Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по робототехнике «Электроник»
Управление народного образования администрация городского округа город Бор
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Ивушка»
Принято: Утверждено:
на заседании педагогического приказ №27-о от30.05.2017
совета
протокол № 6 от30.05.2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности по робототехнике
«Электроник»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации программы –2 года
Автор-составитель:
Зам. заведующего по ВМР- Епифанова С.Ю.
Городской округ г.Бор
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………….3
1.1. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы……………….3
1.2. Направленность программы………………………………………………………………..5
1.3.Отличительные особенности данной программы от уже существующих……………….5
1.4.Возраст детей, участвующих в реализации программы…………………………………..6
1.5. Цели и задачи программы…………………………………………………………………..8
1.6 Принципы и подходы к формированию программы……………………………………...9
1.7 Формы обучения……………………………………………………………………………10
1.8.Режим занятий………………………………………………………………………………11
1.9 Ожидаемые результаты освоения программы…………………………………………....11
2. Учебный план ( темы, часы: № раздела, всего часов, в том числе теория и практика), тематический план по месяцам……………………………………………………………….14
3. Календарный учебный график ( сколько месяцев осуществляется, сколько занятий в месяц. Наименование разделов, часы административные, фактические часы, длительность занятий………………………………………………………………………………………….21
4. Оценочный и методический материал……………………………………………………..25
4.1 Диагностический материал………………………………………………………………...25
4.2 Способы определения результатов освоения программы……………………………….30
4.3 Методический материал…………………………………………………………………...30
4.4 Условия реализации программы…………………………………………………………..35
4.5 Программно – методическое обеспечение………………………………………………..36
1.Пояснительная записка
1.1. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы
Сегодня наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативности.
Нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Желание узнать и понять, почему движется или работает тот или иной технический объект, не только пробуждает любознательность детей, но и стремление сделать что-то своими руками. Техническое творчество позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Образовательная робототехника – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Внедрение робототехники в содержание образования обусловлено необходимостью создания условий формирования повышенного интереса детей к исследовательской, творческой деятельности в сфере науки и техники, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. В этом случае конструктивная деятельность стала идеальной формой работы, которая позволила нам (педагогам) сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.
Создание конструкций – это система практического познания окружающего мира.
Конструирование направлено, в-первую очередь, на развитие таких процессов:
-психических процессов (пространственное мышление, творческое воображение, долгосрочная память),
-физиологическое развитие (развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз),
-развитие речи (формирование навыков построения монологической и диалогической речи).
Игра ребёнка с деталями конструктора близка к инженерно-технической деятельности взрослых, хотя постройка не имеет общественного значения. Педагог, руководя деятельностью детей, оказывает положительное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Электроник» предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения дошкольников конструированию, моделированию на играх-занятиях Лего. Данная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного образования. Для реализации программы используются конструкторы "Lego WeDo" и «Роботрек малыш-2», с помощью которых дети смогут почувствовать себя юными учеными и инженерами, который поможет им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, алгоритм движения. Данная программа способствуют созданию в группе веселой, но вместе с тем мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы. На занятиях учащиеся получают первый опыт научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ.
Актуальность программы заключается в следующем:
-востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении ( раскрывает для дошкольника мир техники, подготавливает почву для развития технических способностей детей);
-недостаточное методическое обеспечение формирования основ технического творчества, навыков начального программирования;
-необходимость ранней пропедевтики научно – технической профессиональной ориентации в связи с особенностями градообразующих предприятий города Бор: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
1.2. Направленность программы
По содержанию данная программа соответствует технической направленности дополнительных общеобразовательных программ.
1.3.Отличительные особенности данной программы от уже существующих
Данная программа составлена на основе обобщенного педагогического опыта Епифановой С.Ю. При составлении программы была использована программа Фешиной Е.В. «Лего-конструирование в детском саду», методические разработки Корягина А.В. «Образовательная робототехника», а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области конструирования и робототехники.
Программа призвана обеспечить преемственность между кружком и ДОУ. Программа предполагает гибкое построение образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей.
Работа в кружке осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1.4.Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения с детьми 5-7 лет. Особенности развития технического детского творчества 5-7 лет.
Техническое детское творчество – это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:
постановка технической задачи
сбор и изучение нужной информации
поиск конкретного решения задачи
материальное осуществление творческого замысла
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.
Детское творчество и личность ребёнка
Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.
Механизм творческого воображения
Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создаёт нечто новое.
Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:
Детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
Юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
Зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.
Воображение ребёнка развивается по мере его взросления и приближения к зрелости.
Этапы детского творчества
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Как указывал Л.С. Выготский, для создания новых образов необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения. Поэтому, каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у детей мышления (особенно образного) и воображения, а так же овладение детьми произвольностью (умением ставить цель и добиваться ее), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.).
