Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Поделки-посиделки»

2
0
Материал опубликован 16 August

Комитет Администрации г. Яровое по образованию

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Центр научно-технического творчества учащихся"




Принята

на педагогическомсовете

Протокол № 5

от « 16 » июня 2023 г.


Утверждена

Приказом № 35от 16.06.2023г.

Директор МБУ ДО «ЦНТТУ»

______________Г.П.Ткаченко




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Поделки-посиделки»

Возраст учащихся: 7 - 12 лет

Срок реализации:1 год










Автор - составитель:

Веремеенко Марина Николаевна,

педагог дополнительного образования











г. Яровое, 2023


ОГЛАВЛЕНИЕ



1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП:

федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; изменения Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2023 г. № 1230);

приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Устав МБУ ДО «ЦНТТУ»;

локальный акт «Положение одополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе педагогов дополнительного образования».

Актуальность:

Значительную роль в развитии личности ребенка занимает искусство. Искусство влияет на формирование внутренней культуры подрастающего поколения. Благодаря эталонам художественно-эстетической направленности у ребенка развивается чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Ребенок вводится в мир прекрасного, знакомится с видами искусства, что дает ему возможность заимствовать какие-либо ее детали и внести их в свой быт. Программа способствует обогащению общей осведомленности ребенка, развитию фантазии и художественно-образного мышления, развитию мелкой моторики рук. Отличительная особенность данной программы заключается в использовании разнообразных нетрадиционных техник ДПИ, современных психолого-педагогических технологий обучения детей (в том числе с ОВЗ), базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку. Программа включает в себя изучение различных видов декоративно-прикладного искусства: лепка из солёного теста, аппликация из различных материалов, роспись по древесине и камню,декупаж, декорирование природным материалом. Декоративно-прикладное творчество является наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Кроме формирования и развития навыков работы с разнообразными материалами в различных техниках, программа знакомит с историей возникновения техник ДПИ, спектром их применений и т.п. Часть занятия проходят в форме традиционных посиделок, включающих в себя тематические беседы и выполнения работы параллельно. Обучение включает в себя следующие основные предметы:

Поделки-посиделки.

Вид ДООП:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.

Направленность ДООП:художественная Адресат ДООП:

Программа рассчитана на учащихся 7 - 12 лет. Язык преподавания – русский.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поделки-посиделки» предполагает занятия детей с ОВЗ, через составление рабочей адаптированной программы.

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: ZOOM, образовательная платформа «Сферум», Интерактивные онлайн-доски платформы Pruffme.

Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Количество учащихся в группах - 10-12 человек. Программа предполагает освоение стартового (1 год обучения) уровня.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, они включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, активно развивается внимание, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Особенностями данного возраста является активное формирование личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в систему коллективов. В это время закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Срок и объем освоения ДООП:

1 год, 72 педагогических часов, из них:

«Стартовый уровень» - 1 год, 72педагогических часа;

Форма обучения:очная, дистанционная (при необходимости) Особенности организации образовательной деятельности:

разновозрастная группа


Режим занятий:

Таблица 1.1.1

Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Поделки-посиделки

2 часа в неделю;

72 часа в год.

0 часов в неделю;

0часов в год.

0 часов в неделю;

0часов в год.




1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель: формирование и развитие потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий. Задачи: Личностные:

формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе;

приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству;

формировать художественный вкус;

воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе.

Метапредметные:

развивать творческую активность обучающегося;

развивать образное мышление, эстетический вкус и чувство прекрасного;

формировать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края;

развивать индивидуальные способности обучающихся;

расширять кругозор обучающихся, творческое воображение, активность, интерес к предмету;

развивать умения управлять своим поведением, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Образовательные (предметные):

формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;

дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения;

дать знания по истории возникновения и развития  изучаемых видов ДПИ.


Ожидаемые результаты:

Таблица 1.2.1

Ожидаемые результаты


Стартовый уровень

Знать

Исторические сведения по декоративно-прикладному искусству.

Виды декоративно-прикладного искусства.

Основы работы в разнообразных техниках ДПИ

Иметь понятия о техническом рисунке, эскизе.

Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ.

Технологию изготовления изделий.

Источники и носители информации.

Уметь

Рационально организовывать рабочее пространство и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ.

Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции ручными инструментами.

Изготавливать изделия по эскизам, техническим рисункам.

Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий.

Владеть простейшими способами техник ДПИ. -

Самостоятельно разрабатывать эскиз работы.

Самостоятельно определять последовательность выполнения работы.

Самостоятельно определять необходимость выбора техник выполнения работы

Владеть

Умением под контролем педагога выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.

Средствами художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень, пропорциях предметов)

Навыком создания наброска по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.



1.3. Содержание программы

«Поделки-посиделки»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.1

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

викторина

1.1

Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. Коммуникативные игры.

1

0,5

0,5

собеседование

1.2

Волшебный мир ДПИ

1

0,5

0,5

собеседование

2

Работа с бумагой и картоном


8

3

5

выставка работ

2.3

Знакомство с техникой аппликация.

1

0,5

0,5

практикум

2.4

Подарочная упаковка

2

1

1

практикум

2.5

Открытка к празднику

2

1

1

практикум

2.6

Обрывная аппликация. Проект по замыслу

3

0,5

2,5

практикум

3

Роспись по древесине

9

2

7


3.7

Материалы, используемые для росписи по древесине. Подготовка основы к росписи

1

0,5

0,5

практикум

3.8

Проект «Пейзаж»

1

0,5

0,5

практикум

3.9

Проект «Слон»

3

0,5

2,5

практикум

3.10

Проект по замыслу с использование росписи

4

0,5

3,5

практикум

4

Декупаж

12

2

10


4.11

Знакомство с историей техники декупаж. Виды декупажа, его стили и декоративные эффекты.

1

0,5

0,5

практикум

4.12

Декупаж деревянной поверхности.

4

0,5

3,5

практикум

4.13

Промежуточная аттестация. Выставка-презентация «Чудо-проект»

1

0

1

практикум

4.14

Стиль «Винтаж». Декорирование рамки для картины

2

0,5

1,5

практикум

4.15

Декупаж по стеклу. Прямой декупаж. Декорирование бутылки.

4

0,5

3,5

практикум

5

Декорирование природным материалом.

8

2

6

выставка работ

5.16

Природный материал в ДПИ. Приемы работы с природным материалом

1

0,5

0,5

практикум

5.17

Работа со спилами деревьев

2

0,5

1,5

практикум

5.18

Работа с шишками, желудями, цветами

2

0,5

1,5

практикум

5.19

Проект по замыслу «Декор для интерьера»

3

0,5

2,5

практикум

6

Лепка

13

2

11

выставка

6.20

Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом.Способы и приемы лепки из соленого теста.

1

0,5

0,5

практикум

6.21

Лепка фигурок из теста.Роспись

4

0,5

3,5

практикум

6.22

Панно из соленого теста. Роспись

8

1

7

практикум

7

Роспись по камню

10

2

8

выставка

7.23

Материалы, используемые для росписи по камню. Подготовка основы к росписи

1

0,5

0,5

практикум

7.24

Приемы росписи. Проект «Божья коровка»

2

0,5

1,5

практикум

7.25

Проект «Совушки»

2

0,5

1,5

практикум

7.26

Авторский проект «Панно»

4

0,5

3,5

практикум

7.27

Итоговая аттестация. Защита авторского проекта

1

0

1

выставка

8

Мастерская чудотворчества

10

0

10

выставка

8.28

Проект по замыслу с использование изученных техник ДПИ

9

0

9

практикум

8.29

Выставка "Мастера и мастерицы"

1

0

1

выставка


Итого:

72

14

58



Содержание учебного плана

1. Введение 1.1. Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. Коммуникативные игры. Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в ЦНТТУ.Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой студии. Организация рабочего места. Практика: Игры на знакомство. Анкетирование обратной связи «Ожидаемые результаты». Учебная эвакуация. 1.2. Волшебный мир ДПИ Теория: Основные инструменты, разнообразие техник в ДПИ. Практика:Стартовый контроль – индивидуальный проект. 2. Работа с бумагой и картоном 2.3.Знакомство с техникой аппликация. Теория:Знакомство с техникой аппликация. Разновидности бумаги, картона. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами Практика: Практикум (сгибание, резание, склеивание) 2.4.Подарочная упаковка Теория: Виды подарочных упаковок.Развертка упаковки. Способы разметки. Практика: Изготовление и декорирование подарочной упаковки. 2.5. Открытка к празднику Теория: Виды открыток. Приемы декорирования открытки. Практика: Открытка ко Дню учителя. 2.6. Обрывная аппликация. Проект по замыслу «Натюрморт» Теория: Понятия «аппликация», «Обрывная аппликация». Практика: Творческая работа «Натюрморт» в изученной технике 3. Роспись по древесине 3.7. Материалы, используемые для росписи по древесине. Подготовка основы к росписи Теория: Материалы, инструменты, используемые при росписи по древесине. Демонстрация эталонов, выполненных в данной технике. Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. 3.8. Проект «Пейзаж»

Теория:Понятие «пейзаж».Форма, объём, пропорция, цвет как средство выразительности в пространственной композиции.

Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выполнение работы с использованием данной техники. 3.9. Проект «Слон»

Теория:Правила создания эскиза и разметки.

Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выполнение работы с использованием данной техники. 3.10. Проект по замыслу с использованием росписи.

Теория:Материалы, используемые для росписи по древесине.

Практика: Создание эскиза. Выполнение первичной росписи на бумаге.Выполнение росписи на фанере. 4. Декупаж 4.11. Знакомство с историей техники декупаж. Виды декупажа, его стили и декоративные эффекты. Теория: Понятие техники "Декупаж". История декупажа. Материалы и инструменты, применяемые в декупаже, их свойства, способы использования и методы работы с ними. Виды декупажа, стили декупажа. Декоративные эффекты. Материалы и инструменты, используемые в работе. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Планы на учебный год. Практика: показ презентации по работе в технике декупаж. Демонстрация поделок. 4.12. Декупаж деревянной поверхности.

Теория: Особенности работыс деревянной поверхностью предмета. Знакомство с трёхслойными салфетками и её свойствами. Последовательность декорирования любого изделия в технике «Декупаж».

Практика:Декупаж деревянной поверхности. Выполнение поделки «Подставка под горячее».

4.13. Промежуточная аттестация. Выставка-презентация «Чудо-проект» Практика: Презентация авторских работ. 4.14. Стиль «Винтаж». Декорирование рамки для картины

Теория: Стили в декупаже. Стиль «Винтаж».  Техника выполнения.

Практик: Декорирование рамки для картины.

4.15. Декупаж по стеклу. Прямой декупаж. Декорирование бутылки.

Теория:особенности работы со стеклянной поверхностью. Нанесение фона на стеклянную поверхность. Использование объемных контуров. Понятие "прямойдекупаж".

Практика:прямой декупаж стеклянной бутылки. 

5. Декорирование природным материалом. 5.16 Природный материал в ДПИ. Приемы работы с природным материалом

Теория:Объекты природы, используемые в декорировании. Знакомство с коллекцией природных материалов

Практика: Подготовка изделия из древесины к росписи 5.17 Работа со спилами деревьев

Теория:Правила обработки спила. Приемы росписи по спилу

Практика: Изготовление брелока. Шлифование спила. Перенос эскиза, роспись 5.18 Работа с шишками, желудями, цветами.

Теория:Демонстрация эталонов изделий с декорированием природным материалом.

Практика: Авторская работа с использование шишек, желудей, цветов. 5.19 Проект по замыслу «Декор для интерьера»

Теория:Понятия «интерьер», «интерьерный декор». Демонстрация эталонов изделий.

Практика: Выполнение индивидуального проекта.

6. Лепка 6.20 Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом. Способы и приемы лепки из соленого теста.

Теория:Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом.

Практика: Способы и приемы лепки из соленого теста.

6.21 Лепка фигурок из теста. Роспись

Теория: Форма изделия. Последовательность лепки. Соединение деталей, мелкиеналепы.

Практика: Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.

6.22 Панно из соленого теста. Роспись

Теория:Основные правила композиции. Цветовой контраст в оформлении изделий. Практика: Выполнение индивидуального проекта.

7. Роспись по камню 7.23 Материалы, используемые для росписи по камню. Подготовка основы к росписи

Теория: Краски, инструменты, приспособления для росписи камня.

Практика: Проба выполнения росписи по камню. 7.24 Приемы росписи. Проект «Божья коровка»

Теория: Краски, инструменты, приспособления для росписи камня. Приемы росписи.

Практика: Проект «Божья коровка» 7.25 Проект «Совушки»

Теория: Эскиз в заданной форме.

Практика: Выполнение эскиза. Перенос эскиза на камень. Роспись. 7.26 Авторский проект «Панно»

Теория: Способы закрепления камня в панно. Композиция из камней. Демонстрация эталонов изделий.

Практика: Выполнение авторского эскиза. Подготовка камней. Оформление панно. 7.27 Итоговая аттестация. Защита авторского проекта Практика:Защита авторского проекта «Панно» 8. Мастерская чудотворчества 8.28 Проект по замыслу с использование изученных техник ДПИ

Теория:Понятия«гармония», «равновесие»,«статика и динамика»в композиции.

Практика: Выполнение индивидуального проекта.

8.29 Выставка "Мастера и мастерицы"

Практика: Оформление выставки. Презентация авторских работ.


2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность каникул

01.01.2024 - 08.01.2024

Даты начала и окончания учебного года

15.09.2023 - 31.05.2024

Сроки промежуточной аттестации

15.12.2023 - 25.12.2023

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

20.04.2024- 20.05.2024


2.2. Условия реализации программы

Условия реализации программыТаблица 2.2.1

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

Отдельный кабинет c доступом в сеть Интернет, оборудованный ПК, принтером

Вспомогательный ручной инструмент

Фанера 3-слойная, 5-слойная

Лак ПФ-283

Клей ПВА

Наждачная бумага (мелко- и крупнозернистая)

Кисти для лака (мелкие и средние)

Гуашь, акварельная, акриловая краска

Простые карандаши

Кисти для гуаши, акварели, акрила

Бумага и картон цветной

Бумага копировальная

Бумага для шаблонов, эскизов

Калька

Информационное обеспечение

Интернет-ресурсы

Кадровое обеспечение

Педагог первой или высшей категории с опытом работы в данном направлении.

2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются:

тестирование

опрос

выставка

презентация

собеседование

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

- Тестирование по теме «Правила безопасности на занятиях ДПИ», «Способы обработки древесины», «Приемы декорирования изделий из бумаги»

- Входящее анкетирование «Уровень владения техниками ДПИ»

- Выставки-презентации авторских работ

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации)

перечень вопросов к собеседованию, опросу;

памятка «Защита авторского проекта»


2.5. Методические материалы Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Частично-поисковый

Проектный

Формы организации образовательной деятельности:

Индивидуальная

Индивидуально-групповая

Групповая

Практическое занятие

Выставка

Защита проекта

Презентация

Педагогические технологии:

Технология индивидуального обучения

Технология группового обучения

Технология коллективного взаимодействия

Технология модульного обучения

Технология дифференцированного обучения

Технология проблемного обучения

Проектная технология

Здоровьесберегающая технология

Тип учебного занятия:

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические материалы:

Раздаточные материалы

Инструкции

Технологические карты

Образцы изделий

Эскизы

2.6. Список литературы


1. Андреева Н. А. «Рукоделие. Полная энциклопедия» - М.: 1992 г. 135 с.

2. Волкова Н. «100 замечательных поделок из всякой всячины» -

Ростов-на-Дону: 2009 г. 154 с.

3. Горичева В.С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина» - М.: 2002 г. 97 с.

4. Григорьева Г.С. « Любимое рукоделие» - Москва: 2009 г. 192 с.

5. Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду» - Москва: Просвещение, 2014 г. 128 с.

6. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала» - М.: 1999 г. 151 с.

7. Концов В.П. «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное» -

Ярославль: Академия развития, 2011 г. 68 с.

Корнеева Г.М. «Бумага. Играем, вырезаем, клеим» - СПб.: Кристалл,

2001 г. 93 с.

Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» - Москва: 2008 г.76с.

Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов» - Москва: 2007 г. 112 с.

11. Силаева К.В. «Соленое тесто» - М.: 2000 г. 65 с.



15

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации