаш, объяснение творческого задания, помощь в работе, правила гигиены и порядка .
Практика. Подготовка рабочего места. Выполнение работы по изготовлению объёмного
Теория. Выполнение объёмного цветка из картона, цветной бумаги, ножниц, клея.
Раздел 3. Посещение кинотеатра и Театральных представлений.
Практика. Правила дорожного движения. Правила культуры поведения в кино и театре. Посещение театра и кино. Беседа по содержанию фильма и спектакля.
Планируемые результаты Метапредметные:
Будут уметь:
запоминать последовательность выполнения заданий по вокальному творчеству;
следовать устным инструкциям педагога;
-работать над многоголосием в группе.
Предметные:
Будут иметь представления:
о вокально-хоровых навыках при исполнении произведения
работать над певческим дыханием
-работать над чистотой интонирования.
Личностные:
Будут проявлять:
-устойчивый интерес к музыке, к вокальному исполнительству;
- работать над календарным репертуаром
Будут развивать:
-навыки исполнения многоголосия в своей партии
-бережное отношение к голосовому аппарату, пение кантилены, дикцию и артикуляцию.
РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению: просторное, с хорошим естественным и искусственным освещением, оснащенное рабочими местами.
Оснащение мебелью:
Учебные столы, регулируемые по росту стулья (с учетом возраста учеников);
стол, стул, шкаф для учителя;
шкаф для одежды;
шкаф под материалы и инструменты;
Технические средства обучения:
ноутбук;
эл.фоно;
Все расходные материалы ученики (по согласованию с родителями) приобретают сами:
бумагу (Цветная бумага, картон, клей, ножницы);
карандаши простые;
канцелярская папка для текстов песен .
Информационное обеспечение
нотная литература;
Книги для чтения , согласно возрасту детей;
образцы, объяснительно-иллюстративный материал;
лучшие образцы детских работ.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Формы аттестации
По отдельным разделам программы: участие в вокальном конкурсе
По итогам освоения программы: Отчетный концерт.
Оценочные материалы
Программой предусматривается следующие виды контроля:
-Входной (начало освоения программы). Контроль осуществляется в форме опроса, педагогического наблюдения. Полученные данные фиксируются в диагностической карте;
-Текущий (в процессе освоения программы), формы текущего контроля такие как участие в лагерных мероприятиях, наблюдение, опрос.
-Итоговый (в конце освоения программы), концерт, участие в конкурсе.
Методическое обеспечение
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающая технология А.Стрельниковой;
Информационно-коммуникативная технология П.В. Сысоева;
Игровые технологии Эльконина и Д.Б., Пидкасистого П.И;
Технология индивидуализации обучения Н.Д. Шадрикова;
Технология группового (коллективного) обучения (В.К. Дьяченко, И.Б Первин, М.Д.
Технология дифференцированного обучения (Г.К. Селевко).
Алгоритм учебного занятия – краткая характеристика рекомендуемой структуры занятия (в соответствии с учебным планом) и его этапов:
Раздел (наименование раздела в соответствии с учебным планом).
Тема занятия (в соответствии с учебным планом).
Цель, задачи занятия (направленны на достижения планируемых результатов при освоении конкретной темы занятия по учебному плану).
Оборудование, дидактический материал необходимый для организации образовательного процесса в ходе проведения конкретного занятия.
Ход занятия - организационный момент, актуализация изученных знания (повторение) обзор самого занятия (с разбивкой на теорию и практику).
Анализ. Рефлексия.
