12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Балтачева Вера313
Работаю в МБОУ Старозятцинская СОШ 31 год учителем начальных классов
Россия, Удмуртская респ., с.Старые Зятцы
Материал размещён в группе «В помощь учителю начальных классов»
1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Электроник»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Якшур-Бодьинский центр дополнительного образования»

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Электроник»

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 8-9 лет


 


 


 

Составитель: Балтачева

Вера Леонидовна

педагог дополнительного

образования


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.

Таким требованиям отвечает конструирование электрических цепей.

Образовательные электронные конструкторы «Знаток " представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку". Причем, в процессе игры и обучения ученики знакомятся с основами радиоэлектроники и электротехники,  собирая различные по назначению и сложности электрические схемы. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни.

С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение этих систем в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в этой области.

В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно конструирование в начальной школе это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.

Использование электронных конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных схем и механизмов. Одновременно занятия с конструктором как нельзя лучше подходят для изучения азов радиоэлектроники электротехники, и учат разбираться в электрических схемах и устройстве электронных приборов.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008; Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПин 2.4.4 3172-014, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 г. №41;Положением Концепции развития дополнительного образования детей от 14 сентября 2014 г. №1726-р.

Направленность программы - техническая. Программа дополнительного образования предназначена для обучающихся, интересующихся современной электронной техникой, новыми техническими достижениями, развитием в себе качеств, присущих творческой личности.

Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования.

Новизна программы. Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме для детей младшего школьного возраста дает достаточные глубокие знания по электронному конструированию.

Актуальность программы обусловлена тем, что очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, изучают принципы работы многих механизмов.

Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что конструктор очень наглядно показывает основные принципы работы электричества, электромеханики, электромагнетизма. Многие схемы, собранные своими руками, можно использовать в практических целях.

Отличительные особенности программы заключается в том, что работа с конструктором «Знаток» позволяет детям в форме познавательной игры узнать основы электротехники и электроники. При построении моделей и схем затрагивается множество проблем из разных областей знаний о физическом мире, что является вполне естественным. Этот конструктор помогает стать ребенку более внимательным, усидчивым, рассудительным. Так же происходит лучшее развитие воображения ребенка, словесно-логического мышления. При помощи электронного конструктора ребенок сможет научиться комбинировать, абстрактно мыслить.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 8-9 лет

Количество учащихся: 12 человек

Срок реализации программы –1год;

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 15-ти минутным перерывом между занятиями.

Цель программы: формирование основ технического мышления у младших

школьников через электроконструирование.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Дать общие сведения о природе электрического тока и показать

основные приемы и правила выполнения простейших электрических

схем.

Развивающие:

2. Развивать коммуникативные качества.

3. Развивать у детей познавательную активность и интерес к техническому творчеству.

Воспитательные:

4. Приобщать детей к научным ценностям и достижениям

современной техники.

Учебный план.

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Инструктаж по ТБ

Природа электрического тока

2

1

1

 

2

Источники питания и света

17

2

15

опрос, демонстрация

3

Имитаторы звуков

15

2

13

опрос, демонстрация

4

Музыкальные звонки

13

1

12

опрос, демонстрация

5

Радиоприемники и вентиляторы

15

2

13

опрос, демонстрация

6

Охранные сигнализации

9

1

8

опрос, демонстрация

 

Итоговое занятие

1

 

1

демонстрация

Итого

 

72

9

63

 

Содержание программы

Тема 1. Инструктаж по ТБ. Природа электрического тока

Теоретические занятия: Правила работы с электронным конструктором,

техника безопасности и правила поведения. Понятие «электричество»,

«электрический заряд», «электрический ток», «электрическая цепь». История

появления и развития электричества.

Практические занятия: Изучение компонентов (электронные блоки и

провода) электрической схемы. Методика сборки.

Тема 2. Источники питания. Источники света

Теоретические занятия: Последовательное и параллельное соединение

элементов цепи. Современные источники питания. Внешний вид, устройство

и условное обозначение ламп накаливания. Внешний вид, устройство и

условное обозначение светодиодов встречающихся в принципиальных

схемах. Вольт- амперные характеристики светодиодов. Новые источники

света.

