Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности (8–11 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКИЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Рекомендована |
УТВЕРЖДАЮ |
педагогическим советом от 29.08.19 г. Протокол № 1 |
И.о.директора МБУ ДО Орловского ДДТ_______________Н.Н. Денисова |
|
Приказ от 14.09.19 г. № 46 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Поиск»
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации программы- 1 год
|
Автор составитель: |
|
Светличная Марина Анатольевна |
|
Педагог дополнительного образования |
п. Орловский
2019 г.
Паспорт
дополнительной общеобразовательной программы
Название ДОП |
«Поиск» |
Сведения об авторе |
Светличная Марина Анатольевна учитель истории |
Место работы: МБОУ Камышевская СОШ |
|
Адрес образовательной организации: |
|
Домашний адрес автора: |
|
Телефон служебный |
|
Телефон мобильный: |
|
Должность: заместитель директора по ВР, учитель истории |
|
Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат |
нет |
Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней) |
Региональные рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программамприказ минобразования Ростовской области от 01.03.2016 № 115 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242). |
Материально-техническая база |
|
Год разработки, редактирования |
2019 г |
Структура программы |
|
Направленность |
|
Направление |
Туристско-краеведческое |
Возраст учащихся |
14-17 лет |
Срок реализации |
2019-2020 уч.год |
Этапы реализации |
|
Новизна |
Новизнапрограммы предполагает тесную связь с родителями воспитанников.В сетку часов включены отработки технических приемов совместно для детей и их родителей, на которых воспитанники являются «судьями» и «постановщиками дистанции» для родителей в личном зачете на мини-соревнованиях, которые не включены в сетку. |
Актуальность |
Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся |
Цель |
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности. |
Ожидаемые результаты |
Ожидаемый результат в воспитательном плане: Гражданин. Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав и культуры других наций. Честность, правдивость, чуткость, милосердие. Семьянин.Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым. Знание гигиенических навыков. Профессионал.Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание. |
Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные) |
Групповые |
Режим занятий |
2 часа в неделю |
Формы подведения итогов |
Основными формами предъявления и оценки результатов являются: участие в соревнованиях, конкурсах, спортивному ориентированию; оформление краевой краеведческой картотеки; походы (подготовка и проведение; конкурс отчетов) и пр. |
Пояснительная записка.
Рабочая программа туристско-краеведческого кружка «Поиск» разработана с учетом
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, (далее – Закон); Приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок); Приказа Минобразования Ростовской области от 01.03.2016 №115 «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций РО, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Положения о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО Орловский ДДТ, а также на основе Программы внеурочной деятельности «Туристско – краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.
Рабочая программа туристско-краеведческой направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности.
Программа по уровню содержания – ознакомительная;
вид программы: модифицированная, вариативная;
по форме организации – групповая;
по степени профессионализации – жизненно важные навыки;
по широте охвата и содержанию деятельности – комплексная;
направленность программы - туристско-краеведческое;
уровень – базовый.
Программа рассчитана на один учебный год, на 70 ч (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.
Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.
Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.
Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.
Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.
Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.
Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.
Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.
Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.
Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.
Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и учителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.
Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.
Актуальность.
Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Цель программы.
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
1. В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
2. В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.
3. В области физической подготовки:
- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.
Принципы обучения
Связь физической культуры с жизнью.
Всестороннее и гармоническое развитие личности.
Оздоровительное направленность физического воспитания.
Постепенность наращивания развивающих тренирующих воздействий.
Цикличность построения занятий.
Возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Методы работы.
1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях )
2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях
3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей
4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы.
Проведение соревнований по спортивному ориентированию.
Участие в туристических слётах.
Участие спортивных играх, соревнованиях.
Проведение краеведческих конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы ,лекции, беседы, викторины, экскурсии, рассказы, составление эссе, сбор материалов, работа с различными источниками информации., встреча с интересными людьми.
Личностные результаты:
Умения управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
Умение предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Понимать цель выполняемых действий.
Проговаривать и осуществлять последовательность действий.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебные пособия, интернет-ресурсы.
Умения самостоятельно определять цели своего обучения.
ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Анализировать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Выработка умений и навыков коммуникативной культуры в процессе занятий физической культурой.
Предметные результаты:
Расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.
По завершении обучения кружковцы должны
знать: - порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- основные разделы пройденной программы;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
уметь: - передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;
- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;
- уметь правильно применять туристские узлы;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;
- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;
- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;
- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.
Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, и предназначена для ребят в возрасте от 14 до 17 лет.
Форма подведения итогов:
Основными формами предъявления и оценки результатов являются: участие в соревнованиях, конкурсах по спортивному ориентированию; участие в районной краеведческой конференции; походы (подготовка и проведение; конкурс отчетов) и пр.
Учебно-тематический план первого года обучения
|
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Кол-во часов теории |
Количество часов практика |
||
|
|
Основы туристской подготовки. |
10 ч |
|
|
||
|
1-2 |
Организация и комплектование группы. Введение в образовательную программу. |
2 |
2 |
|
||
|
3-4 |
Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда. Спортивное ориентирование как вида спорта. |
2 |
2 |
|
||
|
5-6 |
Личное и групповое туристское снаряжение. Организация похода. Питание в походе. Составление рациона. |
2 |
2 |
|
||
|
7-8 |
Правила движения в походе, преодоление препятствий. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий. Устройство бивака. Работа с палаткой. |
2 |
|
2 |
||
|
9-10 |
Костёр, его виды. Разведение и поддержание костра. Костровое хозяйство. Меры предосторожности. |
2 |
2 |
|
||
|
|
Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь |
4 ч |
|
|
||
|
11-12 |
Первая медицинская помощь. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний |
2 |
2 |
|
||
|
13-14 |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего. |
2 |
1 |
1 |
||
|
|
Топография и ориентирование. |
8 ч |
|
|
||
|
15-16 17-18 |
Топографические карты. Спортивные карты. |
4 |
2 |
2 |
||
|
19-20 |
Компас. Строение и работа с ним. Приёмы ориентирования карты по компасу. Определение расстояний и работа с компасом. Азимут истинный и азимут магнитный. Соревнования по ориентированию. |
2 |
1 |
1 |
||
|
21-22 23-24 |
Соревнования по ориентированию. |
4 |
|
4 |
||
|
|
Краеведение. |
38 ч |
|
|
||
|
25-26 |
Краеведение. История Орловского района, его культурное наследие. |
2 |
2 |
|
||
|
27-28 |
х.Камышевка и его окрестности. |
2 |
2 |
|
||
|
29-30 |
Выполнение краеведческих заданий. Сбор материалов по краеведению края. Подготовка к защите творческих работ. |
18 |
|
18 |
||
|
31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 |
Работа в музее. Сбор экспонатов для музея. Работа в музейной комнате. |
8 |
|
8 |
||
|
49-50 51-52 53-54 55-56 |
Природа и человек. Экологические проблемы края. |
8 |
2 |
6 |
||
|
57-58 59-60 |
|
4 |
|
4 |
||
|
61-62 63-64
|
Защита творческих работ. |
4 |
4 |
|
||
|
|
Общая и специальная физическая подготовка туриста |
8 ч |
|
|
||
|
65-66 |
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм. Общая физическая и специальная подготовка туриста |
2 |
2 |
|
||
|
67-68 69-70
|
Однодневный поход «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». |
4 |
|
4 |
||
|
|
Итого: |
70 ч |
|
|
Содержание программы кружка 1-ого года обучения
( 2018 – 2019 учебный год)
Вводное занятие.
Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.
Организация и подготовка похода.
Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.
Туристское снаряжение.
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету.
Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток, как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.
Гигиена туриста.
Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.
Туристский бивак.
Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.
Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.
Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта.
План и карта.
Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).
Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).
Определение расстояний простейшими способами.
Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование без компаса и карты. Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время. Ориентация во времени и пространстве (камеральная обработка).
Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.
Краеведение.
История Вышневолоцкого района. Город Вышний Волочёк и его окрестности. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности города и его окрестностей. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника. Географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир Вышневолоцкого района. История заселения и освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и зодчества. Практические работы с картами атласа Тверской области. Охрана природы. Сохранение природного единства в зонах отдыха и туризма.
Физическая подготовка.
Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований. Контрольно- туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы.
Программа кружка предполагает наличие у группы необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения, бивуачного и вспомогательного (хозяйственного, медаптечки и пр.), обзорные карты края; кроки, схемы; топографические и спортивные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки, бивуачное и спец. тур.снаряжение.
Туристское снаряжение:
Рюкзак - 15 шт.
Турковрики - 15 шт.
Рукавицы брезентовые - 15 пар.
Тренировочный костюм х. б. – 15 шт.
Палатки - 5 шт.
Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.
Аптечка - 2 набора
Компаса жидкостные - 8 шт.
Веревка основная (40 м) - 3 шт.
Фонарь - 4 шт.
Методический материал.
Дидактический материал: при работе по данной образовательной программе используются: краеведческая литература, Интернет-сайты, картографические материалы Ростовской области.
Методическое обеспечение:Методики диагностики уровня развития личности, обеспечение программы методическими видами продукции (разработки бесед, экскурсий, конкурсов, тестов и т.д.); рекомендации по проведению практической работы в школьном музее; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской и проектной работе, тематика исследовательской и проектной работы; методика работы с мультимедийными средствами обучения.Материально-техническое обеспечение: мультимедийные средства обучения, материалы школьного музея, библиотека школы.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Кол-во часов теории |
Количество часов практика |
дата |
||
|
Основы туристской подготовки. |
10 ч |
|
|
|
||
1-2 |
Организация и комплектование группы. Введение в образовательную программу. |
2 |
2 |
|
19.09 |
||
3-4 |
Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда. Спортивное ориентирование как вида спорта. |
2 |
2 |
|
26.09 |
||
5-6 |
Личное и групповое туристское снаряжение. Организация похода. Питание в походе. Составление рациона. |
2 |
2 |
|
3.10 |
||
7-8 |
Правила движения в походе, преодоление препятствий. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий. Устройство бивака. Работа с палаткой. |
2 |
|
2 |
10.10 |
||
9-10 |
Костёр, его виды. Разведение и поддержание костра. Костровое хозяйство. Меры предосторожности. |
2 |
2 |
|
17.10 |
||
|
Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь |
4 ч |
|
|
|
||
11-12 |
Первая медицинская помощь. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний |
2 |
2 |
|
31.10
|
||
13-14 |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего. |
2 |
1 |
1 |
7.1 |
||
|
Топография и ориентирование. |
8 ч |
|
|
|
||
15-16
|
Топографические карты. Спортивные карты. |
2 |
2 |
|
14.11 |
||
17-18 19-20 |
Компас. Строение и работа с ним. Приёмы ориентирования карты по компасу. Определение расстояний и работа с компасом. Азимут истинный и азимут магнитный. Соревнования по ориентированию. |
4 |
2 |
2 |
21.11 28.11 |
||
21-22
|
Соревнования по ориентированию. |
2 |
|
|
5.12 |
||
|
Краеведение. |
38 ч |
|
|
|
||
23-24
|
Краеведение. История Орловского района, его культурное наследие. |
2 |
2 |
|
12.12 |
||
25-26
|
х.Камышевка и его окрестности. |
2 |
2 |
|
19.12 |
||
27-28 29-30 31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 |
Выполнение краеведческих заданий. Сбор материалов по краеведению края. Подготовка к защите творческих работ.23.01 |
18 |
|
18 |
26.12 9.01 16.01 23.01 30.01 6.02 13.02 20.02 27.02 |
||
45-46 47-48 49-50 51-52 |
Работа в музее. Сбор экспонатов для музея. Оформление музейной комнаты. |
8 |
|
8 |
5.03 12.03 19.03 26.03 |
||
53-54 55-56 |
Природа и человек. Экологические проблемы края. |
4 |
2 |
|
2.04 9.04 |
||
57-58 59-60 |
|
4 |
|
4 |
16.04 23.04 |
||
61-62 63-64
|
Защита творческих работ. |
4 |
4 |
|
30.04 7.05 |
||
|
Общая и специальная физическая подготовка туриста |
8 ч |
|
|
|
||
65-66 |
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм. Общая физическая и специальная подготовка туриста |
2 |
2 |
|
14.04
|
||
67-68 69-70
|
Однодневный поход «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». |
6 |
|
6 |
21.05 28.05 |
||
|
Итого: |
70 ч |
|
|
|
6. Литература.
1. Нормативная:
1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.
1.2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников. – М., 2004г
-
Дрогов И.А., Подготовка инструкторов детско – юношеского туризма. _ М., 2004 г.
-
Н.В. Поляница «Организация туристских этапов», Конаково, 2009
-
Е.Ю.Ривкин «Организация туристической работы со школьниками», Москва, 2001г
2. Туризм:
2.1.Г.И.Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР». – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1998г.
2.2. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 2007г.
2.3. Подготовка и проведение туристского похода с учащимися. - Омск: УНООО, 1998г.
2.4. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.
3. Топография и ориентирование. Туристская техника:
3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.
3.2.Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО». – М.: Физкультура и спорт, 1995г..
4. Подготовка и проведение похода:
4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.
4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.
4.3. А.Евтушенко «Организация, подготовка и проведение походов выходного дня». Методическая разработка, - Ставрополь, 2004г.
5. Краеведение:
5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 2008
5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.
5.3.Географическое краеведение.. ТОИПКРО, 2006г.
6. Зелёная аптека:
6.1.Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 2007г.
6.2.Лечение лекарственными растениями в народной медицине. – Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992г.
6.3.П.Е.Вавриш, Л.Ф. Горовой « Грибы в лесу и на столе». – Киев: Урожай, 1993г.
7. Медицина:
7.1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г.