1.5. Цели и задачи программы
Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Задачи первого года обучения (5-6 лет):
-способствовать развитию интереса к технике и конструированию;
-развивать умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни;
- продолжать формировать умение выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, планировать, находить творческие конструктивные решения;
- формировать умения работать в паре, группе; объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей.
Задачи второго года обучения (6-7 лет):
- продолжать способствовать развитию интереса к технике, программированию, высоким технологиям;
- формировать умение рассказывать о своей модели, ее составных частях и принципе работы;
-формировать умение работать в команде, распределять обязанности (конструирование и программирование);
-развивать способности к решению проблемных ситуаций;
-развивать алгоритмическое мышление;
-воспитывать социальную активность, коммуникабельность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность.
1.6 Принципы и подходы к формированию программы
Программа основывается на следующих принципах: 1) обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности; 5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности; 7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
1.7 Формы обучения
Программа предусматривает проведение теоретических и практических игр-занятий. Занятия проводятся с одной подгруппой детей до 6-8 человек.
Теоретические занятия по дополнительной образовательной деятельности проводятся в виде бесед и рассказов, которые сопровождаются презентациями. Беседы по конструированию с дошкольниками закладывают основы конструктивных знаний.
Тем не менее их содержание должно на доступном для детского понимания уровне отражать принципы мехатроники, классификацию строительного материала, принципы чтения схем и чертежей, лежащие в основе конструктивной деятельности, осознание которых необходимо для формирования конструктивных знаний и умений. Поэтому значительное место отводится проведению интегрированных занятий, предусматривающих проведение бесед, просмотр презентаций, на фоне выполнения заданий по конструированию из предложенных конструкторов.
На практических занятиях используются следующие методы и приемы в деятельности с Лего-конструктором.
Обследование Лего-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа), восприятия целостности постройки из Лего – деталей.
Показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором. Для того чтобы задать направление деятельности, необходимо показать один вариант действия, чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показать, как скрепляются две детали, и попросить найти другие способы скрепления.
Предъявление речевого образца. Педагог должен предъявить детям образцы высказываний.
Выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятия сначала формулируются воспитателем, а потом – детьми.
Использование словесного объяснения, просьбы, поручения.
Показ картинок, слайдов, фотографий с изображением Лего-
деталей, моделей Лего и предметов окружающего мира.
Проведение бесед.
Оценка работы.
В процессе деятельности с Лего-конструктором используются разнообразные формы заданий:
по образцу;
по карточкам с моделями;
по собственному замыслу;
задание дает воспитатель, выполняют дети;
задания формулируется ребенком, и выполняются детьми и
воспитателем;
задания дают дети друг другу;
задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком.
Завершаются тематические циклы теоретических и практических занятий проведением конкурсов конструктивной направленности, тематических выставок или созданием театра.
1.8 Режим занятий
Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность 1 занятия в старшей группе 25 минут, в месяц 4 занятия - 100 минут - 1 час 40 минут, в год – 36 занятий - 900 минут - 15 часов.
Продолжительность 1 занятия в подготовительной группе 30 минут, в месяц - 4 занятия - 120 минут - 2 часа, в год - 36 занятий - 1080минут - 18 часов. В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры.
1.9 Ожидаемые результаты освоения программы
Определяющей задачей изучения курса является достижение следующих уровней обученности.
Иметь представление:
- О базовых конструкциях;
- О правильности и прочности создания конструкции;
- О техническом оснащении конструкции.
Знать:
- Правила создания устойчивых конструкций для правильного функционирования модели;
- Технические основы построения модели.
- Использовать полученные знания для создания выигрышных, готовых к функционированию конструкций;
- Создавать программы для выбранной модели;
- Работать с программой и использовать множество различных соединений для проведения исследовательской работы по предложенной теме.
Личностными результатами реализации данной программы:
- умение оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- умение называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- умение самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
Метапредметными результатами реализации данной программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Познавательные УУД: умение определять, различать и называть детали конструктора; умение конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- Регулятивные УУД: умение работать по предложенным инструкциям; умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- Коммуникативные УУД: уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке; уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами реализации данной программы является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
-простейшие основы механики;
-виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
-технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
-с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
-реализовывать творческий замысел.
Ожидаемые результаты:
-формирование устойчивого интереса к робототехнике и образовательным областям основной образовательной программы детского сада: Познавательное, Речевое, Художественно- эстетическое; Социально-коммуникативное развитие;
- формирование умения работать по предложенным инструкциям;
- формирование умения творчески подходить к решению задачи;
- формирование умения довести решение задачи до готовности модели;
- формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы воспитанники старшей группы смогут:
- уметь выделять основные и характерные части постройки;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по схеме, по замыслу;
- освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;
- уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы воспитанники подготовительной группы смогут:
- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;
- создавать конструкции, объединенные одной темой.
- освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
2. Учебный план ( темы, часы: № раздела, всего часов, в том числе теория и практика), тематический план по месяцам
Учебный план
Старшая группа
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Прак-тика |
|||
1. |
Вводное занятие. Знакомство с конструктором «LEGO Education WeDo» |
2 |
1 |
1 |
беседа |
2. |
Название деталей. |
2 |
1 |
1 |
Дидактическая игра |
3. |
Способы креплений. |
1 |
0.5 |
0.5 |
наблюдение |
4. |
Что такое простые механизмы. |
1 |
0.5 |
0.5 |
беседа |
5. |
Зубчатые колёса. |
5 |
2 |
3 |
|
Общее сведения: Зубчатые колеса. |
2 |
1 |
1 |
Беседа, наблюдение |
|
Основное задание «Карусель» |
2 |
1 |
1 |
Беседа, наблюдение |
|
Творческое задание «Парк развлечений» |
1 |
- |
1 |
Игровое задание |
|
6. |
Колеса и оси. |
3 |
1 |
2 |
|
Общие сведения: Колёса и оси. |
1 |
0,5 |
0,5 |
наблюдение |
|
Основное задание: Машинка |
1 |
0,5 |
0,5 |
наблюдение |
|
Творческое задание: Тачка |
1 |
- |
1 |
Игровое задание |
|
7. |
Рычаги. |
3 |
1 |
2 |
|
Общие сведения: Рычаги. |
1 |
0,5 |
0,5 |
наблюдение |
|
Основное задание: Рычажок |
1 |
0,5 |
0,5 |
наблюдение |
|
Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом |
1 |
- |
1 |
Игровое задание |
|
8. |
Шкивы и ремни |
3 |
1 |
2 |
|
Общие сведения: Шкивы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
наблюдение |
|
Основное задание: «Сумасшедшие полы |
1 |
0,5 |
0,5 |
наблюдение |
|
Творческое задание: Подъемный кран |
1 |
- |
1 |
Игровое задание |
|
9. |
Создание творческих проектов. |
14 |
7 |
7 |
|
Конструирование машины будущего. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
Конструирование самолетов |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
Конструирование водного транспорта. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
Конструирование животных. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
Конструирование роботов. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
Конструирование сказочных героев. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
Создание декораций. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
10. |
Подведение итогов. Создание театра из LEGO – моделей. |
2 |
1 |
1 |
выставка |
Итого: |
36 |
16 |
20 |
|
Подготовительная группа
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Блок «Я программирую» Алгоритм. |
1 |
1 |
- |
Игровое упражнен ие |
2 |
Блок «Цикл». |
2 |
1 |
1 |
Игровое упражнен ие |
3 |
Блок «Прибавить к экрану». |
2 |
1 |
1 |
Игровое упражнен ие |
4 |
Блок «Вычесть из экрана». |
2 |
1 |
1 |
Игровое упражнен ие |
5 |
Вводное занятие. Знакомство с конструктором «Роботрек малыш-2». |
1 |
0.5 |
0.5 |
беседа |
6 |
Блок «Я создаю» Модель лыжника на основе конструктора «Роботрек малыш-2» |
1 |
0.5 |
0.5 |
наблюдение |
7 |
Проект «Зоопарк» Модель «Танцующие птицы». |
2 |
1 |
1 |
Игровое задание |
8 |
Творческая работа «Крокодил». |
2 |
- |
2 |
Игровое задание |
9 |
Творческая работа «Рычащий лев» |
2 |
- |
2 |
Игровое задание |
10 |
Творческая работа «Новогодняя елка» |
2 |
- |
2 |
Игровое задание |
11 |
Творческая работа «Дом» |
3 |
- |
3 |
Игровое задание |
12 |
Проект «Защитники Отечества» Творческая работа «Моя профессия» |
2 |
- |
2 |
Игровое задание |
13 |
Творческая работа «Несокрушимый самолёт» |
2 |
- |
2 |
Игровое задание |
14 |
Разработка модели «Колесо обозрения» |
2 |
1 |
1 |
Игровое задание |
15 |
Разработка модели «Качели» |
1 |
- |
1 |
Игровое задание |
16 |
Проект «Парк развлечений» |
1 |
- |
1 |
Игровое задание |
17 |
Проект «Космодром»: моделирование космического звездолета, лунохода, робота |
4 |
1 |
3 |
Игровое задание |
18 |
Проект «Парад Победы»: моделирование военной техники катюши, танка |
2 |
- |
2 |
Игровое задание |
19 |
Конкурс конструкторских идей |
2 |
- |
2 |
выставка |
20 |
Итого: |
36 |
8 |
28 |
|
В течение реализации программы возможны небольшие изменения перераспределения часов по темам или самих тем, включённым в план.
