12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Берникова Светлана Геннадьевна2353
Педагогический стаж - 33 года, образование - высшее. Специальность по диплому - учитель начальных классов. Работаю заведующим отделом и педагогом дополнительного образования в МБУДО "ДПШ" г. Кувандыка Оренбургской области".
Россия, Оренбургская обл., г. Кувандык
0

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

методическим советом ДПШ

Протокол № 01от 08.09.2017

УТВЕРЖДАЮ

директор ДПШ

__________ А. И.Хакимова

Приказ № 5 от 08.09.2017

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Развивайка»

 

Тип программы: модифицированная

Возраст детей: 4-7 лет

Срок реализации: 3 года

Разработчик программы: Берникова Светлана Геннадьевна, педагог дополнительного образования

 

 

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1.1. Направленность программы 3

1.2. Новизна программы 3

1.3. Актуальность программы………....................................................................3

1.4. Педагогическая целесообразность программы 4

1.5. Цель и задачи программы 4

1.6. Отличительные особенности программы 4

1.7. Возраст детей 5

1.8. Сроки и этапы реализации программы 5

1.09. Ожидаемые результаты программы 6

1.10. Формы подведения итогов реализации программы 6

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 7

4.1. Первый год обучения 7

4.1.1. Учебно-тематический план 8

4.1.2. Содержание программы 9

4.2. Второй год обучения 14

4.2.1. Учебно-тематический план 12

4.2.2. Содержание программы 13

4.3. Третий год обучения 16

4.3.1. Учебно-тематический план 17

4.3.2. Содержание программы 18

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 20

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки к школьному обучению.

Дополнительная общеобразовательная программа «Развивайка» является общеразвивающей, так как ориентирована на успешное развитие интеллектуальных, познавательных способностей дошкольников, адаптацию к школьному обучению. Разработана с учётом современных теорий, технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей 4-7 лет, основных идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

1.1 Направленность программы

Программа «Развивайка» имеет социально-педагогическую направленность.

1.2. Новизна программы

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционным базовым содержанием в ДОУ учитывались современные подходы к обновлению содержания и методов дошкольного образования с позиции комплексного развития личности ребенка дошкольного возраста. Программа объединяет задачи обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как логика, развитие речи, с окружающим миром, изобразительная дея­тельность и др.

  1. Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Нередко дети, поступившие в школу, умеют читать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть из них уже в первые месяцы обучения стоит перед трудностями, а именно не могут решить задачу и объяснить ее решение, обнаруживаются трудности в формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.  Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности.

  1. Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность характеризуется тем, что занятия по общеобразовательной программе «Развивайка» направлены на развитие умственных способностей учащихся, памяти, сообразительности, наблюдательности, подготовку мышления детей к усвоению математики, формирование мыслительных умений. Занятия готовят ребенка не только к обучению в общеобразовательной школе, но и закладывают основу для развития качеств личности: активность, самоорганизованность, самодисциплина, ответственность, умение находить правильные ответы, тем самым сохранить свою индивидуальность.

1.5. Цель и задачи программы

Цель: формирование у дошкольников элементарных математических представлений и основ логического мышления посредством логико-математической игры.

Задачи:

в обучении:

научить решать простые задачи;

закрепить умения ориентироваться в пространственных и временных отношениях;

закрепить представление учащихся о свойствах геометрических фигур, умение отличать их и правильно называть;

научить писать графические диктанты;

сформировать навыки правильного пользования шариковой ручкой, простым и цветными карандашами.

в развитии:

способствовать развитию слуховой и зрительной памяти, мелкой моторики рук, грамотной речи;

способствовать формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

содействовать развитию познавательной активности дошкольников;

развивать сообразительность, смекалку, логическое и наглядно-образное мышление;

способствовать успешной адаптации ребенка к новой социальной среде;

способствовать формированию положительной мотивации к обучению.

в воспитании:

воспитывать интерес к предмету математика;

способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям: Здоровье, Добро, Родина, Творчество, Труд;

воспитывать общую культуру дошкольников;

воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;

формировать коммуникативные качества: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, культуру поведения в коллективе.

1.6. Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями общеразвивающей программы «Развивайка» от имеющихся программ в дополнительном образовании по данному направлению являются:

интеграция предметов: математика и логика;

блочное построение содержания программного материала в соответствии с программой Школы раннего развития «Родничок». Содержание программы включает в себя 4 блока («страницы»): «Жёлтая страница», «Белая книга зимы», «Голубая капель», «Зелёная планета». Задачи, игры, развивающие карточки подобраны и разработаны в соответствии с сезонными изменениями в природе.

1.7. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Данная общеобразовательная программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет. В первый год обучаются дети 4-5 лет, второй – 5-6 лет, третий – 6-7 лет.

В Школу раннего развития «Родничок» принимаются дети по желанию на основании справки, выданной педиатром о возможности ребенка заниматься предусмотренными программой видами деятельности.

1.8. Сроки и этапы реализации программы

Общеразвивающая программа «Развивайка» рассчитана на 3 года обучения для детей дошкольного возраста.

Программа реализуется в объеме:

1-й и 2-й года обучения – 36 ч.;

3-й год обучения – 72 ч.

1.9. Формы и режим занятий

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальное и групповое занятия.

1-й и 2-й года обучения - занятия 1 раз в неделю по 1 часу (25 минут);

3-й год обучения - занятия 2 раза в неделю по 1 часа (25 минут).

1.10. Ожидаемые результаты программы

Ожидаемые результаты освоения данной общеразвивающей программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамику интеллектуального и творческого развития каждого ребёнка.

 

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Способы определения

Личностные результаты

- проявляет интерес к занятиям;

- стремиться к установлению позитивных отношений со сверстниками и педагогом;

- участвует в совместной деятельности;

- старается доводить начатое дело до конца.

- испытывает потребность в познании нового;

- участвует в совместной деятельности;

- легко увлекается творческим делом;

- аккуратен при выполнении работы;

- старается доводить начатое дело до конца.

- самостоятелен, проявляет инициативу;

- стремиться к творческому саморазвитию;

- уважительно относится к окружающей действительности;

- доводит начатое дело до конца.

Наблюдение

Метапредметные результаты

- знает правила поведения на занятии;

- соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

- умеет слушать педагога и выполнять его задания;

- умеет работать по образцу;

- может самостоятельно выполнить задание.

- может самостоятельно выполнить задание;

- умеет сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

Наблюдение

Предметные результаты

- знает правила штриховки и раскрашивания предмета;

- умеет определять геометрические фигуры;

- умеет ориентироваться в пространстве и времени;

- умеет содержать в порядке рабочее место.

- знает теоретический программный материал;

- умеет анализировать, сравнивать, обобщать предметы;

- умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку.

- знает теоретический программный материал;

- знает основные правила написания графического диктанта;

- умеет решать задачи в стихах;

- умеет решать логические задачи, ребусы.

Наблюдение

Развивающие карточки

Опрос

Анализ работ

  1. Формы подведения итогов реализации программы

Результаты работы представляются в форме участия в детско-юношеских математических конкурсах, интеллектуальных викторинах различного уровня, диагностики, карты-профиля выпускника Школы раннего развития «Родничок».


 

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

 

п/п

Блоки

Год обучения

Итого

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

 
 

1

Вводное занятие

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

3

Инвариантная часть

2

Жёлтая страница

1,8

7,2

9

1,8

7,2

9

2

17

19

37

3

Белая книга зимы

2,6

11,4

14

2,4

10,6

13

3,6

26,4

30

57

4

Голубая капель

1,4

5,6

7

1,4

6,6

8

1

14

15

30

5

Зелёная планета

-

4

4

-

4

4

-

6

6

14

6

Итоговое занятие

-

1

1

-

1

1

-

1

1

3

   

Итого:

теории

практики

6,3

29,7

36

6,1

29,9

36

7,1

64,9

72

144

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Теория. Введение в образовательную программу «Развивайка». Проведение инструктажа по охране труда, правила поведения на занятиях в объединении, организация рабочего места.

Практика. Игры на знакомство и сплочение коллектива, создание творческой атмосферы.

Жёлтая страница

Теория. Различия и названия пространственных отношений, свойства предметов по величине. Ориентирование на плоскости листа: определение правой и левой стороны, верх, низ, углы, ориентирование в тетради в клетку, работа по образцу.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Выполнение практических заданий.