Практические занятия: Основные схемы включения ламп и светодиодов

(Схемы 1, 5, 28, 38, 104). Влияние силы тока на яркость светодиодов (Схема

7,12, 70, 122, 129). Попеременное включение лампы и светодиода (Схемы 10,

11, 45, 48, 63, 113, 128, 130).

Тема 3. Имитаторы звуков.

Теоретические занятия: Дать представление о том, что для имитации звуков

стрельбы игрушечных автоматов и пистолетов используются низковольтные

электромоторы со специальной насадкой, производящей удары о корпус

аппарата, которые создают эффект "тарахтения" игрушки. Сформировать

практические умения и навыки при сборе имитатора звуковой индикации.

Проверить умения работать с принципиальными схемами.

Практические занятия: Схемы имитации звуков игрушек (40, 50, 56, 109, 254,

289), звуков техники (138, 145, 271, 306), звуков природы (185, 238, 242

Тема 4. Музыкальные звонки.

Теоретические занятия: Последовательное и параллельное соединение

элементов цепи. Условные обозначения элементов цепи. История появления

музыкальных дверных звонков.

Практические: Музыкальные звонки с различным управлением (18, 33, 153,

181,183, 187, 189, 270). Музыкальные звонки различной громкости и

продолжительности (112,180, 200, 272).

Тема 5. Радиоприемники и вентиляторы.

Теоретические занятия: Первоначальные понятия радиоэлектроники.

Радиоэлектроника – прошлое и настоящее. Графические обозначения. Схема

приёмника, схема вентилятора. Рассматривание схемы вентилятора,

собранной воспитателем. Рассказ педагога о том, какие бывают вентиляторы,

о назначении работы вентилятора. Назвать детали схемы. Сборка схемы

Практические: Влияние магнита на вентилятор (4, 72), сила вращения

вентилятора (13, 125, 130). Сборка приёмника. Чувствительность и

избирательность. Определение границ приёмника по генератору

радиочастоты. Отладка, испытание (166, 171, 201, 202, 203, 284, 319, 320).

Тема 6: Охранные сигнализации.

Теоретические занятия: Рассматривание схемы работы сигнализации,

собранной педагогом. Рассказ педагога о том, какие бывают сигнализации и

о их назначении. Название деталей схемы.

Практические занятия: Беспроводные сигнализации (167, 174), защитные

сигнализации (36, 227, 253, 273,285, 291).

Итоговое занятие – выставка работ детей.

Формы занятий.

Из основных форм обучения можно выделить следующие:

·  Фронтальная – даёт возможность работать со всем коллективом детей на занятии.

·  Групповая – создание микрогрупп (2-3 человека) для выполнения определенного задания.

·  Коллективная – дети могут сотрудничать друг с другом, работая в микрогруппах.

·  Индивидуальная – очень результативная форма обучения, основанная на дифференцированном подходе.

·  Игры и тренинги.

·  Участие в выставках и конкурсах.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы воспитанники

должны уметь:

- организовывать рабочее место;

- собирать и анализировать электрические схемы простого уровня

сложности;

- соблюдать технику безопасности при выполнении практико-

ориентированных заданий;

должны знать:

- основные элементы электрических схем и способы их обозначения;

- основные приемы выполнения работ при сборке простейших

электрических цепей;

- технику безопасности при выполнении практико-ориентированных

заданий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

общеобразовательной программы «Электроник»: подготовка и презентация

индивидуального проекта.

Универсальные учебные действия

Образовательные

Использование конструктора «Знаток» для создания простейших электрических схем. Умение конструировать более сложные электрические схемы с использованием дополнительных механизмов.

Развивающие

Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Новые алгоритмические задачи позволяют научиться выстраивать параллельные процессы и управлять ими.

Воспитательные

Воспитательный результат занятий по конструированию можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов. Самостоятельная подготовка к состязаниям, стремление к получению высокого результата.

Регулятивные

постановка вопросов и формулирование проблем, планирование, работать по плану.

Коммуникативные

работа в паре и группе, обмен информацией, взаимодействие к сотрудничеству.

Личностные

развивать умение оценивать свою работу и работу других. Честное, самокритичное отношение к своей работы.

Формы и средства контроля: терминологические диктанты, практические работы, индивидуальные и фронтальные опросы, самостоятельная работа, презентации работ, участие в выставках и конкурсах.

