Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хор патриотической песни»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №707
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Решением педагогического совета Директор ______________ Жемчуева К.А.
ГБОУ школы № 707 ГБОУ школы № 707
Протокол № 11 от 31.08.2022 г. Приказ № 453-ОД от 01.09.2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хор патриотической песни»
Возраст учащихся: 6,5-7 лет
Срок реализации: 3 года
Разработчик:
Батырова Ирина Ивановна,
педагог дополнительного образования
г. Санкт-Петербург
2022 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хор патриотической песни» художественной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», проекта «Школа возможностей» Программы развития системы образования в Невском районе Санкт-Петербурга, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях.
Уровень освоения: общекультурный.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. No 678-р.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 09 ноября 2018 г. №196.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 30.09.2020 №533.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 23.08.2017 № 816.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».
- Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга “Об организации структурных подразделений — отделений дополнительного образования детей в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга” от 10.07.2017 № 1073-р.
- Распоряжение Комитета по образованию “Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга” от 25.08.2022 № 1676-р.
Актуальность: пение в хоре – одно из самых доступных путей массового воспитания общей и музыкальной культуры. Благодаря синтезу звуков и слов, песня является самой короткой тропинкой к развитию эстетических чувств, которых подчас так не хватает нашему обществу. Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют значительную роль, как в воспитательной работе, так и в музыкально-эстетическом развитии.
Программа помогает формировать такие качества у ребенка, как: отзывчивость, милосердие, почитание и уважение к людям, окружающей его природе, способность к преодолению трудностей, учит его трудиться, помогает обращать внимание ребенка на каждое проявление красоты в жизни, воспитывает в нем стремление самому творить прекрасное и беречь его. Это очень важно, так как быть человеком - это значит не только быть таким как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимым, с собственными вкусами, интересами и способностями.
Формирование нравственных основ личности учащихся, развитие социально значимых ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма, приобщение детей к культурному наследию – это актуальные и приоритетные направления программы.
Адресат: Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста 6,5-7 лет и направлена на развитие музыкальных способностей детей, а также на формирование у них музыкального вкуса и эмоционального восприятия музыки
Объем и срок реализации программы: годовой учебный цикл программы составляет 144 часа, занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность одного часа 40 минут в 1 классе, 45 минут со второго класса. Общий объем учебного времени программы в течении трех лет обучения составляет 432 часа.
Целью программы является создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Задачи:
обучающие:
научить вокально-хоровым навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, звукообразование);
научить пению в унисон и пению двухголосые;
научить основным понятиям музыкальной грамоты;
научить анализировать музыкальный материал на основе полученных элементарных знаний.
развивающие:
раскрыть навыки концертно-исполнительской деятельности, способствовать развитию артистической индивидуальности каждого ребенка;
развить музыкальный слух, музыкальной памяти, ритма;
развить обще-эстетический кругозор и обогащение внутреннего мира ребенка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через вокально-хоровое пение.
воспитательные:
воспитание интереса и любви к музыке, хоровому искусству;
воспитание художественного вкуса через пение и слушание музыкальных произведений для детей;
воспитание чувства патриотизма;
воспитание ответственности при работе над произведением и концертным исполнением (общий успех зависит от работы каждого);
формирование у детей социально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории.
Условия реализации программы
Условия набора детей: в группу первого года обучения принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного заявления родителей и наличия справки об отсутствии медицинских противопоказаний.
Набор детей в группы 1 года обучения проводится в августе. Комплектование групп 1 года обучения проводится до 10 сентября, 2-3 годов обучения проводится в конце мая и конце августа.
Группы 2-3 годов обучения комплектуются из детей, успешно освоивших программу 1 года обучения. В группу второго года и третьего годов обучения могут поступать вновь прибывающие учащиеся, имеющие необходимые знания и умения, либо опыт занятий в объединениях художественной направленности.
Программа может осваиваться учащимися с любого уровня.
Наполняемость учебной группы:
1-й год обучения – не менее 15 человек
2-й год обучения – не менее 12 человек
3-й год обучения – не менее 10 человек.
Материально-техническое обеспечение:
для успешной реализации программы необходимо иметь:
учебный просторный кабинет;
фортепиано или рояль (электронное пианино, синтезатор);
стулья;
стол для педагога;
шкаф для хранения нот;
диски с записями шедевров классической музыки, фильмов и презентаций о жизни и творчестве великих композиторов;
компьютер;
экран;
проектор;
ксерокс для копирования партитур (принтер);
записи фонограмм к песням;
магнитофон или музыкальный центр;
папки для хранения нотного материала и партитур;
методические пособия, нотные издания.
электронно-образовательные ресурсы:
CD диски с записями образцов высокого хорового исполнительства;
CD диски с записями образцов классической и народной музыки;
CD диски с записями минусовок отдельных песен, составленных и отобранных по определённым темам самостоятельно;
презентация по теме «Русские композиторы»;
презентация по теме «Духовная музыка»;
видеозаписи образцов высокого хорового исполнительства;
видеофильмы о жизни и творчестве композиторов;
презентации к русским народным песням.
печатные пособия:
портреты выдающихся музыкантов-хормейстеров, вокалистов, композиторов;
пособия с нотной грамотой и музыкальными обозначениями.
дидактические материалы:
портреты русских, зарубежных, русских композиторов;
подборка текстов песен по теме «Произведения русских композиторов»;
подборка текстов песен по теме «Произведения современных композиторов»;
подборка текстов песен по теме «Русская народная музыка».
Кадровое обеспечение реализации программы: педагог дополнительного образования детей с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.
Форма организации деятельности учащихся:
Работа детского объединения предусматривает специальную организацию регулярных занятий в виде:
музыкальных занятий;
занятия – концерта;
репетиций;
творческих отчетов.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития учащихся;
применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебной дисциплины предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.
Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые содержат принципы:
планирование занятий с учетом возрастных особенностей детей;
чередование видов деятельности;
использование активных методов обучения;
комфортность отношений между педагогом и детьми, эмоциональность проведения урока.
направления сбережения здоровья:
двигательная активность;
соблюдение эргономических требований;
сбережение голосового потенциала (дыхательный комплекс, воздействие звуковых вибраций);
соблюдение гигиенических требований к проведению урока.
Планируемые результаты:
учащиеся овладевают:
вокально-хоровыми знаниями, умениями и навыками;
навыками совместной деятельности в коллективе;
навыками актерской выразительности и сценической культуры;
приобретают:
умение ориентироваться в различных явлениях музыкального искусства;
художественный, музыкальный и эстетический вкус;
ориентацию на общечеловеческие ценности;
мотивацию к дальнейшему познанию и творчеству;
навыки адаптации в обществе;
проявляют:
высокий уровень певческой, исполнительской культуры;
сформированное чувство патриотизма;
стремление достигать поставленной цели;
владение основами культуры поведения в обществе.
Метапредметные результаты:
воспитать целеустремленность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплину, трудолюбие;
приучить к доброжелательности;
воспитать чувство патриотизма; чтить традиции и обычаи своей страны;
воспитать инициативность, самостоятельность.
Личностные результаты:
сформировать потребность в регулярных занятиях пением;
развить музыкальный слух, память, чувство ритма, образное мышление;
развить умение и навык общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
Система оценки результатов освоения программы
зачетные мероприятия, массовые мероприятия;
результативность участия в фестивалях и конкурсах разного уровня.
Формы текущего контроля:
сдача хоровых партий;
индивидуальный опрос;
концерт-отчёт перед родителями;
районные фестивали, конкурсы, концерты;
открытые уроки;
концерт-встреча с композитором;
отчетный концерт.
Ожидаемые результаты
Наряду со специальными знаниями и умениями, учащиеся, освоившие программу, приобретают следующие личностные, метапредметные и образовательные результаты:
личностные:
способность к самоорганизации и самоконтролю;
умение концентрировать внимание, слух, мышление, память;
трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении поставленных целей;
ориентация в мире нравственных ценностей и достижениях культуры;
принятие гуманистических норм жизни и поведения;
способность работать не только индивидуально, но и в группе (ансамбле), решать творческие задачи в сплоченном, детском коллективе.
метапредметные:
способность к развитию устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;
развитие голоса: его силу, диапазон, беглость, тембральные и регистровые возможностей;
развитие музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти.
предметные:
умение работать в коллективе;
сценическая культура;
владение навыками художественной выразительности исполнения, работы над словом, раскрытия художественного содержания и выявления стилистических особенностей произведения (фразировки, нюансировки, агогики, приемов вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности).
К концу обучения дети должны:
знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
требования педагога – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 12.09.2017 | 25.05.2018 | 36 | 144 | 2 раз в неделю по 2 часа |
2 год | 04.09.2016 | 24.05.2018 | 36 | 144 | 2 раз в неделю по 2 часа |
3 год | - | - | 36 | 144 | 2 раз в неделю по 2 часа |
Учебный план
1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Начальная диагностика. Вводное занятие. Инструктаж- техника безопасности. | 2 | 2 | | Индивидуальный | |
2. | Вокально-хоровая работа | |||||
2.1 | Распевание | 12 | 2 | 10 | Комбинированный | |
2.2 | Вокальные упражнения | 9 | 4 | 5 | Индивидуально-групповой | |
2.3 | Музыкальная грамота | 7 | 2 | 5 | Индивидуальный Тестирование | |
3. | Работа над произведениями | |||||
3.1 | Классическая хоровая музыка | 41 | 6 | 35 | Комбинированный | |
3.2 | Современные песни для детей | 46 | 5 | 41 | Комбинированный | |
3.3 | Исполнение народной музыки | 6 | 1 | 5 | Комбинированный | |
4. | Беседы о музыке, слушание музыки | 2 | 1 | 1 | Фронтальный | |
5. | Концертная деятельность | 11 | 2 | 9 | Групповой | |
6. | Итоговое занятие | 8 | 2 | 6 | Индивидуально-групповой | |
| ИТОГО | 144 | 27 | 117 | |
Учебный план
2 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Введение в программу. | 2 | 2 | | Фронтальный | |
2. | Вокально-хоровая работа | |||||
2.1 | Распевание | 10 | 2 | 8 | Комбинированный | |
2.2 | Вокальные упражнения | 11 | 4 | 7 | Индивидуально-групповой | |
2.3 | Работа над 2-х голосием | 10 | 2 | 8 | Индивидуальный Тестирование | |
2.4 | Музыкальная грамота | 9 | 4 | 5 | | |
3. | Работа над произведениями | |||||
3.1 | Классическая хоровая музыка | 39 | 6 | 33 | Комбинированный | |
3.2 | Исполнение народной музыки | 7 | 3 | 4 | Комбинированный | |
3.3 | Современные песни для детей | 35 | 4 | 31 | Комбинированный | |
4. | Беседы о музыке, слушание музыки | 7 | 4 | 3 | Фронтальный | |
5. | Концертная деятельность | 10 | 2 | 8 | Индивидуально-групповой | |
6. | Итоговое занятие | 4 | | 4 | Групповой | |
| ИТОГО | 144 | 33 | 111 | |
Учебный план
3 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Введение в программу. | 2 | 2 | | Фронтальный | |
2. | Вокально-хоровая работа | |||||
2.1 | Распевание | 10 | 1 | 9 | Комбинированный | |
2.2 | Вокальные упражнения | 11 | 2 | 9 | Индивидуально-групповой | |
2.3 | Работа над 2-х голосием | 10 | 2 | 8 | Индивидуальный Тестирование | |
2.4 | Музыкальная грамота | 8 | 4 | 4 | | |
3. | Работа над произведениями | |||||
3.1 | Классическая хоровая музыка | 38 | 6 | 32 | Комбинированный | |
3.2 | Современные песни для детей | 35 | 4 | 31 | Комбинированный | |
3.3 | Исполнение народной музыки | 8 | 3 | 5 | Комбинированный | |
4. | Беседы о музыке, слушание музыки | 8 | 4 | 4 | Фронтальный | |
5. | Концертная деятельность | 10 | 2 | 8 | Групповой | |
6. | Итоговое занятие | 4 | | 4 | Комбинированный | |
| ИТОГО | 144 | 30 | 114 | |
1