Тематический план
Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет
Месяц |
Наименование тем |
Содержание работы |
Кол-во занятий |
сентябрь |
Вводное занятие. Знакомство с конструктором «LEGO Education WeDo» |
Инструктаж по технике безопасности. Рассказ педагога о происхождении конструктора, его разработчике. Презентация возможностей конструктора. |
2 |
Название деталей. |
Знакомство с названиями деталей Лего- конструктора (кирпич, пластина, балка с шипами, балка с основанием, кирпич с соединительным штифтом, балка с шипами и отверстием, кирпич для перекрытия, петля, скошенный кирпич, кирпич круглый, черепица, втулка, соединительный штифт с втулкой, ось, зубчатое колесо, зубчатая рейка, зубчатое колесо червячное, кулачок) , активизировать внимание, память |
2 |
|
октябрь |
Способы креплений. |
Вырабатывать навык ориентации в деталях. Познакомить со способами креплений, показать прочность соединений и устойчивость от зависимости креплений конструкций. |
1 |
Что такое простые механизмы. |
Познакомить детей с понятием простые механизмы, показать разновидности механизмов.
|
1 |
|
|
Зубчатые колёса. |
|
5 |
октябрь |
Общее сведения: Зубчатые колеса. |
Знакомство с зубчатыми колесами, с зубчатыми передачами. Знакомство с коронными зубчатыми колесами и с червячной зубчатой передачей. Сравнение вращения зубчатых колес. Построение моделей, показанных на картинке. |
2 |
ноябрь |
Основное задание «Карусель» |
Закрепление навыков простейшей сборки коронного зубчатого колеса. |
2 |
Творческое задание «Парк развлечений» |
Оформление своих моделей в общую композицию. Создание атрибутов и построек парка по собственному замыслу с использованием предметов-заместителей. |
1 |
|
|
Колеса и оси. |
|
3 |
ноябрь |
Общие сведения: Колёса и оси. |
Знакомство детей с понятиями колесо и ось, разновидностями осей и колёс. Конструирование модели с колёсами и осями. |
1 |
Основное задание: Машинка |
Закрепление знаний и навыка по теме, создание модели машины по картинке |
1 |
|
декабрь |
Творческое задание: Тачка |
Применение полученных знаний при реализации собственной идеи. Сборка модели по инструкции взрослого. |
1 |
Рычаги. |
|
3 |
|
Общие сведения: Рычаги. |
Познакомить детей с понятие рычаг. Дать знания о том, где применяется механизм рычаг. |
1 |
|
Основное задание: Рычажок |
Сборка модели с механизмом рычаг. |
1 |
|
Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом |
Самостоятельное создание модели. |
1 |
|
|
Шкивы и ремни |
|
3 |
январь |
Общие сведения: Шкивы. |
Знакомство детей с понятием шкив. Конструирование модели с использованием шкивов.
|
1 |
Основное задание: «Качели» |
Конструирование модели «Качели» использованием шкивов.
|
1 |
|
Творческое задание: Подъемный кран |
Закрепление знаний и навыка по теме, создание модели крана |
1 |
|
|
Создание творческих проектов. |
|
14 |
февраль |
Конструирование машины будущего. |
Создание собственной модели машины будущего по замыслу, представление собственного проекта |
2 |
Конструирование самолетов |
Закрепление умения детей конструировать по заданной тематике, умение слушать инструкцию взрослого. |
2 |
|
март |
Конструирование водного транспорта. |
Презентация различных моделей водного транспорта, уточнение их особенностей. Закрепление умения детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем и умение преобразовывать схемы, исходя из собственного замысла.
|
2 |
Конструирование животных. |
Создание модели животного. Закрепление умения детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать интерес к сооружению построек, навыки работы в паре. |
2 |
|
апрель |
Конструирование роботов. |
Создание собственной модели робота по замыслу, демонстрация модели. |
2 |
Конструирование сказочных героев. |
Создание модели сказочного героя по замыслу, работая в паре, представление моделей сказочных героев. |
2 |
|
май |
Создание декораций. |
Обсуждение будущей постройки. Изготовление декораций в парах и группах с использованием бросового материала. |
2 |
Подведение итогов. Создание театра из LEGO – моделей. |
Обсуждение сценария постановки, сочинение сказочного сюжета. Театральная постановка на основе созданных моделей сказочных героев. |
2 |
|
|
Итого: |
|
36 |
Образовательная деятельность с детьми 6-7лет
Месяц |
Наименование тем |
Содержание работы |
Кол-во занятий |
сентябрь |
Блок «Я программирую» Алгоритм. |
Знакомство с панелью инструментов, функциональными командами. Знакомство с датчиками, способами присоединения к модели. |
1 |
Блок «Цикл». |
Продолжить знакомство с датчиками. Знакомство с понятием «Цикл». Построение модели, показанной на картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы |
2 |
|
Сентябрь-октябрь |
Блок «Прибавить к экрану». |
2 |
|
Блок «Вычесть из экрана». |
2 |
||
Вводное занятие. Знакомство с конструктором «Роботрек малыш-2». |
Представление нового конструктора. Знакомство с отличиями в деталях, демонстрация возможностей данного конструктора. |
1 |
|
Ноябрь
|
Блок «Я создаю» Модель лыжника на основе конструктора «Роботрек малыш-2» |
Сборка модели лыжника по схеме, запуск движения. |
1 |
Проект «Зоопарк» Модель «Танцующие птицы». |
Сборка и программирование моделей. Демонстрация моделей. Закрепление навыков соединения деталей. Развитие умения делать прочную постройку, умение слушать инструкцию, работать в группе. |
2 |
|
Практическая работа «Крокодил». |
2 |
||
Декабрь-январь |
Практическая работа «Рычащий лев» |
2 |
|
Творческая работа «Новогодняя елка» |
Создание модели крутящейся новогодней елки с игрушками. Закрепление умения использовать предметы-заместители в качестве елочных украшений. Программирование модели, придумывание различных программ. |
2 |
|
Творческая работа «Дом» |
Создание моделей различных домашних механизмов. Программирование моделей, их демонстрация. |
3 |
|
февраль |
Проект «Защитники Отечества» Творческая работа «Моя профессия» |
Создание моделей, характеризующих профессию. Обратить внимание детей на профессии людей, живущих в г. Бор и п. Октябрьском. Закрепление приобретенные ранее знаний и навыков по сборке различных моделей. Закрепление знаний простых механизмов и способов их действия. Продолжение закрепления навыков программирования модели. Демонстрация модели. |
2 |
Творческая работа «Несокрушимый самолёт» |
Создание модели по собственному замыслу. Закрепление ранее сформированных умений по сборке самолета. Продолжать развивать умение анализировать собственную постройку, качества модели и видоизменять ее. Закреплять умение слушать мнение товарища. |
2 |
|
Март |
Разработка модели «Колесо обозрения» |
Сборка и программирование модели по схеме. Продолжать развитие умения делать прочную постройку, умение слушать инструкцию, работать в паре. |
2 |
Разработка модели «Маятник» |
Сборка и программирование модели по схеме. Развитие умения делать прочную постройку, умение слушать инструкцию. |
1 |
|
Проект «Парк развлечений» |
Создание декораций для парка. Сборка моделей ранее изученных моделей «качели и карусель». Развивать умение работать в команде, прислушиваться к мнению других. Демонстрация модели детям младших и средних групп. |
1 |
|
апрель |
Проект «Космодром»: моделирование космического звездолета, лунохода, робота |
Создание моделей звездолета, лунохода, космического корабля, робота на основе знаний о космосе. Продолжать развивать умение работать в команде. Составление общей композиции на основе декораций космоса, созданной с участием родителей. Представление проекта в ДОУ и Интернет сообществе. |
4 |
май |
Проект «Парад Победы»: моделирование военной техники катюши, танка |
Сборка моделей военной технике по схемам. Создание макета Красной площади. Демонстрация моделей на празднике, посвященному Дню Победы. |
2 |
Конкурс конструкторских идей |
Создание моделей по замыслу ребенка. Программирование их. Создание необходимых для демонстрации декораций и макетов ( с помощью родителей). Демонстрация своей идеи на конкурсе. Представление результатов конкурса на сайте ДОУ, открытое голосование с участием всех родителей и детей ДОУ. |
2 |
|
|
Итого: |
|
36 |
3. Календарный учебный график
Старшая группа (5-6 лет)
№ п/п/ Тема занятия |
Сроки проведения занятия (план) |
Сроки проведения занятия (факт) |
Теоретическая часть/практическая часть |
Форма и оценка результатов |
|
|
|
|
Тип/ форма занятия |
Количество часов |
|
1.Вводное занятие. Знакомство с конструктором «LEGO Education WeDo» |
1,2 неделя сентября |
1,2 неделя сентября |
Интегрированное |
2 |
беседа |
2.Название деталей. |
3,4 неделя сентября |
3,4 неделя сентября |
интегрированное |
2 |
Дидактическая игра |
3.Способы креплений. |
1 неделя октября |
1 неделя октября |
Конструирование по схеме |
1 |
наблюдение |
4.Что такое простые механизмы. |
2 неделя октября |
2 неделя октября |
интегрированное |
1 |
беседа |
5.Зубчатые колёса. |
|
|
|
5 |
|
5.1.Общее сведения: Зубчатые колеса. |
3,4 неделя октября |
3,4 неделя октября |
интегрированное |
2 |
Беседа, наблюдение |
5.2.Основное задание «Карусель» |
1,2 неделя ноября |
1,2 неделя ноября |
Конструирование по образцу |
2 |
Беседа, наблюдение |
5.3.Творческое задание «Парк развлечений» |
3 неделя ноября |
3 неделя ноября |
Конструирование по замыслу
|
1 |
Игровое задание |
6.Колеса и оси. |
|
|
|
3 |
|
6.1.Общие сведения: Колёса и оси. |
4 неделя ноября |
4 неделя ноября |
интегрированное |
1 |
наблюдение |
6.2.Основное задание: Машинка |
5неделя ноября |
5неделя ноября |
Игровое (по теме) |
1 |
наблюдение |
6.3.Творческое задание: Тачка |