Условия реализации программы:

Для реализации программы используется электронный конструктор “Знаток”. Он представляет собой набор электронных блоков и соединений, позволяющий конструировать электрические цепи без пайки. С конструктором идёт руководство, которое содержит описания 320 схем. В схемах используется ручное, магнитное, световое, водяное, звуковое, электрическое, а также сенсорное управление. Также для проведения занятий используется компьютер и интерактивная доска.

Формы подведения итогов реализации программы

В течение курса предполагаются регулярные зачеты, на которых решение поставленной заранее известной задачи принимается в свободной форме (не обязательно предложенной преподавателем). При этом тематические состязания по сборке электрических цепей также являются методом проверки, и успешное участие в них освобождает от соответствующего зачета.

По окончании курса учащиеся защищают творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.

Кроме того, полученные знания и навыки проверяются на открытых конференциях и состязаниях, куда направляются наиболее успешные учащиеся.

Формы контроля

Микросоревнование – разновидность контрольных мероприятий в игровой форме методики развивающего обучения. Соревнование, имеющее целью уяснение воспитанниками отдельных тем (в некотором роде – аналог школьной контрольной работы с обязательным разбором полученных результатов). Подготовка начинается с разработки сценария. В его содержание входят:

цель соревнования;

описание изучаемой проблемы;

обоснование поставленной задачи;

план и форма соревнования;

общее описание процедуры соревнования;

содержание ситуации и характеристик действующих лиц, назначенных в судейскую коллегию.

Целью подготовительного этапа является подготовка учащихся к участию в соревновании. Реализуется в форме консультаций.

На основном этапе осуществляется коллективная выработка технических решений в определенной последовательности:

анализ объекта моделирования (исходные данные и дополнительная информация);

выработка частных (промежуточных) решений;

анализ (обсуждение) выработанныхрешений;

выработка согласованного решения;

анализ (обсуждение) согласованного решения;

анализ (обсуждение) достижения поставленных целей;

оценка работы участников игры в данной последовательной работе.

Заключительный этап проводится в форме круглого стола и состоит в анализе деятельности участников, выведении суммарных поощрительных и штрафных баллов, а также в объявлении лучших игровых групп по оценке всех участников игры и особому мнению группы обеспечения.

Соревнование – основная форма подведения итогов и получения объективной оценки достижения программных целей. В данном случае – очень гибкая как по времени, так и по тематике форма, поскольку выстраивается на основе планов внешних организаций (в том числе федерального и международного уровней).

Контроль динамики усвоения программы осуществляется на основе непрерывного мониторирования результативности деятельности каждого воспитанника. Поскольку соревнования организуются в групповой форме, для получения объективной информации педагог ненавязчиво обеспечивает ротацию состава команд и отражает его в журнале мониторинга. Дополнительной оценкой являются педагогические наблюдения, цель которых в выявлении профессиональных предпочтений и способностей. Результаты педагогических наблюдений выносятся на обсуждение при собеседовании с воспитанником. Мониторинг результативности, построенный на основе данных группового скрининга, достаточно нетривиален по структуре. Включаясь в работу новой группы ребенок занимает новую нишу, устанавливает новые отношения, принимает на себя новую роль. Очевидно, что оценка деятельности команды не тождественна деятельности каждого ее члена, следовательно, несет косвенный характер. Простейшим решением вопроса может быть использование методики текущих самооценок воспитанников, хорошо зарекомендовавшей себя в педагогической практике.

Материально-техническое обеспечение

1 конструктор на 2 учащихся;

1 инструкция по сборке на 2 учащихся;

1 компьютер

1 проектор

1 интерактивная доска

Учебный кабинет для проведения занятий и внутренних соревнований


 

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий

Лекция – используется при объяснении теоретических и практических положений (законов, положений, ГОСТов и т.д.). Творчески мыслить надо учить на всех занятиях, так как они требуют активности, волевых эмоциональных качеств, длительной подготовки и напряженного труда. Ведущее место в этом занимает проблемная лекция.

Лабораторная работа – используется при проведении экспериментов и составлении технико-технологических карт, имеющих важное значение для всех воспитанников группы. Доминирующей составляющей является процесс конструктивных умений учащихся. Основным способом организации деятельности, учащихся на практикуме является групповая форма работы. Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении лабораторной работы служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия участников. Исходя из имеющегося опыта, можно предложить следующую структуру лабораторных работ:

сообщение темы, цели и задач;

актуализация опорных знаний и умений воспитанников;

мотивация деятельности воспитанников;

ознакомление воспитанников с инструкцией;

подбор необходимых материалов и оборудования;

выполнение работы воспитанниками под руководством педагога;

составление отчетов;

обсуждение и интерпретация полученных результатов работы.

