Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебные поделки»

1
0
Материал опубликован 19 March 2019

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом от 01. 09.2017 №35

Заведующий МКДОУ

Нововоронежский детский сад № 6

_________ М.В. Железняк

 

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебные поделки»

Возраст детей: 4-5 лет;5-6 лет;

Срок реализации:- 2 года

(2017-2018;2018-2019учебный год)

Дело № 02- 29

(документация по дополнительному образованию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принято на педагогическом совете

 

Протокол от 30.08.2017г № 1

Подготовила: воспитатель

Меренова Р.А.


 

Нововоронеж

2017год

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…

(В.А.Сухомлинский)

 

1.Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе нормативно – правовых документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании В Российской Федерации» № 273-Ф3; принят Государственной Думой РФ 21.12.2012 года, вступил в силу с 01.09.2013года;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержденный 17.10.2013г, приказ №1155;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26;

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Локальных актов ДОУ:

Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа – город Нововоронеж» от 20.12.2013 года приказ №588;

Лицензия на право ведения образовательной деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 общеразвивающего вида городского округа – город Нововоронеж» от 07.02.2014года № ДЛ-96

Направленность дополнительной образовательной программы: художественная.

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные поделки» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, природные и бросовые материалы для детского творчества. Нетрадиционные поделки доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Программа «Волшебные поделки» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.

Педагогическая целесообразность. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций

способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

Задачи.

Образовательные:

1. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного искусства.

2. Познакомить со свойствами материалов.

3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями и инструментами, разнообразными видами техник, постепенно осваивать более сложные приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу.

4. Учить создавать выразительные образы.

5. Учить активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства предметов; объекты и явления природы. Называть материалы, используемые для работы.

Развивающие:

1. Развивать общую ручную умелость. Координировать работу глаз и обеих рук.

2. Развивать творческие способности детей, оригинальность подхода к решению художественных задач.

3. Способствовать тонкому восприятию чувства цвета, формы, учить подбирать цветовую гамму в соответствии с задуманным образом.

4. Формировать композиционные навыки. формировать эстетического отношения детей к окружающему, развивать умение видеть и чувствовать красоту в искусстве, понимать прекрасное.

5. Развивать желание детей делать приятное для других детей, родителей.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к ручному труду, желание сделать поделки, украшения своими руками.

2. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

3. Формировать у детей умение трудится в коллективе.

4.Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность.

5. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.

6. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Первый год обучения:

- Возраст детей 4-5 лет (средняя группа).

Второй год обучения:

- Возраст детей 5-6 лет (старшая группа).

Возраст от 4 до 5 лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками. Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет при выполнении поделки уделять больше внимания деталям. Поделка становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Старшие дошкольники 5-6 лет в состоянии лепить из целого куска глины (пластилина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на два года.

Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.

1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).

2 этап - знакомство со свойствами материалов.

3 этап - обучение приемам изготовления.

4 этап - изготовление поделок.

5 этап – выставки детских работ.

Форма и режим занятий.

Основной формой работы являются занятия с группой. Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.

Первый год обучения:

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю 20 минут, во второй половине дня.

Второй год обучения:

Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю 25 минут, во второй половине дня.

Занятия проходят с октября по май месяц.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем.

Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

Научатся видеть необычное в обычных предметах

Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

Овладеют различными приемами преобразования материалов.

Освоят обобщенные способы работы.

Разовьют познавательные, конструктивные способности.

Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Разовьется поисково-исследовательская деятельность.

Освоят умение анализировать поделку.

Сформируется положительное отношение к труду(как своему, так и других).

Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Подготовится рука к письму.

Способы проверки результатов: диагностирование детей.

Для получения результатов диагностики используются следующие методы и приёмы:

- беседы, игры, художественное слово;

- специально организованные занятия по ручной умелости -ручной труд, аппликация, лепка;

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

- выставки, изготовление подарков.

Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики будут занесены в таблицу.

Формы подведения итогов реализации данной программы : выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.

2. Учебно-тематический план программы «Волшебные поделки»

(Первый год обучения)

Месяц

Наименование раздела

Тема

Кол-во

часов

1

Октябрь

Экопластика

1. Диагностика

2. «Подсолнухи»

3. «Семейство ежей»

4. «Цветочная поляна».

