Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка»
Управление образования администрации муниципального образования
Кувандыкский городской округ Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников
Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Развивайка»
естественнонаучной направленности
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик программы:
Берникова Светлана Геннадьевна, педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Кувандык, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. | |
I. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | 3 | |
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 | |
| 1.1.1 | Направленность программы | 3 |
| 1.1.2 | Уровень освоения программы | 3 |
| 1.1.3 | Актуальность программы | 3 |
| 1.1.4 | Отличительные особенности программы | 4 |
| 1.1.5 | Адресат программы | 4 |
| 1.1.6 | Объем и срок освоения программы | 4 |
| 1.1.7 | Формы обучения и реализации программы | 4 |
| 1.1.8 | Особенности организации образовательного процесса | 4 |
| 1.1.9 | Состав группы | 4 |
| 1.1.10 | Режим занятий | 5 |
1.2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 5 | |
1.3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 6 | |
| 1.3.1 | Учебный план программы | 6 |
| 1.3.2. | Содержание учебного плана | 6 |
| 1.3.3. | Учебный план 1 года обучения | 7 |
| 1.3.4. | Содержание учебного плана 1 года обучения | 8 |
| 1.3.5. | Учебный план 2 года обучения | 10 |
| 1.3.6. | Содержание учебного плана 2 года обучения | 11 |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 12 | |
II. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 15 | |
2.1 | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 21 | |
2.2 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 23 | |
2.3 | ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ | 23 | |
2.4 | ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 24 | |
2.5 | МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | 24 | |
2.6 | БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 27-28 |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал детей дошкольного возраста растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки к школьному обучению.
Дополнительная общеобразовательная программа «Развивайка» является общеразвивающей, так как ориентирована на успешное развитие интеллектуальных, познавательных способностейдошкольников, адаптацию к школьному обучению. Разработана с учётом современных теорий, технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей 5-7 лет.
1.1.1 Направленность программы
Общеобразовательная программа «Развивайка» имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на подготовку учащихся к школьному обучению. Реализуется в Школе раннего развития «Родничок» на базе МБУДО «ДПШ» г. Кувандыка Оренбургской области. Программа реализуется 9 лет, количество выпускников – 250 человек. Язык реализации программы – русский.
1.1.2 Уровень освоения программы
Уровень освоения программы
1год обучения – общекультурный (стартовый)
2 года обучения - общекультурный (базовый)
1.1.3 Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Нередко дети, поступившие в школу, умеют читать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть из них уже в первые месяцы обучения стоит перед трудностями, а именно не могут решить задачу и объяснить ее решение, обнаруживаются трудности в формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности.
Педагогическая целесообразность характеризуется тем, что занятия по общеобразовательной программе «Развивайка» направлены на развитие умственных способностей учащихся, памяти, сообразительности, наблюдательности, подготовку мышления детей к усвоению математики, формирование мыслительных умений. Занятия готовят ребенка не только к обучению в общеобразовательной школе, но и закладывают основу для развития качеств личности: активность, самоорганизованность, самодисциплина, ответственность, умение находить правильные ответы, тем самым сохранить свою индивидуальность.
1.1.4 Отличительные особенности программы
Отличительными особенностямидополнительной общеразвивающей программы «Развивайка» от имеющихся программ в дополнительном образовании по данному направлению: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Преемственность». Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет под редакцией Федосовой Н.А., Коваленко Е.В. и др. являются:интеграция предметов: математика и логика;
блочное построение содержания программного материала в соответствии с программой Школы раннего развития «Родничок». Содержание программы включает в себя 4 блока («страницы»): «Жёлтая страница», «Белая книга зимы», «Голубая капель», «Зелёная планета».
1.1.5 Адресат программы
Данная общеобразовательная программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет. В первый год обучаются дети 5-6 лет, второй – 6-7 лет. Программа реализуется с учётом возрастных особенностей данной категории детей.
1.1.6 Объем и срок освоения программы
Общеразвивающая программа «Развивайка» рассчитана на 2 года обучения для детей дошкольного возраста.
Программа реализуется в объеме:
1-йгод обучения–36 ч.;
2-й год обучения–36 ч.
1.1.7 Формы обучения и реализации программы
Организация образовательного процесса предполагает очную, очно-заочную форму обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальное и групповое занятия.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляется с постоянным составом обучающихся в группах. В Школу раннего развития «Родничок» принимаются дети по желанию на основании справки, выданной педиатром о возможности ребенка заниматься предусмотренными программой видами деятельности. Начало занятий – 15 сентября, окончание занятий – 25 мая.
1.1.9 Состав группы
Занятия проводятся в группах:
1-й год – 12 человек;
2-й год – 12 человек.
1.1.10 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год:
1-й и 2-й год - 36 часов. Занятия 1 раз в неделю по 1 часу (25 минут).
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией, динамическими паузами.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у дошкольников элементарных математических представлений и основ логического мышления посредством логико-математической игры.
Задачи:
в обучении:
научить решать простые задачи;
закрепить умения ориентироваться в пространственных отношениях;
закрепитьпредставлениеучащихся о свойствах геометрических фигур, умение отличать их и правильно называть;
сформировать навыки правильного пользования шариковой ручкой, простым и цветными карандашами.
в развитии:
способствовать развитию слуховой и зрительной памяти, мелкой моторики рук, грамотной речи;
способствовать формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
содействовать развитию познавательной активности дошкольников;
развивать сообразительность, смекалку, логическое и наглядно-образное мышление;
способствовать успешной адаптации ребенка к новой социальной среде;
способствовать формированию положительной мотивации к обучению.
в воспитании:
воспитывать интерес к предмету математика;
способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям: Здоровье, Добро, Родина, Творчество, Труд;
воспитывать общую культуру дошкольников;
воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;
формировать коммуникативные качества: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, культуру поведения в коллективе.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план программы
| № п/п | Блоки | Стартовый уровень | Базовый уровень | Всего | ||||
1 год | 2 год | ||||||||
теория | практика | всего | теория | практика | всего | ||||
| 1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 2 |
Инвариантная часть | 2 | Жёлтая страница | 1.8 | 7,2 | 9 | 1 | 7 | 8 | 17 |
3 | Белая книга зимы | 2,4 | 10,6 | 13 | 1,4 | 12,6 | 14 | 27 | |
4 | Голубая капель | 1,4 | 6,6 | 8 | 0,4 | 7,6 | 8 | 16 | |
5 | Зелёная планета | - | 4 | 4 | - | 4 | 4 | 8 | |
6 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 2 | |
| | Итого: | 6,3 | 29,7 | 36 | 6,1 | 29,9 | 36 | 72 |
1.3.2 Содержание учебного плана
Вводное занятие
Теория. Введение в образовательную программу «Развивайка». Проведение инструктажа по охране труда, правила поведения на занятиях в объединении, организация рабочего места.
Практика. Игры на знакомство и сплочение коллектива, создание творческой атмосферы.
Жёлтая страница
Теория. Различия и названия пространственных отношений, свойства предметов по величине. Ориентирование на плоскости листа: определение правой и левой стороны, верх, низ, углы, ориентирование в тетради в клетку, работа по образцу.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Выполнение практических заданий.
Белая книга зимы
Теория. Геометрические фигуры и их основные признак, определение в окружающей обстановке предметов, похожих на геометрические фигуры.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Выполнение практических заданий.
Голубая капель
Теория. Сравнение, систематизация предметов, закономерности и правильные умозаключения, образование пар предметов, работа по аналогии, находить предмет, обратный исходному, анализ предметов по общим признакам.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Выполнение практических заданий.
Зелёная планета
Практика. Игры-конкурсы, игры-соревнования, игры-путешествия.
Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов работы за учебный год. Вручение грамот, благодарственных писем учащимся и их родителям.
1.3.3 Учебный план программы (1 год обучения)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Жёлтая страница | 1,8 | 7,2 | 9 |
2.1 | Свойства предметов (форма, величина) | 0,6 | 2,4 | 3 |
2.2 | Сравнение групп предметов по цвету. | 0,2 | 0,8 | 1 |
2.3 | Пространственные отношения: на, над, под. | 0,4 | 1,6 | 2 |
2.4 | Пространственные отношения: слева, справа. | 0,4 | 1,6 | 2 |
2.5 | Пространственные отношения: между, посередине. | 0,2 | 0,8 | 1 |
3 | Белая книга зимы | 2,4 | 10,6 | 13 |
3.1 | Пространственные отношения: выше, ниже, наравне. | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.2 | Измени цвет | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.3 | Измени форму предмета | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.4 | Измени размер предмета | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.5 | Недостающие предметы | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.6 | Увеличение, уменьшение | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.7 | Геометрическая фигура: круг | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.8 | Плоскостная геометрическая фигура: квадрат | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.9 | Плоскостная геометрическая фигура: треугольник | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.10 | Плоскостные геометрические фигуры: прямоугольник, овал, ромб | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.11 | Геометрические фигуры (итоговое занятие) | - | 1 | 1 |
3.12 | Логика (сравнение) | 0,2 | 0,8 | 1 |
3.13 | Логика (систематизация) | 0,2 | 0,8 | 1 |
4 | Голубая капель | 1,4 | 6,6 | 8 |
4.1 | Логика (умозаключения) | 0,2 | 0,8 | 1 |
4.2 | Логика (смысловое соотнесение, аналогии) | 0,2 | 0,8 | 1 |
4.3 | Логика (обобщение, классификация) | 0,2 | 0,8 | 1 |
4.4 | Логика (отрицание) | 0,2 | 0,8 | 1 |
4.5 | Логика (анализ, синтез) | 0,2 | 1,8 | 2 |
4.6 | Графические навыки | 0,4 | 1,6 | 2 |
5 | Зеленая планета | - | 4 | 4 |
5.1 | Турнир любознаек | - | 1 | 1 |
5.2 | В гостях у Загадайкина | - | 1 | 1 |
5.3 | Задания для Незнайки | - | 1 | 1 |
5.4 | Путешествие в страну Почемучек | - | 1 | 1 |
6 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
| Итого: | 6,1 | 29,9 | 36 |
1.3.4 Содержание учебного плана (1 год обучения)
Вводное занятие
Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места.
Практика. Игра-загадка «Чей голос?».
2. Жёлтая книга зимы
Свойства предметов
Теория. Свойства предметов по форме и величине, сравнение предметов.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Угадай-ка!»
Сравнение групп предметов по цвету
Теория. Свойства предметов по цвету, сравнение предметов.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Загадки.
Пространственные отношения: на, над, под
Теория. Пространственные отношения: над, на, под.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Что где растёт?»
Пространственные отношения: слева, справа
Теория. Пространственные отношения: слева, справа.
Практика. Работа по развивающим карточкам
Пространственные отношения: между, посередине
Теория. Пространственные отношения: между, посередине.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Кто где находится?»