Эту структуру можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки воспитанников и наличия оборудования.

Консультация – работа воспитанников в командах при проектировании, создании, программировании, тестировании и модернизации робототехнического устройства, педагог выполняет роль консультанта и подключается к работе группы по необходимости. Иное название, используемое в педагогической литературе – «Пражский метод». В данной программе полная методика «Пражского метода» реализуется сочетанием трех форм: консультация – микросоревнование – круглый стол. Последовательность работы должна быть следующей:

учебная группа разбивается на подгруппы по 2-3 учащихся. Подгруппа из своего состава выбирает руководителя;

преподавателем определяется срок ее решения;

работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя;

после выработки решения руководители сами или по их назначению подгруппы реализуют решение задачи (проблемы) и проводят пробные испытания;

подгруппа объявляет о своей готовности, преподаватель инициирует переход к микросоревнованию.

Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики.

Круглый стол


 

Методическое обеспечение программы

1 год обучения

Раздел, тема

Используемые формы, методы, педагогические технологии

Дидактический материал Техническое оснащение

 

Природа электрического тока

1. а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);

в) практические методы (упражнения).

2.

а) иллюстративно - объяснительные методы;

б) репродуктивные методы;

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

г) эвристические (частично - поисковые) большая возможность выбора вариантов;

д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

3.

а) индуктивные методы, дедуктивные методы;

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.

4.

а) методы учебной работы под руководством учителя;

б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.

II Методы стимулирования и мотивации деятельности

Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:

познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.

В процессе реализации

программы

используются технологии: проектов,

проблемного обучения, критического мышления.

1. Конструктор ЗНАТОК -3 шт

2. Инструкции по сборке -3 шт

3. Книга для учителя (в электронном виде CD)

4. Компьютер.

5. Интерактивная доска.

6. Проектор.

 

Источники питания. Источники света

 

Имитаторы звуков.

 

Музыкальные звонки.

 

Радиоприемники и вентиляторы.

 

Охранные сигнализации

 

 


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет,

2003.

2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и

сотрудничества. – М.: Просвещение, 2000.

3. Волкова С.И. Конструирование: метод.пособ.– М.: «Просвещение»,

2009.

4. Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электротехнику. – М.:

Просвещение,1984.

5. Горский В.А. Техническое творчество школьников: Пособие для

учителей и руководителей технических кружков.– М.: Просвещение,

1981.

6. Журавлева А.П. Кружок начального технического моделирования:

типовая программа. – М.: Просвещение, 1988.

7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль,

2004.

8. Иванов Б.С. Своими руками. – М.: Просвещение, 1984.

Интернет-ресурсы:

1. Банк интерактивных профессиограмм Электронный ресурс– Форма

доступа: http://prof.labor.ru

2. Все профессиональные психологические тесты Электронный ресурс–

Форма доступа: http://vsetesti.ru

3. Компас – ПРО профориентационный портал (Вологодская область)

Электронный ресурс– Форма доступа: http://viro- profportal.edu.ru

4. Словари и энциклопедии на АкадемикеЭлектронный ресурс– Форма

доступа: http://

Контрольно-измерительные материалы

Проверочная работа № 1

«Общие сведения о деталях конструктора Знаток»

Соотнесите детали конструктора на рисунке с видовой принадлежностью:

Монтажная плата

Провода

Лампа

     


 

А В С


 

Выключатель

Геркон

Кнопочный выключатель

     


 

А В С


 


 


 

Электромотор

Динамик

Батарея

     


 

А В С

Проверочная работа № 2

«Сборка простых схем»

1. Собери схему «Музыкального дверного звонка»

2. Собери схемы и опиши их.

Итоговая работа за год.

1. Собери схему электронной сигнализации, проанализируй её.

2. Собери схему «Звуки звездных войн».

Внеси в схему свои изменения. Проанализируй.

Участие детей в выставках, конкурсах различных уровней.
 

Календарно-учебный граф

Опубликовано в группе «В помощь учителю начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.