1неделя декабря |
1неделя декабря |
Игровое (по теме) |
1 |
Игровое задание |
7.Рычаги. |
|
|
|
3 |
|
7.1.Общие сведения: Рычаги. |
2 неделя декабря |
2 неделя декабря |
интегрированное |
1 |
наблюдение |
7.2.Основное задание: Рычажок |
3 неделя декабря |
3 неделя декабря |
Конструирование по схеме |
1 |
наблюдение |
7.3.Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом |
4 неделя декабря |
4 неделя декабря |
Конструирование по условиям |
1 |
Игровое задание |
8.Шкивы и ремни |
|
|
|
3 |
|
8.1.Общие сведения: Шкивы. |
2 неделя января |
2 неделя января |
интегрированное |
1 |
наблюдение |
8.2.Основное задание: «Сумасшедшие полы |
3 неделя января |
3 неделя января |
Конструирование по условиям |
1 |
наблюдение |
8.3. Творческое задание: Подъемный кран |
4 неделя января |
4 неделя января |
Конструирование по замыслу |
1 |
Игровое задание |
9. Создание творческих проектов. |
|
|
|
14 |
|
9.1.Конструирование машины будущего. |
1,2 неделя февраля |
1,2 неделя февраля |
Конструирование по теме |
2 |
наблюдение |
9.2. Конструирование самолетов |
3,4неделя февраля |
3,4неделя февраля |
Конструирование по теме |
2 |
наблюдение |
9.3.Конструирование водного транспорта. |
1,2 неделя марта |
1,2 неделя марта |
Конструирование по теме |
2 |
наблюдение |
9.4.Конструирование животных. |
3,4неделя марта |
3,4неделя марта |
Конструирование по теме |
2 |
наблюдение |
9.5.Конструирование роботов. |
1,2 неделя апреля |
1,2 неделя апреля |
Конструирование по теме |
2 |
наблюдение |
9.6.Конструирование сказочных героев. |
3,4 неделя апреля |
3,4 неделя апреля |
Конструирование по теме |
2 |
наблюдение |
9.7.Создание декораций. |
1,2 неделя мая |
1,2 неделя мая |
Конструирование по теме |
2 |
наблюдение |
10. Подведение итогов. Создание театра из LEGO – моделей. |
3,4 неделя мая |
3,4 неделя мая |
Интегрированное |
2 |
выставка |
итого |
|
|
|
36 |
|
Подготовительная группа (6-7 лет)
№ п/п/ Тема занятия |
Сроки проведения занятия (план) |
Сроки проведения занятия (факт) |
Теоретическая часть/практическая часть |
Форма и оценка результатов |
|
|
|
|
Тип/ форма занятия |
Количество часов |
|
Блок «Я программирую» Алгоритм. |
1 неделя сентября |
1 неделя сентября |
Интегрированное |
1 |
Игровое упражнен ие |
Блок «Цикл». |
2,3 неделя сентября |
2,3 неделя сентября |
Интегрированное |
2 |
Игровое упражнен ие |
Блок «Прибавить к экрану». |
4 неделя сентября 1 неделя октября |
4 неделя сентября 1 неделя октября |
Интегрированное |
2 |
Игровое упражнен ие |
Блок «Вычесть из экрана». |
2,3 неделя октября |
2,3 неделя октября |
Интегрированное |
2 |
Игровое упражнен ие |
Вводное занятие. Знакомство с конструктором «Роботрек малыш-2». |
4 неделя октября |
4 неделя октября |
интегрированное |
1 |
беседа |
Блок «Я создаю» Модель лыжника на основе конструктора «Роботрек малыш-2» |
1 неделя ноября |
1 неделя ноября |
Конструирование по схеме |
1 |
наблюдение |
Проект «Зоопарк» Модель «Танцующие птицы». |
2,3 неделя ноября |
2,3 неделя ноября |
Конструирование по условиям |
2 |
Игровое задание |
Творческая работа «Крокодил». |
4,5 неделя ноября |
4,5 неделя ноября |
Конструирование по схеме |
2 |
Игровое задание |
Творческая работа «Рычащий лев» |
1,2 неделя декабря |
1,2 неделя декабря |
Конструирование по схеме |
2 |
Игровое задание |
Творческая работа «Новогодняя елка» |
3,4 неделя декабря |
3,4 неделя декабря |
Конструирование по условиям |
2 |
Игровое задание |
Творческая работа «Дом» |
январь |
январь |
Конструирование по замыслу |
3 |
Игровое задание |
Проект «Защитники Отечества» Творческая работа «Моя профессия» |
1,2 неделя февраля |
1,2 неделя февраля |
Конструирование по замыслу |
2 |
Игровое задание |
Творческая работа «Несокрушимый самолёт» |
3,4 неделя февраля |
3,4 неделя февраля |
Конструирование по замыслу |
2 |
Игровое задание |
Разработка модели «Колесо обозрения» |
1,2 неделя марта |
1,2 неделя марта |
Конструирование по условиям |
2 |
Игровое задание |
Разработка модели «Качели» |
3 неделя марта |
3 неделя марта |
Конструирование по замыслу |
1 |
Игровое задание |
Проект «Парк развлечений» |
4 неделя марта |
4 неделя марта |
Конструирование по замыслу |
1 |
Игровое задание |
Проект «Космодром»: моделирование космического звездолета, лунохода, робота |
Апрель |
Апрель |
Конструирование по замыслу |
4 |
Игровое задание |
Проект «Парад Победы»: моделирование военной техники катюши, танка |
1,2 неделя мая |
1,2 неделя мая |
Конструирование по теме |
2 |
Игровое задание |
Конкурс конструкторских идей |
3, 4 неделя мая |
3, 4 неделя мая |
Интегрированное |
2 |
выставка |
Итого: |
|
|
|
36 |
|
4. Оценочный и методический материал
4.1 Диагностический материал
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится 1 раз в год- в мае.
Качественная характеристика уровней сформированности у детей конструктивных навыков в лего-конструировании и робототехнике.
Возраст детей 5-6 лет.
Высокий уровень: (28-36 баллов)
Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует поделки и постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по образцу и схеме. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в группе.
Средний уровень: (18-27 баллов)
Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в паре.
Низкий уровень: (ниже 18 баллов)
Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.Не проявляет инициативы. Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в паре.
Возраст детей 6-7 лет.
Высокий уровень: (28-36 баллов)
Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует поделки и постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали различных конструкторов. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по образцу, по инструкции педагога, используя в качестве заместителей другие детали. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Знает названия и назначения датчиков, имеет навыки программирования. Охотно работает в команде над созданием проекта.
Средний уровень: (18-27 баллов)
Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. При конструировании по замыслу способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. Знает названия и назначение датчиков, затрудняется в создании алгоритма. При помощи взрослого объединяет их одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в команде.
Низкий уровень: (ниже 18 баллов)
Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. Не проявляет инициативы в работе над проектом. Не знает назначение датчиков, нет навыков программирования. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в команде.
Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании
Критерии
|
Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения |
Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением |
Называет все детали конструктора Лего |
Строит сложные постройки |
Строит по образцу |
Строит по инструкции педагога |
Работает по схемам |
Строит по творческому замыслу |
Строитподгруппами |
Знает виды простых механизмов, может назвать в чем их отличие |
Планирует этапы создания собственной постройки, находит конструктивное решение |
Общее количество баллов |
Фамилия, имя ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Протокол обследования умений и навыков детей подготовительной группы в конструировании
Критерии
|
Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения |
Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением |
Называет все детали конструкторов (lego WeDo и Роботрек малыш-2) |
Строит более сложные постройки |
Строит по образцу |
Строит по инструкции педагога |
Работает по схемам |
Строит по творческому замыслу |
Работает в команде |
Знает виды датчиков, имеет навыки программирования |
Умеет работать по проекту |
Общее количество баллов |
Фамилия, имя ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень: (28-36 баллов)
Средний уровень: (18-27 баллов)
Низкий уровень: (ниже 18 баллов)
4.2 Способы определения результатов освоения программы
Определение результатов освоения программы осуществляется в процессе совместной проектной деятельности с детьми, наблюдения, беседы и анализируя конечные результаты (работы детей - тематические выставки; конкурсы по конструированию и робототехнике)
4.3 Методический материал
Особенности построения образовательного процесса по достижению целей и задач.
Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания. Тематика проектов ( «Зоопарк», «Защитники Отечества», «Парад Победы») направлена и на решение нравственных задач.
Технология проектирования включает в себя:
-создание действующих моделей; воспроизведение иллюстраций и моделей;
-понимание того, что животные используют различные части своих тел;
-демонстрация умения работать с схемами и различными видами конструктора Лего;
Реализация проекта:
-сборка и исследование моделей; изменение модели путём модификации её конструкции ;
-организация мозговых штурмов для поиска новых решений; обучение принципам совместной работы и обмена идеями.
ФЭМП
Измерение времени, ориентирование в пространстве. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Использование чисел и числового ряда для задания продолжительности работы. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Развитие речи
Использование в устной речи специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
По данной программе осуществляется работа с детьми старшей и подготовительной групп и имеет свои особенности.
Так с детьми в возрасте с 5 до 6 лет организуется конструирование с использованием информационно коммуникативных технологий.
В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике. Дети не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в данной программе.
С детьми в возрасте с 6 до 7 лет организуется конструирование с использованием робототехники.
На данном этапе преобладает познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.
Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:
1.На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
2. На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.
3. На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.
4. Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.
Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели.
Сотрудничество с родителями может проходить через такие формы и методы взаимодействия как:
Анкетирование родителей.
Участие в проектной деятельности.
Помощь в подготовке и организации выставок моделей, их посещение.
Видео презентации практических занятий с детьми.
Изготовление дидактических пособий для работы с детьми, подбор материала для презентаций по робототехнике.
Фотовыставки совместных работ детей и родителей.
7. Участие в Интернет-конкурсах.
Дидактические игры и упражнения для детей старшей группы.
«Чья команда быстрее построит».
Цель: учить строить в команде, помогать друг другу; развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Оборудование: набор лего-конструктора, образец.
Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети поочереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.
«Найди такую же деталь, как на карточке».
Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора.
Оборудование: карточки, детали лего-конструктора, плата.
Дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки.
«Таинственный мешочек»
Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.
Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.
Педагог держит мешочек с деталями лего-конструктора. Дети по очереди берут из него деталь, отгадывают и всем показывают.
«Разложи детали по местам»
Цель: закреплять названия деталей лего-конструктора.
Оборудование: коробочки, детали лего-конструктора.
Детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот выиграл.
Дидактические игры и упражнения для детей подготовительной группы.
«Назови и построй»
Цель: закреплять названия конструктора; учить работать в коллективе.
Оборудование: набор лего-конструктора ( Роботрек малыш-2).
Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ее название и рассказать о ней.
«Лего-подарки»
Цель: развивать интерес к игре и внимание.
Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик ( 1 сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, а четвертая- крестик (пропускаем ход), лего-подарки.
Дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле. Кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.
«Не бери последний кубик»
Цель: развивать внимание, мышление.
Оборудование: плата с башней.
Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.
«Запомни расположение»
Цель: развивать внимание, память.
Оборудование: набор лего-конструктора, платы у всех игроков.
Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выиграет и становится ведущим.
«Построй, не открывая глаз»
Цели: учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику, выдержку.
Оборудование: плата, наборы конструктора.
Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.
«Рыба, зверь, птица»
Цель: развивать память, внимание.
Оборудование: кирпичик лего.
Педагог держит в руках кирпичик лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.
Загадки о профессиях.
Проект дома составляю,
Все размеры рассчитаю,
План подробный начерчу,
Современный стиль учту.
(Архитектор)
Подъемный кран-
Мой лучший друг.
Поднимет он тяжелый груз.
Им управлять легко смогу,
Плиту, бетон перенесу.
(Крановщик)
Выстрою я стены
В девять этажей.
Кирпичи по уровню
Положу ровней.
Чтобы стены дома
Вкривь и вкось не шли,
Точно выставляю
Прежде все углы.
(Каменщик)
Я –ответственный за свет,
Провода, розетки.
Осторожность - мой девиз!
Так скажу вам, детки.
(Электрик)
Самосвалом управляю,
Грунт и мусор вывожу.
Для строителей на стройку
Все, что надо привожу.
(Шофер)
Собираю из деталей,
Как конструктор новый дом.
Я не в кирпичи играю,
Плиты я соединяю.
(Монтажник-сборщик)
Пальчиковая гимнастика «Строим дом».
Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение, придерживаясь темы.
Молотками мы стучим,
|
Дети постукивают кулаками друг о друга, держа сверху то один, то другой кулак. |
Строить новый дом хотим. Кто в доме будет жить? |
Выполняют упражнение «Домик». |
С нами кто будет дружить? |
Сжимают и разжимают переплетенные пальцы рук. |
Девочки и мальчики, |
Поочередно сжимают и разжимают кулаки обеих рук. |
Маленькие пальчики! |
Выполняют упражнение «Пальчики здороваются». |
4.4 Условия реализации программы
Методическое обеспечение
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
учебно-тематический план;
методическая литература для педагогов дополнительного образования;
ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
схемы пошагового конструирования;
иллюстрации, фотографии, презентации, видео,
стихи, загадки по темам занятий;
карточки с деталями лего-конструктора.
Техническое оснащение занятий
Лего конструкторы "Lego WeDo" и «Роботрек малыш-2»
Компьютер, проектор, экран.
Кадровое обеспечение
Обучение могут вести педагоги, имеющие педагогическое образование, а так же повышающие уровень профессиональной компетенции на курсах повышения квалификации и учебных семинарах.
4.5 Программно – методическое обеспечение
Корягин А.В. Образовательная робототехника (Lego Wedo). Сборник методических рекомендаций и практикумов.-М.:ДМК Пресс, 2016.
Корягин А.В. Образовательная робототехника (Lego Wedo): рабочая тетрадь.- М.:ДМК Пресс, 2016.
Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие- М.: ТЦ Сфера, 2017.