3. Белая книга зимы
3.1. Пространственные отношения: выше, ниже, наравне
Теория. Пространственные отношения: выше, ниже, наравне.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.2. Измени цвет
Теория. Цвет предмета.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.3. Измени форму предмета
Теория. Форма предмета.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.4. Измени размер предмета
Теория. Размер предмета.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.5. Недостающие предметы
Теория. Недостающий предмет.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.6. Увеличение, уменьшение
Теория. Увеличение и уменьшение предмета.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.7.Геометрическая фигура: круг
Теория. Признаки геометрической фигуры: круг. Предметы, похожие на круг.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.8. Плоскостная геометрическая фигура: квадрат
Теория. Признаки геометрической фигуры: круг. Предметы, похожие на квадрат.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.9. Плоскостная геометрическая фигура: треугольник
Теория. Признаки геометрической фигуры: треугольник. Предметы, похожие на треугольник.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.10. Плоскостные геометрические фигуры: прямоугольник, овал, ромб
Теория. Признаки геометрических фигур: прямоугольник, овал, ромб. Предметы, похожие на прямоугольник, овал и ромб.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.11. Геометрические фигуры (итоговое занятие)
Практика. Игра «Путешествие Карандаша, Самоделкина и Буратино в страну Геометрию».
3.12. Логика (сравнение)
Теория. Понятие «сравнение».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.13. Логика (систематизация)
Теория. Понятие «систематизация».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4. Голубая капель
4.1. Логика (умозаключения)
Теория. Понятия «закономерность», «умозаключение».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4.2. Логика (смысловое соотнесение, аналогии)
Теория. Пары предметов. Понятия «смысловое соотнесение», «аналогия».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4.3. Логика (обобщение, классификация)
Теория. Понятия «обобщение», «классификация». Группа предметов.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4.4. Логика (отрицание)
Теория. Понятие «предмет, обратный исходному».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4. 5. Логика (анализ, синтез)
Теория. Понятие «общий признак предмета».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4.6. Графические навыки
Теория. Понятия «сторона», «верх», «низ», «угол», «клетка».
Практика. Работа в тетради.
Зеленая планета
Турнир любознаек
Практика. Игра-соревнование «Турнир любознаек».
В гостях у Загадайкина
Практика. Выполнение развивающих заданий. Загадки. Ребусы.
Задания для Незнайки
Практика. Выполнение заданий на смекалку, логическое мышление, внимание.
Путешествие в страну Почемучек
Практика. Выполнение заданий творческого характера.
Итоговое занятие
Подведение итогов за учебный год.
1.3.5. Учебный план программы (2 год обучения)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Жёлтая страница | 1 | 7 | 8 |
2.1 | Количество и счёт | 0,2 | 0,8 | 1 |
2.2 | Ориентирование в пространстве | 0,2 | 0,8 | 1 |
2.3 | Ориентирование на плоскости | 0,2 | 0,8 | 1 |
2.4 | Задания на развитие координации движения руки | 0,2 | 1,8 | 2 |
2.5 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб | 0,2 | 0,8 | 1 |
2.6 | Решение задач геометрического содержания | 0,2 | 1,8 | 2 |
3 | Белая книга зимы | 1,4 | 12,6 | 14 |
3.1 | Логические задачки | 0,2 | 1,8 | 2 |
3.2 | Логика (сравнение) | 0,2 | 1,8 | 2 |
3.3 | Логика (систематизация) | 0,2 | 1,8 | 2 |
3.4 | Логика (умозаключения) | 0,2 | 1,8 | 2 |
3.5 | Логика (смысловое соотнесение) | 0,2 | 1,8 | 2 |
3.6 | Логика (аналогии) | 0,2 | 1,8 | 2 |
3.7 | Логика (обобщение, классификация) | 0,2 | 1,8 | 2 |
4 | Голубая капель | 0,4 | 7,6 | 8 |
4.1 | Логика (анализ, синтез) | 0,2 | 1,8 | 2 |
4.2 | Логика (отрицание) | 0,2 | 1,8 | 2 |
4.3 | Логика (итоговое занятие) | - | 1 | 1 |
4.4 | Путешествие в Сообразилию | - | 1 | 1 |
4.5 | Геометрия вокруг нас | - | 1 | 1 |
4.6 | Конкурс «Весёлые геометры» | - | 1 | 1 |
5 | Зеленая планета | - | 4 | 4 |
5.1 | Турнир юных математиков | - | 1 | 1 |
5.2 | КВН «Хочу всё знать!» | - | 1 | 1 |
5.3 | Путешествие в страну Смекалию | - | 1 | 1 |
5.4 | В сказку за знаниями | - | 1 | 1 |
6 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
| Итого: | 3,3 | 32,7 | 36 |
1.3.6 Содержание учебного плана (2 год обучения)
Вводное занятие
Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места.
