Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа современного танца»
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА | 3 |
2. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | |
3. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | |
4. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | |
5. | Список литературы для педагога | |
6. | СПИСОК ЛитературЫ для ОБУЧАЮЩИХСЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ | |
| Приложение 1. Календарный учебный график | |
Информационная карта
образовательной программы
дополнительного образования детей
«Школа современного танца Active Dance»
Ф.И.О. авторов-составителей программы: Герасимова Татьяна Александровна, педагог высшей квалификационной категории
База реализации программы: детский клуб «Вега»
Форма творческого объединения: школа
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень реализации: дошкольное, начальное, основное и среднее (полное) общее
Организационная форма реализации: групповая
Образовательная область: искусство
Уровень освоения: общекультурный (1-2 год обучения), углубленный (3-5 годы обучения), профессионально-ориентированный (6-7 год обучения)
Способы реализации: репродуктивный (1-2 год обучения), креативный (3-7 годы обучения)
Ведущее направление деятельности: практическое
Продолжительность освоения программы: 7 лет
Количество часов:
- 1 год обучения | 4 | в неделю, | 200 | в год |
- 2-3 год обучения | 6 | в неделю, | 302 | в год |
- 4-7 год обучения | 6 | в неделю, | 453 | в год |
Возрастной диапазон освоения программы: 4-18 лет
Базовые программы (название, автор, где опубликована):
типовая программа Министерства просвещения СССР для внешкольных учреждений по хореографии;
авторская программа Бриске И.Э.«Программа обучения одаренных детей 9-14 лет». - ЧГАКИ, Челябинск, 2000;
программа по классическому танцу «Классический танец. Упражнения у станка (1-й год обучения) для культурно-просветительных училищ». – М., 1987, рекомендованная министерством культуры РСФСР;
учебная программа по дисциплине "Спортивный танец" составленная в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта России, предназначенная для студентов специальности "Культурология" специализации 020611 "Менеджмент культуры (руководитель танцевального коллектива)";
Дата утверждения: 05.09.2003 г.
Коррекция программы:
- в 2004 г. скорректирован учебно-тематический план на 35 недель – 1 года обучения, 36 недель - 2 года обучения;
- в 2006 г. скорректирован текст пояснительной записки, расширены отличительные особенности программы;
- в 2007 г. добавлено методическое обеспечение программы
- в 2010 г. углублен репертуарный план, скорректирован учебно-тематический план на 36 недель - 3 года обучения, разработан тематический план и содержание программы для дошкольного возраста;
- в 2012 г. Разработан учебно-методический комплекс по разделам программы.
- в 2015 г. коррекция информационной карты, учебно-тематического плана.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Программа «Школа современного танца Active Dance» занимает прочное место в системе художественно-эстетического воспитания детей.
Составлена на основе Положения о школах, утвержденного директором МУДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» и ориентирована на самоопределение и духовное развитие личности, создание условий для ее самореализации, укрепления психического и физического здоровья воспитанников.
Актуальность программы
В условиях глубокого социального, экономического и культурного кризиса система дополнительного образования детей продолжает развиваться, постоянно выдвигая новые идеи, инновации, технологии. При этом дополнительное образование претерпевает важные изменения. Оно все больше становится процессом, направленным на овладение социальным опытом, пробуждающим становление личности, характера, духа, мировоззрения, фактором социально-педагогической защиты, обеспечивающим его адаптивность и способность к самореализации, важным компонентом развития духовной культуры личности ребенка. В этой связи совершенно очевидна необходимость обращения дополнительного образования детей к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. «…Ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу» (Сухомлинский В.А.).
Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения особое место занимает хореография. В последние годы – современная хореография.
Занятие современным танцем привлекает своей многогранностью. Этот вид хореографического искусства позволяет научиться танцевать в различных стилях, овладеть техникой исполнения самых модных и популярных танцевальных направлений.
В настоящее время изучение искусства современного танца особенно актуально, т.к. искрометный динамизм потока информации накладывает отпечаток на сознание человека, его эмоциональную сферу, а «… любая человеческая эмоция должна получать адекватное значение в движении» (Ф. Дельсарт). Обеспечение эмоционального благополучия и благоприятного психологического климата в коллективе детей и подростков рассматривается в дополнительном образовании как условие гуманизации педагогического процесса и полноценного развития личности ребенка.
Разработка образовательной программы «Школа современного танца Active Dance» осуществлялась согласно конвенции ООН «О правах человека», Закона РФ «Об образовании», нормативных документов Министерства образования и науки РФ и Челябинской области, Устава учреждения.
В основу составления программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Школа современного танца Active Dance» были использованы:
типовая программа Министерства просвещения СССР для внешкольных учреждений по хореографии;
авторская программа Бриске И.Э.«Программа обучения одаренных детей 9-14 лет». - ЧГАКИ, Челябинск, 2000;
программа по классическому танцу «Классический танец. Упражнения у станка (1-й год обучения) для культурно-просветительных училищ». – М., 1987, рекомендованная министерством культуры РСФСР;
учебная программа по дисциплине "Спортивный танец" составленная в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта России, предназначенная для студентов специальности "Культурология" специализации 020611 "Менеджмент культуры (руководитель танцевального коллектива)";
учебное пособие Ивлевой Л.Д. «Джазовый танец» (основы джазового танца).
учебные пособия Гусева С., Гусевой Ю.;
учебное пособие «Основы классического танца» А. Я Вагановой;
опыт работы по современной хореографии педагогов дополнительного образования.
Но динамичная адаптация содержания, форм и методов образовательного процесса к разнообразию изменений, происходящих в обществе, позволяет говорить о новизне подходов в решении проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения в художественно-эстетической области.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Школа современного танца Active Dance».
Содержание данной программы, дополняя, расширяя и углубляя влияние социума и семьи на ребенка, направлено на создание модели воспитательной системы эстетического освоения социокультурного пространства. Центр модели воспитательной системы – личность ребенка, осуществляющая в условиях дополнительного образования самопознание, саморазвитие и самореализацию.
Основой модели воспитательной системы является триединство: образование (познание) – досуг (активный отдых и общение) – творчество (результат конкретной практико-ориентированной деятельности).
Воспитание социально-творческой активности личности средствами современной хореографии заключается в использовании приемов и методов непрерывного воспитательного воздействия, осуществляемого в открытом диалоге педагога и воспитанника. Личность ребенка и личность педагога выступают здесь с позиции равноправных соучастников этих процессов с равной ответственностью за их организацию и конечный результат, что создает оптимальные предпосылки для развития мотивации к обучению, формирует качества личностной самостоятельности и ответственности, ведет к раскрытию творческого потенциала воспитанника.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы «Школа современного танца Active Dance» от уже существующих программ данного направления состоят в следующем: обучение основывается не на канонах классической хореографии, а на основе специально разработанных методов: "музыкального движения", основанного на развитии природного музыкально-двигательного рефлекса и "гармоничной пластики", основанный на принципах дыхательности и целостности движения. Стиль движения не определяется выворотностью и физическими данными, а является проявлением естественных законов движения человеческого тела.
“Музыкальное движение” - метод, выходящий за рамки узкой задачи обучения танцу - метод целостного музыкально-эстетического воспитания личности, метод художественно-творческой работы. Этот метод создали последовательницы Айседоры Дункан, организаторы Государственной студии музыкального движения “Гептахор” Стефанида Руднева и Эмма Фиш. Студия существовала в нашей стране с 1918 по 1934 год.
По их мнению: "…музыка в процессе работы не фон, на котором развертывается пластическая композиция, она не сопровождение, дополняющее воспринимающему осознание художественно-пластической данности. Музыка…-источник работы, первопричина. Из нее вытекает композиция, и поэтому и воспринимать ее следует слитно с музыкой, как одно целое, как бы некий музыкально-двигательный ансамбль."
