Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экология — наука о доме» (1–2 классы)

1
0
Материал опубликован 7 April в группе

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

 

Принята на заседании педагогического совета

от «05» марта 2024 г.

Протокол № 3

 

Утверждаю

Директор МБУДО ЭБЦ

_______________

« 5 » марта 2024 г

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЭКОЛОГИЯ-НАУКА О ДОМЕ»

 

 

Уровень программы: ознакомительный

Возрастная категория: от 6 до 8 лет

Состав группы: до 15 человек

Срок реализации программы: 1 год – 72 ч.

Форма обучения: очная, дистанционная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется: на бюджетной основе

ID-номер Программы в Навигаторе: 32530

 

 

 

Автор-составитель:

Кобзарь Нина Николаевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

станица Голубицкая, 2024

Содержание

 

Введение

3

1.

Нормативно-правовая документация программы

3

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание и планируемые результаты»

1.1.

Пояснительная записка

5

1.1.1.

Направленность

5

1.1.2.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

5

1.1.3.

Отличительные особенности программы

6

1.1.4.

Адресат программы

8

1.1.5.

Уровень программы, объем и сроки реализации

9

1.1.6.

Формы обучения

10

1.1.7.

Режим занятий

10

1.1.8.

Особенности организации учебного процесса

11

1.2.

Цель и задачи программы

13

1.2.1.

Цель программы

13

1.2.2.

Задачи программы

13

1.3.

Содержание программы

14

1.3.1.

Учебный план

14

1.3.2.

Содержание учебного плана

15

1.3.3.

Планируемые результаты

16

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации».

2.1.

Календарный учебный график программы

17

2.2.

Раздел программы «Воспитание»

20

2.3.

Условия реализации программы

23

2.4.

Формы аттестации

25

2.5.

Оценочные материалы

26

2.6.

Методические материалы

27

2.7

Список литературы

30

Приложения

32

 

 

ВВЕДЕНИЕ
 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология-наука о доме» естественно-научной направленности (далее – Программа), является модифицированной, разработана на основе программ педагогов дополнительного образования, работающих в соответствующем направлении.

 

1. Нормативно-правовая база

 

Программа способствует формированию и развитию исследовательских способностей учащихся в области естественных наук, развитию познавательной активности, самостоятельности, любознательности, формированию интереса к окружающему миру и среде обитания, программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями).

4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).

6. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 сентября 2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»» (действует до 1 сентября 2028 г).

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

10. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).

11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПин 1.2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среди обитания».

13. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки от 18 декабря 2015 № 09-3242.

14. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.

15. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки от 24.06.2020 № 47.01-13-6067/20).

16.Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования эколого-биологического центра муниципального образования Темрюкский район.

 

 

Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

 

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология-наука о доме» по естественно-научной направленности (далее – Программа), ориентирована на обучение детей и знакомство с экологией-наукой о доме, с окружающей их природой, где с помощью лабораторного инструментария и простейших вычислительных приборов и измерений можно понять хорошо ли нам и окружающей нас природе. Занятия помогут овладеть рядом умений и навыков, которые пригодятся в будущем. Содержание программы ориентировано на овладение методами, исследованиями, путем включения учащегося в активную самостоятельную и успешную исследовательскую деятельность в области естествознания.

1.1.1. Направленность

Программа имеет естественно-научную направленность и заключается в изучении природных явлений, физических законов и научных принципов. Это включает дисциплины, такие как биология, химия, физика, математика и науки о Земле.

Педагогическая идея программы естественно-научной направленности заключается в развитии у учащихся понимания научных принципов, проведения исследований, развития практических навыков и применение поученных знаний в жизни.

1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Новизна

Программа естественно-научной направленности «Экология-наука о доме» является инновационной и современной программой, которая направлена на изучение экологических проблем и способов их решения. Она отличается от других программ тем, что акцентирует внимание на практических аспектах экологии, таких как проведение экологических исследований, анализ данных и разработка решений для экологических проблем. Кроме того, она включает в себя интерактивные методы обучения, такие как работа в группах, проекты и презентации, что помогает учащимся лучшее усваивать материал и развивать навыки коммуникации и работы в команде.

Программа основана на установление причинно-следственных связей в окружающем мире, с использованием разнообразного материала природы родного края. Такая работа представляет собой поиск ответов на конкретные вопросы о том, как что происходило и что может произойти, программа поможет учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые пригодятся в будущем.

Программа знакомит с простейшими способами измерений и вычислений, историей их появления и создания. Самостоятельно получать знания.

Актуальность: актуальность заключается в том ,что педагог познакомить учащихся с экологией-наукой о доме, с окружающей их природой, где с помощью лабораторного инструментария и простейших вычислительных приборов и измерений можно понять хорошо ли нам и окружающей нас природе. Занятия помогут овладеть рядом умений и навыков, которые пригодятся в будущем. Содержание программы ориентировано на овладение методами, исследованиями, путем включения учащегося в активную самостоятельную и успешную исследовательскую деятельность в области естествознания. Содержание программы, формы организации деятельности на занятиях способствуют формированию важных коммуникативных компетенций, в том числе организация и проведение эксперимента. Практические работы построены так, что их можно безопасно провести в условиях кабинета и дома.

Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, которые могут перерасти в будущую профессию

Педагогическая целесообразность программы заключается в следующем;

Программа «Экология-наука о доме» помогает учащимся понять важность экологии в повседневной жизни и научиться решать экологические проблемы. Программа развивает умение анализировать данные и принимать правильные решения.

- развитие коммуникативных навыков: это важно для развития социальных навыков и успешной коммуникации в общении среди группы для эффективного взаимодействия друг с другом. Они включают в себя умение слушать, выражать свои мысли и чувства, работать в команде, решать проблемы в общении.

- повышение самооценки и уверенности в себе: способность оценивать себя, свою значимость, свои качества. Уверенность в своих силах и знаниях, успех в различных сферах жизни ребенка.

- улучшение здоровья: взаимосвязь с природой как ощутимым объектом, поможет ребенку восстановить не только физическое, но и психическое здоровье.

- расширение кругозора: знакомство с окружающим миром, проблемы возникающие н определенных этапах и способах. Умение анализировать и решать.

- развитие эмоционального интеллекта: социальные навыки и успешная коммуникация.

1.1.3. Отличительные особенности программы

Отличительные особенности.

Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экология-наука о доме» в том что курс предусматривает организацию активных форм деятельности, презентации сделанные на собственном материале , парные и групповые творческие работы ,выставки ,коллективные игры ,конкурсы и викторины ,просветительская деятельность ,тематические и обзорные экскурсии в виртуальные музей, видеорепортажи ,создание презентаций.

Программа предполагает диагностику по стартовым возможностям каждого участника программы. Что помогает реализовать право каждого ребенка на овладение основными компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объеме и сложности.

Программа «Экология-наука о доме» стартовая, рассчитана на 1год обучения с общим количеством часов 72, (2 академических часа 1 раза в неделю).

Стартовая программа — это простые шаги к успеху, обучение и обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, доступной сложность предлагаемых заданий.

Программа содержит следующие признаки разноуровневости:

1. Наличие в программе материалов отражающих содержание разных типов уровней сложности учебного материала и соответствующих им достижений участников образовательного процесса.

2. В программе описаны параметры и критерии, на основании которых ведётся индивидуальное оценивание деятельности обучающегося.

3. Программа предусматривает методику определения динамики развития ребенка в процессе её освоения.

4. Программа содержит описание различных форм диагностики и контроля, направленных на выявление мотивации, готовности, способностей, возможностей обучающихся к освоению определённого уровня содержания Программы.

Программа направлена на всестороннее развитие ребёнка, включают в себя:

-индивидуальный подход: Программа предполагает индивидуальный особый подход к каждому обучающемуся.

- разнообразие методик: Программа включает различные методики освоения и получения знаний по естественно-научной направленности

- использование современных технологий: Программа использует современные технологии для обучения. включая видео занятия, интерактивные задания;

- участие в конкурсах: Программа предусматривает участие обучающихся в конкурсах разного уровня по естественно-научной направленности, акциях и операциях, что позволяет им на практике применить полученные знания и выявить причинно следственные связи.;

- смена интенсивности занятия: методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания;

- развитие психологических компонентов: занятия направлены на формирование необходимых психологических компонентов, включая познавательные процессы, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику и т.п.;

- работа с родителями: формирование у родителей мотивации к работе с детьми, что способствует более эффективной реализации Программы.

- индивидуальный подход: после проведения диагностики для определения уровня успеваемости и результативности обучающихся, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Целью бесед является налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, а также сообщение о диагностических данных.

1.1.4. Адресат программы: данная Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет. Набор обучающихся производится без специальной подготовки, требований к физическому развитию, независимо от половой принадлежности, испытывающие трудности в обучении и развитии. Количество обучающихся по Программе в группе:

- 1 год обучения – 15 человек;

В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В случае если дети этих категорий будут зачислены на данную Программу, предполагается разработка индивидуальных образовательных маршрутов для данной категории обучающихся.

В рамках Программы предусмотрена возможность работать в малых группах в зависимости от особенностей творческой деятельности с каждой возрастной категорией обучающихся. В объединение обучающиеся принимаются на свободной основе, что предоставляет равные возможности для всех желающих.

Запись на Программу осуществляется через систему заявок на сайте АИС «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» по следующей ссылке: https://р23.навигатор.дети/program/32530-ekologiya-nauka-o-dome

Психолого-педагогические особенности адресата программы для обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет:

- игровой подход: дети в этом возрасте очень любят играть, поэтому в Программе применяются игровые педагогические технологии. Занятия должны быть интересными, разнообразными и заполненными игровыми элементами, чтобы дети не скучали и с удовольствием участвовали в занятиях;

- эмоциональная развитие: развитие эмоциональной сферы очень важно в этом возрасте, поэтому в Программу включены упражнения, направленные на развитие эмоциональной выразительности и передачи. Кроме того, Программой предусмотрено формирование у детей умения контролировать свои эмоции и выражать их адекватно

- зрительные образы: дети в этом возрасте очень восприимчивы к зрительным образам, поэтому в Программе предусмотрены визуальные материалы, такие как картинки, рисунки или видео.

 

 

 

 

 

1.1.5. Уровень программы, объем и сроки реализации

Программа «Экология-наука о доме» стартовая, рассчитана на 1год обучения с общим количеством часов 72. В том числе по годам обучения:

Первый год обучения- 72 (2 академических часа 1 раза в неделю).

Структура программы:

Таблица 1

Уровень программы

Ознакомительный

 

Специфика целеполагания

Овладение начальными навыками, такими как правильное наблюдение, изложение имеющихся знаний.

Развитие моторики.

Воспитание эмоциональной сдержанности и умение излагать правильно мысли.

Формирование интереса к окружающему миру природы.

Создание условий для самовыражения и самореализации обучающихся через участие в акциях и операциях природоохранной направленности.

Развитие коммуникативных и социальных навыков.

Критерии (предметные, метапредметные, личностные) /объём и сложность

Предметные:

- усвоение специальной

терминологии;

- знание основ правильного поведения в природе,

Взаимосвязи животного и растительного мира

Знать видовой состав растений и животных своей местности, а также занесенных в Красную книгу.

Метапредметные:

Формулировать для себя задачи в познавательной деятельности;

Выбор способов решения познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

Личностные:

Понимание необходимости сохранение природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

Правила поведения в природе.

Основные природные сообщества Взаимосвязи животного и растительного мира Методы наблюдения в природе.

Знать видовой состав растений и животных своей местности, а также занесенных в Красную книгу.

Формирование ответственного отношения к учению и познанию;

Формирование целостного миропонимания;

Формирование способности вести диалог в группе обучающихся;

 

Применяемые методы и технологии

Объяснительно-иллюстративный метод (демонстрация, практика и обратная связь).

Формы и методы диагностики

Наблюдение

анкетирование, тестирование.

Ожидаемые

результаты

(предметные,

метапредметные,

личностные)

Предметные:

Понимание необходимости сохранение природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; Правила поведения в природе. Основные природные сообщества

Взаимосвязи животного и растительного мира Методы наблюдения в природе.

Метапредметные:

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы;

Применять знаки и символы, в учебных и познавательных задачах

Личностные:

Применять знаки и символы, в учебных и познавательных задачах;

Умение организовывать учебное пространство, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и отстаивать своё мнение;

Формирование умений слушать, в группах сотрудничества.

Умение обращаться с простейшими приборами;

Знание основных методов измерений;

Навыки работы со справочной литературой

Разумное отношение к своему здоровью

 

Специфика

учебной

деятельности

Приобретение практических навыков поведения в природе;

Активная жизненная позиция учащихся;

Экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

 

 

1.1.6. Форма обучения

Форма обучения – очная, (частично предусмотрены занятия в дистанционной форме обучения, по необходимости), групповая (возможна работа малыми группами, индивидуальная работа).

Форма организации занятий: - индивидуальные, групповые (коллективные), очные.

Режим занятий при очной форме обучения по 45 минут с обязательным перерывом между занятиями 10 минут. Реализация обучения в условиях временного ограничения очной формы занятий по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям проходит в электронном режиме с применением дистанционных технологий

1.1.7. Режим занятий.

Обучение проводится в группах с общей учебной нагрузкой 72 часа, продолжительность занятий - 45 минут с 10 минутным перерывом; по количеству часов в неделю и по наполняемости групп программа соответствует требованиям СанПиНа.

Режим занятий:

Таблица 2

Год обучения

Продолжительность занятия (часов)

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество недель в году

Всего часов

в год

1

45 минут

по 2 академических часа 1 раза в неделю

2

36

72

 

1.1.8. Особенности организации образовательного процесса

Обучающиеся сформированы в группы; состав группы постоянный; занятия групповые (возможна работа малыми группами); виды занятий по Программе определяются содержанием Программы и могут предусматривать лекции, беседы, практические занятия, выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты и другие виды учебных занятий и учебных работ.

В каждом разделе Программы предусмотрены задания разной степени сложности для детей с разной степенью подготовки. Наличие в одной группе обучающихся не только разного возраста, но и детей разного уровня подготовки определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных форм индивидуального сопровождения и взаимного обучения. При такой организации в учебно-воспитательном процессе новый материал всем обучающимся дается на одну тему, которая предполагает разный характер заданий для каждого возраста и уровня обучающихся. Разновозрастные группы имеют свои преимущества перед одновозрастными: младшие наблюдают и учатся у старших, а старшие помогают младшим, тем самым тоже учатся.

Содержание Программы допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала на усмотрение педагога. В Программе предусмотрено участие детей в обсуждении процесса и результатов деятельности: как коллектива, так и каждого обучающегося. И чем чаще дети участвуют в совместном анализе, рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение и суждение, слушать других. Также важно участие каждого обучающегося в образовательных проектах. Это повышает самооценку и увеличивает интерес к выбранному виду деятельности.

Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:

- индивидуальный подход: каждый ребенок имеет свои особенности, поэтому Программа предусматривает индивидуальный подход к обучению. Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и ребенком. Подбор индивидуальных творческих заданий необходимо производить с учетом личностных особенностей каждого обучающегося, его заинтересованности и достигнутого уровня подготовки;

- постепенное усложнение: программа построена таким образом, чтобы обучающиеся могли постепенно осваивать новые навыки и знания в естественно-научном направлении;

- вовлечение в творческий процесс: программа предполагает участие обучающихся в конкурсах и других мероприятиях, что способствует развитию их творческих способностей и удовлетворению в самовыражении;

- сотрудничество с родителями: Программа предусматривает активное участие родителей в образовательном процессе, что помогает создать атмосферу поддержки и взаимопомощи;

-природо сообразность: в Программе учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание программы опирается на традиции и культуру народов России, и региональный компонент.

- системности: полученные знания, умения и навыки, обучающиеся системно применяют на практике. Это позволяет использовать знания и умения в единстве, целостности, реализуя собственный замысел, что способствует самовыражению обучающегося, развитию его творческого потенциала;

- комплексности и последовательности: реализация этого принципа предполагает постепенное введение обучающихся в мир природы, то есть, от простого к сложному, углубляя приобретенные знания, умения, навыки. Этот принцип также предполагает использование разнообразных методов и технологий обучения, таких как демонстрация, практика, анализ кино и видеоматериалов и детских литературных произведений.

- наглядности: использование наглядности повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

Дифференцированный учебный материал по соответствующим уровням предлагается в разных формах и типах источников для участников образовательного процесса. Предусмотрены разные степени сложности учебного материала, содержание каждого из последующих уровней усложняет содержание предыдущего уровня.

Таблица 3

Название уровня

Стартовый

Способ выполнения деятельности

Репродуктивный

Метод исполнения деятельности

С подсказкой, при поддержке педагога

 

Программа может учитывать запросы как родителей, детей и педагогов. Родители могут высказывать свои пожелания относительно содержания Программы, методов обучения и расписания занятий. Дети могут предлагать свои идеи по интересующей их теме на данный момент. Педагог может вносить свои предложения по улучшению Программы, исходя из своего опыта и знаний. Таким образом, Программа может быть адаптирована для удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.

Образовательный запрос выражается в потребности сохранения, укрепления здоровья, эмоционального комфорта, формирования коммуникативных навыков и лидерских компетенций обучающихся. Обучающиеся объединения постоянно принимают участие в различных конкурсах согласно плану работы учреждения.

Реализация Программы тесно связанна с деятельностью МБУДО ЭБЦ, в котором реализуется Программа. Очень часто дети, занимающиеся в

МБУ ДОЭБЦ, посещают несколько объединений. Это способствует сотрудничеству педагогов, выработке общих подходов в организации образовательного процесса, досуга, взаимодействия с семьями обучающихся.

1.2. Цель и задачи программы

1.2.1. Цель программы: обеспечение условий для развития мотивационной, познавательной и креативной сферы личности учащихся в процессе освоения основ естественнонаучной практики, учитывая возрастные особенности и познания об окружающем мире, формирование способности учащихся сознательно выбирать дело жизни, развитие познавательных интересов к экологии.

1.2.2. Задачи программы:

Предметные (обучающие) задачи:

- Формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков обработки результатов собственных наблюдений

- Формирование у учащихся знаний об основных методах исследования:

Метапредметные (развивающие) задачи:

- знакомство с окружающей природой других регионов страны, мира;

- освоение методов наблюдения и описания явлений живой и неживой природы;

- развитие коммуникативных навыков.

Личностные (воспитательные) задачи:

- воспитывать патриотизм через знакомство с окружающей природой своей малой Родины и других регионов России;

- развитие коммуникативных навыков

- профессиональная адаптация учащихся.

 

Задачи программы «Экология-наука о доме:

Таблица № 4

Уровень программы

Задачи

Ознакомительный (стартовый) – 1 год обучения

Предметные задачи:

- ознакомить с основами работы с различными источниками информации

- овладеть знаниями об основных методах исследования

- обучить обработки результатов собственных наблюдений.

Метапредметные (развивающие) задачи:

- развивать познавательный интерес к экологии

- формировать коммуникативные навыки взаимодействия в детском вокальном коллективе.

Личностные задачи:

-воспитывать патриотизм через знакомство с окружающей природой своей малой Родины и других регионов России

- развитие коммуникативных навыков

- профессиональная адаптация учащихся.

 

 

 

 

 

 

1.3. Содержание программы

Содержание данной Программы согласовано с содержанием программ по психологии и педагогике, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:

исследовательски вид занятий, деятельность, направленная на изучение и понимание явления. Включает в себя проведение экспериментов, сбор данных, анализ и формулирование выводов. Способствует развитию мышления и творческого подхода.

практические занятия-направленные на применение навыков на практике. Включает в себя выполнение заданий, работу в команде, работу по схемам и шаблонам.

индивидуальные занятия форма обучения и работа с одним учеником, чтобы помочь понять ему свои слабые стороны и сосредоточится на них.

групповые занятия развивают коммуникативные навыки работы в команде и решению проблем.