Практика. Игры-загадки
Жёлтая страница
Количество и счёт
Теория. Количественный и порядковый счёт.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
Ориентирование в пространстве
Теория. Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже, между, наравне, слева, справа.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
Ориентирование на плоскости
Теория. Понятия «сторона», «верх», «низ», «угол».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
Задания на развитие координации движения руки
Теория. Понятия «клетка», «центр», «сторона», «верх», «низ», «угол».
Практика. Работа в тетради.
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб
Теория. Свойства геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
Решение задач геометрического содержания
Теория. Признаки и отличительные свойства геометрических фигур.
Практика. Работа со счётными палочками и геометрическим материалом.
3. Белая книга зимы
3.1. Логические задачки
Теория. Особенности решения логических задачек.
Практика. Решение задач.
3.2. Логика (сравнение)
Теория. Понятие «сравнение».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.3. Логика (систематизация)
Теория. Понятие «систематизация».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.4. Логика (умозаключения)
Теория. Понятия «закономерность», «умозаключение».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.5. Логика (смысловое соотнесение)
Теория. Понятие «смысловое соотнесение». Пара предметов.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.6. Логика (аналогии)
Теория. Понятие «аналогия».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.7. Логика (обобщение, классификация)
Теория. Понятия «обобщение», «классификация».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4. Голубая капель
4.1. Логика (анализ, синтез)
Теория. Понятия «анализ», «синтез». Общий признак предметов.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4.2. Логика (отрицание)
Теория. Предмет, обратный исходному. Противоположный предмет.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4.3. Логика (итоговое занятие)
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4.4. Путешествие в Сообразилию
Практика. Игра-путешествие. Выполнение творческих заданий.
4.5. Геометрия вокруг нас
Практика. Работа с геометрическим материалом, счётными палочками.
4.6. Конкурс «Весёлые геометры»
Практика. Работа с геометрическим материалом, счётными палочками.
5. Зеленая планета
5.1. Турнир юных математиков
Практика. Игра-соревнование. Выполнение практических заданий.
5.2. КВН «Хочу всё знать!»
Практика. Игра-соревнование. Выполнение логических заданий, заданий повышенной сложности.
5.3. Путешествие в страну Смекалию
Практика. Выполнение заданий на смекалку.
5.4. В сказку за знаниями
Практика. Игра-путешествие «В сказку за знаниями».
Итоговое занятие
Подведение итогов за учебный год.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты освоения данной общеразвивающей программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамику интеллектуального и творческого развития каждого ребёнка.