“Гармоничная пластика” - авторская программа развития пластичности тела на основе единства дыхания, движения, воображения. Составитель Т.С. Преображенская-Николаенко - режиссер и хореограф, исследователь пластических культур Запада и Востока, преподаватель авторского курса пластического модерн-танца Института Усовершенствования Министерства Культуры Ленинградской области. Публикации: Журнал “Танец”. №1. 1997; “Натали”. №№ 2, 4, 6, 9, 12. 1997.
Позиционирование танца как физически здорового и интеллектуально обогащающего занятия (подобная трактовка была предложена Айседоры Дункан) позволяет подходить к системе обучения как природосообразному, гармоничному процессу развития детей.
Широко применяются инновационные технологии: здоровье сберегающие, технологии творческой деятельности, дифференцированного подхода, личностного ориентирования. Ведение занятий без остановки (нон-стоп) позволяет быстро и эффективно разучивать новые танцевальные стили, более активно и легко учат ребенка двигаться (помогает «растанцовывать» скованных учащихся).
Новизна программы
Программа включает в себя I, II, III ступени обучения, обеспечивая непрерывность образовательного процесса.
Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по ступеням обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
I ступень - общекультурный уровень освоения материала (1-2 года обучения);
II ступень - углубленный уровень освоения материала (3-5 годы обучения);
III ступень - профессионально-ориентированный (6-7 год обучения).
I ступень предполагает удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение информированности в области хореографии, обогащение навыков общения и умений совместной деятельности в освоении программы.
Учитываются индивидуальные возможности детского коллектива, его отдельных исполнителей.
II ступень предполагает развитие компетентности в области хореографии, сформированность навыков на уровне практического применения.
III ступень предполагает достижение повышенного уровня образованности в области хореографии, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения в условиях неопределенности.
Необходимость создания многоступенчатой программы в учреждении продиктована:
- во-первых, социальным заказом общества на выявление детей, имеющих потенциальные хореографические способности;
- во-вторых, в углубленном изучении основ современного танца с устойчивой ступенчатой системой обучения;
- в-третьих, в воспитании национального самосознания детей и подростков (получении сведений о танцах разных народов, различных эпох и стилей хореографии);
- в-четвертых, в укреплении и сохранении здоровья подрастающего поколения;
- в-пятых, в создании системы внешних связей учреждения дополнительного образования с социальными партнерами, учреждениями культуры, специальными учебными заведениями для формирования условий обучения и развития наиболее способных и одаренных детей;
- в-шестых, в социализации детей, определении ими своего места в жизни.
Цель программы: формирование социально-активной личности средствами современной хореографии.
Задачи:
Воспитывать активность, целеустремленность, дисциплинированность, трудолюбие и уверенность в себе, культуру и эстетику движения, культуру отношения к своему здоровью, эмпатию, толерантность и патриотизм.
Изучать направления современной хореографии.
Развивать хореографические умения, умения слушать и слышать музыку и интерпретировать ее содержание в движении, способность художественно-образного восприятия искусства хореографии и возможности творческого мышления;
Обеспечить условия для самореализации воспитанников через формирование навыков публичных выступлений.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Школа современного танца Active Dance» художественно-эстетической направленности от 4 до 18 лет, что связано с многоступенчатостью программы. Формируются группы для детей дошкольного (4-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего (11-15 лет) и старшего школьного возраста (16-18 лет).
Дошкольный возраст
Данный возраст сензитивен с точки зрения формирования крупной моторики, умения координировать свои движения под музыку. В памяти фиксируются яркие эмоциональные моменты. Механическая память носит краткосрочный характер, внимание рассеянное. Поэтому на занятиях рекомендуется частая смена видов деятельности, использование игровой формы работы. Взрослея, у детей появляется ярко выраженное понятие «я сам», подражание взрослому, увеличивается объем памяти, улучшается координация и способность восприятия информации. У педагога появляется возможность плавно переводить игровую часть занятия в форму занятия - тренировки.
Младший школьный возраст
Наиболее благоприятен с точки зрения воспитания и обучения. Именно в этот возрастной период закладываются основы логического мышления: появляется способность к рассуждениям, обобщениям, но в пределах своего опыта. Объединение мышления с воображением позволяет развивать творческое воображение, желание «творить», искать и открывать «маленькие тайны».
Восприятие у младших школьников носит избирательный характер. Ребенок воспринимает ту информацию, которая более яркая и не всегда главная. Недостаточно развито восприятие пространства и времени.
Одна из особенностей этого возраста – формирование эмоциональной сферы ребенка. Деи в состоянии точно определить характер задания, дать ему образную характеристику, а благодаря свойственной им наблюдательности, услышать отдельные детали музыкальной речи, оттенки интонации. Поэтому с самого начала работы занятия представляют собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие эстетических и психомоторных способностей детей. Это музыкально-танцевальные игры, импровизации, танцевальные композиции с яркими художественными образами. Перед педагогом стоят задачи усвоения жестов, мимики и выработки хорошей реакции на них (внимание, вступление, паузы и др.). Чем меньше запрограммированности деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Средний школьный возраст
Переходный период от детства к взрослости. Он характеризуется перестройкой организма, самосознания, интересов. В среднем школьном возрасте закладываются основы моральных и социальных установок личности. Для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, самостоятельность. Проявляется склонность аргументировать суждения, делать выводы.
Для детей среднего возраста характерно словесно – логическое мышление. Ведущей деятельностью этого возраста является общение со сверстниками, с педагогом, родителями на основе определенных морально-этических норм, нравственных установок, формируется представление о собственной личности, создаются предпосылки для постановки новых задач, мотивации к дальнейшей собственной.
В области развития художественных способностей, воображения воспитанники переходят к созданию предварительных замыслов своих произведений (этюдов, импровизаций). Поэтому педагогу крайне важно регулировать индивидуальные особенности каждого ребенка, поддерживать любые их начинания, вовлекать в совместную коллективную деятельность (концерты, праздники, посиделки), направлять полученные знания, умения и навыки на решение познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни.
Старший школьный возраст
Завершающий период школьной жизни учащихся. Перед ними встает проблема выбора пути в жизни, выбора профессии, происходит бурное развитие самосознания, углубленный самоанализ, самоконтроля деятельности, самооценка качеств и способностей. У детей этого возраста развита монологическая речь, способность вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Интересы подростка могут иметь профориентационную направленность. Поэтому в программе уделяется внимание активному участию воспитанников в самореализации идей, умений навыков на различных уровнях: среди сверстников, в школьной аудитории, среди педагогов и специалистов. Важную роль, в этой связи, имеет мотивационный компонент программы или создание условий для развития воспитанников: стремления к самоуправлению, к овладению навыков субъект – субъектного общения, желания принимать участие в реализации программы.
Сроки реализации программы
Дополнительная образовательная программа «Школа современного танца Active Dance» рассчитана на 7 лет (от 2 до 3 лет на каждой ступени обучения). Это позволяет выстроить непрерывную цепь обучения от формирования интереса до самостоятельного творчества.
I ступень
Основные задачи:
формирование положительной мотивации на дальнейшие занятия хореографическим искусством;
развитие крупной моторики;
развитие танцевальных умений (выворотности, гибкости, прыжка, шага, координации, устойчивости), изучение несложных танцевальных элементов;
развитие музыкально-ритмических навыков (ритмичности, музыкальности, актерского мастерства);
освоение детского репертуара (миниатюры, сюжетные танцы);
формирование этических и моральных качеств человека.
II ступень
Основные задачи:
совершенствование знаний и умений по основным разделам образовательной программы; воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации; продолжение работы по развитию актерского мастерства;
знакомство с современными стилями, освоение элементы новой танцевальной техники и современной пластики;
введение современного инструментального (вокального) музыкального сопровождения;
изучение танцевального репертуара, основанного на элементах современной пластики;
формирование волевых качеств, самодисциплины.
III ступень проводятся занятия с детьми, проявившими стойкий интерес и способности к современному танцевальному искусству.
Основные задачи:
- совершенствование исполнительского мастерства;
освоение танцевального репертуара;
расширение поля самореализации воспитанников;
формирование гармоничных взаимоотношений с окружающим миром, природой, самим собой.
Режим занятий
Одним из главных условий поступления ребенка в объединение «Школа современного танца Active Dance», является наличие справки от терапевта о состоянии здоровья поступающего.
Набор детей в группы I ступени проводится на основе собеседования, тестирования, проверки элементарных музыкально-ритмических навыков.
Набор детей в группы II и III ступеней - на основе переводных зачетных требований к воспитанникам групп I ступени, диагностики сформированности специальных знаний, умений и навыков, анкетирования детей по мотивации и ценностным ориентациям.
В целях рациональной организации образовательного процесса занятия осуществляется следующим образом:
I год обучения – 36 недель с сентября по 31 мая
со II по VII год обучения – 36 недель с 05 сентября по 31 мая
В связи с этим, режим занятий предполагает:
- первый год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа, недельная нагрузка 4 часа, годовая – 144;
- второй и третий год обучения: 2-3 раза в неделю по 3-2 часа, недельная нагрузка – 6 часов, годовая 216;
- четвертый, пятый, шестой и седьмой года обучения 3 раза в неделю по 2-3 часа, недельная нагрузка – 6-9 часов, годовая 216-324.
В летний период для одаренных детей организуется профильная смена, рассчитанная на 20 занятий по 2 часа (40 часов). Профильная смена проводится на базе творческого лагеря в г. Сочи. Дети кроме занятий имеют возможность отдохнуть и укрепить здоровье, принять участие во Всероссийском конкурсе «Дерзайте, Вы талантливы!», посетить достопримечательности черноморского побережья.
Кроме того, программа предусматривает индивидуальную работу с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми
Программа «Школа современного танца Active Dance» предусматривает индивидуальные часы для работы с одаренными детьми. Основная цель: создание условий для обеспечения духовного роста и социально-педагогической поддержки одаренных детей средствами современной хореографии.Для этого необходимо решение следующих задач:
обеспечение системной работы по развитию танцевальных способностей детей (план работы);
наличие индивидуального образовательного маршрута (прогнозирование развития ребенка);
углубленная разработка содержания деятельности по освоению танцевальной техники одаренного ребенка (репертуар, формы, методы);
подготовка солистов из числа участников коллектива (в сольной проходке, в сольном отрывке номера, в самостоятельном сольном номере);
побуждение воспитанника к активной творческой самореализации и проявлению себя как личности (самостоятельное проведение разминки с воспитанниками коллектива, привлечение к организационной работе).
На индивидуальную работу отводится 2-3 часа в неделю; в год – 72-78 часов. В целом, с учетом групповых часов, нагрузка на воспитанника не превышает 9 часов в неделю (6 групповых и 2-3 индивидуальных часа).
Содержание индивидуальных занятий составляет материал учебно-тематического плана (отработка композиций, фигур, элементов танцев). Он может варьироваться педагогом в зависимости от количества упражнений и времени на учебно-тренировочную работу, от темы, задач группового занятия, педагогических ситуаций, а также дополняться и усложняться по содержанию, формам и методам.
Основными формами организации занятий являются:
- групповые учебно-практические и теоретические занятия. Они используются с начинающими, при решении задач физической подготовки, изучении фигур, элементов современного танца, танцевальных композиций. Педагог проводит занятие одновременно со всей группой, давая общие задания для всех обучающихся;
- индивидуальная форма и мелкогрупповая работа используется в тех случаях, когда воспитанники отстают в физической и технической подготовке. Педагог определяет слабые места и дает им индивидуальные задания, которые выполняются во время занятия;
- работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным образовательным маршрутам обязательна на этапе совершенствования танцевальных способностей одаренных детей).
Ожидаемые результаты дополнительной образовательной программы «Школа современного танца Active Dance»
Результатами реализации программы является:
1. формирование хореографических умений и навыков:
владение основами современной хореографической культуры, умение сочетать танцевальную подготовку с развитием выносливости, координации и гибкости движений, умение регулировать эмоциональное состояние и психологическую устойчивость в соревновательной деятельности.
знание теории хореографического искусства, основных направлений и жанров современного танцевального искусства, их особенности и отличия;
активное стремление к самореализации и демонстрации своих творческих способностей;
2. социальная активность детей
Критериально-значимые компоненты социальной активности:
когнитивный – познавательная активность ребенка в социально-творческой деятельности;
коммуникативный – принятие норм и правил общения, терпимость, доброжелательность, ответственность в отношениях с людьми, признание каждого человека на самостоятельность и независимость;
креативный – творческое восприятие окружающей действительности, личное участие в созидании нового, поиск нестандартного решения.
Способы проверки результатов:
- анкеты, предлагаемые психологами (мотивация посещения занятий, ценностные ориентации, развитие эмоциональной отзывчивости);
- индивидуальный опрос;
- контрольные задания;
-диагностика сформированности творческих способностей, представляющая собой таблицу по трем критериям («артистичность», «музыкально-ритмическое воспитание», «танцевальная лексика»).
Каждый критерий оценивается по трем уровням творческих способностей (низкий, средний, высокий).
I. Критерий: «Артистичность»
высокий уровень – ребенок обладает активной, разнообразной и естественной мимикой, умеет передавать настроение музыки и сюжета, он отличается богатым воображением для создания художественного образа, полностью передает образа согласно характеру заданного музыкального произведения.
средний уровень – ребенок умеет создать внешнепривлекательный образ, что касается соответствия мимики лица образу, заданному характером музыки, то она частично не соответствует, может изобразить заданную и показанную педагогом эмоцию в режиме занятия, но в процессе выступления теряется, сосредотачиваясь только на технике движения, в результате чего наблюдается скованность движений телом при воспроизведении образа заданного характером музыкального произведения.
низкий уровень – у ребенка мимика не соответствует образу заданного музыкального сопровождения, движения частично или полностью не соответствуют заданному характеру музыкиинтерес к творческой деятельности, отсутствует гибкость мышления и воображения, нет навыков самостоятельной деятельности, не испытывает радости открытий, отказывается от выполнения заданий, проявляет низкий уровень воспитанности.
II. Критерий: «Музыкально – ритмическое воспитание»
высокий уровень – дети чутко реагируют на интонационные и темповые оттенки музыки, слышат вступление, четко выделяют акценты, сильную долю, движения техничны, с желанием откликаются на творческие задания, проявляют самостоятельность и инициативу, осознанно относятся к взаимосвязи движения и музыки, знания по теории музыки в полном объеме, целеустремленны, работоспособны.
средний уровень – дети достаточно музыкально и ритмично выполняют движения, ощущают построение музыкальных фраз, развита техника исполнения ритмических навыков, выполняют творческие задания педагога, запоминание движений под музыку механическое, имеются знания по теории музыки;
низкий уровень – дети не слышат музыкальный ритм и темп упражнений, не четко начинают и заканчивают движения, не работоспособны, быстро устают, к творческим заданием относятся без энтузиазма, знание теоретического материала слабое.
III. Критерий: «Танцевальная лексика»
высокий уровень – знает название и демонстрирует технику исполнения танцевального движения, может объяснить последовательность исполнения танцевального движения, определяет ошибки в своем исполнении и в исполнении других.
средний уровень – знает название половины изучаемых движений, может продемонстрировать технику исполнения большинства движений, некоторые выполняет с помощью подсказки педагога, процесс исправления ошибок в технике требует временных затрат.
низкий уровень – плохо знает названия изучаемых движений, воспроизводит технику исполнения движений только после показа ее другими, трудно справляется с ошибками в исполнении.
Формы подведения итогов:
конкурсы;
фестивали;
смотры художественной самодеятельности;
открытые занятия (в том числе для родителей);
зачетные занятия;
отчетный концерт.
Содержание дополнительной образовательной программы «Школа современного танца Active Dance» отражено в учебно-тематических планах по годам обучения.
