Материал на проверке

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный Пифагор"

0
0
Материал опубликован Вчера в 09:34 в группе



t1758868387aa.jpg



Пояснительная записка

 

Дополнительная образовательная программа «Юный Пифагор» имеет естественнонаучную направленность и предназначена для дополнительного образования обучающихся младших классов. Программа составлена на основе примерной учебной программы начального общего образования по математике и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021г.

Рабочая программа курса «Юный Пифагор» составлена на основе нормативно-правовой базы:

Закон РФ «Об образовании»;

Григорьев Д. В., Степанов П. В. Дополнительное образование школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2022 г.;

Сборник программ дополнительного образования: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2023 г.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.



Новизна программы «Юный Пифагор» заключается в следующем:

Интерактивность и доступность изучаемого материала. Ребята получают возможность изучать математику не только в классе, но и за его пределами. Доступ к онлайн-ресурсам позволяет интересно и познавательно проводить время, решая задачи в игровой форме, участвуя в конкурсах и общаясь с другими ребятами.

Уникальный подход к изучению математики. Вместо традиционного подхода, основанного на механическом запоминании алгоритмов, программа ставит перед собой задачу развития логического мышления, креативности и проблемного мышления у детей.

Разнообразные математические задачи. Вместо того, чтобы просто повторять правила и решать типовые задачи, дети учатся применять математические знания в реальных ситуациях, анализировать их, находить нестандартные решения и сами приходить к выводам.


Общая характеристика программы дополнительного образования «Юный Пифагор»

         Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

         Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

         Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать, и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

 Кружок создается при участии всего класса.

 Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.


Возрастная ориентация программы: программа дополнительного образования «Пифагор» ориентирована на возрастные особенности детей 8-9 лет, различные подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.

Сроки реализации программы

Данная образовательная программа рассчитана на 9 месяцев (34 учебные недели). Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

 развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

 формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель: развивать математический образ мышления

Задачи: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;

учить правильно применять математическую терминологию;

развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятий.

Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Основные виды деятельности учащихся:

решение занимательных задач;

оформление математических газет;

участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

проектная деятельность

самостоятельная работа;

работа в парах, в группах;

творческие работы

Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Планируемые образовательные результаты

В результате освоения программы курса «Юный Пифагор» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

 Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. Воспитание чувства справедливости, ответственности.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

           Включаться в групповую работу.

 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

 Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 —> и др., указывающие направление движения.

 Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

 Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

 Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

 Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

 Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

 Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

 Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты являются: овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры; умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.


Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.



Учебно-тематическое планирование

занятий курса «Юный Пифагор»


п/п

Тема занятия

По плану

Фактически

1

Интеллектуальная разминка.

1


2

«Числовой» конструктор.

1


3

Геометрия вокруг нас.

1


4

Волшебные переливания.

1


5

В царстве смекалки.

1


6

«Шаг в будущее»

1


7

«Спичечный» конструктор.

1


8

«Спичечный» конструктор.

1


9

В царстве смекалки.

1


10

В царстве смекалки.

1


11

Числовые головоломки.

1


12

Интеллектуальная разминка.

1


13

Математические фокусы.

1


14

Математические игры.

1


15

Секреты чисел.

1


16

Математическая копилка.

1


17

Математическое путешествие.

1


18

Выбери маршрут.

1


19

Числовые головоломки.

1


20

В царстве смекалки.

1


21

В царстве смекалки.

1


22

Мир занимательных задач.

1


23

Геометрический калейдоскоп.

1


24

Интеллектуальная разминка.

1


25

Разверни листок.

1


26

От секунды до столетия.

1


27

От секунды до столетия.

1


28

Числовые головоломки.

1


29

Конкурс смекалки.

1


30

Это было в старину.

1


31

Математические фокусы.

1


32

Энциклопедия математических развлечений

1


33

Энциклопедия математических развлечений

1


34

Математический лабиринт.

1



ИТОГО:                            34   часа

   

Литература, используемая при составлении занятий по внеурочной деятельности:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373.

2. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» //Москва "Просвещение" 2011г.

3. А.Б. Воронцова «Проектные задачи в начальной школе»// Москва «Просвещение» 2011г.

4. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000г.

5. «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005г.

6. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.

7.  «Логика»,Нежинская О.Ю., В.,2004.

8.  «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В.М.,2002.

9.  «Математические задания», Волков С.И., Столярова Н.Н., М., «Просвещение», 1994.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.