1 год обучения
| Ожидаемый результат | Метод | Методика |
Предметный результат | - знает правила штриховки и раскрашивания предмета; - умеет определять геометрические фигуры; - умеет ориентироваться в пространстве и времени; - умеет содержать в порядке рабочее место; - знает теоретический программный материал; - умеет анализировать, сравнивать, обобщать предметы; - умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку | Наблюдение Развивающие карточки Опрос Анализ работ Беседа | Выполнение практических заданий |
Метапредметный результат | - знает правила поведения на занятии; - соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения; - умеет слушать педагога и выполнять его задания; - умеет работать по образцу; - может самостоятельно выполнить задание. | Наблюдение Беседа | |
Личностный результат | - проявляет интерес к занятиям; - стремиться к установлению позитивных отношений со сверстниками и педагогом; - участвует в совместной деятельности; - старается доводить начатое дело до конца; - аккуратен при выполнении работы; - испытывает потребность в познании нового; - участвует в совместной деятельности; - легко увлекается творческим делом; - аккуратен при выполнении работы; - старается доводить начатое дело до конца. | Наблюдение Беседа | |
2 год обучения
| Ожидаемый результат | Метод | Методика |
Предметный результат | - знает теоретический программный материал; - знает основные правила написания графического диктанта; - умеет решать задачи в стихах; - умеет решать логические задачи, ребусы | Наблюдение Развивающие карточки Опрос Анализ работ Беседа | Выполнение практических заданий |
Метапредметный результат | - может самостоятельно выполнить задание; - умеет сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. | Наблюдение Беседа | |
Личностный результат | - самостоятелен, проявляет инициативу; - стремиться к творческому саморазвитию; - уважительно относится к окружающей действительности; - доводит начатое дело до конца. | Наблюдение Беседа | |
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
1 год обучения (группы «Росинка», «Травинка»)
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 19 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Вводное занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
2 | Сентябрь | 26 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Свойства предметов (форма, величина) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Октябрь | 3 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Свойства предметов (форма, величина) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
4 | Октябрь | 10 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Свойства предметов (форма, величина) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
5 | Октябрь | 17 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Сравнение групп предметов по цвету | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
6 | Октябрь | 24 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Пространственные отношения: на, над, под | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
7 | Октябрь | 31 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Пространственные отношения: на, над, под | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
8 | Ноябрь | 7 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Пространственные отношения: слева, справа | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
9 | Ноябрь | 14 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Пространственные отношения: слева, справа | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
10 | Ноябрь | 21 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Пространственные отношения: между, посередине | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
11 | Ноябрь | 28 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Пространственные отношения: выше, ниже, наравне | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
12 | Декабрь | 5 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Измени цвет | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
13 | Декабрь | 12 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Измени форму предмета | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
14 | Декабрь | 19 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Измени размер предмета | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
15 | Декабрь | 26 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Недостающие предметы | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
16,17 | Январь | 9 упл. за 02.01.23 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Увеличение, уменьшение. Геометрические фигуры: круг | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
18 | Январь | 16 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Плоскостная геометрическая фигура: квадрат | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
19 | Январь | 23 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Плоскостная геометрическая фигура: треугольник | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
20 | Январь | 30 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Плоскостные геометрические фигуры: прямоугольник и овал, ромб | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
21 | Февраль | 6 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Геометрические фигуры (итоговое занятие) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
22 | Февраль | 13 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (сравнение) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
23 | Февраль | 20 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (систематизация) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
24 | Февраль | 27 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (умозаключения) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
25 | Март | 6 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (смысловое соотнесение, аналогии) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
26 | Март | 13 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (обобщение, классификация) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
27 | Март | 20 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (отрицание) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
28 | Март | 27 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (анализ, синтез) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
29 | Апрель | 3 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (анализ, синтез) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
30 | Апрель | 10 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Графические навыки | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
31 | Апрель | 17 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Графические навыки | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
32,33 | Апрель | 24 упл. за 01.05.23 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Игровое занятие | 1 | Турнир любознаек В гостях у Загадайкина | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
34,35 | Май | 15 упл. за 08.05.23 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Занятие-путешествие | 1 | Задания для Незнайки Путешествие в страну Почемучек | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра Путешествие |
36 | Май | 22 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Игровое занятие | 1 | Итоговое занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
2 год обучения (группы «Лучики», «Солнышко»)
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 20 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Вводное занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
2 | Сентябрь | 27 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Октябрь | 4 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Ориентирование в пространстве | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
4 | Октябрь | 11 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Ориентирование на плоскости | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
5 | Октябрь | 18 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Задания на развитие координации движения руки | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
6 | Октябрь | 25 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Задания на развитие координации движения руки | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
7 | Ноябрь | 1 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
8 | Ноябрь | 8 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Решение задач геометрического содержания | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
9 | Ноябрь | 15 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Решение задач геометрического содержания | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
10 | Ноябрь | 22 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логические задачи | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
11 | Ноябрь | 29 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логические задачи | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
12 | Декабрь | 6 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Задачки в стихах | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
13 | Декабрь | 13 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Задачки в стихах | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
14 | Декабрь | 20 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (сравнение) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
15 | Декабрь | 27 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (сравнение) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
16,17 | Январь | 10 упл. за 03.01.23 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (систематизация) Логика (систематизация) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
18 | Январь | 17 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (умозаключения) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
19 | Январь | 24 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (умозаключения) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
20 | Январь | 31 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (смысловое соотнесение) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
21 | Февраль | 7 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (смысловое соотнесение) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
22 | Февраль | 14 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (аналогии) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
23 | Февраль | 21 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (аналогии) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
24 | Февраль | 28
| 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (обобщение, классификация) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
25 | Март | 7 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (обобщение, классификация) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
26 | Март | 14 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (анализ, синтез) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
27 | Март | 21 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (анализ, синтез) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
28 | Март | 28 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (отрицание) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
29 | Апрель | 4 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (отрицание) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
30 | Апрель | 11 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Учебное занятие | 1 | Логика (итоговое занятие) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
31 | Апрель | 18 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Занятие-путешествие | 1 | Путешествие в Сообразилию | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Путешествие |
32 | Апрель | 25 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Игровое занятие | 1 | Турнир юных математиков | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
33 | Май | 2 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Игровое занятие | 1 | КВН «Хочу всё знать!» | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
34,35 | Май | 16 упл. за 09.05.23 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Занятие-путешествие | 1 | Путешествие в страну Смекалию В сказку за знаниями | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Путешествие |
36 | Май | 23 | 17.15-17.40 17.45-18.10 | Игровое занятие | 1 | Итоговое занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет;
оборудование (столы, стулья) по возрасту и росту детей;
доска;
простой карандаш, шариковая ручка, тетрадь в клетку (2 год обучения), раздаточные карточки, цветные карандаши, счётные палочки;
бумагаА4 (белая);
практические задания по темам.
информационное обеспечение:
- интернет источники:
«Занимательная математика». Задачи в стихах для детей 5–7 лет//http://www.maam.ru/detskijsad/zadachi-v-stihah-dlja-detei-5-7-let.html
Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет//http://eknigi.org/dlja_detej/73228-gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-4-5-let.html
Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет//http://myefe.ru/mybook/product/gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-5-6-let.html
Графические диктанты//http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm
Загадки// http://uznavaka.ru/zagadki/
Задачи в стихах для старших дошкольников//http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-anatolevna-kovaleva/zadachi-v-stihah-dlja-starshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html
Математика//http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika
Математические загадки для дошкольников в стихах // http://www.mamapapa
кадровое обеспечение:
– педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное образование в области дошкольной педагогики и психологии или начального образования или прошедший профессиональную подготовку.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты работы представляются в форме участия в детско-юношеских математических конкурсах, интеллектуальных викторинах различного уровня, диагностики, карты-профиля выпускника Школы раннего развития «Родничок».
Формы аттестации
Для эффективности реализации программы проводится мониторинг знаний, умений, навыков учащихся (сентябрь, январь, май).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, свидетельство (сертификат).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики, дипломы конкурсов, открытое занятие, портфолио.
2.4 Оценочные материалы
Результативность работы по программе отслеживается на протяжении всего процесса обучения:
входная диагностика – проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка в творческое объединение. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств;
текущая диагностика – проводится в середине учебного года. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств к середине учебного года;
итоговая диагностика – проводится в конце учебного года. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.
2.5 Методические материалы
Формы организации образовательного процесса:
- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по учёту знаний, практическое занятие, по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированные занятия;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся: занятие-игра, занятие-викторина, занятие-путешествие, занятие-КВН, занятие-турнир, занятие-конкурс.
Использование нетрадиционных форм проведения занятий является мощным стимулом в обучении, разнообразной и сильной мотивацией. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодарянетрадиционным формам снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Разнообразие в организации занятий - один из способов формирования творческой активности ребенка и педагога, поэтому программой предусматриваются различные игровые формы проведения занятий.
Формы организации учебного занятия:
При организации деятельности учащихся на занятиях программой предусмотрены формы занятий: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Занятия проводятся в игровой форме, так как игра активизирует речевую деятельность, развивает творческие способности, снимает монотонность процесса обучения и помогает преодолеть стеснительность, воспитывает доброжелательность, вызывает чувство удовлетворения.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий.Непременным условием каждого занятия является физкультурная пауза, проводимая в разнообразных, занимательных формах.
Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития ребёнка могут быть игры с пальчиками.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы;
- игровые задания должны постепенно усложняться;
- начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть;
- никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует;
- недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Методы обучения и воспитания:
по внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц;
использование технических средств;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частично-поисковый.
Разнообразие форм применяется в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала используется объяснение, рассказ, показ, демонстрация.
На этапе закрепления изученного материала используется беседа, практическая работа, игра.
На этапе повторения изученного материала – наблюдение, устный контроль.
На этапе проверки полученных знаний – выполнение практического задания.
2.6 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
2. 300 развивающих упражнений 6-7 лет. Дошкольный клуб. РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.
Арифметическая разминка. Учимся решать необычные задачки. Аменицкий Н., Сахаров И., Тромгольт С. Научно-популярное издание. Для семейного чтения - М.: Центрполиграф, 2011.
Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малыша. В. Надеждина. Издательство: АСТ, 2011.
Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. И. Светлова.Издательство: Эксмо, Серия: Большие книги знаний для самых маленьких. 2015.
Весёлая математика для самых маленьких. Соколова Е. И. Академия развития, 2002.
Весёлые часы. Знакомимся с временами года. Земцова О. Н. Издательство: Азбука-Аттикус, 2013.
Весёлый счёт 5-6 лет. Тетрадь для занятий взрослых с детьми. А. Левина, О. Морозова. М.: Олма-Пресс, 2004. Серия: Полный курс подготовки к школе.
Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей. О.Н. Земцова. Издательство:Machaon, Азбука-Аттикус, 2015.
Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.:ВАКО, 2004.
Гусев, В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В. А. Гусев. — М.: Вербум-М: Академия, 2003.
Думай, считай, решай. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2013.
Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В. М.: Ириас, Серия: Учимся, играя, 2006.
Знакомимся с клеточками. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2014.
Играем, считаем, учимся. Математические игры дома и на улице. От 3 до 6 лет. Чарнер К. - СПб: Питер, 2011 г.
Лабиринты. Папка дошкольника. Издательство:Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2012.
Логика. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2014.
Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. Звонкин А. К. М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
Математика для дошкольников. Издательство: Ювента, Серия: Математика для дошкольников, 2015.
Математика для малышей. Пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 4-6 лет. Соколова Е. И. Москва: Атберг, 2007 г.
Нарисуй по образцу. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2011.
Ориентировка в пространстве. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2013.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Развивающие загадки для самых умных малышей./Авт.-сост. В Надеждина. Минск: Харвест,2008.
Развитие внимания и логического мышления (4-6 лет). Е. Бортникова. Издательство: Литур, Серия: Готовимся к школе, 2014.
Учимся считать до 20. Соколова Е. И. Академия развития, 2002.
Учимся считать. Гаврина С. Е. и др. М.: Росмэн-Пресс, 2008. Серия: Умный ребенок. Для старшего дошкольного возраста.
30. Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. Москва, «ВАКО», 2005 г.
31. Цвет, форма, величина. Папка дошкольника. Т. Сиварева, Издательство: ИП Бурдина С. В., 2013.
15