Учебно-тематический план 1 год обучения
Разделы программы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |
I. Пластическая игра | 4 | 20 | 24 |
II. Партерная игропластика | 3 | 14 | 17 |
III. Парная игра | 2 | 9 | 11 |
IV.Логоритмические танцы | 2 | 11 | 13 |
V. Освоение репертуара: - постановочная работа - репетиционная работа
| 4 2 | 8 31 | 12 33 |
VI. Детские танцы | 3 | 22 | 25 |
VIII. Воспитательная работа | - | 9 | 9 |
Итого: | 20 | 124 | 144 |
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
1 раздел. Пластическая танцевальная игра
Теория: понятия «линейка», «вправо-влево», «вверх-вниз», понятия «чуть-чуть», «сильно».
Практика: повороты корпуса - «Ветер дует-задувает»; «Паучок ползет по ветке»; У жирафа пятнышки» - упражнение для знакомства с собственным телом, на вырабатывание скорости и быстроты реакции, крупной моторики, самомассаж.
2 раздел. Партерная игропластика
Теория: понятия «Мягкий-жесткий», «вперед-назад», «круг».
Практика: «бабочка» - развитие паховых мышц, выворотности, «птички» - развитие мышц спины, координации; «Ножки длинные-короткие» - упражнение на развитие эластичности подъема, профилактика плоскостопия, понятия «затянутой» и «сокращенной» стопы.
3 раздел. Парная игра
Теория: понятия «Быстро-медленно», «натянутый», «расслабленный»
Практика: «тяни-толкай» - стрейчинг мышц ног, «комарики вьются» - «скачут зайки по полянке»
4 раздел. Логоритмические танцы
Теория: понятия «по росту», «стопа», «громко-тихо»
Практика: «Любопытная мышка», «Топали мы, топали» «У ребят порядок строгий»
5 раздел. Освоение репертуара
Теория: понятие «танцевальный номер», структура и составляющие номера, значение танцевальных движений в раскрытии художественного образа танца, последовательность движений и их логическая взаимосвязь, видеопросмотр.
Практика: постановка танцевальных номеров: «Раз-ладошка», «Снежная баба», «Веселый курятник»; репетиция; прогон концертных номеров перед выступлением; подбор и примерка сценических костюмов.
6 раздел. Детские танцы.
Теория: понятия «хореография», «танец», «композиция»; основа построения композиции; устное повторение изученных рисунков, переходов из одного построения в другое, шагов, подскоков разных темпах и ритмах.
Практика: разучивание танцев: «Детская полька», «Приглашение», «Пингвин», «Сударушка», «Веселая зарядка», «Падеграс», «Круг дружбы».
7 раздел. Воспитательная работа.
Теория: цели и задачи посещаемых мероприятий; установка детей на результат; инструктаж по правилам поведения, правилам дорожного движения; понятия «увлеченность», «интерес», «самостоятельность», «ответственность», «дисциплина».
Практика: концерты («День пожилого человека», «День Победы», «День пожилого человека», «День матери», отчетный концерт); районный смотр художественной самодеятельности; городской фестиваль «Души исполненный полет». Игра «Мойдодыр», «От улыбки станет мир добрее».
Учебно-тематический план 2 года обучения
Разделы программы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |
I. Музыкально-ритмическое воспитание | 2 | 16 | 18 |
II. Освоение элементов классического танца. | 4 | 15 | 19 |
III. Освоение элементов народного танца | 2 | 11 | 13 |
IV. Освоение танцевальных этюдов, фигур | 1,5 | 12,5 | 14 |
V. Освоение репертуара: - постановочна работа - репетиционная работа | 4 2 | 14 46 | 18 48 |
VI. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях | | 20 | 20 |
VII. Детские танцы (историко-бытовые и бальные) | 2 | 20 | 22 |
VIII. Современная пластика | 4 | 31 | 35 |
IX. Воспитательная работа | 3 | 6 | 9 |
Итого: | 24,5 | 191,5 | 216 |
Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
Раздел 1. Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: понятие «вальс», размер 3\4; чередование долей («сильная», «относительно сильная», «слабая»); «динамические оттенки», объяснение схемы «переходного вальса», «вальсовой дорожки».
Практика: освоение «переходного вальса», «вальсовой дорожки»; отработка основных танцевальных шагов (боковой шаг галопа, боковой шаг в повороте, шаг польки); прыжки по VI позиции ног с продвижением вперед-назад; выполнение движений с различной амплитудой, разной силы мышечного напряжения.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: закрепление терминологии классического танца («плие» I и II позиции ног, «батман тандю», «пор де бра»); позиции ног (II, IV, V);
Практика: освоение классического экзерсиса (у станка): боковая позиция к станку («плие» по I позиции ног, «батман тандю» из I и III позиции ног, «релеве» (I и II позиция), «пор де бра», «крестом»).
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: объяснение понятий: «переменный шаг», «ковырялочка» в повороте на 180 и 360 градусов с притопом, «моталочка» с продвижением из стороны в сторону, присядка «мяч» по VI и I позиции ног; положение рук (за юбку, на пояс, под рукой), «поясной поклон»
Практика: освоение упражнений: «переменный шаг», «ковырялочка» в повороте на 180 и 360 градусов с притопом, «моталочка» с продвижением из стороны в сторону, присядка «мяч» по VI и I позиции ног; положение рук (за юбку, на пояс, под рукой); закрепление основных шагов, поясного поклона.
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов и фигур, игр-танцев.
Теория: понятие «художественный образ», «воображение»; понятие «шеренга», «диагональ», «концентрический круг», подготовка к выполнение упражнений по «диагонали»; объяснение рисунков и фигур «змейки», «звездочки», «концентрический круг», несколько кругов, расширение и сужение кругов, размещение лицом по ЛТ, против ЛТ.
Практика: пластические этюды с воображаемыми предметами (надувание шарика, выдувание одуванчика); сценки подражания повадкам животных (этюды «кошка, «петух», «лягушка»); выполнение этюдов на воображаемое состояние погоды («Снежный хоровод», «Осенний листопад») под музыкальное сопровождение; отработка рисунков и упражнений «змейка», «звездочка», «концентрический круг», несколько кругов, расширение и сужение кругов.
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теория: роль музыкального сопровождения (фонограммы, «живого звука»), реквизита в раскрытии художественного образа танца; последовательность движений и их логическая взаимосвязь; видеопромотр.
Практика: постановка и отработка танцевальных номеров «Лето», «Детство», «Российскому футболу посвящается» «Школьный рок-н-ролл»; репетиция; прогон концертных номеров перед выступлением; подбор и примерка сценических костюмов.
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками районных, городских мероприятий. Во время выступлений и подготовки к ним дети учатся сценической культуре:
- правилам поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- культуре одежды, прически на сцене;
- умению соотносить свои действия с действиями товарищей по танцу;
- умению держаться в обществе.
Детям дается понятие, что танец - это коллективный вид искусства, эффект которого зависит от действий каждого исполнителя. Во время выступления у учащихся формируется отношение к публичному выступлению. Это еще для них и способ самоутверждения.
Раздел 7. Детские танцы (историко-бытовые и бальные).
Теории: знакомство с европейской танцевальной культурой XIX-XX веков; рождение латиноамериканского танца; танцевальное искусство России XIX-XX веков; видеопромотр.
Практика: разучивание танцев: «Галоп», «Менуэт», «Полонез», «Чешская полька», «Вальс».
Раздел 8. Современная пластика.
Теория: танцевальное искусство в России XX века. Развитие танца-модерна; основные составляющие джаз-танца; понятие «мышечное напряжение», «мышечное расслабление», «изолированные движения», «координация движений», «комбинация».
Практика: запоминание ощущений через простейшие упражнения на мышцы шеи, плеч, живота, рук, ног; освоение позы «коллапса» (все тело напряженно устремлено вверх, затем расслабить одновременно мышцы ног, рук, плечи и голова немного наклонены вперед); освоение изолированных движений (головы, плеч, бедер, корпуса); «полуприседание», «разминка», «пружинка», «твист», «лягушонок».
