Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
Управление образования города Ростова-на-Дону
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма
и экскурсий (юных туристов)»
«РАССМОТРЕНА» | «УТВЕРЖДЕНА» |
на Методическом совете | Директор МБУ ДО ЦДЮТур |
МБУ ДО ЦДЮТур | ______________ В.И. Колесник |
Протокол № __ от __.__.2021 г. | Приказ № _____ от __________ |
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный краевед»
Срок реализации: 1 месяц
Возрастная категория детей – 7 – 9 лет
Составитель:
педагог-организатор
Боярских Н.Н.
г. Ростов-на-Дону
2021 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название ДОП | «Юный краевед» |
Сведения об авторе: | ФИО: Боярских Н.Н. |
Место работы: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» | |
Адрес ОУ: 344019, Ростов-на-Дону, ул. Каяни, 14 | |
Телефон служебный: 8(863) 251-42-10 | |
Должность: педагог-организатор | |
Нормативно-правовая база: | - Конвенция о правах ребенка; - Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий” |
Год разработки, корректировки | 2021 г. |
Структура программы | Титульный лист Паспорт программы Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Планируемые результаты освоения программы Условия реализации программы |
Направленность | туристско-краеведческая |
Направление | развитие способностей и личностных качеств ребенка, получение базовых знаний о Ростовской области и народах, ее населяющих |
Возраст учащихся | дети 7 – 9 лет |
Срок реализации | 1 месяц |
Этапы реализации | 24 ч (3 раза в неделю по 2 академических часа). |
Вид программы | модифицированная |
Актуальность | Изучение с ранних лет культуры, истории, традиций родной земли выработают у детей уважение, привязанность, интерес к малой Родине. Изучение и приобщение к культуре народов, населяющих Донской край поможет установить взаимопонимание и уважение к людям других культур. Получение дополнительной информации расширит кругозор школьника, а интересная подача материала и побуждение к творчеству пробудят любознательность и стремление к самореализации |
Цель | Создание благоприятных условий для полноценного развития младших школьников, сохранения и поддержания психологического здоровья, формирование у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм и среды Донского края, толерантности к представителям других национальностей. |
Задачи: | - формирование основ базовой культуры личности ребенка; - всестороннее развитие психических и физических качеств личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; - подготовка к жизни в современном обществе; - создание условий для восприятия информации; - знакомство с обычаями, традициями Донского края, бытом, историей этнических групп Дона; - изучение богатств и истории Родной земли; - создание условий для творческого выражения детьми своих впечатлений в различных видах художественно-эстетической деятельности; - обеспечение безопасности жизнедеятельности детей. |
Ожидаемые результаты: | - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам; - понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; - ребенок проявляет любознательность; склонен наблюдать, экспериментировать; - развитие у учащихся интереса к культуре, богатствам и проблемам родного края, воспитание патриотических чувств; - ребенок обладает базовыми знаниями о Донском крае. |
Формы занятий | Очные занятия. Занятия проводятся на свежем воздухе. |
Режим занятий | 6 часов в неделю |
Формы подведения итогов реализации | педагогическое наблюдение, беседы с детьми, открытый урок «Я люблю мой край Донской» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Юный краевед» относится к туристско-краеведческой направленности.
Актуальность программы. Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала, развитии творческих способностей. На юге России ребенок развивается в неоднородной культурной среде, этническая группа позволяет ему выделить свое «Я» и идентифицироваться в этнической общности. Дети учатся видеть мир глазами разных людей. Воспитание уважения к своим корням, культуре, позволит ребенку уважительно относиться к культуре других народов. Содержательной направленностью образования в этих условиях является вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую. Изучение с ранних лет культуры, истории, традиций родной земли выработают у детей уважение, привязанность, интерес к малой Родине. Изучение и приобщение к культуре народов, населяющих Донской край поможет установить взаимопонимание и уважение к людям других культур. Получение дополнительной информации расширит кругозор школьника, а интересная подача материала и побуждение к творчеству пробудят любознательность и стремление к самореализации.
Педагогическая целесообразность программы. Важная роль в современном образовательном обществе отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Цель дополнительной общеобразовательной программы – создание благоприятных условий для полноценного развития младших школьников, сохранения и поддержания психологического здоровья, формирование у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм и среды Донского края, толерантности к представителям других национальностей.
Задачи:
- формирование основ базовой культуры личности ребенка;
- всестороннее развитие психических и физических качеств личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе;
- создание условий для восприятия информации;
- знакомство с обычаями, традициями Донского края, бытом, историей этнических групп Дона;
- изучение богатств и истории Родной земли;
- создание условий для творческого выражения детьми своих впечатлений в различных видах художественно-эстетической деятельности;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 7 – 9 лет.
Объем программы. Программа рассчитана на 1 месяц обучения, 24 академических часа, 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Формы организации образовательного процесса: Обучение очное, групповое, 15 человек в группе, проходит, в основном, в игровой форме, а также в форме бесед, тематических и практических занятий, занятий на свежем воздухе.
Ожидаемый результат:
По завершению программы:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- ребенок проявляет любознательность; склонен наблюдать, экспериментировать;
- развитие у учащихся интереса к культуре, богатствам и проблемам родного края, воспитание патриотических чувств;
- ребенок обладает базовыми знаниями о Донском крае.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | | |
2 | Природные богатства Ростовской области | 4 | 2 | 2 | | |
3 | История Ростовской области | 4 | 3 | 1 | | |
4 | История Ростова-на-Дону | 4 | 3 | 1 | | |
5 | Донские казаки: история и культура | 4 | 3 | 1 | | |
6 | Этнографическое разнообразие донского края, национальные диаспоры Дона: история и культура | 4 | 3 | 1 | | |
7 | Уроки толерантности | 2 | 1 | 1 | |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Вводное занятие
Теория: Ознакомительная беседа, вводный инструктаж по технике безопасности, правила поведения на занятиях.
Практика: вводная диагностика, игры «Змейка», «Давай знакомиться».
2. Природные богатства Ростовской области
Теория: Изучение природных и исторических особенностей является подготовительным этапом к изучению этнического многообразия донской земли. Эта глава посвящена географическому положению области, климату, флоре, полезным ископаемым и другим особенностям, на основании которых формируются особенности не только природы, но и культуры Донского края. Также будут затронуты некоторые экологические проблемы, что поможет развить в детях уважение и бережное отношение к природе. Знание богатств нашей земли даст детям еще один повод для гордости и уважения. Дети узнают о влиянии водных ресурсов на формирование быта и культуры донских народов. В Ростовской области есть несколько заповедников и заказников на территории которых обитают редкие виды животных и птиц, также есть ландшафты, которые уже сами по себе являются памятниками. Все это будет интересно узнать юным исследователям.
Практика: составление коллажа «Любимое время года», изготовление рисунков для выставки «Донская степь», игра «Угадай по описанию».
3. История Ростовской области
Теория: В этом разделе учащиеся узнают об истории Ростовской области с древнейших времен. Таинственный и интересный мир кочевых народов древности раскроется перед детьми. Греческая культура заложила основы современной европейской культуры, поэтому изучение этапа греческой колонизации не только интересно, но и необходимо. Походы Петра I окончательно присоединили территорию Ростовской области к России. Основание Темерницкой таможни. Переселение армян на Дон. Ростовская область в годы великой Отечественной войны и период восстановления. Современная Ростовская область.
Практика: спортивно-исторический квест «Знатоки истории».
4. История Ростова-на-Дону
Теория: Основание Темерницкой таможни и крепости Дмитрия Ростовского как истоки Ростова-на-Дону, с этого момента начинается история нашего города. Основание города Нор-Нахичеван навсегда изменило облик нашего города, его культуру и этническую составляющую нашего края. Учащиеся узнают историю родного города, о его расцветах и трудных временах. Интерес к судьбе родного города, выработанный на этом этапе поможет детям в дальнейшем интересоваться его современными проблемами и развитием, сделает их сознательными гражданами, заботящимися о своей Родине. Архитектура родного города: мы каждый день проходим мимо сотен зданий, даже не поворачивая головы, но среди них много таких, чья история и культурное значение велики и интересны. Этот раздел не только даст учащимся представление об архитектуре родного города, но и выработает у них интерес к изучению эстетики и особенностей архитектуры. Изучение архитектуры как одного из видов искусств будут развивать у школьников художественный вкус, стремление к художественно-эстетической деятельности. Раздел «Достопримечательности Ростова» объединит две предыдущие части, расскажет о том, как история города отображается в его современном облике. Дети узнают о памятных местах города, театрах, музеях, о памятниках и многом другом, о том, что не только привлекает в столицу Донского края туристов, но и заставляет горожан гордиться Ростовом, не забывать его историю.
Практика: командная игра на составление и разгадывание кроссвордов на тему «Ростов-на-Дону».
5. Донские казаки: история и культура
Теория: В этой главе будут освещены различные теории возникновения казачества, история Донских казаков от возникновения до советского периода и ее спорные моменты, заслуги казачества перед нашей страной. Эта глава расскажет детям о различных гранях казачьей культуры, таких как казачий быт, обычаи, обряды, традиционное искусство, воспитание детей в семье казака, игрушки на казачьем Дону и т.д. Особенно интересными для изучения будет темы игрушек и воспитания, т. к. эти темы наиболее близки младшим школьникам. Все это даст детям возможность составить свое мнение о казаках, как коренной народности нашего края.
Практика: реконструкция казачьих игр, чтение «Сказок Тихого Дона» П.В. Лебеденко.
6. Этнографическое разнообразие донского края, национальные диаспоры Дона: история и культура
Теория: эта глава представляет краткий обзор различных народностей, населяющих Донской край. Обучающиеся узнают о современном положении национальных диаспор, что должно развить их интерес к чужим культурам, изучат культуру, историю, быт, и др. различных народностей, населяющих донские земли. Знания, полученные на предыдущих уроках, позволят учащимся понять те или иные особенности в культуре и традициях национальных диаспор, проявившиеся после переселения в наш край.
В этом разделе будут рассмотрены этнические группы, зарегистрированные в Комитете по межнациональным вопросам, религии и казачеству, такие как армяне, греки, корейцы, белорусы, немцы и т.д. Дети узнают о том, как эти группы появились на Дону, как взаимодействовали друг с другом на протяжении веков и в наше время. Задача преподавателя заключается в том, чтобы показать все достижения и положительные стороны различных культур, развить в детях интерес к изучению не только родной культуры, но и тех культур, с носителями которых они будут сталкиваться, живя на своей малой Родине. Уроки данного раздела также должны помочь детям развить толерантность к представителям других культур, дать представление о равенстве различных народов.
Практика: коллективное составление коллажа «Дон - многонациональный», рисунок на тему «Национальный костюм».
7. Уроки толерантности
Теория: введение понятий толерантность, признание, принятие, понимание, уважение, самоуважение. Качества толерантного человека.
Практика: упражнение «Все мы разные», игра «Это здорово!», игра «Вспомнить все».
Итоговые мероприятия: выставка рисунков «Донская степь», экскурсия в музей под открытым небом Танаис, итоговая диагностика, родительское собрание, включающее анализ изменений в развитии детей с использованием сравнения результатов вводной и итоговой диагностики.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный краевед» необходимо наличие летней веранды или ровной площадки, оборудованной необходимым количеством столов и стульев, кабинета (на случай осадков), соответствующей требованиям СанПин, оборудованного необходимым количеством столов и стульев, планшета/ноутбука, наглядных пособий, раздаточных материалов, канцтоваров, журнала учета работы объединения.
Информационное обеспечение.
Выход в интернет (доступ к цифровым образовательным ресурсам), видео- и аудио-учебные пособия, наглядные материалы, методическая и учебная продукция.
Оценочные материалы.
Тесты, викторины, практические задания, диагностические карты, онлайн викторины, конкурсы и др.
Методические материалы.
Успешное выполнение дополнительной образовательной программы «Юный краевед» обеспечивается использованием в образовательном процессе средств наглядного обучения, применением педагогических технологий и методических приемов, способствующих активному усвоению знаний и самореализации творческих способностей учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Историко-этнографическая:
1. Г. Астапенко Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. Ростов-на-Дону, 2002 г.
2. М. П. Астапенко История донского казачества. Ростов-на-Дону, 2004 г.
3. М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская Природа и история родного края. Ростов-на-Дону, 2006 г.
4. О. Г. Веряскина История Донского края (с древнейших времен до конца XVI в.) Ростов-на-Дону, 2004 г.
5. С. А. Кислицын, И. Г. Кислицына История Донского края (XX в.) Ростов-на-Дону, 2004 г.
6. В. А. Миноранский Животный мир Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2002 г.
7. Н. В. Самарина, О. Г. Витюк История Донского края (XVII – XIX вв.) Ростов-на-Дону, 2004 г.
8. Народы Дона. Ростов-на-Дону, 2005 г.
9. Е. П. Савельев Древняя история казачества. М., 2010 г.
Педагогическая:
1. Ю. П. Азаров Искусство воспитывать. Книга для учителя. М., 1985 г.
2. П. П. Блонский Психология младшего школьника. М., 1997 г.
3. Л. И. Божович Проблемы формирования личности. Воронеж, 2001 г.
4. Н. И. Болдырев Методика воспитательной работы в школе. М., 1981 г.
5. Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова Методика преподавания истории в школе. М., 1999 г.
6. А. Н. Джуринский Концепции и реалии мультикультурного воспитания. М., 2008 г.
7. В. И. Максакова Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. М., 2006 г.
8. И. А. Самарина Основы туристско-экологической деятельности учащихся. М., 2007 г.
9. Г. Д. Шкалупина Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на-Дону, 2005 г.
10. Воспитание патриотизма через личное отношение к истории: методические рекомендации для классных руководителей. Ред. В. Луковицкий. М., 2008 г.
11. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Ред. И. В. Душина. М., 2007 г.
12. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания.// Педагогика, 1995, №4.