Белая книга зимы

Теория. Представление о временных понятиях. Геометрические фигуры и их основные признак, определение в окружающей обстановке предметов, похожих на геометрические фигуры.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Выполнение практических заданий.

Голубая капель

Теория. Сравнение, систематизация предметов, закономерности и правильные умозаключения, образование пар предметов, работа по аналогии, находить предмет, обратный исходному, анализ предметов по общим признакам. Правила написания графического диктанта.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Выполнение практических заданий.

Зелёная планета

Практика. Игры-конкурсы, игры-соревнования, игры-путешествия.

Итоговое занятие

Практика. Итоговая диагностика с целью выявления уровня знаний, умений и навыков по предмету, личностного развития учащегося. Подведение итогов работы за учебный год. Вручение грамот, благодарственных писем учащимся и их родителям.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

4.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2

Жёлтая страница

1,8

7,2

9

2.1

Величина. Размер

0,2

0,8

1

2.2

Большие и маленькие

0,2

0,8

1

2.3

Величина. Длина

0,2

0,8

1

2.4

Величина. Высота

0,2

0,8

1

2.5

Величина. Ширина

0,2

0,8

1

2.6

Свойства предметов (итоговое занятие)

0,2

0,8

1

2.7

Ориентирование в пространстве: над, на, под, выше, ниже

0,2

0,8

1

2.8

Ориентирование в пространстве: справа-слева, посередине

0,2

0,8

1

2.9

Геометрическая фигура: круг

0,2

0,8

1

3

Белая книга зимы

2,6

11,4

14

3.1

Геометрическая фигура: квадрат

0,2

0,8

1

3.2

Геометрическая фигура: треугольник

0,2

0,8

1

3.3

Геометрическая фигура: прямоугольник

0,2

0,8

1

3.4

Геометрическая фигура: овал

0,2

0,8

1

3.5

Геометрические фигуры (итоговое занятие)

-

1

1

3.6

Число 1

0,2

0,8

1

3.7

Число 2

0,2

0,8

1

3.8

Число 3

0,2

0,8

1

3.9

Число 4

0,2

0,8

1

3.10

Число 5

0,2

0,8

1

3.11

Число 6

0,2

0,8

1

3.12

Число 7

0,2

0,8

1

3.13

Число 8

0,2

0,8

1

3.14

Число 9

0,2

0,8

1

4

Голубая капель

1,4

5,6

7

4.1

Число 10

0,2

0,8

1

4.2

Счёт (количество-число)

0,2

0,8

1

4.3

Счёт (число-количество)

0,2

0,8

1

4.4

Итоговое занятие

0,2

0,8

1

4.5

Конструирование

0,4

1,6

2

4.6

В мире цвета. Цвета радуги

0,2

0,8

1

5

Зеленая планета

-

4

4

5.1

Путешествие по математической стране

-

1

1

5.2

В гостях у Любознатика

-

1

1

5.3

Конкурс загадок

-

1

1

5.4

Весёлые задачки

-

1

1

6

Итоговое занятие

-

1

1

 

Итого:

6,3

29,7

36

Содержание программы

Вводное занятие

Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места.

Практика. Игра «Угадай меня!».

Жёлтая страница

  1. Величина. Размер

Теория. Свойства предметов по величине.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

  1. Большие и маленькие

Теория. Свойства предметов: большой - маленький. Размер предмета.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Два мешочка».

  1. Величина. Длина

Теория. Свойства предметов по величине: длинный – короткий. Длина предмета.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Кто быстрее?»

  1. Величина. Высота

Теория. Свойства предметов по величине: высокий – низкий. Высота предмета.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

2.5. Величина. Ширина

Теория. Свойства предметов: широкий–узкий. Ширина предмета.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Широкий - узкий».

2.6. Свойства предметов (итоговое занятие)

Теория. Свойства предметов: длина, ширина, высота (обобщение)

Практика. Работа по развивающим карточкам.

2.7. Ориентирование в пространстве: над, на, под, выше, ниже

Теория. Пространственные отношения: над, на, под, выше, ниже

Практика. Работа по развивающим карточкам, игра «На, над, под».

2.8 Ориентирование в пространстве: справа-слева, посередине

Теория. Пространственные отношения: справа – слева, посередине

Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Весёлые карандаши».

2.9. Геометрическая фигура: круг

Теория. Предметы, похожие на круг.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Найди круг».

Белая книга зимы

  1. Плоскостная геометрическая фигура: квадрат

Теория. Предметы, похожие на квадрат.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Найди похожее».

  1. Плоскостная геометрическая фигура: треугольник

Теория. Предметы, похожие на треугольник.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Конверты». Работа со счётными палочками.

  1. Геометрическая фигура: прямоугольник

Теория. Предметы, похожие на прямоугольник .

Практика. Работа по развивающим карточкам.

  1. Геометрическая фигура: овал

Теория. Предметы, похожие на овал.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

  1. Геометрические фигуры (итоговое занятие)

Практика. Игра - путешествие «Страна геометрических фигур».

3.6. Число 1

Теория. Число 1. Счёт (количество-число, число-количество).

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.7. Число 2

Теория. Число 2. Счёт (количество-число, число-количество).

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.8. Число 3

Теория. Число 3. Счёт (количество-число, число-количество).

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.9. Число 4

Теория. Число 4. Счёт (количество-число, число-количество).

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.10.Число 5

Теория. Число 5. Счёт (количество-число, число-количество).

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.11 Число 6

Теория. Число 6. Счёт (количество-число, число-количество).

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.12Число 7

Теория. Число 7. Счёт (количество-число, число-количество).

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.13 Число 8

Теория. Число 8. Счёт (количество-число, число-количество).

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.14 Число 9

Теория. Число 9. Счёт (количество-число, число-количество).

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4. Голубая капель

4.1.Число 10

Теория. Число 9. Счёт (количество-число, число-количество).

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4.2 . Счёт (количество-число)

Теория. Соотнесение количества предметов и числа.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4.3. Счёт (число-количество)

Теория. Соотнесение числа и количества предметов.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4.4. Итоговое занятие

Теория. Соотнесение количества и числа, числа и количества (обобщение)

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4.5. Конструирование

Теория. Способы конструирования

Практика. Работа со счётными палочками.

4.6. В мире цвета. Цвета радуги

Теория. Цвета радуги, соотнесение цвета с предметом.

Практика. Работа с разноцветными полосками. Игра «Я найду цвета везде».

5.Зеленая планета

5.1.Путешествие по математической стране.

Практика. Игра «Путешествие по математической стране».

5.2.В гостях у Любознатика.

Практика. Игра-путешествие «В гостях у Любознатика».

5.3. Конкурс загадок.

Практика. Разгадывание загадок по темам.

5.4. Весёлые задачки.

Практика. Решение занимательных, шуточных задачек, задачек в

стихах.

Итоговое занятие

Подведение итогов за учебный год.

4.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2

Жёлтая страница

1,8

7,2

9

2.1

Свойства предметов (форма, величина)

0,6

2,4

3

2.2

Сравнение групп предметов по цвету.

0,2

0,8

1

2.3

Пространственные отношения: на, над, под.

0,4

1,6

2

2.4

Пространственные отношения: слева, справа.

0,4

1,6

2

2.5

Пространственные отношения: между, посередине.

0,2

0,8

1

3

Белая книга зимы

2,4

10,6

13

3.1

Пространственные отношения: выше, ниже, наравне.

0,2

0,8

1

3.2

Измени цвет

0,2

0,8

1

3.3

Измени форму предмета

0,2

0,8

1

3.4

Измени размер предмета

0,2

0,8

1

3.5

Недостающие предметы

0,2

0,8

1

3.6

Увеличение, уменьшение

0,2

0,8

1

3.7

Геометрическая фигура: круг

0,2

0,8

1

3.8

Плоскостная геометрическая фигура: квадрат

0,2

0,8

1

3.9

Плоскостная геометрическая фигура: треугольник

0,2

0,8

1

3.10

Плоскостные геометрические фигуры: прямоугольник, овал, ромб

0,2

0,8

1

3.11

Геометрические фигуры (итоговое занятие)

-

1

1

3.12

Логика (сравнение)

0,2

0,8

1

3.13

Логика (систематизация)

0,2

0,8

1

4

Голубая капель

1,4

6,6

8

4.1

Логика (умозаключения)

0,2

0,8

1

4.2

Логика (смысловое соотнесение, аналогии)

0,2

0,8

1

4.3

Логика (обобщение, классификация)

0,2

0,8

1

4.4

Логика (отрицание)

0,2

0,8

1

4.5

Логика (анализ, синтез)

0,2

1,8

2

4.6

Графические навыки

0,4

1,6

2

5

Зеленая планета

-

4

4

5.1

Турнир любознаек

-

1

1

5.2

В гостях у Загадайкина

-

1

1

5.3

Задания для Незнайки

-

1

1

5.4

Путешествие в страну Почемучек

-

1

1

6

Итоговое занятие

-

1

1

 

Итого:

6,1

29,9

36

Содержание программы

Вводное занятие

Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места.

Практика. Игра-загадка «Чей голос?».

2. Жёлтая книга зимы

  1. Свойства предметов

Теория. Свойства предметов по форме и величине, сравнение предметов.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Угадай-ка!»

  1. Сравнение групп предметов по цвету

Теория. Свойства предметов по цвету, сравнение предметов.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Загадки.

  1. Пространственные отношения: на, над, под

Теория. Пространственные отношения: над, на, под.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Что где растёт?»

  1. Пространственные отношения: слева, справа

Теория. Пространственные отношения: слева, справа.

Практика. Работа по развивающим карточкам

  1. Пространственные отношения: между, посередине

Теория. Пространственные отношения: между, посередине.

Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Кто где находится?»

3.Белая книга зимы

3.1.Пространственные отношения: выше, ниже, наравне

Теория. Пространственные отношения: выше, ниже, наравне.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.2. Измени цвет

Теория. Цвет предмета.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.3.Измени форму предмета

Теория. Форма предмета.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.4. Измени размер предмета

Теория. Размер предмета.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.5.Недостающие предметы

Теория. Недостающий предмет.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.6. Увеличение, умешьшение

Теория. Увеличение и уменьшение предмета.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.7.Геометрическая фигура: круг

Теория. Признаки геометрической фигуры: круг. Предметы, похожие на круг.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.8. Плоскостная геометрическая фигура: квадрат

Теория. Признаки геометрической фигуры: круг. Предметы, похожие на квадрат.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.9.Плоскостная геометрическая фигура: треугольник

Теория. Признаки геометрической фигуры: треугольник. Предметы, похожие на треугольник.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.10.Плоскостные геометрические фигуры: прямоугольник, овал, ромб

Теория. Признаки геометрических фигур: прямоугольник, овал, ромб. Предметы, похожие на прямоугольник, овал и ромб.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.11 .Геометрические фигуры (итоговое занятие)

Практика. Игра «Путешествие Карандаша, Самоделкина и Буратино в страну Геометрию».

3.12.Логика (сравнение)

Теория. Понятие «сравнение».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.13.Логика (систематизация)

Теория. Понятие «систематизация».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4.Голубая капель

4.1. Логика (умозаключения)

Теория. Понятия «закономерность», «умозаключение».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4.2. Логика (смысловое соотнесение, аналогии)

Теория. Пары предметов. Понятия «смысловое соотнесение», «аналогия».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4.3.Логика (обобщение, классификация)

Теория. Понятия «обобщение», «классификация». Группа предметов.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4.4. Логика (отрицание)

Теория. Понятие «предмет, обратный исходному».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4. 5.Логика (анализ, синтез)

Теория. Понятие «общий признак предмета».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

4.6.Графические навыки

Теория. Понятия «сторона», «верх», «низ», «угол», «клетка».

Практика. Работа в тетради.

Зеленая планета

  1. Турнир любознаек

Практика. Игра-соревнование «Турнир любознаек».

  1. В гостях у Загадайкина

Практика. Выполнение развивающих заданий. Загадки. Ребусы.

  1. Задания для Незнайки

Практика. Выполнение заданий на смекалку, логическое мышление, внимание.

  1. Путешествие в страну Почемучек

Практика. Выполнение заданий творческого характера.

Итоговое занятие

Подведение итогов за учебный год.

4.3. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

0,5

0,5

1

2

Жёлтая страница

2

17

19

2.1

Количество и счёт

0,2

0,8

1

2.2

Ориентирование в пространстве

0,2

1,8

2

2.3

Ориентирование на плоскости

0,2

1,8

2

2.4

Задания на развитие координации движения руки

0,2

1,8

2

2.5

Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб

0,2

1,8

2

2.6

Геометрические понятия: точка, отрезок, прямая линия, кривая линия

0,2

1,8

2

2.7

Решение задач геометрического содержания

0,2

1,8

2

2.8

Логические задачки

0,2

1,8

2

2.9

Задачки в стихах

0,2

1,8

2

2.10

Логика (сравнение)

0,2

1,8

2

3

Белая книга зимы

3,6

26,4

30

3.1

Логика (систематизация)

0,2

1,8

2

3.2

Логика (умозаключения)

0,2

1,8

2

3.3

Логика (смысловое соотнесение)

0,2

1,8

2

3.4

Логика (аналогии)

0,2

1,8

2

3.5

Логика (обобщение, классификация)

0,2

1,8

2

3.6

Логика (анализ, синтез)

0,2

1,8

2

3.7

Логика (отрицание)

0,2

1,8

2

3.8

Логика (итоговое занятие)

-

1

1

3.9

Зайчик. Графический диктант. Диктант с усложнением

0,2

1,8

2

3.10

Ракета. Графический диктант

0,2

0,8

1

3.11

Автомобиль. Графический диктант

0,2

0,8

1

3.12

Лиса. Два способа графического диктанта

0,2

1,8

2

3.13

Белка. Два способа графического диктанта

0,2

1,8

2

3.14

Слон. Два способа графического диктанта

0,2

1,8

2

3.15

Ёжик. Графический диктант

0,2

0,8

1

3.16

Рыбки. Графический диктант

0,2

0,8

1

3.17

Лягушка. Два способа графического диктанта

0,2

0,8

1

3.18

Ключ. Графический диктант

0,2

0,8

1

3.19

Волк. Графический диктант

0,2

0,8

1

4

Голубая капель

1

14

15

4.1

Бытовые приборы. Графический диктант

0,2

0,8

1

4.2

Черепаха. Два способа графического диктанта

0,2

1,8

2

4.3

Кенгуру. Графический диктант

0,2

0,8

1

4.4

Олень. Графический диктант с усложнением

0,2

0,8

1

4.5

Груша. Графический диктант

0,2

0,8

1

4.6

Клуб весёлых математиков (КВМ)

-

1

1

4.7

Путешествие в Сообразилию

-

1

1

4.8

Геометрия вокруг нас

-

1

1

4.9

Конкурс «Весёлые геометры»

-

1

1

4.10

Турнир юных математиков

-

1

1

4.11

Конкурс «Думай, смекай, отгадывай!»

-

1

1

4.12

Конкурс «Самый умный»

-

1

1

4.13

Конкурс «Смекалка»

-

1

1

4.14

КВН «Хочу всё знать!»

-

1

1

5

Зеленая планета

-

6

6

5.1

Путешествие в страну Смекалию

-

1

1

5.2

Математический лабиринт

-

1

1

5.3

В сказку за знаниями

-

1

1

5.4

КВН «Что? Где? Когда?»

-

1

1

5.5

В стране ребусов

-

1

1

5.6

В гостях у Знайки

-

1

1

6

Итоговое занятие

-

1

1

 

Итого:

7,1

64,9

72

4.3.2. Содержание программы

Вводное занятие

Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места.

Практика. Игра-загадка «Чей голос?»

Жёлтая страница

  1. Количество и счёт

Теория. Количественный и порядковый счёт.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

  1. Ориентирование в пространстве

Теория. Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже, между, наравне, слева, справа.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

  1. Ориентирование на плоскости

Теория. Понятия «сторона», «верх», «низ», «угол».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

  1. Задания на развитие координации движения руки

Теория. Понятия «клетка», «центр», «сторона», «верх», «низ», «угол».

Практика. Работа в тетради.

  1. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб

Теория. Свойства геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

  1. Геометрические понятия: точка, отрезок, прямая линия, кривая линия

Теория. Понятия «точка», «отрезок», «прямая линия», «кривая линия».

Практика. Работа в тетради.

  1. Решение задач геометрического содержания

Теория. Признаки и отличительные свойства геометрических фигур.

Практика. Работа со счётными палочками и геометрическим материалом.

  1. Логические задачки

Теория. Особенности решения логических задачек.

Практика. Решение задач.

  1. Задачки в стихах

Теория. Особенности решения задачек в стихотворной форме.

Практика. Решение задач.

  1. Логика (сравнение)

Теория. Понятие «сравнение».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.Белая книга зимы

3.1.Логика (систематизация)

Теория. Понятие «систематизация».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.2. Логика (умозаключения)

Теория. Понятия «закономерность», «умозаключение».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.3.Логика (смысловое соотнесение)

Теория. Понятие «смысловое соотнесение». Пара предметов.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.4.Логика (аналогии)

Теория. Понятие «аналогия».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.5.Логика (обобщение, классификация)

Теория. Понятия «обобщение», «классификация».

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.6.Логика (анализ, синтез)

Теория. Понятия «анализ», «синтез». Общий признак предметов.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.7.Логика (отрицание)

Теория. Предмет, обратный исходному. Противоположный предмет.

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.8.Логика (итоговое занятие)

Практика. Работа по развивающим карточкам.

3.9.Зайчик. Графический диктант. Диктант с усложнением

Теория. Правила написания графического диктанта. Особенности написания диктанта с усложнением.

Практика. Графический диктант «Зайчик».

3.10.Ракета. Графический диктант

Теория. Правила написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Ракета».

3.11.Автомобиль. Графический диктант

Теория. Правила написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Автомобиль».

3.12.Лиса. Два способа графического диктанта

Теория. Способы написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Лиса».

3.13.Белка. Два способа графического диктанта

Теория. Способы написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Белка».

3.14.Слон. Два способа графического диктанта

Теория. Способы написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Слон».

3.15.Ёжик. Графический диктант

Теория. Правила написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Ёжик».

3.16.Рыбки. Графический диктант

Теория. Правила написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Рыбки».

3.17.Лягушка. Два способа графического диктанта

Теория. Способы написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Лягушка».

3.18.Ключ. Графический диктант

Теория. Особенности написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Ключ».

3.19.Волк. Графический диктант

Теория. Особенности написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Волк».

4.Голубая капель

4.1.Бытовые приборы. Графический диктант

Теория. Правила написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Бытовые приборы».

4.2.Черепаха. Два способа графического диктанта

Теория. Особенности написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Черепаха».

4.3.Кенгуру. Графический диктант

Теория. Особенности написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Кенгуру».

4.4.Олень. Графический диктант с усложнением

Теория. Особенности написания диктанта с усложнением.

Практика. Графический диктант «Олень».

4.5.Груша. Графический диктант

Теория. Правила написания графического диктанта.

Практика. Графический диктант «Груша».

4.6.Клуб весёлых математиков (КВМ)

Практика. Выполнение развивающих заданий.

4.7.Путешествие в Сообразилию

Практика. Игра-путешествие. Выполнение творческих заданий.

4.8.Геометрия вокруг нас

Практика. Работа с геометрическим материалом, счётными палочками.

4.9.Конкурс «Весёлые геометры»

Практика .Работа с геометрическим материалом, счётными палочками.

4.10.Турнир юных математиков

Практика. Игра-соревнование. Выполнение практических заданий.

4.11.Конкурс «Думай, смекай, отгадывай!»

Практика. Игра-конкурс. Выполнение развивающих заданий.

4.12.Конкурс «Самый умный»

Практика. Игра-соревнование. Выполнение логических и развивающих

заданий

4.13.Конкурс «Смекалка»

Практика. Решение логических задач.

4.14.КВН «Хочу всё знать!»

Практика. Игра-соревнование. Выполнение логических заданий, заданий повышенной сложности.

5.Зеленая планета

5.1.Путешествие в страну Смекалию

Практика. Выполнение заданий на смекалку.

5.2.Математический лабиринт

Практика. Выполнение заданий на смекалку, решение задач.

5.3.В сказку за знаниями

Практика. Игра-путешествие «В сказку за знаниями».

5.4.КВН «Что? Где? Когда?»

Практика. Игра-соревнование. Выполнение логических заданий, заданий повышенной сложности.

5.5.В стране ребусов

Практика. Решение ребусов, головоломок.

5.6.В гостях у Знайки

Практика. Выполнение развивающих заданий.

Итоговое занятие

Подведение итогов за учебный год.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При организации деятельности учащихся на занятиях программой предусмотрены формы занятий: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Использование инновационных форм занятий является мощным стимулом в обучении, разнообразной и сильной мотивацией. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодаря инновационным формам снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Разнообразие в организации занятий - один из способов формирования творческой активности ребенка и педагога, поэтому программой предусматриваются различные игровые формы проведения занятий: занятие-соревнование, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-КВН, занятие-сказка.

Занятия проводятся в игровой форме, так как игра активизирует речевую деятельность, развивает творческие способности, снимает монотонность процесса обучения и помогает преодолеть стеснительность, воспитывает доброжелательность, вызывает чувство удовлетворения.

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий. Непременным условием каждого занятия является физкультурная пауза, проводимая в разнообразных, занимательных формах.

Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития ребёнка могут быть игры с пальчиками.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие рекомендации:

отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы;

игровые задания должны постепенно усложняться;

начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть;

никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует;

недопустимо переутомление ребёнка в игре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов

300 развивающих упражнений 6-7 лет. Дошкольный клуб. РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.

Арифметическая разминка. Учимся решать необычные задачки. Аменицкий Н., Сахаров И., Тромгольт С. Научно-популярное издание. Для семейного чтения - М.: Центрполиграф, 2011.

Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малыша. В. Надеждина.Издательство: АСТ, 2011.

Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша.И. Светлова.Издательство: Эксмо, Серия: Большие книги знаний для самых маленьких. 2015.

Весёлая математика для самых маленьких. Соколова Е. И. Академия развития, 2002.

Весёлые часы. Знакомимся с временами года. Земцова О. Н. Издательство: Азбука-Аттикус, 2013.

Весёлый счёт 5-6 лет. Тетрадь для занятий взрослых с детьми. А. Левина, О. Морозова. М.: Олма-Пресс, 2004. Серия: Полный курс подготовки к школе.

Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей. О.Н. Земцова. Издательство:Machaon, Азбука-Аттикус, 2015.

Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.:ВАКО, 2004.

Гусев, В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В. А. Гусев. — М.: Вербум-М: Академия, 2003.

Думай, считай, решай.Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2013.

Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В. М.: Ириас, Серия: Учимся, играя, 2006.

Знакомимся с клеточками. Папка дошкольника. Издательство:Весна-Дизайн:ИП Бурдина С. В., 2014.

И учёба, и игра: математика. Тарабрина Т. И., Елкина Н. В., Академия развития, 2000.

Играем, считаем, учимся. Математические игры дома и на улице. От 3 до 6 лет. Чарнер К. - СПб: Питер, 2011 г.

Лабиринты. Папка дошкольника. Издательство:Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2012.

Логика. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2014.

Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. Звонкин А. К. М.: МЦНМО, МИОО, 2006.

Математика для дошкольников. Издательство: Ювента, Серия: Математика для дошкольников, 2015.

Математика для малышей. Пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 4-6 лет. Соколова Е. И. Москва: Атберг, 2007 г.

Нарисуй по образцу. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2011.

Ориентировка в пространстве. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2013.

Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Развивающие загадки для самых умных малышей./Авт.-сост. В Надеждина. Минск: Харвест,2008.

Развитие внимания и логического мышления (4-6 лет). Е. Бортникова. Издательство: Литур, Серия: Готовимся к школе, 2014.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций дополнительного образования детей (Сан ПиН 2.4.4.3172-14)

Учимся считать до 20. Соколова Е. И. Академия развития, 2002.

Учимся считать. Гаврина С. Е. и др. М.: Росмэн-Пресс, 2008. Серия: Умный ребенок. Для старшего дошкольного возраста.

Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. Москва, «ВАКО», 2005 г.

Цвет, форма, величина. Папка дошкольника. Т. Сиварева Издательство: ИП Бурдина С. В., 2013.

Для родителей и детей

«Занимательная математика». Задачи в стихах для детей 5–7 лет // http://www.maam.ru/detskijsad/zadachi-v-stihah-dlja-detei-5-7-let.html

Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет // http://eknigi.org/dlja_detej/73228-gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-4-5-let.html

Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет // http://myefe.ru/mybook/product/gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-5-6-let.html

Графические диктанты // http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm

Загадки // http://uznavaka.ru/zagadki /

Задачи в стихах для старших дошкольников // http://ped- kopilka.ru/blogs/elena-anatolevna-kovaleva/zadachi-v-stihah-dlja-starshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html

Математика // http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika

Математические загадки для дошкольников в стихах // http://www.mamapapa -

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.