Раздел 9. Воспитательная работа.
Теория: правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения; цели посещения мероприятий; презентация посещаемых учреждений; роль организационных качеств воспитанников в подготовке и проведении мероприятий; понятия «самовоспитание», «самостоятельность».Беседа «Мама каждому нужна».
Практика: воспитательная работа в кружке («День именинника», родительские собрания с концертами), концерты в школе («День пожилого человека», «День матери», «День Победы» - конкурс рисунков); в учреждении («День открытых дверей», «День пожилого человека», «День матери», «Покров», «Масленица», «День инвалидов», отчетный концерт); Всероссийский конкурс «Танцевальная капель», городской фестиваль «Души исполненный полет», Всероссийский конкурс «Дерзайте, вы талантливы!».
Учебно-тематический план 3 года обучения
Разделы программы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |
I. Музыкально-ритмическое воспитание | 2 | 16 | 18 |
II. Освоение элементов классического танца. | 3 | 16 | 19 |
III. Освоение элементов народного танца | 2 | 11 | 13 |
IV. Освоение танцевальных этюдов, фигур | 1,5 | 12,5 | 14 |
V. Освоение репертуара: - постановочна работа - репетиционная работа | 4 2 | 14 46 | 18 48 |
VI. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях | | 20 | 20 |
VII. Детские танцы (историко-бытовые и бальные) | 2 | 20 | 22 |
VIII. Современная пластика | 3 | 32 | 35 |
IX. Воспитательная работа | 3 | 6 | 9 |
Итого: | 22,5 | 193,5 | 216 |
Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения
Раздел 1 Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: понятие «быстрый вальс», «медленный» размер 6\8; «крещендо», «диминуэндо», точки танцевального класса.
Практика: освоение «быстрого вальса», «медленного вальса»; отработка основных танцевальных шагов; прыжки по I позиции.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: закрепление терминологии классического танца («плие» I позиции ног, «батман тандю», «пор де бра»); позиции ног (II, IV, V).
Практика: освоение классического экзерсиса (у станка): лицом к станку («плие» по I позиции ног, «батман тандю» из I позиции ног, «релеве» (I и II позиция), I «пор де бра»).
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: объяснение понятий: «переменный шаг», «ковырялочка», «моталочка» с продвижением из стороны в сторону, присядка «мяч» по I позиции ног; положение рук русского народного танца, «поясной поклон».
Практика: освоение упражнений: «переменный шаг», «ковырялочка», «моталочка» с продвижением из стороны в сторону, присядка «мяч» по I позиции ног; положение рук русского народного танца; закрепление основных шагов, поясного поклона.
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов и фигур, игр-танцев.
Теория: понятие «актерское мастерство»; понятие « танцевальный рисунок», Практика: пластические этюды с предметами (юбки, платки, мячи); сценки-наблюдения (этюды «грусть», «радость», «равнодушие).
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теория: исполнение танцевального номера под «живое» звучание, взаимодействие танцора и музыканта.
Практика: постановка и отработка танцевальных номеров «Розовая пантера», «Облака», «Crazy frog»; репетиция; прогон концертных номеров перед выступлением; подбор и примерка сценических костюмов.
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками рфйонных, городских мероприятий. Во время выступлений и подготовки к ним дети учатся сценической культуре:
- правилам поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- культуре одежды, прически на сцене;
- умению соотносить свои действия с действиями товарищей по танцу;
- умению держаться в обществе.
Раздел 7. Детские танцы (историко-бытовые и бальные).
Теория: закрепление знаний о европейской танцевальной культуре XIX-XX веков, происхождение социальных танцев.
Практика: разучивание танцев: «Вальс», «Джайв», «Бачата».
Раздел 8. Современная пластика
Теория: танцевальное искусство в России XX века. Развитие танца-модерна; основные составляющие джаз-модерн танца; понятие «танцевальное дыхание», понятие «уровень», «изоляция»
Практика: упражнения на изоляцию корпуса, рук, ног, шейного отдела; комбинации на изоляцию нескольких частей тела, возможность смены уровня в танце.
Раздел 9. Воспитательная работа.
Теория: правила поведения в общественном транспорте, правила противопожарной безопасности; понятия «владение чувствами»; упражнения на развитие умений владения собственными чувствами и эмоциями, понятия «самовыражение», «самосознание».
Практика: воспитательная работа в кружке («День именинника», родительские собрания с концертами), концерты в школе («День пожилого человека», «День матери», «День Победы» - конкурс рисунков); в учреждении («День открытых дверей», «День пожилого человека», «День матери», «Покров», «Масленица», «День инвалидов», отчетный концерт); Всероссийский конкурс «Танцевальная капель», городской фестиваль «Души исполненный полет», Всероссийский конкурс «Дерзайте, вы талантливы!»,
тренинг «Выражение чувств»; «Возможность негативного выражения эмоций».
Учебно-тематический план 4 года обучения
Разделы программы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |
I. Музыкально-ритмическое воспитание | 2 | 8 | 10 |
II. Освоение элементов классического танца. | 1 | 11 | 12 |
III. Освоение элементов народного танца | 1 | 7 | 8 |
IV. Освоение танцевальных этюдов, фигур | 1 | 11 | 12 |
V. Освоение репертуара: - постановочна работа - репетиционная работа | 5 4 | 14 61 | 19 65 |
VI. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях | | 20 | 20 |
VII. Детские танцы (историко-бытовые и бальные). | 2 | 14 | 16 |
VIII. Современная пластика. | 3 | 31 | 34 |
IX. Воспитательная работа. | - | 20 | 20 |
Итого: | 19 | 197 | 216 |
Содержание учебно-тематического плана 4 года обучения
Раздел 1. Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: строение музыкальной речи», «затакт», «канон», позиции ног (I, II, III, V); повторение размера 3\4.
Практика: выполнение движений в различных темпах (шага польки в продвижении; боковой шаг галопа в паре; прыжки по VI позиции с поджатыми ногами и с разножкой, разные виды бега); определение вместе с движением вступления, окончания части, периода, фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги); освоение движения из затакта в такт, коллективного движения «канон» в различных ритмах, темпах, интервалах.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: закрепление основной терминологии классического экзерсиса; пояснение усложненных элементов.
Практика: выполнение упражнений: «плие» по II позиции ног, «батман тандю жэте (скользящее движение ноги с броском на 25 градусов), «ронд де жабл» (скользящее движение ноги вперед, в сторону, назад), «гранд батман» (бросок ноги на 90 градусов), «пор де бра», «релеве» (I и II позиции); прыжки лицом к станку (I и II позиции).
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: понятие «дробь», «вращение», «точка при вращении»; элемент «веревочка», праздничный поклон.
Практика: освоение дробей (двойная на одну ногу, «ключ»); вращение на месте с хлопком, по диагонали; выполнение «веревочки»; для мышц – присядка «разножка», присядка с выносом ноги в сторону; закрепление положений рук (на поясе, в кулачках, под рукой), изучение праздничного поклона.
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов и фигур.
Теория: понятие «импровизация», «музыкально-танцевальная импровизация»; «подвижная динамика»; «колонна», «колонна по одному, по два, по четыре; подготовка к выполнение упражнений по «конвейеру»; сюжетная основа танцев «Лето», «Детство», «Российскому футболу посвящается» «Школьный рок-н-ролл».
Практика: пластические этюды и упражнения на смену характера, темпа, ритма, к основному репертуару (этюды «Я – чайник», «Сбор цветов», «Приглашение», «Езда на лошади», «Урок экзерсиса»); отработка рисунка «воротца»; работа в парах.
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теория: беседа о характере номера, настроении, чувствах, межпредметных связях, ассоциациях, художественном образе; видеопросмотр.
Практика: постановка и отработка танцевальных номеров «Облака», «Танец со шляпами», «Розовая пантера», «Театр»; работа с реквизитом; репетиции номеров, прогон перед выступлением; повторение старых танцев «Лето», «Детство», «Российскому футболу посвящается» «Школьный рок-н-ролл»
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками районных, городских мероприятий. Во время выступлений и подготовки к ним дети совершенствуют навыки:
- поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- взаимодействия с партнером по сцене;
- умению держаться на публике.
Раздел 7. Детские танцы.
Теория: танцевальное хореографическое искусство Европы, Америки и России XX века. Видеопросмотр.
Практика: разучивание танцев: «Сиртаки», «Чарльстон», «Детский краковяк», «Ча-ча-ча», «Вальс» с переходом от правого поворота.
Раздел 8. Современная пластика.
Теория: современное танцевальное искусство в России. Танцевальные стили: аэробика, ритмопластика, нижний и верхний брейк, уличные танцы. Развитие танца-модерна и джаз-танца. Основные их составляющие.
Практика: разучивание и отработка элементов современных танцевальных стилей: «Челнок», «Спираль», «Волна вперед, «Боковая волна, «Ступенчатое расслабление»; танцевальные комбинации: «Уголки», «Сброс плеч», «Расслабление плеч», «step ball change», «Маятник», «Равновесие», «Пирамида». Освоение и отработка изолированных движений с вовлечением трех и более центров с движениями рук, введения оппозиционных направлений движений различных частей тела.
Раздел 9. Воспитательная работа.
Теория: правила поведения в общественных местах; правила дорожного движения; цели посещения мероприятий; презентация посещаемых учреждений; понятия «общение», «отношения», «коллектив».
Практика: воспитательная работа в кружке («День именинника», выступления на собраниях с родителями, «День 8-е марта»), концерты в школе («День пожилого человека», «День матери», «День Победы»); концерты в учреждении («День открытых дверей», «День пожилого человека», «День матери», «Покров», «Масленица», «День инвалидов», «День защиты детей»), участие в отчетном концерте отдела; участие в районным смотре художественной самодеятельности, региональный конкурс «Танцевальная капель», городском фестивале «Души исполненный полет», хореографическом конкурсе «Дебют», фестиваль-конкурс «Маленький принц» г. Геленджик, фестивале «Дерзайте, вы талантливы!», г. Сочи, блок бесед-практикумов по темам: «Я – человек», «Я и мое увлечение»; «Я и мое имя», «Я и моя внешность», «Куда же нам плыть?».
Учебно-тематический план 5 года обучения
Разделы программы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |
I. Музыкально-ритмическое воспитание | 2 | 7 | 9 |
II. Освоение элементов классического танца. | 1 | 12 | 13 |
III. Освоение элементов народного танца | 1 | 10 | 11 |
IV.Освоение танцевальных этюдов, фигур | 1 | 11 | 12 |
V. Освоение репертуара: - постановочная работа - репетиционная работа | 5 4 | 25 46 | 30 50 |
VI. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях | | 20 | 20 |
VII. Современная пластика | 5 | 46 | 51 |
VIII. Сводная репетиция | 36 | 72 | 108 |
IX. Воспитательная работа | 2 | 18 | 20 |
Итого: | 57 | 267 | 324 |
Содержание учебно-тематического плана 5 года обучения
Раздел 1. Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: понятие «ритм-блюз», «джазовый ритм», синкопированный ритм, строение музыкальной (джазовой фразы).
Практика: выполнение движений в разных темпах: рок-н-ролла в продвижении, «диско» в продвижении, элементов в стиле джаз-танца (Limbo, Chest keles, Kik step (Kik step jumb); определение вместе с движением вступления, окончания части, фразы, (определение позой, движением); коллективные движения «каноном», в различных ритмах, темпах, интервалах.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: закрепление терминологии классического экзерсиса («плие», «батман тандю», «пор де бра», «релеве», «позиции рук», «позиции ног»); изучение новых понятий: «адажио», «Арабеск, «фраппе», «глиссад», «асамбле», «шене».
Практика: упражнения (боковая позиция) к станку: («pas tombe» на месте и с продвижением; 1-ое пор де бра, 2-ое пор де бра; «фраппе», «гран батман жетэ», «адажио» на 120 градусов, поза «Арабеск» (2 варианта); повороты: глиссад, тур-повороты; прыжки: в «анфас», в «позах», «соте», «асамбле»; вращения: «шене», на высоких полупальцах; танцевальная комбинация: «томбе па де бра – глиссад – асамбле; на середине - элементы классического танца в стиле модерна.
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: понятие элементов народного танца: «ход», «хлопушка», «голубец», «выстукивание», «перескок», «косичка», «вертушка»
Практика: изучение элементов народно-сценического экзерсиса: «деми плие», «гранд плие» по I, II, III позиции ног, «батман тандю» с сокращением стопы, «флик фляг»; каблучные движения; «пассе» (подготовка к веревочке); освоение основных шагов, движений народных танцев; украинского, белорусского, испанского, итальянского, молдавского, цыганского, немецкого.
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов, фигур.
Теория: повторение понятий «этюд», сюжет этюдов, «жест», импровизация; мимика и движение; сюжетная основа танцев «Валенки», «Луна», «Планета».
Практика: практическое исполнение музыкально-танцевальных импровизаций, этюдов на основе понятий «жест», «поза»; самостоятельные работы воспитанников на воображаемые предметы и составление композиций на основе заданного жанра (вальса, польки, чарльстона, хип-хопа, рэпа, твиста и т.д.).
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теория: закрепление понятий «танцевальный номер»; структура и составляющие номера; значение танцевальных движений в раскрытии художественного образа танца; последовательность движений и их логическая взаимосвязь; видеопросмотр постановок, концертных выступлений.
Практика: постановка танцевальных номеров: «Валенки», «Луна», «Планета; работа с реквизитом, сводная репетиция; прогон концертных номеров перед выступлением; подбор и примерка сценических костюмов.
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками районных, городских мероприятий. Во время выступлений и подготовки к ним дети совершенствуют навыки:
- поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- взаимодействия с партнером по сцене;
- умению держаться на публике.
Раздел 7. Современная пластика.
Теория: понятие «современный танец»; эволюция современного танцевального искусства и его основные этапы (джаз-танец, танец-модерн, эстрадный танец (диско, степ, твист, шейк).
Практика: разучивание танцев и отработка элементов, движений современных танцевальных стилей: Jazz hands, Ring Shim, Shm sham, Lumbo, Hip lift, Hip cross, Left Rubbtrs»; разучивание композиций в стилях «диско», «кантри», «модерн-танца», джаз-танца», «рэпа», «флэш», «хип-хопа.
Раздел 8. Сводная репетиция.
Теория: задачи и перспективы сводного танцевального коллектива; основные правила поведения на сводных репетициях; этикетные танцевальные традиции отношений между исполнителями и зрителями; пояснение правил разведения схем, рисунков и их объединения в композицию; прослушивание музыкального сопровождения номера; обсуждение эскизов сценических костюмов, репертуара на конкурсные мероприятия, концертные программы.
Практика: соединение разученных танцевальных связок, комбинаций в единую композицию; проба вариантов музыкального сопровождения (фонограмм), подбор и примерка сценических костюмов; отработка номеров (старых и новых); генеральные репетиции и прогон концертных номеров перед итоговыми выступлениями.
Раздел 9. Воспитательная работа.
Теория: цели и задачи посещаемых мероприятий; установка детей на результат; инструктаж по правилам поведения, правилам дорожного движения; закрепление понятий «увлеченность», «интерес», «самостоятельность», «ответственность», «дисциплина».
Практика: праздник, посвященный началу учебного года, День пожилого человека, День матери, День инвалидов, Новогодние представления, День Победы, праздник, посвященный окончанию учебного года, Всероссийский конкурс «Танцевальная капель», городской фестиваль «Души исполненный полет», Всероссийский конкурс «Дерзайте, вы талантливы!» Международный конкурс «Будущее планеты». Блок бесед по темам «Что такое homo sapiens», «Я - хореограф?», «Профессиональное ориентирование».
Учебно-тематический план 6-7 года обучения
Разделы программы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |
I. Музыкально-ритмическое воспитание | 2 | 8 | 10 |
II. Освоение элементов классического танца. | 1 | 19 | 20 |
III. Освоение элементов народного танца | 1 | 11 | 12 |
IV.Освоение танцевальных этюдов, фигур | 1 | 10 | 11 |
V. Освоение репертуара: - постановочная работа - репетиционная работа | 5 4 | 27 49 | 32 53 |
VI. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях | | 20 | 20 |
VII. Современная пластика | 6 | 54 | 60 |
VIII. Сводная репетиция | 16 | 72 | 88 |
IX. Воспитательная работа | 3 | 15 | 18 |
Итого: | 39 | 285 | 324 |
Содержание учебно-тематического плана 6-7 года обучения
Раздел 1. Музыкально – ритмическое воспитание.
Теория: понятие «полиритмия», афро-джазовая музыка; положения рук, ног и корпуса афро-джазовых направлений.
Практика: выполнение движений различных частей тела в различной ритмической пульсации; изоляция отдельных частей тела со сменой уровня, акцентирование ритмического рисунка в изолированной части тела.
Раздел 2. Освоение элементов классического танца.
Теория: знание терминологии классического экзерсиса («плие», «батман тандю», «фондю», 1-5 «пор де бра», «позиции рук», «релеве лян» «позиции ног»); «адажио на середине зала», знакомство с «пальцевой техникой».
Практика: экзерсис у станка, на середине зала; движения «Релеве», «шене», «плие» на «пальцах».
Раздел 3. Освоение элементов народного танца.
Теория: понятие элементов народного танца: «характер», «народность» «зебениада».
Практика: исполнение элементов народно-сценического экзерсиса: «деми плие», «гранд плие» по I, II, III позиции ног, «батман тандю» с сокращением стопы, «флик фляг» в характере испанского, русского, грузинского танцев
Раздел 4. Освоение танцевальных этюдов, фигур.
Теории: закрепление понятий «характер», «народность» сюжетная основа танцев «Караколь», «Ералаш», «Танго».
Практика: практическое исполнение музыкально-танцевальных импровизаций, этюдов на основе испанских танцев, разучивание «зебениады», шага танго, шене в паре.
Раздел 5. Освоение репертуара.
Теории: закрепление понятия «структура» танцевального номера; значение мимики в раскрытии художественного образа танца; логическая связь движений и мимики во время исполнения танцевального номера.
Практика: постановка танцевальных номеров: «Караколь», «Ералаш», «Танго»; работа с испанскими юбками, сводная репетиция; прогон концертных номеров перед выступлением; подбор и примерка сценических костюмов.
Раздел 6. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Воспитанники коллектива являются постоянными участниками школьных и городских мероприятий. Помимо этого дети активно участвуют в конкурской деятельности на разных уровнях (от городского до международного). Во время выступлений и подготовки к ним дети учатся сценической культуре:
- правилам поведения на сцене, во время танца, репетиции;
- культуре одежды, прически на сцене;
- умению соотносить свои действия с действиями товарищей по танцу;
- умению держаться в обществе.
Раздел 7. Современная пластика.
Теория: понятие «современный танец - эстрадный танец»; этапы становления эстрадного танца как самобытного танцевального направления.
Практика: разучивание элементов гимнастики и акробатики, используемых при постановках эстрадных номеров: «колесо», «рондад», «арабский», «фляк».
Раздел 8. Сводная репетиция.
Теория: отношения между партнерами, танцевальные «поддержки», правила исполнения акробатический трюков в паре, тройке, в общей связке.
Практика: соединение разученных танцевальных связок, комбинаций в единую композицию; проба вариантов музыкального сопровождения (фонограмм), подбор и примерка сценических костюмов; отработка номеров (старых и новых); генеральные репетиции и прогон концертных номеров перед итоговыми выступлениями.
Раздел 9. Воспитательная работа.
Теория: цели и задачи посещаемых мероприятий; установка детей на стремление к положительному результату; инструктаж по правилам поведения, правилам дорожного движения; закрепление понятий «увлеченность», «интерес», «самостоятельность», «ответственность», «дисциплина».
Практика: праздник, посвященный началу учебного года, День пожилого человека, День матери, День инвалидов, Новогодние представления, День Победы, праздник, посвященный окончанию учебного года, Всероссийский конкурс «Танцевальная капель», городской фестиваль «Души исполненный полет», Всероссийский конкурс «Дерзайте, вы талантливы!», Международный конкурс «Будущее планеты».
Беседы-практикумы «Вредная и здоровая еда. Составление индивидуального меню», «Здоровье девушки», «Вредные привычки. От чего?»
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный.
Он способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков. Воспитанники приобретают знания в готовом виде, которые излагает педагог. Они наблюдают и воспринимают учебный материал, не напрягая интеллектуальных сил;
- репродуктивный.
Воспитанники самостоятельно воспроизводят известный им по опыту материал. Метод позволяет педагогу осуществить контроль освоения знаний, овладением умений и навыков. Метод применяется в вариантах. Первый – воспроизведение танцевального материала в наглядно-образной форме; второй – в форме устного изложения; третий – в форме исполнения танцевальной композиции целиком или фрагмента. Использование данного метода обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний и умений за минимально короткое время;
- практический.
Метод позволяет применять полученные знания в решении практических задач через тренировочные упражнения, репетиционные практические занятия, участие детей в разнообразных мероприятиях познавательного характера;
- проблемный.
Он заключается в постановке педагогом перед воспитанниками познавательной проблемы или задачи, и сам показывает путь ее решения;
- частично-поисковый.
Метод предполагает активную познавательную деятельность детей. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить самостоятельно. Данный метод эффективен, т.к. способствует более глубокому освоению танцевального материала.
Методическое обеспечение программы
Разделы | Формы занятий | Приемы и методы организации занятий | Дидактический и наглядный материал |
Музыкально-ритмическое воспитание | Учебное занятие | Показ движений педагогом, объяснение, повторение, видео-просмотр, беседа, инструктирование | Методическое пособие Бекиной С. «Музыка и движение», «Ритмические современные навыки», диски с музыкальным сопровождением, |
Элементы классического танца | Учебное занятие | Наблюдение, тренировочные упражнения, этюды, показ движений педагогом, объяснение, инструктирование | Таблицы позиций ног и рук, методическое пособие Барышниковой Т. «Азбука хореографии», фонограммы с классической музыкой |
Элементы народного танца | Учебное занятие, контрольное занятие, самостоятельная работа, индивидуальная работа | Объяснение, показ движений педагогом, рассуждение, анализ, сравнение, повторение, закрепление | Методическое пособие Климова А. «Основы народной хореографии», схемы рисунков и фигур, иллюстрации или видеоряд: народный костюм, фонограммы с народной музыкой; ЦОР «Электронное учебное издание по курсу «Культурология»; |
Современная хореография (современная пластика) | Учебное занятие, контрольное занятие, самостоятельная работа, индивидуальная работа | Объяснение, показ движений педагогом, рассуждение, анализ, сравнение, повторение, закрепление, педагогический комментарий, инструктирование | Методическое пособие Горшковой Е. «От жеста к танцу», авторские (самостоятельные) презентационные материалы |
Освоение репертуара | Учебное занятие, мелко-групповое занятие, репетиция, прогон номеров | Самостоятельная работа детей, сравнительный анализ, погружение в художественный образ, комментирование, изложение | «Основы современного танца» С.Полятков, «Джазовые танцы» Диниц Е., фонограммы, костюмы, реквизит, бутафория, видеоматериалы постановок, описание композиций виде схем, рисунков, авторские постановки, самостоятельный презентационный материеал |
Воспитательная работа | Занятие-концерт, занятие-конкурс, занятие-экскурсия, занятие-беседа, викторина | Самостоятельная работа (показательные выступления), анализ, обсуждение, рефлексия, инструктирование | Фонограммы, костюмы и реквизит, визуальная зрительная информация; зрительный ряд, концертные программы, афиши, рекламные проспекты. |
Необходимым условием обучения в коллективе «Школа современного танца Active Dance» является участие детей в конкурсах, фестивалях, концертных программах, мероприятиях научно-методического характера (мастер-классах, открытых занятиях, обмене опытом, показательных выступлениях), в создании социальных проектов на различных уровнях:
Городской уровень:
фестиваля искусств«Души исполненный полет»;
конкурс молодых талантов «Дебют»;
конкурс современно хореографии «Золотая молодежь»;
научно-практическая конференция по художественно-эстетической направленности;
концертные программы на мероприятиях.
Областной и региональный уровень:
конкурс «Юная Терпсихора» г. Челябинск;
конкурс стильной хореографии «Улица горящих фонарей»;
Федеральный уровень:
конкурс детского творчества «Дерзайте, вы талантливы!», г. Сочи
конкурс «Роза ветров», г. Москва – Кыштым – транзит;
конкурс детского юношеского творчества «Маленький принц» г. Гелегджик
конкурс детского юношеского творчества «Танцевальная капель»
Международный уровень:
конкурс детского творчества «Будущее планеты», г. Туапсе;
конкурс детского юношеского творчества «Урал собирает друзей» г. Челябинск.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
1. Танцевальный зал (проветриваемый, теплый).
2.Деревянный пол, покрытый линолеумом или шлифованный.
3.Хореографический станок, состоящий из 2-х брусьев.
4. Зеркала.
5.Фортепиано.
6.Дорожки или коврики для партерной тренировки.
7. Соответствие танцевального зала нормам пожарной безопасности и требованиям санитарного минимума.
Музыкальное оборудование:
1. Музыкальный центр.
2. Теле- и видеоаппаратура.
3. Набор дисков СД, МП3, компакт-диски
4. Видеокамера
5.Мультимедийное оборудование
Репетиционная форма для занятий и концертных выступлений:
1. Тренировочный костюм:
Гимнастический купальник
Короткая юбка, лосины, спортивные штаны
Обувь: «джазовки», кроссовки, чешки
Наколенники
2. Сценические костюмы.
М униципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА
города Магнитогорска
455045 г. Магнитогорск ул. Ворошилова, 3 телефон/факс 34*38*75 e-mail: CDTOR@YANDEX.RU | |
Репертуарный список
коллектива эстрадного танца «ACTIVE DANCE»
«Детство» - сюжетный танец
«Российскому футболу посвящается» - сюжетный танец
«Лето» - эстрадный танец
«Школьный рок-н-ролл» - стильная хореография
«Розовая пантера» - эстрадный танец
«Облака» - джаз-модерн танец
«Crazy frog» - танец c элементами хип-хопа
«Солнце» - эстрадный танец
«Веселый курятник» - эстрадный танец
«Театр» - эстрадный танец
«Планета» - эстрадный танец
«Луна» - эстрадный танец
«Welcome to Moscow» - народный стилизованный танец
«Танец со шляпами» - эстрадный танец
«Валенки» - народный стилизованный танец
«Караколь» - народный стилизованный испанский танец
«Нарисую портрет мамы» - танцевальная миниатюра
«Ералаш» - эстрадный танец
«Снежная баба» - эстрадный танец
«Танго» - спортивно-бальный танец
«Птица» - контэмпари (соло)
«Космический полет» – спортивный танец с элементами акробатики
«Хип-хоп-джуниор» - хип-хоп танец
«Игрушки» - костюмированная танцевальная миниатюра
«Раз-ладошка» - детский эстрадный танец
Директор МОУДОД «ЦДТОР»: Л.Н. Ходунова
список литературы
100 уроков классического танца. С 1 по 8 класс: В. С. Костровицкая — Санкт-Петербург, Лань, Планета музыки, 2009 г.- 320 .
Бальные танцы. – М., ежегодный выпуск. 1963-1998.
Беспятова Н. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации - М., 2003.
Богаткина Л. Танцы и игры на вечере молодежи. – М., 1955.
Богаткина Л. Хоровод друзей. – М., 1957
Бочаров А., Ширяев А., Лопухов А. Основы народно-характерного танца. – Л.; М., 1989.
Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. - М.: Прикосновение, 2005. - С. 127.
Ваганова А. Основы классического танца. – Изд.5-е. – Л., 1980.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. 8-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 192 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
Васильев О.С. Семиотика этнокультуры/ О.С.Васильев // Современные эстрадные танцы, № 2 (14), 2003. - С. 30-31
Васильева Е. Танец. – М., 1988.
Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1997.
Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М., 1963.
Вербицкая А. Основы сценического движения. – М., 1983.
Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1976.
Воронина И. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., 1980.
Гусев С., Гусева Ю. Танцы и игры Артека. – М., 1997.
Джазовый танец. Учебное пособие для студентов и преподавателей институтов искусства и культуры, колледжей и училищ. ЧГАКИ. - Л.Д. Ивлева. Челябинск, 2006.
Дополнительное образование детей. Учебное пособие. - М., 2000.
Ивановский Н. Бальный танец XVI-XIX вв.: - Л., 1996
Кветная О. Историко-бытовой танец. – М., 1998.
Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 1986.
Кох И. Основы сценического движения. – Л., 1970.
Мессер А. Уроки классического танца. – М., 1967.
Материалы научно – практической конференции. Воспитательный потенциал системы ДО. - Москва - Оренбург, 2000.
Модерн – джаз – танец. Продолжение. М. ВЦХТ, В.Ю. Никитин. 2001.
Народно-сценический танец. Зацепина К., Климова А. и др. – М., 1976.
Образовательные программы для учреждений дополнительного образования. Часть I, II – Издательство ИИУМЦ «Образование», Челябинск, 2002.
Ощурко Л. Народные танцы. – Кишинев, 2003.
Плотникова Е. Народная педагогика и здоровье подрастающего поколения: Методические рекомендации. – Магнитогорск, 2001
Плотникова Е. Местные традиции уральской географической зоны. Методические рекомендации. - Магнитогорск, 1996.
Русские народные танцы. – М., 1968.
Сборник авторских образовательных программ – лауреатов III Всероссийского конкурса (для системы ДОД). М., 1999).
Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. – М., 2002.
Стриганов В., Уральская В. Современный бальный танец. – М., 2002.
Тарасов Н. Классический танец: Методическое пособие. – Л., 1986.
Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 2004.
Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М., 2000.
Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск, 1998.
Шереметьеская Н. Прогулка в ритме степа. – М., 1995.
Шереметьеская Н. Прогулка в ритме степа. – М., 1995.
Школьников Л. О танцах в шутку и всерьез. – М., 1998.
Школьников Л. Рассказы о танцах. – М., 2000.
Список литературы для детей и родителей
Андреева Ю. Танцетерапия. – СПб.: Изд-во «Диля», 2005.
Батицкий М. Знаете ли вы музыку? Занимательные задачи-головоломки, ребусы, кроссворды. М., Музыка, 1982.
Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. Язык. Музыка. Математика. – М.: Издат. «Мир», 1981.
Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1997.
Дебесс М. Подросток. – 20-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
Карташова Н.Н. Воспитание танцем. – Челябинск, Южно-Уральское кн. Изд-во,1976.
Келдыш Г.В. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1989.
Маркуша А. Желаю счастья, девочки! – М., Детская литература, 1974.
Науменко Н. От зимы до осени. – М., Детская литература, 1982.
Пасютинская В. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
Треверс П.Л. Мэри Поппинс. – М., Детская литература,1968.
Физкультура для всей семьи. -2 изд., стереотип./ Сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. -М.: Физкультура и спорт, 1990.
Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск, 1998.
Школьников Л. О танцах и в шутку и всерьез. – М., 1998.
Школьников Л. Рассказы о танцах. – М., 2.
42