4

2

Ноябрь

Пластика (работа с

пластилином,

соленым тестом)

5.«Дерево жизни»

6. «Розочки»

7. «Крендельки»

8. «Черепашка»

4

3

Декабрь

Изготовление новогодних

поделок (различные

техники)

9. «Волшебные снежинки»

10. «Письмо Деду Морозу»

11. «Елочка»

12. «Новогодние шары»

4

4

Январь

Работа с бумагой

13. «Снежинки»

14. «Бабочки»

15. «Варежки»

16. «Снежные вершины»

4

5

Февраль

Работа с бумагой

17. «Волшебные узоры»

18. «Кошечки и котики»

19. «Ночной полет»

20. «Гусеница»

4

6

Март

Работа с тканью и нитками

21. «Пушистики»

22. «Сердечко для любимой мамочки»

23. «Кукла»

24. «Закладка»

4

7

Апрель

Работа нетрадиционными

материалами

25. «Леопард»

26. «НЛО»

27. «Дракончик»

28. «Макарония»

4

8

Май

Смешанные техники

(бумага, картон, фольга)

29. «Рыбки»

30. «Волшебные цветы»

31. «Астры»

32. «Летний домик»

4

Количество часов по программе

 

32

Учебно-тематический план программы «Волшебные поделки»

(Второй год обучения)

Месяц

Наименование раздела

Тема

Кол-во

часов

1

Октябрь

Мастерская природы

1. Диагностика

2. «Чудо-дерево»

3. «Осенние дары»

4.«Старичок-Лесовичок»

5. «Осенняя открытка»

6. «Гусеница»

7. «Осенняя фантазия»

8. «Насекомые»

8

2

Ноябрь

Пластика (работа с

пластилином,

соленым тестом)

9. «Уточка»

10. «Сказочные птицы»

11. «Сказки о животных»

12. «Жираф»

13.«Золотая рыбка» - ч. 1

14. «Золотая рыбка» - ч. 2

15. «Веселые зверята»

16. «Котята»

8

3

Декабрь

Изготовление новогодних

поделок «из всего на свете»

 

17. «Волшебные снежинки»

18. «Письмо Деду Морозу»

19. «Нарядная елка»

20. «Новогодний сувенир»

21. «Елочные игрушки»

22. «Декорирование игрушек»

23. «Новогодний декупаж» ч.1

24. «Новогодний декупаж» ч.2

8

4

Январь

Работа с бумагой и

картоном

25. «Красивые снежинки»

26. «Зимние забавы»

27. «Снегурочка»

28. «Волшебные узоры»

29. «Снегири на рябине»

30. «Кошечки и котики»

31. «Гусеница»

32. «Снежные вершины»

8

5

Февраль

Работа с различными видами бумаги.

33. «Витраж» - 1 часть

34. «Витраж» -2 часть

35. «Подводный мир»

36. «Морозные узоры»

37. «Ночной полет»

38. «Открытки к 23 февр.»

39. «Сказочные сапожки»

40. «Мебель для медвежат»

8

6

Март

Работа с тканью и нитками

41. «Пушистики»

42. «Подарок маме»

43. «Я и моя семья»

44. «Медвежонок»

45. «Цветик-семицветик»

46. «Яблочки»

47. «Мороженое рожок»

48. «Подвеска»

8

7

Апрель

Поделки из бросового

материала

49. «Змейка»

50. «Весна-красна»

51. «Космос»

52. «Забавные человечки»

53. «Кит»

54. «Ромашки»

55. «Стрекозы»

56. «Мальвина и Буратино»

8

8

Май

Смешанные техники

(бумага, картон, фольга)

57. «Веточки сирени»

58. «Божья коровка»

59. «9 мая»

60. «Пионы»

61. «Герб нашего города»

62. «Улица нашего города»

63. «Красивый букет»

64. «Цветочные мотивы»

8

Количество часов по программе

 

64

 

4.Содержание изучаемого курса.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.

На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.

Содержание программы разделено по разделам, в зависимости от материалов, из которых выполняются поделки и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса, по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

5.Методическое обеспечение.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

1.Словесные:

- рассказ;

- беседа;

- объяснение;

- чтение художественной литературы, художественное слово;

- образное слово (стихи, загадки, пословицы);

- поощрение;

- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

2. Наглядные:

- использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

3. Практический прием:

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Материалы:

Бумага разных видов: картон, альбомы, цветная, газетная.

ткань, вата, ватные диски, ватные палочки,

природный материал:

семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.

крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,

пластилин, тесто соленое, тесто цветное,

бросовый материал:

коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д.

фольга,

нитки:

краски:

гуашь, акварельные краски, акриловые краски,

карандаши простые, цветные,

фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д.

ножницы,

клеёнка,

клей:

клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,

кисти: беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5

стеки,

влажные салфетки,

шаблоны.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.

5.Наклеивание ниток и ткани на изображение.

6.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.

7.Наклеивание ватных дисков на изображение.

8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

9. Скрепление различных деталей.

10. наматывание ниток на основу.

11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.

12.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

13.Лепка предметов из теста и их закрашивание.

14.Изучение приемов работы с бумагой.

6.Список литературы.

1. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой,

2. «Волшебные полоски» И.М.Петровой, С.-Петербург, Детство-пресс 2002г.

3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.

4.«Первые поделки вашего малыша» С.Кантор, Москва, Айрис-Пресс 2013г.

«Аппликация семенами» З.Д.Коваленко, Москва, Мозаика-Синтез 2014г.

Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации