Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Поделки-посиделки»
Комитет Администрации г. Яровое по образованию
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр научно-технического творчества учащихся"
Принята на педагогическомсовете Протокол № 5 от « 16 » июня 2023 г. | Утверждена Приказом № 35от 16.06.2023г. Директор МБУ ДО «ЦНТТУ» ______________Г.П.Ткаченко |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Поделки-посиделки»
Возраст учащихся: 7 - 12 лет
Срок реализации:1 год
Автор - составитель:
Веремеенко Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Яровое, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 4
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 6
2. Комплекс организационно - педагогических условий 12
2.1. Календарный учебный график 12
федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; изменения Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2023 г. № 1230);
приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Устав МБУ ДО «ЦНТТУ»;
локальный акт «Положение одополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе педагогов дополнительного образования».
Значительную роль в развитии личности ребенка занимает искусство. Искусство влияет на формирование внутренней культуры подрастающего поколения. Благодаря эталонам художественно-эстетической направленности у ребенка развивается чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Ребенок вводится в мир прекрасного, знакомится с видами искусства, что дает ему возможность заимствовать какие-либо ее детали и внести их в свой быт. Программа способствует обогащению общей осведомленности ребенка, развитию фантазии и художественно-образного мышления, развитию мелкой моторики рук. Отличительная особенность данной программы заключается в использовании разнообразных нетрадиционных техник ДПИ, современных психолого-педагогических технологий обучения детей (в том числе с ОВЗ), базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку. Программа включает в себя изучение различных видов декоративно-прикладного искусства: лепка из солёного теста, аппликация из различных материалов, роспись по древесине и камню,декупаж, декорирование природным материалом. Декоративно-прикладное творчество является наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Кроме формирования и развития навыков работы с разнообразными материалами в различных техниках, программа знакомит с историей возникновения техник ДПИ, спектром их применений и т.п. Часть занятия проходят в форме традиционных посиделок, включающих в себя тематические беседы и выполнения работы параллельно. Обучение включает в себя следующие основные предметы:Поделки-посиделки.
Вид ДООП:Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность ДООП:художественная Адресат ДООП:Программа рассчитана на учащихся 7 - 12 лет. Язык преподавания – русский.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поделки-посиделки» предполагает занятия детей с ОВЗ, через составление рабочей адаптированной программы.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, образовательная платформа «Сферум», Интерактивные онлайн-доски платформы Pruffme.
Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Количество учащихся в группах - 10-12 человек. Программа предполагает освоение стартового (1 год обучения) уровня.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, они включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, активно развивается внимание, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Особенностями данного возраста является активное формирование личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в систему коллективов. В это время закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Срок и объем освоения ДООП:1 год, 72 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 72педагогических часа;
Форма обучения:очная, дистанционная (при необходимости) Особенности организации образовательной деятельности:разновозрастная группа
Режим занятий:
Таблица 1.1.1
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень |
Поделки-посиделки | 2 часа в неделю; 72 часа в год. | 0 часов в неделю; 0часов в год. | 0 часов в неделю; 0часов в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель: формирование и развитие потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий. Задачи: Личностные:
формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе;
приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству;
формировать художественный вкус;
воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе.
Метапредметные:развивать творческую активность обучающегося;
развивать образное мышление, эстетический вкус и чувство прекрасного;
формировать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края;
развивать индивидуальные способности обучающихся;
расширять кругозор обучающихся, творческое воображение, активность, интерес к предмету;
развивать умения управлять своим поведением, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Образовательные (предметные):формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;
дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения;
дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов ДПИ.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.1
Ожидаемые результаты
| Стартовый уровень |
Знать | Исторические сведения по декоративно-прикладному искусству. Виды декоративно-прикладного искусства. Основы работы в разнообразных техниках ДПИ Иметь понятия о техническом рисунке, эскизе. Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ. Технологию изготовления изделий. Источники и носители информации. |
Уметь | Рационально организовывать рабочее пространство и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ. Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции ручными инструментами. Изготавливать изделия по эскизам, техническим рисункам. Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. Владеть простейшими способами техник ДПИ. - Самостоятельно разрабатывать эскиз работы. Самостоятельно определять последовательность выполнения работы. Самостоятельно определять необходимость выбора техник выполнения работы |
Владеть | Умением под контролем педагога выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы. Средствами художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень, пропорциях предметов) Навыком создания наброска по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов. |
1.3. Содержание программы
«Поделки-посиделки»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | викторина |
1.1 | Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. Коммуникативные игры. | 1 | 0,5 | 0,5 | собеседование |
1.2 | Волшебный мир ДПИ | 1 | 0,5 | 0,5 | собеседование |
2 | Работа с бумагой и картоном | 8 | 3 | 5 | выставка работ |
2.3 | Знакомство с техникой аппликация. | 1 | 0,5 | 0,5 | практикум |
2.4 | Подарочная упаковка | 2 | 1 | 1 | практикум |
2.5 | Открытка к празднику | 2 | 1 | 1 | практикум |
2.6 | Обрывная аппликация. Проект по замыслу | 3 | 0,5 | 2,5 | практикум |
3 | Роспись по древесине | 9 | 2 | 7 | |
3.7 | Материалы, используемые для росписи по древесине. Подготовка основы к росписи | 1 | 0,5 | 0,5 | практикум |
3.8 | Проект «Пейзаж» | 1 | 0,5 | 0,5 | практикум |
3.9 | Проект «Слон» | 3 | 0,5 | 2,5 | практикум |
3.10 | Проект по замыслу с использование росписи | 4 | 0,5 | 3,5 | практикум |
4 | Декупаж | 12 | 2 | 10 | |
4.11 | Знакомство с историей техники декупаж. Виды декупажа, его стили и декоративные эффекты. | 1 | 0,5 | 0,5 | практикум |
4.12 | Декупаж деревянной поверхности. | 4 | 0,5 | 3,5 | практикум |
4.13 | Промежуточная аттестация. Выставка-презентация «Чудо-проект» | 1 | 0 | 1 | практикум |
4.14 | Стиль «Винтаж». Декорирование рамки для картины | 2 | 0,5 | 1,5 | практикум |
4.15 | Декупаж по стеклу. Прямой декупаж. Декорирование бутылки. | 4 | 0,5 | 3,5 | практикум |
5 | Декорирование природным материалом. | 8 | 2 | 6 | выставка работ |
5.16 | Природный материал в ДПИ. Приемы работы с природным материалом | 1 | 0,5 | 0,5 | практикум |
5.17 | Работа со спилами деревьев | 2 | 0,5 | 1,5 | практикум |
5.18 | Работа с шишками, желудями, цветами | 2 | 0,5 | 1,5 | практикум |
5.19 | Проект по замыслу «Декор для интерьера» | 3 | 0,5 | 2,5 | практикум |
6 | Лепка | 13 | 2 | 11 | выставка |
6.20 | Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом.Способы и приемы лепки из соленого теста. | 1 | 0,5 | 0,5 | практикум |
6.21 | Лепка фигурок из теста.Роспись | 4 | 0,5 | 3,5 | практикум |
6.22 | Панно из соленого теста. Роспись | 8 | 1 | 7 | практикум |
7 | Роспись по камню | 10 | 2 | 8 | выставка |
7.23 | Материалы, используемые для росписи по камню. Подготовка основы к росписи | 1 | 0,5 | 0,5 | практикум |
7.24 | Приемы росписи. Проект «Божья коровка» | 2 | 0,5 | 1,5 | практикум |
7.25 | Проект «Совушки» | 2 | 0,5 | 1,5 | практикум |
7.26 | Авторский проект «Панно» | 4 | 0,5 | 3,5 | практикум |
7.27 | Итоговая аттестация. Защита авторского проекта | 1 | 0 | 1 | выставка |
8 | Мастерская чудотворчества | 10 | 0 | 10 | выставка |
8.28 | Проект по замыслу с использование изученных техник ДПИ | 9 | 0 | 9 | практикум |
8.29 | Выставка "Мастера и мастерицы" | 1 | 0 | 1 | выставка |
| Итого: | 72 | 14 | 58 | |
Содержание учебного плана
1. Введение 1.1. Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. Коммуникативные игры. Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в ЦНТТУ.Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой студии. Организация рабочего места. Практика: Игры на знакомство. Анкетирование обратной связи «Ожидаемые результаты». Учебная эвакуация. 1.2. Волшебный мир ДПИ Теория: Основные инструменты, разнообразие техник в ДПИ. Практика:Стартовый контроль – индивидуальный проект. 2. Работа с бумагой и картоном 2.3.Знакомство с техникой аппликация. Теория:Знакомство с техникой аппликация. Разновидности бумаги, картона. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами Практика: Практикум (сгибание, резание, склеивание) 2.4.Подарочная упаковка Теория: Виды подарочных упаковок.Развертка упаковки. Способы разметки. Практика: Изготовление и декорирование подарочной упаковки. 2.5. Открытка к празднику Теория: Виды открыток. Приемы декорирования открытки. Практика: Открытка ко Дню учителя. 2.6. Обрывная аппликация. Проект по замыслу «Натюрморт» Теория: Понятия «аппликация», «Обрывная аппликация». Практика: Творческая работа «Натюрморт» в изученной технике 3. Роспись по древесине 3.7. Материалы, используемые для росписи по древесине. Подготовка основы к росписи Теория: Материалы, инструменты, используемые при росписи по древесине. Демонстрация эталонов, выполненных в данной технике. Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. 3.8. Проект «Пейзаж»Теория:Понятие «пейзаж».Форма, объём, пропорция, цвет как средство выразительности в пространственной композиции.
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выполнение работы с использованием данной техники. 3.9. Проект «Слон»Теория:Правила создания эскиза и разметки.
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выполнение работы с использованием данной техники. 3.10. Проект по замыслу с использованием росписи.Теория:Материалы, используемые для росписи по древесине.
Практика: Создание эскиза. Выполнение первичной росписи на бумаге.Выполнение росписи на фанере. 4. Декупаж 4.11. Знакомство с историей техники декупаж. Виды декупажа, его стили и декоративные эффекты. Теория: Понятие техники "Декупаж". История декупажа. Материалы и инструменты, применяемые в декупаже, их свойства, способы использования и методы работы с ними. Виды декупажа, стили декупажа. Декоративные эффекты. Материалы и инструменты, используемые в работе. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Планы на учебный год. Практика: показ презентации по работе в технике декупаж. Демонстрация поделок. 4.12. Декупаж деревянной поверхности.Теория: Особенности работыс деревянной поверхностью предмета. Знакомство с трёхслойными салфетками и её свойствами. Последовательность декорирования любого изделия в технике «Декупаж».
Практика:Декупаж деревянной поверхности. Выполнение поделки «Подставка под горячее».
4.13. Промежуточная аттестация. Выставка-презентация «Чудо-проект» Практика: Презентация авторских работ. 4.14. Стиль «Винтаж». Декорирование рамки для картиныТеория: Стили в декупаже. Стиль «Винтаж». Техника выполнения.
Практик: Декорирование рамки для картины.
4.15. Декупаж по стеклу. Прямой декупаж. Декорирование бутылки.Теория:особенности работы со стеклянной поверхностью. Нанесение фона на стеклянную поверхность. Использование объемных контуров. Понятие "прямойдекупаж".
Практика:прямой декупаж стеклянной бутылки.
5. Декорирование природным материалом. 5.16 Природный материал в ДПИ. Приемы работы с природным материаломТеория:Объекты природы, используемые в декорировании. Знакомство с коллекцией природных материалов
Практика: Подготовка изделия из древесины к росписи 5.17 Работа со спилами деревьевТеория:Правила обработки спила. Приемы росписи по спилу
Практика: Изготовление брелока. Шлифование спила. Перенос эскиза, роспись 5.18 Работа с шишками, желудями, цветами.Теория:Демонстрация эталонов изделий с декорированием природным материалом.
Практика: Авторская работа с использование шишек, желудей, цветов. 5.19 Проект по замыслу «Декор для интерьера»Теория:Понятия «интерьер», «интерьерный декор». Демонстрация эталонов изделий.
Практика: Выполнение индивидуального проекта.
6. Лепка 6.20 Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом. Способы и приемы лепки из соленого теста.Теория:Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом.
Практика: Способы и приемы лепки из соленого теста.
6.21 Лепка фигурок из теста. РосписьТеория: Форма изделия. Последовательность лепки. Соединение деталей, мелкиеналепы.
Практика: Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.
6.22 Панно из соленого теста. РосписьТеория:Основные правила композиции. Цветовой контраст в оформлении изделий. Практика: Выполнение индивидуального проекта.
7. Роспись по камню 7.23 Материалы, используемые для росписи по камню. Подготовка основы к росписиТеория: Краски, инструменты, приспособления для росписи камня.
Практика: Проба выполнения росписи по камню. 7.24 Приемы росписи. Проект «Божья коровка»Теория: Краски, инструменты, приспособления для росписи камня. Приемы росписи.
Практика: Проект «Божья коровка» 7.25 Проект «Совушки»Теория: Эскиз в заданной форме.
Практика: Выполнение эскиза. Перенос эскиза на камень. Роспись. 7.26 Авторский проект «Панно»Теория: Способы закрепления камня в панно. Композиция из камней. Демонстрация эталонов изделий.
Практика: Выполнение авторского эскиза. Подготовка камней. Оформление панно. 7.27 Итоговая аттестация. Защита авторского проекта Практика:Защита авторского проекта «Панно» 8. Мастерская чудотворчества 8.28 Проект по замыслу с использование изученных техник ДПИТеория:Понятия«гармония», «равновесие»,«статика и динамика»в композиции.
Практика: Выполнение индивидуального проекта.
8.29 Выставка "Мастера и мастерицы"Практика: Оформление выставки. Презентация авторских работ.
2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 72 |
Продолжительность каникул | 01.01.2024 - 08.01.2024 |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.2023 - 31.05.2024 |
Сроки промежуточной аттестации | 15.12.2023 - 25.12.2023 |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | 20.04.2024- 20.05.2024 |
2.2. Условия реализации программы
Условия реализации программыТаблица 2.2.1
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение | Отдельный кабинет c доступом в сеть Интернет, оборудованный ПК, принтером Вспомогательный ручной инструмент Фанера 3-слойная, 5-слойная Лак ПФ-283 Клей ПВА Наждачная бумага (мелко- и крупнозернистая) Кисти для лака (мелкие и средние) Гуашь, акварельная, акриловая краска Простые карандаши Кисти для гуаши, акварели, акрила Бумага и картон цветной Бумага копировальная Бумага для шаблонов, эскизов Калька |
Информационное обеспечение | Интернет-ресурсы |
Кадровое обеспечение | Педагог первой или высшей категории с опытом работы в данном направлении. |
тестирование
опрос
выставка
презентация
собеседование
2.4. Оценочные материалыТаблица 2.4.1
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | - Тестирование по теме «Правила безопасности на занятиях ДПИ», «Способы обработки древесины», «Приемы декорирования изделий из бумаги» - Входящее анкетирование «Уровень владения техниками ДПИ» - Выставки-презентации авторских работ |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) | перечень вопросов к собеседованию, опросу; памятка «Защита авторского проекта» |
2.5. Методические материалы Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Выставка
Защита проекта
Презентация
Педагогические технологии:Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Тип учебного занятия:Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические материалы:Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
Эскизы
1. Андреева Н. А. «Рукоделие. Полная энциклопедия» - М.: 1992 г. 135 с.
2. Волкова Н. «100 замечательных поделок из всякой всячины» -
Ростов-на-Дону: 2009 г. 154 с.
3. Горичева В.С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина» - М.: 2002 г. 97 с.
4. Григорьева Г.С. « Любимое рукоделие» - Москва: 2009 г. 192 с.
5. Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду» - Москва: Просвещение, 2014 г. 128 с.
6. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала» - М.: 1999 г. 151 с.
7. Концов В.П. «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное» -
Ярославль: Академия развития, 2011 г. 68 с.
Корнеева Г.М. «Бумага. Играем, вырезаем, клеим» - СПб.: Кристалл,
2001 г. 93 с.
Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» - Москва: 2008 г.76с.
Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов» - Москва: 2007 г. 112 с.
11. Силаева К.В. «Соленое тесто» - М.: 2000 г. 65 с.
15