Рабочие программы Календарно-учебный график Учебных недель: 3 недель
№ п\п | Дата | Мероприятие | Форма занятия | Форма контроля |
1 | 03.06.2024 | 1. Вводная беседа по ТБ, электробезопасности. Правила поведения в отряде. Утренняя гимнастика 2. Посещение кт Гигант «Огненный лис» | Выезд в кинотеатр Гигант | Правила безопасности на дороге. Беседа по содержанию. фильма |
2 | 04.06.2024 | 1. Разучивание летней песни 2. Изготовление объёмного цветка | Занятие по изготовлению объёмного цветка | Исполнение песни под фонограмму. Фотоотчет для родителей |
3 | 05.06.2024 | 1. Посещение ТМК «Летучий корабль» 2. Разучивание летней песни | Выезд в ТМК | Беседа о культуре поведения в театре |
4 | 06.06.2024 | 1. Посещение кт Голливуд «Манюня» 2.Подготовка к общему мероприятию лагеря | Выезд в кт Голливуд | Правила безопасности на дороге. Беседа по содержанию. фильма |
5 | 07.06.2024 | 1. Беседа «ПДД должны знать все». Изготовление светофора. 2. Разучивание летней песни | Занятие по вокалу | Исполнение песни под фонограмму. |
6 | 10.06.2024 | 1. Посещение кт Гигант «Последний дракон» 2. Разучивание песни о школе. | Выезд в кт Гигант | Впечатления о фильме |
7 | 11.06.2024 | 1. Посещение Филармонии. Мероприятие «Ко дню России» 2. Игры на свежем воздухе. | Выезд в Филармонию | Обсуждение патриотического мероприятия |
8 | 13.06.2024 | 1.Подготовка к вокальному конкурсу 2. День России | Занятие-репетиция к конкурсу. | Исполнение сольно и дуэтами |
9 | 14.06.2024 | 1. Посещение кт Голливуд «Десять жизней» 2. Подготовка к мероприятию лагеря | Выезд в кт Голливуд | Впечатления о фильме |
10 | 17.06.2024 | 1. Развлекательная программа «Мы -вокалисты». 2. Разучивание военной песни. | Занятие по вокалу. Подготовка к Выпускному 11х классов | Исполнение песни с аккомпанементом |
11 | 18.06.2024 | 1. Изготовление объёмного цветка 2. Разучивание военной песни | Занятие по изготовлению объёмного цветка | Выставка для детей лагеря |
12 | 19.06.2024 | 1. Игра «Угадай мелодию» 2.Разучивание песни о школе | Викторина Угадай мелодию | Определить победителя викторины |
13 | 20.06.2024 | 1. Посещение Филармонии «Конёк –Горбунок» 2.Личная безопасность. Правила поведения в общественном месте | Выезд в Филармонию на детский спектакль | Впечатления о спектакле. Постановка мини спектакля в лагере(этюды-зарисовки) |
14 | 21.06.2024 | 1. Подготовка к вокальному конкурсу 2.Выучивание песни | Занятие по вокалу, выучивание песни и исполнение в характере | Исполнение для детей лагеря |
План воспитательной работы
Месяц | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Социальны е партнёры |
июнь | 03.06 | «День Защиты детей» | 1 | Игра «Пусть всегда будет солнце!» | Дети из Профильных отрядов |
13.06 | «День России» | 1 | викторина | Дети из Профильных отрядов | |
Работа с родителями | |||||
июнь | «Организация работы по программе. Режим и условия посещения» | Родительс кое собрание | родители | ||
июнь | «Подведение итогов» | Родительс кое собрание | родители |
Учебно-воспитательные задачи программы решаются в тесном сотрудничестве с родителями
Работа с родителями проводится в форме:
индивидуальных и тематических консультаций с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку в обучении с учетом его возможностей;
обсуждения результатов ребенка и дальнейшая работа по программе.
Список источников
Андреева Ю. «Танцетерапия.» – М.: Издательство Диля, 2005 . - 256 стр.
Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий:1-11 классы. –М., 2007 г.
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.А. Что делать с детьми в загородном лагере. – Кострома: МЦ «Вариант», 2009.
Бетехтина О.Ф. Организация детского досуга.// Досуг в школе.- 2009.- №4.-с.23
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007 .
Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах [Текст] /Н.В. Елжова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. Автор составитель: Маленкова Л.И., авторский коллектив. –М.: Педагогическое сообщество России, 2004. – 608 с.
Педагогический терминологический словарь. Понятие «воспитательная деятельность»