Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хор "Камертон"»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хор «Камертон» художественной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», проекта «Школа возможностей» Программы развития системы образования в Невском районе Санкт-Петербурга, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях.
Уровень освоения: общекультурный.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - 273-ФЗ);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Актуальность: пение в хоре – одно из самых доступных путей массового воспитания общей и музыкальной культуры. Благодаря синтезу звуков и слов, песня является самой короткой тропинкой к развитию эстетических чувств, которых подчас так не хватает нашему обществу. Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют значительную роль, как в воспитательной работе, так и в музыкально-эстетическом развитии.
Программа помогает формировать такие качества у ребенка, как: отзывчивость, милосердие, почитание и уважение к людям, окружающей его природе, способность к преодолению трудностей, учит его трудиться, помогает обращать внимание ребенка на каждое проявление красоты в жизни, воспитывает в нем стремление самому творить прекрасное и беречь его. Это очень важно, так как быть человеком - это значит не только быть таким как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимым, с собственными вкусами, интересами и способностями.
Формирование нравственных основ личности учащихся, развитие социально значимых ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма, приобщение детей к культурному наследию – это актуальные и приоритетные направления программы.
Адресат: программа предназначена для учащихся 1-2 классов.
Целью программы является создание условий для развития исполнительского мастерства, реализации творческого потенциала учащихся в области вокально-хоровой, музыкальной и художественно-эстетической культуры.
Реализация поставленной цели требует решение следующих задач:
обучающие:
формировать знания, умения и навыки хорового исполнительства;
формировать навык самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
развивающие:
развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, сценическую выдержку;
развивать воображение, музыкальное мышление;
воспитательные:
воспитывать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру;
воспитывать умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат, потребность в исполнительской деятельности.
Условия реализации программы
Зачисление в группы осуществляется по желанию детей и их родителей в независимости от года обучения. Группа 2-го года обучения формируется из учащихся, успешно прошедших обучение по программе 1-го года обучения.
Срок реализации программы: 2 года.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая (от 15 человек), мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), индивидуальная, коллективная.
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии и уделять внимание развитию каждого ребенка, а также предусматривается индивидуальная работа с солистами хора.
Для подготовки хора к выступлениям проводятся сводные репетиции (сводный хор), позволяющие объединять разные возрастные группы в один творческий коллектив.
Объем учебного времени: в первый год обучения составляет 144 часа (36 недель), занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, во второй год обучения 216 часов (36 недель), занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Общий объем учебного времени за два года составляет 360 часов.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы:
учебная аудитория для занятий со специальным оборудованием (подставки для хора, рояль или пианино, пульты, банкетка для пианино, доска с нотными линейками, шкаф для нот и методических пособий), концертный зал с концертным роялем, подставками для хора, звукотехническим оборудованием, банкетка для рояля, Орф-оркестр.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
Кадровое обеспечение реализации программы: преподаватель хоровых дисциплин, концертмейстер.
Формы проведения занятий:
Программа предусматривает, аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные занятия, которые проводятся по группам и индивидуально. традиционные занятия, комбинированные занятия, торжественное занятие: конкурс, фестиваль, репетиция, концерт, презентация, праздник, творческая встреча.
Занятия проводятся на модульной основе:
Модуль№1 – очно;
Модуль№2 – дистанционно с применением электронных средств обучения и дистанционных образовательных технологий.
Основными способами реализации образовательной программы являются педагогические технологии, эффективность которых оценивается по следующим критериям:
доступность содержания учебного процесса;
поэтапность, систематичность применяемых технологий;
дифференцированный подход в технологиях обучения и воспитания;
креативность среды для реализации творческих способностей
Методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития учащихся;
применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебной дисциплины предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.
Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые содержат принципы:
планирование занятий с учетом возрастных особенностей детей;
чередование видов деятельности;
использование активных методов обучения;
комфортность отношений между педагогом и детьми, эмоциональность проведения урока.
направления сбережения здоровья:
двигательная активность;
соблюдение эргономических требований;
сбережение голосового потенциала (дыхательный комплекс, воздействие звуковых вибраций);
соблюдение гигиенических требований к проведению урока.
Планируемые результаты:
Учащиеся овладевают:
вокально-хоровыми знаниями, умениями и навыками;
навыками совместной деятельности в коллективе;
навыками актерской выразительности и сценической культуры;
приобретают:
умение ориентироваться в различных явлениях музыкального искусства;
художественный, музыкальный и эстетический вкус;
ориентацию на общечеловеческие ценности;
мотивацию к дальнейшему познанию и творчеству;
навыки адаптации в обществе;
проявляют:
высокий уровень певческой, исполнительской культуры;
сформированное чувство патриотизма;
стремление достигать поставленной цели;
владение основами культуры поведения в обществе.
Метапредметные результаты:
воспитать целеустремленность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплину, трудолюбие;
приучить к доброжелательности;
воспитать чувство патриотизма; чтить традиции и обычаи своей страны;
воспитать инициативность, самостоятельность.
Личностные результаты:
сформировать потребность в регулярных занятиях пением;
развить музыкальный слух, память, чувство ритма, образное мышление;
развить умение и навык общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
Система оценки результатов освоения программы
зачетные мероприятия, массовые мероприятия;
результативность участия в фестивалях и конкурсах разного уровня.
Формы текущего контроля:
сдача хоровых партий;
индивидуальный опрос;
концерт-отчёт перед родителями;
районные фестивали, конкурсы, концерты;
открытые уроки;
концерт-встреча с композитором;
отчетный концерт.
Ожидаемые результаты
Наряду со специальными знаниями и умениями, учащиеся, освоившие программу, приобретают следующие личностные, метапредметные и образовательные результаты:
Личностные
способность к самоорганизации и самоконтролю;
умение концентрировать внимание, слух, мышление, память;
трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении поставленных целей;
ориентация в мире нравственных ценностей и достижениях культуры;
принятие гуманистических норм жизни и поведения;
способность работать не только индивидуально, но и в группе (ансамбле), решать творческие задачи в сплоченном, детском коллективе.
Метапредметные:
способность к развитию устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;
развитие голоса: его силу, диапазон, беглость, тембральные и регистровые возможностей;
развитие музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти.
Предметные:
умение работать в коллективе;
сценическая культура;
владение навыками художественной выразительности исполнения, работы над словом, раскрытия художественного содержания и выявления стилистических особенностей произведения (фразировки, нюансировки, агогики, приемов вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности).
К концу обучения дети должны
знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
требования педагога – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1 сентября | 31 мая | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
2 год | 1 сентября | 31 мая | 36 | 216 | 3 раза в неделю по 2 часа |
Учебный план
1 год обучения
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Всего | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ | 1 | - | 1 | Текущий | |
| Вокально-хоровые упражнения артикуляционная гимнастика звуковые игры, распевки | 5 | 20 | 25 | Текущий |
| Постановка голоса Формирование вокально- хоровых навыков | 6 | 8 | 14 | Текущий |
| Работа над произведениями народная музыка классическая музыка современная музыка | 4 | 21 | 25 | Текущий |
| Ладогармоническое развитие | 7 | 12 | 19 | Текущий |
| Восприятие музыки Слушание музыки. Поиск выразительных движений под музыку | 5 | 10 | 15 | Текущий |
| Музыкально- ритмическое развитие | 6 | 9 | 15 | Текущий |
| Игровые и творческие задания | 7 | 8 | 15 | Текущий |
| Игра на детских музыкальных инструментах | 4 | 11 | 15 | Текущий |
| Контрольные и итоговые занятия Концертно- исполнительская деятельность | | 4 | | Зачетные мероприятия |
| Итого: | 45 | 99 | 144 | |
Учебный план
2 год обучения
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Всего | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ | 1 | - | | Текущий | |
Вокально-хоровые упражнения артикуляционная гимнастика звуковые игры, распевки | 10 | 18 | 28 | Текущий | |
Постановка голоса Формирование вокально- хоровых навыков | 5 | 18 | 23 | Текущий | |
Работа над произведениями народная музыка классическая музыка современная музыка | 7 | 21 | 28 | Текущий | |
Ладогармоническое развитие | 5 | 23 | 28 | Текущий | |
Восприятие музыки | 8 | 15 | 23 | Текущий | |
Музыкально- ритмическое развитие | 7 | 21 | 28 | Текущий | |
Игровые и творческие задания | 5 | 18 | 23 | Текущий | |
Игра на детских музыкальных инструментах | 8 | 20 | 28 | Текущий | |
Контрольные и итоговые занятия Концертно- исполнительская деятельность | | 6 | 7 | Зачетные мероприятия | |
| Итого: | 56 | 160 | 216 | |
Содержание программы
1-2 год обучения
1. Вводные занятия. Прослушивание детей, формирование групп. Вводный инструктаж техники безопасности.
2. Вокально-хоровые упражнения артикуляционная гимнастика
звуковые игры, распевки.
Учебно-тренировочный материал строится на основе «Фонопедического метода развития голоса» Емельянова В.В. - Развивающие голосовые игры.
Цель: познание - осознание внеречевых энергетических и режимных регистров и возможностей голосового аппарата, связей мимической мускулатуры.
Три цикла: «Артикуляционная гимнастика», «Голосовые сигналы доречевой коммуникации», (звуковые игры), «Интонационно - фонетические упражнения» - это единый процесс, который начинается без звука голоса, затем вступает в работу сам голос, а далее все переводится на высший уровень максимальных энергетических затрат. Все циклы могут проходить под любое сопровождение (музыка, стишки и т.д.)
3 Постановка голоса Формирование вокально- хоровых навыков
Певческая установка.
Необходимое условие - соблюдение правил певческой установки:
голову держать прямо, свободно, не опускать вниз и не запрокидывать назад;
стоять - твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
сидеть - слегка касаясь стула, с опорой на ногах;
корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
сохранять ощущение внутренней подтянутости.
Певческое дыхание - основа вокально-хоровой техники. Навык певческого дыхания формируется постепенно, с учетом возрастных особенностей, и требует систематической тренировки.
активный, бесшумный, глубокий вдох через нос с ощущением легкого полузевка по руке дирижера. Используется нижнерёберно-диафрагматическое (смешанное) дыхание;
после вдоха – задержка, скорость вдоха и задержки дыхания зависит от темпа исполняемого произведения;
продолжительный фонационный выдох, при котором необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии.
Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания:
не делать вдох одновременно с поющим радом;
не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности внутри длинных нот;
дыхание брать незаметно и быстро;
вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
чутко прислушиваться к пению соседей и общему звучанию хора. Навык певческого дыхания осваивается и развивается вначале в упражнениях, затем переносится в произведения, где и закрепляется.
Распевание
Распевание выполняет двойную функцию:
разогревание и настройка голосового аппарата с целью подготовки к работе;
развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок используются знакомые считалки, припевки, дразнилки, скороговорки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам в восходящем и нисходящем движении. Упражнения для распевания делятся на 2 группы:
стабильные (систематические);
обновляющие (эпизодические).
Дирижерские жесты.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
точное и одновременное начало (вступление);
снятие звука;
единовременное дыхание (в определенном темпе и дыхании);
единообразное звуковедение (legato, поп legato);
выравнивание строя изменение в темпе, динамике.
Унисон.
Задача - приведение певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Звукообразование и звуковедение в основе звукообразования лежат:
преимущественно мягкая атака звука;
основной штрих - «поп legato», легкое «staccato»;
со второго полугодия осваивается штрих «legato»;
активная, но не форсированная подача звука;
выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Дикция и артикуляция.
Вокальная дикция - четкое и ясное произношение слов во время пения. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем, чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Работа артикуляционного аппарата совершенствуется в различных упражнениях и скороговорках.
4. Работа над произведениями
Выбор репертуара с диапазоном в пределах до (1) - ре (2). Разучивание новой песни предваряет исполнение- показ учителя. Рассказ или беседа о содержании, композиторе. В этом разделе продолжается работа над развитием слуха и голоса, выразительным исполнением произведения.
5. Ладогармоническое развитие. Изучение элементарных основ музыкальной грамоты: нотный стан, скрипичный ключ, названия нот в пределах 1-2 октав, размер, длительности нот, построение гаммы, мажорный и минорный лад, основные ступени лада, тональности До мажар, Соль мажор, ля минор.
6. Восприятие музыки. Слушание музыки. Поиск выразительных движений под музыку. Знакомство с основными средствами выразительности: темп, ритм, динамические оттенки, регистры, штрихи.
7. Музыкально-ритмическое развитие. Игра в «Эхо». Дети повторяют за педагогом различные ритмические комбинации, хлопая в ладоши. Для развития чувства ритма и метроритмической устойчивости дети осваивают игру на инструментах Орф-оркестра под записи народных мелодий и фрагментов популярной классической музыки.
8. Игровые и творческие задания:
инсценирование песен, популярных сказок («Колобок», «Теремок», и др.) с привлечением звучания знакомых музыкальных произведений;
простейшие импровизации: вокальные (диалоги персонажей сказок;
«вопрос - ответ»), инструментальные (ритмическое сопровождение, звуковые картины);
звукоподражании;
образные игры;
вариантное исполнение окончаний фраз песен, попевок;
сочинение мелодий к скоропевкам, стишкам;
ролевая гимнастика у зеркала.
9. Игра на детских музыкальных инструментах:
накопление слушательского опыта;
знакомство с детскими музыкальными инструментами, правилами их хранения;
освоение приемов игры на разных музыкальных инструментах;
формирование навыков игры в ансамбле, оркестре;
подбор ритмического аккомпанемента.
10. Контрольные и итоговые занятия. Концертно- исполнительская деятельность: участие в концертах, конкурсах, фестивалях, отчетные концерты для родителей.
Примерный список произведений 1-2 года обучения
Народные песни:
«Как у бабушки козел» шуточная р.н.п.
«Комара женить мы будем» шуточная р.н.п.
«Со вьюном я хожу» канон р.н.п.
«Во поле береза стояла» канон р.н.п.
«Выходили мы» калядка-канон р.н.п.
Зарубежные композиторы-классики:
И.Брамс «Божья коровка»; И.С. Бах «За рекою старый дом».
Русские композиторы-классики:
А. Гречанинов «Петушок».
А. Лядов «Забавная».
Советские композиторы:
Л. Балабанов «Ласковая сказка».
Ю. Чичков «Самая счастливая», «Песенка следопытов».
«Что такое Новый год?», «Родная песенка», «Мама».
Современные композиторы
С. Плешак. Цикл детских песен «Говорящий сверчок» или маленькая песенная симфония.
В. Фадеев «У канавки две козявки», «Робин Бобин Барабек», «Маленький гром»; сборник «Про котов, собак и кошек».
Рыбников «Балаган» из к/ф «Приключения Буратино».
Е. Подгайц «Колыбельная пчелы», «Шел по Лондону Кэт», «Утро в зоопарке», «Мауси и котауси» и др.
Я. Дубравин «Гаммы», «Светофор» и др.
В. Сапожников «Однажды жирафа свалилась со шкафа» цикл песен-сценок.
Методические рекомендации
Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную. Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.
У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.
Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений в более низкие тональности.
Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период справедливо считают временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.
Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей и подростков. Это 6-8 и 13-15 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, другие проявления нестабильности.
Следующий период развития детского голоса – мутация. Учащиеся этого периода, в возрасте 13-16 лет, требуют особо бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса.
В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать.
Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсирования звука.
Список литературы
Венгрус J1.A. Начальное интенсивное хоровое пение - СПб: Музыка 2000
Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - Москва, 2000
Суязова Г.А. Мир вокального искусства. Программа, методические рекомендации. – Волгоград, 2007