 

1.3.1. Учебный план

Учебный план 1-го года обучения

Таблица № 5

П\П

Наименование раздела

Количество часов

 

Формы аттестации и

контроля

всего

теория

практика

1

Модуль № 1

36

14

22

Практические работы наблюдения

2

Модуль № 1

36

18

18

Практические работы

наблюдения

 

Итого

72

32

40

 

 

 

п.п

 

Тема занятия

 

Количество часов

 

Формы аттестации и контроля

 

всего часов

теория

прак тика

Раздел I. Пространственно-временные характеристики в природе

1.1

Введение. Летние наблюдения

10

4

6

Рассказы обучающихся. Анкетирование

1.2

Времена года. Наблюдения за живой природой, сезонность

14

4

10

Личные наблюдения. Практическая работа

Раздел 2. Характеристика тепловых явлений

2.1

Температура

4

2

2

Практические работы

Наблюдения

2.2

Виды термометров

4

2

2

Практические работы

2.3

Знакомство с профессией

лаборанта

4

2

2

Работа с лабораторным оборудованием

Итого 36 14 22

Раздел 3. Оптические приборы и их характеристики

3.1

Лупа

2

1

1

Практическая работа

3.3

Микроскоп и модели

микроскопа

2

1

1

Исследовательские работы

Раздел 4. Составляющие жизни человека

4.1

Почва

4

2

2

Практические работы на местности

4.2

 

Вода

4

2

2

Практические работы Лабораторные работы

4.5

Воздух

2

1

1

Практические работы

Раздел 5. Понятия о среде обитания

5.1

Экосистема. Понятие об

экосистеме

4

2

2

Практические работы

5.2

Естественная экосистема

4

2

2

Практические работы

5.3

Виды естественных экосистем

4

2

2

Исследовательские работы, полевые выходы

5.4

Искусственная экосистема

4

2

2

Исследовательские работы, полевые выходы

5.1

Виды искусственных

экосистем

4

2

2

Исследовательские работы, полевые выходы

5.2.

Агрономия наука будущего ее востребованность и нужность.

2

1

1

Работа на УОУ

 

Итого

36

18

18

 

 

 

Итого всего

72

32

40

 

 

1.3.2. Содержание учебного плана.

Содержание учебного плана 1-го год обучения:

Занятия построены от простого к сложному таким образом, что каждый ребенок может изучать только те техники и стили, которые ему интересны и доступны по уровню подготовки.

Раздел I. Пространственно-временные характеристики в природе

Теория: Введение. Летние наблюдения. Осенние наблюдения Зимние наблюдения. Весенние наблюдения. Наблюдения за растениями. Времена года. Изменение в живой природе в зависимости от времени года. Цикличность.

Практика: Фенологические наблюдения.

Раздел II. Характеристика тепловых явлений

Теория: Температура. Виды термометров. Знакомство с профессией лаборанта. Посещение школьной лаборатории.

Практика: Температура и способы ее измерения. Работа с простейшими лабораторными приборами.

Раздел III. Оптические приборы и их характеристики

Теория: Лупа. Получение изображений с помощью линз. Микроскоп и модели микроскопа.

Практика: Правила пользования оптическими приборами.

Раздел IV. Составляющие жизни человека

Теория: Почва. Виды почв. Вода. Чистота воды. Воздух. Антропогенное воздействие человека.

Практика: Роль почвы для растения. Вода для человека. Составляющие воздуха.

Раздел V. Понятия о среде обитания

Теория: что такое экосистема. Понятие об экосистеме. Естественная экосистема. Обитатели. Виды естественных экосистем. Искусственная экосистема. Виды искусственных экосистем. Составляющие экосистем. Агрономия наука будущего, ее востребованность и нужность.

Практика: Наблюдение за развитием естественной экосистемы. Изменения в естественной экосистеме в зависимости от времени года. Агротехнологические работы на УОУ МБУДО ЭБЦ.

1.3.3. Планируемые результаты и способы их проверки.

 

Планируемые результаты 1 года обучения:

- Предметные (образовательные) результаты:

-понимание необходимости сохранение природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

-правила поведения в природе.

-основные природные сообщества

-взаимосвязи животного и растительного мира

- Метапредметные результаты:

-формулировать для себя задачи в познавательной деятельности;

-выбор эффективных способов решения познавательных задач;

-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы;

- Личностные результаты:

-умение организовывать учебное пространство, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и отстаивать своё мнение;

-формирование умений слушать, в группах сотрудничества.

-умение обращаться с простейшими приборами;

-знание основных методов измерений;

-навыки работы со справочной литературой.

- Оздоровительные результаты:

- сформированы психические функции познавательной сферы;

- сохранено и укреплено здоровье; - развита эмоционально - волевая сфера;

 

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации

2.1. Календарный учебный график

 

1.Календарный учебный график 1 года обучения

Таблица № 6

п\п

Дата

проведения

План/факт

 

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

 

Знакомство с обучающимися

Техника безопасности

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Мониторинг

2

 

Как вы провели лето. Чем занимались

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Мониторинг

3

 

Путь от дома до школы Наблюдения.

Какие объекты встречаются.

2

Групповая

 

МБУДО ЭБЦ

 

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

Тестирование

4

 

Зеленая зона поселения.

Обследование,

наблюдения

2

Экскурсия

Территория

ЭБЦ

Фронтальный опрос

Педагогические наблюдения

5

 

Времена года,

характерные временные признаки.

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

 

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Тестирование

6

 

Территориаль

ные признаки погоды.

2

Самостоятельная работа

МБУДО ЭБЦ

 

Самостоятельная работа.

 

7

 

Правила наблюдения за погодой

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

 

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

8

 

Организация наблюдений. Ведение календаря наблюдения.

2

Практическая работа

МБУДО ЭБЦ

 

Самостоятельная работа

Анкетирование

9

 

Состояние растений в различный периоды года

2

Групповая

Музей

СЮН

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

10

 

Состояние живых организмов в различный период года

2

Групповая

Музей

СЮН

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

11

 

Подведение итогов полученных знаний.

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Тест

12

 

Понятие температура Температурный режим.

2

Групповая

 

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

13

 

Виды термометров.

Бытовые и специального назначения

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

14

 

Знакомство с профессией лаборанта

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

15

 

Работа с простейшими лабораторным оборудованием

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

16

 

Оптические приборы. Лупа

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

Тестирование

17

 

Что такое микроскоп. Виды и назначения.

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

18

 

Строение микроскопа

2

Групповая

 

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Тестирование

19

 

Значение почвы в живой природе

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

20

 

Сравнительный

анализ видового разнообразия почв.

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

Тестирование

21

 

Вода.

2

Групповая.

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

22

 

Чистота воды

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Беседа

23

 

Воздух.

Составляющие воздуха

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Беседа

24

 

Антропогенное воздействие человека на воздух.

Способы защиты.

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

Тестирование

25

 

Экосистема.

Значение и понятие.

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Беседа

26

 

Практическая

работа.

«Природные сообщества. водоемов»

 

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

27

 

Практическая работа.

«Природные сообщества суши»

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

Тестирование

28

 

Видовое разнообразие экосистем и их значение.

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Тестирование

29

 

Экосистема поля.

Значение.

 

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Беседа

30

 

Экосистема степи. Видовое разнообразие.

 

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

31

 

Экосистема водоема. Особенности жизни.

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Беседа

32

 

Понятие искусственная экосистема. Разнообразие видов

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос

Тестирование

33

 

Составляющие экосистем

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Беседа

34

 

Виды искусственных экосистем

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Беседа

35

 

Агрономия наука будущего ее нужность

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Беседа

36

 

Подведение итогов курса

2

Групповая

МБУДО ЭБЦ

Журнал посещаемости Фронтальный опрос Тестирование

Итого

72

 

 

 

 

2.2. Раздел программы «Воспитание»

2.2.1. Аннотация к разделу.

Данный раздел направлен на приобщение обучающихся к традиционным духовным и семейным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, уважения к человеку труда, сохранению исторического наследия.

Раздел «Воспитание» Программы решает основную идею комплексного подхода как образовательного и воспитательного процесса в едином целом и непосредственно связан с реализацией Программы в объединении «Экология наука о доме».

Воспитание ребенка в объединении происходит в процессе обучения и общения его со сверстниками и педагогами. К данному разделу прилагается комплекс мероприятий, позволяющих усилить его воспитательный эффект, достигнуть планируемых результатов Программы, используя разнообразные формы работы, создать условия для реализации творческого потенциала детей в духовной и предметно-продуктивной деятельности.

В данном разделе также предусмотрены тематические занятия, посвященные тематическим праздникам и датам:

-День открытых дверей;

-Знаем правила движения-как таблицу умножения;

-Поклонимся великим тем годам;

-Страницы истории Родины нашей;

-Новогодняя шкатулка;

-Покормите птиц зимой;

-Слава Армии родной;

-Мы славим имя дорогое;

-Земля живая ли она;

- Нам,41 не забыть, нам, 45 славить;

В Программе воспитательный процесс несет в себе задачи в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» (утверждена Распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р) и является «организацией воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а так же формировании у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности .

Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и ориентированно на свободный выбор педагога таких видов и форм воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и развитию у детей объективных представлений о мире, окружающей действительности, познанию, нравственной мотивации.

Формы воспитательной деятельности по Программе включают в себя:

- беседы на занятиях;

- тематические занятия;

- проектную деятельность;

- коллективные игры;

- участие в акциях детских общественных объединений;

- мастер-классы, встречи с профессионалами;

- экскурсии;

- участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях в рамках зонального, межрегионального, международного сотрудничества и мн. др.

Методы воспитания — это способы взаимодействия педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребёнка, его сознания и приёмов поведения. В данной Программе предусмотрены следующие методы:

- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

2.2.2. Цель и задачи воспитания.

Цель: развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигов Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению. Взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания:

Заключаются в усвоении детей знаний и норм духовно-нравственных традиций, семейных ценностей, формирование и развитие личностных отношений, традиций социокультурного опыта поведения, общения в коллективе, межличностных и социальных отношений, применение на практике поученных знаний в процессе обучения.

 

2.2.3. Виды формы и содержание деятельности

Таблица 7

п/п

Форма проведения

Название мероприятия

Дата проведения

1

Практическая работа на местности по предотвращению дорожного травматизма

«Знаем правила движения-как таблицу умножения»

Сентябрь

2

Цикл бесед посвященных освобождению Таманского полуострова от немецко- фашистских захватчиков

«Поклонимся великим тем годам»

Октябрь

3

Круглый стол

«Страницы истории

Родины нашей»

Ноябрь

4

Мастер-класс

«Использование ТКО в изготовлении новогодних подарков»

«Новогодняя шкатулка»

Декабрь

5

Практическая работа по изготовлению кормушек

«Покормите птиц зимой»

Январь

6

Знакомство с родами войск

Российской армии

«Слава Армии родной»

Февраль

7

Изготовление открыток для мам

«Мы славим имя дорогое»

Март

8

Исследовательская работа

«Земля живая ли она»

Апрель

9

Цикл мероприятий военно- патриотической направленности

«Нам,41 не забыть, нам, 45 славить»

Май

 

2.2.4. Оценка результативности реализации раздела «Воспитание»

Таблица 8

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся

Форма проведения

название

сроки проведения

Входная диагностика

Психолого-педагогическая диагностика для изучения детского коллектива.

Сентябрь

Анкетирование

Анкета по изучению потребностей и интересов обучающихся

Ноябрь

Мониторинг

Мониторинг уровня удовлетворённости образовательным процессом в объединении

Декабрь

Педагогическое наблюдение

Результативность освоения поведенческих правил в коллективе

Январь

Оценка творческих работ

Личностные результаты освоения программы

Апрель

 

 

2.3. Условия реализации программы

Занятия по Программе проводятся:

- В кабинете, соответствующем требованиям СанПиНа, имеются: стулья 15 штук, ноутбук, литература по естественно-научной направленности, интерактивная доска.

На занятиях используются видео, фото, электронно-образовательные ресурсы. Каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики.

Психолого-педагогические условия реализации программы:

- создание условий для свободы выбора в учебном процессе;

- побуждение к рефлексии — самоанализу учебной деятельности, выявлению собственных затруднений и ошибок, а также обучение умениям и навыкам в созидательной деятельности;

- психологическая поддержка в самоопределении;

- предоставление самостоятельности и возможности самоконтроля в проектно-творческой деятельности,

- использование ИКТ во взаимодействии педагога с родителями, как вариативной формы просветительской поддержки в вопросах воспитания и обучения;

- эмоциональный комфорт в общении и отношениях.

Информационно-коммуникационные и методические условия реализации программы:

Для реализации программы имеется материально- техническое обеспечение: кабинет для организации процесса обучения, лабораторный инструментарий для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для изучения научных методов взаимосвязей, происходящих в природе. Натуральные объекты используются для изучения нового материала, и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, и обобщении. Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных систем как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: техника для воспроизведения видеоинформации, компьютер коллекция медиа-ресурсов, обучающие программы, офлайн платформы.

Комплекты печатных демонстрационных пособий:(таблицы, стенды)

Пособия для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ учащихся, проведения контрольных работ.

Натуральные объекты:

Гербарии «Основные группы растений».

Коллекции «Насекомые», «Ракушки».

Приборы лабораторные

Лупа, микроскоп, термометр.

Прибор для демонстрации водных свойств почвы.

Прибор для демонстрации всасывания воды корнями.

Прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений

Прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.

Коробки для изучения насекомых с лупой.

Печатные пособия; справочная литература. Демонстрационная таблица «Земля как планета»

Дидактические материалы

Комбинированное наглядное пособие «Времена года».

Комбинированное наглядное пособие «Растения».

Карточки с заданиями, тесты.

Экранно-звуковые средства обучения

Учебные видеофильмы «Живая природа».

«Природоведение-1».

«Природоведение-2».

Описание содержания ИУМК:

Основной компонент на бумажных носителях – ученическая тетрадь на печатной основе. Она предназначена для записи результатов наблюдений и опытов, выполненных в процессе обучения.

Основной компонент, выполненный на цифровых носителях:

Учебные материалы для учащихся или книги для чтения, выполненные в цифровом формате. Материалы этого ресурса можно использовать при изучении всех разделов курса, с цветными и черно-белыми иллюстрациями, адаптированных для учащихся этого возраста с описанием природы Краснодарского края.

- наличие группы VK Мессенджер для обучающихся и родителей;

- сайт образовательного учреждения с еженедельной обновляемой учебной и организационной информацией для педагогов, родителей и обучающихся;

страничка в социальных сетях https://vk.com/mbudoebc

Информационное обеспечение:

Интернет-источники:

- https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края

- https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края».

- http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющей по профилю деятельности профессиональное высшее образование или средние профессиональное образование и имеющий соответствующую классификацию и профессиональное образование в области, соответствующей профилю Программы.

2.4. Формы аттестации

Обучающиеся объединения «Экология-наука о доме» проходят аттестацию (входную, текущую, промежуточную и итоговую). Она проводится в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы (тестирование, опрос, беседа).

Формы подведения итогов реализации Программы:

Устные ответы учащихся; это рассказ о выполнении домашних заданий,

участие в диалогах-дискуссиях на занятиях, выступление на конференции.

Письменные работы; отчеты о выполнении домашних заданий, самостоятельные и контрольные работы, тестирование, Экологические диктанты.

Практические задания; участие в муниципальных и краевых акциях и операциях естественнонаучной направленности, проектная работа- индивидуальные и групповые проекты сочетающая элементы выполнения письменных и практических заданий.

Способы определения результативности:

Аналитическая справка, фотоматериал, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист экскурсии, портфолио, перечень готовых работ, анкетирование родителей, свидетельство (сертификат).

 

 

 

 

 

Формы аттестации

Таблица 9

Виды контроля

Задачи

Сроки

Формы

Входной

Диагностика уровня вновь поступивших детей практических умений и вокально-творческих способностей

Сентябрь, октябрь

Педагогическое наблюдение.

Практические

задания,

анкетирование,

тестирование

Текущий

Выявление динамики творческого развития, успехов в практико-ориентированной деятельности. Акцент на успехи или недостатки в работе над отдельными

темами

На каждом учебном занятии.

 

Просмотр работ, рефлексия, наблюдение, самооценка и самодиагностика

Промежуточный

Анализ уровня освоения раздела, темы.

 

Проводится по окончании изучения каждого раздела

Мини-концерты,

тестирование,

концертная деятельность, участие в конкурсах и акциях, зачеты по разделам.

Итоговый

Анализ уровня освоения материала.

 

В конце учебного

года

 

презентация, защита проектов на итоговом

занятии, в рамках районной творческой олимпиады, внешняя экспертиза, экспертные опросы. Конкурсы.

 

2.5. Оценочные материалы

В качестве оценки творческой деятельности детей по данной программе могут использоваться:

- анализ формирования у учащегося навыка самостоятельно оценивать свои действия;

- анализ результатов основных этапов освоения программы;

- самостоятельная практическая работа;

- опрос, тестирование, собеседование;

Оценка результатов усвоения теоретических знаний и приобретения практических умений и навыков, а также уровень эмоционально-психологической готовности обучающихся к занятиям по программе проходит в 3-х бальной системе:

 

Таблица 10

Виды контроля

Низкий

Базовый

Повышенный

Входной

Не может ответить на все вопросы

Отвечает с подсказками педагога

Отвечает самостоятельно

Текущий

Владеет изученным

материалом на уровне опознания,

различения,

соотнесения.

Умеет выполнять

Типовые задачи с

помощью педагога.

Умеет

самостоятельно решать

поставленные

типовые

задачи.

Итоговый

Не сформированы

ценностные

понятия, не

развиты

эмоции сочувствия,

ребенок не владеет

навыками контроля

и саморегуляции

поведения,

не может

длительное

время держать

в голове правило

и образец,

действовать

по инструкции,

не умеет

договариваться в

процессе

«совместной

деятельности

и осуществлять

взаимопомощь.

Нравственные

ценности, нормы

и правила

декларируются, но

не осознаны

ребенком, частично

проявляются в его

поведении и

эмоциональных

отношениях.

Ситуативное

Проявление контроля,

самоконтроля и

саморегуляции,

соблюдает правила

при напоминании

педагога, владеет

некоторыми

навыками

конструктивного

взаимодействия

Ребенок осознает и

применяет во

взаимодействии

с другими

нравственные нормы

и правила поведения,

эмоционально реагирует на

состояния других

детей и готов прийти

на помощь. Владеет

навыками

самоконтроля и само-

регуляции, способен

выполнять правила в

деятельности и

действовать по

предложенной

инструкции, владеет

навыками

конструктивного

взаимодействия

 

2.6. Методические материалы

Методы обучения; словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, и воспитания (убеждение, поощрение); практический (выполнение работы практической направленности по схемам и шаблонам,) экскурсии, исследования

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;

Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие.

Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, инновационные технологии, технология коллективной творческой деятельности, технология развивающего обучения, технология образа и мысли, здоровье сберегающая технология, технологии обучения

Работая на занятиях по естественно-научной направленности, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.

1. Педагогические технологии:

- Здоровье сберегающие.

- Игровые технологии обучения.

2. По подходу к ребенку:

- Личностно-ориентированные.

- Гуманно-личностные технологии.

-Технологии сотрудничества.

- Технологии свободного воспитания.

3. По организационным формам:

Групповые технологии предполагают фронтальную работу, групповую (одно задание на разные группы), межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели), работу в парах.

Основные методы организации деятельности обучающихся на занятиях следующие: групповой, метод индивидуальных занятий.

Групповой метод.

Групповой метод более эффективно позволяет контролировать обучающихся и вносить необходимые коррективы: направлять внимание на группу, выполняющую более сложные задания, или на менее подготовленную группу.

Наряду с данными методами формирования знаний, умений, навыков применяются методы стимулирования познавательной деятельности: поощрение; опора на положительное; контроль, самоконтроль, самооценка.

Содержание программы предусматривает использование методов активного обучения: решение проблемных ситуаций, творческие задания, проведение исследовательской работы, подготовка и участие в экологических чтениях, конференциях, конкурсах муниципального и краевого уровня, конкурсах.

В основе процесса обучения лежат следующие методические принципы:

- единство художественного и технического развития обучающегося;

- постепенность и последовательность в естественно-научных знаний;

- применение индивидуального подхода к обучающимся.

Основными формами организации деятельности обучающихся на занятиях являются:

- индивидуальные, групповые.

Индивидуальная - самостоятельное выполнение заданий;

Групповая - предполагает наличие системы «педагог-группа учащихся»;

Формы занятий:

- учебное занятие;

- открытые занятия;

- выступления;

- мастер-классы;

Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание вести познавательно исследовательскую деятельность.

Методические приёмы:

Одним из наиболее распространенных методических приемов для работы с детьми в этом возрасте (5-7 лет) — это использование наглядных пособий. Наглядные пособия помогают учащимся лучше понять и запомнит информацию. Они могут быть в виде картинок, схем, таблиц или презентаций. Наглядные пособия также помогают педагогу более эффективно объяснять материал.

Методы обучения:

- Иллюстративный; помочь обучающимся лучше понять и запомнит изучаемый материал.

- Репродуктивный; виды деятельности, направленные на закрепление полученных знаний

- Творческий; который стимулирует учащихся к самостоятельному мышлению и творчеству, такие как создание проектов, решение проблем, написание эссе и сочинений.

-Наглядный метод; метод обучения, основанный на использовании различных наглядных материалов, схем, карт, маршрутов.

-Словесный метод; один из методов обучения который предполагает передачу знаний с помощью устной речи.

-Практический метод; включает в себя работу с оборудованием, проведением простейших экспериментов.

Алгоритм учебного занятия

Таблица 11

Этап учебного занятия

Описание этапа

 

Время

 

Подготовка к занятию

Определение цели и задач занятия, подбор материалов и оборудования, планирование времени и структуры занятия

2 минут

 

Приветствие и организационный момент

 

Проверка присутствия учащихся, объяснение правил поведения на занятии

3 минут

 

Актуализация знаний

 

Повторение пройденного материала, вопросы для обсуждения

3 минут

 

Введение в новую тему

Объяснение нового материала с использованием словесного и практического методов, демонстрация наглядных пособий

15 минут

Закрепление нового материала

Выполнение практических заданий, работа с источником информации

15 минут

Контроль усвоения нового материала

Проведение тестирования, устного опроса или другой формы проверки знаний

5

минут

Подведение итогов занятия

Оценка работы учащихся, определение домашнего задания, прощание с учащимися

2 минут

Итого

 

45 минут

 

2.7. Список литературы

Список литературы для педагогов:

1.Алексеев В. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль 2003 –134 с.

2.Бабенко В. Детский атлас живого мира. Москва: Изд-во ОНИКС 2000, - 136с.

3.Браун В. Настольная книга любителя природы. Ленинград Ленинградское из-во 2005 – 200 с.

4.Белюченко Т. Экологические проблемы Тамани Краснодар 2004 -100 с.

5.Борисов В. Занимательное краеведение Краснодар 2005 -60 с.

6.Горностаев Г.Н. Насекомые. Энциклопедия природы России, Москва: Изд-во M.ABF, 1998- 560 с.

7.Григорьева А. Большая книга животных, Москва: Изд-во Белый город, 2007 - 301с.

8.Земля Голубая Планета Москва 2011 -25 с.

9.Поляков В.А. Практикум к курсу «Проблемы экологии окружающей среды» Краснодар 2005 - 150 с.

10.Плешаков А. «От земли до неба «Москва .2000

11.Редкие и исчезающие растения и животные Краснодарского края Краснодар 2007- 200 с

12.Тихонов А.В. Красная книга России. Животные и растения, Москва: Изд-во РОСМЭН, 2002 – 414с

13.Чучмай В.П. Научно-практическое использование календаря природы в Краснодарском крае. Краснодар 2005 – 150 с.

 

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

Медведев Г.С. Ананьева Н.Б. Красная книга Краснодарского края, Краснодар: Изд-во 2007 - 480с.

Горностаев Г.Н. Насекомые. Энциклопедия природы России, Москва: Изд-во M.ABF, 2001- 560 с.

Браун В. Настольная книга любителя природы, Санкт-Петербург: Изд-во Ленинградское, 2005

Мариковский П. Тайны мира насекомых, Изд-во: Астрахань, 2003г.

 

 

 

 

 

Электронные источники

1.Юннатское движение России. Дополнительное образование детей эколого-биологической направленности http://www.ooptkk.ru/book/lxport/htm/17http://zooloq-am.ru

2.Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] - http://nsportal.ru

3.Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]- www.edu.ru

4.Фестиваль педагогических идей. [Электронный ресурс] - http://festival.1september.ru

Приложение № 1

 

Диагностика результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественно-научной направленности «Экология-наука о доме»

 

I. Теоретическая подготовка ребенка (знания)

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

Зачетная работа

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Зачетная работ

II Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Зачетная работа

2.2. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)

Креативность в выполнении практических заданий

Проектные работы

III. Обще учебные умения и навыки ребенка

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.2. Учебно-коммуникативные умения:(умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссии) Адекватность восприятия информации, идущей от педагога. Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика

3.3. Учебно-организационные умения и навыки: (организация своего рабочее места, соблюдение правил безопасности)

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. Аккуратность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Тема занятия: Сравнительный анализ видового разнообразия почв.

Понятие о плодородии.

Цели занятия:

Образовательная: объяснить учащимся, что такое плодородие, почва, расширить кругозор учащихся.

Развивающая: научить правильно, организовать труд, развить познавательный интерес.

Воспитательная: воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности.

Оборудование урока: веник, тяпка, лопата.

Основные понятия урока: почва, плодородие.

План занятия:

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

Изложение нового программного материала:

Понятие и типы почв.

Понятие о плодородии.

Оценка урожайности.

Закрепление пройденного материала

Итог урока.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Проверка готовности.

II. Повторение пройденного материала

2. Основные правила труда при сельскохозяйственных работах.

III. Изложение нового программного материала:

1.Понятие и типы почв.

Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

Основные типы почв.

Торф. Редко, но все же встречаются сады с очень торфянистыми почвами, обычно в сырой и болотистой местности (например, область торфяных болот в Восточной Англии). Торфянистая почва темного цвета, обладает легкой, губчатой структурой и богата волокнами: если горсть торфа сжать в ладони, он быстро восстановит исходную форму. Торфянистые почвы способны впитывать и удерживать большое количество воды, которая иногда поднимается к самой поверхности. Дренирование такой почвы иногда становится проблемой, но зато она очень плодородна и легко обрабатывается. Хорошо растут примулы и лилии, а также голубой мак.

Известь. Почвы, содержащие известь, могут быть очень разными. В худшем случае это сухие и каменистые почвы, содержащие твердый мел и известняк. В лучшем — несмотря на щелочную реакцию, почва может оказаться отличным плодородным суглинком. Чрезмерная щелочная реакция может вызвать пожелтение листьев (хлороз) у некоторых растений, например, у камелий. Эту обедненную каменистую почву трудно обрабатывать, а в сырую погоду она делается мягкой и клейкой. Не всем растениям под силу справиться с такой почвой, и все же некоторые предпочитают ее: ладанник, розмарин и гвоздики чувствуют себя на ней совсем неплохо.

Песок. Песчаные почвы рыхлые, легко дренируются, их легче всего обрабатывать, вам даже не придется очищать инструменты. Почва быстро прогревается весной, а значит, хороша для получения ранних урожаев. Многие растения хорошо растут на песчаных почвах, но будьте осторожны с видами, имеющими поверхностную корневую систему. При условии кислой реакции (рН ниже 7) даже летние верески и рододендроны будут расти отлично. Рыхлость песчаных почв им по душе; обеспечьте достаточный полив, и они будут процветать.

Глина. Это, пожалуй, самый сложный тип почв для садовода. Зимой глина промерзает, становится сырой и клейкой, обрабатывать участок нельзя, иначе почва утрамбуется в твердую массу. Растения в буквальном смысле тонут, если глинистая почва заболачивается. Летом же она может пересохнуть и потрескаться. Из-за плохого дренажа влага удаляется только испарением. Прополка всегда трудна. Сеянцы в холодное время не могут пробиться сквозь корку, в летнюю жару они вянут.

2.Понятие о плодородии.

Плодородие является качественным свойством почвы, ее специфической особенностью. Почва и ее плодородие неотделимы одно от другого как количество и качество, как форма и содержание. Под плодородием необходимо понимать способность почвы производить урожай растений. Эти условия сводятся в основном к следующему:

1.Почва должна заключать в себе в достаточном количестве и в удобоусвояемой форме все необходимые для питания растений вещества.

2.Почва должна содержать в себе достаточное количество влаги.

3.В почве должны быть благоприятные тепловые условия.

4.В почве должен находиться воздух, необходимый для дыхания корней растений и жизнедеятельности микроорганизмов.

5.В почве не должно быть вредных для растений соединений.

6.Почва должна иметь реакцию, близкую к нейтральной.

7.В почве должны отсутствовать болезнетворные для культурных растений бактерии и грибы, а также насекомые — вредители сельскохозяйственных растений.

8.Почва должна быть чистой от сорняков и обладать известной рыхлостью, обеспечивающей свободное развитие корневой системы растений.

IV. Закрепление пройденного материала.

1. Что такое почва?

2. Какие типы почв Вы знаете?

3.С помощью каких показателей можно оценить почву?

4.Подведение итогов занятия

 

 

 

 

Тема занятия «Агроном – профессия настоящего и будущего»

Цель:

-определить значимость профессии агронома в сельском хозяйстве и для общества в целом.

Задачи:

- выяснить наличие способностей, склонностей и умений связанных с профессией агронома;

-сформировать установку на успешную профессиональную деятельность; -воспитание чувства любви к родному краю, труду земледельца.

Оборудование:

Презентация «Агроном – профессия настоящего и будущего»

 

Ход мероприятия:

 

Представление профессии агронома учениками

 

О какой же профессии мы будем с вами сегодня говорить, о профессии агронома. Пройдёт несколько лет и перед каждым из вас встанет выбор – куда пойти учиться? Сегодня мы постараемся так рассказать о профессии агронома, чтобы в вашей душе загорелась искорка, искорка любви и уважения к рабочей профессии сельского жителя.

 

Значимость профессии для общества

В древности люди заметили, что качество и количество урожая напрямую зависит от погодных факторов и от природных особенностей местности. Человек внимательно отслеживал эти зависимости и применял свои наблюдения в земледелии. Но если раньше каждый земледелец мог рассчитывать только на свою наблюдательность, то сегодня вся земледельческая отрасль ориентируется преимущественно на исследования и достижения агрономов – специалистов, которые посвятили свою жизнь развитию сельского хозяйства. Сегодня профессия агронома для общества значима

 

 

 

Переоценить значимость профессии агронома невозможно. От агронома зависит не только развитие сельского хозяйства в целом, но и качество и количество основных продуктов питания для каждого из нас, без которых в мире наступила бы голодная эпоха: картошки, хлеба, огурцов, капусты и т.д. Работа агронома большое значение имеет для поддержания жизнедеятельности всего человечества. Профессия агронома весьма востребована в различных крупных сельскохозяйственных комплексах страны, в небольших фермерских хозяйствах, оранжереях, питомниках, теплицах и научно-исследовательских и образовательных институтах.

 

Актуальность профессии

 

Человечество не уменьшается, а увеличивается год от года. Вместе с ростом количества людей, точно же так растет и востребованность профессии агроном. Без полноценного питания, которое обеспечивают, в том числе и агрономы, человечество попросту вымрет. Только агрономы могут обосновано сказать, когда стоит сажать или убирать урожай, как бороться с вредителями, а также какие меры применять к растениям, чтобы уберечь их в непогоду.

 

4. История профессии

 

Профессия агронома очень древняя. Она зародилась несколько веков тому назад. Люди Древнего Египта, Китая, Греции, Рима и Индии знали, как правильно нужно обрабатывать землю и выращивать растения. В Древнем Египте существовали специалисты, которые не просто выращивали растения, но и умели это делать "правильно", добиваясь высоких урожаев при минимальных потерях. Первыми же агрономами можно считать людей, которые смогли окультурить дикорастущие растения и научили других жителей поселений выращивать их под контролем с возможностью прогнозирования урожая

 

5.Профессия агроном

 

Наука агрономия занимается изучением сельскохозяйственного производства, а специалист этой сферы деятельности именуется агрономом. Название профессии произошло от древнегреческого ἀγρός (пашня, поле, деревня) и νόμος (закон, обычай). В своей работе агроном руководствуется законами поля и обычаями, которые завели в деревнях еще наши далекие предки. Агроном-это специалист, основная задача которого заключается в совершенствовании сельскохозяйственного производства и контроле за работой полеводов, садоводов, механизаторов, комбайнеров. Агрономы определяют в какое время, где и какие культуры лучше всего высаживать, проводят исследования в области агрономии, разрабатывают и внедряют инновационные технологии по борьбе с вредителями и болезнями растений, осуществляют селекционные работы, контролируют посев, сбор и хранение собранного урожая, оценивают эффективность удобрений и способов обработки почвы.

 

6.Известные агрономы

Первыми агрономами, которые разработали новую методику по выращиванию зерновых и овощных культур, были А.Т. Болотов и И.М. Комов. Весомый вклад в науку агрономия внесли учёные В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, Д.Н. Прянишников, И.В. Мичурин. Благодаря их научной деятельности современный агроном может добиться высоких результатов в получении урожая

Ребята, из нашей беседы вы узнали много интересного о профессии агронома. А сейчас вы попробуйте в группах определить какими главными качествами должен обладать человек этой профессии.

Самыми главными качествами, которыми должен обладать агроном, являются любовь к земле и понимание всех процессов, которые требуются для получения высокой урожайности.

 

Личные качества:

-аналитический ум

-оперативная память

-наблюдательность

-развитый глазомер

-чувство ответственности

-устойчивость к заболеваниям

-физическая выносливость.

 

9. Рисование плакатов «Виды трудовой деятельности»

 

Тема занятия «Оптические приборы»

 

 

 

 

t1712499136aa.jpg

 

 

А что это такое, оптические приборы?

Оптические приборы — это устройства, в которых излучение какой-либо области спектра (ультрафиолетовой, видимой, инфракрасной) преобразуется для нормального восприятия их человеческим глазом.

Приборы для рассматривания мелких объектов (лупы и микроскопы)

 

 

t1712499136ab.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Приборы для рассматривания далеких объектов (зрительные трубы, телескопы, бинокли)


 

t1712499136ac.jpg

Увеличение – это отношение угла зрения при наблюдении предмета через оптический прибор к углу зрения при наблюдении невооруженным глазом (характеристика оптического прибора )

 

Линза от немецкого Linse от латинского lens чечевица

 

 

t1712499136ad.jpg

 

Это деталь из оптически прозрачного однородного материала, ограниченная двумя полированными преломляющими поверхностями вращения, например, сферическими или плоской и сферической

t1712499136ae.jpg


 


 


 


 

Фотоаппарат (фотографический аппарат, фотокамера) — устройство (прибор, механизм, конструкция) для получения и фиксации неподвижных изображений материальных объектов при помощи света.


 

t1712499136af.jpg

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации