Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Кафт" по обучению кавказским танцам
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
«Принята» «Утверждаю»
на заседании педагогического совета И. О. директора
СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа
Протокол № __3__ от ___________ Буклов С.С.
__01__ 09 _______ 2023г «__» __________2023г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КАФТ»
(кавказские танцы)
Срок реализации – 3 года
Возраст обучающихся – 7-11 лет
Направленность – художественная
Уровень освоения - стартовый
Составитель:
педагог дополнительного образования
Гуссаова Д.Ч.
Владикавказ, 2023г
Паспорт программы
Название программы | «Кафт» (Кавказские танцы) | |
Составитель | Гуссаова Диана Черменовна | |
Организация - исполнитель | МАУДО ЦДО г.Владикавказа (СП ЦРТДЮ «Нарт») | |
Адрес | РСО – Алания, г.Владикавказ, пр. Доватора, 11 «а» | |
Возраст обучающихся | 7 – 11 лет | |
Срок реализации | 3 года | |
Направленность | художественная | |
Тип программы | общеразвивающая | |
Вид программы | модифицированная | |
Уровень освоения | общекультурный | |
Год разработки | 2017 | |
Год обновления | 2023 | |
Социальный статус | учащиеся общеобразовательных школ г.Владикавказа | |
Цель | обучение детей и подростков основам национального хореографического искусства, приобщение подрастающего поколения к ценностям народной культуры. | |
Задачи | Задачи программы: обучающие: формирование у обучающихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе освоения программного материала; ознакомление с музыкальным репертуаром народов Кавказа, с творчеством лучших исполнителей и хореографических коллективов; освоение историко – культурных знаний, представлений о традиционном искусстве народов Северного Кавказа; приобретение навыков самостоятельной и коллективной работы в процессе постановки танцев. развивающие: развитие общих физических данных, музыкального слуха, координации движений, чувства ритма, памяти, внимания, образного мышления, художественного вкуса и фантазии, стремления к творческой самореализации; воспитательные: воспитание эмоционально волевых качеств личности; воспитание коммуникативных навыков; воспитание духовно – нравственных качеств личности на основе приобщения к традициям своего народа, трудолюбия, чувства коллективизма. | |
Совокупный объем | 648ч | |
Форма обучения | групповая, очная | |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещении, ИКТ и др.) |
|
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Кафт» (кавказские танцы) имеет художественную направленность и предполагает обучение танцевальному искусству народов Северного Кавказа и Закавказья. Систематические занятия народным танцем дают возможность развить у обучающихся восприятие национального своеобразия, манеры, эмоции, характер, душу той или иной народности. Обучающиеся во время занятий овладевают разнообразием и манерой исполнения танцев, расширяют и обогащают свои индивидуальные исполнительские возможности. Приобщение к искусству национальной хореографии в широком смысле включает не только ознакомление и обучение учащихся с элементами классического и народно – характерного танцев, связанных с жизненным укладом народов; но и с обычаями и обрядами, с историей национального костюма, образами народного творчества, музыкальной культурой, народными инструментами. Адресат программы - учащиеся от 7 до 11- летнего возраста без ограничений по полу, которые заинтересовались народной хореографией. В коллектив принимаются без отбора все дети, не имеющие ограничений по состоянию здоровья. При поступлении в объединение обязательна медицинская справка об отсутствии противопоказаний к занятиям танцами.
Программа реализуется на базе МБОУ СОШ №28 г.Владикавказа и рассчитана на обучение детей в течение 3 лет.
Пояснительная записка:
В национальной культуре осетин танцевальное искусство занимает почетное место. Оно такое же древнее, как и поэтическое творчество народа. Есть какая-то особая сила в танцах и песнях осетин.
В эстетическом воспитании ребенка танцевальное искусство играет немаловажную роль. Танец развивает у ребенка художественный вкус, музыкальность, ритм, память, творческую фантазию, координацию движений, изящество и пластичность.
Систематические занятия народным танцем дают возможность развить у обучающихся восприятие национального своеобразия, манеры, эмоции, характер, душу той или иной народности. Обучающиеся во время занятий овладевают разнообразием и манерой исполнения танцев, расширяют и обогащают свои индивидуальные исполнительские возможности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Кафт» (кавказские танцы) имеет художественную направленность и предполагает обучение танцевальному искусству народов Северного Кавказа и Закавказья. Конечным результатом обучения по программе является создание детского хореографического ансамбля, участие в концертной деятельности, в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Образовательный процесс в хореографическом объединении основывается на данной программе, которая предусматривает систематическое и последовательное обучение, развитие и эстетическое воспитание обучающихся. Руководитель, придерживаясь содержания программы, творчески подходит как к проведению занятий, так и к постановочной работе, учитывая возможности учащихся.
Актуальность данной Программы заключается в формировании целостной, духовно - нравственной, гармонично развитой личности, сохранении и развитии национально-культурных традиций, пробуждении мотивации занятием народным танцем, раскрытии индивидуальных творческих способностей, развитии творческой инициативы, приобщении к концертным выступлениям, способствующих положительной самооценке, а главное в сохранении и укреплении здоровья.
Приобщение к искусству национальной хореографии в широком смысле включает не только ознакомление и обучение учащихся с элементами классического и народно – характерного танцев, связанных с жизненным укладом народов; но и с обычаями и обрядами, с историей национального костюма, образами народного творчества, музыкальной культурой, народными инструментами.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) (ред. от 02.07.2021);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2021);
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»;
Постановление главного государственного врача Российской Федерации об утверждении санитарных правил С.П.2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.21 № 652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (редакция 30.09.2020);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» в ред. от 02.01.2021 №38;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП».
Письмо от 18.08.2017 № 09-1672 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ, которым утверждены Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242);
Устав МАУДО ЦДО г.Владикавказа
Программа является модифицированной и опирается на образовательную программу по осетинской хореографии детского ансамбля народного танца «Осса», автором которой является заслуженный работник культуры РСО – Алания, победитель I республиканского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» В.М.Туаев. Значительный материал почерпнут также в исследовательской работе Л.Н. Грикуровой «Осетинские танцы», в которой зафиксированы и описаны 10 осетинских танцев, дана их подробная обработка с раскладкой движений в сочетании с музыкальным тактом и схематическим изображением хореографического рисунка.
Педагогической целесообразностью данной Программы является возможность использования познавательных и воспитательных задач, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся творческих способностей, чувства прекрасного, эстетического вкуса, нравственности, гуманизма.
Стремясь к максимальной эффективности занятий, необходимо осуществлять строгий отбор содержания материала, предлагаемого к изучению. Основными критериями отбора хореографических движений служат возрастные физиологические и психологические особенности детей, уровень влияния движений на формирование опорно-двигательного аппарата, развитие координации, формирование основ индивидуальной танцевальной культуры, а также воспитание художественно-эстетического вкуса на разных этапах обучения.
Учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся на занятиях хореографией является неотъемлемой частью организации образовательного процесса. Рассмотрим основные возрастные особенности детей младшего и среднего школьного возраста.
Возраст от 7 до 11 лет наиболее благоприятный для дальнейшего развития как физических, так и умственных сил. Идет довольно пропорциональное увеличение роста и веса, мышцы становятся более крепкими, происходит активное развитие функций головного мозга, что способствует его интенсивной работе. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения. Процесс торможения становится сильнее, хотя возбудимость еще достаточно велика. Мышление младшего школьника – наглядно-действенное, развивается словесно-логическое, закладываются базовые мыслительные способности. Цели и задачи работы педагога-хореографа заключаются в дальнейшем развитии координации и танцевальной выразительности, совершенствовании и усложнении танцевальной техники, формировании чувства мышечного самоконтроля. Дети этого возраста уже способны осваивать разные танцевальные направления. На уроках хореографии в этом возрасте для педагога становится важным воспитание волевых качеств личности, трудолюбия, развития внимательности и памяти.
Новизна данной Программы выражается в создании целостной культурно-эстетической среды для успешного развития ребенка и подростка, внедрении в учебный процесс элементов модульной системы обучения, и заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку, в работе с подгруппами детей, в учете их возрастных особенностей, способствующих успешному личностному самовыражению подростка и обеспечении оптимальной физической нагрузки.
Полученные обучающимися знания в дальнейшем используются в их жизнедеятельности.
Педагог создаёт следующие условия организации жизнедеятельности обучающихся:
приобщение к духовно-нравственным ценностям;
игровые моменты во время занятий для общения и творческого самовыражения;
создание дружного хореографического коллектива.
Отличительной особенностью этой Программы является комплексность, интегрированность. Все образовательные области объединены общей целью, единым подходом к содержанию.
Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучающихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Форма интегрированного занятия в процессе обучения хореографией позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении таких предметов как музыка, физкультура, биология, физика, математика, история, география, ИЗО, МХК.
Интегрированные занятия развивают интерес, активизируют умственную деятельность, способствуют гармоничному развитию и расширению кругозора и жизненного опыта обучающихся.
Во время интегрированных занятий обучающиеся приобретают знания и умения не только по хореографии, но и по различным дисциплинам, что осуществляет взаимосвязь с другими предметами и способствует формированию устойчивого интереса к хореографии, что позволяет более глубоко изучить предмет «Народный танец» и выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям.
Занятия хореографией и физической культурой неразрывно связаны между собой. Такие интегрированные занятия дополняют теорию физической культуры, укрепляют здоровье, формируют мышечный аппарат и осанку обучающихся, способствуют гармоническому развитию личности подростка, что способствует подготовке к дальнейшей трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Движения, изучаемые на занятиях хореографией, опираются на законы физики - на законы ускорения и приложения силы действия.
Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий, как дыхание, обмен веществ, что основано на изучении биологии.
В содружестве с преподаванием музыки и благодаря народному, фольклорному, классическому музыкальному материалу на занятиях хореографией подростки приобщаются к духовно-нравственным ценностям, что способствует развитию эмоциональной сферы.
Обучение народному танцу неразрывно связано с изучением истории - историей возникновения танца, историей костюма, историей возникновения народностей и культовых обрядов, что созвучно также с обучением предмета - мировая художественная культура, которая помогает сформировать у подростка систему национальной культуры, нравственные ценности и идеалы.
Обучение народному танцу учитывает и подчеркивает территориальные принципы, связанные с изучением географии, которая формирует и раскрывает географические принадлежности разных народов.
Благодаря комплексному обучению, переносу идей и методов из одной науки в другую, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов обучающихся, формируются их убеждения, что способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности и лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
Межпредметные связи формируют и раскрывают аспекты науки, искусства, трудовой деятельности обучающегося путем обобщения и развития мировоззренческих и практических идей на основе познавательных и практических умений, создающие основу для ориентации личности в труде и жизнедеятельности.
Не менее важной особенностью данной программы является - возрождение традиционной культуры и сохранение региональных истоков. Во время обучения и при постановке известных танцев вводятся нестандартные приемы и комбинации танцевальных движений, что обогащает хореографический рисунок.
Основные принципы построения программы:
Принцип ориентации на потребности общества и личности;
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
Принцип комплексного решения учебных задач (системности и последовательности);
Принцип креативности, формирования творческого потенциала личности.
Адресат программы
Учащиеся от 7 до 11- летнего возраста без ограничений по полу, которые заинтересовались народной хореографией. В коллектив принимаются без отбора все дети, не имеющие ограничений по состоянию здоровья. При поступлении в объединение обязательна медицинская справка об отсутствии противопоказаний к занятиям танцами.
Программа рассчитана на обучение детей в течение 3 лет.
Цель программы:
обучение детей и подростков основам национального хореографического искусства, приобщение подрастающего поколения к ценностям народной культуры.
Задачи программы:
обучающие:
формирование у обучающихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе освоения программного материала;
ознакомление с музыкальным репертуаром народов Кавказа, с творчеством лучших исполнителей и хореографических коллективов;
освоение историко – культурных знаний, представлений о традиционном искусстве народов Северного Кавказа;
приобретение навыков самостоятельной и коллективной работы в процессе постановки танцев.
развивающие:
развитие общих физических данных, музыкального слуха, координации движений, чувства ритма, памяти, внимания, образного мышления, художественного вкуса и фантазии, стремления к творческой самореализации;
воспитательные:
воспитание эмоционально волевых качеств личности;
воспитание коммуникативных навыков;
воспитание духовно – нравственных качеств личности на основе приобщения к традициям своего народа, трудолюбия, чувства коллективизма.
Формы и режим занятий
Основная форма обучения – групповая, очная.
Учебный материал I, II и III года обучения рассчитан на 216 часов в год (3 занятия в неделю по 2 академических часа). Продолжительность одного занятия устанавливается с учетом возрастных и психофизических особенностей, допустимой нагрузки в соответствии с нормами САНПиН. Для детей 6 – 7 лет занятие без перерыва длится 30 мин., для детей 8 – 11 лет – длится 45 мин. Перерыв – не менее 10 мин. Численный состав учебной группы определяется возрастом обучающихся, годом обучения и составляет не менее 20 человек.
Обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Руководителем детского объединения, реализующим программу быть педагог, который имеет высшее или среднее профессиональное педагогическое образование по профилю обучения или окончил курсы переподготовки. Обучение предполагает участие концертмейстеров (осетинская гармоника, доул).
Материально-техническое обеспечение
Репетиционный зал
Осетинская гармоника
Аккордеон
Доул
Станок для проведения классического экзерсиса
Зеркала
Гардеробная
Костюмерная
Концертные костюмы соответственно репертуару.
Видеотехника.
Видеозаписи выступлений хореографических коллективов.
Требования к помещению:
Общие требования.
· Помещение для проведения занятий должно отвечать действующим санитарным нормам и правилам, должно быть оборудовано зеркалами и хореографическим станком.
Освещенность.
Естественное и искусственное освещение помещений должно удовлетворять требованиям, предусмотренным действующими Санитарными правилами.
Вентиляция и отопление.
· Санитарно-гигиенические условия воздушной среды в помещениях должны удовлетворять соответствующим нормам.
· Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.
· Неорганизованный приток наружного воздуха при вытяжной вентиляции в холодный период года допускается в объеме однократного воздухообмена в час.
· Вентиляционные установки не должны создавать шума, превышающие допустимые уровни звукового давления (75-80 дБ).
· Для помещений рекомендуется центральное отопление.
Пожарная безопасность.
· Работа по обеспечению пожарной безопасности организуется в соответствии с Типовыми правилами пожарной безопасности.
· Помещения должны быть полностью обеспечены средствами первичного тушения (огнетушителями).
· Расположение и устройство средств пожаротушения должно отвечать Типовым правилам. Воспрещается загромождать доступы и проходы к пожарному инвентарю
· Окна, обращенные на солнечную сторону, должны быть защищены от прямых солнечных лучей при работе в помещении летом.
Ожидаемые результаты обучения
знать:
технику классического экзерсиса;
первичные сведения об истории хореографического искусства;
основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса;
технику и элементы народных танцев;
терминологию танцевальных элементов изученных по программе;
различные ритмические рисунки, размеры;
правила самостоятельной и коллективной работы;
уметь:
правильно исполнять элементы классического и народного экзерсиса у станка;
владеть своим мышечным аппаратом;
владеть навыками координации движения;
эмоционально и выразительно исполнять элементы на середине зала;
владеть навыками вариативного мышления и самовыражения;
создавать танцевальные образы в этюдах;
проявлять артистизм;
анализировать свою работу и работу других обучающихся;
использовать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.
исполнять:
народно-сценический и классический экзерсис у станка;
танцевальные комбинации на середине зала с использованием координационных движений;
хореографические постановки сольно и в ансамбле.
Уровень освоения учебного материала определяется системой контроля:
Начальный контроль (определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся к началу учебного года);
Промежуточный контроль (по итогам I полугодия);
Итоговый контроль (конец учебного года).
Формами контроля являются отчетные занятия, конкурсы, концерты. Система контроля позволяет оценивать уровень развития каждого обучающегося, степень освоения программного материала, что дает возможность для его своевременной корректировки. Определяются наиболее способные, одаренные воспитанники, из числа которых создается танцевальный коллектив.
Методами контроля являются: наблюдение, устный опрос, просмотр.
Высокий уровень — оптимальное развитие качества или навыка | Средний уровень — качество или навык находится в развитии | Низкий уровень — развитие качества или навыка находится в начальной стадии развития |
освоил весь объем теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана | имеет неполный объем теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана | недостаточно освоил теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана |
осознано пользуется специальной терминологией в полном соответствии с их содержанием | сочетает специальную терминологию с бытовой | не владеет специальной терминологией |
в полном объеме освоил практические умения и навыки; свободно, непринужденно и пластично выполняет танцевальные движения по программе | освоил практические умения и навыки в неполном объеме; движения не всегда пластичны и скоординированы; недостаточно ритмичен в исполнении танцевальных движений | недостаточно освоил практические умения и навыки |
имеет стойкий интерес к восприятию программного танцевального материала | не проявляет, как правило, интереса к освоению танцевального материала | отсутствует интерес к восприятию танцевального материала |
в творческих заданиях самостоятельно и выразительно исполняет придуманные или выбранные однотипные движения | творческое задание выполняет на основе образца, при оказании словесной помощи | проявляет себя пассивно в творческих заданиях |
самостоятельно эмоционально высказывает свои суждения об исполненном танцевальном этюде (образе) | при оказании словесной помощи может высказывать свои эмоции о просмотренном танцевальном этюде | при оказании словесной помощи ребенок не всегда может выражать свои впечатления об исполненном танцевальном этюде |
Программа построена по принципу восходящей спирали: разделы и темы повторяются с добавлением более сложных составляющих. Из года в год увеличивается количество постановочной работы, расширяется перечень изученных танцев, появляются концертная и конкурсная деятельность.
Материал программы включает несколько основных разделов:
Ритмика, элементы музыкальной грамоты;
Хореографическая азбука;
Танцевальный репертуар.
Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» включает ритмические упражнения и музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности, чувства ритма, лада, слуха, умения координировать свои движения с музыкой.
Раздел «Хореографическая азбука» включает изучение основных позиций и движений классического и народно – характерного танца. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, культуры движений, технического мастерства, вырабатывают осанку, развивают гибкость, пластичность, координацию движений.
Раздел «Танцевальный репертуар» включает изучение народных танцев. В процессе их разучивания педагог добивается эмоционального и выразительного исполнения, передачи особенностей национального колорита.
Специфика работы в хореографическом объединении не позволяет четко разграничить тематические части. Так, на одном занятии могут изучаться элементы классического, историко-бытового и народного танца.
В первый год занятий педагог должен обратить особое внимание на осанку детей, на постановку корпуса, головы, рук, ног, выправить ряд физических недостатков (сутулость, искривление позвоночника, косолапость). В процессе тренировки у станка и на середине должны быть выработаны следующие качества: выворотность ног, равновесие, подвижность (гибкость) стопы и корпуса, мягкость и плавность движений, сила мышц, навыки координации движения рук, ног, головы, корпуса.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что танцевальное обучение детей нельзя сводить лишь к «воспитанию тела», развитию только технических способностей. Не менее важно давать детям знания по истории хореографии, ее видах и жанрах, особенностях «танцевального языка», художественного образа, воспитывать художественный вкус детей, стимулировать их творческую фантазию.
Формируемые компетенции:
Универсальные компетенции. Эти компетенции, в основном, формируются за счет интеграции предметных областей и основаны на формировании универсальных учебных действий, развитии критического мышления, приобретение опыта работы в коллективе, малых группах и индивидуально. В процессе выполнения задач, заданий и проектов междисциплинарного характера формируются креативность, умение рассуждать и принимать решения. В данной образовательной программе большое внимание уделяется формированию когнитивной гибкости, которая заключается в применении на практике креативного подхода к решению задач разного уровня сложности.
Коммуникативная компетенция. Успешность личности в профессиональной деятельности – это правильный выбор профессии, умение сотрудничать, креативность, эмоциональный интеллект и когнитивная гибкость. Модель компетенций это не просто набор отдельных видов компетенций, а комплекс, который представляет собой интеграцию профессиональных и личностных свойств (качеств) специалиста. Коммуникативный потенциал развивается легче других за счет приобретения специальных навыков и техник. Коммуникативный компонент – умение установить деловые отношения с группой.
Учебный материал следует проходить в следующей последовательности:
Общая подготовительная гимнастика у станка и на середине зала;
Разучивание составных частей танцевальных приемов;
Разучивание танцевальных приемов;
Разучивание и разработка простых, а после и сложных соединений танцевальных приемов;
Разучивание и разработка танцевальных этюдов и отдельных танцевальных фрагментов.
Постановка и разучивание танца.
Структурная схема занятия:
На всех этапах обучения занятия проводятся по следующей схеме:
Подготовительная часть.
Разминка:
построение в колонну по одному;
поклон;
марш;
ход с носка на полную стопу ноги;
ход с пятки на носок;
ход на высоких полупальцах;
бег с разновидностями (с вытягиванием пальцев, с высоким подниманием колена, с выбрасыванием ног на 45градусов, мелкий бег на полупальцах);
подскоки с вытянутыми ногами.
Простейший классический экзерсис у станка:
- позиции ног с 1- ой по 6 - ую;
- полуприседания по 1-ой и 2-ой позиции;
- батман тандю в сторону по 1-ой позиции;
- батман тандю жете;
- рон де жемб партер;
- батман фраппе;
- большой батман;
- пор де бра (наклоны корпуса вперед, назад, в сторону);
- па де басп;
- упражнения для рук;
- прыжки: соте по 1 позиции.
Упражнения на середине зала:
позиции рук I, П и Ш;
перевод рук из позиции в позицию;
упражнения для головы: наклоны, повороты, вращения;
упражнения для плечевого пояса: вращение плеч вперед и назад, отдельно и попеременно, подъем и опускание плеч;
подскоки, прыжки по 6-й позиции, с вытянутым носком;
упражнения для рук и ног из поз и движений народного танца:
веревочка, присядка.
ритмические упражнения: хлопки в ладоши, удар на 3 и 4 четверти,
приставные шаги вправо и влево;
Основная часть.
Основные танцевальные ходы по кругу:
одинарный ход поджиманием ноги;
тройной ход;
основной ход кругового танца «сирга»,
основной ход танцев «симд», «хонга», «кабардинский» и др;
Разучивание танцевальных движений кавказских танцев.
Постановочная работа.
Заключительная часть. Танцевально – игровые упражнения.
Методы организации деятельности обучающихся:
Основными методами обучения по данной программе являются:
словесные (объяснение, беседа, опрос);
наглядные (демонстрация педагогом изучаемых движений);
практические (изучение движений, постановка и исполнение танцев);
игровые методы (подвижные, музыкальные игры);
частично – поисковые (решение творческих задач);
эвристический (импровизация);
метод рефлексии (оценка результатов собственной и коллективной деятельности).
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Кавказские танцы»
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 10.09.18 | 25.05.19 | 36 | 216 | 3 занятия в неделю по 2 часа |
2 год | 1.09.18 | 25.05.19 | 36 | 216 | 3 занятия в неделю по 2 часа |
3 год | 1.09.18 | 25.05.19 | 36 | 216 | 3 занятия в неделю по 2 часа |
Модуль 1. «Стартовый». (1 год обучения)
Цель: привитие знаний и навыков по технике классического экзерсиса и осетинского народного танца, знакомство с основами сценической культуры.
Задачи: воспитание любви к танцу, развитие танцевальных способностей: музыкальности; координации движений; пластики.
1-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Введение в программу. Техника безопасности Цель. Задачи на учебный год | 2 | 2 | | Анкетирование Тестирование Беседа |
Ритмика, основы музыкальной грамоты | |||||
2.1 | Основы гармонии музыкально-пластического движения.. | 16 | 4 | 12 | Беседа, показ |
2.2 | Строение музыкального произведения. | 6 | 6 | | |
Хореографическая азбука | |||||
3.1 | Разминка, вспомогательные движения | 40 | | 40 | Показ |
3.2 | Основы классического экзерсиса. Система упражнений с элементами классического танца | 32 | 2 | 30 | Беседа, показ |
3.3 | Система упражнений с элементами народно- сценического танца | 42 | 2 | 40 | Беседа, показ |
Танцевальный репертуар | |||||
4.1 | Танцевальные этюды на основе народного танца | 44 | 4 | 40 | Беседа, показ |
4.2 | Актерское мастерство | 22 | 4 | 18 | Беседа, показ |
5 | Знакомство с лучшими хореографическими коллективами Осетии. | 2 | 2 | | Просмотр видеоматериала |
6 | Итоговые занятия. | 4 | | 4 | показ |
7 | Экскурсии, посещение концертов национальных хореографических коллективов | 6 | 6 | | Просмотр |
| В с е г о | 216 | 32 | 184 | |
Содержание обучения.
Вводное занятие.
Теория. Введение в программу. Предмет обучения. Цель. Задачи на учебный год. Требования к обучающимся (расписание, форма одежды и др.) Техника безопасности в здании Центра, в хореографическом зале, во время занятий. Инструктаж по противопожарной безопасности, поведению в ЧС.
Ритмика, основы музыкальной грамоты
Основы гармонии музыкально-пластического движения.
Теория. Освоение музыкальных ритмов и их художественно-образная связь с движением. Усвоение простейших музыкальных, хореографических терминов: темп, ритм, метроритм, музыкальная фраза. Основы организации правильного дыхания.
Практика. Музыкальные игры. «Прохлопывание» ритма. Повторение ритмического рисунка мелодии. Упражнения на дыхание.
Строение музыкального произведения.
Теория. Характер музыки, динамические оттенки, музыкальный размер, такт. Строение музыкальной речи. Эмоциональная окраска, приемы выразительности в музыке.
Практика. Музыкальные игры. Игры на ассоциацию. Ритмические упражнения.
Хореографическая азбука.
Разминка, вспомогательные движения.
Практика. Общая физическая подготовка. Упражнения на тренаж мышц, силу, выносливость, осанку: маршировка по кругу, ход на носках, пятках, быстрый ход с поочередным подниманием ноги на 45 градусов, бег по кругу с поочередным вытягиванием носка ноги, бег с отводом ноги назад, согнутой в колене; вращение головы вправо, влево, наклоны корпуса (руки на замке в 3 позиции), прогиб корпуса вперед, назад; разворот корпуса вправо на 45 градусов четыре раза, то же самое – влево.
Основы классического экзерсиса.
Теория. Освоение терминологии классического экзерсиса.
Практика. Система упражнений с элементами классического танца.
позиции ног – 1, 2, 3, 5, 6
постановка рук – подготовительная 1, 2, 3 позиции
Экзерсис у станка:
Plies
Battements tendus
Battements tendus jetes
Ronds de jamde par terre из I поз.ног во II поз.ног и из II п.н в I поз.ног
Grand battements jetes
Releves — лицом к станку
Лицом к станку перегибы курпуса
Экзерсис на середине:
I, II и III Parts de bras с перегибами корпуса
Temps leves sutes по I, II и V поз.ног
Аллегро:
Pas echappe.
В комбинации с temps saute и changements de pied.
Система упражнений с элементами народно – сценического танца.
Теория. Освоение терминологии народно – сценического танца.
Практика. Элементы народно – сценического танца. Упражнения по линиям и по кругу:
- основной ход танцев «Симд», «Хонга», «Щирга», «Шалахо»
-боковой ход «Симда»
-позиции рук в танцах «Симд», «Хонга», «Щирга», «Шалахо»
- движение «ковырялочка»
- «ковырялочка» - с поочередным отводом ног назад;
«ковырялочка» с прыжком, с поворотом;
- движение «ножницы»
- движение «веревочка»
- «веревочка» с хлопками над головой:
- движение «выпады»
- «выпады» с хлопками
- прыжки с поочередным выбросом ног на пятку, боковой ход с поворотом вправо и влево
- прыжки с поочередным выбросом ног на пятку четыре раза, прыжок на обе ноги, согнув колени и прыжок с поднятыми ногами;
- повороты, движение «ласточка»
Танцевальные элементы на основе народного танца:
- пальцевая техника
- колени
- верчение с ориентацией на «точку»;
- осанка осетинского танца.
Танцевальный репертуар
Танцевальные этюды на основе народного танца.
Теория. Знакомство с историей осетинского танца. Фольклорный и историко – бытовой танец.
Практика.
Постановка связок, композиций, этюдов на основе изученных движений осетинских танцев «Симд», «Хонга».
Актерское мастерство.
Теория. Сценическая выразительность. Мимика. Культура сцены. Понятие образа.
Практика. Отработка мимики у мальчиков и девочек, взаимоотношения партнеров в танце.
Знакомство с лучшими хореографическими коллективами Осетии
Теория. Просмотр видео материалов с выступлением Государственного ансамбля танца «Алан»
Итоговые занятия.
Практика. Контроль изученного за первое полугодие учебного года, за год.
Экскурсии, посещение концертов национальных хореографических коллективов.
Теория. Посещение концертов детских хореографических коллективов «Маленький джигит», «Дети гор», «Хуры тын»
Ожидаемые результаты:
К концу 1-го года обучающиеся приобретают
знания основ музыкальной грамоты, классического экзерсиса, сценической культуры; истории народного танца, творчества лучших хореографических коллективов Осетии;
навыки исполнения движений классического и народного танцев, простейших этюдов на материале народных танцев.
Цель: привитие навыков исполнения основных осетинских танцев и элементов танцев народа Кавказа, выступления воспитанников на открытых занятиях.
Задачи:Развитие устойчивости и силы стопы.
Закрепление навыков сочетания танцевальных движений.
Выработка элементов художественной окраски танца.
Развитие четкости, точности исполнения движений, ансамблевости.
Работа над этюдами народных танцев.
Работа над репертуаром.
2-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| Вводное занятие. Беседа о целях и задачах объединения на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | | Анкетирование Тестирование Беседа |
Ритмика, элементы музыкальной грамоты | |||||
2.1 | Связь музыки и движения. Повторение изученного | 4 | 4 | | Беседа, опрос |
2.2 | Закрепление разминки, совершенствование физической формы | 24 | | 24 | Беседа, показ тренировочное занятие |
Хореографическая азбука | |||||
3.1 | Система упражнений с элементами классического танца. | 34 | 4 | 30 | Показ, тренировочное занятие |
3.2 | Система упражнений с элементами народно-сценического танца | 32 | 2 | 30 | Показ, тренировочное занятие |
3.3 | Основные движения и связки кавказских танцев | 32 | 2 | 30 | Показ, тренировочное занятие |
Танцевальный репертуар | |||||
4.1 | Характерные особенности танцев народов Кавказа | 12 | 4 | 8 | Показ, тренировочное занятие |
4.2 | Этюды на материале кавказских танцев | 26 | | 26 | Показ, тренировочное занятие |
4.3 | Постановочная работа | 20 | | 20 | Показ, тренировочное занятие |
5 | Итоговые занятия | 6 | | 6 | Показ |
6 | Экскурсии, посещение национальных хореографических коллективов. | 8 | 8 | | Беседа, просмотр |
7 | Знакомство с лучшими хореографическими коллективами Северного Кавказа | 6 | 6 | | Просмотр видео |
| Всего | 216 | 32 | 184 | |
Содержание обучения.
Вводное занятие.
Теория. Цель и задачи на учебный год. Репертуарный план. Требования к обучающимся (расписание, форма одежды и др. ) Техника безопасности в здании Центра, в хореографическом зале, во время занятий. Инструктаж по противопожарной безопасности, поведению в ЧС
Ритмика, основы музыкальной грамоты
Связь музыки и движения. Повторение изученного.
Теория. Закрепление изученных музыкально – хореографических понятий и терминов: темп, ритм, метроритм, музыкальная фраза. Изучение музыкальных размеров.
Закрепление разминки, совершенствование физической формы.
Практика. Общая физическая подготовка. Упражнения на развитие и тренировку мышечной силы, постановку корпуса, ног, пластику рук. Работа над выносливостью.
Хореографическая азбука
Система упражнений с элементами классического танца.
Теория. Освоение и закрепление терминологии классического танца.
Практика. Система упражнений с элементами классического танца.
Экзерсис у станка:
Plies: demi plie (I, II, V поз), grand plie (I, II, V поз),
Battements tendus
Battements tendus jetes
Ronds de jamde par terre из I поз.ног во II поз.ног и из II п.н в I поз.ног
Passé par terre (I поз),
Grand battements jetes (I поз),
Releves — лицом к станку (I, II поз),
Лицом к станку перегибы курпуса
Экзерсис на середине:
I, II и III Parts de bras с перегибами корпуса
Temps leves sutes по I, II и V поз.ног
Аллегро:
Pas assamble.
Комбинации изученных прыжков в сочетании с pas assamble.
Система упражнений с элементами народно – сценического танца
Теория: Закрепление терминологии народно – сценического танца.
Практика: Элементы народно – сценического танца. Упражнения по линиям и по кругу:
- основной ход танцев «Симд», «Хонга», «Щирга», «Шалахо», «Кабардинский», «Девичий»
-боковой ход «Симда»
-позиции рук в танцах «Симд», «Хонга», «Щирга», «Шалахо», «Кабардинский», «Девичий»
- движение «ковырялочка»
- «ковырялочка» - с поочередным отводом ног назад;
«ковырялочка» с прыжком, с поворотом;
- движение «ножницы»
- движение «веревочка»
- «веревочка» с хлопками над головой:
- движение «выпады»
- «выпады» с хлопками
- прыжки с поочередным выбросом ног на пятку, боковой ход с поворотом вправо и влево
- прыжки с поочередным выбросом ног на пятку четыре раза, прыжок на обе ноги, согнув колени и прыжок с поднятыми ногами;
- повороты, движение «ласточка»
«растяжка»
«подсечка»
«щирга» на полной ступне и на полупальцах
«стрелки»
«проходки»
Танцевальные элементы на основе народного танца:
- пальцевая техника
- колени
- шанэ - верчение с ориентацией на «точку»;
- осанка осетинского танца.
Основные движения и связки кавказских танцев.
Теория. Знакомство с танцами: «Горский», «Кабардинский» («Удж») в исполнении хореографических ансамблей Кавказа
Практика. Связки на материале танцев «Симд», «Хонга», «Шалахо», «Кабардинский» («Удж»), «Девичий»
Танцевальный репертуар
Характерные особенности кавказских танцев.
Теория: Своеобразие хореографической культуры народов Кавказа.
Практика: Характерные особенности манеры исполнения танцев народов Кавказа: осанка, руки, взаимоотношения партнеров в танце, эмоциональный настрой, темперамент, жесткость, плавность, темп, азарт. Отработка манеры исполнения.
Этюды на материале кавказских танцев
Практика: Постановка этюдов на материале танцев «Кабардинский», «Девичий»
Постановочная работа
Практика. Постановка танцев «Симд», «Хонга», «Девичий». Сценическая культура и актерское мастерство в танце. Мимика у девочек и мальчиков. Взаимоотношения партнеров в танце.
Итоговые занятия.
Практика. Контроль изученного за первое полугодие учебного года, за год. Показ поставленных танцев перед родителями и педагогами.
Знакомство с лучшими хореографическими коллективами Осетии
Теория. Просмотр видео материалов с выступлением Государственного ансамбля танца «Алан», ансамблей «Лезгинка» (Дагестан), «Кабардинка»
Экскурсии, посещение концертов национальных хореографических коллективов.
Теория. Посещение концертов детских хореографических коллективов «Маленький джигит», «Дети гор», «Хуры тын», концертов ансамблей республик Северного Кавказа.
Ожидаемые результаты:
К концу 2-го года обучающиеся приобретают
знания основ музыкальной грамоты, классического экзерсиса, сценической культуры; особенностей танцев народов Северного Кавказа, творчества лучших хореографических коллективов Осетии;
навыки исполнения осетинских танцев, основных движений и этюдов на материале танцев народов Кавказа
Модуль 3. «Базовый 2» (3 год обучения)
Цель: привитие умений по исполнению танцев Осетии и Кавказа на хорошем уровне.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной выразительности.
2. Развитие танцевальной фантазии учащихся.
3.Развитие четкости, точности исполнения движений, ансамблевости.
4. Привитие умений по исполнению танцев Осетии и Кавказа на хорошем уровне.
5. Концертные выступления.
Учебный план
3-й год обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| Вводное занятие. Беседа о целях и задачах объединения на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | | Анкетирование Тестирование Беседа |
Ритмика, элементы музыкальной грамоты | |||||
2.1 | Закрепление разминки, совершенствование физической формы | 22 | | 22 | Беседа, показ |
2.2 | Связь музыки и движения. Закрепление навыков | 2 | 2 | | |
Хореографическая азбука | |||||
3.1 | Система упражнений с элементами классического танца. | 34 | 4 | 30 | Показ, тренировочное занятие |
3.2 | Система упражнений с элементами народно-сценического танца | 32 | 2 | 30 | Показ, тренировочное занятие |
3.3 | Основные движения и связки кавказских танцев | 32 | 2 | 30 | Показ, тренировочное занятие |
3.4 | Развитие ориентира на сценическом пространстве. Отработка ансамблевости. | 10 | | 10 | Показ, тренировочное занятие |
Танцевальный репертуар | |||||
4.1 | Основы композиции народного танца | 6 | 2 | 4 | Беседа, показ, тренировочное занятие |
4.2 | Этюды на материале кавказских танцев | 26 | | 26 | Показ, тренировочное занятие |
4.3 | Особенности исполнения сюжетного танца | 10 | 2 | 8 | Беседа, показ, тренировочное занятие |
4.4 | Постановочная работа | 20 | | 20 | Показ, тренировочное занятие |
5 | Итоговые занятия | 6 | | 6 | Показ |
6 | Экскурсии, посещение национальных хореографических коллективов. | 8 | 8 | | Беседа, просмотр |
7 | Знакомство с лучшими хореографическими коллективами Северного Кавказа | 6 | 6 | | Просмотр видео |
| Всего | 216 | 30 | 186 | |
Содержание обучения
Вводное занятие.
Теория. Цель и задачи на учебный год. Репертуарный план. Требования к обучающимся. Гигиена и здоровье танцора. Техника безопасности в здании Центра, в хореографическом зале, во время занятий. Инструктаж по противопожарной безопасности, поведению в ЧС
Ритмика, основы музыкальной грамоты
Закрепление разминки, совершенствование физической формы.
Практика. Общая физическая подготовка. Упражнения на развитие и тренировку мышечной силы, постановку корпуса, ног, пластику рук. Растяжка. Работа над выносливостью.
Связь музыки и движения. Теория. Закрепление изученного. Разбор музыкальных произведений с определением ритмических рисунков. Музыкальный размер.
Хореографическая азбука.
Система упражнений с элементами классического танца
Теория. Освоение и закрепление терминологии классического танца.
Практика. Система упражнений с элементами классического танца.
Экзерсис у станка:
Plies: demi plie (I, II, V поз), grand plie (I, II, V поз),
Battements tendus
Battements tendus jetes
Ronds de jamde par terre из I поз.ног во II поз.ног и из II п.н в I поз.ног
Passé par terre (I поз),
Grand battements jetes (I поз),
Releves — лицом к станку (I, II поз),
Лицом к станку перегибы курпуса
Экзерсис на середине:
I, II и III Parts de bras с перегибами корпуса
Temps leves sutes по I, II и V поз.ног
Аллегро:
Pas assamble.
Комбинации изученных прыжков в сочетании с pas assamble.
Система упражнений с элементами народно-сценического танца
Теория: Закрепление терминологии народно – сценического танца.
Практика: Элементы народно – сценического танца. Упражнения по линиям и по кругу:
- основной ход танцев «Симд», «Хонга», «Щирга», «Шалахо», «Кабардинский», «Дагестанский», «Девичий», «Зилга кафт»
-боковой ход «Симда»
-позиции рук в танцах «Симд», «Хонга», «Щирга», «Шалахо», «Кабардинский», «Дагестанский» , «Девичий»
- движение «ковырялочка»
- «ковырялочка» - с поочередным отводом ног назад;
- «ковырялочка» с прыжком, с поворотом;
- движение «ножницы»
- движение «веревочка»
- «веревочка» с хлопками над головой:
- движение «выпады»
- «выпады» с хлопками
- прыжки с поочередным выбросом ног на пятку, боковой ход с поворотом вправо и влево
- прыжки с поочередным выбросом ног на пятку четыре раза, прыжок на обе ноги, согнув колени и прыжок с поднятыми ногами;
- повороты, движение «ласточка»
«растяжка»
«подсечка»
«щирга» на полной ступне и на полупальцах
«стрелки»
«проходки»
Танцевальные элементы на основе народного танца:
- колени
- шанэ - верчение с ориентацией на «точку»;
- осанка осетинского танца.
Основные движения и связки кавказских танцев.
Теория. Знакомство с танцами: «Дагестанский», «Горский», «Кабардинский» («Удж»)
Практика. Разбор движений дагестанских танцев (основной ход акушинского, аварского, лезгинского и др.) Связки на материале дагестанского танца, танцев «Симд», «Хонга», «Девичий»
Развитие ориентира на сценическом пространстве. Отработка ансамблевости. Практика. Отработка унисона, самоконтроль и ориентация на партнеров. Масштаб движений и ориентация в пространстве сцены.
Танцевальный репертуар.
Основы композиции народного танца.
Теория. Понятие композиции. Композиция в народном танце
Практика. Разбор композиции танцев «Симд», «Хонга», «Девичий», «Дагестанский»
Этюды на основе кавказских танцев.
Практика. Постановка этюдов на основе дагестанского танца.
Постановочная работа
Практика. Отработка танцев «Симд», Хонга», «Девичий»,
Постановка «Дагестанского (аварского) танца».
Итоговые занятия.
Практика. Контроль изученного за первое полугодие учебного года, за год. Показ поставленных танцев перед родителями и педагогами. Подготовка к отчетному концерту.
Знакомство с лучшими хореографическими коллективами Осетии
Теория. Просмотр видео материалов с выступлением Государственного ансамбля танца «Алан», ансамблей «Иристон», Горец», «Лезгинка» (Дагестан), «Кабардинка», «Вайнах» и др.
Экскурсии, посещение концертов национальных хореографических коллективов.
Теория. Посещение концертов детских хореографических коллективов «Маленький джигит», «Дети гор», «Хуры тын», концертов государственного ансамбля «Алан», ансамблей республик Северного Кавказа.
Ожидаемые результаты:
К концу 3-го года обучающиеся приобретают
знания основ композиции кавказских танцев, особенностей танцев народов Северного Кавказа и Закавказья;
навыки исполнения осетинских и кавказских танцев, концертной деятельности.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое обеспечение:
Педагогом используются основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения;
метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям;
метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха;
метод рефлексии – основан на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности;
метод сенсорного восприятия - просмотры видеофильмов о лучших народных коллективах России, прослушивание аудиозаписей.
метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
игровой метод - включение элементов игры, которые создают хорошее эмоциональное настроение и отвечают задачам и содержанию занятий, возрасту и подготовленности детей.
В педагогической работе используется ряд приемов, которыми педагог пробуждает у детей желание к творчеству. Метод показа и словесный метод объединяются и подкрепляются методическим приемом - музыкальным сопровождением, что помогает детям согласовывать движения с музыкой.
В работе используется импровизационный и вариативный приемы, когда дети свободно и непринужденно двигаются под музыку, где каждый в движении выражает себя индивидуально.
Методическое обеспечение направлено на решение программных задач, которые носят социально-значимый, общественно полезный характер и поддерживают социальные новации, воспитывают энергию коллективной творческой деятельности, чувство сопричастности к общему делу, формируют развитие личности.
Задача педагога состоит в создании атмосферы соревнования, которые обеспечивают реальные достижения и ведут к включению механизма самореализации.
В педагогической деятельности используются следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:
групповая форма (группы формируются от 20 человек с учетом возраста детей);
коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций или постановок танцев, где задействовано несколько возрастных групп);
индивидуальная форма (работа с одаренными детьми (солистами), детьми с ограниченными возможностями, а также работа с детьми, которые не усвоили пройденный материал).
В процессе обучения тренируются все виды памяти: слуховая, моторная, обучающиеся чувствуют себя раскованно и комфортно.
Применение нетрадиционных форм занятий развивает познавательный интерес, снимает напряжение, оказывает эмоциональное воздействие на детей и является мотивацией и стимулом в обучении.
Формы проведения нетрадиционных занятий подбираются с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов.
В своей работе использую следующие технологии обучения:
личностно – ориентированная;
технология обучения в сотрудничестве;
технология игрового обучения (творческие задания);
здоровьесберегающая технология;
информационно – коммуникативная технология;
технология проектного обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения является ведущей и предполагает специальное конструирование учебного, дидактического и методического материала.
Педагогика, ориентированная на личности обучающегося, должна выявлять субъективный опыт обучающегося и предоставлять ему выбирать способы и формы учебной работы. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс достижений.
В личностно-ориентированном обучении позиция обучающегося изменяется. Обучающийся активно участвует в обучении – принимает учебную задачу, проявляет интерес к предмету, анализирует способы решения предложенных задач, выдвигает свои гипотезы, определяет причины и степень ошибок, что становится хорошим «помощником» в развитии мышления и воображения и помогает сделать обучение хореографией сознательным, продуктивным и более результативным процессом.
Цель личностно - ориентированного обучения в хореографии состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания - необходимые условия для становления самобытного интеллектуального личностного образа.
Во время обучения создаются условия для полноценного развития следующих функций:
способность ребенка к самостоятельному и творческому выбору;
умение рефлексировать и эмоционально оценивать свои возможности;
поиск эстетического смысла жизни посредством творчества;
формирование конструктивного и индивидуального образа;
гражданского чувства ответственности;
автономность целостности личности и возможности саморазвития.
Технология обучения в сотрудничестве позволяет организовать обучение детей по Программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией и включает индивидуально-групповую и командно-игровую работу.
В первом случае обучающиеся разбиваются на группы по 2-4 человека (дети в группах обязательно разные по уровню обученности). Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы, что особенно эффективно для усвоения нового материала каждым ребенком.
Разновидностью индивидуально-групповой работы также служит индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, анализируют, указывают на ошибки.
Учитывая психологию подростков, используется технология игрового обучения, выстраиваются занятия в форме танцевальных и музыкальных игр. В практической работе используется готовый, хорошо проработанный игровой материал, который помогает обучающимся ощутить себя в данной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Для занятий подбираются игровые танцевальные этюды по возрасту и подготовленности детей, которые создают хорошее настроение и отвечает задачам и содержанию занятий.
Нетрадиционные занятия помогают развивать у обучающихся воображение, эмоциональность и закладывают истоки творчества.
На занятиях используются различные подвижные игры, такие как:
игра «Картина» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу);
«Танцевальные импровизации» (танцевальные этюды);
«Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).
Здоровьесберегающие технологии обладают мощным здоровьесберегающим потенциалом и используются мною в процессе обучения хореографии, обеспечивая развитие ума, нравственных и эстетических чувств, потребность в деятельности, в общении с людьми, природой, искусством.
Применяя данную технологию, ставим следующие задачи:
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
создание условий ощущения радости в процессе обучения;
формирование у подростков устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела;
мотивация на здоровый образ жизни.
Информационно-коммуникативная технология Внедрение ИКТ в обучении хореографией оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционную форму подачи информации.
Во время занятий осуществляется просмотр видеоматериалов, различных мастер – классов, выступлений профессиональных коллективов и воспитанников, что позволяет обсудить просмотренный видео материал в группах, сформировать правильное представление о танце, технике исполнения, амплитуде и динамики тех или иных движений при разучивании.
Также информационные технологии используются для обеспечения материально-технического оснащения, которое необходимо для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям. Компьютер позволяет накапливать и хранить музыкальные файлы, фото- и видеоматериалы коллектива, производить монтаж, компоновку музыкального произведения, менять темп и звук музыкального произведения, осуществляет доступ в Интернет, поиск и переработку информации из сети Интернет, помогает поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение в Интернете.
Технология проектного обучения обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Творческие задания и практико-ориентированные проектные работы обучающиеся выполняют как в группах, так и индивидуально.
Все вышеизложенные педагогические технологии используются в работе с обучающимися, обобщая и систематизируя знания, при изучении нового материала, на занятиях контроля знаний, а также во внеклассной работе. Перечисленные методы помогают оживить занятие, придают ему эмоциональную окраску, обеспечивая развитие индивидуальности и самостоятельности, помогая заинтересовать каждого обучающегося.
В работе хореографического коллектива педагог использует открытые педагогикой принципы обучения:
Принцип ценностно-смыслового равенства.
У педагога и обучающегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиция равенства.
Принцип коллективности.
Педагогу необходимо воспитывать социально-значимые качества у ребёнка, развить его как члена общества, коллектива.
Принцип доступности обучения.
Обучение должно соответствовать возрастным, интеллектуальным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Принцип комплексности, системности и последовательности.
Обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а владение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
Принцип наглядности
Предусматривает яркий эмоциональный и практический показ движений при разучивании нового материала.
Принцип сознательности.
Предусматривает заинтересованность, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
Принцип креативности.
Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего.
Все эти принципы отражают личностно-ориентированный подход к детям и являются по существу единым и взаимосвязанным процессом образования.
В работе с детьми педагог может использовать и варьировать любые активные формы воспитательной работы: посещать выставки, музеи, парки культуры и отдыха, участвовать в фестивалях, конкурсах и концертах, обсуждать и приходить к единому мнению о культурном наследии. Через такое активное общение педагог сможет правильно организовать процесс обучения и общения с обучающимися, лучше понять мотивацию ребенка, устранить конфликтные ситуации.
В процессе воспитательной деятельности педагог использует «принцип тройственного союза»: дети – педагог – родители. Привлечение родителей к решению воспитательных вопросов положительно влияет на сплоченность коллектива и как следствие – повышается качество образовательного процесса.
Такая форма работы помогает педагогу объединять и развивать коллектив обучающихся, увлеченных одним общим делом – познанием хореографического искусства.
Формы подведения итогов по разделам и темам:
Отследить развитие индивидуальных особенностей и раскрытие творческого и познавательного потенциала ребенка, а также качества личности, сформированных в процессе занятий, педагог может в процессе непосредственного обучения, как с самим обучающимся, так и со всей группой в целом.
Педагогом проводятся скрытые диагностические исследования и наблюдения за динамикой развития, как каждого ребенка в отдельности, так и группы обучающихся в целом, которые проходят в форме:
собеседования;
скрытого педагогического наблюдения;
диагностика развития хореографических способностей (приложение 2);
беседы в форме «вопрос-ответ» (приложение 3);
диагностика мотивации потребности детей в общении с искусством выбранного образовательного направления (приложение 4);
творческого занятия;
групповой оценке работ;
концертных выступлений;
участия в фестивалях и конкурсах различного уровня (см. приложение).
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
Ниже представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).
Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 2). Педагог два раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения ребенка в сфере деятельности, изучаемой образовательной программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.
Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений (Таблица 3). Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей.
Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности.
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Мониторинг результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | баллы | Методы диагностики | |
I. Теоретическая подготовка ребенка: | |||||
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Владение специальной терминологией по тематике программы | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень(объем усвоенных знаний составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); - минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); - средний уровень(ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); - максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и собеседование | |
ВЫВОД | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2 – 8 б 9 – 16 б 17 – 20 б | | |
Практическая подготовка ребенка: | |||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Креативность в выполнении заданий | - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); - средний уровень(объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период); - начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); - репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); - творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 | Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание | |
ВЫВОД | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3 – 12 б 13 – 24 б 25 – 30 б | | |
Общеучебные умения и навыки ребенка: | |||||
Учебно-интеллектуальные умения: Умение подбирать и анализировать специальную литературу Умение пользоваться компьютерными источниками информации Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога Умение выступать перед аудиторией Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Учебно-организационные умения и навыки: Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Умение аккуратно выполнять работу | Самостоятельность в подборе и анализе литературе Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Самостоятельность в учебно-исследовательской работе Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств. Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | - минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); - максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). -Удовлетворительно – хорошо – отлично | 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 1- 4 5-8 9-10 | Анализ Исследова-тельские работы Наблюдение | |
ВЫВОД | Уровень общеучебных умений и навыков | Низкий Средний Высокий | 9 – 36 б 37 – 72 б 73 – 90 б | | |
Заключение | Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | Низкий Средний Высокий | до 56 б 56 – 112 б 113– 140 б | |
Индивидуальная карточка учета результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества).
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________________
Возраст___________________
Вид и название детского объединения ______________________________________________
ФИО педагога __________________________________________________________________
Дата начала наблюдения _______________
Сроки диагностики Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||
Конец 1 полугодия | Конец уч. года | Конец 1 полугодия | Конец уч. года | Конец 1 полугодия | Конец уч. года | |
I. Теоретическая подготовка ребенка: 1.1. Теоретические знания а) b) c) и т.д. 1.2. Владение специальной терминологией | | | | | | |
II. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) b) c) и т.д. 2.2. Творческие навыки | | | | | | |
III. Общеучебные навыки и умения ребенка: 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: а) умение подбирать и анализировать специальную литературу; б) умение пользоваться компьютерными источниками информации; в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу. 3.2. Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога, б) умение выступать перед аудиторией, умение вести полемику, участвовать в дискуссии. 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать свое рабочее (учебное) место; б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; с) умение аккуратно выполнять работу | | | | | | |
IV. Предметные достижения учащегося: На уровне детского объединения (кружка, студии, секции), На уровне школы (по линии дополнительного образования), На уровне района, города На республиканском, международном уровне | | | | | | |
Приложение 2
Мониторинг образовательных результатов
параметры/ /критерии | низкий уровень (1-2 балла) | средний уровень (3-4 балла) | высокий уровень (5 баллов) |
музыкальность | Не всегда может определить музыкальные размеры, ритм, темп, не владеет музыкальным материалом. | Ребенок точно различает музыкальные размеры, но не всегда вступает в такт с музыкой. | Точность, полнота восприятия музыки, хорошо владеет музыкальным материалом. |
выворотность | Имеет частичную выворотность, не следит за ней во время занятия. | Имеет тоже частичную выворотность, но старается выполнить все требования педагога, следит за выворотными позициями ног. | Хорошая выворотность, устойчиво стоит во всех позициях, правильно исполняет танцевальные элементы и движения. |
гибкость | Не владеет пластичностью мышц, не все упражнения может исполнить. | Частично владеет гибкостью и может исполнить четко отдельные элементы. | Ребенок достаточно гибкий, мышцы эластичные. Может правильно исполнить все элементы по программе. |
техника исполнения | Имеет технические навыки исполнения. | Имеет отдельные технические умения и навыки. | Имеет четкие технические навыки умения. |
артистичность | Не достаточно развита мимика лица, плохо владеет артистичностью. | Частично владеет артистичностью, но скован. | Хорошая артистичность, старается практиковаться даже во время занятий. |
Н - 1-2 балла, С - 3-4 балла, В - 5-6 баллов.
По итогам мониторинга можно сделать вывод, что занятия хореографией способны оказать комплексное влияние на развитие ребенка и формирование его как личности, развивает эмоционально-образное мышление, побуждает к творчеству, тренирует волю и тело. Т.о. хореография в современном процессе обучения детей гармонизирует интеллектуальное развитие ребенка наряду с физическим, нравственным, духовным и эмоциональным началом.
Приложение 3
«Вопрос-ответ»
Какие позиции рук Вы знаете?
Какие позиции ног Вы знаете?
Как называется движение у станка, показанное на рисунке.
Назовите движение у станка, изображающее выведение ноги на носок.
Назовите движение, которое на русском языке звучит как - «бросок ноги на 45*».
В переводе с французского - это «большой бросок», как называется это движение?
Какой музыкальный размер у танца «Вальс».
Как переводится с французского языка «ронд де жамб партер».
Что такое «Пор-де-бра»?
Подъем на полупальцы – это….?
Как звучит на французском приседание?
Allegro – это …..?
Список литературы
Литература для педагогов:
Голейзовский К. Образы русской хореографии. М., Светоч, 1964. 176 стр.
Базарова М., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Изд. Искусство, 1958г. 397 стр.
Грикурова Л.В. Осетинские танцы. – Орджоникидзе: Северо – Осетинское книжное издательство, 1961г. 217 стр.
Захаров М.А. Искусство балетмейстера. – М.: Знание ,1983г.43стр.
Устинов Т.С. Русский танец. – М.:1972г. 485 стр
Устинова Т.А. Народный танец. Обряды и обычаи. – Владикавказ: 1992 г. 205 стр.
Уральская А.В. Классический танец – М.: Наука, 1990 г., 117 стр.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М.: Владос ,2004г., 98 стр.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. - М.: Владос 2005г.149 стр
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М.: «Владос» 2003г., 267 стр.
Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. - М., Светоч,1976., 75 стр.
Климов А. Основы русского народного танца. - М., 1981.
Калыгина А. Традиционные народные танцы и игры. - М., 2005г.
Ткаченко Т. Народные танцы. - М., 1975.
Устинова Т. Русский народный танец. - М., 1976.
Центральный научно - методический кабинет по учебным заведениям
культуры и искусства « Народно - сценический танец». Программа
для хореографических отделений ДШИ.- М., 1993г.
Литература для педагогов (диагностика детей).
Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.
Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 1986. - С. 62-68.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 1981
Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. - М., 1991.
Литература для детей и родителей
Великович Э. Здесь танцуют. СПб.: 2002.
Калыгина А. Традиционные народные танцы и игры - М., 2005г.
Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
Видеоматериал:
1. DVD-disk. Мастер-класс. В.Шершнёв «От ритмики к танцу».
2. DVD-disk. Мастер-класс В.Шершнева г. Москва «Женская и мужская техника исполнения народного танца».
3. DVD-disk. Мастер-класс. Жулаева Зульфия «Детский современный танец».
Интернет-ресурсы:
www.horeograf.com,
www.narodko.ru,
http://dancehelp.ru
45